69152

УСТОЙЧИВОСТЬ ТОНКОСТЕННЫХ СТЕРЖНЕЙ

Лекция

Астрономия и авиация

Стержень - элемент удлинённой формы, работающий на растяжение-сжатие от продольных (осевых) сил (рис. 12.1,а). Стержни в авиационных конструкциях - это стрингеры крыла, фюзеляжа, оперения, пояса лонжеронов, тяги проводки управления и т.д.

Русский

2014-09-30

585.5 KB

15 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 161

 Министерство образования и науки Украины

Национальный авиационный университет

Аэрокосмический институт

Кафедра конструкции летательных аппаратов

 

ЛЕКЦИЯ № 12 (3)

по дисциплине "Конструкция и прочность летательных аппаратов"

12. УСТОЙЧИВОСТЬ ТОНКОСТЕННЫХ СТЕРЖНЕЙ

Составитель проф. Радченко А.И.

 

Киев  2009

12. УСТОЙЧИВОСТЬ ТОНКОСТЕННЫХ СТЕРЖНЕЙ

 Стержень - элемент удлинённой формы, работающий на растяжение-сжатие от продольных (осевых) сил (рис. 12.1,а).

Стержни в авиационных конструкциях - это стрингеры крыла, фюзеляжа, оперения, пояса лонжеронов, тяги проводки управления и т.д. Они имеют обычно тонкостенные поперечные сечения открытого или замкнутого профиля.

 Открытые тонкостенные стержни (рис. 12.1,б) изготавливаются прессованием, прокаткой или штамповкой из тонких листов. их характерными  сечениями являются профили уголкового, швеллерного, таврового и двутаврового типа.

Рис. 12.1. Примеры стержней, применяемых в авиаконструкциях

Наиболее распространёнными стержнями с замкнутыми сечениям являются тонкостенные трубы. В ряде случаев замкнутые сечения получаются после приклёпывания открытого профиля к обшивке (рис. 11.1,в).

Особенностью тонкостенных стержней является недостаточная жёсткость поперечных сечений и возможность их искажения под действием внешней сжимающей силы.       

   Если соотношения размеров стержня таковы, что в про-цессе нагружения не происходит существенного изменения формы и. размеров поперечных сечений, то такой стержень при действии продольной сжимающей силы претерпевает общую потерю устойчивости с изгибом его оси (рис.12.2,а).

Рис.12.2.  Виды потери устойчивости                                        поэтому        разрушение
                 тонкостенных  стержней
                              длинных        изолированных

стержней при сжатии обычно происходит от общей потери устойчивости.

Короткие тонкостенные стержни обладают повышенной изгибной жёсткостью в продольном направлении и при действии сжимающей нагрузки чаще разрушаются в результате выпучивания тонких стенок (рис. 11.2,б) без искривления оси, то есть в результате местной потери устойчивости.  

 12.1. КРИТИЧЕСКИЕ НАПРЯЖЕНИЯ ОБЩЕЙ ПОТЕРИ

     УСТОЙЧИВОСТИ

 12.1.1. Критические напряжения изолированного стержня

 Критические напряжения изолированного стержня при общей потере устойчивости определяются по формуле Эйлера

    ,    (12.1)   где     -радиус инерции поперечного сечения стержня;

 а   -длина стержня (рис. 11.3,a);

с - коэффициент, зависящий от характера опирания торцов:

 при шарнирном опирании   с = 1;      

 при защемлении с = 4;

 для приторцованных концов с = 2.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        12.1.2. Критические напряжения, стержня, работающего
                         совместно с обшивкой.

Если стержень (стрингер) работает не изолированно, а  совместно с обшивкой, то общая потеря устойчивости происходит с изгибом его оси в плоскости, перпендикулярной обшивке. Кроме того, на продольный изгиб в этом случае совместно со стрингером, как  единое целое, работает и часть обшивки, которая называется присоединенной.

В связи с этим критические напряжения общей потери устойчивости стрингера с присоединённой обшивкой обычно будут выше, чем изолированного.

Момент инерции сечения в формуле (12.1) для этого случая определяется относитель-но центральной оси x'-x' (рис.12.3,б) с учётом площади присоединённой обшивки.

       Общая потеря устойчивости пояса балочного лонжерона крыла при сжатии невозможна. Скреплённые с поясом стенка и обшивка стесняют изгиб его оси

Рис 12.3. Расчет момента инерции сечения стержня во всех направлениях.

                Если критические напряжения, определенные по формуле (12.1), выше предела пропорциональности, то для дальнейшего расчёта следует использовать формулу

    ,   (12.2)

где    = b/кр; кр - величина, определённая по формуле (12.1).

12.2. КРИТИЧЕСКИЕ НАПРЯЖЕНИЯ  МЕСТНОЙ  ПОТЕРИ    
        УСТОЙЧИВОСТИ
 

При расчёте критических напряжений местной потери устойчивости тонкостенный стержень рассматривается как система прямоугольных пластинок с размерами а, b и (рис. 12.3,а), соединённых между собой вдоль длинных краёв и по торцам в плоскостях нервюр.     

 Haпример, стрингер, представленный на рис. 12.4, состоит из пяти элементов - пластинок, соединённых между собой. Элементы 1 и 5 имеют по три края; шарнирно опертых (два поперечных – на нервюрах и один продольный – на остальной части стрингера) и по одному продольному краю –свободному. Элементы 2, 3, 4 по всем четырем краям оперты.

Расчет критических напряжений каждого элемента проводится по формуле

  , (12.3)  

где

 bi - характерные размеры i -го элемента;

ki  - коэффициент опирания i -го элемента.

В рассмотренном примере величины k1 и k2 равны:

k1 = 0,425 + (b/а)2

k2 = k3 = k4 = 4

В таблице 12.1 представлены схемы опирания элементов (полок и стенок) для стержней (стрингеров) различной формы поперечного сечения.

На рис. 12.5 рассмотрены примеры определения коэффициентов k.

рис. 12.5. примеры определения коэффициентов k

В случае когда кр.м > р расчёт критических напряжений проводится с использованием формулы (12.2).

          За критические напряжения местной потери устойчивости изо-лированного  стержня принимают меньшее из всех  напряжений кр.м.

 Для стержней, работающих совместно с обшивкой за величину критического напряжения, местной потери устойчивости принимают напряжения, определенные по формуле смешения,  (12.4)

,

где кр.мi - критическое напряжение местной потери устойчивости i-го элемента;  

f - площадь сечения i -го элемента.

Таблица 12.1

 За разрушающее напряжение стрингера принимается наименьшее из критических напряжении общей и местной потери устойчивости.

  разр =(кр.мi)min   (12.5)

  12.3. РАЦИОНАЛЬНЫЕ    ФОРМЫ
        ПОПЕРЕЧНЫХ      СЕЧЕНИЙ  
        ТОНКОСТЕННЫХ СТЕРЖНЕЙ

Так как тонкостенные стержни могут разрушаться и от местной и от общей потери устойчивости, то размеры поперечных сечений их элементов должны быть такими, чтобы обеспечить, по возможности, наибольшие критические напряжения обеих форм потери устойчивости. желательно, чтобы элементы стержней были равноустойчивы.     

Так, например, соотношение размеров b2 и b3  z -образного стрингера
(рис.12.6) можно определить исходя из предпо-ложения, что критические напряжения 1 и 2 элементов одинаковы, т.е  

.

   Так как , а , то при постоянной толщине.

Рис. 12.6. К расчету критических                Наличие  отгибов  b3 сильно  увеличивает

напряжений элементов стержня     коэффициент  k2   и  повышает  устойчивость

полки b2 стрингера. Наивыгоднейшая ширина отгиба b2 = (0,25…0,3)b3.

Уменьшение b3 ведёт к резкому падению устойчивости поддерживаемой стенки b2 , а увеличение b3 , не оказывает влияния на устойчивость полки b2 , но ведёт к значительному ухудшению устойчивости самого отгиба, работающего как пластинка с одним свободные краем.

Для подкрепления стенок прессованных профилей применяют утолщения свободных краёв - бульбы (таблица 12.1), играющие ту же роль, что и отгибы для штампованных.

Утолщение элементов 1, 5 и 3 стрингера, показанного на рисунке. 12.4 (см. первую строку таблицы 2.1), осуществляется как с целью увеличения критических напряжений их местной потери устойчивости, так и для увеличения критических напряжений общей потери устойчивости стрингера, тo же самое следует отметить и у стержней типа тавр и двутавр, полки которых, как правило, выполняются толще стенки. Принятое в них распределение материала по сечению даёт значительное увеличение момента инерции сечения относительно оси, параллельной полкам, а, следовательно, и увеличение критических напряжений общей потери устойчивости.

ВОПРОСЫ

  1.  Дайте определение понятия "стержень"?
  2.  Приведите примеры использования стержней с открытым и замкнутым сечением в авиационных конструкциях.
  3.  Дайте определение понятия " общая потеря устойчивости стержня".
  4.  Дайте определение понятия "местная потеря устойчивости стержня".
  5.  Как определяются критические напряжения изолированного стержня?
  6.  Как определяются критические напряжения стержня, работающего
    совместно с обшивкой?
  7.  Дайте определение понятия "присоединённая обшивка".
  8.  Возможна ли общая потеря устойчивости пояса балочного лонжерона крыла при сжатии?
  9.  Как определяются критические напряжения, если они выше предела пропорциональности?
  10.  Как определяются критические напряжения местной потери устойчивости тонкостенного стержня?
  11.  Опишите применение формулы смешения?
  12.   Опишите рациональные  формы поперечных сечений  тонкостенных стержней.
               
              


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21830. МОНТАЖ ВЫСОТНЫХ СООРУЖЕНИЙ – МАЧТ, БАШЕН, ТРУБ 51 KB
  МОНТАЖ ВЫСОТНЫХ СООРУЖЕНИЙ – МАЧТ БАШЕН ТРУБ 15. При возведении высотных сооружений наиболее распространены следующие методы: наращивание конструкций в проектном положении – поярусное возведение снизу вверх; монтаж поворотом – предварительная сборка сооружения на земле в горизонтальном поолжении с последующим поворотом вокруг шарнира в вертикальное проектное положение; подращивание конструкции – сборка в вертикальном положении начиная с самых верхних секций их подъём подведение под них последующих секций их общий подъём до...
21831. ВОЗВЕДЕНИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ РЕЗЕРВУАРОВ 37.5 KB
  Днище и корпус устраивают из цельносварных рулонированных на заводе полотнищ. Изготавливают рулонные заготовки на специальных двухярусных стендахконвейерах имеющих посты раскроя; сборки и прихватки листов; сварки с одной стороны; сварки с другой стороны; испытания и рулонирования. Готовую заготовку сворачивают в рулон на центральную стойку покрытия или шахтную лестницу и закрепляют от самопроизвольного разворачивания специальными планками на сварке. Готовые к отправке рулоны имеют габариты: высота – 3м; длина – 12 или 18м; вес – 21 или 47т.
21832. СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 282 KB
  Профили автомобильной дороги: А Поперечный профиль; Б продольный профиль; 1 – разделительная полоса 2 – дорожная одежда 3 – укрепительная полоса 4 – обочина 5 – основание под дорожную одежду 6 – тело насыпи 7 – уклоны поперечный и продольный 8 – кювет 9 – зона сосредоточенного ведения работ 10 – естественный профиль местности. Ознакомимся с терминологией характеризующей основные конструктивные элементы автомобильных дорог: поперечный профиль – поперечное сечение автодороги характеризующее составляющие конструктивные...
21833. СТРОИТЕЛЬСТВО ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ В УСЛОЖНЁННЫХ УСЛОВИЯХ СТРОИТЕЛЬСТВА 50.5 KB
  Возведение строительных объектов в условиях плотной городской застройки. При строительстве в условиях плотной городской застройки возникает ряд факторов соблюдение которых обеспечивает качество и долговечность не только непосредственно возводимых объектов но и окружающих их соружений. Для ограничения складских площадей можно организовывать монтаж строительных конструкций с колёс применять максимально укрупнённые элементы применять апробированные в аналогичных условиях передовые строительные технологии.
21834. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ 40 KB
  При составлении строительной технологической документации и выборе технологий выполнения тех или иных строительных процессов необходимо учитывать следующие факторы: наличие повышенного шумового фона сопровождающего почти все механизированные строительномонтажные работы; динамическое воздействие работающих механизмов на окружающие строения и грунты; выброс в атмосферу большого количества пылевых частиц различных фракций и газов от двигателей внутреннего сгорания; выработка большого количества строительных отходов в том числе...
21835. КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ 81.5 KB
  Общие положения Возведение зданий и сооружений невозможно без применения различых машин механизмов и приспособлений облегчающих ведение строительно монтажных работ. Это способ механизированного производства работ при котором все основные и вспомогательные процессы и операции выполняются комплектами машин и механизмов взаимоувязанными по своей производительности и эксплуатациионным параметрам. За расчётный параметр принимается объём работ выполняемый основной ведущей машиной в единицу времени. При подборе комплекта машин и механизмов...
21836. Основные положения технологии возведения зданий и сооружений 105 KB
  Технология возведения зданий и сооружений ТВЗ объединяет простые и сложные технологические процессы различающиеся по основным элементам производства. Технологии возведения зданий и сооружений основываются на целом ряде общих принципов главными из которых являются следующие: технологии строительных процессов должны отвечать современному уровню и быть конкурентноспособны; строительная продукция должна отвечать требованиям государственных стандартов; основным и ведущим строительным процессом является технологический процесс возведения...
21837. Строительное проектирование 57.5 KB
  Она отражает технические объёмнопланировочные конструкционные стоимостные решения по строительному объекту и отвечает на вопрос – Что строить; Проектносметная документация разрабатывается на основе СНиП 110195 Инструкция о порядке разработки согласования утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий зданий и сооружений. Стоимостная информация Сметная документация СМ – стоимость строительства подсчитанная по объёмам строительномонтажных работ. Для возведения зданий и сооружений на современном...
21838. Подготовительные работы 56.5 KB
  Перед началом строительства необходимо выполнить комплекс работ по подготовке строительной площадки. Состав работ носит общий характер для гражданского и промышленного строительства но зависит от местных условий площадки её расположения на рельефе и в городской застройке времени года и вида строительства новое расширение реконструкция. Внутриплощадочные работы: устройство геодезической разбивочной основы; расчистка территории; предварительная вертикальная планировка; водопонижение и водоотвод; перенос транзитных коммуникаций и...