69167

Системы налогообложения

Лекция

Налоговое регулирование и страхование

Налоги оплата услуг государства за обеспечение гражданских прав и свобод граждан страны. Объект налогообложения событие вещь явление существование которых предполагает уплату соответствующего налога например наличие квартиры или наличие прав на земельный...

Русский

2014-09-30

114.5 KB

0 чел.

Содержательный модуль 5. Системы налогообложения (4 часа)

План

  1.  Системы налогообложения в Украине
  2.  Налоговое планирование
  3.  Оптимизация налогообложения

Литература

  1.  Палей С.Б. Налоговая система (основы теории и практики): Учеб.пособие. – Донецк, Норд-Пресс, 2006. – 248 с.
  2.  Налоговая отчетность. // Сборник систеатизированного законодательства. Выпуск 2,3. – март 2007. – 226 с.

  1.  Системы налогообложения в Украине

Налоги – оплата услуг государства за обеспечение гражданских прав и свобод граждан страны.

Налогообложение - это изъятие части стоимости созданного общественного продукта для использования его с целью выполнения функций государства.

Отличительные  признаки налоговых платежей:

1) законность отчуждения - налог представляет собой отчуждение части собственности субъектов в пользу государства, необходимой для выполнения принятых им на себя функций.

2) Законность принятия и введения - означает, что налоги устанавливаются и взимаются в порядке и на условиях, сформулированных в законодательных документах.

3) Обязательность взноса - уплата налогов имеет не добровольный, а принудительный, безусловный характер.

В налоговом законодательстве применяется понятие «презумпция виновности» - плательщик всегда обязан заплатить налог (т.е. виновен в платеже).

4) Внесение налога в бюджет  в денежной форме применяется в отдельных случаях, когда у плательщика возникают недоимки по налогам, и взыскание обращается на другое (т.е. неденежное) имущество налогоплательщика. Но в случаях, когда излагается такой метод взыскания, отчуждаемое движимое или недвижимое имущество подлежит реализации, и только после получения выручки от реализации, она вносится в бюджет.

5) Безвозмездность уплаты означает, что, с одной стороны, обязательства по уплате налогов являются односторонними, а с другой, в налогообложении существует только одна обязанная сторона – налогоплательщик.

6) Платежи в бюджет или внебюджетные фонды, т.е. бюджет государства, бюджеты местных органов самоуправления. Примером является уплата сборов в Пенсионный фонд Украины или уплата налога с владельцев транспортных средств, часть которого поступает на счет производственного объединения «Укравтодор» (для финансирования строительства и содержания автомобильных дорог).

7) Абстрактность налогового платежа. При внесении в бюджет налоги не имеют целевого назначения. Средства поступают в бюджет на нужды всего государства.

Налогоплательщик - лицо, которое платит налог, т.е. перечисляет средства в бюджет. Как правило, в налоговом законодательстве термин «налогоплательщик» заменяется более простым выражением - «плательщик». При этом совершенно не важно - за счет какого имущества производится такой платеж. А он может производиться или за счет имущества налогоплательщика, пли за счет имущества субъекта уплаты налога.

Субъект уплаты налогов - лицо, за счет имущества которого плательщик производит уплату налога в бюджет. Классическим примером налога, в котором наглядно выявляется сущность налогоплательщика и субъекта уплаты налогов является налог с доходов физических лиц. В частности, физическое лицо, которое является наемным работником на предприятии (т.е. наемным работником юридического лица) выступает в роли субъекта уплаты налога. Ибо с физического лица налог этот удерживается юридическим лицом. И в дальнейшем юридическое лицо уплачивает в бюджет средства, удержанные с наемного работника. Таким образом, юридическое лицо выступает в роли плательщика (обратите внимание, что предприятие платит деньги не свои, а наемного работника).

Объект налогообложения - событие, вещь, явление, существование которых предполагает уплату соответствующего налога (например, наличие квартиры, или наличие прав на земельный участок, продажа товара, получение дохода).

База налогообложения - это количественное выражение предмета налогообложения. Представляет собой стоимостное измерение предмета налогообложения.

Масштаб налога - параметр измерения объекта или базы налогообложения. Применяется, если база налогообложения устанавливается не в стоимостном измерении, а в иных показателях. Так, например, масштабом налога на землю является площадь. Для алкогольной продукции - соответственно, содержание спирта. Для налога с владельцев транспортных средств - соответственно, объем двигателя.

Единица налога - условная единица принятого масштаба. Так, в частности, единицей налога на землю является гектар или квадратный метр.

Бухгалтерский учет (БУ) - на его основе производится учет выполнения абсолютно всех хозяйственных операций, которые осуществляются плательщиком налогов.

Налоговый учет (НУ) - обеспечивает выявление и регистрацию тех операций, по факту выполнения которых возникают налоговые отношения плательщика с бюджетом (т.е. отношения, связанные или с необходимостью увеличения суммы уплачиваемых налогов, или с возможностью уменьшить эту сумму).

Налоговый период - это продолжительность периода, на протяжении которого у плательщика возникает объект налогообложения, за который необходимо уплатить налог. Определяет периодичность уплаты налогов (или один раз в месяц, или же раз в три месяца, в полугодие, в год). Так, например, налоговым периодом НДС является один месяц (квартал), а налога на прибыль - квартал (или один год).

Ставка налога - устанавливается или в процентах к базе налогообложения, или в твердой сумме на единицу объекта налогообложения. Примером твердой суммы является ставка акцизного сбора на нефть и нефтепродукты - она устанавливается в количестве евро за каждую тонну соответствующего продукта.

Налоговый расчет - документ, в котором фиксируется и обосновывается сумма уплаченного налога (налоговая декларация, справка о расчете суммы налогов, отчет об уплаченных налогах).

Срок подачи налогового расчета - предельный срок представления документа.

Методика (формула) определение суммы налога, который подлежит уплате - как правило, она отражается в методике составления налогового расчета.

Налоговые льготы - необязательный элемент (с точки зрения фискальных требований). Но с точки зрения государственного регулирования эта норма является обязательной и первостепенной.

Срок уплаты налога - определяет предельные сроки налоговых и платежей. При их нарушении к плательщикам применяются санкции как к лицам, уклоняющимся от налогообложения.

Получатель (бюджет или внебюджетный фонд) представляет собой реквизиты банковского учреждения (или Государственного Казначейства), на счет и по адресу которых следует перечислять налоговые платежи.

Классификация налогов

По виду объекта налогообложения:

- прямые налоги - их величина зависит от величины доходов, размера имущества плательщиков.

Эти налоги, в свою очередь, подразделяются на:

• реальные прямые налоги - облагается предполагаемый средний доход (госпошлина на операции с ценными бумагами, налог \ плата за землю)

• личные прямые налоги - уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают реальную платежеспособность (налог на прибыль, подоходный налог).

- косвенные налоги - взимаются в составе цены товара (услуг) - НДС и акцизный сбор.

Эти налоги, в свою очередь, подразделяются на:

• косвенные универсальные - облагаются все товары, работы (например, НДС);

• косвенные специфические, или еще говорят, индивидуальные - облагаются строго определенные товары (как, например, акциз);

• фискальные монопольные - на товары, производство мнорых сосредоточено только в руках государства;

• таможенные пошлины.

В зависимости от субъекта налогообложения:

а) налоги с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество физических лиц, некоторые виды госпошлины);

б) налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, НДСи т.д.);

в) смешанные налоги - уплачивают все категории плательщиков.

В зависимости от органа, который устанавливает и конкретизирует налоги, все налоги можно разделить на следующие виды:

а) общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) - устанавливаются законодательством государства и действуют на всей его территории. Полный их перечень следующий:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизный сбор;

3) налог на прибыль предприятий, в том числе дивиденды, которые платятся в бюджет государственными некорпоратизированными, казенными или коммунальными предприятиями;

4) налог на доходы физических лиц;

5) таможенная пошлина;

6) государственная пошлина;

7) налог на недвижимое имущество (недвижимость);

8) плата за землю (земельный налог, а также арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности);

9) рентные платежи;

10) налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

11) налог на промысел;

12) сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет Государственного бюджета;

13) сбор за специальное использование природных ресурсов;

14) сбор за загрязнение окружающей природной среды;

15) сбор в фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения;

16) сбор на обязательное государственное пенсионное страхование,

17) сбор в Государственный инновационный фонд;

18) плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности;

19) фиксированный сельскохозяйственный налог;

20) сбор на развитие виноградарства, садоводства, хмелеводства;

21) единый сбор в пунктах пропуска через госграницу;

22) сбор за использование радиочастотного ресурса Украины;

23) сбор в Фонд гарантирования вкладов физлиц;

24) сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на эл. и теплоэнергию, природный газ;

25) сбор за проведение гастролей;

26) судебный сбор;

27) местные налоги и сборы: с рекламы, коммунальный налог, за парковку, за выдачу ордера на квартиру, курортный сбор, за участие и выигрыш в бегах на ипподроме, тотализаторе, за использование символики, за право проведения кино- и телесъемок, аукционов и лотерей.

По признаку налогово-правового статуса, т.е. в зависимости от полноты налоговой ответственности различают следующие виды плательщиков:

1. Резиденты. Основные признаки:

  •  постоянное местонахождение в стране (183 и больше календарных дней в году);
  •  подлежат налогообложению из всех источников, которые получают на данной территории;
  •  несут полную налоговую ответственность.

Резидент - это субъект хозяйствования, функционирующий как юридическое (а также его филиалы, представительства и т.п.) или как физическое лицо без права образования юридического лица, созданный и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством Украины и на ее территории.

2. Нерезиденты. Основные признаки:

  •  не имеют постоянного места пребывания в стране;
  •  подлежат налогообложению только с доходов, которые получают на данной территории;
  •  несут не полную налоговую ответственность.

Нерезиденты - это юридические лица и субъекты хозяйственной деятельности, которые не имеют статуса юридического лица (филиала, представительства и т.п.) с местонахождением за пределами Украины, которые созданы и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством другого государства.

Классификация налогоплательщиков, которые допустили возникновение недоимки, имеет следующий вид:

1. пассивно законопослушные - у них недоимка возникает по ошибке, они дорожат репутацией, быстро погашают долги.

2. активно законопослушные - допускают задолженность по правовым причинам, доказывают перед налоговой инспекцией свою правоту.

3. бесспорные - имеют средства на счетах, допускают сокрытие доходов.

4. скрытые - не имеют средств на счетах, так как скрывают свою деятельность. Но они не сокращают собственных нужд и имеют средства на других счетах, т.е. ведут двойную бухгалтерию. Область, где это легко сделать, - торговля, так как здесь относительно меньше хозяйственных операций. Относительно сложнее это сделать в перерабатывающей промышленности. Например, чтобы сокрыть доход в машиностроении, необходимо сокрыть поступление сырья, комплектующих и т.п. А это вызывает большие проблемы, так как номенклатура компонентов производства намного большая, чем номенклатура продукции, которая продается.

5. Безнадежные - существуют формально, не имеют средств, не осуществляют деятельности.

6. Фиктивные - создаются по фальшивым, иногда специально для этого похищенным документам. По ним нельзя найти место пребывания таких плательщиков, таким образом, невозможно привлечь их к ответственности. Создаются с целью выполнения одноразовой операции, связанной с получением большой денежной суммы на расчетный счет. После изъятия этой суммы они скрываются, и найти их невозможно.

Объектами налогообложения могут быть:

1) права, которые имеет плательщик;

2) действия, которые выполняются для плательщика, или которые он выполняет, а также результаты его действий.

Среди прав необходимо выделить права имущественные и неимущественные. К имущественным правам относятся: право собственности (на землю, автомобиль, прочее имущество), право пользования (землей).

Права неимущественные (права на неимущественные объекты) делятся на право пользования (местной символикой) и право заниматься определенными видами деятельности (лицензионные сборы).

Действиями, которые становятся объектом налогообложения, могут быть:

  •  вывоз или ввоз на территорию страны (пошлина);
  •  реализация товаров (акциз);
  •  операции с ценными бумагами.

Результатами деятельности субъекта налогообложения может быть получение:

  •  прибыли;
  •  добавленной стоимости;
  •  дохода.

Базу налогообложения можно определять количественно только в том случае, если наступил момент возникновения налогового обязательства. Существует два основных метода фиксации момента возникновения налогового обязательства.

Первый - налоговое обязательство возникает в момент получения средств в виде денег или в натуральном выражении. Этот метод получил название «кассовый» (или метод присвоения). Получение денег может происходить и в безналичной форме (на расчетный счет), и в наличной (в кассу предприятия).

Второй - исходной посылкой является момент возникновения имущественных прав и обязательств. Доходом являются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Этот метод называется накопительным, или методом начислений.

В зависимости от точности и безусловности определения величины базы налогообложения, она может быть рассчитана разными способами: либо прямым, либо косвенным.

Прямой способ является основным и применяется по большинству налоговых платежей. Размер базы определяется на основе реальных и документально подтвержденных показателей. Косвенный способ (или расчет по аналогии) применяется, когда невозможно точно определить базу налогообложения (например, плательщик оказывает противодействие должностным лицам налоговой инспекции при проверке его деятельности).

5.2 Налоговое планирование

На предприятиях, в учреждениях и организациях существует определенная категория работников, целью деятельности которых является определение суммы налоговых платежей, подлежащих уплате в очередной налоговый период. Именно эта деятельность и является налоговым планированием.

В зависимости от направления движения налоговых платежей необходимо различать и виды налогового планирования. Если планируются суммы налоговых платежей, которые предприятия должны уплатить в государственный и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды, то следует говорить о микроэкономическом налоговом планировании, т.е. о налоговом планировании на предприятии. Если же рассчитываются суммы налогов, которые должны поступить к этим бюджетам и фондам, то говорят о макроэкономическом налоговом планировании.

Содержание макроэкономического налогового планирования - разработка прогнозного плана поступления налоговых платежей в бюджеты и фонды в разрезе государства, отдельных его регионов, городов и районов, а также прогнозного плана налоговых платежей от каждого отдельного плательщика (или группы плательщиков). Целью макроэкономического налогового планирования является разработка мероприятий, которые обеспечивают поступление необходимых налоговых платежей в бюджеты и фонды. Субъектами такого планирования являются государственные органы, ответственные за формирование доходной части различных бюджетов. В первую очередь, это Министерство финансов, Министерство экономики, Государственная налоговая администрация. Кроме того, к этой деятельности привлекается и Государственное казначейство, которое формирует планы доходных частей бюджетов всех уровней.

Содержанием микроэкономического налогового планирования является определение суммы налогов, которую отдельный плательщик должен внести в бюджет.

Законодательство предусматривает всевозможные налоговые льготы для плательщиков, которые имеют или определенный юридический статус, или определенное место регистрации, или определенную организационно-правовую форму деятельности. Искусство налогового планирования сводится к созданию таких организационных изменений на предприятии, при достижении которых у предприятия появляется возможней применения льготного налогообложения.

В украинском законодательстве существуют коллизии и недоработки нормативных законодательных актов. Они проявляются в том, что разные нормативные документы по-разному разъясняют механизм одного и того же налога. И плательщики выбирают такое из толкований, которое для них является более удобным. Такое направление налогового планирования позволяет в дальнейшем довольно успешно возражать на претензии налоговых органов, высказанные в судебном порядке по поводу налоговой политики плательщиков.

Пользуясь такими предпосылками, предприятия осуществляют или оптимизацию, или минимизацию налогообложения.

Большинством практических работников признается, что оптимизация проводится для максимального законного снижения налогов. Однако содержание термина «максимальное законное снижение налогов» имеет двоякое толкование. Если это снижение осуществляется на основе действующих налоговых льгот, то усилия действительно должны быть направлены на минимизацию. Если же минимизация осуществляется на основе коллизий нормативных документов, то здесь предприятию легко переступить черту дозволенности. Применение такого способа в больших масштабах может вызвать противодействие всего государственного аппарата против отдельного субъекта хозяйствования. Это сделает невозможной дальнейшую деятельность плательщика.

Начальной стадией налогового планирования является измерение финансового давления, которое действующая налоговая система оказывает на экономику предприятия. При этом, чем большим оказывается такое налоговое давление, тем скорее необходимо принимать меры по усовершенствованию налогового планирования на предприятии.

Механизм налогового планирования на предприятии

Налоговое планирование заключается с поиска хозяйственных операций, связанных с налоговыми льготами.

Льготы внутреннего характера - это льготы, прямо и непосредственно предусмотренные налоговым законодательством. Они могут быть применены предприятием в рамках организационных форм, в которых осуществляется их деятельность.

Льготы внешнего характера будут возникать, если организационные формы деятельности предприятия станут изменяться таким образом, что у него появится право использовать законные льготы.

Внутреннее налоговое планирование осуществляется и следующей последовательности. Начальным этапом становится изучение налоговых льгот, предоставляемых налоговым законодательством и право на которые может быть использовано плательщиком. При этом для каждого из налогов, занимающем о наибольший объем платежей, целесообразно составлять постоянно обновляемый реестр таких льгот.

Следующим этапом должен быть выбор и обоснование учетной политики предприятия. Примерами выбора такой учетной политики могут быть:

а) применение ускоренной амортизации;

б) выбор метода оценки стоимости материальных запасов и незавершенном производстве, на составе готовой продукции переданных для реализации (например, ФИФА, ЛІФО, цены продаж и т.д.).

Далее необходима разработка контрактных схем осуществления хозяйственных операций. Польза от существования таких схем в том, что налоговое законодательство может вводить повышенные ставки для определенных операций.

При этом важно также разрабатывать график поступления и расходов финансовых и товарных потоков. Это позволит оптимизировать налоговый режим при осуществлении конкретного соглашения.

Внешнее планирование включает следующие этапы. Во-первых, производится выбор места регистрации (территории юрисдикции). В определенных местах, т.е. на определенных территориях, размер налоговых ставок может быть намного меньший, чем в других. Такой территорией не обязательно должна быть оффшорная зона. Иногда достаточно и свободной экономической зоны.

Во-вторых, желательно оптимизировать состав основателей и доли акционерного капитала каждого из них. Участие иностранного капитала разрешает использовать льготы, которые введены для предприятий с иностранными инвестициями. Важно также определить степень участия государственного имущества. Так, например, если в уставном капитале предприятия государству принадлежит больше 25 процентов, то это может ограничить возможность привлечения больших иностранных кредитов.

  1.  Оптимизация налогообложения

Классификацию налоговых инструментов

Уменьшение налоговых ставок. Система корпоративного налогообложения может предусматривать пониженные налоговые ставки по сравнению со стандартной, которые применяются для привлечения инвестиций в отдельные отрасли экономики и регионы.

Перенос убытков на будущее (в прошлое), позволяющий существенно снизить налоговую ставку. Здесь наиболее часто используются два метода налогового стимулирования инвестиций. Один из них - перенос убытков на будущее либо в прошлое, что позволяет учитывать убытки, полученные в текущем налоговом периоде, в уменьшение налогооблагаемой прибыли в течение определенного количества лет в будущем и в аналогичном порядке за счет прибыли, полученной в прошлых периодах. Данная мера особенно важна в отношении инвестиционных проектов, предполагающих наличие убытков в течение нескольких первых лет после ввода объекта в эксплуатацию до достижения точки безубыточности. Второй метод - ускоренная амортизация, позволяющая уменьшить налоговое бремя в последующие годы после инвестирования, когда особое значение приобретает наличие у предприятия собственных денежных средств для погашения долговых обязательств. В совокупности указанные методы являются неотъемлемыми элементами эффективной налоговой системы, направленной на создание привлекательного инвестиционного климата.

Налоговые льготы (скидки) при осуществлении капитальных вложений представляют собой вычеты из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, рассчитанные в определенном процентном отношении к объему инвестируемого капитала (приобретаемых активов). Отличительной особенностью действия данного инструмента является прямая зависимость выгоды, получаемой инвестором в результате использования разрешенных вычетов, от размера ставки по налогу на прибыль: чем выше (ниже) налоговая ставка, тем больше (меньше) налоговая скидка и величина чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль. И наоборот, размер инвестиционного налогового кредита не зависит от колебания налоговой ставки. При этом различают два вида вычетов для стимулирования капитальных вложений: ускоренная амортизация и повышенная норма вычетов из налогооблагаемой базы.

Ускоренная амортизация позволяет списывать на расходы стоимость капиталовложений в более короткие сроки, чем установленные нормативные, т.е. являющиеся базой для исчисления и отражения амортизационных отчислений в бухгалтерском учете. Хотя при использовании ускоренной амортизации величина капитальных расходов, которая будет признана для целей исчисления налога на прибыль, не изменяется, однако чем раньше данные расходы будут признаны, тем большую ценность данная мера будет иметь для инвестора, поскольку текущая стоимость объекта инвестиций больше в том периоде, который ближе к моменту осуществления инвестиций.

Повышенная норма вычетов может быть установлена в отношении определенного рода произведенных расходов. В зависимости от ее величины в расходы может быть отнесена сумма, превышающая размер первоначальных вложений (например, в 1,5-2 раза).

В некоторых странах в определенных законодательством случаях инвесторам может быть предоставлена возможность учитывать амортизационные отчисления в будущих периодах (например, при отсутствии прибыли в текущем отчетном (налоговом) периоде). Порядок переноса убытков либо неиспользованной налоговой скидки на будущее может различаться в зависимости от национального законодательства. На первоначальных этапах реализации инвестиционных проектов с крупными капитальными вложениями для инвестора чрезвычайно важно, чтобы произведенные расходы уменьшали текущие налоговые обязательства, а момент уплаты налога был отложен.

Налоговые каникулы - наиболее распространенный в странах с развивающейся или транзитивной экономикой налоговый инструмент для привлечения инвестиций. Налоговые каникулы обычно предоставляются вновь созданным компаниям, которые освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение определенного времени (например, 3—5 лет). Налоговые каникулы помимо налога на прибыль могут быть предоставлены также при уплате других налогов. Данный инструмент позволяет освободить от налогообложения чистый доход компании, получаемый в течение срока действия налоговых каникул, при реализации инвестиционного проекта, что в свою очередь должно способствовать инвестициям. Однако компания, использующая благоприятный режим налоговых каникул, не вправе учитывать для целей налогообложения расходы, осуществленные в течение этого периода (например, амортизацию и процентные расходы). Таким образом государству частично компенсируется недополученный вследствие предоставления налоговых каникул доход.

Инвестиционный налоговый кредит считается одним из наиболее перспективных методов налогового регулирования инвестиций. Основным преимуществом для инвесторов является его дешевизна по сравнению с банковским кредитом. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой обратную форму бюджетного финансирования на условиях возвратности, срочности и платности. Данная мера широко применяется в странах с развитой экономикой преимущественно с целью стимулирования капитальных вложений. Величина инвестиционного налогового кредита определяется в установленном проценте от стоимости приобретаемых машин и оборудования. Механизм его использования предполагает уменьшение суммы платежа по налогу на прибыль с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Если в текущем отчетном (налоговом) периоде сумма кредита превышает установленную предельную величину от общей суммы налоговых обязательств либо если предприятие имело убытки по итогам какого-либо отчетного (налогового) периода, разница между этой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный (налоговый) период.

Льготный режим налогообложения при выплате дивидендов. Во многих странах для доходов в виде дивидендов предоставляется более льготный режим налогообложения, предусматривающий существенное снижение налоговой ставки по сравнению со стандартной либо освобождение от налогообложения.

Льготный режим налогообложения доходов от прироста стоимости капитала при долгосрочных инвестициях обычно предоставляется при увеличении стоимости капитала (имущества) предприятия при условии владения соответствующими активами в течение определенного времени. Доходы, полученные от долгосрочных капиталовложений, обычно облагаются по более низкой ставке, чем доходы, облагаемые по стандартной налоговой ставке. Данный режим способствует аккумулированию денежных средств инвесторами и их размещению на более длительный срок.

Прямые налоговые вычеты (скидки) по определенным видам затрат компаний из налогооблагаемой прибыли - предоставление возможности предприятиям уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму определенного рода произведенных расходов. При этом налоговый вычет либо скидка могут быть предоставлены в размере фактических затрат (полный вычет), в определенном процентном отношении от суммы фактических затрат (частичный вычет) либо в размере, превышающем фактические затраты (например, двойной вычет). Данный инструмент чаще всего применяется для стимулирования таких расходов, как НИОКР, обучение (повышение квалификации) персонала. Таким образом, при незначительном участии государства обеспечивается финансирование этих сфер за счет частного капитала.

Снижение либо отсутствие пошлин. Государством могут быть установлены, с одной стороны, пониженные импортные пошлины или отменены пошлины на ввоз оборудования или запчастей, используемых при осуществлении определенных инвестиционных проектов, а с другой - повышенные тарифы на готовую продукцию, что способствует конкурентоспособности отечественных товаров и защите внутреннего рынка. Такая тарифная политика - наиболее распространенная форма регулирования инвестиций во многих странах мира. Однако ее использование ограничивается соглашениями с ВТО и другими региональными торговыми союзами. Кроме того, считается, что протекционистская политика приводит к неэффективному, более затратному использованию инвестиционного капитала, а также к диспропорциям отраслевой структуры производства.

Налоговые кредиты (скидки) при увеличении добавленной стоимости. С целью стимулирования роста производства и ограничения экспорта сырья государством могут предоставляться налоговые кредиты либо скидки в размере добавленной стоимости, полученной при обработке сырья или производстве местных комплектующих изделий и материалов. Данная мера может рассматриваться как альтернатива тарифной политике.

Налоговые льготы, основанные на численности занятых. Для каждого предприятия отчисления на обязательное социальное страхование сотрудников (в том числе на пенсионное страхование) являются существенными издержками. Поэтому для стимулирования инвестиций, например, в определенные секторы экономики либо малопривлекательные регионы, государством может быть уменьшен размер налоговых отчислений или предоставлены налоговый кредит или налоговая скидка в зависимости от численности наемных работников. В некоторых странах аналогичная мера используется для стимулирования занятости инвалидов.

Налоговые вычеты (скидки) для прибыли, получаемой в твердой валюте. Для многих развивающихся стран одной из целей налогового стимулирования экспорта является возможность получения твердой иностранной валюты. В связи с этим налоговая система таких государств предусматривает специальные налоговые скидки либо вычеты из налогооблагаемой прибыли для экспортирующих компаний и предприятий сферы туризма и отдыха в зависимости от размера полученного дохода в иностранной валюте.

Приведенный перечень налоговых инструментов, используемых для стимулирования инвестиций, безусловно, является открытым, поскольку процесс трансформации и замены уже известных налоговых инструментов стимулирования инвестиций непрерывен и достижение их оптимального сочетания - залог здорового развития всех отраслей экономики и эффективности проводимой государством налоговой политики. Государство может менять набор и пределы применения налоговых льгот и других налоговых стимулов в зависимости от экономической конъюнктуры, сохраняя при этом условия для ведения бизнеса и обеспечения устойчивого роста экономики. Налоговые стимулы рассматриваются специалистами как важнейшая составляющая инвестиционной политики, позволяющая осуществлять маневрирование в зависимости от стратегических целей общегосударственной политики, направленной на развитие национальной экономики.

Поскольку налоговые стимулы призваны поощрять инвестиции в определенные секторы экономики и регионы, они в большинстве случаев предоставляются при обязательном выполнении определенных условий, т. е. при формировании налоговой политики одновременно с введением тех или иных инструментов налогового стимулирования разрабатываются некоторые ограничители. Так, налоговый режим может предусматривать установление льготы в определенном регионе, требования к уровню товарооборота, перемещению или использованию технологий, численности наемных работников, обеспечению занятости определенных групп населения (например, инвалидов). Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности широко используется в сфере корпоративного налогообложения, т. е. при налогообложении доходов компаний.

По механизму своего воздействия налоговые инструменты можно подразделить на прямые и косвенные. Прямые - это освобождение от налогообложения части денежных средств предприятий, например, направленных на финансирование капитальных вложений, косвенные - это капитализация денежных средств предприятия с последующим списанием их через амортизационные отчисления либо перенос убытков текущего года в течение определенного периода в будущем и т.п.

В зависимости от целей можно выделить следующие направления использования налоговых инструментов:

- стимулирование региональных инвестиций - на практике обычно используется совокупность различных налоговых инструментов для привлечения инвестиций в определенный регион и таким образом решающих проблему выравнивания развития регионов (например, пониженные ставки по налогу на прибыль, налоговые льготы при инвестировании (реинвестировании) капитала, налоговые каникулы, ускоренная амортизация). Одной из целей стимулирования региональных инвестиций является, например, строительство промышленных центров (предоставление налоговых каникул, полное или частичное освобождение от налогообложения вновь создаваемых производственных предприятий, расположенных в отдалении от крупных городов);

- стимулирование инвестиций в отдельные секторы экономики - используется преимущественно для поддержания производства и активизации деятельности отдельных отраслей, приоритетных для развития экономики. Основными целями стимулирования инвестиций обычно являются разработка месторождений полезных ископаемых, развитие промышленного парка, экспортно-ориентированного производства, создание производств на основе новых технологий, развитие сферы туризма и отдыха и т.п. Для этого используются прямые налоговые вычеты, ускоренная амортизация капитальных вложений, пониженная налоговая ставка, налоговые каникулы, перенос убытков на будущее (в прошлое), льготный режим налогообложения доходов с капитала;

- стимулирование инвестиций, связанных с развитием различных видов деятельности, способствующих повышению занятости населения, улучшению профессиональной подготовки кадров и др. Для этих целей, как правило, разрешаются прямые налоговые вычеты расходов, связанных с оплатой труда, в том числе полный или частичный вычет отчислений на социальное страхование, налоговый кредит на затраты, связанные с профессиональной подготовкой и переподготовкой кадров, повышением квалификации персонала. В некоторых странах, где проблема занятости стоит особенно остро, налогооблагаемая прибыль организации может быть уменьшена в зависимости от численности занятых. Данная группа инструментов налогового стимулирования используется в совокупности с другими, прямо или косвенно способствующими росту деловой активности, производства и, соответственно, занятости;

- стимулирование инвестиций в новые предприятия - льготный налоговый режим предоставляется инвесторам при создании новых предприятий либо в отношении инвестиций в новые предприятия, поскольку последние особенно остро нуждаются в денежных средствах из-за отсутствия на начальных этапах их деятельности прибыли (т. е. собственных источников денежных средств) и невозможности привлечения заемных средств. Льготы для вновь создаваемых предприятий предоставляются, как правило, в виде полного или частичного освобождения от налогообложения в первые годы работы, налоговых каникул либо пролонгации налоговых платежей на прирост капитальных вложений до полного завершения инвестиционного цикла;

- стимулирование развития малого бизнеса - система льготного налогообложения малых и средних предприятий, предусмотренная во многих странах, включает упрощенный порядок их налогообложения, налогообложение прибыли по более низкой ставке по сравнению со стандартной, если доход компании не превышает установленного уровня и др.;

- стимулирование создания более эффективного производства - льготы, предоставляемые при реструктуризации или реорганизации производства, например, продление установленного срока, в течение которого можно перенести убытки на будущее, возможность применения специальных норм ускоренной амортизации в отношении инновационного оборудования и машин, полученных при реструктуризации (реорганизации) и др.;

В зависимости от видов инвестиций налоговые инструменты можно классифицировать следующим образом:

- ориентированные на стимулирование капитальных вложений - ускоренная амортизация, налоговые льготы при инвестировании или реинвестировании капитала;

- направленные на развитие и использование новых технологий - исследовательский налоговый кредит, налоговые скидки на прирост расходов на программы фундаментальных научных разработок, прямые вычеты расходов на НИОКР из налогооблагаемой базы, ускоренная амортизация высокотехнологического оборудования, уменьшение налогооблагаемой прибыли на суммы выплачиваемых дивидендов и роялти;

- ориентированные на формирование и использование собственных источников финансирования инвестиций - уменьшение установленной налоговой ставки налога на прибыль, налоговые каникулы, перенос убытков на будущее (в прошлое);

- связанные с оплатой труда - уменьшение налогооблагаемой прибыли в зависимости от численности наемных работников, численности занятых в производстве инвалидов, прямые вычеты из налогооблагаемой базы взносов на социальное страхование и других расходов, связанных с оплатой труда; связанные с определенными видами расходов, подлежащих вычету из налогооблагаемой базы - прямые вычеты из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, например, расходы на маркетинговые исследования и другие мероприятия, связанные с продвижением товаров (работ, услуг);

- способствующие росту объема продаж либо добавленной стоимости - налоговые скидки или налоговые кредиты, установленные в зависимости от общего уровня продаж или объема выпуска, либо предоставляемые при достижении определенного уровня чистой добавленной стоимости;

- экспортно-ориентированные - освобождение от уплаты экспортных пошлин, льготный налоговый режим для доходов, полученных от экспорта, налоговые скидки для определенных видов деятельности, связанных с операциями с иностранной валютой, либо экспорта промышленной продукции, возвратная пошлина, налоговый кредит для пошлин, уплачиваемых по импортируемому оборудованию и материалам, налоговый кредит при условии использования в производстве местных комплектующих изделий и материалов, уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму внешних расходов, налоговые вычеты, связанные с капитальными вложениями в производство продукции, предназначенной для экспорта;

- импортно-ориентированные - освобождение от уплаты импортных пошлин на ввоз средств производства, оборудования или сырья, деталей либо в качестве взноса в уставный капитал при условии дальнейшего использования в производственном процессе.

Влияние налоговых методов регулирования инвестиций может различаться в зависимости от отраслей экономики и хозяйственной деятельности ее субъектов: для одних инвесторов наличие налоговых стимулов является одним из важнейших факторов при принятии решений об инвестициях, для других - менее важным, поскольку там могут действовать другие, более существенные факторы. Однако при прочих равных условиях инвестирования наличие благоприятного налогового режима является ярко выраженным преимуществом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63469. Принципи постмодернізму в художній літературі рубежу ХХ – ХХІ століть 32.98 KB
  Мета: Ознайомити студентів зі зрушеннями у філософських концепціях способі мислення сучасної людини що відбулися на межі ХХ – ХХІ століть та знайшли специфічне відображення у текстах художньої літератури. Завдання: Розкрити особливості й сутність сучасної ситуації постмодернізму.
63470. Спецификация JavaBeans 158 KB
  Для того, чтобы класс Java можно было назвать компонентом JavaBeans, он должен удовлетворять перечисленным ниже требованиям: Способность к инициализации нового экземпляра. Компоненты JavaBeans нельзя создавать на основе интерфейсов и абстрактных классов.
63471. Сериализация объектов 96 KB
  Сериализация объектов Java позволяет вам взять любой объект, который реализует интерфейс Serializable, и включить его в последовательность байт, которые могут быть полностью восстановлены для восстановления исходного объекта.
63472. Настройка страницы свойств 102.5 KB
  При создании кода компонента JavaBeans следует помнить о том, что этот компонент помимо пассивных имеет и активных пользователей, которые могут применять для него визуальные инструменты разработки.
63473. Java DataBase Connectivity. Основы языка SQL 162 KB
  Чтобы получить доступ в БД, поставляемой некоторым поставщиком, вы обращаетесь через разработанный поставщиком движок, в котором используется своя реализация SQL. Несовместимость, главным образом, связана с встроенным SQL и хранимыми процедурами (stored procedure).
63474. Java DataBase Connectivity. Уровни изолированности транзакций 84 KB
  Есть несколько способов разрешения конфликтов между одновременно выполняющимися транзакциями. Пользователь может задать уровень изолированности, то есть уровень внимания, которое СУБД должна уделить при разрешении возможных конфликтов.
63475. Информационные системы 93.5 KB
  Пример: Система Элементы системы Главная цель системы Фирма Люди оборудование материалы здания Производство товаров Информационная система Компьютеры компьютерные сети люди информационное и программное обеспечение Производство профессиональной информации Информационная система...
63476. Предмет возрастной психологии. Общие закономерности психического развития в онтогенезе 247 KB
  Возрастная психология отвечает на вопросы когда эти образования появляются у ребенка каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии с социальной дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка от специфики тех групп в которые он входит...