69152

УСТОЙЧИВОСТЬ ТОНКОСТЕННЫХ СТЕРЖНЕЙ

Лекция

Астрономия и авиация

Стержень - элемент удлинённой формы, работающий на растяжение-сжатие от продольных (осевых) сил (рис. 12.1,а). Стержни в авиационных конструкциях - это стрингеры крыла, фюзеляжа, оперения, пояса лонжеронов, тяги проводки управления и т.д.

Русский

2014-09-30

585.5 KB

22 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 161

 Министерство образования и науки Украины

Национальный авиационный университет

Аэрокосмический институт

Кафедра конструкции летательных аппаратов

 

ЛЕКЦИЯ № 12 (3)

по дисциплине "Конструкция и прочность летательных аппаратов"

12. УСТОЙЧИВОСТЬ ТОНКОСТЕННЫХ СТЕРЖНЕЙ

Составитель проф. Радченко А.И.

 

Киев  2009

12. УСТОЙЧИВОСТЬ ТОНКОСТЕННЫХ СТЕРЖНЕЙ

 Стержень - элемент удлинённой формы, работающий на растяжение-сжатие от продольных (осевых) сил (рис. 12.1,а).

Стержни в авиационных конструкциях - это стрингеры крыла, фюзеляжа, оперения, пояса лонжеронов, тяги проводки управления и т.д. Они имеют обычно тонкостенные поперечные сечения открытого или замкнутого профиля.

 Открытые тонкостенные стержни (рис. 12.1,б) изготавливаются прессованием, прокаткой или штамповкой из тонких листов. их характерными  сечениями являются профили уголкового, швеллерного, таврового и двутаврового типа.

Рис. 12.1. Примеры стержней, применяемых в авиаконструкциях

Наиболее распространёнными стержнями с замкнутыми сечениям являются тонкостенные трубы. В ряде случаев замкнутые сечения получаются после приклёпывания открытого профиля к обшивке (рис. 11.1,в).

Особенностью тонкостенных стержней является недостаточная жёсткость поперечных сечений и возможность их искажения под действием внешней сжимающей силы.       

   Если соотношения размеров стержня таковы, что в про-цессе нагружения не происходит существенного изменения формы и. размеров поперечных сечений, то такой стержень при действии продольной сжимающей силы претерпевает общую потерю устойчивости с изгибом его оси (рис.12.2,а).

Рис.12.2.  Виды потери устойчивости                                        поэтому        разрушение
                 тонкостенных  стержней
                              длинных        изолированных

стержней при сжатии обычно происходит от общей потери устойчивости.

Короткие тонкостенные стержни обладают повышенной изгибной жёсткостью в продольном направлении и при действии сжимающей нагрузки чаще разрушаются в результате выпучивания тонких стенок (рис. 11.2,б) без искривления оси, то есть в результате местной потери устойчивости.  

 12.1. КРИТИЧЕСКИЕ НАПРЯЖЕНИЯ ОБЩЕЙ ПОТЕРИ

     УСТОЙЧИВОСТИ

 12.1.1. Критические напряжения изолированного стержня

 Критические напряжения изолированного стержня при общей потере устойчивости определяются по формуле Эйлера

    ,    (12.1)   где     -радиус инерции поперечного сечения стержня;

 а   -длина стержня (рис. 11.3,a);

с - коэффициент, зависящий от характера опирания торцов:

 при шарнирном опирании   с = 1;      

 при защемлении с = 4;

 для приторцованных концов с = 2.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        12.1.2. Критические напряжения, стержня, работающего
                         совместно с обшивкой.

Если стержень (стрингер) работает не изолированно, а  совместно с обшивкой, то общая потеря устойчивости происходит с изгибом его оси в плоскости, перпендикулярной обшивке. Кроме того, на продольный изгиб в этом случае совместно со стрингером, как  единое целое, работает и часть обшивки, которая называется присоединенной.

В связи с этим критические напряжения общей потери устойчивости стрингера с присоединённой обшивкой обычно будут выше, чем изолированного.

Момент инерции сечения в формуле (12.1) для этого случая определяется относитель-но центральной оси x'-x' (рис.12.3,б) с учётом площади присоединённой обшивки.

       Общая потеря устойчивости пояса балочного лонжерона крыла при сжатии невозможна. Скреплённые с поясом стенка и обшивка стесняют изгиб его оси

Рис 12.3. Расчет момента инерции сечения стержня во всех направлениях.

                Если критические напряжения, определенные по формуле (12.1), выше предела пропорциональности, то для дальнейшего расчёта следует использовать формулу

    ,   (12.2)

где    = b/кр; кр - величина, определённая по формуле (12.1).

12.2. КРИТИЧЕСКИЕ НАПРЯЖЕНИЯ  МЕСТНОЙ  ПОТЕРИ    
        УСТОЙЧИВОСТИ
 

При расчёте критических напряжений местной потери устойчивости тонкостенный стержень рассматривается как система прямоугольных пластинок с размерами а, b и (рис. 12.3,а), соединённых между собой вдоль длинных краёв и по торцам в плоскостях нервюр.     

 Haпример, стрингер, представленный на рис. 12.4, состоит из пяти элементов - пластинок, соединённых между собой. Элементы 1 и 5 имеют по три края; шарнирно опертых (два поперечных – на нервюрах и один продольный – на остальной части стрингера) и по одному продольному краю –свободному. Элементы 2, 3, 4 по всем четырем краям оперты.

Расчет критических напряжений каждого элемента проводится по формуле

  , (12.3)  

где

 bi - характерные размеры i -го элемента;

ki  - коэффициент опирания i -го элемента.

В рассмотренном примере величины k1 и k2 равны:

k1 = 0,425 + (b/а)2

k2 = k3 = k4 = 4

В таблице 12.1 представлены схемы опирания элементов (полок и стенок) для стержней (стрингеров) различной формы поперечного сечения.

На рис. 12.5 рассмотрены примеры определения коэффициентов k.

рис. 12.5. примеры определения коэффициентов k

В случае когда кр.м > р расчёт критических напряжений проводится с использованием формулы (12.2).

          За критические напряжения местной потери устойчивости изо-лированного  стержня принимают меньшее из всех  напряжений кр.м.

 Для стержней, работающих совместно с обшивкой за величину критического напряжения, местной потери устойчивости принимают напряжения, определенные по формуле смешения,  (12.4)

,

где кр.мi - критическое напряжение местной потери устойчивости i-го элемента;  

f - площадь сечения i -го элемента.

Таблица 12.1

 За разрушающее напряжение стрингера принимается наименьшее из критических напряжении общей и местной потери устойчивости.

  разр =(кр.мi)min   (12.5)

  12.3. РАЦИОНАЛЬНЫЕ    ФОРМЫ
        ПОПЕРЕЧНЫХ      СЕЧЕНИЙ  
        ТОНКОСТЕННЫХ СТЕРЖНЕЙ

Так как тонкостенные стержни могут разрушаться и от местной и от общей потери устойчивости, то размеры поперечных сечений их элементов должны быть такими, чтобы обеспечить, по возможности, наибольшие критические напряжения обеих форм потери устойчивости. желательно, чтобы элементы стержней были равноустойчивы.     

Так, например, соотношение размеров b2 и b3  z -образного стрингера
(рис.12.6) можно определить исходя из предпо-ложения, что критические напряжения 1 и 2 элементов одинаковы, т.е  

.

   Так как , а , то при постоянной толщине.

Рис. 12.6. К расчету критических                Наличие  отгибов  b3 сильно  увеличивает

напряжений элементов стержня     коэффициент  k2   и  повышает  устойчивость

полки b2 стрингера. Наивыгоднейшая ширина отгиба b2 = (0,25…0,3)b3.

Уменьшение b3 ведёт к резкому падению устойчивости поддерживаемой стенки b2 , а увеличение b3 , не оказывает влияния на устойчивость полки b2 , но ведёт к значительному ухудшению устойчивости самого отгиба, работающего как пластинка с одним свободные краем.

Для подкрепления стенок прессованных профилей применяют утолщения свободных краёв - бульбы (таблица 12.1), играющие ту же роль, что и отгибы для штампованных.

Утолщение элементов 1, 5 и 3 стрингера, показанного на рисунке. 12.4 (см. первую строку таблицы 2.1), осуществляется как с целью увеличения критических напряжений их местной потери устойчивости, так и для увеличения критических напряжений общей потери устойчивости стрингера, тo же самое следует отметить и у стержней типа тавр и двутавр, полки которых, как правило, выполняются толще стенки. Принятое в них распределение материала по сечению даёт значительное увеличение момента инерции сечения относительно оси, параллельной полкам, а, следовательно, и увеличение критических напряжений общей потери устойчивости.

ВОПРОСЫ

  1.  Дайте определение понятия "стержень"?
  2.  Приведите примеры использования стержней с открытым и замкнутым сечением в авиационных конструкциях.
  3.  Дайте определение понятия " общая потеря устойчивости стержня".
  4.  Дайте определение понятия "местная потеря устойчивости стержня".
  5.  Как определяются критические напряжения изолированного стержня?
  6.  Как определяются критические напряжения стержня, работающего
    совместно с обшивкой?
  7.  Дайте определение понятия "присоединённая обшивка".
  8.  Возможна ли общая потеря устойчивости пояса балочного лонжерона крыла при сжатии?
  9.  Как определяются критические напряжения, если они выше предела пропорциональности?
  10.  Как определяются критические напряжения местной потери устойчивости тонкостенного стержня?
  11.  Опишите применение формулы смешения?
  12.   Опишите рациональные  формы поперечных сечений  тонкостенных стержней.
               
              


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39817. Импульсные и цифровые автоматические системы управления 51.5 KB
  К импульсным АСУ относятся системы в состав которых входит хотя бы один элемент дискретного действия преобразующий непрерывный сигнал в последовательность импульсов или в ряд квантованных сигналов. Функциональную схему импульсной системы можно представить состоящей из дискретного элемента и непрерывной части НЧ. непрерывные системы дискретные системы xt непрерывная величина x k величина определена в отдельные промежутки времени производная от непрерывной величины  x k=x kx k1 разность первого порядка вторая...
39818. Развитие автоматизации судов 194.5 KB
  характеризуется внедрением автоматических систем управления регулирования контроля и защиты в объёме. На следующем этапе разрабатываются автоматические системы регулирования и дистанционного управления функционально связанными установками: котельной паротурбинной дизельэнергетической электроэнергетической. Автоматика первого поколения позволила решить главные задачи: повысить маневренность стабильность работы и экономичность судовых машин и систем освободить людей от утомительной обязанности ручной регулировки и управления. Резко...
39819. Классификация систем автоматического регулирования 381.5 KB
  Системы автоматического регулирования нашли широкое применение в многочисленных технологических процессах различных отраслей народного хозяйства. Следящие системы когда изменение выходного параметра Yt происходит по заранее неизвестному закону изменения задающего воздействия Xt. Во время работы системы регулируемая величина Yt должна изменяться в полном соответствии с задающим воздействием т. К таким системам относятся системы автоматического сопровождения цели например телескоп следит за движением небесного тела системы...
39820. Анализ автоматических систем регулирования 362 KB
  Теория автоматического управления делится на: анализ АСР известны параметры блоков их характеристики при этом необходимо определить поведение системы качество регулирования. синтез АСР заключается в нахождении параметров блоков АСР регулятора при заданных показателях качества. АСР могут находиться в двух режимах: Статический все воздействия внутренние и внешние постоянны во времени реальные АСР практически редко находятся в статическом режиме. Для упрощения расчётов АСР проводят линеаризацию ведь как правило поведение...
39821. Разработка проекта комплексного дизайн-графического обеспечения рекламной кампании Уфимского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова в области образовательных услуг 67.17 KB
  Краткая история графического дизайна. Теоретическая значимость: в теоретической части дан подробный анализ истории зарождения графического дизайна и история возникновения наружного штендера. В первой главе представлен краткий обзор истории графического дизайна. Краткая история графического дизайна Графический дизайн художественнопроектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуальнокоммуникативной среды.
39822. Возведение производственного здания 2.01 MB
  Целями данного дипломного проекта являются: обоснование объемнопланировочных и конструктивных решений здания в архитектурностроительной части проекта; конструирование и расчет монолитного железобетонного перекрытия главных и второстепенных монолитных железобетонных балок; разработка технологических карт на сложные виды работ а именномонолитные работы кирпичная кладка и работы по устройству кровли здания; разработка календарного плана строительства здания на основе расчета нескольких вариантов организации строительства их сравнения...
39823. Проектирование фотоотдела при дизайн-студии 381.39 KB
  Установление режима работы предприятия Для определение производственной программы предприятия по определенному формату определенного вида услуг по следующей формуле рассчитывается объем работ: 9 где Оф объем работ по определенному формату определенного вида услуг руб. Цз цена одного заказа по определенному формату определенного вида услуг руб. Отсюда: Объем работ для заказов художественной фотосъемки на формате...
39824. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ 7.55 MB
  Основные факторы влияющие на точность обработки. Этапы обеспечения точности обработки. Пути снижения влияния погрешностей установок на точность обработки 46 3.РАСЧЕТНОАНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТОЧНОСТИ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ.