69447

Социально-философская проблематика и стилевое своеобразие прозы А. Платонова (1899-1951)

Доклад

Литература и библиотековедение

Платонова 1899-1951. Гурвич Андрей Платонов статья 37г творчество Платонова оценивает как пример религиозного монашеского большевизма большевистского великомученичества как апофеоз одиночества и обреченности совершенно несовместимых с социалистическим оптимизмом.

Русский

2014-10-05

38.02 KB

9 чел.

Социально-философская проблематика и стилевое своеобразие прозы А. Платонова (1899-1951).

Андрей Платонович Климентов. Родился в семье слесаря жд мастерских. Пролетарское происхождение. В 14 лет бросил школу и пошел работать. Позже напишет: «Ж сразу превратила меня из реб во взрослого».

Самый одинокий русский писатель. А. Гурвич "Андрей Платонов", статья 37г, творчество Платонова оценивает как пример "религиозного, монашеского большевизма", "большевистского великомученичества", как апофеоз одиночества и обреченности, совершенно несовместимых с социалистическим оптимизмом. Одинок как художник – у него нет предшественников и последователей. Резко индивидуальный стиль. «Взялся из ниоткуда и остался». Главная проблема – отношение Пл к соц-политич истории России. Пл находится внутри социалистического мифа. Принадлежит к тем немногим писателям, для которых характерно прощание с утопией. «Вышедший из мифа». Приходил в лит трижды: 20 гг: публик его ранние произведения (Эфирный тракт) – критика. После переезда в Москву в 1926 году, когда Платонов становится профессиональным литератором, у него один за другим выходят три сборника: "Епифанские шлюзы" (1927), "Сокровенный человек" (1928) и "Происхождение мастера" (1929). В 1937 г – вых сборник раск «Река Потудань». «Чевенгур» (написан:26-28), «Котлован» (нап: 30)2.

Пл отлучен от легального литературного процесса. Во время ВОВ раб воен корреспонд. 46-51 гг –лишен возм писать и быть опубл;

Художественное открытие – сокровенный человек (Фома Пухов). Критика 60 гг: «Герой обыкновенный и провинциальный, с «непросветленным» сознанием». Фома – массовый человек, но – одиночка. Ищет утоление для своей души, но одновременно втянут в революционные события. В 90 г: драматизм восприятия Пл в эволюции.

Отношение к револ менялось:

  1.  Выиграла боковая сила, так вся остальная уничтожила друг друга. Пл принимает Револ и служит в Красной армии. Делает партийную карьеру. Кн «Электрофикация», «Голубая книга» (поэтич сборник!) - написаны в рамках пролеткульта. В 22-ом году, когда итоги револ понятны, начинает писать.

  1.  От «восторга» до «крика», до «встревожен до боли».

Философская основа.

В основе философской прозы Платонова лежит принцип, который можно назвать мифологизмом Платонова. Обращение к мифологии – не средство стилизации, а часть его философии, мировосприятия. Платоновский мифологизм ориентирован на неизменные и вечные начала мышления, на изначальные, архетипические константы человеческого иприродного бытия . дом, дорога, вода, детство, старость, любовь, смерть и т.п., и таким образом он созвучен общему пафосу мифологизма ХХ века.

Советская Россия 20.30-х годов,изображенная Платоновым в его произведениях, естественно,  не общество первобытных людей, однако в мышлении как героев, так и повествователя платоновских произведений, своеобразного народного самоучки, речь которого "миметизирует некий "полуприродный склад мышления"", конфликтно сочетаются синкретическое, мифологическое мироощущение человека из народа и логическое, ориентированное на научное познание и изменение мироустройства сознание "рациональных практиков" нового мира.

Доказательством присутствия мифологического мышления как моделирующего принципа платоновской поэтики служит ряд особенностей моделирования мира в платоновских произведениях, совпадающих со свойствами мифологического мышления: это бинарность мифологической логики, персонализация, анимизм, мифологический символизм, представление космоса в зооантропоморфных терминах, отождествление микро- и макрокосма, сущности и явления, абстрактного и конкретного, неотчетливое разделение субъекта и объекта, материального и идеального, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, статичного и динамичного, пространственных и временных отношений.

Оч важна у Пл, напр, категория вещества (как отожд микро/макрокосмоса): «вещество существования", "коммунизм . твердая вещь", "железная твердая видимая вещь", "природное вещество", "вещество мира", "время . это <...> такой же ощутительный предмет, как любое другое вещество".

Принцип бинарного моделирования мира выражен у Пл в бинар оппозициях: дух/материя, тело/сознание, жизнь/смерть, а также пространственные оппозиции верх/низ, внутреннее/внешнее, близкое/далекое и т.д. Однако, им свой-на амбивалентность, восходящая также к мифологическому мышлению и снимающая различие между противоположностями: члены оппозиций оказываются взаимообратимыми, дух равняется материи, жизнь смерти, тело сознанию и наоборот.

Настольная книга Платонова – Н. Федоров «Философия общего дела». Федоров: «Человечество несчастно», однако есть потребность обрести РОДСТВО и БРАТСТВО. Все силы должны быть направлены на организацию комфорта, на управление природой. – образный и сюжетный слой творч Пл. Образы Земли, пустыни, смерти. Федоров: «Чтобы человечество объединилось, нужно воскресить отцов» (Чевенгур). Для Пл характерна особая близость между мертвым и живым, особый тип связи. Анненский: «Любовь к мертвому – отражение одного из самых страшных мифов Сов эпохи, когда любовь к павшим героям была сильнее любви к живым». Попытки «разоблачить» Пл: «любовь к мертвому – потому что мертвого проще любить, чем живого». [Тема соотнесенности мертвого/живого тела в расск «Третий сын», умерла мать, остались взрослые жывые сыновья: библейский мотив – мертвое порождает живое].

В отличие от иррационализма и мистицизма символистов, "культурного" мифологизма акмеистов или "фантастического" мифологизма М. Булгакова, в платоновском мифологизме важную роль играет его ориентированность на научно-философский опыт эпохи (Циолковский, Вернадский).

При всем этом, УДИВИТЕЛЬНО! Революционный переворот мыслился Платоновым не столько как событие политическое, сколько как событие космологическое и эсхатологическое, после которого наступит эра "царства Божья" на земле, эра вечной гармонии, единства всего сущего. Представлению Платонова о гармоническом существовании, единстве человека и остального космоса соответствует соловьевская концепция "богочеловечества", абсолютного единства, которое противостоит хаосу, а

чаемый платоновскими героями коммунизм, по сути, представляет собой реализацию соловьевской идеи "всеединства": в платоновской концепции именно коммунизм является тем "окончательным фазисом исторического развития", когда образуется "всецелая жизненная организация", "цельная жизнь" человечества, отвечающая на запросы чувства, мысли и воли (Зеньковский).

НО! однако начиная с середины 20-х годов Платонов все чаще ставит свои утопические юношеские воззрения под сомнение: увидев невозможность при социализме достичь состояния всеобщей гармонии, слиться в единый сверхорганизм научно-мистическим путем, Платонов дистанцируется от своих прежних утопических мифологем, придав им "демифологизирующие" пародийные и гротескные черты. Важную роль в демифологизации или "деконструкции" утопического комплекса играет не только гротескное перевертывание содержания мифологем путем обнаружения их собственной абсурдности, но и язык платоновских произведений, который через разные приемы лингвистического пародирования, обнаружения наивной каламбурности советского "новояза" сам превращается в "иконический знак" несостоявшейся утопии, краха преобразовательного проекта социализма. Следовательно, кроме тенденции к мифологизации, в платоновской поэтике обнаруживается и обратная тенденция к демифологизации всего того утопического мифологического комплекса, который в условиях реальной жизни оказался бездейственным и дискредитировавшим себя. Надо, однако, помнить, что специфика платоновской поэтики заключается именно в ее амбивалентности, в одновременном утверждении и разрушении мифа: эти два элемента всегда соприсутствуют, создавая сложную, многозначную смысловую ткань платоновских произведений.

Центр: человек, делающий историю по мысли нового государства.

В ранних рассказах воронежского периода конкретное время и пространство преодолеваются фантастичностью сюжета: хотя действие обычно разворачивается в России, оно затем переносится либо в дальние страны, либо вообще в космос; в Чевенгуре чит известно лишь то, что город Чевенгур находится где-то в воронежской степи и что действие происходит в первые годы советской власти, однако постепенно реальное пространство и время начинают восприниматься как собирательный утопический локус (не-место) с отмененным временем; что же самое наблюдается со временем-пространством в повестях Город Градов и Котлован; в Котловане условность происходящего усиливается введением в число действующих лиц фантастических образов "медведя-молотобойца", полуживотного-получеловека, участвовавшего в раскулачивании зажиточных крестьян, и "классово-сознательных" лошадей. + устанавливается общее эсхатологическое время, кот выражается в отдельных природных аномалиях, в частности, в том, что посреди зимы в деревне появляются тучи мух, и т.д.

Проблемно-тематич области.

Внешне Пл шел прямо за ведущими жанрами нарождавшегося и утверждавшегося соцреализма: тема индустриализации (Котлован), коллективизации, человек и революция (Чевенгур), труд (Жена машиниста), электрофикации (Лампочка Ильича). Обязательно наличие ребенка. Но! Жанровую схему переворачивает наизнанку.

Важным для понимания платоновского творчества является и тот факт, что в работе над каждым новым романом Платонов возвращался к сюжетам предшествующего периода-цикла, давая им новую интерпретацию в контексте обозначенной "идеи романа" (Корниенко1995). Более того, можно говорить о "едином сюжетном пространстве" платоновского творчества вообще, ведь творчество Платонова представляет собой единый целостный контекст, в котором герои, сюжеты и образы-символы, "блуждая" из одного произведения в другое, несут в себе "память" о своих архетипических источниках и в каждом новом произведении приобретают новые оттенки смысла.

Проблемы текстологии: Пл всю жизнь вел записные книжки. Проблема биографии: множество мифов.

Типология героев.

Учитель и Ученик. (утвержденная сов лит схема).

Учитель – знающий, как жить. Романтика Революции, искренны. Бюрократы Револ (Сафронов). Сатирич отношение. Человек, пришедший в мир готовых истин (Нарышкин, Чадатаев, Честнова). Честнова – сов Лолита и сов Джаконда. Трагические герои, обладающие даром предвидения.

Ученик – «сокровенный человек». «Ложится на холодную землю голым животом». Фома Пухов. Таких героев рус лит ещё не знала – они грязные и им все время хочется есть. Неприютны, но без них «народ неполный».

«Природный человек»: их мышление оставалось предельно конкретным, а близость этих людей к природной жизни обусловила сохранение в их мышлении чувства слитности с природой, ее антропоморфное восприятие. Обобщенный портрет такого человека дается в начале романа Чевенгур:Есть ветхие опушки у старых провинциальных городов. Туда люди приходят жить прямо из природы. Появляется человек, с тем зорким и до грусти изможденным лицом, который все может починить и оборудовать, но сам прожил жизнь необорудованно».

«Сокровенный человек» (Фома Пухов)

Дети у Плат: надежда будущего, они сильны своей беззащитностью, не утратили мудрости восприятия жизни.

Своебытность поэтики. Оригинальная эстетика. существенные темы платоновского творчества (тема смерти, сиротства, скитания, "душевных бедняков" и т.д.), отмечает связь платоновского мироощущения с природой платоновского образа, пространства, времени, языка.

Стиль Пл.

Проблема уникальности стиля. Эйдинова: «Едкий стиль царской водки – всеразъедающий стиль». Невозможно определить, сознательно ли Пл вырабатывал свой стиль, или он действительно так мыслил. Структурированный стиль , не стилизация. Это – попытка передать чужое сознание. Жесткость конструкций. Гусев: «Память и стиль» - Перед нами установка на сказ, но на сказ, который всех убивает. – установка не на чужую речь, а на чужое сознание. Бродский: идея рая – энтропическая (энтропия – мера беспорядка системы) идея. В рае – никого нет и ничего нет. Платонов, как гений, показывает, что первой жертвой абсурда идеи рая – русская грамматика, рус яз. Он заводит рус яз в тупик.

Пл нельзя перевести на другой язык.

Язык Платонова становится впервые предметом анализа в книге Л. Борового "Язык писателя. А. Фадеев, Вс. Иванов, М. Пришвин, А. Платонов" (1966), а далее, в фундаментальной работе С. Бочарова (1971) "Вещество существования. Выражение в прозе". Своеобразие платоновской поэтики, его языка и стиля, их связь с мировоззрением писателя изучались также в работах Н. Драгомирецкой(1965), Л. Фоменко

На Западе имя Платонова стало известно в конце 60-х годов

В 1970 году вышел первый сборник научных трудов по творчеству Платонова "Творчество А. Платонова. Статьи и сообщения"

Классикой платоноведческой эссеистики стало предисловие И. Бродского к русскоязычному изданию повести Котлован в 1973 году

Говоря о мифологизме Платонова, мы различаем три аспекта понятия миф: 1) миф как прием искусства: использование в художественных произведениях собственно мифологического материала (мифологических образов, сюжетов, легенд); 2) миф как мироощущение: изображение мифологического мышления и порожденного им восприятия мира; 3) миф как индивидуальное мифотворчество: создание Платоновым авторского мифа, собственного объяснения бытия.

Под платоновским мифом мы подразумеваем платоновское объяснение бытия, имеющее как синтагматический (повествовательный), так и парадигматический (семантический) аспект.

В общем, что дает нам миф: Чевенгур - это не просто история странствия Саши Дванова,

юноши из дореволюционной российской провинции, скитающегося по велению партии по южнорусским степям в годы гражданской войны и оказавшегося в городе, где установлен коммунизм двенадцатью чевенгурцами, но и история учиненного коммунарами рукотворного Апокалипсиса с последующим делением людей на имеющих право на вечную жизнь в раю и тех, кто этого права лишен; Котлован - это не просто описание странствий Вощева по стройкам и деревням в эпоху индустриализации и коллективизации, . это и мифологический сюжет возведения Вавилонской башни, мечты об общем доме для всего человечества с одновременным превращением котлована под этот дом в гигантскую могилу и устройством "светопреставления" для тех, кто не заслуживает попасть в рай; Джан - не просто рассказ о странствиНазара Чагатаева по среднеазиатским пескам и о его усилиях спасти свой народ от гибели, но и сюжет посещения адова дна человеком, претендующим в прометеевом или моисеевом духе на роль спасителя, и т.д.

2 При жизни Платонова «Чев» публиковался частично, «Котлован» - вообще не.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53349. Берегиня вроди – хустка 219 KB
  Впродовж століть хустка була на Україні найдорожчим подарунком який уособлював для кожної людини рідну Україну рідний дім рідну матір. Де ж вона сьогодні щира українська хустка що її серед тисячі інших вирізняє щось невимовно рідне Де весела та барвиста хустка щедро оспівана в народних піснях та іграх Хочеться щоб вона сьогодні стала не просто модною деталлю на деякий час а одним з національних символівоберегів. І учениця: Українська хустка з давніхдавен це основний і улюблений головний убір української молодиці.
53351. ХВИЛИНКИ КАЛІГРАФІЇ НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ 62 KB
  Поясніть правопис слова весна. Що означає слово купава Чи є тут слова вжиті в переносному значенні Опишіть образ весни яку ви побачили. Чи зрозуміли ви про що йдеться у вірші Знайдіть слова з ненаголошеними голосними. Назвіть слова правопис яких слід перевірити за словником.
53352. Різноманітність хвойних рослин. Значення в природі та житті людини 68.5 KB
  Мета: Продовжити формувати наукову картину живої природи на прикладі різноманітності хвойних. Ознайомити учнів із різноманітними представниками класу Хвойних особливостями їх поширення. Сприяти формуванню в учнів наукового світогляду на основі знань про різноманітність хвойних.
53353. Різноманітність та значення хвойних рослин 36 KB
  Тема уроку: Різноманітність та значення хвойних рослин. Тип уроку: комбінований Форма уроку: ділова гра Обладнання і матеріали: таблиці фотоілюстрації і малюнки що ілюструють різноманітність і значення голонасінних гербарій шишки і живі гілочки представників хвойних рослин динамічна схема Розмноження сосни картини викладені бурштином картки для опитування довідки учнів рекомендована література. Особливості будови і значення хвойних ми вивчимо сьогодні а зараз згадаємо Питання для бесіди: Які ознаки характерні для...
53354. Я ЛЮБЛЮ УКРАЇНУ! 317.5 KB
  Ми живемо в Україні, в краю, невимовно багатому на чарівні кольори і краєвиди, на дивовижні пісні, на чудову милозвучну мову, якою можна передати все на світі, описати красу і велич рідного краю. Рідною українською мовою можна висловити найпотаємніші почуття і думи, мрії кожної людини.
53355. Использование схем в документах XML 691 KB
  Схема XML, как и сам документ XML, представляет собой текстовый файл, который можно создавать и корректировать с помощью любого текстового редактора. Проверка правильности созданной схемы и проверку действительности созданного с учетом схемы документа XML проводится с помощью специализированных программных продуктов (например, программы XMLSpy).