69452

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Разве не зависит от государства поток криминальной терминологии в средствах массовой информации в художественной литературе в бизнесе Происходит социализация человек комфортно чувствует себя в криминальной среде. Правовые знания займут особое место в условиях правового государства.

Русский

2014-10-05

34.5 KB

0 чел.

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА (тезисы)1

Если понимать под социализацией результат комплексных воздействий на развивающуюся личность, то надо сразу разграничить стихийное воздействие и целенаправленное влияние. Стихийным воздействие окружающих явлений можно назвать с большой долей условности. Разве не зависит от государства поток криминальной терминологии в средствах массовой информации, в художественной литературе, в бизнесе? Происходит социализация - человек комфортно чувствует себя в криминальной среде. А в созидательной сфере он не может себя реализовать, не знает, что сказать, как себя вести, не понимает систему ценностей. Слишком легко списать на стихийность влияние тех сфер, откуда государство ушло. Между тем, различить цензуру и нравственный контроль легко: цензура не позволяет мне знать то, что я хочу знать, а контроль позволяет мне не знать то, что я не хочу знать. Таким образом, воздействие окружающей среды можно считать стихийным лишь потому, что оно в разной степени сказывается на разных людях. Здесь не может быть одинакового восприятия и одинакового противоядия.

Целенаправленное влияние включает воспитание и образование.

Огромную роль в социализации людей призваны сыграть обществоведческие дисциплины. Они заставляют ребенка задуматься о своем месте в обществе, о роли общества в жизни человека. Обществознание рассчитано на ребенка, с которым много и полно общаются в семье. В свою очередь, оно, и в частности правовое образование, заставляет ребенка обращаться к близким людям с вопросами. Поэтому почти невозможно разделить учебу и воспитание. Об огромной роли воспитания в социализации говорит то, что в некоторой литературе эти два определения очень близки. Русская школа всегда была сильна воспитательным уклоном. Я считаю, что большая часть образовательных успехов связана с воспитательным компонентом. Правовое образование должно базироваться на единстве правовой и нравственной культуры. Дж. Сорос пишет о том, что главная угроза современному обществу - в распространении рыночных отношений на все сферы жизни человека. Гиперинформатизация жизни ведет к кризису личности. Анонимность и массовость культуры - к варварству. В этих условиях воспитание должно основываться на научном подходе, иметь ограниченные законом рамки воздействия на личность и четкую цель.

Мы неизбежно приходим к необходимости общенациональной идеологии, при формировании которой обществоведческие дисциплины играют важную роль. Правовое образование может стать составной частью общенациональной идеи, где образованный человек – это общественный идеал, а высокий уровень жизни населения на базе образованности и высокой квалификации труда граждан - цель развития общества. Л. С. Выготский утверждал: «Цель пускает в ход процесс». Как только у общества появляется цель, признанная большинство» граждан, пробуждаются творческие силы народа. Когда установится система ценностей и приоритетов, процесс накопления знаний станет полезным и личности, и государству. Правовые знания займут особое место в условиях правового государства. Возможность в рамках закона реализовать себя, обеспечить своим близким достойный уровень жизни, приносить пользу Родине - все будет базироваться на знании законов. Тогда правовое образование перестанет быть самоцелью, станет средством построения правового государства. А знания, применяемые в повседневной жизни, станут лучшей агитацией в пользу правового образования.

Начинать надо с пропаганды идеи правового государства. Добавить нравственный аспект, свойственный русскому менталитету, конкретиировать обязанности человека и государства.

«Кто не знает, в какую сторону плыть, для того нет попутного ветра» - говорил Сенека. Мы же понимаем, что если цель ясна, при умелом пользовании парусами - любой ветер попутный. Почему в условиях затянувшихся, но довольно радикальных пере мен страна избежала масштабных социальных катаклизмов? Потому что в обществе еще велика прослойка людей с высшим образованием. Их не прельщают призывы возврата к прежней системе - они знают ее принципиальные недостатки. Их не обмануть популизмом - они понимают причины и глубину кризиса. Они не разочаровываются в существующей власти, потому что никогда не обольщались на ее счет. Я не задаю вопрос, что будет через 10 лет - мне страшно. Образование, и особенно правовое, нужно нашему обществу уже сейчас.

В выпускном классе мои ученики пишут сочинение на тему «Моя  Атлантида». По мере изучения курса обществознания они сначала описывают политический строй своего придуманного государства, за тем - социальную и экономическую системы жизни общества, и наконец, рассуждают об особенностях духовной культуры. У меня есть возможность сравнить мнения выпускников разных лет, и получается интересная закономерность: лучшие из учеников, те, чье мнение я ценю, опережают общественное мнение на 3-4 года. В 1993 году, когда я рассчитывала найти размышления о свободе, они пишут об укреплении экономики, даже за счет не которой монополизации. В 1997 году, когда на страницах прессы бушевал монетаризм, выпускники пишут об Укреплении государственности. Одиннадцатиклассники 2000 года пишут о ценности семьи, рассуждают о духовности. Кретова Аня: «Национальная идея - народовластие, величие, духовность. Народовластие обеспечивает построение правового государства народовластие является противодействием превращения народа в безликую толпу. Величие означает, что каждый человек стремится к процветанию свое, го государства, его развитию вместе с другими странами в общечеловеческом пространстве. Духовность в качестве нравственных начал общественной жизни». Буценко Сергей: «Общенациональной идеей моего народа будет единство вековых традиций и современной деятельности». Сержантова Полина: «Люди, имеющие систему взглядов о высоком призвании человека, уважении прав и свобод личности, чести и достоинства, заботящиеся о ее гармоничном развитии, будут цениться наличием не материальных, а духовных ценностей». Зарянов Максим: «Здесь имеет место идея духовности, но не в качестве веры в монарха или утверждения религии как господствующей идеологии, а в качестве нравственных начал общественной жизни. Атлантида не исчерпала своих исторических возможностей, и ее духовное, научное и экономическое развитие будет содействовать общечеловеческому прогрессу. В этом и состоит идея державности».

Таким образом, правовое государство как часть общенациональной идеи и правовое образование как средство ее достижения обеспечат социализацию человека в России третьего тысячелетия.

1 Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 248 с.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79385. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ГО. СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ. КЧС И ПБ 60 KB
  Определяет: задачи и правовые основы их осуществления; правовое регулирование в области гражданской обороны; принципы организации и ведения гражданской обороны; полномочия органов государственной власти Российской Федерации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации...
79386. ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ И ЕГО ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ 36 KB
  Световое излучение – поток лучистой энергии: ультрафиолетовые, инфракрасные видимые лучи. Вызывает ожоги, поражение органов зрения, возгорание горючих веществ. Время действия – 20 секунд. Защита: непрозрачные материалы, убежища, различные преграды.
79387. ХИМИЧЕСКОЕ И БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ (БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ) 41 KB
  Поражают нервную систему через органы дыхания и кожу, желудочно-кишечный тракт. Стойкость: летом – сутки; зимой – несколько недель и даже месяцев Признаки: слюнотечение, сужение зрачков (миоз), затруднение дыхания, тошнота, рвота, судороги, паралич.
79388. Газовые законы. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная 54.89 KB
  Уравнение состояния идеального газа. Средняя кинетическая энергия молекул идеального газа с помощью формулы Больцмана может быть выражена через температуру: Подставляя это выражение в основное уравнение молекулярно-кинетической теории...
79389. История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул 22.61 KB
  Наблюдения и опыты подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Среди трудов крупных философов-физиков занимавшихся учением о молекулярном строении вещества особую роль сыграли труды великого русского учёного М. Строение вещества дискретно прерывисто.
79390. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц 41.99 KB
  Опытные данные лежащие в основе молекулярно-кинетической теории служат наглядным доказательством молекулярного движения и зависимости этого движения от температуры. Опыт явился одним из первых практических доказательств состоятельности молекулярно-кинетической теории строения вещества.
79391. Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений 114.02 KB
  Ещё в четвёртом веке до н.э. было известно, что свойства вещества определяются свойствами его атомов молекул. Прошло двадцать четыре века но информация о структуре вещества полученная за это время не сказалась на основных положениях физики определяющих агрегатное состояние вещества.
79392. Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха 97.31 KB
  Основным свойством жидкости отличающим её от других агрегатных состояний является способность неограниченно менять форму под действием касательных механических напряжений даже сколь угодно малых практически сохраняя при этом объём.