69374

Технологии социальной работы по социальной интеграции инвалидов

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Рассмотреть сущность и содержание понятия «интеграция инвалидов в общество»; выделить основные факторы и условия эффективной интеграции инвалидов в общество; проанализировать инклюзию как технологию интеграции инвалидов в общество; исследовать организацию досуговой деятельности как фактор, усиливающий интеграцию инвалидов в общество.

Русский

2014-12-18

154 KB

22 чел.

оГЛАВЛЕНИЕ

Введение 2

1. Теоретико-методологические основы исследования процесса интеграции инвалидов в общество 7

1.1. Сущности и содержание понятия «интеграция инвалидов в общество» 7

1.2. Факторы и условия эффективности интеграции инвалидов в общество 10

2. Технологии социальной работы по социальной интеграции инвалидов 15

2.1. Инклюзия как технология интеграции инвалидов в общество 15

2.2 Организация досуговой деятельности, как фактор интеграции инвалидов в общество 21

Заключение 25

Список использованных источников и литературы 27


Введение

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день, по данным ООН, в мире насчитывается 650 млн. человек, являющихся инвалидами, доля России в этом показателе около 13 млн. человек1, 2,57 млн. которых находятся в трудоспособном возрасте, но работает из них только 817,2 тыс. человек.2 Это говорит о том, что инвалиды подвержены дискриминации и не интегрированы  в общество.

Несмотря на принятые законы и принципы равноправия граждан, в них закреплённых («О социальной защите инвалидов в РФ», Трудовой кодекс РФ), меры послабления, государственную помощь и т.д., инвалиды до сих пор испытывают по отношению к себе дискриминацию и нетолерантное отношение. Люди, потерявшие по каким-либо причинам способность к труду или родившиеся с различными заболеваниями или дефектами, не могут самостоятельно продолжать свою жизнедеятельность и потому нуждаются в социальной защите и понимании общества их положения, чего в большинстве случаев они не получают.

Данная тема, представленная в различных аспектах, отражена в научно-теоретических журналах по социологии, экономическим наукам и юриспруденции, таких как: «Социальная защита», «Человек и труд», «Социс», «Экономические науки». Так, А.Я. Чигриной в статье «Интеграция инвалидов в современное российское общество: основные этапы» затрагивает вопрос инклюзивного образования, где говорит, что по сути своей дети инвалиды не равны (по отношению друг к другу) – дети, с нарушением опорно-двигательного аппарата чувствуют (и воспринимаются другими) лучше, а значит и шансы их на получение образования увеличиваются (в сравнение, например с незрячими)3. Она рассматривает и такой вопрос, как катастрофическая нехватка социальных работников и специалистов по работе с такими детьми.

П. В. Романов и Е.Р. Ярская-Смирнова в статье «Политика инвалидности. Проблемы доступной среды и возможности занятости»  говорят о необходимости соблюдения права труд, о системе квотирования в России, степени эффективности этой системы, о проблемах, связанных с психологическими барьерами работодателей и их экономическими издержками, а также мерах, какие необходимо принять, чтобы положение инвалидов было изменено в лучшую сторону4.

Е. А. Аверина («Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы») 5. В своей статье исследователь анализирует процесс интеграции инвалидов в общество, на уровне закона, уровне личностном (отношения инвалида к самому себе – его самооценка), семейной поддержке (один из важнейших критериев успешного интегрирования инвалида в общество), отношения общества к таким людям, возможности получения образования и необходимость модернизации инфраструктуры каждого города (т.е. возможность чувствовать себя комфортно в городской среде).

Т.А. Добровольская и Н. Б. Шабалина («Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция» анализируют опыт США в работе с инвалидами (большая сеть реабилитационных служб и социальных работников, создание кукольного театра, где персонажи здоровые и люди, имеющие дефекты), выделяя стереотипы, роль СМИ в формировании «образа» инвалида, а также те трудности, которые они не смотря на эти меры испытывают при приёме на работу6.

К.Э. Сафронов («Подходы к формированию, управлению и оценке доступной среды»)7 подвергнуть разбору государственную программу «Доступная среда» на 2011-2015 гг. Он выявляет её проблемы, проводит сопоставление российского и зарубежного опыта в деле организации доступной среды для инвалидов, выделяет меры, принятие которых поможет успешно реализовать программу.

Кроме работ, названных авторов, в исследовании были использованы ряд законов и федеральных программ РФ, защищающих инвалидов и гарантирующих им государственную поддержку, право на труд, социальную защиту и иные гарантии, распространяющиеся на всех граждан России, независимо от уровня их здоровья и ограничения возможностей. Это, в первую очередь, Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ, а также государственные программы по защите и прав и свобод инвалидов и создания им комфортных условий как для передвижения по городу и в городском транспорте, так и на их рабочем месте («Доступная среда» на 2011-2015 годы, «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Таким образом, актуальность проблемы интеграции инвалидов в общество очевидна и требует тщательно анализа.

Объект исследования – процесс интеграции инвалидов в общество.

Предмет исследования – способы и механизмы, позволяющие эффективно организовать процесс интеграции инвалидов в российское общество.

Цель исследования: рассмотреть меры и технологии по защите прав и свобод инвалидов и предложить направления совершенствования процесса интеграции инвалидов в общество.

Задачи исследования:

  •  рассмотреть сущность и содержание понятия «интеграция инвалидов в общество»;
  •  выделить основные факторы и условия эффективной интеграции инвалидов в общество;
  •  проанализировать инклюзию как технологию интеграции инвалидов в общество;
  •  исследовать организацию досуговой деятельности как фактор, усиливающий интеграцию инвалидов в общество.


1. Теоретико-методологические основы исследования процесса интеграции инвалидов в общество

1.1. Сущности и содержание понятия «интеграция инвалидов в общество» 

Интеграция – это процесс, затрагивающий все сферы жизнедеятельности человека, и интеграция инвалидов в общество – это процесс, включающий четыре компонента:

- социально-аксиологический, в обществе признаются единые ценности, определяющие представления и установки индивидов как с ограниченными возможностями здоровья, так и здоровых;

- организационно-правовой, процесс интеграции строится на основе законодательства, утверждающего равные права граждан;

- пространственная организация жизнедеятельности для интеграции инвалидов в общество конструируется универсальный дизайн, объекты которого могут в полной мере использоваться всеми людьми без необходимости их специальной адаптации для нужд отдельных категорий потребителей;

- межличностные отношения происходит интериоризация признания достоинства личности и ее равных прав, независимо от факторов физического или психического здоровья8.

Процесс интеграции считается завершенным, если произошла интернализация его участниками нового комплекса ценностей, норм и правил.

Социум может быть полноценным, системным и завершенным только с активным включением в него людей с ограниченными возможностями здоровья, периодически отделяемых от этого социального единства деструктивными элементами объективной и субъективной природы.

Цель социальной интеграции состоит в создании «общества для всех», в котором все лица обладают социальной субъектностью, правами и обязанностями, независимо от состояния их здоровья, призваны играть активную действенную роль9.

В рамках задач исследования рассмотрим и другие понятия, имеющие отношение к проблеме интеграции инвалидов в общество.

Инвалид (по определению ФЗ «О социальной защите инвалидов» от 20 июля 1995 г.) - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы10; 

Социальная адаптация - система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности11;

Абилитация - первоначальное формирование способности к чему-либо. Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации - возвращения способности к чему-либо, утраченной в результате болезни, травмы и др.12;

Стигматиза́ция (от греч. στíγμα — «ярлык, клеймо») — клеймение, нанесение стигмы. В отличие от слова клеймение, слово стигматизация может обозначать навешивание социальных ярлыков. В этом смысле стигматизация — ассоциация какого-либо качества (как правило, отрицательного) с конкретным человеком или группой людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана.

Стигматизация является составной частью многих стереотипов. Согласно Э. Гоффману, стигматизация в социальном смысле означает тип отношений между постыдным социальным качеством и стереотипом — ожидаемым отношением к нему, задающий неспособность к полноценной социальной жизни из-за лишения права на общественное признание. Стигматизация может вести к дискриминации, то есть к реальным действиям, ограничивающим права какой-то группы13.

Реабилитация - сочетание медицинских, общественных и государственных мероприятий, проводимых с целью максимально возможной компенсации (или восстановления) нарушенных или утраченных функций организма и социальной реадаптации (или адаптации) больных, пострадавших и инвалидов.

Можно выделить основные виды реабилитации – это медицинская, представляющая собой комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций, неразрывно с лечебным процессом; образовательная – сложный комплекс, включающий в себя процесс получения инвалидами необходимого общего образования, так же при необходимости – различные виды специальностей и т.д., и материальная – льготы необходимы, однако, будучи единственным механизмом помощи, они не способствуют интеграции инвалидов в обществе и обеспечивают крайне низкие стандарты существования14.

Самая главная, стоящая на первом месте, социальная реабилитация - система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности15.

На наш взгляд, содержание понятий «интеграция» и «социальная реабилитация» во многом идентично, поэтому есть смысл говорить об интеграции и о реабилитации, как об одном и том же. Сущность реабилитации заключается не только в восстановлении здоровья, сколько в восстановлении возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым располагает инвалид.

В целом, интеграция инвалидов в общество - это процесс восстановления разрушенных связей инвалидов, обеспечивающий его включенность в основные сферы жизнедеятельности: труд, быт, досуг. Интеграции способствует реабилитация, она подразумевает под собой осуществление различных программ, видов обслуживания или терапевтических мероприятий, которые помогают быстрому восстановлению нарушенных функций.  

Таким образом, мы раскрыли содержание понятия «интеграция инвалидов в общество», рассмотрели основную терминологию. Для дальнейшего исследования необходимо выявить, какие факторы и условия способствуют наиболее успешной интеграции инвалидов, либо наоборот препятствуют ей.

1.2. Факторы и условия эффективности интеграции инвалидов в общество 

В качестве социальных факторов, предопределяющих восприятие инвалидности и инвалидов, эффективность интеграции инвалидов в общество на современном этапе выступают:

- объективные условия – социальная и этническая принадлежность, степень инкультурации, пол (гендер), образование, семейный статус, наличие трудовой занятости;

- субъективные условия – установки и поведенческие стандарты индивидов, стигматизация и самостигматизация инвалидов.

Действие данных условий не является неизменным, оно зависит от социально-культурного контекста, уровня социально-экономического развития общества, характеристики социальной конструкции инвалидности, принятой в обществе16. 

Существующие институциональные основы интеграции инвалидов в общество, включающие в себя социально-правовые нормы (международные стандарты, национальные и региональные правовые акты), направленные на их интеграцию в общество, не учитывают всего спектра современных социальных процессов и требуют корректировки.

В современную эпоху сформировались правовые и этические нормы равенства, представления о независимой жизни инвалидов. Инвалидность становится проблемой не только одного человека, групп людей, но и всего общества в целом.

Современная трактовка инвалидности рассматривает лиц с ограниченными возможностями здоровья не как клиентов, нуждающихся в уходе и не вносящих свой вклад в общественное развитие, а как людей, которые нуждаются в том, чтобы были устранены барьеры, препятствующие обеспечению их равных прав и созданию достойного образа жизни.

На реализацию процесса интеграции инвалидов в общество деструктивно влияют различные элементы социальной среды. К числу деструктивных элементов социальной среды, ограничивающих интеграционный потенциал или блокирующих саму возможность интеграции, препятствующих социально типичному, нормативному существованию инвалидов, относятся так называемые «барьеры инвалидности»:

- физическое ограничение или изоляция инвалида, обусловленные либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими расстройствами, которые мешают ему самостоятельно передвигаться и/или ориентироваться в пространстве;

- трудовая сегрегация, или изоляция: из-за своего дефекта инвалид имеет крайне ограниченный доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. Барьер между инвалидом и продуктивным трудом может обусловливаться и субъективной причиной отсутствием трудовой мотивации со стороны инвалидов17.

В качестве барьеров могут выступать также внутренние установки и поведенческие стереотипы самих инвалидов, склонных к самоизоляции, иждивенчеству и т.д. Устранять указанные барьеры возможно с помощью разработки комплексных программ по интеграции инвалидов в общество.

К проблемам, негативно влияющих на эффективную интеграцию инвалидов в общество, относятся следующие:

  •  трудности в получении медицинской помощи, в сфере трудоустройства, образования;
  •  негативные социальные установки и стереотипы в отношении к инвалидам;
  •  затруднения в культурной жизни и занятиям спортом, а также проблемы их самоидентификации.

Разрабатываемые комплексные модели интеграции инвалидов, включающие систему приспособления к доступности жилой среды, транспортных средств; создание коллективных центров занятости инвалидов и вовлечение их в общественно-политическую жизнь и др., способствуют оптимизации процесса интеграции инвалидов в общество.

Ключевыми проблемами интеграции инвалидов в общество на сегодняшний день являются:

- информированность (многие инвалиды не пользуются в полном объеме реабилитационными услугами, имеют слабую информированность о видах социальных услуг, неудовлетворительно оценивают их качество);

- системность (почти половина инвалидов считает, что сложившаяся система социальной помощи инвалидам не носит комплексного, системного характера; сохраняется межведомственная разобщенность, отсутствует эффективное взаимодействие заинтересованных ведомств, общественных организаций в работе с инвалидами);

- согласованность (отмечено, что формирование и реализация социальной помощи осуществляется без учета мнений общественных организаций инвалидов и специалистов, работающих с ними). 18

Кроме того, существуют и другие барьеры, ограничивающие интеграцию инвалидов в общество:

  •  отсутствие должного контроля за исполнением законодательства;
  •  отсутствие диалога между властью и обществом, обществом и инвалидами;
  •  недостаточное количество социальных работников;
  •  стигматизация и самостигматизация инвалидов
  •  нежелание работодателя брать инвалидов, ссылаясь на отсутствие рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями (дискриминация на рынке труда);
  •  ограниченное число инвалидов, имеющих доступ к инклюзивному образованию (в основном его имеют люди с нарушением опорно-двигательного аппарата);
  •  не адаптированная инфраструктура городов под нужны и потребности инвалидов (проблема туалетов, доступность в передвижении по городу на общественном транспорте, посещения публичных мест и заведений)19.

Получение образования, которое является одним из факторов интеграции в общество, и неадаптированная инфраструктура городов являются ключевыми проблемами, на которые нужно обратить особое внимание.

На формирование толерантного отношения общества к проблемам инвалидности особое влияние оказывает разработка комплексной программы освещения в СМИ проблем интеграции инвалидов в общество с учетом их мнения и сложившейся практики работа специализированных каналов для лиц с ограничениями возможностей, открытие тематических программ на ведущих каналах телевидения, расширение рубрик в журналах и газетах. В указанной комплексной программе инвалиды должны стать непосредственными участниками обсуждения существующих проблем и поиска их решения.

Можно сделать вывод, что разработка системы гарантий и мер социальной поддержки позволяет смягчить наиболее острые моменты социально-экономического неравенства инвалидов, расширить возможности их социального функционирования в обществе.


2. Технологии социальной работы по социальной интеграции инвалидов

2.1. Инклюзия как технология интеграции инвалидов в общество 

Если рассматривать социально-правовые аспекты, регламентирующие интеграцию инвалидов в сфере образования, то  нужно в первую очередь обратить внимание на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, в котором уделено значительное внимание детям-инвалидам (инвалидам) и детям (лицам) с ограниченными возможностями здоровья20.

В целях реализации права каждого человека на образование Закон предусматривает федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (статья 3, пункт 5, подпункт 1).

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (статья 11, пункт 6).

Студентам, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, назначается государственная социальная стипендия (статья 3, пункт 5).

Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) (статья 41, пункт 5).

Детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, предусматривается оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Следует отметить, что, несмотря на все успехи в области создания современной, соответствующей международным стандартам социально-правовой базы в области образования, регулирующей интеграцию инвалидов в Российской Федерации,  данная категория лиц продолжает оставаться одной из наиболее изолированных и уязвимых структур общества.

По мнению ряда исследователей этой области, чтобы добиться эффективности в решении данной проблемы, необходимо создавать условия для внедрения инклюзивного образования, как это практикуется в зарубежных странах.

Инклюзия (от inclusion - включение) - процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. Термин инклюзия имеет отличия от терминов интеграция и сегрегация. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата21.  

Инклюзия - это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества. Инвалидность - это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции. Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: "Всем здесь рады!" Или может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда «Инвалид - человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов) 22.

Существенную разницу между биологической и социальной концепциями общество осознает лишь тогда, когда будет располагать доступной и полной информацией об инвалидах. Не болезнь создаёт ограничения деятельности, а условия жизни, которые может предложить общество (правительство) людям с ограниченными возможностями.
Условия равных возможностей достижимо лишь в том обществе, где инвалидность рассматривается через социальную концепцию, где отсутствует дискриминация инвалидов словами и действиями здоровых людей.

Как уже рассматривалось ранее, возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года23. Инклюзивное образование – это подход, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и другие особенности, включены в общую систему образования. Этот подход признан приоритетным в Саламанкской Декларации, которую подписали в 1994 г. представители 92 стран, в том числе и России.

Надо отметить, что инклюзивное образование оказывает положительное влияние не только на детей-инвалидов. У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания (психологи называют это эмпатией), они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.

9 апреля 2008 г. ТРОД «ДИВО» в рамках проекта «Партнерство: путь к инклюзии» и подготовке к Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Проблемы современной школы и пути их решения: инклюзивное образование» провело Круглый стол на тему «Инклюзивное образование в Томске: за и против». Заседание проходило в помещении Центра «Факел».

Цель Круглого стола – обмен мнениями по следующим вопросам:

  •  условия необходимые для поэтапного внедрения инклюзивного образования в образовательных учреждениях города Томска и Томской области;
  •  мифы об инклюзивном образовании;
  •  законодательная база по инклюзивному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья в Томской области и городе Томске и механизмов их реализации.

         В работе Круглого стола, который был организован по инициативе Томского регионального общественного движения «Доступное для инвалидов высшее образование» и Института развития образовательных систем РАО РФ, приняло участие 39 человек – представители Департаментов Администрации Томской области и города Томска, Главного бюро Медико-социальной экспертизы, дошкольных образовательных учреждений, коррекционных школ-интернатов, некоммерческих организаций дополнительного образования, общественных организаций родителей и опекунов инвалидов-детства, представители СМИ и руководитель компании Томтел.

В настоящее время в Томской области более 3,5 тыс. детей до 18 лет имеют статус ребенок-инвалид. В городе Томске в муниципальных общеобразовательных школах обучаются 741 ребенок-инвалид, из них на дому - 154 человека.

В своих выступлениях участники обсудили состояние инклюзивного образования в Томске и Томской области. Интерес к проблеме развития и поэтапного внедрения инклюзивного образования в образовательных учреждениях разного уровня и ведомственной принадлежности вызван государственной поддержкой института семьи, возрастающей потребностью в качественном и доступном образовании как основы успешной самореализации прежде всего социально слабозащищенных томичей, таких как дети и молодые люди с инвалидностью, а также подготовкой к проведению 19-21 мая 2008 г. Второй Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Проблемы современной школы и пути их решения: инклюзивное образование» в г.Томске.

Отмечая наличие в областном центре необходимой для развития инклюзивного образования научно-образовательной инфраструктуры, высококвалифицированных специалистов и позитивного опыта государственных организаций и общественных объединений, участники Круглого стола для решения выявленных проблем предлагают:

  1.  Сформировать межведомственный координационный Совет по реализации принципов инклюзивному образованию Томской области с участием местного сообщества.
  2.  Администрации и Госдуме Томской области разработать и принять Целевую программу Томской области «Развитие инклюзивного образования».
  3.  Департаменту по общему образованию Администрации Томской области создать экспериментальную площадку по внедрению инклюзивного образования на базе двух школ (в г. Томске и области).
  4.  Администрациям муниципальных образований Томской области финансировать и контролировать мероприятия по формированию в образовательных учреждениях безбарьерной среды (пандусы, лифты, поручни, специально оборудованные туалеты и душевые комнаты в учебных корпусах и общежитиях) 24.

Надо отметить, что часть из выявленных проблем решается в рамках целевой программы «Доступная среда». Данной программой запланированы мероприятия и средства, которые будут направленны на реабилитацию инвалидов. В частности, В частности, 17 млн рублей отводится на установку пандусов, поручней, тактильных указателей и информационных табло в учреждениях культуры, здравоохранения и профобразования. 16 млн рублей будут израсходованы на создание безбарьерной среды в семи школах Томской области — в Асиновском, Бакчарском, Зырянском, Молчановском,  Первомайском, Чаинском районах и школе № 7 города Колпашева. Два года назад в регионе появилось три таких школы, в прошедшем 2013-м — еще четыре.

Отдельное финансирование в рамках программы предусмотрено на адаптационные проекты «Домашнее визитирование» (специалисты обучают и ребенка, и родителей), «Раннее вмешательство» (сопровождение психологом семьи, где растет малыш с тяжелым диагнозом), а также на предоставление социальной услуги «Мэри Поппинс» (с ребенком занимается няня, а родители получают необходимый отдых) 25.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Томской области проводятся различные мероприятия по внедрению инклюзивного образования, реализация которых позволяет повысить степень вовлеченности инвалидов в жизнь общества и создаёт необходимые условия для полноценной жизнедеятельности каждого инвалида.  

2.2 Организация досуговой деятельности, как фактор интеграции инвалидов в общество

Как отмечает большинство исследователей, занимающихся проблемой интеграции инвалидов в общество, социальная группа инвалидов, составляющая десятую часть населения нашего государства, располагает, как и другие социальные группы, значительным творческим потенциалом.

Как известно, творчество связывают с выработанными обществом и культурой путями реализации отдельной личностью или группой людей высших достижений в разных сферах жизнедеятельности и направлениях духовно-нравственного и социокультурного развития человека. Это приводит  к дальнейшему многогранному развитию самореализации инвалидов. Когда речь идёт о самоактуализации, ограничения жизнедеятельности отступают на второй план. Однако для  развития потенциала творчества людей с ограниченными возможностями в обществе должны быть созданы дополнительные специальные условия.

При центре сопровождения студентов с инвалидностью (ЦеССИ) в последнее время сформировалась новая целевая группа молодых людей с ограниченными возможностями, принимающих участие в городских молодёжных объединениях инвалидов. Развитие когнитивных способностей у этой категории лиц требует учитывать ряд присущих им психологических особенностей. Мы полагаем, что уверенность в себе и самоанализ личности занимает среди них не последнее место, поскольку оказывают влияние на весь реабилитационный процесс.

Проблема самореализации личности в качестве специального предмета исследования рассматривалась в работах ученых Н. И. Сарджвеладзе, С. И. Кудинова и др.. В частности С. И. Кудинов, используя различные методы, проанализировал уровень самореализации лиц, имеющих ограниченные психофизические возможности. Более половины опрошенных оценивают свою самореализацию на низком (52%) и среднем уровне (32%), а 16% опрошенных считают, что их самореализация находится на очень низком уровне. Никто не оценил собственную самореализацию на высоком уровне26. 

Также по исследованиям С. И. Кудинова, более половины из опрошенных (52%) лиц с ограниченными психофизическими возможностями имеют недостаточно сформированные жизненно важные цели самореализации. Тем не менее, 60% респондентов имеют творческие способности27.

Лица с ограниченными возможностями в целом позитивно относятся к себе, принимают себя независимо от мнения окружающих, они верят в свои способности, энергию, самостоятельность, полагают, что могли бы осуществить задуманное, однако эти люди склонны отмечать у себя в основном недостатки, так как, не смотря на принятие себя, им не хватает уверенности в собственных силах. Для них характерны такие реакции по отношению к себе, как: частая самокритика, вынесение самоприговоров. Кроме того у них выражено недостаточное понимание причин своих переживаний, действий и поступков (33%)28.

В рамках самореализации людей с инвалидностью в проектной группе ГФ была организована работа по подготовке альманаха творческих работ  целевой группы инвалидов, посещающих ЦеССИ. При подготовке были собраны стихотворения, написанные этими людьми, фотографии, в том числе сфотографированы поделки людей с ограниченными возможностями здоровья. Альманах вышел из печати и был представлен участникам IV международной конференции «Социальная работа: образование и практика» в ТУСУРе в ноябре 2013 года.

На конференции присутствовали представители церкви, реализующие различные социальные проекты, представители областной библиотеки, занимающиеся с лицами, имеющими инвалидность, студенты и преподаватели вузов города Томска. В холле главного корпуса ТУСУРа была организована выставка «Живопись небесных перьев» работ инвалидов разных возрастов: Эвелины Ахматовой (инвалид I группы по зрению) – пейзажи, Юрия Баканова – фотография разных лет, Юрия Шененкова – резьба по дереву. На выставке также было представлено прикладное творчество детей со специальными потребностями арт-студии благотворительного фонда «Обыкновенное чудо». Эта выставка сопровождалась аудио-записями стихотворений Эвелины Ахматовой.

Надо отметить, что представленные работы привлекли всеобщее внимание, имели большой резонанс. Студенты, сотрудники и преподаватели ТУСУРа приобрели представление о разнообразных талантах людей с инвалидностью. Инвалиды впервые увидели свои труды в печатном издании. Это, в первую очередь, означало признание их как авторов. Организация выставки и публикация альманаха повысила их самооценку и расширила возможности в преодолении трудных жизненных ситуаций. Кроме того увеличилась их мотивация к самореализации. Коммуникативная площадка, сформировавшаяся в ходе конференции, дала возможность инвалидам выразить свои мысли, эмоции, опыт, таланты.

Надо отметить, что данная конференция была не первым мероприятием, где можно было познакомиться с творчеством инвалидов. Ранее инвалиды демонстрировали свои работы на мероприятии, посвящённом дню социального работника.  Так как подобные работы имеют положительный результат, их необходимо реализовывать и в дальнейшем.

Таким образом, социокультурная деятельность Центра сопровождения студентов с инвалидностью, в котором принимают активное участие студенты проектных групп, способствует организации лиц с ограниченными возможностями, знакомит общество с их талантами и способностями. Кроме того, издание Альманаха творческих работ, подготовка выставки в ТУСУРе служит развитию потенциала и самореализации инвалидов, повышает их самооценку и уверенность в собственных силах.


Заключение

Таким образом, интеграция инвалидов в общество - это процесс восстановления разрушенных связей инвалидов, обеспечивающий его включенность в основные сферы жизнедеятельности: труд, быт, досуг. Интеграции способствует реабилитация, она подразумевает под собой осуществление различных программ, видов обслуживания или терапевтических мероприятий, которые помогают быстрому восстановлению нарушенных функций.

В качестве основных социальных факторов, предопределяющих восприятие инвалидности и инвалидов, эффективность интеграции инвалидов в общество на современном этапе выступают:

- объективные условия – социальная и этническая принадлежность, степень инкультурации, пол (гендер), образование, семейный статус, наличие трудовой занятости;

- субъективные условия – установки и поведенческие стандарты индивидов, стигматизация и самостигматизация инвалидов.

К проблемам, негативно влияющих на эффективную интеграцию инвалидов в общество, относятся следующие:

  •  трудности в получении медицинской помощи, в сфере трудоустройства, образования;
  •  негативные социальные установки и стереотипы в отношении к инвалидам;
  •  затруднения в культурной жизни и занятиям спортом, а также проблемы их самоидентификации.

Для решения этих проблем необходима интеграция инвалидов в общество, способствовать которой может инклюзия и организация их творческой деятельности.

Инклюзия, как технология социальной интеграции инвалидов – это  сам процесс увеличения степени участия всех граждан в жизни социума, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни, чтобы все заинтересованные стороны могли принимать активное участие для получения желаемого результата. исследовать организацию досуговой деятельности как фактор, усиливающий интеграцию инвалидов в общество.

Что касается социокультурной деятельности, то мы пришли к выводу, что она способствует самоорганизации лиц с ограниченными возможностями, даёт возможность познакомиться обществу с их талантами и способностями, а также служит развитию потенциала и самореализации инвалидов, повышает их самооценку и уверенность в собственных силах.

Таким образом, поставленная в работе цель была достигнута.


Список использованных источников и литературы

Источники

  1.  В Томской области будут оборудованы ещё семь инклюзивных школ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации города Томска – URL: http://tomsk.gov.ru/ru/press-centr/press-relizy/news_item/-/novost-v-tomskoy-oblasti-budut-oborudovany-esche-sem-inklyuzivnyh-shkol (дата обращения: 24.05.2014 г.).
  2.  ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 //  Официальный сайт КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.03.2014 г.).
  3.  О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федер. закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ //   Российская газета  [Электронный ресурс]. – http://www.rg.ru (дата обращения: 27.03. 2014 г. ).

Литература

  1.  Аверина Ю.А. Теоретические основы социальной политики в области защиты инвалидов в современной России / Ю.А. Аверина [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – Электрон. дан. – URL: cyberleninka.ru (дата обращения 24.03.2014 г.).
  2.  Айбазова М.Ю. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детских домов / М. Ю. Айбазова, К. Ю. Лавринец // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2011. - N 1. - С. 144-148.
  3.  Бубеева Б. Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Б. Н. Бубеева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - Вып. 1. - С. 221-225.
  4.   В Томской области будут оборудованы ещё семь инклюзивных школ [Электронный ресурс] // Официальный сайт ТРОД «ДИВО». – Электрон. дан. – URL: http://divo.tomsk.ru/html/proekt-tacis.htm (дата обращения 2.02.2014 г.).
  5.  Добровольская Т.А. Проблемы адаптации / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина  [Электронный ресурс]. -  URL: http://www.coolreferat.com (дата обращения: 07. 03. 2014 г.).
  6.  Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями : Учеб. пособие.  – Балашов : Николаев, 2002. – С. 80.
  7.  И ни слова о главном [Электронный ресурс]. - //  Верхний пост. - URL: http://nat-nut.livejournal.com (дата обращения: 01.04.2014 г.).
  8.  Кудинов С.И. Полифункциональная модель исследования самореализации личности / С.И.Кудинов // Прикладные исследования психологии личности: сборник трудов. – Вып.1 – Тольятти : ТГУ, 2009.– 252 с.
  9.  Кудинов С.И. Психодиагностика : практикум для студентов специальности 030301 «Психология» и бакалавров по направлению 030300 «Психология» / С.И. Кудинов, И.В. Кулагина. – Тольятти : ТГУ, 2009. – 244.
  10.  Мякшин Н. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в Российской Федерации и за рубежом / рец. Н. Мякшин. - (Инклюзивное образование) // Защити меня!. - 2009. - N 4. - С. 43 (дата обращения: 27.03.2014 г.).
  11.  Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]  // Мы народы. Более  сильная  ООН ради лучшего мира. – Электрон. дан. – URL: http://www.un.org/ru/ (дата обращения: 14.03.2014 г.).
  12.  Петросян В.А. Интеграция инвалидов в российское общество [Электронный ресурс] : дис. … д. социол. наук / В.А.Петросян. – М., 2011. – 345 с. // Электронная библиотека диссертаций. – Электрон. дан. – URL: http://www.dissercat.com/content/integratsiya-invalidov-v-rossiiskoe-obshchestvo (дата обращения: 2.02.2014 г.).
  13.  Петросян В.А. Социальная интеграция инвалидов в общество: социологический анализ: монография. – М.: ИПК ДСЗН, 2010. – 256 с.
  14.  Работа [Электронный ресурс] // Почему инвалиды не хотят работать?. – URL: http://www.tomsk.ru (дата обращения:  14.03.2014 г.).
  15.  Романов П.В. Мир профессий как поле антропологических исследований / П.В.Романов, Е.Р.Ярская-Смирнова // Этнографическое обозрение. – 2008. - № 5. - С. 3- 17.
  16.  Сарджвеладзе Н. И Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе. - Тбилиси: Мецниереба, 2009 г.
  17.  Совершенствование транспортной системы крупного города [Электронный ресурс] / Э.А.Сафронов и др.  // Библиотека. Ru. – URL: http://www.twirpx.com/file/725959/ (дата обращения: 07.03.2014 г.).
  18.  Свинцов А.А. Социальная защита инвалидов. Десятилетний опыт правового регулирования / А.А. Свинцов, В.И. Радуто // Социальное и пенсионное право. – 2006. - № 4. - С. 23-28.
  19.  Чигрина А.Я. Интеграция инвалидов в современное российской общество: основные этапы [Электронный ресурс] // Социальная работа в России: образование и практика: Сборник научных трудов // Под ред. проф. Н.А. Грика. – 2009. – Электрон. дан. – URL: http://window.edu.ru (дата обращения 10.03.2014 г.).

1 Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]  // Мы народы. Более  сильная  ООН ради лучшего мира. – Электрон. дан. – URL: http://www.un.org/ru/ (дата обращения: 14.03.2014 г.).

2 Работа [Электронный ресурс] // Почему инвалиды не хотят работать?. – URL: http://www.tomsk.ru (дата обращения:  14.03.2014 г.)

3 Чигрина А.Я. Интеграция инвалидов в современное российской общество: основные этапы [Электронный ресурс] // Социальная работа в России: образование и практика: Сборник научных трудов // Под ред. проф. Н.А. Грика. – 2009. – Электрон. дан. – URL: http://window.edu.ru (дата обращения 10.03.2014 г.).

4 Романов П.В. Мир профессий как поле антропологических исследований / П.В.Романов, Е.Р.Ярская-Смирнова // Этнографическое обозрение. – 2008. - № 5. - С. 3- 17.

5 Аверина Ю.А. Теоретические основы социальной политики в области защиты инвалидов в современной России / Ю.А. Аверина [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – Электрон. дан. – URL: cyberleninka.ru (дата обращения 24.03.2014 г.).

6  Добровольская Т.А. Проблемы адаптации / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина  [Электронный ресурс]. -  URL: http://www.coolreferat.com (дата обращения: 07. 03. 2014 г.).

7 Совершенствование транспортной системы крупного города [Электронный ресурс] / Э.А.Сафронов и др.  // Библиотека. Ru. – URL: http://www.twirpx.com/file/725959/ (дата обращения: 07.03.2014 г.).

8 Аверина Ю.А. Теоретические основы социальной политики в области защиты инвалидов в современной России / Ю.А. Аверина [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – Электрон. дан. – URL: cyberleninka.ru (дата обращения 24.03.2014 г.).

9 Мякшин Н. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в Российской Федерации и за рубежом / рец. Н. Мякшин. - (Инклюзивное образование) // Защити меня!. - 2009. - N 4. - С. 43 (дата обращения: 27.03.2014 г.).

10 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федер. закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ //   Российская газета  [Электронный ресурс]. – http://www.rg.ru (дата обращения: 27.03. 2014 г. ).

11 ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 //  Официальный сайт КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.03.2014).

12 Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями : Учеб. пособие.  – Балашов : Николаев, 2002. – С. 80.

13 И ни слова о главном [Электронный ресурс]. - //  Верхний пост. - URL: http://nat-nut.livejournal.com (дата обращения: 01.04.2014 г.).

14 Свинцов А.А. Социальная защита инвалидов. Десятилетний опыт правового регулирования / А.А. Свинцов, В.И. Радуто // Социальное и пенсионное право. – 2006. - № 4. - С. 23-28. 

15 Свинцов А.А. Социальная защита инвалидов. Десятилетний опыт правового регулирования / А.А. Свинцов, В.И. Радуто // Социальное и пенсионное право. – 2006. - № 4. - С. 23-28.

16 Петросян В.А. Интеграция инвалидов в российское общество [Электронный ресурс] : дис. … д. социол. наук / В.А.Петросян. – М., 2011. – 345 с. // Электронная библиотека диссертаций. – Электрон. дан. – URL: http://www.dissercat.com/content/integratsiya-invalidov-v-rossiiskoe-obshchestvo (дата обращения: 2.02.2014 г.).

17 Петросян В.А. Социальная интеграция инвалидов в общество: социологический анализ: монография. – М.: ИПК ДСЗН, 2010. – 256 с.

18 Петросян В.А. Интеграция инвалидов в российское общество [Электронный ресурс] : дис. … д. социол. наук / В.А.Петросян. – М., 2011. – 345 с. // Электронная библиотека диссертаций. – Электрон. дан. – URL: http://www.dissercat.com/content/integratsiya-invalidov-v-rossiiskoe-obshchestvo (дата обращения: 2.02.2014 г.).

19 Петросян В.А. Интеграция инвалидов в российское общество [Электронный ресурс] : дис. … д. социол. наук / В.А.Петросян. – М., 2011. – 345 с. // Электронная библиотека диссертаций. – Электрон. дан. – URL: http://www.dissercat.com/content/integratsiya-invalidov-v-rossiiskoe-obshchestvo (дата обращения: 2.02.2014 г.).

20 Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ //  Министерство науки Российской Федерации. – URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 01.04.2014 г.).

21 Айбазова М.Ю. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детских домов / М. Ю. Айбазова, К. Ю. Лавринец // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2011. - N 1. - С. 144-148.

22 Бубеева Б. Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Б. Н. Бубеева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - Вып. 1. - С. 221-225.

23 Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ //  Министерство науки Российской Федерации. – URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 01.04.2014 г.).

24 В Томской области будут оборудованы ещё семь инклюзивных школ [Электронный ресурс] // Официальный сайт ТРОД «ДИВО». – Электрон. дан. – URL: http://divo.tomsk.ru/html/proekt-tacis.htm (дата обращения 2.02.2014 г.).

25 В Томской области будут оборудованы ещё семь инклюзивных школ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации города Томска – URL: http://tomsk.gov.ru/ru/press-centr/press-relizy/news_item/-/novost-v-tomskoy-oblasti-budut-oborudovany-esche-sem-inklyuzivnyh-shkol (дата обращения: 24.05.2014 г.).

26 Кудинов С.И. Полифункциональная модель исследования самореализации личности / С.И.Кудинов // Прикладные исследования психологии личности: сборник трудов. – Вып.1 – Тольятти : ТГУ, 2009.– 252 с.

27 Кудинов С.И. Психодиагностика : практикум для студентов специальности 030301 «Психология» и бакалавров по направлению 030300 «Психология» / С.И. Кудинов, И.В. Кулагина. – Тольятти : ТГУ, 2009. – 244.

28 Сарджвеладзе Н. И Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе. - Тбилиси: Мецниереба, 2009.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24006. Гидрография, растительность и рельеф 165 KB
  В этой группе пятнадцать важнейших топографических знаков которые необходимо хорошо знать туристу. Поэтому нет простого топографического знака населенного пункта он складывается из топографических знаков различных местных предметов составляющих то что называется населенным пунктом. То есть это уже знак масштабный рис. Для него существует специальный топографический знак рис.
24007. Способы измерения расстояния 24.5 KB
  способы измерения расстояния. Определение расстояний на местности производится следующими способами: измерение расстояния шагами; измерение расстояния глазомерным способом; определение расстояния по времени движения. Самым распространенным и наиболее точным из этих способов является измерение расстояния шагами. Обычно шагомерное определение расстояний проводится на средних отрезках где требуется большая точность так как при равном хорошо выверенном шаге ошибки в среднем составляют только 24 измеренного расстояния.
24008. Ориентирование на местности. Азимут и компас 59 KB
  Азимут и компас. С помощью Полярно звезды или с помощью специальных намагниченных предметов стрелки компаса человек может независимо от других людей находясь в какой угодно точке поверхности нашей планеты определит сначала направление на север а затем встав к ней лицом по сторонам своего тела найти справа восток сзади юг слева запад. на стороны горизонта без компаса как днем так и ночью как в хорошую так и в плохую погоду. 84 Компас Компас это угломерный прибор который служит для измерения магнитных азимутов на местности не на...
24009. Способы и средства ориентирования 49 KB
  К средствам ориентирования и факторам способствующим или затрудняющим ориентирование в туристском походе относятся: топографическая карта местности или схема маршрута или маршрутная лента или легенда; топографическая ситуация в районе похода; просматриваемость ситуации небесные светила и так называемые местные признаки по которым грубо можно определить где север; протокол движения; специальные действия привязки разведки опрос местных жителей; инструменты компас часы курвиметр и т. Все ориентиры можно разделить на 3 вида:...
24010. Действия в случае потери ориентировки 28.5 KB
  Правда иногда ручей может впадать в болото и теряться но чаще всего ручей впадает в реку. Поэтому путь вниз по реке чаще всего имеющей по берегу тропу практически всегда приводит к людям. Если человек вышел на тропу то направление к жилью можно определить по следующим признакам: по состоянию лесной тропы: при приближении к населенному пункту она расширяется становится более натоптанной на ней чаще встречаются ответвления и места стоянок бытовой мусор;Лпри удалении от жилья картина противоположная; выйдя на лесовозную дорогу надо...
24011. Обеспечение безопасности при проведении туристских походов 18.68 KB
  При необходимости члены МКК дают советы руководителям по планированию маршрута действиям на какихлибо сложных его участках однако техническая и тактическая подготовка участников похода остается вне зоны внимания МКК. Зачастую участники выполняют задания без участия руководителя группы. Здесь причины возникновения аварийных экстремал ных ситуаций можно разделить на три группы: возникающие по вине руководителя группы; возникающие по вине детей участников похода; природные факторы и несчастные случаи в походе. В походах с детьми как нигде...
24012. Опасности в различных видах туризма 18.29 KB
  Признаки лавиноопасности: обильный снегопад перепады температур наличие лавинных концов в нижней части различные валы камни вырванные деревьяМеры предосторожности: переход осуществлять в нижней части; страховка; если участок протяжённый нужно переходить по одному с помощью лавинного шнура обязательно нужен смотритель; желательно проходить утром либо ночью. Меры предосторожности: спланировать переход должна быть тактика перехода выбор места переправы время и способ переправы переправу нужно планировать на утреннее часы. Меры...
24013. ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 44.83 KB
  19 ВДПЧ: свобода убеждений и выражения их сбора и распространения информации и идей любыми средствами независимо от государственных границ.29 гарантия свободы мысли и слова свобода искать получать передавать и распространять информацию гарантия свободы массовой информации запрет на цензуру. Журналист имеет право: 1 искать запрашивать получать и распространять информацию; 2 посещать государственные органы и организации предприятия и учреждения либо их прессслужбы; 3 быть принятым должностными лицами в связи с запросом...
24014. МЕДИАСОЦИОЛОГИЯ И МЕДИАПСИХОЛОГИЯ 57.93 KB
  Журналист обязан иметь при себе достаточный запас ручек на случай если какаялибо из них подведет в нужный момент и как минимум пару блокнотов: для записи официальных бесед и для фиксации неофициальной информации. Диктофон фиксирует ход беседы при непосредственном контакте с собеседником но не имеет возможности фиксировать мысли журналиста возникающие по ходу беседы поэтому блокнот остается непременным атрибутом журналиста всегда он помогает при переработке поступающей информации. При сборе информации он контактирует с индивидуальным...