69453

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Практика работы центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей волгоградской области показывает что около 60 детей имеют возраст от 8 до 14 лет. По различным оценкам в России насчитывается от 3 до 5 миллионов детей-беспризорников.

Русский

2014-10-05

39 KB

1 чел.

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ1

За последние несколько лет преступность среди детей и подростков в нашем государстве приобрела угрожающие масштабы и стала одной из главных социальных проблем. Особенно это коснулось крупных городов, так как именно в них более глубоко обнажаются негативные процессы, вызванные тяжелым социально-экономическим положением в обществе. С каждым годом наблюдается существенный рост детской преступности, все больше и больше углубляется негативное отношение молодежи к закону, праву и правоохранительным органам в целом, усиливается тенденция негативного, а зачастую и откровенно циничного отношения к нравственным и духовным устоям общества.

В течение пяти лет количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, возросло более чем на 2%, и на столько же возросло количество преступлений, совершенных подростками в составе групп. За этот же период детская преступность, по различным оценкам, составляет уже 30-40% от общего количества преступлений, совершенных в государстве. Так, только в Волгоградской области в 1997 году детьми совершено 2216 преступлений, в 1998 году - уже 2540, в 1999 году - 2883. Около 20% всех правонарушений дети совершают в состоянии опьянения, 14% - повторно.

Причем следует иметь в виду, что это только зарегистрированные

правонарушения, фактически же их в несколько раз больше. Страшная статистика детской преступности современной России, которая в настоящее время помолодела, говорит о том, что от 35 до 40% воспитанников государственных детских учреждений впоследствии становятся на путь совершения преступлений. Практика работы центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей волгоградской области показывает, что около 60% детей имеют возраст от 8 до 14 лет. Ситуация с ростом подростковой преступности осложняется на фоне возрождающейся детской беспризорности и безнадзорности, принимающей формы национального бедствия. По различным оценкам в России насчитывается от 3 до 5 миллионов детей-беспризорников. Такое количество детей-беспризорников уже сопоставимо с их количеством во время гражданской и Великой Отечественной войн.

Результаты исследования показывают, что подростков, ориентированных на ведение законопослушного образа жизни, обладающих устойчивой морально-нравственной позицией, с каждым годом становится все меньше, и ныне они составляют в среднем не более 15-20% существующей популяции. При этом порядка 25-30% подростков потенциальные девианты, а оставшиеся (но составляющие основную массу) 50-60% можно отнести к «неустойчивому,) типу, определенная часть представителей которого скорее всего склонна к переходу в число «активных» девиантов.

Сложившееся положение вызывает обоснованную тревогу за будущее Российского государства. В связи с этим возникает необходимость совершенствования всей системы правового образования как решающего фактора формирования позитивного правосознания, профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних, предупреждения беспризорности и безнадзорности, обеспечения защиты прав детей в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, социальной реабилитации детей, оказавшихся в сложных условиях окружающей действительности.

Исследование данной проблемы позволило выделить основные причины роста детской и подростковой преступности:

1. Отсутствие системы правового образования на всех этапах обучения детей в образовательных учреждениях.

2. Недостаточное взаимодействие между различными детскими организациями и учреждениями, осуществляющими патриотическое, духовное, нравственное и правовое воспитание детей и подростков.

3. Отсутствие конкретной, целенаправленной и координируемой политики формирования правосознания несовершеннолетних.

4. Откровенное насаждение большинством средств массовой информации культа насилия, вседозволенности, космополитизма, пренебрежения к обычаям, традициям и истории своего отечества (что является грубым нарушением требований Постановления о защите прав детей, принятом в Эр-Рияде).

5. Отсутствие надежного источника информации оправе, правовой действительности, законах, адаптированного к детям различных возрастов и образовательного уровня. Около 70% подростков получают правовую информацию от друзей, знакомых, родственников, родителей, то есть от тех, кто и сам имеет весьма смутное представление о праве.

6. Недостаток опытных, высокопрофессиональных кадров, способных организовать правовое образование, правовое воспитание молодежи, формирование у нее позитивного правосознания, стремления сознательно и добровольно соблюдать законы.

Что необходимо сделать для преодоления данной проблемы? Во-первых: в педагогических вузах необходимо без промедления начать подготовку учителей права для общеобразовательных школ. Потребность образовательных учреждений в специалистах, имеющих юридическое образование, знающих детскую психологию и педагогику, владеющих методикой преподавания права, очень высока.

Например, в Волгоградской области работает 1318 школ, 78 профессионально-технических училищ и ряд других образовательных учреждений различных уровней. Во всех изучаются дисциплины «Правоведение,) и «Граждановедение». Анализ показывает, что, в связи с отсутствием подготовленных преподавателей, занятия по данным дисциплинам проводят учителя истории, ОБЖ, физической культуры и другие, что само по себе уже предопределяет поверхностное отношение к данной дисциплине.

Право же должно стать такой же обязательной дисциплиной, как история, русский язык и литература, математика, физика, химия и т. д.

Во-вторых: разработать концепцию правового образования и формирования правосознания детей и подростков, адаптированную к местным условиям. Концепция, с нашей точки зрения, должна включать три периода. Первый - для дошкольных образовательных учреждений; второй - С 1 по 9 классы; третий - 10-11 классы. В свою очередь, второй период целесообразно подразделить на два этапа: первый  этап - с 1 по 5 классы, второй - с 6 по 9.

В-третьих: для успешного решения задач профилактики правонарушений несовершеннолетних, предупреждения беспризорности и безнадзорности, обеспечения реальной защиты прав детей необходима целенаправленная подготовка специалистов в области детского права. В настоящее время подготовка специалистов в данной области отсутствует. В детских правозащитных организациях, комиссиях по делам несовершеннолетних и в других организациях, занимающихся проблемами правового воспитания и профилактики правонарушений подростков, в основном работают люди, не обладающие специальными знаниями, но имеющие практический опыт, который уходит вместе с этими работниками. В связи с этим необходимо отметить, что отсутствие научной базы профилактической и право воспитательной работы с детьми и подростками значительно ограничивает ее возможности. В то же время, в соответствии с требованиями руководящих документов, в указанных организациях должны работать специалисты, имеющие высшее педагогическое или высшее юридическое образование.

Назрела необходимость подготовки специалистов, непосредственно работающих с детьми, имеющими отклонения в поведении, например, педагога-деликтолога. Это подтверждается тем, что ежегодно в стране только условно осуждается 120 тысяч подростков, около 50 тысяч несовершеннолетних отбывает наказание в пенитенциарных (то есть исправительных) учреждениях. Исправить такое положение дел могут специалисты, в совершенстве знающие истоки девиантного поведения детей и подростков, обладающие навыками работы с ними.

О важности подготовки специалистов для работы с несовершенно летними говорит и то, что в нашей стране 36 миллионов человек - молодежь, то есть каждый пятый. Отсутствие специально подготовленных кадров для работы с молодежью существенно снижает эффективность правовоспитательной работы с подростками, особенно с социально запущенными.

В соответствии с Федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О молодежной политике», «Об образовании» основными задачами работы с Молодежью и подростками являются:

1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление устранение причин и условий, способствующих этому;

2)   обеспечение защиты прав и законных интересов несовершенно летних;

3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Решение данных задач возможно только специалистами, имеющими как педагогическое, так и юридическое образование.

1 Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 248 с.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12651. Чисельне вирішення одного диференціального рівняння 37.5 KB
  Лабораторна робота №6 Чисельне вирішення одного диференціального рівняння. Мета роботи: Навчитися вирішувати диференційні рівняння в пакеті MATHCAD. Завдання: відтворити наведені приклади скласти звіт. MATHCAD 2000 дозволяє без додаткових перетворень чисельно вирішити д
12652. Чисельне рішення систем диференціальних рівнянь 79 KB
  Лабораторна робота №7 Чисельне рішення систем диференціальних рівнянь. Мета роботи: навчитися вирішувати системи диференціальних рівнянь за допомогою пакету С. Завдання: відтворити в пакеті MATHCAD вирішення наведених прикладів. Диференціальні рівняння що входять...
12653. Странный аттрактор 105.5 KB
  Лабораторна робота № Странный аттрактор Одна из самых знаменитых динамических систем предложена в 1963 г. Лоренцом в качестве упрощенной модели конвективных турбулентных движений жидкости в нагреваемом сосуде тороидальной формы. Система состоит из трех ОДУ и имеет тр...
12654. Модели динамики биологических популяций 73.5 KB
  Лабораторная работа №9 Модели динамики биологических популяций Модель взаимодействия хищник жертва независимо предложили в 1925-1927 гг. Лотка и Вольтерра. Два дифференциальных уравнения листинг 9 моделируют временную динамику численности двух биологических популяц
12655. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО СНАБЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ МС ГО 64 KB
  В то же время выход из строя производственных мощностей и гибель части имущества в очагах поражения будут в значительной степени ограничивать возможности формирований и учреждений МС ГО в оказании медицинской помощи.
12656. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СХЕМ 71.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СХЕМ Цель работы: Изучение измерительных приборов лаборатории полупроводниковых устройств. Освоение основных приемов измерения электрических парамет
12657. ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТИЧЕСКИХ И ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ ДИОДОВ 94 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТИЧЕСКИХ И ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ ДИОДОВ Цель работы: Изучение вольт-амперных характеристик ВАХ полупроводниковых диодов ППД методов их аппроксимации исследование динамических
12658. ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНЗИСТОРНЫХ КАСКАДОВ УСИЛЕНИЯ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 85.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНЗИСТОРНЫХ КАСКАДОВ УСИЛЕНИЯ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА Цель работы: Изучение транзисторных каскадов класса усиления расчет цепей смещения и стабилизации испытание каскадов и измерение их параметров. В кас...
12659. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕВЕРСИВНОГО ИМПУЛЬСНОГО РЕГУЛЯТОРА МОЩНОСТИ 147 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕВЕРСИВНОГО ИМПУЛЬСНОГО РЕГУЛЯТОРА МОЩНОСТИ Цель работы: освоение методики расчета типовых цепей насыщения и запирания транзистора и методики экспериментального определения состояния транзистора; ...