69452

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Разве не зависит от государства поток криминальной терминологии в средствах массовой информации в художественной литературе в бизнесе Происходит социализация человек комфортно чувствует себя в криминальной среде. Правовые знания займут особое место в условиях правового государства.

Русский

2014-10-05

34.5 KB

0 чел.

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА (тезисы)1

Если понимать под социализацией результат комплексных воздействий на развивающуюся личность, то надо сразу разграничить стихийное воздействие и целенаправленное влияние. Стихийным воздействие окружающих явлений можно назвать с большой долей условности. Разве не зависит от государства поток криминальной терминологии в средствах массовой информации, в художественной литературе, в бизнесе? Происходит социализация - человек комфортно чувствует себя в криминальной среде. А в созидательной сфере он не может себя реализовать, не знает, что сказать, как себя вести, не понимает систему ценностей. Слишком легко списать на стихийность влияние тех сфер, откуда государство ушло. Между тем, различить цензуру и нравственный контроль легко: цензура не позволяет мне знать то, что я хочу знать, а контроль позволяет мне не знать то, что я не хочу знать. Таким образом, воздействие окружающей среды можно считать стихийным лишь потому, что оно в разной степени сказывается на разных людях. Здесь не может быть одинакового восприятия и одинакового противоядия.

Целенаправленное влияние включает воспитание и образование.

Огромную роль в социализации людей призваны сыграть обществоведческие дисциплины. Они заставляют ребенка задуматься о своем месте в обществе, о роли общества в жизни человека. Обществознание рассчитано на ребенка, с которым много и полно общаются в семье. В свою очередь, оно, и в частности правовое образование, заставляет ребенка обращаться к близким людям с вопросами. Поэтому почти невозможно разделить учебу и воспитание. Об огромной роли воспитания в социализации говорит то, что в некоторой литературе эти два определения очень близки. Русская школа всегда была сильна воспитательным уклоном. Я считаю, что большая часть образовательных успехов связана с воспитательным компонентом. Правовое образование должно базироваться на единстве правовой и нравственной культуры. Дж. Сорос пишет о том, что главная угроза современному обществу - в распространении рыночных отношений на все сферы жизни человека. Гиперинформатизация жизни ведет к кризису личности. Анонимность и массовость культуры - к варварству. В этих условиях воспитание должно основываться на научном подходе, иметь ограниченные законом рамки воздействия на личность и четкую цель.

Мы неизбежно приходим к необходимости общенациональной идеологии, при формировании которой обществоведческие дисциплины играют важную роль. Правовое образование может стать составной частью общенациональной идеи, где образованный человек – это общественный идеал, а высокий уровень жизни населения на базе образованности и высокой квалификации труда граждан - цель развития общества. Л. С. Выготский утверждал: «Цель пускает в ход процесс». Как только у общества появляется цель, признанная большинство» граждан, пробуждаются творческие силы народа. Когда установится система ценностей и приоритетов, процесс накопления знаний станет полезным и личности, и государству. Правовые знания займут особое место в условиях правового государства. Возможность в рамках закона реализовать себя, обеспечить своим близким достойный уровень жизни, приносить пользу Родине - все будет базироваться на знании законов. Тогда правовое образование перестанет быть самоцелью, станет средством построения правового государства. А знания, применяемые в повседневной жизни, станут лучшей агитацией в пользу правового образования.

Начинать надо с пропаганды идеи правового государства. Добавить нравственный аспект, свойственный русскому менталитету, конкретиировать обязанности человека и государства.

«Кто не знает, в какую сторону плыть, для того нет попутного ветра» - говорил Сенека. Мы же понимаем, что если цель ясна, при умелом пользовании парусами - любой ветер попутный. Почему в условиях затянувшихся, но довольно радикальных пере мен страна избежала масштабных социальных катаклизмов? Потому что в обществе еще велика прослойка людей с высшим образованием. Их не прельщают призывы возврата к прежней системе - они знают ее принципиальные недостатки. Их не обмануть популизмом - они понимают причины и глубину кризиса. Они не разочаровываются в существующей власти, потому что никогда не обольщались на ее счет. Я не задаю вопрос, что будет через 10 лет - мне страшно. Образование, и особенно правовое, нужно нашему обществу уже сейчас.

В выпускном классе мои ученики пишут сочинение на тему «Моя  Атлантида». По мере изучения курса обществознания они сначала описывают политический строй своего придуманного государства, за тем - социальную и экономическую системы жизни общества, и наконец, рассуждают об особенностях духовной культуры. У меня есть возможность сравнить мнения выпускников разных лет, и получается интересная закономерность: лучшие из учеников, те, чье мнение я ценю, опережают общественное мнение на 3-4 года. В 1993 году, когда я рассчитывала найти размышления о свободе, они пишут об укреплении экономики, даже за счет не которой монополизации. В 1997 году, когда на страницах прессы бушевал монетаризм, выпускники пишут об Укреплении государственности. Одиннадцатиклассники 2000 года пишут о ценности семьи, рассуждают о духовности. Кретова Аня: «Национальная идея - народовластие, величие, духовность. Народовластие обеспечивает построение правового государства народовластие является противодействием превращения народа в безликую толпу. Величие означает, что каждый человек стремится к процветанию свое, го государства, его развитию вместе с другими странами в общечеловеческом пространстве. Духовность в качестве нравственных начал общественной жизни». Буценко Сергей: «Общенациональной идеей моего народа будет единство вековых традиций и современной деятельности». Сержантова Полина: «Люди, имеющие систему взглядов о высоком призвании человека, уважении прав и свобод личности, чести и достоинства, заботящиеся о ее гармоничном развитии, будут цениться наличием не материальных, а духовных ценностей». Зарянов Максим: «Здесь имеет место идея духовности, но не в качестве веры в монарха или утверждения религии как господствующей идеологии, а в качестве нравственных начал общественной жизни. Атлантида не исчерпала своих исторических возможностей, и ее духовное, научное и экономическое развитие будет содействовать общечеловеческому прогрессу. В этом и состоит идея державности».

Таким образом, правовое государство как часть общенациональной идеи и правовое образование как средство ее достижения обеспечат социализацию человека в России третьего тысячелетия.

1 Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 248 с.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68982. Файли, робота з файлами 41 KB
  План заняття: Організація файлів Робота з файлами Підготовчі та завершальні операції Операції уведеннявиведення Пересування по файлу Організація файлів Є багато задач коли кількість компонентів певного типу будьякого з відомих уже нам наперед визначити неможливо то її визначають у процесі виконання програми.
68983. Текстові файли 36.5 KB
  В кінці кожного рядка є символ кінець рядка внутрішнє відображення якого залежить від реалізації. Звичайно кінець рядка це комбінація коду переведення каретки символ 13 за яким може бути код переведення рядка символ 10. Для програмування переважно немає потреби знати коди символів...
68984. Модулі. Модуль і його структура 49.5 KB
  Модуль - це сукупність сталих, типів даних, змінних, процедур і функцій, які можна використати у програмі або в іншому модулі. Сам модуль не є виконуваною програмою. Модульний підхід до проектування дає змогу розділити програму на частини, які компілюють окремо.
68985. Вказівники. Вказівний тип 35.5 KB
  У мові Паскаль для роботи з динамічними об’єктами передбачено спеціальний тип значень – вказівний. Це такий же простий тип, якими є цілий, дійсний, логічний. Однак для нього в мові не зарезервовано жодного стандартного ідентифікатора. Загальний вигляд опису вказівного типу такий...
68986. Операції над змінними вказівного типу 52 KB
  Оператор присвоєння записують так само як і для інших типів: S:=r; де 5 змінна вказівного типу r може бути змінною цього ж вказівного типу функцією тобто значенням якої є вказівник цього ж вказівного типу або порожній вказівник nil. Для введених нами раніше змінних вказівного типу...
68987. Динамічні рядки символів 47 KB
  На підставі вивчених типів можна одержувати різні структури даних, яких у мові Паскаль у явному вигляді немає. Прикладом такої структури є рядки - впорядковані послідовності символів. Рядки можна відображати за допомогою векторного зображення, коли послідовність символів - це послідовність компонентів вектора...
68988. Операції над динамічними рядками 38 KB
  Розглянемо процедуру шукання заданого елемента. Попередньо опишемо тип, який відображає рядок символів як динамічну структуру. Складемо логічну функцію виявлення заданого символу в заданому динамічному рядку. Передбачимо як побічний ефект логічної функції шукання елемента вказівку...
68989. Списки як динамічна структура даних 47.5 KB
  Розглянуті рядки символів, зображені у вигляді ланцюгів, тобто як динамічна структура, є частковим випадком такої структури - лінійного однонапрямленого списку. Різниця полягає в тому, що коли для рядків інформаційними елементами можуть бути тільки значення типу char...
68990. Поняття черги і стека 35.5 KB
  Поняття стека Поняття черги У програмуванні поняття черги як динамічної структури даних використовують для моделювання процесів пов’язаних з почерговим виконанням деяких замовлень. Поняття стека Другий вид черги називають стеком.