69044

Обще сведения о модулированных сигналах. Классификация. Сигналы модулированные по амплитуде

Лекция

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Трансформация переносчика в линейный сигнал осуществляется в процессе модуляции. С учетом особенностей линий связи в процессе модуляции решаются следующие задачи: 1 Перенос признаков сообщения в область частот переносчика формирование линейного сигнала; 2 Придание линейному сигналу...

Русский

2014-09-29

226 KB

14 чел.

Лекция 3.1

Тема 3. Модулированные сигналы.

Занятие 1.Обще сведения о модулированных сигналах. Классификация. Сигналы модулированные по амплитуде.

  1.  Общие сведения о модулированных сигналах и их классификация.

Сигналы модулированные по амплитуде.

Учебные вопросы.

Общие сведения о модулированных сигналах и их классификация.

Сигналы как переносчики информации (сообщений) должны наилучшим образом (эффективно) передаваться по линиям связи.

Сигналы предназначенные для передачи сообщений по линиям связи (заданного вида), называются линейными.

Первичный электрический сигнал, формируемый оконечным устройством (источником сообщения), как правило, не отвечает требованиям по передаче в конкретной линии связи.

Наоборот, сигналы , которые могли бы решать задачу переноса сообщения по конкретной линии связи (называемые переносчиком), формируются устройствами, не связанными с источниками сообщения.

Трансформация переносчика в линейный сигнал осуществляется в процессе модуляции.

Модуляция -- это изменение по закону передаваемого сообщения (первичного сигнала)  параметров вспомогательного колебания,  -- переносчика.

С учетом особенностей линий связи в процессе модуляции решаются следующие задачи:

1) Перенос признаков сообщения в область частот переносчика (формирование линейного сигнала);

2) Придание линейному сигналу свойств, позволяющих выделить этот сигнал среди других сигналов на приемной стороне (придание ЛС селективных свойств)

3) Обеспечение необходимой помехозащищенности канала связи (обеспечение устойчивости ЛС к действию помех)

4) Управление областями использования имеющегося ресурса линией связи.

Низкочастотный сигнал  воздействующий на переносчик, называется модулирующим (управляющим). Модулирующим может быть первичный сигнал или другой, полученный из первичного в результате преобразований: дискретизации, квантования, кодирования и т. п. Во всех случаях модулирующий сигнал содержит передаваемое сообщение.

Результатом воздействия модулирующего сигнала  на переносчик  является модулированное колебание .

Модулированное колебание также содержит передаваемое сообщение. Большинство сигналов электросвязи -- модулированные.

Переносчик  является немодулированным колебанием. Он не содержит сообщения. Его можно назвать модулирующим колебанием.

Восстановление передаточных сообщений на приемной стороне линии связи осуществляется в результате преобразования ЛС, называемого демодуляцией.

Модуляцию можно охарактеризовать как процесс погрузки сообщения на переносчик с целью доставки получателю сообщения. В этом смысле полезным грузом является модулирующий сигнал, а переносчик -- средством транспортировки.

По виду переносчика можно различать следующие виды модуляции:

гармоническая

импульсная

шумовая

В настоящее время чаще других в качестве переносчика применяется гармоническое колебание высокой частоты, называемое несущей.

параметр модулированного колебания, изменяющийся по закону управляющего сигнала, называется информативным.

При модуляции гармонического колебания (несущей) информативными параметрами могут быть амплитуда, частота или фаза переносчика, то есть в общем виде модулированный сигнал имеет вид:

   (3.1.1)

где — изменения амплитудные (огибающей)

— изменение частоты (мгновенной)

— изменение фазы (мгновенной)

По виду информативного параметра различают виды модуляции:

амплитудная (АМ)

частотная (ЧМ)

фазовая (ФМ)

Два последних объединяются в группу сигналов угловой модуляции. В сою очередь, АМ имеет разновидности балансная модуляция (БМ) и однополосная модуляция. (ОМ).

Перечисленные  виды модуляции связанны с непрерывным изменением информативного параметра. При дискретном применении информативного параметра (конечном числе значений параметра) модуляция именуется манипуляцией.

Различают манипуляцию:

амплитудную (АТ)

частотную (ЧТ)

фазовую (ФТ и ОФТ, ФРМ)

Наряду с гармонической несущей в радиотехнике в качестве переносчика широко применяются последовательности импульсов (прямоугольной формы).

Информативным параметром в этом случаи могут быть амплитуда, длительность, частота следования и временное положение (фаза) импульсов относительно тактовых точек. Этим информативным параметрам соответствует четыре вида импульсной модуляции:

амплитудно-импульсная (АИМ)

широтно-импульсная  (ШИМ)

частотно-импульсная  (ЧИМ)

фазо-импульсная  (ФИМ)

В качестве переносчика можно также использовать флуктуационное колебание (шум). При шумовой модуляции информативными могут быть различные моменьы закона распределения шумового переносчика: первый начальный момент — матожидание, второй центральный момент — дисперсия и т.д.

Возможны комбинации видов модуляции как за счет сочетания информативных параметров (амплитудно-фазовая модуляция и др.), так и за счет комбанаяции переносчиков (модуляция вида АИМ-АМ и т. п.)

Как было замечено ранее, только случайный первичный сигнал  может нести сообщение (информацию). Поэтому модулированный (линейный) сигнал — это, как правило, случайный сигнал. В то же время, количественные показатели, характеризующие модулированный сигнал, вводятся только для случаев детерминированных первичных сигналов.

Например, для гармонического переносчика, таким сигналом является ток , где , — постоянные величины.

Такой подход имеет место по двум причинам.

Во-первых, для случайного сигнала в качестве модели удобно использовать “предельный” детерминированный сигнал, чтобы правильно оценивать ресурс системы при достижении случайным сигналом предельных значений параметров энергетических , спектральных и т. д. Детерминированная модель проще в анализе и дает точные (граничные) (предельные) оценки.

Во-вторых, в инженерной практике до передачи реального сигнала канал испытывается измерительным детерминированным сигналом с таким расчетом, чтобы аппаратура была готова обеспечить передачу с заданным качеством случайного (заранее не известного !) сигнала.

Таким образом, при рассмотрении каждого из видов модуляции необходимо разобраться, какими неслучайными показателями характеризуется данный вид модуляции и какие характеристики (ресурс) должен иметь канал при передаче по нему случайных сигналов с заданным видом модуляции.

Сигналы, модулированные по амплитуде.

Амплитудная модуляция (АМ) и ее разновидности.

Суть амплитудной модуляции заключается в изменении огибающей  модулированного колебания (вида 3.1.1) по закону управляющего сигнала  при неизменных частоте  и начальной фазы .

Аналитически это означает условие:

  (3.1.2)

где — коэффициент пропорциональности между значением  и изменением огибающей.

В общем виде первичный сигнал (например, речевой) можно записать:

   (3.1.3)

где — огибающая, — полная фаза (изменение частоты) первичного сигнала.

Если , а , имеет место гармонический низкочастотный импульсный сигнал (ток):

   (3.1.4)

Тогда при амплитудной модуляции модулированный сигнал описывается выражением:

(3.1.5)

При модуляции тоном:

  (3.1.6)

где — амплитуда несущей;

— частота несущей;

— коэффициент (глубины амплитудной) модуляции, характеризующей относительное изменение огибающей (по отношению к несущей),  (во избежании искажений).

Выражение (3.1.5) нетрудно преобразовать:

(3.1.7)

Для случая модуляции тоном:

(3.1.8)

Из (3.1.7) следует:

  1.  амплитудно-модулированное колебание содержит три спектральные компоненты:

колебание несущей (первое слагаемое), не содержащие информационных признаков:

колебание нижней боковой полосы (второе слагаемое) м колебание верхней боковой полосы (третье слагаемое), содержащее все информативные признаки: одинаковые амплитудные, симметричные (относительно ) частотные, и несимметричные — фазовые.

Таким образом, в одной боковой полосе достаточно информационных признаков, чтобы восстановить первичный сигнал на приемной стороне:

  (3.1.9)

Запись (3.1.9) представляет собой запись сигнала однополосной модуляции (ОМ), который можно получить путем подавления несущей и одной из полос в спектре сигнала АМ:

Если в записи (3.1.7) исключить несущую:

(3.1.11)

то полученное выражение соответствует сигналу балансной модуляции (рисунок 3.1.3)

Сравнивая (3.1.9) и (3.1.3), можно заметить:

огибающая сигнала ОМ повторяет с точностью до множителя огибающую первичного сигнала;

приращение фазы определяется полной фазой первичного сигнала;

приращение частоты относительно  равно частоте модулирующего колебания.

В частности, для случая модуляции тоном (рисунок 3.1.2)

   (3.1.10)

таким образом, колебание вида (3.1.9) никак не соответствует правилу (3.1.2) для АМ, а классифицируется как колебание с амплитудно-фазовой модуляцией.

Действительно, в отличие от сигнала вида (3.1.8) сигнал  вида (3.1.10) не содержит явно изменяемых ни амплитудных, ни частотных признаков (монохроматическое колебание !), хотя в нем заложены все исходные информационные признаки.

Спектральные свойства сигналов, модулированных по амплитуде.

Общее правило построения амплитудного спектра АМ сигнала состоит в переносе спектра модулирующего сигнала по оси частот вправо на  и зеркальном отображении его относительно несущей , уменьшением амплитуд боковых составляющих  в  раз!

При этом из условия   следует, что , или     (3.1.12)

Спектральное изображение сигнала балансной модуляции будет отличаться только отсутствием несущей (рисунок 3.1.3).

Для сигналов АМ и БМ ширина заменяемого спектра :

 (3.1.13)

где — наивысшая частота первичного сигнала  .

Таким образом, самой компактной спектр имеют сигналы ОМ.

Энергетические свойства сигналов, модулированных по амплитуде.

Выбор амплитудного параметра в качестве информативного обуславливает требование к линейности усиления сигналов рассматриваемых видов. В любом усилительном устройстве участок линейного (без искаженного) усиления ограничен по амплитудному признаку.

Пусть граничные возможности устройства по линейному усилению характеризуются значением напряжения .

Тогда для АМ:

 (3.1.15)

для БМ:

     (3.1.16)

для ОМ:

     (3.1.17)

С учетом того, что

  (3.1.18)

можно записать:

— максимальная мощность усилительного устройства.

Для АМ при и ,

для БМ при

для ОМ

Анализ приведенных выше выражений приводит к выводу о явных энергетических преимуществах сигналов ОМ. Переход от тонального модулирующего сигнала к случайному (речевому) ухудшает показатели   по сравнению с , но не нарушает энергетических соотношений между видами модуляции.

Выводы:

  1.  Исторически первыми были предложены и реализованы сигналы АМ. Их неоспоримым преимуществом является простота конструктивной реализации передающих и приемных устройств из-за отсутствия жестких требований к стабильности .
  2.  Самым экономным т эффективным по спектральным и энергетическим показателям являются сигналы ОМ. Однако они задают очень жесткие требования к устройствам формирования  (по стабильности) и устройствам усиления (по линейности), приводя к усилению и удорожанию аппаратуры. В аналоговой телеграфной многоканальной аппаратуре канал с ОМ называется каналом ТЧ(тональной частоты)
  3.  Общим недостатком сигналов, модулированных по амплитуде, является высокая уязвимость от помех всех видов (разрушающих амплитудные признаки линейного сигнала). Избаситься от этого недостатка можно с переходом к угловой модуляции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39075. MATLAB. Арифметические и логические операции. Графики функций 970.82 KB
  Задание: Выполнить арифметические и логические операции в том числе с комплексными числами. Комплексные числа. Числа можно считать константами. Числа используются в общепринятом представлении о них.
39076. MATLAB. Численное решение дифференциальных уравнений 315.39 KB
  Математический пакет MATLAB упростит решение дифференциальных уравнений. Для решения обыкновенных дифференциальных уравнений (ODE) могут быть применены численные методы, которые в MATLAB реализованы в специальных функциях-решателях...
39077. Структура электронной таблицы 45.5 KB
  Другие типы электронная таблица с результатом анализа график отчет. STимеет возможность работы с таблицами с процентными данными при анализе они заполняются выбранным пользователями столбцом.
39078. Дисперсионный анализ 434 KB
  m и одинаковыми дисперсиями Рассмотрим соотношения общая или полная сумма квадратов отклонений межгрупповая факторная сумма квадратов отклонений внутригрупповая остаточная сумма квадратов отклонений В дисперсионном анализе используются усредненные квадраты отклонений В терминах NOV: эффект ошибка MS эффект MS ошибка. Описание процедуры Fctoril NOV Для запуска программы в верхнем меню Sttistics надо выбрать команду NOV. Появиться два списка: Typeofnlysis вид анализа Onewy NOV однофакторный...
39079. Влияние производственно-технологических факторов на потребность в топливе для автотракторной техники при ремонте магистральных нефтепроводов 4.28 MB
  Анализ современного состояния нефтепроводного транспорта Западной Сибири особенностей организации ремонтовнефтепроводов позволил сформулировать цель исследования:установление закономерностей влияния производственнотехнологических факторов на процесс потребления топлива автотракторной техники задействованной при ремонте магистральных нефтепроводов и разработки на этой основе методик управления запасами топлива и определения рациональной структуры парка топливозаправщиков Объект исследований процесс формированияпотребности в топливе...
39080. Оболочка Moodle; история создания, спецификация. Процессы в Linux. Идентификаторы процессов 28.16 KB
  Демоны Возможности тестовой системы MOODLE. Среда дистанционного обучения СДО Moodle это среда дистанционного обучения предназначенная для создания качественных дистанционных курсов. СДО Moodle постоянно развивающийся проект основанный на теории социального конструктивизма.
39081. Управление процессами. Команды nice, nohup, kill, killall. Оболочка Moodle; архитектура, возможности 28.47 KB
  По мнению большинства исследователей занимающихся проблемами дистанционного обучения под последним следует понимать новую форму обучения базирующуюся на применении широкого спектра традиционных и новых информационных технологий а также технических средств которые используются для доставки учебного материала его самостоятельного изучения диалогового обмена между обучающимися и преподавателями и которая в общем случае некритична к их расположению в пространстве и контакту во времени. Вместе с тем эта новая специфическая форма обучения...
39082. Медиаобразовательная среда в контексте педагогического проектирования. Классификация и краткое описание средств организации электронного обучения 27.65 KB
  Ршгд Во всем многообразии средств организации электронного обучения можно выделить следующие группы: авторские программные продукты uthoring Pckges системы управления контентом Content Mngement Systems CMS системы управления обучением Lerning Mngement Systems LMS системы управления учебным контентом Lerning Content Mngement Systems LCMS Авторские программные продукты uthoring Pckges. Системы управления контентом CMS. Системы управления контентом позволяют создавать каталоги графических звуковых аудио...
39083. Навигация по файловой системе. Работа с файлами и каталогами Linux. Создание папки для хранения данных СДО Moodle 89.91 KB
  С этим можно согласиться но при одном условии дистанционное обучение должно быть построено с необходимым и достаточным уровнем качества обучения. В сфере образования под качеством обучения подразумевается соответствие знаний и умений выпускников учебного заведения требованиям предъявляемым со стороны рынка труда. Вторая модель управления качеством образования основана на контроле не только знаний обучаемых но и процессов обучения их организации и применяемых средств.