69168

Прогнозирование в проектах

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Прогноз вполне понятно это продукт прогнозирования. объективная необходимость прогнозирования в условиях рыночной экономики обусловлена: Общественным характером производства; Усложнением межотраслевых и региональных связей...

Русский

2014-09-30

181 KB

2 чел.

Тема 1. Прогнозирование в проектах

План

1.Сущность и методы прогнозирования

2.Внутрифирменное прогнозирование

3.Прогнозирование спроса и сбыта продукции

4.Прогнозирование инвестиций

История экономических прогнозов тесно связана с историей прогнозирования вообще, в которой можно выделить, по крайней мере, три ветви:

1. Религиозные представления о будущем, связанные, например, с перевоплощением души, её реинкарнацией.

2.Утопические теории о лучшем будущем (Томаса Мора, Кампанеллы и др.).

3.Философско-исторический подход формированию образа будущего, в т.ч. экономического (теории Лао Цзы, Конфуция, Платона и др. в древние века); социально-технические утопии Р.Бекона, Б.Спинозы и др. в средние века; позитивизм – предсказательная функция науки осуществляется как логический вывод из анализа и диагноза; воззрения А.Радищева, А.Герцена, Н. Чернышевского; эволюция утопизма и позитивизма до ХХ века...)

Во все времена наряду с прогнозированием общественного развития существовало прогнозирование хозяйственной жизни. В любую историческую эпоху собственник объекта хозяйствования должен был рассматривать возможные последствия своих решений..

Прогноз, вполне понятно, - это «продукт» прогнозирования. Процесс разработки прогноза и называется прогнозированием. Исследованием закономерностей разработки прогнозов занимается научная дисциплина прогностика.

В управлении производством прогнозирование является первоосновой, так  как всякое управленческое решение имеет прогнозную или плановую направленность. Прогнозирование как понятие означает предвидение, опережающее отображение действительности.

По характеру, тесноте связи с объектом прогноз находится между гипотезой и планом. Гипотеза служит научным предвидением на уровне общей теории, закономерности. Теория питает прогноз, но он более определенно и достоверно характеризует контуры будущего.

Прогнозирование как деятельность, естественно относится к интеллектуальной (умственной), интуитивной, творческой и даже ... духовной деятельности. Этот вид деятельности самый трудно познавательный, трудно изучаемый. Знания о нём используются (применяются) совсем по-другому, чем иные знания... объективная необходимость прогнозирования в условиях рыночной экономики обусловлена:

  •  Общественным характером производства;
  •  Усложнением межотраслевых и региональных связей;
  •  Необходимостью поддержания рациональных народно-хозяйственных пропорций;
  •  Неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно на кризисных стадиях воспроизводственных циклов;
  •  Деятельностью государства, как субъекта рыночных отношений.

В государственном воздействии на экономику опасны крайности: регулировать те экономические процессы, которые с большей эффективностью управляются рыночными механизмами; полагаться исключительно на рыночные механизмы даже в тех случаях, где вмешательство государства необходимо. Вычленить из целостного экономического механизма те области, которые требуют государственного воздействия, помогает социально-экономическое прогнозирование.

Опыт реформирования по рыночным схемам убедительно доказал, что возрождение экономики невозможно без общенационального прогнозирования, программно-целевого регулирования и планирования. К сожалению, многие украинские предприятия предпочитают вовсе не составлять прогнозы и планы. Ощущается недостаток специалистов, знакомых с теорией рынка и прогнозирования, имеющих практический опыт такой работы в новых условиях.

Прогнозирование – научное предвидение хода событий, построение гипотезы, сценария, модели экономических процессов, которые могут иметь место в будущем. К объекту прогнозирования, таким образом относят процессы, явления и события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность человека

Основные особенности прогноза:

  1.  он является следствием (?) действительности как единого целого, а будущее, отраженное в прогнозе, - это результат сложного комплекса причин (закономерностей объекта прогнозирования) и условий (прогнозного фона). Прогноз – итог выводов, эмпирических данных и обоснованных предположений; представляет аргументированное заключение о направлениях развития в будущем;
  2.  вероятность возникновения будущего как следствие реальных событий имеет элемент случайности (прокомментировать);
  3.  прогноз, обладающий потенциалом будущего, испытывает влияние различных признаков действительности или моделирует эти признаки (комментарий);
  4.  для составления прогноза необходимы научные исследования количественного и качественного характера, включая количественную оценку на будущее;
  5.  прогноз является ориентиром для планирования; обусловливает исследовательскую основу для плана;
  6.  прогноз носит вариантный характер и является многовариантным;
  7.  временные и пространственные горизонты зависят от сущности рассматриваемого явления; он удобен как итеративный, т.е. повторяющийся и непрерывный процесс.
  8.  при разработке прогноза не ставятся конкретные задачи и исключается детализация;
  9.  точность прогноза проверяется временем;
  10.  при разработке прогноза от специалиста требуется соблюдение объективности и научная добросовестность, не допускается субъективизм в оценке прошлого, настоящего и будущего.

Нужно помнить, что экономические прогнозы, являющиеся предметом нашего изучения, например прогноз спроса на отдельный товар, тесно связаны с иными прогнозами, в частности демографическими, специально-медицинскими, потребительскими, учет которых, безусловно, повышает надежность экономического прогноза. Экономический прогноз – не самоцель, а средство достижения поставленных целей хозяйствования в рамках экономики.

Научное прогнозирование опирается на познанные объективные закономерности, логику, качественную информацию, математические методы. Оно коренным образом отличается от предсказаний, базирующихся на ясновидении, интуиции, имеющих эвристический характер, или на астрологии и разных способах гадания.

Прогнозным фоном называется совокупность внешних к объекту прогнозирования условий, существенных для обоснованности прогноза. Приступая к изучению экономических прогнозов, надо помнить, что экономику следует рассматривать как стоимостное следствие жизнедеятельности общества, а объяснения тех или иных показателей и явлений, связанных с деятельностью общества, дают такие науки, как психология, социология, политика, технология и др. (составляющие «прогнозный фон»…)

Социально-экономическое прогнозирование является функцией государства, способом предвидения общественной системы с учетом закономерностей ее развития, перспектив эффективного вложения капитала. Экономическое прогнозирование – система научных исследований количественного и качественного характера, направленных на выяснение тенденций развития экономических отношений и поиск оптимальных решений по достижению целей этого развития.

Экономическое прогнозирование имеет больше общего с природой плана, чем с прогнозом вообще. Экономический прогноз не просто интерпретирует закономерности и внешние условия развития (прогнозный фон), а используется для поиска нужных решений и может рассматриваться как начальная стадия планирования, определяющая выбор путей достижения целей этого плана. Хотя он и носит вероятностный характер, но все же обладает определенной степенью достоверности. На практике – это документ, фиксирующий возможную степень достижения тех или иных целей субъекта хозяйствования в зависимости от способа будущих действий.

Типовая классификация экономических прогнозов предусматривает их деление с учетом следующих критериев:

  1.  В соответствии с проблемно-целевым критерием различают прогнозы: поисковый и нормативный.
  2.  По критерию природы объекта выделяют прогнозы: социальные (в т.ч. демографические); ресурсные; научно-технические; общественных и личных потребностей.
  3.  По критерию времени выделяют прогнозы: оперативный (до 1 месяца); краткосрочный (от 2 месяцев до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет); долгосрочный (от 5 до 15 лет); дальнесрочный – на период свыше 15 лет.
  4.  По критерию сложности различают прогнозы: сверхпростой, простой, сложный, сверхсложный.
  5.  По степени детерминированности объекта прогнозы могут быть: детерминированными, стохастическими, смешанными.
  6.  По критерию характера развития объекта во времени различают прогнозы: дискретные, апериодические, циклические.
  7.  По критерию количественной оценки различаются прогнозы: интервальные, точечные  
  8.  По критерию масштабности объекта: сублокальные, локальные, суперлокальные, глобальные.

Для отдельных фирм характерны первые три вида прогнозов, для региона или страны – три последних.

Прогнозирование экономического и социального развития базируется на познании использовании объективно действующих законов и закономерностей, формируемых экономической теорией. Основу методологии прогнозирования составляют как общее, так и специфические экономические законы воспроизводства общественного продукта. Требования законов, отражающих строгую зависимость, причинно-следственную обусловленность между экономическими явлениями, обусловливают необходимость соблюдения соответствующих принципов, т.е. исходных, основополагающих положений и правил.

Принцип прогнозирования характеризует основное исходное положение или идею теории. К основным принципам прогнозирования относятся: системность, согласованность, вариантность, непрерывность, верифицируемость (достоверность) и эффективность.

Системность означает требования взаимосвязанности и соподчиненности объекта, фона и элементов прогнозирования. Согласованность означает необходимость согласования поисковых и нормативных прогнозов различной природы (признаков) и различного срока упреждения времени. Вариантность  в прогнозировании это требования разработки вариантов прогнозов, исходя из вариантов прогнозного фона. Принцип непрерывности заставляет производить корректировку прогноза по мере поступления новой информации от объекта прогнозирования. Верифицируемость означает потребность в достоверности, точности и обоснованности прогнозов. Эффективность (или рентабельность) прогнозирования определяет необходимость превышения экономического эффекта от использования прогноза над затратами по его разработке.

Основные исходные положения теории прогнозирования не исчерпываются указанными принципами. Определенные требования предъявляются и к разработке отдельных элементов прогноза. Так, один из таких элементов прогнозирования  – анализ – должен проводиться с учетом таких принципов, как природная специфичность, оптимизация описания объекта прогнозирования и др. (по каждому принципу привести иллюстрации или комментарии из периодики, Internet).

В прогнозировании большое значение имеет выбранный метод, а также приём. Приём прогнозирования – это одна или несколько математических или логических операций, направленных на получение конкретного результата при прогнозировании. В качестве примеров таких приёмов можно назвать сглаживание или выравнивание динамического ряда, расчет средневзвешенного значения величин. Самый сложный приём или метод прогнозирования – моделирование. Математическое моделирование означает описание экономического явления посредством математических формул, уравнений и неравенств. Математический аппарат должен достаточно точно отражать прогнозный фон. «Модель» от латинского modelus означает «мера», поэтому моделирование правильнее было бы считать не методом прогнозирования, а приемом изучения аналогичного явления на модели. Модели могут быть материальные и идеальные.

В экономическом прогнозировании различают: макромоделирование, т.е. укрупненное моделирование показателей экономики страны в целом, и микромоделирование, т.е. построение моделей для отдельного объекта (фирмы). Между уровнями макро- и микро- может находиться ещё один уровень – мезоуровень, характеризующий моделирование экономических процессов региона, отрасли.

Из существующего множества моделей в экономике активно используются: прогностические, плановые и производственные модели. Прогностические и плановые модели позволяют оптимизировать разрабатываемые экономические показатели для достижения выбранных целей деятельности. Эти модели призваны обеспечить количественную оценку различных вариантов экономического показателя в соответствии с заложенным в модель критерием оптимальности. Производственные модели предназначены для управления производством фирмы или отрасли, в том числе экономическими методами. При построении моделей соблюдаются определенные правила их испытания и проверки. Моделирование – это «консультирующее средство». Точная и подробная модель увеличивает трудность расчетов. Упрощение модели снижает её достоверность. Эти два  полюса должны учитываться прогнозистом при использовании приемов моделирования.

Совокупность специальных правил, приёмов и методов составляет методику прогнозирования. Метод прогнозирования – это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза. К наиболее распространенным методам прогнозирования относятся: экстраполяция, нормативные расчеты, в том числе интерполяция, экспертные оценки, аналогия, математическое моделирование.

Экстраполяция – это метод, при котором прогнозируемые показатели рассчитываются как продолжение динамического ряда на будущее по выявленной закономерности развития. По сути экстраполяция является переносом закономерностей и тенденций прошлого на будущее на основе взаимосвязей показателей одного ряда. Метод позволяет найти уровень ряда за его пределами, в будущем. Экстраполяция эффективна для краткосрочных прогнозов, если данные динамического ряда выражены ярко и устойчиво (примеры…). Если предполагается сокращение прошлых и настоящих тенденций развития на будущее, то говорят о формальной экстраполяции. Если же фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике процесса развития с учетом физической и логической сущности, то говорят о прогнозной экстраполяции. Она может быть в виде тренда, огибающих кривых, корреляционных и регрессионных зависимостей, может быть основана на факторном анализе и др. экстраполяция сложного порядка может перерасти в моделирование.

Тренд обычно применяется как основная составляющая прогнозируемого временного ряда, на которую накладываются другие составляющие, например, сезонные колебания. Нормативный метод чаще применяется для программных или целевых прогнозов (отвечая на вопрос: какими путями можно достичь желаемого?).

Интерполяция – это способ вычисления показателей, недостающих в динамическом ряду явления, на основе установленной взаимосвязи (комментарий…).

Метод экспертных оценок используется преимущественно в долгосрочных прогнозах (примеры…). Виды: индивидуальные и коллективная экспертная оценка; психоинтеллектуальной генерации идей; аналитический; интервью; экспертных комиссий; дельфийский; коллективной генерации идей; управляемой генераций идей; синоптический метод и др. к методам прогнозирования относят: морфологический анализ, прогнозный сценарий, теорию распознавания образов, цепи Маркова, теорию игр и др.

Задача прогнозиста – выбрать такой метод, который в наибольшей мере соответствовал бы задачам и принципам данного явления (объекта). При соответствии методов прогнозирования заданным принципам можно говорить о создании прогнозируемой системы объекта.

Организация прогнозирования

Организация прогнозирования включает следующие элементы:

организацию системы (проекта); порядок и последовательность работы; систему привлекаемой информации; исполнителей.

В зависимости от масштаба и целей прогнозирования различают следующие организации прогнозируемой системы (проекта):

1) мирохозяйственная система;

2) государственная система;

3) отраслевая система;

4) региональная система;

5) внутрифирменная система;

6) межфирменный проект;

7) прогнозирование отдельной сферы деятельности, явления, процесса развития, параметра или показателя.

Деятельность системы связана с периодической разработкой прогнозов и их корректировками (примеры). Организация системы включает следующие составляющие, которые призваны оптимально обеспечивать решение задач прогнозирования:

  1.  Коллектив специалистов отдельного учреждения, фирмы, лаборатории, отдела, службы.
  2.  Технические и математические средства.
  3.  методы, алгоритмы и эвристические программы.
  4.  Организационные мероприятия.

Прогностические исследования крупного масштаба обычно начинаются с разработки  задания на прогноз, т. е. документа, определяющего объект прогнозирования, его цели, задачи и порядок разработки. В случае значительного количества исполнителей может составляться координационный план, утверждаемый заказчиком.

Порядок и последовательность работы определяется в зависимости от применяемого метода прогнозирования. Обычно эта работа выполняется в несколько этапов:

1 этап – прогнозная ретроспекция, то есть установление объекта прогнозирования и прогнозного фона (комментарий). Выполняя задачи прогнозной ретроспекции, прогнозисты исследуют историю развития объекта и прогнозного фона с целью получения их систематизированного описания.

2 этап – прогнозный диагноз, в ходе которого исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью выявления тенденций их развития и выбора моделей и методов прогнозирования (комментарий).

3 этап – проспекция, т.е. процесс обширной разработки прогноза, в том числе: расчет прогнозируемых параметров на заданный период упреждения; синтез отдельных составляющих прогноза.

4 этап – оценка прогноза, в том числе его верификация, т.е. определение, достоверности, точности и обоснованности.

Указанная этапность является примерной и зависит от основного метода прогнозирования. Так, в случае применения экспертного метода состав этапов может меняться (другие примеры...)

В ходе прогнозирования у исполнителей может возникнуть прогнозный вариант, прогнозная альтернатива и необходимость проверки прогнозного эксперимента. Прогнозный вариант – это один из прогнозов, составляющий группу возможных прогнозов (примеры). Прогнозная альтернатива – один из прогнозов составляющих группу взаимоисключающих прогнозов (примеры). Прогнозный эксперимент – это варьирование характеристик объекта прогнозирования на прогнозных моделях с целью выявления возможных, допустимых, недопустимых прогнозных и альтернативных вариантов развития объекта прогнозирования (примеры).

В прогнозировании может быть указана величина отклонения прогноза от действительного состояние объекта, которая называется ошибкой прогноза. Ошибка прогноза не связана с его качеством, а зависит от принимаемых на его основе решений и их реализации (?!)

Элементом организации прогнозирования является и система привлекаемой информации. Желательно, чтобы временной лаг опережения информации составлял более 10 лет. Величина минимального опережения информации является условием эффективности использования самого прогноза. Наличие полной и точной информации о прошлом, настоящем и будущем является залогом качества прогноза). Информация позволяет уменьшить неопределенность знаний о каком-либо событии (комментарий). Информационный массив, используемый в прогнозировании, представляет собой совокупность данных об объекте прогнозирования, приведенных в соответствие с задачами и методами прогнозирования (релевантная информация...). для выбора прогнозируемого решения рекомендуется выявить уровень (категорию) надежности ожидания информации. Различают четыре категории надежности: 1.надежные ожидания; 2.рискованные ожидания; 3.субъективно-ненадежные ожидания;   4.объективно-ненадежные ожидания (комментарий);

При прогнозировании может использоваться следующая информация:

фактографическая; экспертная; научно-техническая; по переменной объекта прогнозирования.

Коллектив специалистов, т.е. исполнителей работы, может включать специалистов в сфере экономики, финансов, маркетинга, менеджмента, социологии, технологии и ряда других областей знаний. Они выполняют работу в соответствии с действующей методологией прогнозирования.

Внутрифирменное прогнозирование

Задачи рационального хозяйствования во многом зависят от качества прогнозов. Экономическое прогнозирование способствует определению целей деятельности фирмы путем исследования тенденций среды хозяйствования, в том числе сильных и слабых сторон собственной организации, в рыночном или государственном секторе экономики (П.Самуэльсон характеризует правительство США как «самое крупное предприятие в мире»). Предпринимательство – частное или государственное – озабочено получением прибыли или успеха, которые зависят от его действия на рынке. В любой фирме возможны как текущие, так и долгосрочные проблемы.

Фирма может в ходе прогнозирования пересмотреть все или некоторые свои проблемы с учетом новых идей, новой информации и иных мнений. При взгляде на долгосрочную перспективу, как правило, резко расширяется свобода действий. И в этом заслуга прогнозирования. Чем крупнее фирма, те больше она делает вложений в будущее, тем важнее для неё прогнозы, которые могут стать основой стратегического плана. Обращение к будущему может обеспечить стабильные долговременные доходы.

 Главной задачей прогнозирования на уровне фирмы является стремление предвидеть, осознать и своевременно приспособиться в своих целях и возможностях к складывающимся обстоятельствам бизнеса. Именно это заставляет предпринимателя составлять прогнозы на будущее. Другими задачами прогнозирования являются:

  1.  выявление объективно складывающихся тенденций хозяйствования;
  2.  анализ потенциала фирмы;
  3.  выявление альтернатив развития;
  4.  определение проблем, требующих решения в прогнозный период;
  5.  определение уровня ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных и иных), которые:

а) будут необходимы фирме для достижения целей деятельности. В том числе по определенным видам ресурсов;

б) будут у фирмы. Для этого необходимы качественные прогнозы, что способен выполнить лишь квалифицированный специалист.

Прогнозные расчеты фирмы предусматривают использование, во-первых, поисковых прогнозов, особенно при определении перспективы: функционирования, развития, формирования ограничений по ресурсам, основных показателей деятельности; во-вторых, нормативных прогнозов, особенно при определении потребностей покупателей. Если фирма в настоящее время получает хорошую прибыль, то вовсе не следует, что так будет всегда. Может измениться конъюнктура рынка, могут появиться неблагоприятные обстоятельства деятельности. Фирма, ориентирующаяся только на текущий экономический успех, может выиграть в прибыли сегодня, но потеряв время, проиграть будущую прибыль в и конечном счете потерять свой рынок товара. На смену цели – максимизация сегодняшней прибыли – приходит понимание иной цели – выигрыш в перспективной борьбе за рынок. И вторая цель оказывается более значимой. Борьба за рынок требует предвидения, начальным этапом которого является прогноз. И если прогнозы в состоянии обеспечить нормальную деятельность, стабильность и конкурентоспособность в течение достаточно длительного времени, то они признаются необходимыми. Если же предприниматель считает, что ситуация на рынке меняется так стремительно, что нет необходимости тратить время (и деньги) на разработку долгосрочной перспективы, то и в этом есть определенный смысл. Именно так считают многие украинские предприниматели, обеспокоенные политической и экономической нестабильности страны. Но и в этих условиях, а тем более в условиях нормально функционирующей экономики предприниматель всегда осознает необходимость прогнозирования своей будущей деятельности.

Фирмы используют различные временные прогнозы – от оперативных до дальнесрочных. Но основное место занимают долгосрочные прогнозы. Прогнозирование фирмы включает: 1) составление прогнозов показателей внешней среды. Эти показатели не поддаются планированию и отражают объективно складывающиеся условия бизнеса;  2) разработку прогнозов, которые будут использованы при планировании показателей. Это, прежде всего, показатели внутренней среды хозяйствования. Прогнозы показателей внешней среды являются исходными для экономических прогнозов, определяют последующие прогнозы и планы объемных и качественных показателей. Качество этих прогнозов определяется квалификацией прогнозиста и полнотой используемой объективной информации, которая,  к сожалению, не всегда бывает доступной для фирмы. Прогнозы внешней среды бывают более точными, если они выполняются специальными фирмами или научными учреждениями, например, по заказу государства или региональных властей. Часть этих прогнозов регулярно публикуется в периодической печати, другие можно приобрести в специальных службах.   

К прогнозам показателей внешней среды относят прогнозы:

  1.  экономического состояния региона;
  2.  отдельных предприятий конкурентов;
  3.  спроса на товары, производимые или продаваемые фирмой;
  4.  конъюнктуры рынка;
  5.  новых потребностей и технологий на рынке товара и другие.

Для любого предприятия, главная экономическая цель которого – получение прибыли, понятно, что достичь этой цели можно, лишь выполняя общие «правила игры» на рынке, сообразуя свои возможности и действия с требованиями рынка. Зная прогнозы развития экономики, спроса и предложения, новых технологий, состояния конъюнктуры и др. Фирме легче определиться со своей стратегией развития и разработать политику действий в области маркетинга, инвестиций, инноваций и кадров. Основополагающим в этой группе прогнозов фирмы является прогноз спроса.

Ко второй группе относятся прогнозы большей части  объемных и качественных показателей деятельности фирмы. Чем важнее показатель, тем выше вероятность того, что его планирование будет построено на основе прогноза, т.е. с учетом объективно складывающихся тенденций рынка и условий деятельности. Имеется немало фирм, у которых отсутствуют четкие представления о целях деятельности. Прогнозирование помогает фирме определить цели на перспективу (комментарий).

Фирма может разрабатывать следующие основные виды прогнозов состояния внешней среды: * экономический;

  •  спроса и объема сбыта;
    •  технологический;
    •  объема инвестиций;
    •  хозяйственного риска.

Экономический прогноз – это информация о будущем состоянии экономики страны, конкретного геополитического региона или территориального бассейна. Возможен прогноз по отдельной сфере, например, в области финансов, банковской деятельности, налогообложения, т.е. по различным факторам, влияющим на развитие предпринимательского.

Прогноз спроса является частью экономического прогноза, но тем не менее имеет самостоятельное значение. Именно он будет положен в основу прогноза сбыта, объема продажи, а далее – всех остальных экономических обоснований фирмы: прибыли, капитала, затрат, персонала.

Технологический прогноз охватывает уровень технического прогресса или будущее состояние технологического развития в сферах, оказывающих непосредственное влияние на деятельность фирмы (примеры). Прогноз технологий, технологических прорывов тесно связан с прогнозом инвестиций фирмы. 

Прогнозирование спроса и сбыта

*  Прогнозирование спроса представляет собой определение возможного будущего спроса на товары и услуги в целях лучшего приспособления субъектов хозяйствования к складывающейся конъюнктуре рынка. Прогноз спроса – это теоретически обоснованная система показателей о ещё не известном объеме и структуре спроса. Прогнозирование связывает накопленный в прошлом опыт об объеме и структуре спроса с предсказанием будущего их состояния. Прогноз спроса рассматривается как прогноз физического объема реализации товара (услуги). Он может дифференцироваться по категориям потребителей и регионам. Прогнозирование может осуществляться по любому периоду упреждения. Главный акцент в краткосрочном прогнозировании делается на количественной, качественной и ценовой оценке изменений объема и структуры спроса, учитываются временные и случайные факторы. Долгосрочные прогнозы спроса определяют прежде всего возможный физический объем продажи товара (услуги) и динамику изменения цен. На основе прогноза спроса затем разрабатываются: прогнозы сбыта (продажи) и объемов производства предприятий отрасли, региона, страны; показатели индикативных планов отрасли, регионов, страны. К основным факторам, оказывающим влияние на спрос относят:

  1.  потребительские вкусы, в том числе доверие и отношение покупателей к товару и товаропроизводящей фирме;
  2.  число покупателей;
  3.  цены, в том числена сопряженные товары;
  4.  доходы покупателей;
  5.  потребительские ожидания;
  6.  жизненный цикл товара;
  7.  время года, в том числе сезонность спроса;
  8.  цены на ресурсы, сырьё, полуфабрикаты и материалы;
  9.  наличие капитала, в том числе основного и оборотного;
  10.  кредитная политика;
  11.  производственные мощности и к уровень техпрогресса;
  12.  производительность труда;
  13.  подготовленность персонала;
  14.  объем продажи в прошлом;
  15.  организация продажи4
  16.  качество товара;
  17.  упаковка и дозировка;
  18.  реклама;
  19.  дизайн;
  20.  сервис и сфера платных услуг;
  21.  случайные совпадения и др.

Прогноз спроса представляет собой расчет возможного влияния перечисленных факторов. В экономико-математическую модель прогноза спроса рекомендуется включать 2 – 3  фактора (примеры и комментарии).

* Прогнозирование спроса требует привлечения такой пространственно-временной информации, касающейся: численности населения и его состава; денежных доходов населения; доли рынка товара предприятий отрасли (региона); состояния рыночных цен на товар (товарную группу) и сопряженные с ним товары; обеспеченность населения данным товаром в расчете на одного человека (одну семью, 100 семей или 1000 человек в зависимости от специфики товара); складывающихся тенденций рынка; прибыльности деятельности; состояния рынка взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров; физиологических и рыночных норм потребления и др. Кроме того, используется информация, базирующаяся на материалах бюджетной и торговой статистики (комментарий).

Прогнозирование спроса осуществляется с помощью качественных и количественных методов. Качественные методы – это субъективные оценки при отсутствии расчетов экономического потенциала. Количественные методы – это математические расчеты, в том числе модели, отражающие соотношение между спросом и рядом факторов, представляющих независимые переменные.

Для краткосрочных и среднесрочных прогнозов применяются качественные методы (экспертные оценки, анкетирование потребителей, оценки уровня продажи, высказанные ведущими торговыми фирмами) и количественные методы (использование коэффициента эластичности спроса; трендовая модель; метод геометрической прогрессии; многофакторные корреляционные и регрессионные модели, в т.с. множественной линейной регрессии).

Для долгосрочных прогнозов применяют нормативно-целевой метод (количественный).

Особое значение в прогнозировании спроса имеет показатель его эластичности, выражающий зависимость одного фактора от состояния другого, например, зависимость количества товара от денежных доходов или цены товара. Обычно используется коэффициент эластичности спроса (КЭС), выражающий величину изменения спроса (в %) при изменении цены товара (доходов населения) на 1%. Он рассчитывается по формуле:

=  : , где

- спрос на товар;

- цена или доходы;

- изменение показателя (комментарии).

Расчет коэффициента эластичности требует специальных знаний теории и методик, которыми обычно обладают специалисты научных организаций и институтов, прогнозирующих экономические показатели. Эти методики подробно излагаются в специальной литературе. Самый простой прием расчета КЭС основан на мнении эксперта. Опытный продавец данного товара всегда может хотя бы примерно назвать величину изменения продажи товара при изменении его цены...

*  Другим методом краткосрочного прогнозирования спроса является трендовая модель, основой которой являются временные (динамические) ряды. Ряды могут быть, во-первых, моментными и интервальными, и, во-вторых, эволюторных и стационарных процессов. Для моментного ряда характерна величина явления по состоянию на определенную дату, а для интервального – величина явления за определенный период. Эволюторный процесс временного ряда содержит тренд, че7го нет при стационарном процессе. Временные (динамические) ряды могут быть в виде: тренда, лага, периодических колебаний. Тренду, как мы отмечали, присуща длительная («вековая») тенденция. У лага есть запаздывание одного явления от другого, связанного с ним. Периодические колебания зависят от сезона, циклов и иных повторяющихся изменений.

Трендовая модель наиболее популярна в прогнозировании. Она основана на том, что объем и особенно структура спроса характеризуются определенной степенью инертности, т.е. потребление с запаздыванием приспосабливается к изменившимся условиям.

Инерционность означает в данном случае невозможность произвольно в короткое время существенно изменить не только структуру, но и привычки потребления населения. Трендовая модель прогнозированная – это управление, формализующее закономерности развития спроса в базисном периоде.

Модель применяется в том случае, если установлено, что найденные закономерности будут действовать на определенном отрезке времени в будущем. В этом случае ряд динамики рассматривается как функция времени и с известным приближением описывается различными математическими уравнениями. Из трендовых моделей в прогнозировании спроса наиболее широко используются:

а) уравнение прямой;

б) логарифмическая функция;

в) экспоненциальная функция;

г) параболическая функция;

д) логистическая функция;

е) гиперболическая функция.

Графики типовых математических функций прогнозирования спроса представлены на рисунке:

   Спрос            А)                                                 Спрос                          Б)

     

                                                                    

                                                                  

                                           

               Годы                                                                 Годы

  Спрос                                                                 Спрос

             В)                                                                        Г)

                                             

               Годы                                                                 Годы

                 Д)                                                                           Е)

 Спрос                                                                 Спрос

                                                                                

                                                                    

                

                   Годы                                                                Годы

Долгосрочные прогнозы требуют перехода к нелинейным типам взаимосвязей, предполагающим наличие скачков, перегибов и проч., т.е. от экстраполяционных методов надо переходить к интерполяционным. С расширением горизонта прогнозирования уменьшается зависимость будущего развития от достигнутого состояния и сложившихся тенденций. Поэтому генетические методы в прогнозировании постепенно уступают место нормативно-целевым, методам обоснования альтернативных путей перехода от сложившихся тенденций к желательным.

   * Экономическая сущность прогнозов сбыта изучается логистикой. Методология прогнозирования сбыта рекомендует рассматривать прогнозы лишь как путеводную нить или вектор при обосновании плана сбыта и других планов. Желательно, чтобы окончательный вариант прогноза выбирался на основе различных методов расчетов. Сбыт – это продажа продукции производственного предприятия в рамках выбранной стратегии маркетинга. Прогноз сбыта – это тот центр, вокруг которого концентрируется всё планирование бизнеса. Искусcтво экономического предвидения зачастую выходит на рамки методологии прогнозирования или планирования, которые больше отражают технологию расчетов. Оно требует предпринимательского чутья. Весьма существенный урок фирме наносит некачественный прогноз. Так, если фактическое состояние сбыта будет ниже или выше прогнозной величины, то это определит потери фирмы в прибыли. Для нивелирования подобных проблем требуется квалифицированный подход к прогнозированию сбыта.

Прогноз сбыта (продажи) продукции включает определение основных объемных показателей деятельности фирмы и осуществляется на основе прогноза спроса, определенного для масштабов фирмы. С объемом деятельности фирмы:

1.в промышленности и сельском хозяйстве – объем товарной и реализованной продукции;  2. в торговле – объем розничного и оптового товарооборота;  3.  в среде услуг – объем производимых услуг; 4. на транспорте – грузооборот, общий пробег и объем провозимых грузов (пассажиров); 5. в строительстве – объем капитальных вложений (долгосрочных материальных инвестиций), в том числе строительно-монтажные работы, и ввод в действие основных фондов.

Эти показатели в условиях коммерционализации деятельности фирм определяют объем сбыта (продажи).

 Первая задача предпринимателя – определить, что он может производить для продажи. Сбытовой потенциал фирмы формирует производственные мощности, которые, в свою очередь, определяют необходимые издержки, потребность в персонале, а в конечном итоге – финансовый план. На основе сбыта будет формироваться производственная программа деятельности предприятия, определяется объем закупок сырья, материалов, полуфабрикатов, приобретения оборудования, сроки их поставок, будут заключаться хозяйственные договоры. Прогноз сбыта касается всех подразделений фирмы. В соответствии с ним они должны строить свою работу.

  * При разработке прогноза сбыта пользуется той же типовой информацией, что и при прогнозе спроса. Эти сведения: о конъюнктуре рынка; состоянии экономики в целом, в том числе в регионе; о перспективах товарного предложения; условиях деятельности (существования) фирмы и прочие. Прогноз конъюнктуры рынка во многом связан с прогнозом спроса, который должен дополняться прогнозом товарного предложения, в том числе за счет импорта. Здесь конечно, нужна точная и достоверная информация. Прогноз состояния экономики в целом базируется на прогнозе социально0экономическиз показателей, разрабатываемых по заказу правительственных ведомств специальными научными учреждениями и фирмами. Прогноз экономического положения в данной отрасли будет включать:

1) связь фирмы с иными отраслевыми субъектами хозяйствования;

2) конкурентов (с учетом их силы и агрессивности, сильных и слабых сторон);

3) тенденции данного товарного рынка;

4) цены;

5) состояние рабочей силы, её квалификацию.

Для прогноза существования фирмы важно учитывать:

1) динамику её цен на продукцию;

2) возможные изменения в каналах распределения продукции;

3)изменения в программах продвижения продукции;

4) любые новые виды продукции или их модернизацию;

5) изменения в производственных мощностях;

6) квалификацию персонала;

7) дилерскую и иную сеть;

8) финансовое состояние фирмы.

Прогноз сбыта включает такие показатели, как наименование видов продукции и их физический объем. Кроме того, он может включать: цены на различные виды продукции; потребность в производственных мощностях и площадях, техническом парке машин и оборудования; потребность в капитале (основном и оборотном) и потребность в рабочей силе; наконец, общий бюджет прогноза сбыта. Рекомендуется, чтобы прогноз сбыта охватывал регионы (в том числе согласно их ранжированию по прибыльности); периоды; каналы распределения; методы сбыта (продажи). Обоснованные объемы сбыта рекомендуется производить с учетом прогнозов: спроса на продукцию (товары), производственные или продаваемые фирмой; капитала, прибыли и рентабельности работы. Прогнозирование сбыта отражает системный взгляд на деятельность фирмы как целенаправленный процесс превращения потока ресурсов в полезную продукцию. Так в объеме сбыта завершается трансформация материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов в продукцию (товары, услуги).

* От прогноза спроса несложно перейти к прогнозу сбыта. Но такой подход возможен только лишь в условиях достаточности у фирмы капитала, в том числе интеллектуального. В этом случае объем сбыта может определяться исходя из доли рынка товара фирмы в региональном спросе данного товара (пример). Применяются следующие основные методы прогнозирования сбыта:

  1.  метод экспертных оценок (в том числе мнение группы руководителей и комбинация мнений работников сбыта);
  2.  экстраполяция тенденций и цикла при использовании этого метода неизбежны ошибки, однако, он неизменно применяется при прогнозировании сбыта, хотя высокая стохастичность социально-экономических явлений, характерная для Украины в настоящее время, не способствует высокой точности прогноза,  определенного посредством этого метода;
  3.  прогнозирование по портфелю заказов, т.е. на основе имеющихся или предполагаемых заказов потенциальных покупателей продукции, что является предпочтительным для формирования объема сбыта в наукоёмких производствах;
  4.  моделирование, в том числе: на основе математической статистики; моделей разного периода упреждения; одновариантных  и многовариантных моделей.

Практика показывает, что в прогнозировании сбыта наиболее успешно могут применяться следующие модели:

  •  модель постоянного потребления;
    •  прямо пропорциональная модель;
    •  сезонно постоянная модель;
    •  сезонная модель с последовательным ростом.

Прогноз сбыта разрабатывается для любого периода упреждения – краткосрочный (до года), среднесрочный и долгосрочный (прокомментировать). Готовится прогноз сбыта отдела маркетинга, и после рассмотрения высшим руководством фирмы сообщается всем её подразделениям. Если говорить о качестве прогнозирования сбыта, то для этого необходимо: деловое мышление, аналитические рассуждения и ... удача (!).

Прогнозное обоснование, например, доли рынка, может происходить с учетом экспертных оценок, наложенных на экстраполяцию. Метод экстраполяции в прогнозе сбыта фирмы определяет объем деятельности как функцию времени (или иного фактора). Как обычно, в таких случаях необходим динамического (временного) ряда  показателя (пример). Формулы безубыточности для прогнозирования сбыта:

для производства –    =  ;

                                 для торговли -   = ;

Где:  – объем торговой продукции или товарооборота;

– постоянные издержки;

-  уровень переменных издержек в цене товара;

- размер НДС;

- оборот товаров в покупных ценах (примеры).

Прогнозирование инвестиций

  * Краткосрочные и долгосрочные прогнозы фирмы основываются, как правило, на долгосрочных расчетах. В числе долгосрочных первостепенное значение имеют прогнозы инвестиций и технико-технологических инноваций. Особая роль этих прогнозов связана с тем, что они требуют долговременных действий и значительного капитала. Задачи рациональной деятельности фирмы заключаются в определении оптимального количества продукции (товаров) для производства или продажи и требующихся для этого издержек с учетом существующих и перспективных технологических связей. Таким образом, «во главе угла» определения оптимального объема деятельности и затрат находится расчет необходимого размера основного капитала на будущее. Поэтому инвестиционный процесс начинается с прогнозирования инвестиций, которое зависит от:

  1.  стадии жизненного цикла предприятия;
  2.  стратегии развития в целом;
  3.  состояние внешнего и внутреннего рынков инвестиционных ресурсов;

инвестиционной привлекательности предприятия как объекта вложения средств;

* Из всех решений фирмы наибольшей сложностью, неопределенностью и риском обладает обоснование долговременных затрат – капитальных вложений, затрат на НИОКР (научные исследования в первую очередь) и другие инвестиции. В перспективе они в решающей степени будут определять «лицо» фирмы, в том числе её положение среди конкурентов.

* Процедура выбора проекта инвестиций будущего призвана ответить на вопросы: какой проект следует считать эффективным, а какой - нет? Инвестиционная политика фирмы является частью её общей стратегии, направленной на прирост активов с целью получения в будущем прибыли. И как любой стратегический план она должна содержать в своей основе прогноз эффективности проекта. Для прогноза инвестиций требуется обоснование эффективности вариантов проектов и выбор из них наилучшего. Для этих целей чаще всего используются:

  •  метод потока денежной наличности;
  •  метод нормы рентабельности;
  •  метод дисконтирования средств;

Самым простым из них является метод потока денежной наличности. Он основан на применении данных о начальных инвестициях и сроки окупаемости. Метод предполагает расчет суммы прибыли по годам эксплуатации объекта. Эта сумма и является итоговым экономическим эффектом от вложения инвестиций (пример). Преимущества этого метода:

  1.  простота расчетов;
  2.  возможность ранжирования проектов в зависимости от сроков окупаемости;
  3.  определенность суммы инвестиций.

Но у этого метода есть и недостатки:

  1.  недооценка прибыльности как отдачи от вложенных инвестиций;
  2.  одинаковая оценка основного капитала в первый и (допустим) восьмой год эксплуатации.

Поэтому для повышения точности расчетов рекомендуется в нем также учитывать амортизацию и возможности её использования. Метод нормы рентабельности капитала основан на учете и сравнении инвестиционных проектов (пример). Дисконтирование – это приведение экономических показателей разных лет к сопоставимому по времени виду. Соответственно дисконтированная стоимость – это оценка будущих доходов в текущих ценах. Существует несколько вариантов метода дисконтирования средств. Но все они построены на допущении того, что деньги, получаемые в будущем, будут иметь меньшую стоимость, чем сегодня. Это связано с тем, что имеющаяся сумма инвестиций будет сокращаться под воздействием разных факторов (типа инфляции) и ставки процента на заемный капитал. Для определения дисконтированной стоимости используется формула сложного процента:

,

где:  - дисконтированная стоимость будущей прибыли в текущем измерении;

- будущая прибыль;

                дисконтный коэффициент, включающий индекс изменения цен, ставку процента на заемный капитал и др;

               - количество лет (пример).

Большинство инвестиционных проектов включают различный поток доходов по периодам. Поэтому желательно, чтобы расчеты дисконтированной стоимости не были прямолинейными (пример).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5426. Проектирование коробки передач 77 KB
  Введение Автомобиль - самое распространенное в современном мире механическое транспортное средство. Коробка передач – механизм, преобразующий крутящий момент, передающийся от двигателя через сцепление, по величине и направлению. Дает возмо...
5427. Изучение методов контроля линейных размеров деталей с помощью штангенинструментов 2.34 MB
  Цель работы: изучить метод измерений размеров деталей с помощью штангенциркуля и освоить методику представления результатов измерений. Общие сведения. Штангенинструменты, предназначенные для измерений линейных размеров деталей, пре...
5428. Проектирование привода ленточного транспортера 1.35 MB
  Анализ схемы привода. Привод состоит из асинхронного двигателя, цилиндрического соосного двухпоточного редуктора и приводного вала с барабаном и муфтой. В ходе проектирования транспортера были приняты следующие конструктивные решения: для выравни...
5429. Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации 192.5 KB
  Введение Переход экономики России к рыночным отношениям поставил перед бухгалтерским учетом совершенно новые цели. Существовавшая ранее в условиях планируемой командной экономики система бухгалтерского учета, была обусловлена общественным характером...
5430. Смутное время 43.82 KB
  Смутное время На рубеже 16 и 17 вв. Московское государство переживало тяжелый и сложный морально-политический и социально-экономический кризис, который особенно проявлялся в положении центральных областей государства. С открытием для русской колон...
5431. Изучение кодеков ИКМ 203.5 KB
  Изучение кодеков ИКМ Цель работы Изучить процессы квантования и кодирования речевых сигналов в цифровых системах передачи. Задание на лабораторную работу Задание по теоретической части Изучить процедуры линейного и нелинейног...
5432. Термодинаміка. Виникнення термодинаміки 61 KB
  Термодинаміка Виникнення термодинаміки Теплові явища відрізняються від механічних і електромагнітних тем, що закони теплових явищ необоротні (тобто теплові процеси самі йдуть лише в одному напрямку) і що теплові процеси здійснюються лише в макрос...
5433. Проектирование СТО по кузовному ремонту автомобилей в советском АО 467.5 KB
  Данный проект предназначен для предприятия, занимающегося оказанием услуг по кузовному ремонту и покраске автомобилей. Так как бизнес план составляется для нового предприятия, то лучшим вариантом будет создание предприятия малого бизнеса, зан...
5434. Первая помощь при травмах и ранениях нижней конечности 351.61 KB
  Первая помощь при травмах и ранениях нижней конечности. Вступление. Анатомические особенности нижней конечности. Признаки травм и переломов нижней конечности. Принципы оказания первой помощи при ранениях нижней конечности...