6922

Антенные устройства и среда распространения

Лекция

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Антенные устройства и среда распространения Энергетические характеристики Степень воздействия ИП на РП зависит: от коэффициентов ослабления помех в фидерах...

Русский

2013-01-10

67 KB

9 чел.

Антенные устройства и среда распространения

Энергетические характеристики

Степень воздействия ИП на РП зависит:

  •  от коэффициентов ослабления помех в фидерах

Lфид = Lфип Lфрп Lкабип Lкабрп Lпотип Lпотрп

Lф , Lкаб, Lпот – коэффициенты ослабления НЭМП на частоте помехи обусловленные избирательными свойствами собственно фильтров, линии передачи, тепловыми потерями.

  •  от коэффициента ослабления помех антеннами

Lа = Lкуип Lкурп Lпл Lизбип Lизбрп

,

G(fп) и G(f0) – максимальный КУ антенн на частотах помехи и основной частоте.

F – значение нормированных ДН по мощности антенны ИП в направлении РП.

Lпл Lизб – коэффициенты ослабления помех на частоте помехи, обусловленные несовпадением поляризации, частотно-избирательными свойствами антенн.

  •  от коэффициента ослабления НЭМП в среде распространения

Lос = Lд LR Lзт Lметео Lион Lтроп

Коэффициент ослабления помех на частоте помехи

Lд – дифракция;

LR – рассеяние в свободном пространстве;

Lзт  - затенение антенн;

Lметео  - влияние метеорологических условий;

Lион  - ионосферное рассеяние;

Lтроп – тропосферное распространение.

При отсутствии влияния коэффициент равен 1.

Коэффициент ослабления помехи от ИП к РП

Lоп = Gип(f0) Gрп(f0) Lфид Lа Lос 

В случае если ИП и РП размещенных на объекте сложной геометрической формы и при расположении антенн в ближней зоне применяется параметр – коэффициент связи Lсв – который равен отношению мощности колебаний, возникающих на входе одной из антенн, к мощности колебания, поступающего на вход другой антенны. Тогда Lоп = Lфид Lсв

Для ЭМС имеет большое значение свойства антенн, фидеров и радиотрассы вне основной полосы частот, в том числе при значительных частотных расстройках.

Нелинейные свойства

Нелинейности в антеннах, фидерах, трассе практически отсутствуют или выражены слабо.

Причины возникновения:

  1.  использование активных антенн и активных ФАР. Нелинейные свойства способствуют формированию нежелательных излучений в передающих активных антенн или ухудшению частотно-избирательных свойств устройств использующие активные приемные антенны.
  2.  Применение в фидерах газоразрядных, полупроводниковых, ферритовых или сигнетоэлектрических элементов. При большой мощности излучения устройства становятся нелинейными.
  3.  Наличие контактных явлений в ВЧ соединителях и элементах конструкции антенн.
  4.  Возможность нарушения линейности радиотрассы при высоком уровне мощности. Ионизация от двигателей.

Характеристики фидеров влияющие на ЭМС

Желательно, чтобы частотная зависимость КУ антенны с фидером была прямоугольной.

Большинство реальных антенн не обладают ярко выраженной частотной избирательностью.

В окрестности основной полосы частот в линиях передачи обеспечивается распространение волны единственного типа.

Возможности частотной фильтрации ограничены конечной добротностью элементов фильтров. Повышение частотной избирательности вызывает рост потерь.

На частотах, значительно отстоящих от основной полосы не достаточное ослабление помех из-за:

  1.  фильтры на сосредоточенных элементах вне основной полосы частот имеют много экстремальную частотную характеристику из-за влияния паразитных емкостей и индуктивностей.
  2.  Фильтры на элементах линий передачи Т – волн с колебательными системами в виде отрезков линий длиной в четверть или половину длины волн могут иметь паразитные полосы прозрачности на частотах 2f0, 3 f0, 4 f0, 5 f0
  3.  Фильтры волноводного типа имеют полосы пропускания следствии резонансов на других собственных типах волн.
  4.  Образование полос пропускания на частотах, где условия согласования антенны и фидера частично выполняются.
  5.  На частотах гармоник в волноводах становиться возможным распространение более одного типа волн. Они отличаются от волн основного типа структурой электромагнитного поля и скоростью распространения. Передача энергии в нагрузку осуществляется не единственной волной, а несколькими. Вследствие интерференции волн в нагрузке появляются дополнительная частотная зависимость коэффициента передачи.

Любые нерегулярности по разному влияют на распространение волн различных типов.

Появление волн высших типов и взаимное преобразование их происходит при всяком изменении поперечного сечения волновода или нарушения прямолинейности линии передачи.

Характеристики антенных устройств влияющих на ЭМС

Направленные свойства антенн, поляризационные соотношения.

Излучение (прием) вне требуемого сектора углов и вне необходимой полосы частот должно отсутствовать.

Невозможно:

  •  построить антенну не имеющую излучение вне требуемого сектора углов. При конечной длине антенны ее ДН имеет ненулевые значения за пределами любого конечного интервала – есть боковые и задние лепестки;
  •  иметь идеальную поляризационную структуру – наведенные в элементах конструкции объекта токи искажают поляризацию сигнала;
  •  построить антенну в которой отсутствует излучение вне необходимой полосы частот – из-за конечной добротности.

Если в тракте распространяются волны нескольких типов, каждому из них соответствует свое парциальное распределение поля в апертуре и своя парциональная диаграмма направленности Fn().

Результирующая ДН является суперпозицией парциональных диаграмм

F() =  An Fn()

An – комплексная амплитуда волны n-го типа, зависит от волнового состава, от относительных амплитуд и фазовых сдвигов между волнами различных типов.

Частотные зависимости КУ также имеют многоэкстремальный характер и аппроксимируются простыми зависимостями вида:

(дБ)

G(f) = i  fi  f fi+1 

где - среднее значение КУ в основной полосе частот и на частоте f.

G(f) – СКО КУ, i – СКО КУ в полосе fi  f  fi+1 ; C, D – постоянные; Lпл – ослабление вследствие несовпадения поляризации.

На рис.1. F – отдельные реализации и усредненная ДН.

F – СКО ДН от среднего значения и аппроксимация.

Взаимная связь антенн

Коэффициент связи антенн определяется:

  •  размерами и расстоянием между антеннами;
  •  распределением полей в апертурах;
  •  взаимной ориентацией;
  •  формой и размерами объекта.

Для r  /2 Lсв определяют реактивные поля Lсв  -10 дБ и возрастает быстрее 1/r2.

Значение формы и размера объекта:

  1.  из-за преимущественно прямолинейного распространения радиоволн существуют области тени.
  2.  Из-за отражений от окружающих предметов и дифракции в области тени могут существовать интенсивные электромагнитные поля.
  3.  Результирующее поле – сумма всех перечисленных полей.

Тип антенны

КУ, дБ

Частота

Поляризация

КУср, дБ

СКО КУ, дБ

КНД, дБ

Lпл, дБ

ДНср

СКО ДН, дБ

Высоко направленная

>25

Основ/

Основ/

Побоч/

Основ/

Ортог/

Любая

G(f0)

G(f0)-20

G(f0)-13

2

3

3

0

0

-13

0

-20

0

-10

-10

-10

14

14

14

Средне направленная

10 … 25

Основ/

Основ/

Побоч/

Основ/

Ортог/

Любая

G(f0)

G(f0)-20

G(f0)

2

3

3

0

0

-10

0

-20

0

-10

-10

-10

14

14

14

Слабо направленная

<10

Основ/

Основ/

Побоч/

Основ/

Ортог/

Любая

G(f0)

G(f0)-16

G(f0)

1

2

2

0

0

- G(f0)

0

-16

0

0

-13

-3

6

8

6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82702. Як поводитися за столом? Гостини 909.5 KB
  Мета уроку ― ознайомити учнів з правилами етичної поведінки в гостях, ознаками гостинності; з’ясувати сутність понять ввічливий, уважний, чемний, грубий; вчити розв’язувати поведінкові ситуації; виховувати навички культурної поведінки в гостях, гостинність.
82703. Охорона природи в Україні 373.5 KB
  Інтерактивна дошка презентація Охорона природи в Україні атласи гасло: Не просто слухати а чути. Яку тему вивчали на минулому уроці Яка кількість населення України Які народи складають населення України Яка державна мова України На що поділена територія України Скільки областей в Україні...
82704. Останні години життя Ісуса Христа на Землі 370 KB
  Допомогти зрозуміти учням початкових класів, учасникам і глядачам велич Христових страждань. Усвідомити цінність терпінь як вияву любові. Допомогти внести в систему моралі дитини відчуття Божої турботи про людство. Дати розуміння Посту – як часу тиші, пре задуми і роздумів над Хресним шляхом Ісуса.
82705. Як Шевченко у футболі, забиваемо ми голи 269 KB
  Мета: навчальна: ознайомити учнів з поняттями досягнення; обговорити складові успіху; на прикладах відомих людей показати шлях до здійснення мети; поглиблювати знання людей про видатних людей; розвивальна: розвивати вміння аналізувати і робити висновки; розвивати навички пошукової активності...
82706. Милосердя в нашому житті 183 KB
  Мета: розкрити поняття милосердя; поглибити знання учнів про милосердя і безкорисливість; виховувати повагу добре ставлення до оточуючих; розвивати вміння доводити свою думку аналізувати свої вчинки та вчинки інших; формувати навички творчої роботи; розвивати навички синтезу та аналізу дослідницькі...
82707. Природа навколо нас 245 KB
  Діти сьогодні у нас особливий урок – урок краси доброти і милосердя. Діти читають вірші про довкілля 1 учень. Запрошую вас діти на театральну стежинку до театру. учні тричі дзвонять у дзвіночок Бажаю вам діти веселої гри та вдячних глядачів.
82708. М.Трублаїні «Про дівчинку Наталочку і сріблясту рибку» 439 KB
  Мета: вчити правильно висловлювати свої думки, характеризувати героїв казки; удосконалювати діалогічне мовлення; розвивати увагу, пам’ять, спостережливість, уміння переказувати за малюнковим планом виховувати моральні принципи, дружбу, товариськості і взаємодопомоги.
82709. Мандрівка у творчість Наталі Забіли 57.5 KB
  Мета: формування ключових компетентностей: вміння вчитися – самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної – дотримуватися норм мовленнєвої культури, зв’язно висловлюватися в контексті змісту, вникати в суть прочитаного; соціальної – здатність працювати в групі...
82710. Чорна кішка, або магічне число сім 59 KB
  Мета: вдосконалювати вміння орієнтуватися в структурі тексту, аналізувати й виділяти головне у творі, формувати вміння висловлювати власні судження, оцінювати свої висловлювання та думки інших, аналізувати їх і робити висновки; розвивати критичне мислення, зв’язне мовлення, техніку читання...