69452

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Разве не зависит от государства поток криминальной терминологии в средствах массовой информации в художественной литературе в бизнесе Происходит социализация человек комфортно чувствует себя в криминальной среде. Правовые знания займут особое место в условиях правового государства.

Русский

2014-10-05

34.5 KB

0 чел.

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА (тезисы)1

Если понимать под социализацией результат комплексных воздействий на развивающуюся личность, то надо сразу разграничить стихийное воздействие и целенаправленное влияние. Стихийным воздействие окружающих явлений можно назвать с большой долей условности. Разве не зависит от государства поток криминальной терминологии в средствах массовой информации, в художественной литературе, в бизнесе? Происходит социализация - человек комфортно чувствует себя в криминальной среде. А в созидательной сфере он не может себя реализовать, не знает, что сказать, как себя вести, не понимает систему ценностей. Слишком легко списать на стихийность влияние тех сфер, откуда государство ушло. Между тем, различить цензуру и нравственный контроль легко: цензура не позволяет мне знать то, что я хочу знать, а контроль позволяет мне не знать то, что я не хочу знать. Таким образом, воздействие окружающей среды можно считать стихийным лишь потому, что оно в разной степени сказывается на разных людях. Здесь не может быть одинакового восприятия и одинакового противоядия.

Целенаправленное влияние включает воспитание и образование.

Огромную роль в социализации людей призваны сыграть обществоведческие дисциплины. Они заставляют ребенка задуматься о своем месте в обществе, о роли общества в жизни человека. Обществознание рассчитано на ребенка, с которым много и полно общаются в семье. В свою очередь, оно, и в частности правовое образование, заставляет ребенка обращаться к близким людям с вопросами. Поэтому почти невозможно разделить учебу и воспитание. Об огромной роли воспитания в социализации говорит то, что в некоторой литературе эти два определения очень близки. Русская школа всегда была сильна воспитательным уклоном. Я считаю, что большая часть образовательных успехов связана с воспитательным компонентом. Правовое образование должно базироваться на единстве правовой и нравственной культуры. Дж. Сорос пишет о том, что главная угроза современному обществу - в распространении рыночных отношений на все сферы жизни человека. Гиперинформатизация жизни ведет к кризису личности. Анонимность и массовость культуры - к варварству. В этих условиях воспитание должно основываться на научном подходе, иметь ограниченные законом рамки воздействия на личность и четкую цель.

Мы неизбежно приходим к необходимости общенациональной идеологии, при формировании которой обществоведческие дисциплины играют важную роль. Правовое образование может стать составной частью общенациональной идеи, где образованный человек – это общественный идеал, а высокий уровень жизни населения на базе образованности и высокой квалификации труда граждан - цель развития общества. Л. С. Выготский утверждал: «Цель пускает в ход процесс». Как только у общества появляется цель, признанная большинство» граждан, пробуждаются творческие силы народа. Когда установится система ценностей и приоритетов, процесс накопления знаний станет полезным и личности, и государству. Правовые знания займут особое место в условиях правового государства. Возможность в рамках закона реализовать себя, обеспечить своим близким достойный уровень жизни, приносить пользу Родине - все будет базироваться на знании законов. Тогда правовое образование перестанет быть самоцелью, станет средством построения правового государства. А знания, применяемые в повседневной жизни, станут лучшей агитацией в пользу правового образования.

Начинать надо с пропаганды идеи правового государства. Добавить нравственный аспект, свойственный русскому менталитету, конкретиировать обязанности человека и государства.

«Кто не знает, в какую сторону плыть, для того нет попутного ветра» - говорил Сенека. Мы же понимаем, что если цель ясна, при умелом пользовании парусами - любой ветер попутный. Почему в условиях затянувшихся, но довольно радикальных пере мен страна избежала масштабных социальных катаклизмов? Потому что в обществе еще велика прослойка людей с высшим образованием. Их не прельщают призывы возврата к прежней системе - они знают ее принципиальные недостатки. Их не обмануть популизмом - они понимают причины и глубину кризиса. Они не разочаровываются в существующей власти, потому что никогда не обольщались на ее счет. Я не задаю вопрос, что будет через 10 лет - мне страшно. Образование, и особенно правовое, нужно нашему обществу уже сейчас.

В выпускном классе мои ученики пишут сочинение на тему «Моя  Атлантида». По мере изучения курса обществознания они сначала описывают политический строй своего придуманного государства, за тем - социальную и экономическую системы жизни общества, и наконец, рассуждают об особенностях духовной культуры. У меня есть возможность сравнить мнения выпускников разных лет, и получается интересная закономерность: лучшие из учеников, те, чье мнение я ценю, опережают общественное мнение на 3-4 года. В 1993 году, когда я рассчитывала найти размышления о свободе, они пишут об укреплении экономики, даже за счет не которой монополизации. В 1997 году, когда на страницах прессы бушевал монетаризм, выпускники пишут об Укреплении государственности. Одиннадцатиклассники 2000 года пишут о ценности семьи, рассуждают о духовности. Кретова Аня: «Национальная идея - народовластие, величие, духовность. Народовластие обеспечивает построение правового государства народовластие является противодействием превращения народа в безликую толпу. Величие означает, что каждый человек стремится к процветанию свое, го государства, его развитию вместе с другими странами в общечеловеческом пространстве. Духовность в качестве нравственных начал общественной жизни». Буценко Сергей: «Общенациональной идеей моего народа будет единство вековых традиций и современной деятельности». Сержантова Полина: «Люди, имеющие систему взглядов о высоком призвании человека, уважении прав и свобод личности, чести и достоинства, заботящиеся о ее гармоничном развитии, будут цениться наличием не материальных, а духовных ценностей». Зарянов Максим: «Здесь имеет место идея духовности, но не в качестве веры в монарха или утверждения религии как господствующей идеологии, а в качестве нравственных начал общественной жизни. Атлантида не исчерпала своих исторических возможностей, и ее духовное, научное и экономическое развитие будет содействовать общечеловеческому прогрессу. В этом и состоит идея державности».

Таким образом, правовое государство как часть общенациональной идеи и правовое образование как средство ее достижения обеспечат социализацию человека в России третьего тысячелетия.

1 Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 248 с.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80800. Правовое регулирование обращения с химическими и биологическими веществами 29.88 KB
  Закон о санитарноэпидемиологическом благополучии населения предусмотрел в качестве одной из основных мер обеспечения безопасного обращения с потенциально опасными для человека химическими биологическими веществами и отдельными видами продукции государственную регистрацию ст. Потенциально опасные для человека химические биологические вещества и отдельные виды продукции допускаются к производству транспортировке закупке хранению реализации и применению использованию после их государственной регистрации. Правовое регулирование...
80801. Экологические требования при эксплуатации опасных производственных объектов 32.08 KB
  Организация эксплуатирующая опасный производственный объект обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного...
80802. Правовое регулирование генно-инженерной деятельности 32.83 KB
  Внедрение результатов генноинженерной деятельность сопряжено с потенциальными отрицательными последствиями для природы. В связи с этим возникает потребность в правовом регулировании экологических отношений возникающих при осуществлении генноинженерной деятельности. Этим целям служит Федеральный закон О государственном регулировании генноинженерной деятельности .
80803. Меры обеспечения экологической безопасности 31.19 KB
  Экологическая безопасность обеспечивается комплексом правовых организационных финансовых материальных и информационных мер предназначенных для прогнозирования предотвращения ликвидации реальных и потенциальных угроз безопасности смягчения их последствий. Угроза экологической безопасности выражает повышенную вероятность гибели отдельных природных объектов существенного загрязнения отравления или заражения окружающей среды масштабы которых определяются исходя из размеров поражения окружающей среды его устойчивости возможности...
80804. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 32.12 KB
  Предупреждение чрезвычайных ситуаций это комплекс мероприятий проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций а также на сохранение здоровья людей снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Ликвидация чрезвычайных ситуаций это аварийноспасательные и другие неотложные работы проводимые при...
80805. Правовые меры обеспечения радиационной безопасности 30.43 KB
  Федеральный закон о радиационной безопасности населения закрепляет требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с радиоактивными веществами ядерными материалами. При обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны: 1соблюдать требования законодательства РФ норм правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности; 2 планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности; 3 осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на...
80806. Правовой режим территорий подвергшихся радиоактивному загрязнению 29.82 KB
  зона эвакуации территория вокруг Чернобыльской АЭС с которой в 1986 г. было эвакуировано население 30километровая зона; 2. зона первоочередного отселения; 3. зона последующего отселения; 4.
80807. Порядок обращения с отходами производства и потребления 31.6 KB
  была принята серия специальных законодательных и иных нормативноправовых актов полностью или частично регламентирующих обращение с отходами в рамках логического правотворчества что послужило прорывом в данной области. определил правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду впервые четко зафиксировал принципы государственной политики в сфере обращения с отходами: охрана здоровья человека поддержание и восстановление благоприятного...
80808. Понятие, система и источники международного экологического права 33.01 KB
  38 Устава Международного суда ООН источниками международного права охраны окружающей среды являются: международные договоры как общие так и специальные; международный обычай как доказательство всеобщей практики признанной в качестве правовой нормы; общие принципы права признанные цивилизованными государствами; вспомогательное право т. Источники международного экологического права разделяются: на общие Устав ООН конвенции общего характера регулирующие наряду с иными вопросами и охрану окружающей среды Конвенция ООН по...