69038

Детерминированные сигналы. Специальные способы временного представления. Преобразование Гильберта

Лекция

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Запись гармонического сигнала в виде (2.3.2) называется тригонометрической. Такая запись соответствует описанию колебательного движения некоторой тоски вдоль прямой (ось координат) во времени (Ось абсцисс). Кроме тригонометрической, часто используют запись в комплексной или экспоненциальной форме.

Русский

2014-09-29

167.5 KB

9 чел.

Лекция 2.6

Тема 2. Сообщение и сигнал.

Занятие 1. Детерминированные сигналы. Специальные способы временного представления. Преобразование Гильберта.

Специальные способы временного представления детерминированных сигналов. Огибающая сигнала.

Понятие о преобразовании Гильберта.

/1/. 55-57

/2/. 44-51

/3/. 39-50


Учебные вопросы.

Специальные способы представления детерминированных сигналов. Огибающая сигнала.

Запись гармонического сигнала в виде (2.3.2) называется тригонометрической. Такая запись соответствует описанию колебательного движения некоторой тоски вдоль прямой (ось координат) во времени (Ось абсцисс).

Кроме тригонометрической, часто используют запись в комплексной или экспоненциальной форме.

Так запись вида:

(2.6.1)

соответствует описанию вращения против часовой стрелки вектора длинной А относительно неподвижной точки с круговой частотой и начальной фазой . (рис 2.6.1)

Тогда гармоническому колебанию вида (2.3.2) соответствует запись

(2.6.2)

которая в математическом смысле представляет собой действительную часть комплексной функции

(2.6.3)

Механическая интерпретация записи (2.6.2) заключается в представлении колебательного движения в виде проекции вращательного движения на одну ось  (действительных значений) (рис 2.6.2)

В свою очередь запись (2.6.4) содержит описание двух проекций колебания: на действительную ось — через , и описание проекции на мнимую ось — через функцию, полученную в результате изменения фазы  на .

Сигнал

(2.6.4)

называют сигналом, сопряженным с сигналом .

Очевидно, что

— амплитуда гармонического колебания, (2.6.5)

— полная фаза гармонического колебания, (2.6.6)

— круговая частота гармонического колебания. (2.6.7)

Поскольку гармоническое колебание вида (2.3.2) не встречается в природе (хотя и выступает удобной математической моделью) то при описании реальных сигналов пользуются  записью, называемой квазигармонической:

 (2.6.8)

То обстоятельство, что множитель  перестал быть константой, и зависит от времени (так же как и фаза ), придает сигналу вида (2.6.8) свойства, принципиально отличные от сигнала вида (2.3.2).

Пример “квазигармонического” сигнала представлен на рисунке 2.6.3.

На рисунке можно наблюдать проявления двух различных сигналов. Сигнал  соответствует первичному электрическому сигналу речевого сообщения. (он “несет” сообщение)

Одновременно можно видеть колебание с частотой , соответствующей частоте несущей, выполняющей роль переносчика первичного электрического сигнала в конкретной среде передачи. Судя по меняющейся “амплитуде”, результирующее колебание не Является гармоническим.

В точке приема, очевидно, интерес будет представлять не весь сигнал, а только те его признаки которые соответствуют . Колебания с частотой  не несут сообщения, но выполняют технически важную функцию. Применительно к записи (2.6.8). Эти признаки описываются множителем , который носит название огибающей квазигармонического колебания.

Если сигналу  вида (2.6.8) подобрать (по некоторому правилу) сопряженный сигнал , то по аналогии с (2.8.5) можно записать

(2.6.9)

В выражении (2.6.9) пара !! — квадратурные компоненты.

Тогда, по аналогии с (2.6.6), существует аргумент

(2.6.10)

называемый полной мгновенной фазой, а по аналогии с (2.6.7) вводится понятие мгновенной частоты.

 (2.6.11)

Слово “мгновенной” призвано подчеркнуть невозможность зафиксировать конкретное значение фазы и “частоты”  в колебании вида (2.6.8).

свойства “мгновенной частоты” поместим в ту же таблицу, где ранее были сведены свойства параметра “частота” гармонического колебания:

 зависит от времени t.

при прохождении сигнала через линейную цепь с постоянными параметрами может изменяться.

не может служить аргументом передаточной функции цепи.

для данного сигнала в данный момент времени принимает одно единственное значение.

В обобщенной текстовой форме сигнал  может быть записан

, где ;  

Эта запись имеет специальное название — аналитический сигнал.

Аналитическим назовем сигнал, представленный в комплексной форме, (2.6.12) для которого справедливы соотношения (2.6.9)-(2.6.11) для огибающей , и мгновенной фазы , мгновенной частоты , выраженные через квадратурные компоненты сопряженные по Гильберту.

Сопряженным по Гильберту оказывается сигнал, имеющий тот же амплитудный спектр, что и исходный сигнал, а фазовый спектр сдвинутый  относительно исходного сигнала :

(2.6.14)

где — спектр Фурье, (комплексная спектральная плотность) исходного сигнала;

— амплитудный спектр;

— фазовый спектр.

Важно заметить, что для поиска четырех функций  достаточно знать две из них. Остальные легко определяются из приведенных выражений.

Понятие о преобразовании Гильберта.

Для того, чтобы однозначно сформулировать правило поиска  по виду сигнала  (с целью определения его огибающей  и мгновенных параметров), сформулируем требования к искомому результату.

Судя по рисунку (2.6.3), огибающая должна удовлетворять условию  при любом значении .

При  — в общих крайних точках — их производные совпадают;

Из сравнения (2.6.5—2.6.7) и (2.6.9—2.6.11), видно, что для гармонического колебания огибающая совпадает с амплитудой, а мгновенная частота — с частотой гармонического колебания;

Малым изменениям сигнала  должны соответствовать малые изменения  и ;

Мгновенная фаза и мгновенная частота не должны зависеть от мощности сигнала; это условие выполняется в случаи линейности оператора преобразования  в .

Единственным линейным оператором, при котором для всех гармонических сигналов выполняется условие 3), является преобразование Гильберта:

где сигналы  и  называются сопряженными по Гильберту.

В принципе, существуют несколько других преобразований, отвечающих некоторым отдельным свойствам и требованиям из перечисленных. Однако в совокупности только преобразование вида (2.6.13)  позволяет удовлетворить всем требованиям к огибающей и имеет ряд других полезных свойств.

Несмотря на внешнюю сложность преобразования (2.6.13), оно имеет достаточно простой физический смысл:

Очевидность и справедливость такого преобразования для гармонического сигнала  иллюстрировалась выше выражением (2.6.4)

Выводы:

В теории связи и общеинженерных приложениях кроме тригонометрической формы, используют комплексную форму представления сигналов.

Двойственность задач, возлагаемых на электрические (квазигармонические) сигналы (колебания):

“переносить” сообщения (низкочастотный сигнал)

“переносить” НЧ сигнал в среде передачи (ВЧ сигнал) — порождает постановку задачи о выделении огибающей (НЧ) из квазигармонического сигнала.

Определенные виды огибающей осуществляются на основе использования квадратурных компонент исходного сигнала , и сопряженного с ним (по Гильберту) сигнала .

получение сопряженного сигнала возможно с помощью линейного устройства, осуществляющего поворот фазы каждой гармонической компоненты  на (фазовращателя)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54137. Розв'язування вправ на всі дії з десятковими дробами. Урок-подорож сторінками Червоної книги України 36 KB
  Розповідь вчителя про Міжнародну Червону книгу та Червону книгу України слайд 12 ІІ. На мультимедійну дошку проектуються завдання: Сполучити між собою звичайні дроби та рівні їм десяткові слайд 3: 125 02 0013 05 002 2. Виконати запропоновані дії слайд 4 Кожна дія супроводжується формулюванням відповідного правила. Розгадати кросворд і у виділеному стовпці прочитати назву рослини занесеної до Червоної книги слайд 5 1.
54139. Разработка диверсификационной стратегии компании ООО «Гем» на рынках лабораторных расходных материалов 1.85 MB
  Подавляющее большинство компаний, вне зависимости от выбранной стратегии и масштаба деятельности рано или поздно ставит перед собой задачу роста. Эта задача может быть связана, как со стремлением бизнеса постоянно повышать свою капитализацию или увеличивать денежный поток, с целью генерирования прибыли, так и с возможным желанием владельцев удовлетворять свои амбиции
54140. З досвіду організації самостійної роботи студентів 85.5 KB
  Самостійна робота студентів є важливим фактором підвищення ефективності пізнавального процесу під час підготовки майбутніх фахівців. Це пов`язано з тим що тільки в процесі самостійної роботи студент одержує міцні знання розвиває вміння творчого мислення та використання знань у практичній діяльності. Форми самостійної роботи студентів та проблеми її організації дуже різноманітні. Основні напрями рішення цієї проблеми:...
54141. Означення квадратного рівняння. Неповні квадратні рівняння, їх розвязування 35.5 KB
  Мета: освітня: удосконалити знання учнів про означення квадратного рівняння; удосконалити вміння розв’язувати неповні квадратні рівняння; розвиваюча: розвивати вміння вільно висловлюватися з теми відпрацьовувати вміння говорити коротко але по суті й переконливо; виховна: виховувати активність увагу...
54142. Загальна схема дослідження функції та побудова її графіка 624 KB
  Узагальнити та систематизувати знання студентів з теми Дослідження функції і побудова її графіка за допомогою похідної. Знайдемо стаціонарні точки функції. За допомогою другої похідної знаходимо напрямки опуклості і точки перегину графіка функції: критична точка другого роду.
54143. Додавання і віднімання десяткових дробів 44.5 KB
  –Перевіримо чи всі документи готові для експедиції – перевірка готовності робочих місць наявність домашнього завдання. Підготовка до експедиції. – При виконанні завдань експедиції необхідно вміння перевіряти себе. До експедиції готові то ж у путь ІІІ.
54144. Степень с отрицательным целым показателем 295.5 KB
  Но дай срок обдумать ответ. Повелитель был ответ приказание твое исполняется. Повелитель ответили ему математики твои трудятся без устали и надеются еще до рассвета закончить подсчет. Ради этого я и осмелился явиться перед тобой в столь ранний' час ответил старик.
54145. Формирование самообразовательной компетентности учащихся 9-ых классов способами математики 260.5 KB
  Вы будете знать: историю развития понятия функции разные способы преобразования графиков функций новые методы решения систем уравнений и неравенств второй степени и высших степеней; уметь: исследовать и строить графики квадратичных функций которые содержат переменную под знаком модуля решать неравенства и уравнения с параметрами проводить сравнительный анализ разных методов решения обобщать и систематизировать полученную информацию писать рефераты выбирать и работать с дополнительной литературой. Головне видво1989 елевая установка...