69447

Социально-философская проблематика и стилевое своеобразие прозы А. Платонова (1899-1951)

Доклад

Литература и библиотековедение

Платонова 1899-1951. Гурвич Андрей Платонов статья 37г творчество Платонова оценивает как пример религиозного монашеского большевизма большевистского великомученичества как апофеоз одиночества и обреченности совершенно несовместимых с социалистическим оптимизмом.

Русский

2014-10-05

38.02 KB

8 чел.

Социально-философская проблематика и стилевое своеобразие прозы А. Платонова (1899-1951).

Андрей Платонович Климентов. Родился в семье слесаря жд мастерских. Пролетарское происхождение. В 14 лет бросил школу и пошел работать. Позже напишет: «Ж сразу превратила меня из реб во взрослого».

Самый одинокий русский писатель. А. Гурвич "Андрей Платонов", статья 37г, творчество Платонова оценивает как пример "религиозного, монашеского большевизма", "большевистского великомученичества", как апофеоз одиночества и обреченности, совершенно несовместимых с социалистическим оптимизмом. Одинок как художник – у него нет предшественников и последователей. Резко индивидуальный стиль. «Взялся из ниоткуда и остался». Главная проблема – отношение Пл к соц-политич истории России. Пл находится внутри социалистического мифа. Принадлежит к тем немногим писателям, для которых характерно прощание с утопией. «Вышедший из мифа». Приходил в лит трижды: 20 гг: публик его ранние произведения (Эфирный тракт) – критика. После переезда в Москву в 1926 году, когда Платонов становится профессиональным литератором, у него один за другим выходят три сборника: "Епифанские шлюзы" (1927), "Сокровенный человек" (1928) и "Происхождение мастера" (1929). В 1937 г – вых сборник раск «Река Потудань». «Чевенгур» (написан:26-28), «Котлован» (нап: 30)2.

Пл отлучен от легального литературного процесса. Во время ВОВ раб воен корреспонд. 46-51 гг –лишен возм писать и быть опубл;

Художественное открытие – сокровенный человек (Фома Пухов). Критика 60 гг: «Герой обыкновенный и провинциальный, с «непросветленным» сознанием». Фома – массовый человек, но – одиночка. Ищет утоление для своей души, но одновременно втянут в революционные события. В 90 г: драматизм восприятия Пл в эволюции.

Отношение к револ менялось:

  1.  Выиграла боковая сила, так вся остальная уничтожила друг друга. Пл принимает Револ и служит в Красной армии. Делает партийную карьеру. Кн «Электрофикация», «Голубая книга» (поэтич сборник!) - написаны в рамках пролеткульта. В 22-ом году, когда итоги револ понятны, начинает писать.

  1.  От «восторга» до «крика», до «встревожен до боли».

Философская основа.

В основе философской прозы Платонова лежит принцип, который можно назвать мифологизмом Платонова. Обращение к мифологии – не средство стилизации, а часть его философии, мировосприятия. Платоновский мифологизм ориентирован на неизменные и вечные начала мышления, на изначальные, архетипические константы человеческого иприродного бытия . дом, дорога, вода, детство, старость, любовь, смерть и т.п., и таким образом он созвучен общему пафосу мифологизма ХХ века.

Советская Россия 20.30-х годов,изображенная Платоновым в его произведениях, естественно,  не общество первобытных людей, однако в мышлении как героев, так и повествователя платоновских произведений, своеобразного народного самоучки, речь которого "миметизирует некий "полуприродный склад мышления"", конфликтно сочетаются синкретическое, мифологическое мироощущение человека из народа и логическое, ориентированное на научное познание и изменение мироустройства сознание "рациональных практиков" нового мира.

Доказательством присутствия мифологического мышления как моделирующего принципа платоновской поэтики служит ряд особенностей моделирования мира в платоновских произведениях, совпадающих со свойствами мифологического мышления: это бинарность мифологической логики, персонализация, анимизм, мифологический символизм, представление космоса в зооантропоморфных терминах, отождествление микро- и макрокосма, сущности и явления, абстрактного и конкретного, неотчетливое разделение субъекта и объекта, материального и идеального, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, статичного и динамичного, пространственных и временных отношений.

Оч важна у Пл, напр, категория вещества (как отожд микро/макрокосмоса): «вещество существования", "коммунизм . твердая вещь", "железная твердая видимая вещь", "природное вещество", "вещество мира", "время . это <...> такой же ощутительный предмет, как любое другое вещество".

Принцип бинарного моделирования мира выражен у Пл в бинар оппозициях: дух/материя, тело/сознание, жизнь/смерть, а также пространственные оппозиции верх/низ, внутреннее/внешнее, близкое/далекое и т.д. Однако, им свой-на амбивалентность, восходящая также к мифологическому мышлению и снимающая различие между противоположностями: члены оппозиций оказываются взаимообратимыми, дух равняется материи, жизнь смерти, тело сознанию и наоборот.

Настольная книга Платонова – Н. Федоров «Философия общего дела». Федоров: «Человечество несчастно», однако есть потребность обрести РОДСТВО и БРАТСТВО. Все силы должны быть направлены на организацию комфорта, на управление природой. – образный и сюжетный слой творч Пл. Образы Земли, пустыни, смерти. Федоров: «Чтобы человечество объединилось, нужно воскресить отцов» (Чевенгур). Для Пл характерна особая близость между мертвым и живым, особый тип связи. Анненский: «Любовь к мертвому – отражение одного из самых страшных мифов Сов эпохи, когда любовь к павшим героям была сильнее любви к живым». Попытки «разоблачить» Пл: «любовь к мертвому – потому что мертвого проще любить, чем живого». [Тема соотнесенности мертвого/живого тела в расск «Третий сын», умерла мать, остались взрослые жывые сыновья: библейский мотив – мертвое порождает живое].

В отличие от иррационализма и мистицизма символистов, "культурного" мифологизма акмеистов или "фантастического" мифологизма М. Булгакова, в платоновском мифологизме важную роль играет его ориентированность на научно-философский опыт эпохи (Циолковский, Вернадский).

При всем этом, УДИВИТЕЛЬНО! Революционный переворот мыслился Платоновым не столько как событие политическое, сколько как событие космологическое и эсхатологическое, после которого наступит эра "царства Божья" на земле, эра вечной гармонии, единства всего сущего. Представлению Платонова о гармоническом существовании, единстве человека и остального космоса соответствует соловьевская концепция "богочеловечества", абсолютного единства, которое противостоит хаосу, а

чаемый платоновскими героями коммунизм, по сути, представляет собой реализацию соловьевской идеи "всеединства": в платоновской концепции именно коммунизм является тем "окончательным фазисом исторического развития", когда образуется "всецелая жизненная организация", "цельная жизнь" человечества, отвечающая на запросы чувства, мысли и воли (Зеньковский).

НО! однако начиная с середины 20-х годов Платонов все чаще ставит свои утопические юношеские воззрения под сомнение: увидев невозможность при социализме достичь состояния всеобщей гармонии, слиться в единый сверхорганизм научно-мистическим путем, Платонов дистанцируется от своих прежних утопических мифологем, придав им "демифологизирующие" пародийные и гротескные черты. Важную роль в демифологизации или "деконструкции" утопического комплекса играет не только гротескное перевертывание содержания мифологем путем обнаружения их собственной абсурдности, но и язык платоновских произведений, который через разные приемы лингвистического пародирования, обнаружения наивной каламбурности советского "новояза" сам превращается в "иконический знак" несостоявшейся утопии, краха преобразовательного проекта социализма. Следовательно, кроме тенденции к мифологизации, в платоновской поэтике обнаруживается и обратная тенденция к демифологизации всего того утопического мифологического комплекса, который в условиях реальной жизни оказался бездейственным и дискредитировавшим себя. Надо, однако, помнить, что специфика платоновской поэтики заключается именно в ее амбивалентности, в одновременном утверждении и разрушении мифа: эти два элемента всегда соприсутствуют, создавая сложную, многозначную смысловую ткань платоновских произведений.

Центр: человек, делающий историю по мысли нового государства.

В ранних рассказах воронежского периода конкретное время и пространство преодолеваются фантастичностью сюжета: хотя действие обычно разворачивается в России, оно затем переносится либо в дальние страны, либо вообще в космос; в Чевенгуре чит известно лишь то, что город Чевенгур находится где-то в воронежской степи и что действие происходит в первые годы советской власти, однако постепенно реальное пространство и время начинают восприниматься как собирательный утопический локус (не-место) с отмененным временем; что же самое наблюдается со временем-пространством в повестях Город Градов и Котлован; в Котловане условность происходящего усиливается введением в число действующих лиц фантастических образов "медведя-молотобойца", полуживотного-получеловека, участвовавшего в раскулачивании зажиточных крестьян, и "классово-сознательных" лошадей. + устанавливается общее эсхатологическое время, кот выражается в отдельных природных аномалиях, в частности, в том, что посреди зимы в деревне появляются тучи мух, и т.д.

Проблемно-тематич области.

Внешне Пл шел прямо за ведущими жанрами нарождавшегося и утверждавшегося соцреализма: тема индустриализации (Котлован), коллективизации, человек и революция (Чевенгур), труд (Жена машиниста), электрофикации (Лампочка Ильича). Обязательно наличие ребенка. Но! Жанровую схему переворачивает наизнанку.

Важным для понимания платоновского творчества является и тот факт, что в работе над каждым новым романом Платонов возвращался к сюжетам предшествующего периода-цикла, давая им новую интерпретацию в контексте обозначенной "идеи романа" (Корниенко1995). Более того, можно говорить о "едином сюжетном пространстве" платоновского творчества вообще, ведь творчество Платонова представляет собой единый целостный контекст, в котором герои, сюжеты и образы-символы, "блуждая" из одного произведения в другое, несут в себе "память" о своих архетипических источниках и в каждом новом произведении приобретают новые оттенки смысла.

Проблемы текстологии: Пл всю жизнь вел записные книжки. Проблема биографии: множество мифов.

Типология героев.

Учитель и Ученик. (утвержденная сов лит схема).

Учитель – знающий, как жить. Романтика Революции, искренны. Бюрократы Револ (Сафронов). Сатирич отношение. Человек, пришедший в мир готовых истин (Нарышкин, Чадатаев, Честнова). Честнова – сов Лолита и сов Джаконда. Трагические герои, обладающие даром предвидения.

Ученик – «сокровенный человек». «Ложится на холодную землю голым животом». Фома Пухов. Таких героев рус лит ещё не знала – они грязные и им все время хочется есть. Неприютны, но без них «народ неполный».

«Природный человек»: их мышление оставалось предельно конкретным, а близость этих людей к природной жизни обусловила сохранение в их мышлении чувства слитности с природой, ее антропоморфное восприятие. Обобщенный портрет такого человека дается в начале романа Чевенгур:Есть ветхие опушки у старых провинциальных городов. Туда люди приходят жить прямо из природы. Появляется человек, с тем зорким и до грусти изможденным лицом, который все может починить и оборудовать, но сам прожил жизнь необорудованно».

«Сокровенный человек» (Фома Пухов)

Дети у Плат: надежда будущего, они сильны своей беззащитностью, не утратили мудрости восприятия жизни.

Своебытность поэтики. Оригинальная эстетика. существенные темы платоновского творчества (тема смерти, сиротства, скитания, "душевных бедняков" и т.д.), отмечает связь платоновского мироощущения с природой платоновского образа, пространства, времени, языка.

Стиль Пл.

Проблема уникальности стиля. Эйдинова: «Едкий стиль царской водки – всеразъедающий стиль». Невозможно определить, сознательно ли Пл вырабатывал свой стиль, или он действительно так мыслил. Структурированный стиль , не стилизация. Это – попытка передать чужое сознание. Жесткость конструкций. Гусев: «Память и стиль» - Перед нами установка на сказ, но на сказ, который всех убивает. – установка не на чужую речь, а на чужое сознание. Бродский: идея рая – энтропическая (энтропия – мера беспорядка системы) идея. В рае – никого нет и ничего нет. Платонов, как гений, показывает, что первой жертвой абсурда идеи рая – русская грамматика, рус яз. Он заводит рус яз в тупик.

Пл нельзя перевести на другой язык.

Язык Платонова становится впервые предметом анализа в книге Л. Борового "Язык писателя. А. Фадеев, Вс. Иванов, М. Пришвин, А. Платонов" (1966), а далее, в фундаментальной работе С. Бочарова (1971) "Вещество существования. Выражение в прозе". Своеобразие платоновской поэтики, его языка и стиля, их связь с мировоззрением писателя изучались также в работах Н. Драгомирецкой(1965), Л. Фоменко

На Западе имя Платонова стало известно в конце 60-х годов

В 1970 году вышел первый сборник научных трудов по творчеству Платонова "Творчество А. Платонова. Статьи и сообщения"

Классикой платоноведческой эссеистики стало предисловие И. Бродского к русскоязычному изданию повести Котлован в 1973 году

Говоря о мифологизме Платонова, мы различаем три аспекта понятия миф: 1) миф как прием искусства: использование в художественных произведениях собственно мифологического материала (мифологических образов, сюжетов, легенд); 2) миф как мироощущение: изображение мифологического мышления и порожденного им восприятия мира; 3) миф как индивидуальное мифотворчество: создание Платоновым авторского мифа, собственного объяснения бытия.

Под платоновским мифом мы подразумеваем платоновское объяснение бытия, имеющее как синтагматический (повествовательный), так и парадигматический (семантический) аспект.

В общем, что дает нам миф: Чевенгур - это не просто история странствия Саши Дванова,

юноши из дореволюционной российской провинции, скитающегося по велению партии по южнорусским степям в годы гражданской войны и оказавшегося в городе, где установлен коммунизм двенадцатью чевенгурцами, но и история учиненного коммунарами рукотворного Апокалипсиса с последующим делением людей на имеющих право на вечную жизнь в раю и тех, кто этого права лишен; Котлован - это не просто описание странствий Вощева по стройкам и деревням в эпоху индустриализации и коллективизации, . это и мифологический сюжет возведения Вавилонской башни, мечты об общем доме для всего человечества с одновременным превращением котлована под этот дом в гигантскую могилу и устройством "светопреставления" для тех, кто не заслуживает попасть в рай; Джан - не просто рассказ о странствиНазара Чагатаева по среднеазиатским пескам и о его усилиях спасти свой народ от гибели, но и сюжет посещения адова дна человеком, претендующим в прометеевом или моисеевом духе на роль спасителя, и т.д.

2 При жизни Платонова «Чев» публиковался частично, «Котлован» - вообще не.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20111. Позиционные, интегрирующие и дифференцирующие типовые динамические звенья их частотные характеристики 45.5 KB
  Типовое динамическое звено описываемое уравнением не выше второго порядка так как реальные звенья составляются на основании законов выражаемых уравнениями не выше второго порядка.1 Безинерционное идеальное звено звено которое в установившемся режиме и в переходном режиме описывается уравнением y = kx На практике идеальным звеном принимают то звено у которого постоянная времени значительно меньше постоянной времени последующих звеньев 1.2 Апериодическое звено первого порядка звено которое...
20112. Структурные схемы систем автоматического управления 903 KB
  Структурной схемой называется схема отражающая взаимодействие динамических звеньев в процессе работы системы. Может содержать: 1 элемент с 1 входом и 1 выходом 1 элемент 2 входа и 1 выход узел сумматор сравнивающее устройство Последовательное соединение динамических звеньев Общая передаточная функция равна произведению составляющих функций динамических звеньев Параллельное соединение Встречнопараллельное соединение – общая передаточная функция если обратная связь отрицательна если обратная связь положительна Если в...
20113. Качество переходных процессов. Частотные показатели качества САР 44 KB
  При этом используют АЧХ замкнутой системы Фjw АЧХ разомкнутой системы Wjw ВЧХвещественночастотная характеристика замкнутой системы Uw.22π Wm 2Использование ВЧХ замкнутой системы для оценки качества. Для устойчивых автоматических систем ВЧХ связана с переходной функцией ht следующей зависимостью: Используя это соотношение можно косвенно оценить границы переходного процесса по амплитуде и длительности. Для того чтобы косвенно судить о качестве рассмотрим свойства ВЧХ и свойства и свойства соответствующих им переходных...
20114. Синтез последовательных корректирующих звеньев 130.5 KB
  Рассмотрим основные виды обр. Жесткая отрицательная обр. связь осуществляется за счет охвата некоторого элемента сисмы обр. связью с передаточной функцией усилительного звена то есть в цепи обр.
20115. Шлифовальные станки. Их классификация 7.26 MB
  Шлифовальные станки. В зависимости от вида обработки шлифовые станки подразделяются на: станки общего назначения; специализированные станки. Круглошлифовальные станкию.
20116. Причины возникновения погрешностей измерительных устройств 27 KB
  Погрешности схемы прибора. Технологические погрешности. Динамические погрешности. Температурные погрешности.
20117. Методы размерного точностного синтеза. 104.5 KB
  Основная задача: выбор номинальных параметров измерительной цепи по критерию min теоретической погрешности. С точки зрения min погрешности существуют 3 категории ИУ: Устройство которые должны иметь min погрешность только при определенном значении входного сигнала. Для них min погрешность – это min наклон погрешности Все остальные ИУ у которых при любом значении входного сигнала одинакова неприятна теоретическая погрешность. Min погрешность для них – min модуля максимума погрешности.
20118. Погрешности показаний, обусловленные схемой измерительного устройства 34 KB
  устройства: Действительное показание устройства: Погрешность показаний измер. устройства: Функция в общем случае не линейна может быть сложной и только в частном случае линейной. устройства а второй член оставшийся в правой части.
20119. Средства измерения шероховатости поверхности 188.5 KB
  В настоящее время накоплен значительный теоретический и эксплуатационный материалы по связи шероховатости со следующими эксплуатационными показателями: 1 – износостойкость при всех видах трения; 2 – контактная жесткость; 3 – выносливость; 4 – прочность посадок с натягом; 5 – отражательная способность поверхности; 6 – прочность сцепления при склеивании; 7 – коррозионная стойкость; 8 – лакокрасочные покрытия; 9 – точность при измерении. После отражения от поверхности пучок проходит 2 и 10 и попадает на 6. Поэтому оператор через окуляр 7 видит:...