69437

Двоично-десятичный код

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Цель: Изучить двоично-десятичный код выяснить особенности его построения и применения Краткие теоретические сведения. В двоично-десятичном коде каждая десятичная цифра представляется группой цифр состоящей из 4х двухпозиционных символов.

Русский

2014-10-04

114 KB

14 чел.

Министерство науки и образования Украины

Университет развития человека „Украина

Отчет по лабораторной работе
Дисциплина "Теория информации и кодирования"
Тема:
Двоично-десятичный код 

Принял: Вишталь

Выполнил:
студент 3  курса гр. КС-31
Гребинь Д. А.

Киев 2005

Лабораторная работа № 5

Тема:  Двоично-десятичный код

Цель:  Изучить двоично-десятичный код, выяснить особенности его построения и применения

Краткие теоретические сведения.

    В двоично-десятичном коде каждая десятичная цифра представляется группой цифр, состоящей из 4-х двухпозиционных символов. Данная группа позволяет сформировать N = 24 = 16 кодовых комбинаций. Так как в десятичной системе используется лишь десять цифр, шесть комбинаций являются избыточными. Поэтому выбор десяти используемых для построения ДДК комбинаций имеет 16! · 6! = 2.9 · 1010 вариантов. Использование, например, первых четырех степеней цифры 2 ( 20 = 1; 21 = 2; 22 = 4; 23 = 8 ) приводит к одному из возможных кодов 8-4-2-1. 
    Каждый разряд ДДК имеет постоянный вес. ДДК строятся с учетом следующих условий:

  1.  Вес наименьшей значащей цифры q1 равен 1.
  2.  Вес второй по минимальному значению цифры q2 составляет 1 или 2.
  3.  Веса, соответствующие двум оставшимся цифрам кода, подбирают так, чтобы их сумма была больше или равна 6 ( если q2=2 ), или 7 ( если q2 = 1 ).

    В соответствии с этим можно получить 17 видов кодов:

8-4-2-1,

7-4-2-1,

6-4-2-1,

5-4-2-1,

4-4-2-1,

7-3-2-1,

6-3-2-1,

5-3-2-1,

4-3-2-1,

3-3-2-1,

6-2-2-1,

5-2-2-1,

4-2-2-1,

6-3-1-1,

5-3-1-1,

4-3-1-1,

5-2-1-1.

    Для перевода одной десятичной цифры в двоично-десятичный код необходимо начиная со старшего двоичного разряда проверить, не больше ли вес текущей (двоичной) цифры остатка числа; если меньше или равен – то в выходной код записать 1 и вычесть вес двоичной цифры из остатка числа, иначе в выходной код записать 0

    Например, необходимо закодировать цифру 5 кодом 6-4-2-1.

  1.  Вес самого старшего бита – 6, что больше текущего остатка (начальное значение которого совпадает с числом). Таким образом, первая цифра двоично-десятичного кода – 0.
  2.  Вес 2-го бита – 4 > 5. Значит, следующий бит выходного кода равен 1 и остаток равен 5 - 4 = 1.
  3.  Вес 3-го бита – 2, что больше, чем остаток (1). В выходной код помещается 0.
  4.  Вес 4-го бита – 1 равен остатку числа. Последняя цифра выходного кода – 1. Окончательный остаток 1 - 1 = 0. Его равенство 0 говорит о правильности кодирования.

    Результат кодирования – 0101

    Для получения значения тетрады (4 бит), записанной в двоично-десятичном коде, необходимо просуммировать значения весов разрядов, значения которых равны 1.

    Раскодируем число 0101 из 6-4-2-1 двоично-десятичного кода. Результат: 0 · 6 + 1 · 4 + 0 · 2 + 1 · 1 = 5.

    ДДК не имеют однозначности в изображении десятичных чисел (кроме кода 8-4-2-1). Так, код 4-3-2-1 позволяет записать число 64 как 1010 1000 или 0111 0101.

    Примеры кодирования.

  1.  Закодировать число 8701 двоично-десятичным кодом 5-2-1-1.

Так как:
8 = 5 · 1 + 2 · 1 + 1 · 1 + 1 · 0;
7 = 5 · 1 + 2 · 1 + 1 · 0 + 1 · 0;
0 = 5 · 0 + 2 · 0 + 1 · 0 + 1 · 0;
1 = 5 · 0 + 2 · 0 + 1 · 1 + 1 · 0,
закодированное число будет иметь вид: 1110 1100 0000 0010.

  1.  Закодировать число 927 двоично-десятичным кодом 7-4-2-1.

Так как:
9 = 7 · 1 + 4 · 0 + 2 · 1 + 1 · 0;
2 = 7 · 0 + 4 · 0 + 2 · 1 + 1 · 0;
7 = 7 · 1 + 4 · 0 + 2 · 0 + 1 · 0,
закодированное число будет иметь вид 1010 0010 1000.

    Примеры декодирования.

  1.  Декодировать число 001001011100, если известно, что оно закодировано в двоично-десятичном коде 6-3-2-1.

Так как:
6 · 0 + 3 · 0 + 2 · 1 + 1 · 0 = 2;
6 · 0 + 3 · 1 + 2 · 0 + 1 · 1 = 4;
6 · 1 + 3 · 1 + 2 · 0 + 1 · 0 = 9,
то декодированным числом будет 249.

  1.  Декодировать число 100101110010, если известно, что оно закодировано в двоично-десятичном коде 8-4-2-1.

Так как:
8 · 1 + 4 · 0 + 2 · 0 + 1 · 1 = 9
8 · 1 + 4 · 1 + 2 · 1 + 1 · 1 = 7
8 · 0 + 4 · 0 + 2 · 1 + 1 · 0 = 2
то декодированным числом будет 972.

    При записи результатов в двоичном коде пробелы являются незначащими символами

Вывод: В двоично-десятичном коде каждая десятичная цифра представляется группой цифр, состоящей из 4-х двухпозиционных символов. Данная группа позволяет сформировать N = 24 = 16 кодовых комбинаций. Ошибочный код можно обнаружить только при условии приёма числа большего 16-ти.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66922. ПОЛІТИЧНА ВЛАДА 124.5 KB
  Політична влада є одним з центральних понять політології. Сам термін «влада» не має однозначного визначення, що пояснюється його складністю та неоднозначністю. Загалом владу визначають як право і реальну можливість здійснювати свою волю, нав’язуючи її іншим людям.
66923. Способы выражения грамматических значений 177.5 KB
  В зависимости от того, выражаются ли лексическое и грамматическое значения внутри знаменательного слова или для выражения ГЗ используются другие единицы, грамматические способы делятся на синтетические (ЛЗ и ГЗ выражены внутри знаменательного слова) и аналитические (ГЗ выражается за пределами знаменательного слова).
66924. ГЕОГРАФІЧНИЙ ЧЕМПІОНАТ «УКРАЇНО МОЯ» 62 KB
  Як говорить М.Рильський: Хто не знає минулого, той не вартий майбутнього. Регіон, що об’єднує територію Харківської, частково Сумської і Луганської областей. Слобожанщина. Регіон, розташований на півдні Івано - Франківської області. Покутня. З. Назва регіону пов’язана з назвою ооласті. Волинь.
66926. Чернобыль – наши раненые души... 57.5 KB
  Здравствуйте уважаемые гости ВЕДУЩИЙ 2: Добрый день дорогие ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции ВЕДУЩИЙ 1: Мы рады приветствовать Вас сегодня 14 декабря в день чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
66927. ВОСПИТАНИЕ ЧЕСТИ 175.96 KB
  В современных условиях школа призвана не столько воспитывать, сколько перевоспитывать подрастающее поколение: ведь ни для кого не секрет, что телевидение воспитывает гораздо сильнее, чем можно было предполагать на заре его возникновения.
66928. Рольова гра «Судимо Чіпку» 60 KB
  Мета: 1) у ході гри визначитись зі ставленням до головного героя роману Панаса Мирного «Хіба ревуть воли, як ясла повні?», оцінивши його вчинки, мотиви поведінки; 2) перевірити знання учнів з правознавства про адміністративну та кримінальну відповідальність; 3) розвивати в учнів аналітичні здібності; уміння грамотно, послідовно висловлювати свої думки...
66929. Поріс чорнобилем Чорнобиль - бідою нашою поріс 72.64 KB
  У ці дні ми привертаємо увагу, як української так і світової громадськості, до страждань людей, які зазнали і продовжують зазнавати дії радіації, а це 3 міл. ІОО тис. наших співвітчизників і жителів інших держав: Білорусії та Росії. Серед них і ті, хто захистив світ від страшної біди ціною свого здоров'я...
66930. Мужність і біль Чорнобиля 55 KB
  Вступне слово вчителя. 26 квітня 2010 року виповнилося 24 роки з дня найстрашнішої за наслідками катастрофи минулого тисячоліття. Чотири букви – ЧАЕС – стали символом трагедії, яка доторкнулася до мільйонів людей, накрила їх крилом безжалісної радіації, перетворюючи свої жертви в безпомічних людей.