69447

Социально-философская проблематика и стилевое своеобразие прозы А. Платонова (1899-1951)

Доклад

Литература и библиотековедение

Платонова 1899-1951. Гурвич Андрей Платонов статья 37г творчество Платонова оценивает как пример религиозного монашеского большевизма большевистского великомученичества как апофеоз одиночества и обреченности совершенно несовместимых с социалистическим оптимизмом.

Русский

2014-10-05

38.02 KB

8 чел.

Социально-философская проблематика и стилевое своеобразие прозы А. Платонова (1899-1951).

Андрей Платонович Климентов. Родился в семье слесаря жд мастерских. Пролетарское происхождение. В 14 лет бросил школу и пошел работать. Позже напишет: «Ж сразу превратила меня из реб во взрослого».

Самый одинокий русский писатель. А. Гурвич "Андрей Платонов", статья 37г, творчество Платонова оценивает как пример "религиозного, монашеского большевизма", "большевистского великомученичества", как апофеоз одиночества и обреченности, совершенно несовместимых с социалистическим оптимизмом. Одинок как художник – у него нет предшественников и последователей. Резко индивидуальный стиль. «Взялся из ниоткуда и остался». Главная проблема – отношение Пл к соц-политич истории России. Пл находится внутри социалистического мифа. Принадлежит к тем немногим писателям, для которых характерно прощание с утопией. «Вышедший из мифа». Приходил в лит трижды: 20 гг: публик его ранние произведения (Эфирный тракт) – критика. После переезда в Москву в 1926 году, когда Платонов становится профессиональным литератором, у него один за другим выходят три сборника: "Епифанские шлюзы" (1927), "Сокровенный человек" (1928) и "Происхождение мастера" (1929). В 1937 г – вых сборник раск «Река Потудань». «Чевенгур» (написан:26-28), «Котлован» (нап: 30)2.

Пл отлучен от легального литературного процесса. Во время ВОВ раб воен корреспонд. 46-51 гг –лишен возм писать и быть опубл;

Художественное открытие – сокровенный человек (Фома Пухов). Критика 60 гг: «Герой обыкновенный и провинциальный, с «непросветленным» сознанием». Фома – массовый человек, но – одиночка. Ищет утоление для своей души, но одновременно втянут в революционные события. В 90 г: драматизм восприятия Пл в эволюции.

Отношение к револ менялось:

  1.  Выиграла боковая сила, так вся остальная уничтожила друг друга. Пл принимает Револ и служит в Красной армии. Делает партийную карьеру. Кн «Электрофикация», «Голубая книга» (поэтич сборник!) - написаны в рамках пролеткульта. В 22-ом году, когда итоги револ понятны, начинает писать.

  1.  От «восторга» до «крика», до «встревожен до боли».

Философская основа.

В основе философской прозы Платонова лежит принцип, который можно назвать мифологизмом Платонова. Обращение к мифологии – не средство стилизации, а часть его философии, мировосприятия. Платоновский мифологизм ориентирован на неизменные и вечные начала мышления, на изначальные, архетипические константы человеческого иприродного бытия . дом, дорога, вода, детство, старость, любовь, смерть и т.п., и таким образом он созвучен общему пафосу мифологизма ХХ века.

Советская Россия 20.30-х годов,изображенная Платоновым в его произведениях, естественно,  не общество первобытных людей, однако в мышлении как героев, так и повествователя платоновских произведений, своеобразного народного самоучки, речь которого "миметизирует некий "полуприродный склад мышления"", конфликтно сочетаются синкретическое, мифологическое мироощущение человека из народа и логическое, ориентированное на научное познание и изменение мироустройства сознание "рациональных практиков" нового мира.

Доказательством присутствия мифологического мышления как моделирующего принципа платоновской поэтики служит ряд особенностей моделирования мира в платоновских произведениях, совпадающих со свойствами мифологического мышления: это бинарность мифологической логики, персонализация, анимизм, мифологический символизм, представление космоса в зооантропоморфных терминах, отождествление микро- и макрокосма, сущности и явления, абстрактного и конкретного, неотчетливое разделение субъекта и объекта, материального и идеального, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, статичного и динамичного, пространственных и временных отношений.

Оч важна у Пл, напр, категория вещества (как отожд микро/макрокосмоса): «вещество существования", "коммунизм . твердая вещь", "железная твердая видимая вещь", "природное вещество", "вещество мира", "время . это <...> такой же ощутительный предмет, как любое другое вещество".

Принцип бинарного моделирования мира выражен у Пл в бинар оппозициях: дух/материя, тело/сознание, жизнь/смерть, а также пространственные оппозиции верх/низ, внутреннее/внешнее, близкое/далекое и т.д. Однако, им свой-на амбивалентность, восходящая также к мифологическому мышлению и снимающая различие между противоположностями: члены оппозиций оказываются взаимообратимыми, дух равняется материи, жизнь смерти, тело сознанию и наоборот.

Настольная книга Платонова – Н. Федоров «Философия общего дела». Федоров: «Человечество несчастно», однако есть потребность обрести РОДСТВО и БРАТСТВО. Все силы должны быть направлены на организацию комфорта, на управление природой. – образный и сюжетный слой творч Пл. Образы Земли, пустыни, смерти. Федоров: «Чтобы человечество объединилось, нужно воскресить отцов» (Чевенгур). Для Пл характерна особая близость между мертвым и живым, особый тип связи. Анненский: «Любовь к мертвому – отражение одного из самых страшных мифов Сов эпохи, когда любовь к павшим героям была сильнее любви к живым». Попытки «разоблачить» Пл: «любовь к мертвому – потому что мертвого проще любить, чем живого». [Тема соотнесенности мертвого/живого тела в расск «Третий сын», умерла мать, остались взрослые жывые сыновья: библейский мотив – мертвое порождает живое].

В отличие от иррационализма и мистицизма символистов, "культурного" мифологизма акмеистов или "фантастического" мифологизма М. Булгакова, в платоновском мифологизме важную роль играет его ориентированность на научно-философский опыт эпохи (Циолковский, Вернадский).

При всем этом, УДИВИТЕЛЬНО! Революционный переворот мыслился Платоновым не столько как событие политическое, сколько как событие космологическое и эсхатологическое, после которого наступит эра "царства Божья" на земле, эра вечной гармонии, единства всего сущего. Представлению Платонова о гармоническом существовании, единстве человека и остального космоса соответствует соловьевская концепция "богочеловечества", абсолютного единства, которое противостоит хаосу, а

чаемый платоновскими героями коммунизм, по сути, представляет собой реализацию соловьевской идеи "всеединства": в платоновской концепции именно коммунизм является тем "окончательным фазисом исторического развития", когда образуется "всецелая жизненная организация", "цельная жизнь" человечества, отвечающая на запросы чувства, мысли и воли (Зеньковский).

НО! однако начиная с середины 20-х годов Платонов все чаще ставит свои утопические юношеские воззрения под сомнение: увидев невозможность при социализме достичь состояния всеобщей гармонии, слиться в единый сверхорганизм научно-мистическим путем, Платонов дистанцируется от своих прежних утопических мифологем, придав им "демифологизирующие" пародийные и гротескные черты. Важную роль в демифологизации или "деконструкции" утопического комплекса играет не только гротескное перевертывание содержания мифологем путем обнаружения их собственной абсурдности, но и язык платоновских произведений, который через разные приемы лингвистического пародирования, обнаружения наивной каламбурности советского "новояза" сам превращается в "иконический знак" несостоявшейся утопии, краха преобразовательного проекта социализма. Следовательно, кроме тенденции к мифологизации, в платоновской поэтике обнаруживается и обратная тенденция к демифологизации всего того утопического мифологического комплекса, который в условиях реальной жизни оказался бездейственным и дискредитировавшим себя. Надо, однако, помнить, что специфика платоновской поэтики заключается именно в ее амбивалентности, в одновременном утверждении и разрушении мифа: эти два элемента всегда соприсутствуют, создавая сложную, многозначную смысловую ткань платоновских произведений.

Центр: человек, делающий историю по мысли нового государства.

В ранних рассказах воронежского периода конкретное время и пространство преодолеваются фантастичностью сюжета: хотя действие обычно разворачивается в России, оно затем переносится либо в дальние страны, либо вообще в космос; в Чевенгуре чит известно лишь то, что город Чевенгур находится где-то в воронежской степи и что действие происходит в первые годы советской власти, однако постепенно реальное пространство и время начинают восприниматься как собирательный утопический локус (не-место) с отмененным временем; что же самое наблюдается со временем-пространством в повестях Город Градов и Котлован; в Котловане условность происходящего усиливается введением в число действующих лиц фантастических образов "медведя-молотобойца", полуживотного-получеловека, участвовавшего в раскулачивании зажиточных крестьян, и "классово-сознательных" лошадей. + устанавливается общее эсхатологическое время, кот выражается в отдельных природных аномалиях, в частности, в том, что посреди зимы в деревне появляются тучи мух, и т.д.

Проблемно-тематич области.

Внешне Пл шел прямо за ведущими жанрами нарождавшегося и утверждавшегося соцреализма: тема индустриализации (Котлован), коллективизации, человек и революция (Чевенгур), труд (Жена машиниста), электрофикации (Лампочка Ильича). Обязательно наличие ребенка. Но! Жанровую схему переворачивает наизнанку.

Важным для понимания платоновского творчества является и тот факт, что в работе над каждым новым романом Платонов возвращался к сюжетам предшествующего периода-цикла, давая им новую интерпретацию в контексте обозначенной "идеи романа" (Корниенко1995). Более того, можно говорить о "едином сюжетном пространстве" платоновского творчества вообще, ведь творчество Платонова представляет собой единый целостный контекст, в котором герои, сюжеты и образы-символы, "блуждая" из одного произведения в другое, несут в себе "память" о своих архетипических источниках и в каждом новом произведении приобретают новые оттенки смысла.

Проблемы текстологии: Пл всю жизнь вел записные книжки. Проблема биографии: множество мифов.

Типология героев.

Учитель и Ученик. (утвержденная сов лит схема).

Учитель – знающий, как жить. Романтика Революции, искренны. Бюрократы Револ (Сафронов). Сатирич отношение. Человек, пришедший в мир готовых истин (Нарышкин, Чадатаев, Честнова). Честнова – сов Лолита и сов Джаконда. Трагические герои, обладающие даром предвидения.

Ученик – «сокровенный человек». «Ложится на холодную землю голым животом». Фома Пухов. Таких героев рус лит ещё не знала – они грязные и им все время хочется есть. Неприютны, но без них «народ неполный».

«Природный человек»: их мышление оставалось предельно конкретным, а близость этих людей к природной жизни обусловила сохранение в их мышлении чувства слитности с природой, ее антропоморфное восприятие. Обобщенный портрет такого человека дается в начале романа Чевенгур:Есть ветхие опушки у старых провинциальных городов. Туда люди приходят жить прямо из природы. Появляется человек, с тем зорким и до грусти изможденным лицом, который все может починить и оборудовать, но сам прожил жизнь необорудованно».

«Сокровенный человек» (Фома Пухов)

Дети у Плат: надежда будущего, они сильны своей беззащитностью, не утратили мудрости восприятия жизни.

Своебытность поэтики. Оригинальная эстетика. существенные темы платоновского творчества (тема смерти, сиротства, скитания, "душевных бедняков" и т.д.), отмечает связь платоновского мироощущения с природой платоновского образа, пространства, времени, языка.

Стиль Пл.

Проблема уникальности стиля. Эйдинова: «Едкий стиль царской водки – всеразъедающий стиль». Невозможно определить, сознательно ли Пл вырабатывал свой стиль, или он действительно так мыслил. Структурированный стиль , не стилизация. Это – попытка передать чужое сознание. Жесткость конструкций. Гусев: «Память и стиль» - Перед нами установка на сказ, но на сказ, который всех убивает. – установка не на чужую речь, а на чужое сознание. Бродский: идея рая – энтропическая (энтропия – мера беспорядка системы) идея. В рае – никого нет и ничего нет. Платонов, как гений, показывает, что первой жертвой абсурда идеи рая – русская грамматика, рус яз. Он заводит рус яз в тупик.

Пл нельзя перевести на другой язык.

Язык Платонова становится впервые предметом анализа в книге Л. Борового "Язык писателя. А. Фадеев, Вс. Иванов, М. Пришвин, А. Платонов" (1966), а далее, в фундаментальной работе С. Бочарова (1971) "Вещество существования. Выражение в прозе". Своеобразие платоновской поэтики, его языка и стиля, их связь с мировоззрением писателя изучались также в работах Н. Драгомирецкой(1965), Л. Фоменко

На Западе имя Платонова стало известно в конце 60-х годов

В 1970 году вышел первый сборник научных трудов по творчеству Платонова "Творчество А. Платонова. Статьи и сообщения"

Классикой платоноведческой эссеистики стало предисловие И. Бродского к русскоязычному изданию повести Котлован в 1973 году

Говоря о мифологизме Платонова, мы различаем три аспекта понятия миф: 1) миф как прием искусства: использование в художественных произведениях собственно мифологического материала (мифологических образов, сюжетов, легенд); 2) миф как мироощущение: изображение мифологического мышления и порожденного им восприятия мира; 3) миф как индивидуальное мифотворчество: создание Платоновым авторского мифа, собственного объяснения бытия.

Под платоновским мифом мы подразумеваем платоновское объяснение бытия, имеющее как синтагматический (повествовательный), так и парадигматический (семантический) аспект.

В общем, что дает нам миф: Чевенгур - это не просто история странствия Саши Дванова,

юноши из дореволюционной российской провинции, скитающегося по велению партии по южнорусским степям в годы гражданской войны и оказавшегося в городе, где установлен коммунизм двенадцатью чевенгурцами, но и история учиненного коммунарами рукотворного Апокалипсиса с последующим делением людей на имеющих право на вечную жизнь в раю и тех, кто этого права лишен; Котлован - это не просто описание странствий Вощева по стройкам и деревням в эпоху индустриализации и коллективизации, . это и мифологический сюжет возведения Вавилонской башни, мечты об общем доме для всего человечества с одновременным превращением котлована под этот дом в гигантскую могилу и устройством "светопреставления" для тех, кто не заслуживает попасть в рай; Джан - не просто рассказ о странствиНазара Чагатаева по среднеазиатским пескам и о его усилиях спасти свой народ от гибели, но и сюжет посещения адова дна человеком, претендующим в прометеевом или моисеевом духе на роль спасителя, и т.д.

2 При жизни Платонова «Чев» публиковался частично, «Котлован» - вообще не.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41625. Створення резервної копії та відновлення даних з неї 218.34 KB
  Вибрати базу даних. У вікні Загрузка файла вибрати Сохранить та вказати місце на диску для збереження дампу бази даних. Відновлення бази даних за допомогою програми phpMydmin Щоб виконати відновлення бази даних потрібно: Вилучити існуючу базу даних.
41628. Синтез моделей тіла людини за дії допустимих напруг дотику 616.17 KB
  Львів 2013 Мета роботи: розрахувати параметри моделі тіла людини за дії на неї довготривалих допустимих напруг. Загальні відомості про синтез моделей тіла людини Тіло людини як елемент електричного кола складається з декількох шарів з різними електричними характеристиками. За інших рівних умов напруженість електричного поля в тілі тим менша чим вища його електрична проникність що характеризує здатність тіла до поляризації.
41629. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕПЕЙ С ИНДУКТИВНЫМИ СВЯЗЯМИ 108.39 KB
  Описание установки: В работе используются пара индуктивно связанных катушек: катушки LS и LT с коэффициентом связи KST . Результаты измерений: Ls=L3 Lt=L1 R3=220 Ом R4=20Ом Ls Lt №катушки LмГн RОм №катушки LмГн RОм L3 292 46 L1 83 25 I1=300 мА UL1=16 В Исследование цепи с последовательным включением индуктивно связанных катушек Согласное Встречное IА Uрег В ULS В ULT В UL В I А Uрег В ULS В ULT В UL В 03 816 16 094 196 03 992 406 226 631 Расчеты производятся с использованием пакета Mthcd....
41630. Однофазный трансформатор 36.1 KB
  Паспортные данные исследуемого трансформатора: Собрали схему.При проведении опыта записали характеристики трансформатора в пределах U1=100÷210 B V1 1 W1 V2 220 В АТр Тр Результаты измерений Результаты вычислений B К 100 2015 00165 08 04848 293847 60606 530059 5 068 130 235 00875 12 01054 15673 14857 14774 55 088 150 279 10375 2 00128 1858 1445 14448 53 102 170 313 12 22 00107 1527 1416 14159 54 115 190 349 1375 3 001148 1586 1381 13809 54 129 210 3865 1625 38 00111...
41631. Сервисное программное обеспечение и технологии MS Windows 1022.47 KB
  Вывод приобретел практические навыков при работе с сервисным программным обеспечением, изучение технологий обмена данными в операционной системе MS Windows
41632. ЧИСЕЛЬНЕ ІНТЕГРУВАННЯ ФУНКЦІЙ 55.64 KB
  Хід роботи: Згідно з варіантом одержати значення визначеного інтегралу методами прямокутників трапецій і парабол. Для наближеного інтегрування використаємо формулу трапецій і формулу Сімпсона Формула трапецій: b ∫fxdx=hffb 2fx1 fx2 fxn1 b Формула Сімпсона: ∫fxdx=h 3[f4fx12fx24fx3 2fx4...
41633. Базовый логический элемент И-НЕ на КМДП-транзисторах 163.93 KB
  Его можно переводить в открытое состояние подавая управляющее напряжение большее чем максимальное входное положительное напряжение причем и в таком режиме работы ток затвора будет равен нулю.