69448

Подготовка преподавателя к преподаванию права и научная организация труда преподавателя

Доклад

Педагогика и дидактика

Этому в значительной степени способствует включение проблемы прав человека прав ребёнка в содержание учебно-воспитательного процесса педагогического вуза а также педагогического колледжа и училища. Выпускник получивший квалификацию учитель права должен знать структуру системы...

Русский

2014-10-05

158 KB

15 чел.

PAGE  11

Лекция 6.

Подготовка преподавателя к преподаванию права и научная организация труда преподавателя.

План:

  1.  Необходимость и актуальность целенаправленной подготовки учителей права.
  2.  Требования по специальности 032700 – Юриспруденция, квалификация – учитель права.
  3.  Особенности подготовки учителей права в вузе.
  4.  Повышение квалификации и переподготовка учителей к преподаванию права.
  5.  Педагогические, психологические, правовые, нравственные аспекты подготовки учителя (преподавателя) права.
  6.  Научно- методическая организация труда преподавателя права в вузе.
  7.  Методическая работа преподавателя при подготовке к учебному занятию.
  8.  Необходимость и актуальность целенаправленной подготовки учителей права.

Воспитание подрастающих поколений, завтрашних активных граждан нашего общества на общечеловеческих ценностях является одной из приоритетных задач. Формула о том, что образование – основа демократии, полностью отвечает рекомендации ООН, призывающей использовать все воспитательные средства в учебном процессе школы таким образом, чтобы молодёжь росла и развивалась в духе уважения к человеческому достоинству, его правам и свободам. Эта задача может быть реализована при условии, если её необходимость, содержание и методика будут осознаны, прежде всего, учителями и студентами педагогических вузов – завтрашними учителями.

Общество в своём развитии полностью зависит от воспитания, обучения его поколений, от уровня подготовки организатора и руководителя учебно-воспитательного процесса – учителя, воспитателя, преподавателя. «Учитель создаёт нацию» – это древнее изречение справедливо в наши дни, как никогда раньше.

Формирование будущего учителя, отвечающего современным требованиям развития демократического общества, начинается не только с формирования его педагогических знаний и способностей, но и сформирования его гуманистической направленности, как системообразующих качеств современного учителя. Этому в значительной степени способствует включение проблемы прав человека, прав ребёнка в содержание учебно-воспитательного процесса педагогического вуза, а также педагогического колледжа и училища.

Государственная политика в области образования (см. новую Национальную доктрину в области образования РФ – 2000 год, её идеи отражает «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2000 г.г. ») ориентирует учительство на обращение к общечеловеческим ценностям.

  1.   Требования по специальности 032700 – Юриспруденция, квалификация – учитель права.

Выпускник, получивший квалификацию учитель права, должен быть готовым осуществлять:

  •  обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации,
    •  формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;
    •  использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения;
    •  обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
    •  осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка,
    •  систематически повышать свою профессиональную квалификацию,
    •  быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы,
    •  осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими),
    •  выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты,
    •  обеспечивать охрану жизни и здоровья, учащихся в образовательном процессе.

Должен знать:

  •  Конституцию Российской Федерации;
  •  законы Российской Федерации, нормативные акты Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;
  •  Конвенцию о правах ребенка;
  •  основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
  •  педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену,
  •  методику преподавания правовых дисциплин;
  •  воспитательную работу;
  •  программы и учебники;
  •  требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
  •  средства обучения и их дидактические возможности;
  •  основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
  •  право, научную организацию труда;
  •  правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник, получивший квалификацию учитель права, должен знать структуру системы образования, функции и взаимосвязь образовательных учреждений различных видов и уровней, основные нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность государственно-управленческих, образовательных, педагогических и воспитательных учреждений; быть способным к организации правозащитной деятельности, направленной на обеспечение прав человека, гражданина, особенно детей, учащейся молодежи и образовательных учреждений.

Выпускник по специальности (032700) Юриспруденция подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа.

Видами профессиональной деятельности специалиста являются:

  •  преподавательская,
  •  научно-методическая,
  •  социально-педагогическая,
  •  воспитательная,
  •  культурно-просветительская,
  •  коррекционно-развивающая,
  •  управленческая.

Выпускник подготовлен к работе в учреждениях системы образования различных форм собственности (школы, лицеи, гимназии, техникумы, колледжи, высшие учебные заведения) в качестве:

  •  учителей (преподавателей) права в общеобразовательных учреждениях;
  •  преподавателей права (дисциплин правового профиля) в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
  •  специалиста системы начального, среднего профессионального и дополнительного образования, обеспечивающего и осуществляющего комплексную реализацию программ по специальностям среднего профессионального образования.

В учреждениях, организациях, предприятиях, связанных с различными аспектами организации и осуществления образовательной деятельности, в качестве:

  •  юридического консультанта образовательного учреждения (организации), ведомства (департамента образования, управления образованием и т.п.);
  •  организатора правового воспитания - воспитателя специализированных образовательных учреждений (спецшколы, спецучилища и т.п.);
  •  помощника руководителя образовательных учреждений, организаций, предприятий по юридическим вопросам;
  •  специалиста в области правозащитной деятельности по различным вопросам обеспечения и защиты законных интересов и прав граждан и учреждений, главным образом в образовательной сфере;

Специалист должен уметь:

  •  осуществлять процесс обучения в образовательном учреждении с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности обучаемых с целью формирования индивидуального правосознания и правового поведения, основанного на связи правовых ценностей и нравственных убеждений;
  •  стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению;
  •  анализировать собственную деятельность, с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;
  •  выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений;
  •  выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания;
  •  применять правовые знания для регулирования правоотношений в сфере образования.
  1.  Особенности подготовки учителей права в вузе.

Образовательная программа подготовки учителя права дает уникальное сочетание юридических, психолого-педагогических, общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин. Молодые люди приобретают вполне конкурентно-способный набор знаний и компетентностей, который позволит им в будущем уверенно занять достойное место на рынке интеллектуального труда.

Выпускники готовятся для работы преподавателями права в школах, лицеях, гимназиях, техникумах, высших учебных заведениях в качестве юридического консультанта образовательного учреждения, ведомства, организатора правового воспитания, помощника руководителя образовательных учреждений, организаций, предприятий по юридическим вопросам, специалиста в области правозащитной деятельности и др.

Знания педагогики, психологии, общекультурной подготовки дают основу для высшего педагогического образования. Знание всех аспектов юриспруденции позволит выпускникам уверенно ориентироваться в правовых явлениях гражданского общества и демократического государства, рыночной экономики, закладывают серьезную теоретическую базу для практической работы.

Анализ ситуации в области преподавания прав человека в педагогических вузах, подготовки студентов - будущих - быть активными распространителями знаний о правах человека, правах ребёнка показывает, что за последнее время появились определённые положительные сдвиги. Однако, отсутствие чёткой концепции гражданско-правового образования и воспитания учащейся молодёжи и подготовки преподавательских кадров для её реализации, сдерживает утверждение одного из важных условий создания правового государства в РФ.

Распространение накопленного опыта подготовки студентов педвузов к обучению правам человека и воспитанию учащихся в духе прав и свобод человека сдерживается не только недостаточным осознанием важности этих проблем и недостаточной разработкой нормативных документов Министерства образования РФ и других соответствующих учреждений, но и отсутствием программы, учебных пособий, устаревшим фондом средств обучения, серьёзными финансовыми трудностями.

В целях качественного улучшения подготовки студентов к преподаванию прав человека и воспитанию учащихся можно рекомендовать:

  •  Обеспечить обучение правам человека студентов пединститутов всех специальностей;
  •  Насытить университетские и институтские библиотеки комплектами пособий по правам человека;
  •  Стимулировать подготовку диссертаций по образованию в духе прав человека и демократии;
  •  Ввести преподавание прав человека (либо интеграция в обществоведческий курс либо самостоятельный курс) в педагогические училища и колледжи;
  •  Включать в планы научно-исследовательских работ вузов и НИИ вопросы образования и воспитания в духе прав человека;
  •  Развернуть массовое движение общественности, включая педагогов, родителей учащихся, за широкую информированность населения, прежде всего детей, о правах человека, за создание благоприятных экономических и социальных условий для будущих поколений;
  •  Создать систему подготовки учителей к преподаванию прав человека; считаем целесообразным организацию соответствующего специализированного Центра;
  •  Обратиться к редколлегиям центральных педагогических изданий с предложением возможно чаще публиковать методическую литературу по проблеме воспитания в духе прав человека и демократии;
  •  Необходимо объединить все усилия представителей нескольких наук (правовой, педагогической и др.) для написания учебника, который отвечал бы специфике подготовки учителей (не юридического профиля).

4. Повышение квалификации и переподготовка учителей к преподаванию права.

Методическая подготовка будущего учителя в вузе не всегда является гарантией его дальнейшего профессионального роста, не всегда "стартовый" багаж, создает возможности для его совершенствования; не всегда в вузе закладывается у будущего учителя и потребность в саморазвитии. Профессионализм современного учителя права, по нашим наблюдениям, во многом является следствием развитого методического мышления, от сформированности которого зависит профессионально-образовательная деятельность учителя, его исследовательские умения. Основная нагрузка в устранении "дефектов" такого рода падает сегодня на дополнительное профессиональное образование, осуществляемое, главным образом, ИПКРО, сеть которых в России достаточно развита и профиль которых в настоящее время сориентирован на непрерывное профессионально-развивающие образование.

В оптимально организуемой педагогической модели слушатели курсов являются активными участниками образовательного процесса и предлагаемой им на курсах деятельности. В процессе курсовой подготовки происходит развитие и совершенствование комплекса профессиональных умений, а их методическое мышление и мастерство достигает более высокого уровня.

От учителя права сегодня требуется умение оформлять и обобщать собственную практику преподавания, умение использовать теоретические знания из области педагогики, психологии, логики; юриспруденции, владение основами культуры самостоятельного проектирования и программирования обучения и воспитания учащихся.

Главными задачами реорганизации существующей системы повышения квалификации, на наш взгляд являются:

  •  организация и проведение научно-методических исследований;
  •  организация и проведение профессиональной переподготовки работников образования;
  •  проведение экспертизы программ, проектом, рекомендаций, других материалов и документов;
  •  консультативная деятельность и методическая поддержка;
  •  помощь учителю самоопределиться в пространстве педагогических систем;
  •  организация работы научно-исследовательских коллективов.

Одной из наиболее сложных на сегодняшний день проблем преподавания прав человека является подготовка учителей. С этой целью применяют обучающие тренинги для преподавателей и долгосрочную поддержку их деятельности, что гарантирует в дальнейшем как успешное введение курса прав человека в школьные программы, так и правильное использование различных материалов, помощь преподавателям в осознании важности того, что среда воспитания в духе прав человека обязательно должна сопровождаться соответствующей атмосферой в классе. Весьма распространенными являются ошибки учителей, заинтересованных тем, как ввести преподавание прав человека в программу, и недооценка того, что содержание курса по правам человека является не дополнением к программам, а единой структурой или интегрированной системой.

Главное внимание в деле обучения преподавателей, как отмечают исследователи, должно быть направлено на неадекватную доподготовку учителей, как по содержанию, так и по процессу преподавания прав человека. Учителя в основном не готовы к риску преподавать отдельные темы, в которых они чувствуют себя слабо осведомленными. Это связано с тем, что академическая подготовка будущих учителей редко включает в себя такие вопросы, как история прав человека, международные инструменты и механизмы, претворяющие в жизнь права человека, наиболее важные деятели и движения в этой области, и другие. Кроме того, в ней редко содержатся практический опыт и рекомендации по различным видам деятельности для осуществления процесса преподавания: коллективное обучение и обучение в малых группах, критическое обдумывание, разрешение конфликтов, моделирование и ролевые игры — технологии, альтернативные фронтальному методу обучения.

Существуют различные соперничающие между собой общественные образовательные движения. Они буквально бомбардируют учителей и школьную администрацию критическими замечаниями и программами с целью отработки их в учебном процессе. Частично совпадающая направленность этих программ не имеет признания и не требует сотрудничества и объединения.

Рекомендации R(85)7 Совета Европы о преподавании и обучении правам человека в средней школе определили подготовку будущих преподавателей как необходимое звено в политике воспитания учащихся в духе уважения прав человека. «Будущие преподаватели должны, например: поощряться в своем интересе к внутренним и международным делам; иметь возможность проходить обучение и работать за границей или в другой обстановке; быть подготовленными к тому, чтобы выявлять и бороться против любых форм дискриминации в школах и обществе, а также осознавать и преодолевать свои собственные предрассудки».

В курсах подготовки будущих и работающих преподавателей необходимо поощрять их знакомство с «основными международными декларациями и конвенциями в области прав человека, деятельностью и достижениями международных организаций, занимающихся защитой и поддержкой прав человека, например, путем посещений и ознакомительных поездок; все преподаватели нуждаются в том, чтобы иметь возможность обновлять свои знания и изучать новые методы путем повышения квалификации. Такое повышение квалификации может включать изучение эффективных методов преподавания прав человека, а также разработку соответствующих методов и пособий».

Следует отметить, что семинары, сессии, курсы, конференции имеют большое значение для подготовки кадров по преподаванию прав человека. Они ежегодно проводятся во многих странах с помощью экспертов ООН и Совета Европы, а также различными центрами, например Международным институтом прав человека в Страсбурге, Международной ассоциацией за религиозную свободу, Бирмингемским университетом, Американской федерацией учителей, Центром гражданского образования (США) и другими.

5.Педагогические, психологические, правовые, нравственные аспекты подготовки учителя (преподавателя) права.

Уровень профессионализма учителя - понятие неоднозначное, включающее в себя, на наш взгляд, несколько составляющих. В частности, современный учитель должен не только владеть своим предметом, но и быть зрелым методистом, тонким психологом, авторитетным педагогом. Источники этих проблем часто расположены в системе профессиональной вузовской подготовки.

Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный «барометр» учителя – его педагогическая совесть – должен быть чувствительным в высокой степени.

Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из основ кодекса профессиональной этики учителя является установление основных требований, которые определяют отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективам и т.д.

6.Научно- методическая организация труда преподавателя права в вузе.

Виды и особенности педагогической деятельности

Как известно, глубина и прочность получаемых слушателями знаний зависит от многих факторов, главным из которых является хорошо поставленная и организованная, четко планируемая и постоянно контролируемая методическая работа каждого преподавателя права. Нельзя совершенствовать учебный процесс и добиваться хороших знаний обучаемых, не улучшая методическую работу, не придавая ей первостепенного значения.

Все мероприятия, проводимые по плану методической работы, так или иначе, осуществляются в интересах преподавателя и учебного занятия. Преподаватель во всех случаях является ведущей фигурой, а аудитория (класс) — полем его творческой деятельности.

Качество обучения и воспитания в вузе зависит, прежде всего, от состава преподавателей, так как какую бы дисциплину ни преподавал педагог, он активно воздействует на обучаемых, способствует формированию у них определенной системы взглядов, понятий, мышления. И это воздействие тем сильнее, чем образованнее и воспитаннее сам педагог, чем больше его вклад в науку. Но мало обладать необходимыми знаниями и умениями, нужны еще навыки и стремление организовать на научной основе свой труд и труд обучаемых. Известный военный теоретик генерал М. И. Драгомиров писал: «Гениальные педагоги редки, но люди терпеливые, толковые и настойчивые нередки». Именно эти качества и нужно развивать преподавателю вуза у себя в первую очередь.

Работа преподавателя вуза должна быть тщательно спланирована, поскольку ее объем весьма значителен, а видов деятельности много. Подсчитано, что преподавательская деятельность в вузе включает более 80 работ, выполняемых практически ежегодно в определенной последовательности, предусматриваемой учебным планом и расписаниями занятий со слушателями.

Виды работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом вуза, можно представить следующим образом.

Учебная работа

  •  основной вид деятельности преподавателя, куда входит:
  •  проведение всех видов классно-аудиторных занятий (лекций, семинаров, групповых упражнений, практических занятий, лабораторного практикума);
  •  оценка учебной работы слушателей в течение семестра (контрольные работы, домашние задания, прием коллоквиумов, контрольные собеседования, внутрисеместровые проверки и аттестование);
  •  проведение экзаменов с оценкой знаний слушателей;
  •  руководство педагогико – правовой практикой и стажировкой, оценка отчетов установленных типов и участие в итоговых оценочных мероприятиях;
  •  руководство курсовым и дипломным проектированием (в качестве руководителя, консультанта, рецензента);
  •  проведение консультаций, индивидуальных собеседований;
  •  участие в подготовке адъюнктов в качестве руководителя, консультанта, оппонента диссертационных работ; работа в приемных комиссиях;
  •  руководство научно-исследовательской, рационализаторской и изобретательской работой слушателей.
  •  Подготовка к текущим занятиям
  •  Учебные занятия в аудиториях и классах
  •  Консультации
  •  Проверка домашних заданий, контрольных работ
  •  Курсовое и дипломное проектирование
  •  Прием экзаменов и зачетов
  •  Совершенствование лекторского мастерства

Методическая работа  преподавателя включает в себя:

  •  разработку (переработку) учебных программ, тематических планов изучения учебных дисциплин и другой учебно-методической документации;
  •  подготовку к чтению лекций и проведение других видов занятий, разработку (переработку) лекций, содержания и планов других видов занятий, а также планов семинаров,
  •  разработку и подготовку к изданию учебно-методических материалов для проведения занятий (описаний лабораторных работ, заданий для контрольных работ и т. п.);
  •  разработку дидактических и раздаточных материалов (обучающих и контролирующих программ, сценариев), учебно-наглядных пособий (плакатов, схем, стендов, макетов и т. п.);
  •  разработку методических указаний по курсовым и дипломным работам (проектам) и производственной практике и стажировке;
  •  участие в научно-методических конференциях, сборах, совещаниях, семинарах, межкафедральных заседаниях и заседаниях кафедр, предметно-методических комиссий, инструк-торско-методических, показных, открытых и пробных занятиях;
  •  разработку и анализ мероприятий по оценке и результатам учебы;
  •  участие в работе коллектива преподавателей по данному предмету (руководство группой преподавателей).
  •  Обобщение и пропаганда передового опыта
  •  Изучение новинок педагогической и методической литературы

Научно-исследовательская  и литературная работа, в том числе и научно-методическая, включает:

  •  выполнение научно-исследовательских работ;
  •  разработку и подготовку к изданию учебников, учебных пособий по преподаваемым курсам;
  •  участие в опытных и исследовательских учениях и в работе комиссий;
  •  участие в научных конференциях, совещаниях, семинарах и симпозиумах; обобщение результатов этих мероприятий;
  •  руководство военно-научной работой  студентов;
  •  рецензирование (редактирование) научных трудов, НИР, диссертаций, учебников, учебных пособий, монографий и т. п.;
  •  разработку представлений и заключений по исследованиям и патентуемым изобретениям;
  •  участие в редакционных коллегиях научных изданий.
  •  НИР и ОКР
  •  Руководство научной работой студентов
  •  Рецензирование и редактирование
  •  Рационализаторская и изобретательская работа
  •  Разработка учебников
  •  Написание статей, докладов и сообщений

Учебно-организаторская работа включает:

  •   участие в работе совета вуза (факультета), их секций, методических комиссиях, конкурсных комиссиях по рассмотрению научных работ слушателей и преподавателей;
    •   участие в совещаниях и собраниях вуза;
    •  подготовку докладов по итогам контроля за ходом учебного процесса, за составлением и исполнением учебных планов и программ;
    •  участие в работах комиссий, организуемых руководством вуза или вышестоящими органами (комплексные и всесторонние проверки и инспекции);
    •  работу по курированию академических групп, руководство самоподготовкой слушателей и участие в воспитательной работе со слушателями;
    •   самостоятельную работу по повышению своей квалификации;
    •   служебные заседания и совещания.

Такое обилие видов деятельности, требующей высочайшей квалификации и практически не оплачиваемой в России, может насторожить людей, желающих выбрать  педагогическую деятельность своей целью.

Планирование  и нормирование труда преподавателя

Научная организация труда преподавателей предполагает установление определенных нормативных показателей для планирования объема трудовых затрат. Такие нормативы разработаны и внедрены в вузах. С учетом этих нормативов преподаватель разрабатывает свой индивидуальный план на учебный год.

Если принять годовой бюджет рабочего времени  из расчета 6-часового рабочего дня, в пределах которого профессорско-преподавательским составом выполняются все виды учебной, методической и научной работы.

Годовой бюджет времени без учета отпусков, во время которого преподаватель обычно также занят тем или иным видом деятельности, за исключением учебной — 1620-1535 часов.

Время это не малое и распределить его надо умеючи, целеустремленно на учебную, методическую, научно-исследовательскую и учебно-организационную работу, в соответствии «установленными нормативами. Нормативными документами устанавливаются пределы нагрузок дифференцированно для различных групп преподавателей и цикла преподаваемых дисциплин.

Установление определенных норм времени на деятельность профессорско-преподавательского состава вузов имеет большое значение, поскольку позволяет равномерно распределить нагрузку с учетом задач, решаемых вузом при заданной численности преподавателей. При этом численность (штатная) преподавателей определяется исходя из численности обучаемых на основании директивно установленного коэффициeнтa. определяющего, на сколько человек обучаемых приходится один преподаватель. Как известно для разных вузов этот коэффициент колеблется от 4 до 10 и более.

Нормы времени на подготовку преподавателей к лекциям и практическим занятиям в зависимости от степени разработанности курса установлены опытом. При планировании времени на подготовку к лекциям и к практическим занятиям в зависимости от степени разработанности курса используют соответствующие коэффициенты  Ориентировочно, доля времени, затрачиваемая преподавателем на выполнение различного рода работ составляет:

  •  Учебная работа -30 – 40%.
  •  Научно–исследовательская работа -35 – 45%.
  •  Учебно–организационная  работа -10 – 15%.

Можно привести  приблизительные  нормативы расчета нагрузки преподавателя вузов для различных  наиболее типичных видов деятельности, которые являются выборкой из нормативов, принятых в системах военного и гражданского образования. Они представлены в Табл.1.

Табл. 1.

Нормы затрат времени на выполнение научной и методической работы

 

 

№ п/п

 

 

 

Виды работ

 

Затраты времени

(часы)

 

 

Примечание

1

Разработка 2-х часовой лекции

90

 

2

Разработка учебной программы по новой учебной дисциплине

 

50

Стандартная дисциплина  на 100 часов

3

Разработка тематического плана

изучения дисциплины

 

30

Стандартная дисциплина  на 100 часов

4

Разработка методических указаний по изучению дисциплины

 

60

 

Стандартная дисциплина  на 100 часов

5

Разработка сценария для учебного фильма

80

Часы на 10 мин. демонстрации

6

Разработка материалов для экзаменов

30

Стандартная дисциплина  на 100 часов

7

Подготовка к чтению 2-х часовой лекции, включая разработку плана

6

 

8

Подготовка научных трудов, монографий, научных докладов и статей

70 / 3.2

Часы  на авт. лист / на стр.

9

Разработка и подготовка к изданию учебника

90 / 4

Часы  на авт. лист / на стр.

10

Обобщение результатов научных конференций, научных совещаний, семинаров

90 / 4

Часы  на авт. лист / на стр.

11

Рецензирование научных трудов и НИР, диссертаций, учебников, монографий, конкурсных материалов

 

 

6 / 0.3

 

Часы  на авт. лист / на стр.

12

Редактирование научных трудов, учебников  и т.п.

12/ 0.5

Часы  на авт. лист / на стр.

 

Примечание

1 авт. лист  = 22 стр. (1.5 инт.).    1 п.л.   =16 стр. (1.5 инт.)

Таким образом, нормативы, установленные для отдельных видов работ, позволяют преподавателю целеустремленно наметить определенный объем работ по каждому виду своей деятельности, и отстаивать свои права при оплате своей деятельности.

Необходимо обратить внимание на то, что в связи с активным процессом информатизации образования трудозатраты  на выполнение даже традиционных видов работ существенно увеличиваются. Так, если на разработку  1 часа лекции и практического занятия  нового традиционного курса требуется 6 и 2 часа, то в новых образовательных средах, основанных на применении компьютерных и телекоммуникационных средств необходимо затратить  около 20 часов.

Планирование труда преподавателя.

Опыт реальной педагогической деятельности показывает, что для эффективной  работы преподавателя, несмотря на творческий характер труда, требуется планирование. Индивидуальный план работы преподавателя является основным документом для планирования и учета всей работы, выполняемой преподавателем в учебном году.

В ходе учебного года, по мере выполнения тех или иных работ в план заносится фактический расход времени. Это позволит в следующем году более обоснованно планировать свою работу.

Каждый преподаватель должен планировать свою работу сам и по форме, наиболее удобной для него. План — это документ, планирующий и фиксирующий весь объем выполненной преподавателем за год работы. Если работать без плана, значит обрекать себя на «блуждание в лесу».

Практикой работы преподавателей вузов выработано несколько форм таких планов, структура одного  включает в себя  пять  разделов.

  •  Учебная работа
  •  Методическая работа
  •  Научно-исследовательская работа
  •  Учебно-организационная работа
  •  Самостоятельная работа по повышению своего педагогического мастерства

Основные достоинства этой формы  - простота. При этом форма позволяет не только планировать, но и фиксировать фактически выполненную работу.

На первых порах разработка и ведение такого плана будет казаться дополнительной и, надо сказать, нелегкой нагрузкой. Одно дело сознавать важность этой работы, другое дело самому день за днем заниматься учетом и распределением времени, да еще в условиях значительной перегрузки, которую испытывают почти все преподаватели.

Однако, занимаясь планированием, постепенно преподавателю удастся выработать привычку ценить свое время, рационально его использовать, определять очередность выполнения заданий, сосредоточивая свое внимание на главном — работе над учебным курсом - важно в этом — последовательность и систематичность, стремление к равномерности в загрузке своего времени, спокойный уклад жизни.

Справедливости ради следует отметить, что в среде профессорско-преподавательского состава многие на индивидуальный план работы преподавателя смотрят скептически. Так, известный педагог и публицист И. Грекова (профессор Е. С. Вентцель) в повести «Кафедра» пишет:

«В общем, жизнь преподавателя была непрерывным барахтанием в куче неотложных дел, в вечном заторе недоделанных ... Нет, никакого отношения к этому барахтанию индивидуальный план не имел ... ».

Нельзя сказать, что эта крайняя точка зрения авторитетного педагога не имела многих последователей. Однако, большая часть преподавателей вузов считает, что их работа должна тщательно планироваться по объему и по времени, но в удобной для них форме.

В целом вряд ли есть необходимость говорить и дальше о преимуществах работы по плану, наверное, не найдется ни одного, кто бы возражал против планирования. Тем не менее, с сожалением следует отметить, что большинство преподавателей в вузах не занимается планированием своей работы в той мере, как это необходимо, и часто в лучшем случае составляют план для показа. Приучить себя к повседневному планированию своей работы можно только предъявляя к себе жесткие и неумолимые требования, до тех пор, пока это не войдет в привычку настолько, что без предварительной разработки плана любая работа будет немыслима - Таким образом, планирование своей работы — это проблема не столько организационная, сколько психологическая, проблема самовоспитания.

Следует подчеркнуть, что, в конечном счете, неважно, по какой форме будет составлен план, насколько он красив, в конце концов, можно обойтись и короткими записями в своей записной книжке, которые бы только напоминали о том, что нужно сделать в тот или иной день. Важно как можно полнее учесть обстоятельства своей работы, уяснить, что является главным на данном этапе, какую последовательность работы выбрать, чтобы затратить как можно меньше времени и энергии и получить наибольший результат.

7 Методическая работа преподавателя при подготовке к учебному занятию

Основная работа  преподавателя связана  с методикой подачи и изучения материала. Как указывает В.В. Трифонов  перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не держаться ни одного неукоснительно – вот единственно возможный путь творчески мыслящего преподавателя. Вечно изобретать, требовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс его повседневной деятельности.

Большое число методических вопросов, притом творчески, приходится решать преподавателю при разработке учебных программ, тематического плана изучения учебной дисциплины, при постановке нового курса. Правильно отобрать материал, разбить его на темы и занятия, определить содержание каждого занятия, наконец, выбрать оптимальное чередование информационных и репродуктивных форм учебных занятий – все это большой труд, требующий не только отличного знания предмета, но и не малого творчества. Однако, даже в условиях поставленного курса, при проведении текущих занятий и, особенно при подготовке от преподавателя требуется немалое творчество.

 Порядок подготовки преподавателя к  текущему учебному занятию можно представить в виде алгоритма:

  •  Изучение исходной документации
  •  Восстановление знаний отрабатываемого материала
  •  Разработка замысла (сценария) учебного занятия
  •  Выбор методических приемов
  •  Разработка структуры учебного занятия
  •  Моделирование деятельности обучаемых
  •  Расчленение материала на дозы
  •  Формулировка основной идеи и выводов
  •  Отбор фактического материала и иллюстраций
  •  Отработка плана – конспекта
  •  Репетиция
  •  Проведение занятия
  •  Анализ учебного занятия. Фиксация промахов и находок

Как показывает опыт проведения занятий преподавателями, особенно начинающими,  к числу наиболее распространенных недостатков можно отнести:

  •  отсутствие стержневой проблемы
  •  непоследовательность при изложении изучаемой темы
  •  многословие
  •  неумение четко формулировать выдвигаемые положения
  •  отсутствие аргументации
  •  недостаток или избыток наглядности

Избежать этих недостатков можно  на пути тщательной подготовки плана проведения занятия.

Например, в плане- конспекте лекции   отражаются следующие вопросы:

  •  Тема занятия;
    •   С кем, где и когда такое занятие проводится;
    •  Целевая установка;
    •  Материально – техническое обеспечение порядок подготовки к занятию или вопросы контроля, предъявляемые  к студентам  на занятии;
    •   Содержание отрабатываемого материала;
    •  Замечания и дополнения, вносимые в план – конспект после проведения занятия.

План – конспект, таким образом, основное содержание излагаемого материала, задачи, примеры, обоснования. Разработка такого плана – конспекта позволяет углубить замысел занятия, распределить изучаемый материал во времени, отбросить все лишнее, малозначительное, сформулировать выводы и тем самым придать занятию определенную законченность, завершенность.  План – конспект нужен не столько на самом занятии, сколько для того, чтобы преподаватель мог реализовать свой замысел.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81943. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ СБЫТА И ПРОДВИЖЕНИЮ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 110 KB
  Целью исследования настоящей дипломной работы является: совершенствование работы по стимулированию сбыта и продвижению продукции в ООО «Целебные кристаллы». Задачи исследования: проанализировать теоретические аспекты работы по стимулированию сбыта и продвижению продукции на предприятии.
81944. Изучение особенностей существования финансово-промышленных групп в Российской Федерации и за рубежом 382.5 KB
  Одной из основных целей данной работы является выработка альтернативного существующему подхода к формированию финансово промышленной группы не на основе ссудного кредитования а за счет повышения внутренней эффективности и качественно другой информационной составляющей деятельности ФПГ.
81946. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ БОКСЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ 6.2 MB
  Возможны варианты когда плохое чувствование своего тела сказывается на уровне плохой координации работы отдельных элементов тела в неуверенности выполнения движений а значит и в неуверенности своего отождествления.
81947. Стан та перспективи розвитку управлінського консультування на підприємствах України 1.62 MB
  Ринкові умови господарювання спонукають організації підприємства та фірми досить швидко переорієнтовувати свою діяльність ― відповідно до ситуації. Таким чином замовлення консалтингових послуг являє собою своєрідну оренду знань на певний час яких потребують вітчизняні підприємства на певному етапі розвитку.
81948. Удосконалення організації грошових розрахунків підприємства 759.5 KB
  В сучасних умовах коли спостерігається зниження рівня платоспроможності підприємств порушення товарного і грошового обігу неефективність діючого механізму розрахунків між підприємствами який не стимулює їх до своєчасного виконання платежів необхідно не тільки технічно здійснювати...
81949. Історичний розвиток іконографічного канону та Візантійської ікони 66.45 KB
  Іконопис (від ікона і писати) — іконописання, іконне писання, вигляд середньовічного живопису, релігійного по темах і сюжетах, культового за призначенням. У найбільш загальному сенсі — створення священних зображень, призначених бути посередником між світом Божественним...
81950. Весільна зачіска в романтичному стилі. Розробка макіяжу до обраної зачіски 854.5 KB
  Класичні стилі зачісок знаходяться поза часом і простором, вони постійно перероджуються і удосконалюються, пристосовуючись до сучасних вимог модниць. Також і романтичний стиль зачіски, підтримуючи традиції століть, знайшов свій новий образ на головах дівчат і жінок.
81951. Виды уголовных наказаний, применяемых к физическим лицам во Франции. Принцип действия закона во времени и пространстве по уголовному праву ФРГ 42.94 KB
  В теории уголовного права выделяются признаки которые являются характерными для уголовного наказания. В обобщённом виде эти признаки можно изложить следующим образом: особый характер этой меры связанный с тем что она назначается только за совершение преступления наиболее тяжкого из всех противоправных деяний...