69036

Физические и математические модели периодических сигналов. Временное и спектральное представление

Лекция

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Физические и математические модели периодических сигналов. Физические модели периодических сигналов. Математические модели периодических сигналов. Спектральное представление периодических сигналов.

Русский

2014-09-29

166 KB

9 чел.

Практическое занятие 2.4

Тема 2. Физические и математические модели периодических сигналов. Временное и спектральное представление.

1. Физические модели периодических сигналов.

2. Математические модели периодических сигналов.

Спектральное представление периодических сигналов.

/1/, с 44-48

/4/, с 31-38


Учебные вопросы.

Физические модели периодических сигналов.

Периодические сигналы, введенные соотношение (2.3.1) на бесконечной оси времени в реальной природе не могут существовать. Физической моделью таких сигналов является повторяющийся по форме сигналы достаточной продолжительности наблюдения.

Источниками таких сигналов являются, прежде всего, генераторы:

гармонических колебаний;

импульсов (видео- и радиоимпульсов);

релаксационных колебаний;

Органы управления этих генераторов допускают управление всеми теми параметрами сигналов, которые были описаны в лекции 2.3.

Интересующий нас больше других гармонический сигнал можно наблюдать, однако, и без использования генератора, для этого достаточно наблюдать колебания, имеющие место в колебательном контуре простейшей конструкции. (рис 2.4.1).

Самым любопытным свойством данной конструкции является то, что форма выходных колебаний  практически не зависит от формы входного воздействия : как только контуру сообщается какая либо внешняя энергия, в нем возникают периодические колебания напряжения (тока), гармонической формы, с частотой , называемой частотой резонанса.

Строгий анализ свойств линейного четырехполюсника подобного типа будет проведен в курсе ЛРТУ. Сейчас же нам важно уяснить, что колебательный контур является базовым линейным элементом любого из современных (и многих-многих поколений предыдущих) радиотехнических устройств: фильтров, нагрузок усилителей, генераторов и т. д.

Именно по этому возникла задача спектрального (гармонического) анализа сигналов: колебательный контур является материальный носителем гармонического отклика.

И наоборот, те устройства, которые не являются носителями гармонического отклика (например, цифровые, дискретные устройства) абсолютно не требуют привлечения спектральных параметров сигнала для обеспечения и описания своей работы.

Таким образом, математический аппарат спектральной теории сигналов вызван к жизни свойствами физических устройств. Вне свойств реальных устройств этого аппарат бесполезен.

Определение 2(спектра)

Спектром данного сигнала назовем ту область частот, в которой данный сигнал вызывает гармонические отклики при воздействии на материальные носители гармонических откликов.

2. Математические модели периодических сигналов.

В предыдущем изложении (Лекция 2.3) были рассмотрены сигналы вида, представленного на рисунке 2.3.2. 2.3.3 (видео- или радиоимпульсные последовательности)

3. Спектральное представление периодических сигналов.

3.1 Математические основы спектральной теории периодических сигналов.

По своему смыслу задача отображения  сигнала  в спектральной области сводится к задаче представления этого сигнала в виде совокупности гармонических откликов , где — гармоническая функция,  амплитуда гармонического колебания :

(2.4.1)

В математике такая задача известна как задача разложения  произвольной (кусочно непрерывной по Дирихле) функции  по заданной системе ортогональных на отрезке  функций .

Система функций называется ортогональной на отрезке , если  при    (2.4.2)

и для любого  

,

где — норма функции .

Доказано, что для ряда (2.4.1) коэффициенты  определяются с помощью соотношения  то при любом заданном числе слагаемых ряд (2.4.1) наилучшим образом (с минимальной ошибкой) представляет сигнал  по сравнению с другими способами поиска

Ряд (2.4.1) называется обобщенным радом Фурье.

К счастью, гармонические колебания образуют ортогональную систему функций:

где  — период периодической функции , при чем интервал ортогональности .

Косинусные и синусные коэффициенты определяются по формулам:

 

Тогда ряд вида (2.4.1) можно представить ,

где ,

Часто используют вместо (2.4.8) запись ,

где ,

По своему математическому смыслу запись (2.4.8) означает, что временная периодическая функция  может быть представлена в виде бесконечного множества гармонических функций с амплитудами , частотами, кратными , и начальными фазами .

По своему физическому смыслу запись (2.4.8) означает, что непериодический сигнал , воздействуя на бесконечное множество материальных носителей гармонического отклика (контуров и т. д.) вызовет отклик лишь в тех из них, собственная резонансная частота колебаний которых  кратна частоте , амплитуд (интенсивность) отклика будет пропорциональна коэффициентам , а начальная фаза возникших гармонических откликов будет соответствовать .

Определение 3 (спектра).

Спектр сигнала — это прогноз реакции множества материальных носителей гармонического отклика на воздействия конкретной временной формы в виде данного сигнала.

Из соотношения (2.4.8) следует, важнейшее свойство спектров периодических сигналов.

Спектры периодических сигналов любой формы являются линейчатыми, то есть не сплошными! (рис. 2.4.2)

Пример. Спектр периодического ЧМ колебания. Спектр колебаний генератора гармоник.

3.2. Примеры спектрального представления периодических колебаний.

последовательность униполярных видеоимпульсов. (рис. 2.3.2) 

 

В итоге (рис. 2.4.3) Важная закономерность

интервал между составляющими линейчатого спектра по оси частот  определятся периодом ;

“нули” огибающей определяются длительностью импульса .

Меандр.          Меандр — это двухполярная последовательность видеоимпульсов, с  (посылки равной длительности). Для этого сигнала (рис 2.4.4)

Последовательность радиоимпульсов (рис.2.3.3)

В отличии от спектра последовательности аналогичных видеоимпульсов, начинающегося с частоты , спектр последовательности радиоимпульсов симметричен относительно частоты . Коэффициенты гармонических составляющих спектра совпадают с коэффициентами  видеопоследовательности (рис. 2.4.5).

3.3 Понятие о реальном спектре.

Во-первых, из выражения (2.4.8) и последующих примеров следует, что спектр периодических сигналов  содержит бесконечное множество составляющих, т. е. он бесконечен по оси частот. Очевидно, любой реальный сигнал занимает ограничений частотный ресурс.

Действительно, полная мощность сигнала равна сумме средних мощностей, содержащихся в каждой составляющей спектра:

В сумме (2.4.15) заключена огромная энергия. Для определения реального спектра ограничиваются таким числом составляющих, после которых энергия гармонических компонент составляет не более 5% от максимальной. (для последовательности импульсов в ряде случаев достаточно взять всего лишь 3 составляющие).

Во-первых, при условии, что реально “чисто гармонических” колебаний не существует, возникает вопрос: а что же реально существует?

Реально существует отклик конкретной линейной системы на конкретное временное воздействие (сигнал).

Если в модели гармоническое колебание длится бесконечно, то реальный отклик продолжается в зависимости от качества (добротности) колебательной системы и внешнего воздействия.

Многолетняя практика показала высокую точность прогноза реального спектра при использовании математических моделей по теории Фурье.

Выводы.

Ряды Фурье с достаточной для практики точностью позволяют моделировать периодические сигналы в спектральной области.

Кроме определения частотного ресурса сигнала, спектральный метод является удобным инструментом анализа сигналов, проходящих через линейные устройства. В этом случаи имеется возможность (на основе принципа суперпозиции) заменить анализ сигала сложной формы, анализом прохождения через линейную цепь отдельных гармонических составляющих, не манящих свою частоту, а только амплитуду и фазу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10226. Работа с формами. Свойства TForm 166.5 KB
  Лабораторная работа № 3 Работа с формами. Свойства TForm Цель работы: изучить основные свойства класса TForm познакомится с некоторыми событиями форм; научиться использовать формы разных стилей в windowsприложениях. Форма представляет собой фундамент программы на котор
10227. Работа с формами. События TForm 58.5 KB
  Лабораторная работа № 4 Работа с формами. События TForm. Цель работы: изучить события класса TForm, научиться обрабатывать события формы в windowsприложениях. Класс ТForm добавляет несколько событий к родительскому классу TWinControl. Эти события позволяют изменять поведение фор
10228. Стиль приложений SDI 94 KB
  Лабораторная работа № 5 Стиль приложений SDI Цель работы: закрепить навыки создания приложений в стиле SDI познакомится с компонентами классаTImage и TSpeedButton научиться использовать инструментальные панели в приложении, освоить работу с буфером обмена. Термин SDI Single Document ...
10229. Ввод-вывод данных в Delphi 73.5 KB
  Лабораторная работа № 6 Вводвывод данных в Delphi. Цель работы: изучить наиболее часто используемые для организации вводавывода компоненты Edit MaskEdit Label Memo RichEdit StatusBar и встроенные диалоговые окна. Т.к. в предыдущих лабораторных работах уже было знакомство с некоторы
10230. Компоненты TStringGrid, TTreeView, TPageControl, THeaderControl и THeader 68.5 KB
  Лабораторная работа №7 Компоненты TStringGrid TTreeView TPageControl THeaderControl и THeader Цель работы: изучить часто используемые для организации вводавывода компоненты TStringGrid TTreeView TPageControl THeaderControl и THeader. TStringGrid Компонент TStringGrid представляет собой таблицу содержащую строки. Т
10231. Воспитание у древних славян 18.38 KB
  Воспитание у древних славян Воспитание детей у восточных славян при первобытнообщинном строе в период с VI в. по IX в. развивалось в той же логике и с теми же характерными особенностями что и у других первобытных народов. Первоначально процесс воспитания был неотделим от
10232. История европейского образования. Становление средневековой системы воспитания 28.34 KB
  История европейского образования. Становление средневековой системы воспитания Меньшиков В. М. Раннее Средневековье VIII век стал временем первого заметного подъема образования Западной Европы. Ведущую роль в этом процессе сыграли Карл Великий 749814 и Алкуин 735804 ко...
10233. Учитель вечен на Земле 26.84 KB
  Учитель вечен на Земле Цель: вызвать интерес к профессии педагога через книгу. Задачи: рассказать учащимся о развитии школы и учительства, познакомить с выдающимися писателями-педагогами, рекомендовать книги о школе и учителе. Оборудование: ПК му...
10234. Конспект и рефлексивный анализ проведенного урока музыки 73.5 KB
  Конспект и рефлексивный анализ проведенного урока музыки Учитель: Воуба В.Г. Класс: 5 в Дата: 26 ноября 2009 Время: 12:3013:10 Программа: Рачина Б.С. Тема: М.П. Мусоргский Иванова ночь на Лысой горе. Цель: познакомить детей с фантастическими образами в музыке М.П. Мус