69374

Технологии социальной работы по социальной интеграции инвалидов

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Рассмотреть сущность и содержание понятия «интеграция инвалидов в общество»; выделить основные факторы и условия эффективной интеграции инвалидов в общество; проанализировать инклюзию как технологию интеграции инвалидов в общество; исследовать организацию досуговой деятельности как фактор, усиливающий интеграцию инвалидов в общество.

Русский

2014-12-18

154 KB

19 чел.

оГЛАВЛЕНИЕ

Введение 2

1. Теоретико-методологические основы исследования процесса интеграции инвалидов в общество 7

1.1. Сущности и содержание понятия «интеграция инвалидов в общество» 7

1.2. Факторы и условия эффективности интеграции инвалидов в общество 10

2. Технологии социальной работы по социальной интеграции инвалидов 15

2.1. Инклюзия как технология интеграции инвалидов в общество 15

2.2 Организация досуговой деятельности, как фактор интеграции инвалидов в общество 21

Заключение 25

Список использованных источников и литературы 27


Введение

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день, по данным ООН, в мире насчитывается 650 млн. человек, являющихся инвалидами, доля России в этом показателе около 13 млн. человек1, 2,57 млн. которых находятся в трудоспособном возрасте, но работает из них только 817,2 тыс. человек.2 Это говорит о том, что инвалиды подвержены дискриминации и не интегрированы  в общество.

Несмотря на принятые законы и принципы равноправия граждан, в них закреплённых («О социальной защите инвалидов в РФ», Трудовой кодекс РФ), меры послабления, государственную помощь и т.д., инвалиды до сих пор испытывают по отношению к себе дискриминацию и нетолерантное отношение. Люди, потерявшие по каким-либо причинам способность к труду или родившиеся с различными заболеваниями или дефектами, не могут самостоятельно продолжать свою жизнедеятельность и потому нуждаются в социальной защите и понимании общества их положения, чего в большинстве случаев они не получают.

Данная тема, представленная в различных аспектах, отражена в научно-теоретических журналах по социологии, экономическим наукам и юриспруденции, таких как: «Социальная защита», «Человек и труд», «Социс», «Экономические науки». Так, А.Я. Чигриной в статье «Интеграция инвалидов в современное российское общество: основные этапы» затрагивает вопрос инклюзивного образования, где говорит, что по сути своей дети инвалиды не равны (по отношению друг к другу) – дети, с нарушением опорно-двигательного аппарата чувствуют (и воспринимаются другими) лучше, а значит и шансы их на получение образования увеличиваются (в сравнение, например с незрячими)3. Она рассматривает и такой вопрос, как катастрофическая нехватка социальных работников и специалистов по работе с такими детьми.

П. В. Романов и Е.Р. Ярская-Смирнова в статье «Политика инвалидности. Проблемы доступной среды и возможности занятости»  говорят о необходимости соблюдения права труд, о системе квотирования в России, степени эффективности этой системы, о проблемах, связанных с психологическими барьерами работодателей и их экономическими издержками, а также мерах, какие необходимо принять, чтобы положение инвалидов было изменено в лучшую сторону4.

Е. А. Аверина («Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы») 5. В своей статье исследователь анализирует процесс интеграции инвалидов в общество, на уровне закона, уровне личностном (отношения инвалида к самому себе – его самооценка), семейной поддержке (один из важнейших критериев успешного интегрирования инвалида в общество), отношения общества к таким людям, возможности получения образования и необходимость модернизации инфраструктуры каждого города (т.е. возможность чувствовать себя комфортно в городской среде).

Т.А. Добровольская и Н. Б. Шабалина («Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция» анализируют опыт США в работе с инвалидами (большая сеть реабилитационных служб и социальных работников, создание кукольного театра, где персонажи здоровые и люди, имеющие дефекты), выделяя стереотипы, роль СМИ в формировании «образа» инвалида, а также те трудности, которые они не смотря на эти меры испытывают при приёме на работу6.

К.Э. Сафронов («Подходы к формированию, управлению и оценке доступной среды»)7 подвергнуть разбору государственную программу «Доступная среда» на 2011-2015 гг. Он выявляет её проблемы, проводит сопоставление российского и зарубежного опыта в деле организации доступной среды для инвалидов, выделяет меры, принятие которых поможет успешно реализовать программу.

Кроме работ, названных авторов, в исследовании были использованы ряд законов и федеральных программ РФ, защищающих инвалидов и гарантирующих им государственную поддержку, право на труд, социальную защиту и иные гарантии, распространяющиеся на всех граждан России, независимо от уровня их здоровья и ограничения возможностей. Это, в первую очередь, Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ, а также государственные программы по защите и прав и свобод инвалидов и создания им комфортных условий как для передвижения по городу и в городском транспорте, так и на их рабочем месте («Доступная среда» на 2011-2015 годы, «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Таким образом, актуальность проблемы интеграции инвалидов в общество очевидна и требует тщательно анализа.

Объект исследования – процесс интеграции инвалидов в общество.

Предмет исследования – способы и механизмы, позволяющие эффективно организовать процесс интеграции инвалидов в российское общество.

Цель исследования: рассмотреть меры и технологии по защите прав и свобод инвалидов и предложить направления совершенствования процесса интеграции инвалидов в общество.

Задачи исследования:

  •  рассмотреть сущность и содержание понятия «интеграция инвалидов в общество»;
  •  выделить основные факторы и условия эффективной интеграции инвалидов в общество;
  •  проанализировать инклюзию как технологию интеграции инвалидов в общество;
  •  исследовать организацию досуговой деятельности как фактор, усиливающий интеграцию инвалидов в общество.


1. Теоретико-методологические основы исследования процесса интеграции инвалидов в общество

1.1. Сущности и содержание понятия «интеграция инвалидов в общество» 

Интеграция – это процесс, затрагивающий все сферы жизнедеятельности человека, и интеграция инвалидов в общество – это процесс, включающий четыре компонента:

- социально-аксиологический, в обществе признаются единые ценности, определяющие представления и установки индивидов как с ограниченными возможностями здоровья, так и здоровых;

- организационно-правовой, процесс интеграции строится на основе законодательства, утверждающего равные права граждан;

- пространственная организация жизнедеятельности для интеграции инвалидов в общество конструируется универсальный дизайн, объекты которого могут в полной мере использоваться всеми людьми без необходимости их специальной адаптации для нужд отдельных категорий потребителей;

- межличностные отношения происходит интериоризация признания достоинства личности и ее равных прав, независимо от факторов физического или психического здоровья8.

Процесс интеграции считается завершенным, если произошла интернализация его участниками нового комплекса ценностей, норм и правил.

Социум может быть полноценным, системным и завершенным только с активным включением в него людей с ограниченными возможностями здоровья, периодически отделяемых от этого социального единства деструктивными элементами объективной и субъективной природы.

Цель социальной интеграции состоит в создании «общества для всех», в котором все лица обладают социальной субъектностью, правами и обязанностями, независимо от состояния их здоровья, призваны играть активную действенную роль9.

В рамках задач исследования рассмотрим и другие понятия, имеющие отношение к проблеме интеграции инвалидов в общество.

Инвалид (по определению ФЗ «О социальной защите инвалидов» от 20 июля 1995 г.) - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы10; 

Социальная адаптация - система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности11;

Абилитация - первоначальное формирование способности к чему-либо. Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации - возвращения способности к чему-либо, утраченной в результате болезни, травмы и др.12;

Стигматиза́ция (от греч. στíγμα — «ярлык, клеймо») — клеймение, нанесение стигмы. В отличие от слова клеймение, слово стигматизация может обозначать навешивание социальных ярлыков. В этом смысле стигматизация — ассоциация какого-либо качества (как правило, отрицательного) с конкретным человеком или группой людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана.

Стигматизация является составной частью многих стереотипов. Согласно Э. Гоффману, стигматизация в социальном смысле означает тип отношений между постыдным социальным качеством и стереотипом — ожидаемым отношением к нему, задающий неспособность к полноценной социальной жизни из-за лишения права на общественное признание. Стигматизация может вести к дискриминации, то есть к реальным действиям, ограничивающим права какой-то группы13.

Реабилитация - сочетание медицинских, общественных и государственных мероприятий, проводимых с целью максимально возможной компенсации (или восстановления) нарушенных или утраченных функций организма и социальной реадаптации (или адаптации) больных, пострадавших и инвалидов.

Можно выделить основные виды реабилитации – это медицинская, представляющая собой комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций, неразрывно с лечебным процессом; образовательная – сложный комплекс, включающий в себя процесс получения инвалидами необходимого общего образования, так же при необходимости – различные виды специальностей и т.д., и материальная – льготы необходимы, однако, будучи единственным механизмом помощи, они не способствуют интеграции инвалидов в обществе и обеспечивают крайне низкие стандарты существования14.

Самая главная, стоящая на первом месте, социальная реабилитация - система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности15.

На наш взгляд, содержание понятий «интеграция» и «социальная реабилитация» во многом идентично, поэтому есть смысл говорить об интеграции и о реабилитации, как об одном и том же. Сущность реабилитации заключается не только в восстановлении здоровья, сколько в восстановлении возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым располагает инвалид.

В целом, интеграция инвалидов в общество - это процесс восстановления разрушенных связей инвалидов, обеспечивающий его включенность в основные сферы жизнедеятельности: труд, быт, досуг. Интеграции способствует реабилитация, она подразумевает под собой осуществление различных программ, видов обслуживания или терапевтических мероприятий, которые помогают быстрому восстановлению нарушенных функций.  

Таким образом, мы раскрыли содержание понятия «интеграция инвалидов в общество», рассмотрели основную терминологию. Для дальнейшего исследования необходимо выявить, какие факторы и условия способствуют наиболее успешной интеграции инвалидов, либо наоборот препятствуют ей.

1.2. Факторы и условия эффективности интеграции инвалидов в общество 

В качестве социальных факторов, предопределяющих восприятие инвалидности и инвалидов, эффективность интеграции инвалидов в общество на современном этапе выступают:

- объективные условия – социальная и этническая принадлежность, степень инкультурации, пол (гендер), образование, семейный статус, наличие трудовой занятости;

- субъективные условия – установки и поведенческие стандарты индивидов, стигматизация и самостигматизация инвалидов.

Действие данных условий не является неизменным, оно зависит от социально-культурного контекста, уровня социально-экономического развития общества, характеристики социальной конструкции инвалидности, принятой в обществе16. 

Существующие институциональные основы интеграции инвалидов в общество, включающие в себя социально-правовые нормы (международные стандарты, национальные и региональные правовые акты), направленные на их интеграцию в общество, не учитывают всего спектра современных социальных процессов и требуют корректировки.

В современную эпоху сформировались правовые и этические нормы равенства, представления о независимой жизни инвалидов. Инвалидность становится проблемой не только одного человека, групп людей, но и всего общества в целом.

Современная трактовка инвалидности рассматривает лиц с ограниченными возможностями здоровья не как клиентов, нуждающихся в уходе и не вносящих свой вклад в общественное развитие, а как людей, которые нуждаются в том, чтобы были устранены барьеры, препятствующие обеспечению их равных прав и созданию достойного образа жизни.

На реализацию процесса интеграции инвалидов в общество деструктивно влияют различные элементы социальной среды. К числу деструктивных элементов социальной среды, ограничивающих интеграционный потенциал или блокирующих саму возможность интеграции, препятствующих социально типичному, нормативному существованию инвалидов, относятся так называемые «барьеры инвалидности»:

- физическое ограничение или изоляция инвалида, обусловленные либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими расстройствами, которые мешают ему самостоятельно передвигаться и/или ориентироваться в пространстве;

- трудовая сегрегация, или изоляция: из-за своего дефекта инвалид имеет крайне ограниченный доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. Барьер между инвалидом и продуктивным трудом может обусловливаться и субъективной причиной отсутствием трудовой мотивации со стороны инвалидов17.

В качестве барьеров могут выступать также внутренние установки и поведенческие стереотипы самих инвалидов, склонных к самоизоляции, иждивенчеству и т.д. Устранять указанные барьеры возможно с помощью разработки комплексных программ по интеграции инвалидов в общество.

К проблемам, негативно влияющих на эффективную интеграцию инвалидов в общество, относятся следующие:

  •  трудности в получении медицинской помощи, в сфере трудоустройства, образования;
  •  негативные социальные установки и стереотипы в отношении к инвалидам;
  •  затруднения в культурной жизни и занятиям спортом, а также проблемы их самоидентификации.

Разрабатываемые комплексные модели интеграции инвалидов, включающие систему приспособления к доступности жилой среды, транспортных средств; создание коллективных центров занятости инвалидов и вовлечение их в общественно-политическую жизнь и др., способствуют оптимизации процесса интеграции инвалидов в общество.

Ключевыми проблемами интеграции инвалидов в общество на сегодняшний день являются:

- информированность (многие инвалиды не пользуются в полном объеме реабилитационными услугами, имеют слабую информированность о видах социальных услуг, неудовлетворительно оценивают их качество);

- системность (почти половина инвалидов считает, что сложившаяся система социальной помощи инвалидам не носит комплексного, системного характера; сохраняется межведомственная разобщенность, отсутствует эффективное взаимодействие заинтересованных ведомств, общественных организаций в работе с инвалидами);

- согласованность (отмечено, что формирование и реализация социальной помощи осуществляется без учета мнений общественных организаций инвалидов и специалистов, работающих с ними). 18

Кроме того, существуют и другие барьеры, ограничивающие интеграцию инвалидов в общество:

  •  отсутствие должного контроля за исполнением законодательства;
  •  отсутствие диалога между властью и обществом, обществом и инвалидами;
  •  недостаточное количество социальных работников;
  •  стигматизация и самостигматизация инвалидов
  •  нежелание работодателя брать инвалидов, ссылаясь на отсутствие рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями (дискриминация на рынке труда);
  •  ограниченное число инвалидов, имеющих доступ к инклюзивному образованию (в основном его имеют люди с нарушением опорно-двигательного аппарата);
  •  не адаптированная инфраструктура городов под нужны и потребности инвалидов (проблема туалетов, доступность в передвижении по городу на общественном транспорте, посещения публичных мест и заведений)19.

Получение образования, которое является одним из факторов интеграции в общество, и неадаптированная инфраструктура городов являются ключевыми проблемами, на которые нужно обратить особое внимание.

На формирование толерантного отношения общества к проблемам инвалидности особое влияние оказывает разработка комплексной программы освещения в СМИ проблем интеграции инвалидов в общество с учетом их мнения и сложившейся практики работа специализированных каналов для лиц с ограничениями возможностей, открытие тематических программ на ведущих каналах телевидения, расширение рубрик в журналах и газетах. В указанной комплексной программе инвалиды должны стать непосредственными участниками обсуждения существующих проблем и поиска их решения.

Можно сделать вывод, что разработка системы гарантий и мер социальной поддержки позволяет смягчить наиболее острые моменты социально-экономического неравенства инвалидов, расширить возможности их социального функционирования в обществе.


2. Технологии социальной работы по социальной интеграции инвалидов

2.1. Инклюзия как технология интеграции инвалидов в общество 

Если рассматривать социально-правовые аспекты, регламентирующие интеграцию инвалидов в сфере образования, то  нужно в первую очередь обратить внимание на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, в котором уделено значительное внимание детям-инвалидам (инвалидам) и детям (лицам) с ограниченными возможностями здоровья20.

В целях реализации права каждого человека на образование Закон предусматривает федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (статья 3, пункт 5, подпункт 1).

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (статья 11, пункт 6).

Студентам, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, назначается государственная социальная стипендия (статья 3, пункт 5).

Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) (статья 41, пункт 5).

Детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, предусматривается оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Следует отметить, что, несмотря на все успехи в области создания современной, соответствующей международным стандартам социально-правовой базы в области образования, регулирующей интеграцию инвалидов в Российской Федерации,  данная категория лиц продолжает оставаться одной из наиболее изолированных и уязвимых структур общества.

По мнению ряда исследователей этой области, чтобы добиться эффективности в решении данной проблемы, необходимо создавать условия для внедрения инклюзивного образования, как это практикуется в зарубежных странах.

Инклюзия (от inclusion - включение) - процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. Термин инклюзия имеет отличия от терминов интеграция и сегрегация. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата21.  

Инклюзия - это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества. Инвалидность - это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции. Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: "Всем здесь рады!" Или может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда «Инвалид - человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов) 22.

Существенную разницу между биологической и социальной концепциями общество осознает лишь тогда, когда будет располагать доступной и полной информацией об инвалидах. Не болезнь создаёт ограничения деятельности, а условия жизни, которые может предложить общество (правительство) людям с ограниченными возможностями.
Условия равных возможностей достижимо лишь в том обществе, где инвалидность рассматривается через социальную концепцию, где отсутствует дискриминация инвалидов словами и действиями здоровых людей.

Как уже рассматривалось ранее, возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года23. Инклюзивное образование – это подход, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и другие особенности, включены в общую систему образования. Этот подход признан приоритетным в Саламанкской Декларации, которую подписали в 1994 г. представители 92 стран, в том числе и России.

Надо отметить, что инклюзивное образование оказывает положительное влияние не только на детей-инвалидов. У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания (психологи называют это эмпатией), они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.

9 апреля 2008 г. ТРОД «ДИВО» в рамках проекта «Партнерство: путь к инклюзии» и подготовке к Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Проблемы современной школы и пути их решения: инклюзивное образование» провело Круглый стол на тему «Инклюзивное образование в Томске: за и против». Заседание проходило в помещении Центра «Факел».

Цель Круглого стола – обмен мнениями по следующим вопросам:

  •  условия необходимые для поэтапного внедрения инклюзивного образования в образовательных учреждениях города Томска и Томской области;
  •  мифы об инклюзивном образовании;
  •  законодательная база по инклюзивному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья в Томской области и городе Томске и механизмов их реализации.

         В работе Круглого стола, который был организован по инициативе Томского регионального общественного движения «Доступное для инвалидов высшее образование» и Института развития образовательных систем РАО РФ, приняло участие 39 человек – представители Департаментов Администрации Томской области и города Томска, Главного бюро Медико-социальной экспертизы, дошкольных образовательных учреждений, коррекционных школ-интернатов, некоммерческих организаций дополнительного образования, общественных организаций родителей и опекунов инвалидов-детства, представители СМИ и руководитель компании Томтел.

В настоящее время в Томской области более 3,5 тыс. детей до 18 лет имеют статус ребенок-инвалид. В городе Томске в муниципальных общеобразовательных школах обучаются 741 ребенок-инвалид, из них на дому - 154 человека.

В своих выступлениях участники обсудили состояние инклюзивного образования в Томске и Томской области. Интерес к проблеме развития и поэтапного внедрения инклюзивного образования в образовательных учреждениях разного уровня и ведомственной принадлежности вызван государственной поддержкой института семьи, возрастающей потребностью в качественном и доступном образовании как основы успешной самореализации прежде всего социально слабозащищенных томичей, таких как дети и молодые люди с инвалидностью, а также подготовкой к проведению 19-21 мая 2008 г. Второй Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Проблемы современной школы и пути их решения: инклюзивное образование» в г.Томске.

Отмечая наличие в областном центре необходимой для развития инклюзивного образования научно-образовательной инфраструктуры, высококвалифицированных специалистов и позитивного опыта государственных организаций и общественных объединений, участники Круглого стола для решения выявленных проблем предлагают:

  1.  Сформировать межведомственный координационный Совет по реализации принципов инклюзивному образованию Томской области с участием местного сообщества.
  2.  Администрации и Госдуме Томской области разработать и принять Целевую программу Томской области «Развитие инклюзивного образования».
  3.  Департаменту по общему образованию Администрации Томской области создать экспериментальную площадку по внедрению инклюзивного образования на базе двух школ (в г. Томске и области).
  4.  Администрациям муниципальных образований Томской области финансировать и контролировать мероприятия по формированию в образовательных учреждениях безбарьерной среды (пандусы, лифты, поручни, специально оборудованные туалеты и душевые комнаты в учебных корпусах и общежитиях) 24.

Надо отметить, что часть из выявленных проблем решается в рамках целевой программы «Доступная среда». Данной программой запланированы мероприятия и средства, которые будут направленны на реабилитацию инвалидов. В частности, В частности, 17 млн рублей отводится на установку пандусов, поручней, тактильных указателей и информационных табло в учреждениях культуры, здравоохранения и профобразования. 16 млн рублей будут израсходованы на создание безбарьерной среды в семи школах Томской области — в Асиновском, Бакчарском, Зырянском, Молчановском,  Первомайском, Чаинском районах и школе № 7 города Колпашева. Два года назад в регионе появилось три таких школы, в прошедшем 2013-м — еще четыре.

Отдельное финансирование в рамках программы предусмотрено на адаптационные проекты «Домашнее визитирование» (специалисты обучают и ребенка, и родителей), «Раннее вмешательство» (сопровождение психологом семьи, где растет малыш с тяжелым диагнозом), а также на предоставление социальной услуги «Мэри Поппинс» (с ребенком занимается няня, а родители получают необходимый отдых) 25.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Томской области проводятся различные мероприятия по внедрению инклюзивного образования, реализация которых позволяет повысить степень вовлеченности инвалидов в жизнь общества и создаёт необходимые условия для полноценной жизнедеятельности каждого инвалида.  

2.2 Организация досуговой деятельности, как фактор интеграции инвалидов в общество

Как отмечает большинство исследователей, занимающихся проблемой интеграции инвалидов в общество, социальная группа инвалидов, составляющая десятую часть населения нашего государства, располагает, как и другие социальные группы, значительным творческим потенциалом.

Как известно, творчество связывают с выработанными обществом и культурой путями реализации отдельной личностью или группой людей высших достижений в разных сферах жизнедеятельности и направлениях духовно-нравственного и социокультурного развития человека. Это приводит  к дальнейшему многогранному развитию самореализации инвалидов. Когда речь идёт о самоактуализации, ограничения жизнедеятельности отступают на второй план. Однако для  развития потенциала творчества людей с ограниченными возможностями в обществе должны быть созданы дополнительные специальные условия.

При центре сопровождения студентов с инвалидностью (ЦеССИ) в последнее время сформировалась новая целевая группа молодых людей с ограниченными возможностями, принимающих участие в городских молодёжных объединениях инвалидов. Развитие когнитивных способностей у этой категории лиц требует учитывать ряд присущих им психологических особенностей. Мы полагаем, что уверенность в себе и самоанализ личности занимает среди них не последнее место, поскольку оказывают влияние на весь реабилитационный процесс.

Проблема самореализации личности в качестве специального предмета исследования рассматривалась в работах ученых Н. И. Сарджвеладзе, С. И. Кудинова и др.. В частности С. И. Кудинов, используя различные методы, проанализировал уровень самореализации лиц, имеющих ограниченные психофизические возможности. Более половины опрошенных оценивают свою самореализацию на низком (52%) и среднем уровне (32%), а 16% опрошенных считают, что их самореализация находится на очень низком уровне. Никто не оценил собственную самореализацию на высоком уровне26. 

Также по исследованиям С. И. Кудинова, более половины из опрошенных (52%) лиц с ограниченными психофизическими возможностями имеют недостаточно сформированные жизненно важные цели самореализации. Тем не менее, 60% респондентов имеют творческие способности27.

Лица с ограниченными возможностями в целом позитивно относятся к себе, принимают себя независимо от мнения окружающих, они верят в свои способности, энергию, самостоятельность, полагают, что могли бы осуществить задуманное, однако эти люди склонны отмечать у себя в основном недостатки, так как, не смотря на принятие себя, им не хватает уверенности в собственных силах. Для них характерны такие реакции по отношению к себе, как: частая самокритика, вынесение самоприговоров. Кроме того у них выражено недостаточное понимание причин своих переживаний, действий и поступков (33%)28.

В рамках самореализации людей с инвалидностью в проектной группе ГФ была организована работа по подготовке альманаха творческих работ  целевой группы инвалидов, посещающих ЦеССИ. При подготовке были собраны стихотворения, написанные этими людьми, фотографии, в том числе сфотографированы поделки людей с ограниченными возможностями здоровья. Альманах вышел из печати и был представлен участникам IV международной конференции «Социальная работа: образование и практика» в ТУСУРе в ноябре 2013 года.

На конференции присутствовали представители церкви, реализующие различные социальные проекты, представители областной библиотеки, занимающиеся с лицами, имеющими инвалидность, студенты и преподаватели вузов города Томска. В холле главного корпуса ТУСУРа была организована выставка «Живопись небесных перьев» работ инвалидов разных возрастов: Эвелины Ахматовой (инвалид I группы по зрению) – пейзажи, Юрия Баканова – фотография разных лет, Юрия Шененкова – резьба по дереву. На выставке также было представлено прикладное творчество детей со специальными потребностями арт-студии благотворительного фонда «Обыкновенное чудо». Эта выставка сопровождалась аудио-записями стихотворений Эвелины Ахматовой.

Надо отметить, что представленные работы привлекли всеобщее внимание, имели большой резонанс. Студенты, сотрудники и преподаватели ТУСУРа приобрели представление о разнообразных талантах людей с инвалидностью. Инвалиды впервые увидели свои труды в печатном издании. Это, в первую очередь, означало признание их как авторов. Организация выставки и публикация альманаха повысила их самооценку и расширила возможности в преодолении трудных жизненных ситуаций. Кроме того увеличилась их мотивация к самореализации. Коммуникативная площадка, сформировавшаяся в ходе конференции, дала возможность инвалидам выразить свои мысли, эмоции, опыт, таланты.

Надо отметить, что данная конференция была не первым мероприятием, где можно было познакомиться с творчеством инвалидов. Ранее инвалиды демонстрировали свои работы на мероприятии, посвящённом дню социального работника.  Так как подобные работы имеют положительный результат, их необходимо реализовывать и в дальнейшем.

Таким образом, социокультурная деятельность Центра сопровождения студентов с инвалидностью, в котором принимают активное участие студенты проектных групп, способствует организации лиц с ограниченными возможностями, знакомит общество с их талантами и способностями. Кроме того, издание Альманаха творческих работ, подготовка выставки в ТУСУРе служит развитию потенциала и самореализации инвалидов, повышает их самооценку и уверенность в собственных силах.


Заключение

Таким образом, интеграция инвалидов в общество - это процесс восстановления разрушенных связей инвалидов, обеспечивающий его включенность в основные сферы жизнедеятельности: труд, быт, досуг. Интеграции способствует реабилитация, она подразумевает под собой осуществление различных программ, видов обслуживания или терапевтических мероприятий, которые помогают быстрому восстановлению нарушенных функций.

В качестве основных социальных факторов, предопределяющих восприятие инвалидности и инвалидов, эффективность интеграции инвалидов в общество на современном этапе выступают:

- объективные условия – социальная и этническая принадлежность, степень инкультурации, пол (гендер), образование, семейный статус, наличие трудовой занятости;

- субъективные условия – установки и поведенческие стандарты индивидов, стигматизация и самостигматизация инвалидов.

К проблемам, негативно влияющих на эффективную интеграцию инвалидов в общество, относятся следующие:

  •  трудности в получении медицинской помощи, в сфере трудоустройства, образования;
  •  негативные социальные установки и стереотипы в отношении к инвалидам;
  •  затруднения в культурной жизни и занятиям спортом, а также проблемы их самоидентификации.

Для решения этих проблем необходима интеграция инвалидов в общество, способствовать которой может инклюзия и организация их творческой деятельности.

Инклюзия, как технология социальной интеграции инвалидов – это  сам процесс увеличения степени участия всех граждан в жизни социума, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни, чтобы все заинтересованные стороны могли принимать активное участие для получения желаемого результата. исследовать организацию досуговой деятельности как фактор, усиливающий интеграцию инвалидов в общество.

Что касается социокультурной деятельности, то мы пришли к выводу, что она способствует самоорганизации лиц с ограниченными возможностями, даёт возможность познакомиться обществу с их талантами и способностями, а также служит развитию потенциала и самореализации инвалидов, повышает их самооценку и уверенность в собственных силах.

Таким образом, поставленная в работе цель была достигнута.


Список использованных источников и литературы

Источники

  1.  В Томской области будут оборудованы ещё семь инклюзивных школ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации города Томска – URL: http://tomsk.gov.ru/ru/press-centr/press-relizy/news_item/-/novost-v-tomskoy-oblasti-budut-oborudovany-esche-sem-inklyuzivnyh-shkol (дата обращения: 24.05.2014 г.).
  2.  ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 //  Официальный сайт КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.03.2014 г.).
  3.  О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федер. закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ //   Российская газета  [Электронный ресурс]. – http://www.rg.ru (дата обращения: 27.03. 2014 г. ).

Литература

  1.  Аверина Ю.А. Теоретические основы социальной политики в области защиты инвалидов в современной России / Ю.А. Аверина [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – Электрон. дан. – URL: cyberleninka.ru (дата обращения 24.03.2014 г.).
  2.  Айбазова М.Ю. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детских домов / М. Ю. Айбазова, К. Ю. Лавринец // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2011. - N 1. - С. 144-148.
  3.  Бубеева Б. Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Б. Н. Бубеева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - Вып. 1. - С. 221-225.
  4.   В Томской области будут оборудованы ещё семь инклюзивных школ [Электронный ресурс] // Официальный сайт ТРОД «ДИВО». – Электрон. дан. – URL: http://divo.tomsk.ru/html/proekt-tacis.htm (дата обращения 2.02.2014 г.).
  5.  Добровольская Т.А. Проблемы адаптации / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина  [Электронный ресурс]. -  URL: http://www.coolreferat.com (дата обращения: 07. 03. 2014 г.).
  6.  Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями : Учеб. пособие.  – Балашов : Николаев, 2002. – С. 80.
  7.  И ни слова о главном [Электронный ресурс]. - //  Верхний пост. - URL: http://nat-nut.livejournal.com (дата обращения: 01.04.2014 г.).
  8.  Кудинов С.И. Полифункциональная модель исследования самореализации личности / С.И.Кудинов // Прикладные исследования психологии личности: сборник трудов. – Вып.1 – Тольятти : ТГУ, 2009.– 252 с.
  9.  Кудинов С.И. Психодиагностика : практикум для студентов специальности 030301 «Психология» и бакалавров по направлению 030300 «Психология» / С.И. Кудинов, И.В. Кулагина. – Тольятти : ТГУ, 2009. – 244.
  10.  Мякшин Н. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в Российской Федерации и за рубежом / рец. Н. Мякшин. - (Инклюзивное образование) // Защити меня!. - 2009. - N 4. - С. 43 (дата обращения: 27.03.2014 г.).
  11.  Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]  // Мы народы. Более  сильная  ООН ради лучшего мира. – Электрон. дан. – URL: http://www.un.org/ru/ (дата обращения: 14.03.2014 г.).
  12.  Петросян В.А. Интеграция инвалидов в российское общество [Электронный ресурс] : дис. … д. социол. наук / В.А.Петросян. – М., 2011. – 345 с. // Электронная библиотека диссертаций. – Электрон. дан. – URL: http://www.dissercat.com/content/integratsiya-invalidov-v-rossiiskoe-obshchestvo (дата обращения: 2.02.2014 г.).
  13.  Петросян В.А. Социальная интеграция инвалидов в общество: социологический анализ: монография. – М.: ИПК ДСЗН, 2010. – 256 с.
  14.  Работа [Электронный ресурс] // Почему инвалиды не хотят работать?. – URL: http://www.tomsk.ru (дата обращения:  14.03.2014 г.).
  15.  Романов П.В. Мир профессий как поле антропологических исследований / П.В.Романов, Е.Р.Ярская-Смирнова // Этнографическое обозрение. – 2008. - № 5. - С. 3- 17.
  16.  Сарджвеладзе Н. И Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе. - Тбилиси: Мецниереба, 2009 г.
  17.  Совершенствование транспортной системы крупного города [Электронный ресурс] / Э.А.Сафронов и др.  // Библиотека. Ru. – URL: http://www.twirpx.com/file/725959/ (дата обращения: 07.03.2014 г.).
  18.  Свинцов А.А. Социальная защита инвалидов. Десятилетний опыт правового регулирования / А.А. Свинцов, В.И. Радуто // Социальное и пенсионное право. – 2006. - № 4. - С. 23-28.
  19.  Чигрина А.Я. Интеграция инвалидов в современное российской общество: основные этапы [Электронный ресурс] // Социальная работа в России: образование и практика: Сборник научных трудов // Под ред. проф. Н.А. Грика. – 2009. – Электрон. дан. – URL: http://window.edu.ru (дата обращения 10.03.2014 г.).

1 Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]  // Мы народы. Более  сильная  ООН ради лучшего мира. – Электрон. дан. – URL: http://www.un.org/ru/ (дата обращения: 14.03.2014 г.).

2 Работа [Электронный ресурс] // Почему инвалиды не хотят работать?. – URL: http://www.tomsk.ru (дата обращения:  14.03.2014 г.)

3 Чигрина А.Я. Интеграция инвалидов в современное российской общество: основные этапы [Электронный ресурс] // Социальная работа в России: образование и практика: Сборник научных трудов // Под ред. проф. Н.А. Грика. – 2009. – Электрон. дан. – URL: http://window.edu.ru (дата обращения 10.03.2014 г.).

4 Романов П.В. Мир профессий как поле антропологических исследований / П.В.Романов, Е.Р.Ярская-Смирнова // Этнографическое обозрение. – 2008. - № 5. - С. 3- 17.

5 Аверина Ю.А. Теоретические основы социальной политики в области защиты инвалидов в современной России / Ю.А. Аверина [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – Электрон. дан. – URL: cyberleninka.ru (дата обращения 24.03.2014 г.).

6  Добровольская Т.А. Проблемы адаптации / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина  [Электронный ресурс]. -  URL: http://www.coolreferat.com (дата обращения: 07. 03. 2014 г.).

7 Совершенствование транспортной системы крупного города [Электронный ресурс] / Э.А.Сафронов и др.  // Библиотека. Ru. – URL: http://www.twirpx.com/file/725959/ (дата обращения: 07.03.2014 г.).

8 Аверина Ю.А. Теоретические основы социальной политики в области защиты инвалидов в современной России / Ю.А. Аверина [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – Электрон. дан. – URL: cyberleninka.ru (дата обращения 24.03.2014 г.).

9 Мякшин Н. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в Российской Федерации и за рубежом / рец. Н. Мякшин. - (Инклюзивное образование) // Защити меня!. - 2009. - N 4. - С. 43 (дата обращения: 27.03.2014 г.).

10 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федер. закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ //   Российская газета  [Электронный ресурс]. – http://www.rg.ru (дата обращения: 27.03. 2014 г. ).

11 ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 //  Официальный сайт КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.03.2014).

12 Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями : Учеб. пособие.  – Балашов : Николаев, 2002. – С. 80.

13 И ни слова о главном [Электронный ресурс]. - //  Верхний пост. - URL: http://nat-nut.livejournal.com (дата обращения: 01.04.2014 г.).

14 Свинцов А.А. Социальная защита инвалидов. Десятилетний опыт правового регулирования / А.А. Свинцов, В.И. Радуто // Социальное и пенсионное право. – 2006. - № 4. - С. 23-28. 

15 Свинцов А.А. Социальная защита инвалидов. Десятилетний опыт правового регулирования / А.А. Свинцов, В.И. Радуто // Социальное и пенсионное право. – 2006. - № 4. - С. 23-28.

16 Петросян В.А. Интеграция инвалидов в российское общество [Электронный ресурс] : дис. … д. социол. наук / В.А.Петросян. – М., 2011. – 345 с. // Электронная библиотека диссертаций. – Электрон. дан. – URL: http://www.dissercat.com/content/integratsiya-invalidov-v-rossiiskoe-obshchestvo (дата обращения: 2.02.2014 г.).

17 Петросян В.А. Социальная интеграция инвалидов в общество: социологический анализ: монография. – М.: ИПК ДСЗН, 2010. – 256 с.

18 Петросян В.А. Интеграция инвалидов в российское общество [Электронный ресурс] : дис. … д. социол. наук / В.А.Петросян. – М., 2011. – 345 с. // Электронная библиотека диссертаций. – Электрон. дан. – URL: http://www.dissercat.com/content/integratsiya-invalidov-v-rossiiskoe-obshchestvo (дата обращения: 2.02.2014 г.).

19 Петросян В.А. Интеграция инвалидов в российское общество [Электронный ресурс] : дис. … д. социол. наук / В.А.Петросян. – М., 2011. – 345 с. // Электронная библиотека диссертаций. – Электрон. дан. – URL: http://www.dissercat.com/content/integratsiya-invalidov-v-rossiiskoe-obshchestvo (дата обращения: 2.02.2014 г.).

20 Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ //  Министерство науки Российской Федерации. – URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 01.04.2014 г.).

21 Айбазова М.Ю. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детских домов / М. Ю. Айбазова, К. Ю. Лавринец // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2011. - N 1. - С. 144-148.

22 Бубеева Б. Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Б. Н. Бубеева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - Вып. 1. - С. 221-225.

23 Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ //  Министерство науки Российской Федерации. – URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 01.04.2014 г.).

24 В Томской области будут оборудованы ещё семь инклюзивных школ [Электронный ресурс] // Официальный сайт ТРОД «ДИВО». – Электрон. дан. – URL: http://divo.tomsk.ru/html/proekt-tacis.htm (дата обращения 2.02.2014 г.).

25 В Томской области будут оборудованы ещё семь инклюзивных школ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации города Томска – URL: http://tomsk.gov.ru/ru/press-centr/press-relizy/news_item/-/novost-v-tomskoy-oblasti-budut-oborudovany-esche-sem-inklyuzivnyh-shkol (дата обращения: 24.05.2014 г.).

26 Кудинов С.И. Полифункциональная модель исследования самореализации личности / С.И.Кудинов // Прикладные исследования психологии личности: сборник трудов. – Вып.1 – Тольятти : ТГУ, 2009.– 252 с.

27 Кудинов С.И. Психодиагностика : практикум для студентов специальности 030301 «Психология» и бакалавров по направлению 030300 «Психология» / С.И. Кудинов, И.В. Кулагина. – Тольятти : ТГУ, 2009. – 244.

28 Сарджвеладзе Н. И Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе. - Тбилиси: Мецниереба, 2009.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25860. Оценка соотношения собственных и привлеченных средств банка 23.5 KB
  развитие; фонд основных средств – создается из прибыли как источник приобретения основных средств Эмиссионный доход – источником является средства от продажи акций по цене выше номинала Прибыль – как превышение доходов над расходами банка. Помимо собственных средств банк пользуется привлеченными средствами.Структура обязательств имеет 2 группы: заемные средства – кредиты ЦБ и кредиты др.
25864. мажорных обстоятельств. 24 KB
  Под риском понимается угроза потери части своих ресурсов недополучение доходов или произведение дополнительных расходов в результате проведения финансовых операций.Внутренние риски: Риск ликвидности; Процентный риск; Кредитный риск; Валютный риск Внешние риски: Рыночный риск; Политический риск; Риск изменения конъюнктуры рынка; Страновой риск; Риск форсмажорных обстоятельств. Процентный риск связан с колебаниями процентных ставок на рынке.
25865. Характеристика методов финансового анализа деятельности банков 24.5 KB
  Роль финансового анализа в управлении деятельностью коммерческих банков повышение надежности и качества управления. Объектами финансового анализа в банке прежде всего могут быть показатели финансовых результатов результативности и финансового состояния в банке; показатели эффективности системы финансового управления; эффективности банковских услуг операций и т. К методам финансового анализа деятельности банка относят: структурный анализ отчетности позволяющий определить удельные веса относительные показатели; метод группировки...