69447

Социально-философская проблематика и стилевое своеобразие прозы А. Платонова (1899-1951)

Доклад

Литература и библиотековедение

Платонова 1899-1951. Гурвич Андрей Платонов статья 37г творчество Платонова оценивает как пример религиозного монашеского большевизма большевистского великомученичества как апофеоз одиночества и обреченности совершенно несовместимых с социалистическим оптимизмом.

Русский

2014-10-05

38.02 KB

9 чел.

Социально-философская проблематика и стилевое своеобразие прозы А. Платонова (1899-1951).

Андрей Платонович Климентов. Родился в семье слесаря жд мастерских. Пролетарское происхождение. В 14 лет бросил школу и пошел работать. Позже напишет: «Ж сразу превратила меня из реб во взрослого».

Самый одинокий русский писатель. А. Гурвич "Андрей Платонов", статья 37г, творчество Платонова оценивает как пример "религиозного, монашеского большевизма", "большевистского великомученичества", как апофеоз одиночества и обреченности, совершенно несовместимых с социалистическим оптимизмом. Одинок как художник – у него нет предшественников и последователей. Резко индивидуальный стиль. «Взялся из ниоткуда и остался». Главная проблема – отношение Пл к соц-политич истории России. Пл находится внутри социалистического мифа. Принадлежит к тем немногим писателям, для которых характерно прощание с утопией. «Вышедший из мифа». Приходил в лит трижды: 20 гг: публик его ранние произведения (Эфирный тракт) – критика. После переезда в Москву в 1926 году, когда Платонов становится профессиональным литератором, у него один за другим выходят три сборника: "Епифанские шлюзы" (1927), "Сокровенный человек" (1928) и "Происхождение мастера" (1929). В 1937 г – вых сборник раск «Река Потудань». «Чевенгур» (написан:26-28), «Котлован» (нап: 30)2.

Пл отлучен от легального литературного процесса. Во время ВОВ раб воен корреспонд. 46-51 гг –лишен возм писать и быть опубл;

Художественное открытие – сокровенный человек (Фома Пухов). Критика 60 гг: «Герой обыкновенный и провинциальный, с «непросветленным» сознанием». Фома – массовый человек, но – одиночка. Ищет утоление для своей души, но одновременно втянут в революционные события. В 90 г: драматизм восприятия Пл в эволюции.

Отношение к револ менялось:

  1.  Выиграла боковая сила, так вся остальная уничтожила друг друга. Пл принимает Револ и служит в Красной армии. Делает партийную карьеру. Кн «Электрофикация», «Голубая книга» (поэтич сборник!) - написаны в рамках пролеткульта. В 22-ом году, когда итоги револ понятны, начинает писать.

  1.  От «восторга» до «крика», до «встревожен до боли».

Философская основа.

В основе философской прозы Платонова лежит принцип, который можно назвать мифологизмом Платонова. Обращение к мифологии – не средство стилизации, а часть его философии, мировосприятия. Платоновский мифологизм ориентирован на неизменные и вечные начала мышления, на изначальные, архетипические константы человеческого иприродного бытия . дом, дорога, вода, детство, старость, любовь, смерть и т.п., и таким образом он созвучен общему пафосу мифологизма ХХ века.

Советская Россия 20.30-х годов,изображенная Платоновым в его произведениях, естественно,  не общество первобытных людей, однако в мышлении как героев, так и повествователя платоновских произведений, своеобразного народного самоучки, речь которого "миметизирует некий "полуприродный склад мышления"", конфликтно сочетаются синкретическое, мифологическое мироощущение человека из народа и логическое, ориентированное на научное познание и изменение мироустройства сознание "рациональных практиков" нового мира.

Доказательством присутствия мифологического мышления как моделирующего принципа платоновской поэтики служит ряд особенностей моделирования мира в платоновских произведениях, совпадающих со свойствами мифологического мышления: это бинарность мифологической логики, персонализация, анимизм, мифологический символизм, представление космоса в зооантропоморфных терминах, отождествление микро- и макрокосма, сущности и явления, абстрактного и конкретного, неотчетливое разделение субъекта и объекта, материального и идеального, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, статичного и динамичного, пространственных и временных отношений.

Оч важна у Пл, напр, категория вещества (как отожд микро/макрокосмоса): «вещество существования", "коммунизм . твердая вещь", "железная твердая видимая вещь", "природное вещество", "вещество мира", "время . это <...> такой же ощутительный предмет, как любое другое вещество".

Принцип бинарного моделирования мира выражен у Пл в бинар оппозициях: дух/материя, тело/сознание, жизнь/смерть, а также пространственные оппозиции верх/низ, внутреннее/внешнее, близкое/далекое и т.д. Однако, им свой-на амбивалентность, восходящая также к мифологическому мышлению и снимающая различие между противоположностями: члены оппозиций оказываются взаимообратимыми, дух равняется материи, жизнь смерти, тело сознанию и наоборот.

Настольная книга Платонова – Н. Федоров «Философия общего дела». Федоров: «Человечество несчастно», однако есть потребность обрести РОДСТВО и БРАТСТВО. Все силы должны быть направлены на организацию комфорта, на управление природой. – образный и сюжетный слой творч Пл. Образы Земли, пустыни, смерти. Федоров: «Чтобы человечество объединилось, нужно воскресить отцов» (Чевенгур). Для Пл характерна особая близость между мертвым и живым, особый тип связи. Анненский: «Любовь к мертвому – отражение одного из самых страшных мифов Сов эпохи, когда любовь к павшим героям была сильнее любви к живым». Попытки «разоблачить» Пл: «любовь к мертвому – потому что мертвого проще любить, чем живого». [Тема соотнесенности мертвого/живого тела в расск «Третий сын», умерла мать, остались взрослые жывые сыновья: библейский мотив – мертвое порождает живое].

В отличие от иррационализма и мистицизма символистов, "культурного" мифологизма акмеистов или "фантастического" мифологизма М. Булгакова, в платоновском мифологизме важную роль играет его ориентированность на научно-философский опыт эпохи (Циолковский, Вернадский).

При всем этом, УДИВИТЕЛЬНО! Революционный переворот мыслился Платоновым не столько как событие политическое, сколько как событие космологическое и эсхатологическое, после которого наступит эра "царства Божья" на земле, эра вечной гармонии, единства всего сущего. Представлению Платонова о гармоническом существовании, единстве человека и остального космоса соответствует соловьевская концепция "богочеловечества", абсолютного единства, которое противостоит хаосу, а

чаемый платоновскими героями коммунизм, по сути, представляет собой реализацию соловьевской идеи "всеединства": в платоновской концепции именно коммунизм является тем "окончательным фазисом исторического развития", когда образуется "всецелая жизненная организация", "цельная жизнь" человечества, отвечающая на запросы чувства, мысли и воли (Зеньковский).

НО! однако начиная с середины 20-х годов Платонов все чаще ставит свои утопические юношеские воззрения под сомнение: увидев невозможность при социализме достичь состояния всеобщей гармонии, слиться в единый сверхорганизм научно-мистическим путем, Платонов дистанцируется от своих прежних утопических мифологем, придав им "демифологизирующие" пародийные и гротескные черты. Важную роль в демифологизации или "деконструкции" утопического комплекса играет не только гротескное перевертывание содержания мифологем путем обнаружения их собственной абсурдности, но и язык платоновских произведений, который через разные приемы лингвистического пародирования, обнаружения наивной каламбурности советского "новояза" сам превращается в "иконический знак" несостоявшейся утопии, краха преобразовательного проекта социализма. Следовательно, кроме тенденции к мифологизации, в платоновской поэтике обнаруживается и обратная тенденция к демифологизации всего того утопического мифологического комплекса, который в условиях реальной жизни оказался бездейственным и дискредитировавшим себя. Надо, однако, помнить, что специфика платоновской поэтики заключается именно в ее амбивалентности, в одновременном утверждении и разрушении мифа: эти два элемента всегда соприсутствуют, создавая сложную, многозначную смысловую ткань платоновских произведений.

Центр: человек, делающий историю по мысли нового государства.

В ранних рассказах воронежского периода конкретное время и пространство преодолеваются фантастичностью сюжета: хотя действие обычно разворачивается в России, оно затем переносится либо в дальние страны, либо вообще в космос; в Чевенгуре чит известно лишь то, что город Чевенгур находится где-то в воронежской степи и что действие происходит в первые годы советской власти, однако постепенно реальное пространство и время начинают восприниматься как собирательный утопический локус (не-место) с отмененным временем; что же самое наблюдается со временем-пространством в повестях Город Градов и Котлован; в Котловане условность происходящего усиливается введением в число действующих лиц фантастических образов "медведя-молотобойца", полуживотного-получеловека, участвовавшего в раскулачивании зажиточных крестьян, и "классово-сознательных" лошадей. + устанавливается общее эсхатологическое время, кот выражается в отдельных природных аномалиях, в частности, в том, что посреди зимы в деревне появляются тучи мух, и т.д.

Проблемно-тематич области.

Внешне Пл шел прямо за ведущими жанрами нарождавшегося и утверждавшегося соцреализма: тема индустриализации (Котлован), коллективизации, человек и революция (Чевенгур), труд (Жена машиниста), электрофикации (Лампочка Ильича). Обязательно наличие ребенка. Но! Жанровую схему переворачивает наизнанку.

Важным для понимания платоновского творчества является и тот факт, что в работе над каждым новым романом Платонов возвращался к сюжетам предшествующего периода-цикла, давая им новую интерпретацию в контексте обозначенной "идеи романа" (Корниенко1995). Более того, можно говорить о "едином сюжетном пространстве" платоновского творчества вообще, ведь творчество Платонова представляет собой единый целостный контекст, в котором герои, сюжеты и образы-символы, "блуждая" из одного произведения в другое, несут в себе "память" о своих архетипических источниках и в каждом новом произведении приобретают новые оттенки смысла.

Проблемы текстологии: Пл всю жизнь вел записные книжки. Проблема биографии: множество мифов.

Типология героев.

Учитель и Ученик. (утвержденная сов лит схема).

Учитель – знающий, как жить. Романтика Революции, искренны. Бюрократы Револ (Сафронов). Сатирич отношение. Человек, пришедший в мир готовых истин (Нарышкин, Чадатаев, Честнова). Честнова – сов Лолита и сов Джаконда. Трагические герои, обладающие даром предвидения.

Ученик – «сокровенный человек». «Ложится на холодную землю голым животом». Фома Пухов. Таких героев рус лит ещё не знала – они грязные и им все время хочется есть. Неприютны, но без них «народ неполный».

«Природный человек»: их мышление оставалось предельно конкретным, а близость этих людей к природной жизни обусловила сохранение в их мышлении чувства слитности с природой, ее антропоморфное восприятие. Обобщенный портрет такого человека дается в начале романа Чевенгур:Есть ветхие опушки у старых провинциальных городов. Туда люди приходят жить прямо из природы. Появляется человек, с тем зорким и до грусти изможденным лицом, который все может починить и оборудовать, но сам прожил жизнь необорудованно».

«Сокровенный человек» (Фома Пухов)

Дети у Плат: надежда будущего, они сильны своей беззащитностью, не утратили мудрости восприятия жизни.

Своебытность поэтики. Оригинальная эстетика. существенные темы платоновского творчества (тема смерти, сиротства, скитания, "душевных бедняков" и т.д.), отмечает связь платоновского мироощущения с природой платоновского образа, пространства, времени, языка.

Стиль Пл.

Проблема уникальности стиля. Эйдинова: «Едкий стиль царской водки – всеразъедающий стиль». Невозможно определить, сознательно ли Пл вырабатывал свой стиль, или он действительно так мыслил. Структурированный стиль , не стилизация. Это – попытка передать чужое сознание. Жесткость конструкций. Гусев: «Память и стиль» - Перед нами установка на сказ, но на сказ, который всех убивает. – установка не на чужую речь, а на чужое сознание. Бродский: идея рая – энтропическая (энтропия – мера беспорядка системы) идея. В рае – никого нет и ничего нет. Платонов, как гений, показывает, что первой жертвой абсурда идеи рая – русская грамматика, рус яз. Он заводит рус яз в тупик.

Пл нельзя перевести на другой язык.

Язык Платонова становится впервые предметом анализа в книге Л. Борового "Язык писателя. А. Фадеев, Вс. Иванов, М. Пришвин, А. Платонов" (1966), а далее, в фундаментальной работе С. Бочарова (1971) "Вещество существования. Выражение в прозе". Своеобразие платоновской поэтики, его языка и стиля, их связь с мировоззрением писателя изучались также в работах Н. Драгомирецкой(1965), Л. Фоменко

На Западе имя Платонова стало известно в конце 60-х годов

В 1970 году вышел первый сборник научных трудов по творчеству Платонова "Творчество А. Платонова. Статьи и сообщения"

Классикой платоноведческой эссеистики стало предисловие И. Бродского к русскоязычному изданию повести Котлован в 1973 году

Говоря о мифологизме Платонова, мы различаем три аспекта понятия миф: 1) миф как прием искусства: использование в художественных произведениях собственно мифологического материала (мифологических образов, сюжетов, легенд); 2) миф как мироощущение: изображение мифологического мышления и порожденного им восприятия мира; 3) миф как индивидуальное мифотворчество: создание Платоновым авторского мифа, собственного объяснения бытия.

Под платоновским мифом мы подразумеваем платоновское объяснение бытия, имеющее как синтагматический (повествовательный), так и парадигматический (семантический) аспект.

В общем, что дает нам миф: Чевенгур - это не просто история странствия Саши Дванова,

юноши из дореволюционной российской провинции, скитающегося по велению партии по южнорусским степям в годы гражданской войны и оказавшегося в городе, где установлен коммунизм двенадцатью чевенгурцами, но и история учиненного коммунарами рукотворного Апокалипсиса с последующим делением людей на имеющих право на вечную жизнь в раю и тех, кто этого права лишен; Котлован - это не просто описание странствий Вощева по стройкам и деревням в эпоху индустриализации и коллективизации, . это и мифологический сюжет возведения Вавилонской башни, мечты об общем доме для всего человечества с одновременным превращением котлована под этот дом в гигантскую могилу и устройством "светопреставления" для тех, кто не заслуживает попасть в рай; Джан - не просто рассказ о странствиНазара Чагатаева по среднеазиатским пескам и о его усилиях спасти свой народ от гибели, но и сюжет посещения адова дна человеком, претендующим в прометеевом или моисеевом духе на роль спасителя, и т.д.

2 При жизни Платонова «Чев» публиковался частично, «Котлован» - вообще не.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13606. Деспотизм не может существовать в стране до тех пор, пока не уничтожена свобода прессы, подобно тому, как ночь не может наступить, пока солнце не зашло 34 KB
  Деспотизм не может существовать в стране до тех пор пока не уничтожена свобода прессы подобно тому как ночь не может наступить пока солнце не зашло. Ч. Колтон Выбранное мною высказывание роль и значение свободы печати как гарантию сохранения демократических поря...
13607. Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они все одинаково были подчинены законам 13.62 KB
  Истинное равенство граждан состоит в том чтобы они все одинаково были подчинены законам. Ж. Даламбер Выбранное мною высказывание связано с пониманием сущности и значимости равенства граждан перед законом. Данный вопрос представляется мне чрезвычайно значимым и акт...
13608. Лозунг демократии – не «Пусть это сделает государство», а «Дайте нам сделать это самим» 18.07 KB
  Лозунг демократии не Пусть это сделает государство а Дайте нам сделать это самим. Д. Эйзенххауэр Выбранное мною высказывание посвящено роли народа при демократическом режиме проблема политической деятельности и активности принятой в обществе и ее соотнесен...
13609. Швебель В. О будущем демократического общества не нужно узнавать по звездам, его можно прочесть на лицах избирателей 35.5 KB
  О будущем демократического общества не нужно узнавать по звездам его можно прочесть на лицах избирателей. В. Швебель Выбранное мною высказывание связано с проблемой роли избирателей в демократическом обществе. Данная тема крайне актуальна в современном мире а особ...
13610. Политика слишком серьезное дело, чтобы ей занимались одни политики 14.87 KB
  Политика слишком серьезное дело чтобы ей занимались одни политики. Шарль де Голль Выбранное мною высказывание посвящено вопросу о том кто и в какой мере должен заниматься политикой в стране: только ли это дело политиков или всех граждан в целом Данная проблема явля
13611. Политика, по существу, это власть: способность достичь желаемого результата какими бы то ни было средствами 13.64 KB
  Политика по существу это власть: способность достичь желаемого результата какими бы то ни было средствами. Э. Хейвуд Выбранное мною высказывание посвящено проблеме возможности использования определенных средств и методов для осуществления и удержания политичес
13612. Политическая партия – это союз людей, которые соединились для того, чтобы добиться нужных им всем законов 28.5 KB
  Политическая партия это союз людей которые соединились для того чтобы добиться нужных им всем законов. И. Ильин Выбранное мною высказывание касается проблемы сущности значения политических партий и их роли в обществе. История партий в РФ насчитывает всего неск
13613. Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад 16.26 KB
  Государство существует не для того чтобы превращать земную жизнь в рай а для того чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад. Н. Бердяев Выбранное мною высказывание посвящено проблеме роли значения и функций государства как социального института. Эта пробл...
13614. Эссе по курсу обществознания, Государство растит людей: прекрасное – хороших, противоположное – дурных 33 KB
  Государство растит людей: прекрасное хороших противоположное дурных. Сократ. Выбранное мною высказывание затрагивает вопрос о воздействии государственных порядков на формирование личностных качеств людей. В современном мире данный вопрос является крайне акту