69453

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Практика работы центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей волгоградской области показывает что около 60 детей имеют возраст от 8 до 14 лет. По различным оценкам в России насчитывается от 3 до 5 миллионов детей-беспризорников.

Русский

2014-10-05

39 KB

1 чел.

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ1

За последние несколько лет преступность среди детей и подростков в нашем государстве приобрела угрожающие масштабы и стала одной из главных социальных проблем. Особенно это коснулось крупных городов, так как именно в них более глубоко обнажаются негативные процессы, вызванные тяжелым социально-экономическим положением в обществе. С каждым годом наблюдается существенный рост детской преступности, все больше и больше углубляется негативное отношение молодежи к закону, праву и правоохранительным органам в целом, усиливается тенденция негативного, а зачастую и откровенно циничного отношения к нравственным и духовным устоям общества.

В течение пяти лет количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, возросло более чем на 2%, и на столько же возросло количество преступлений, совершенных подростками в составе групп. За этот же период детская преступность, по различным оценкам, составляет уже 30-40% от общего количества преступлений, совершенных в государстве. Так, только в Волгоградской области в 1997 году детьми совершено 2216 преступлений, в 1998 году - уже 2540, в 1999 году - 2883. Около 20% всех правонарушений дети совершают в состоянии опьянения, 14% - повторно.

Причем следует иметь в виду, что это только зарегистрированные

правонарушения, фактически же их в несколько раз больше. Страшная статистика детской преступности современной России, которая в настоящее время помолодела, говорит о том, что от 35 до 40% воспитанников государственных детских учреждений впоследствии становятся на путь совершения преступлений. Практика работы центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей волгоградской области показывает, что около 60% детей имеют возраст от 8 до 14 лет. Ситуация с ростом подростковой преступности осложняется на фоне возрождающейся детской беспризорности и безнадзорности, принимающей формы национального бедствия. По различным оценкам в России насчитывается от 3 до 5 миллионов детей-беспризорников. Такое количество детей-беспризорников уже сопоставимо с их количеством во время гражданской и Великой Отечественной войн.

Результаты исследования показывают, что подростков, ориентированных на ведение законопослушного образа жизни, обладающих устойчивой морально-нравственной позицией, с каждым годом становится все меньше, и ныне они составляют в среднем не более 15-20% существующей популяции. При этом порядка 25-30% подростков потенциальные девианты, а оставшиеся (но составляющие основную массу) 50-60% можно отнести к «неустойчивому,) типу, определенная часть представителей которого скорее всего склонна к переходу в число «активных» девиантов.

Сложившееся положение вызывает обоснованную тревогу за будущее Российского государства. В связи с этим возникает необходимость совершенствования всей системы правового образования как решающего фактора формирования позитивного правосознания, профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних, предупреждения беспризорности и безнадзорности, обеспечения защиты прав детей в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, социальной реабилитации детей, оказавшихся в сложных условиях окружающей действительности.

Исследование данной проблемы позволило выделить основные причины роста детской и подростковой преступности:

1. Отсутствие системы правового образования на всех этапах обучения детей в образовательных учреждениях.

2. Недостаточное взаимодействие между различными детскими организациями и учреждениями, осуществляющими патриотическое, духовное, нравственное и правовое воспитание детей и подростков.

3. Отсутствие конкретной, целенаправленной и координируемой политики формирования правосознания несовершеннолетних.

4. Откровенное насаждение большинством средств массовой информации культа насилия, вседозволенности, космополитизма, пренебрежения к обычаям, традициям и истории своего отечества (что является грубым нарушением требований Постановления о защите прав детей, принятом в Эр-Рияде).

5. Отсутствие надежного источника информации оправе, правовой действительности, законах, адаптированного к детям различных возрастов и образовательного уровня. Около 70% подростков получают правовую информацию от друзей, знакомых, родственников, родителей, то есть от тех, кто и сам имеет весьма смутное представление о праве.

6. Недостаток опытных, высокопрофессиональных кадров, способных организовать правовое образование, правовое воспитание молодежи, формирование у нее позитивного правосознания, стремления сознательно и добровольно соблюдать законы.

Что необходимо сделать для преодоления данной проблемы? Во-первых: в педагогических вузах необходимо без промедления начать подготовку учителей права для общеобразовательных школ. Потребность образовательных учреждений в специалистах, имеющих юридическое образование, знающих детскую психологию и педагогику, владеющих методикой преподавания права, очень высока.

Например, в Волгоградской области работает 1318 школ, 78 профессионально-технических училищ и ряд других образовательных учреждений различных уровней. Во всех изучаются дисциплины «Правоведение,) и «Граждановедение». Анализ показывает, что, в связи с отсутствием подготовленных преподавателей, занятия по данным дисциплинам проводят учителя истории, ОБЖ, физической культуры и другие, что само по себе уже предопределяет поверхностное отношение к данной дисциплине.

Право же должно стать такой же обязательной дисциплиной, как история, русский язык и литература, математика, физика, химия и т. д.

Во-вторых: разработать концепцию правового образования и формирования правосознания детей и подростков, адаптированную к местным условиям. Концепция, с нашей точки зрения, должна включать три периода. Первый - для дошкольных образовательных учреждений; второй - С 1 по 9 классы; третий - 10-11 классы. В свою очередь, второй период целесообразно подразделить на два этапа: первый  этап - с 1 по 5 классы, второй - с 6 по 9.

В-третьих: для успешного решения задач профилактики правонарушений несовершеннолетних, предупреждения беспризорности и безнадзорности, обеспечения реальной защиты прав детей необходима целенаправленная подготовка специалистов в области детского права. В настоящее время подготовка специалистов в данной области отсутствует. В детских правозащитных организациях, комиссиях по делам несовершеннолетних и в других организациях, занимающихся проблемами правового воспитания и профилактики правонарушений подростков, в основном работают люди, не обладающие специальными знаниями, но имеющие практический опыт, который уходит вместе с этими работниками. В связи с этим необходимо отметить, что отсутствие научной базы профилактической и право воспитательной работы с детьми и подростками значительно ограничивает ее возможности. В то же время, в соответствии с требованиями руководящих документов, в указанных организациях должны работать специалисты, имеющие высшее педагогическое или высшее юридическое образование.

Назрела необходимость подготовки специалистов, непосредственно работающих с детьми, имеющими отклонения в поведении, например, педагога-деликтолога. Это подтверждается тем, что ежегодно в стране только условно осуждается 120 тысяч подростков, около 50 тысяч несовершеннолетних отбывает наказание в пенитенциарных (то есть исправительных) учреждениях. Исправить такое положение дел могут специалисты, в совершенстве знающие истоки девиантного поведения детей и подростков, обладающие навыками работы с ними.

О важности подготовки специалистов для работы с несовершенно летними говорит и то, что в нашей стране 36 миллионов человек - молодежь, то есть каждый пятый. Отсутствие специально подготовленных кадров для работы с молодежью существенно снижает эффективность правовоспитательной работы с подростками, особенно с социально запущенными.

В соответствии с Федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О молодежной политике», «Об образовании» основными задачами работы с Молодежью и подростками являются:

1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление устранение причин и условий, способствующих этому;

2)   обеспечение защиты прав и законных интересов несовершенно летних;

3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Решение данных задач возможно только специалистами, имеющими как педагогическое, так и юридическое образование.

1 Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 248 с.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65496. Закономірності фазових і структурних перетворень в сплавах на основі системи ti-si при гартуванні та відпуску 11.77 MB
  Розробка новітніх сплавів передусім ґрунтується на досягненнях фізичного матеріалознавства в основному на даних досліджень фазових і структурних перетворень та фізики міцності. Водночас можливості таких методів структурної інженерії як легування в області твердих розчинів пластична деформація і термічна...
65497. ФУНКЦІОНАЛЬНА ПІДГОТОВКА ЮНИХ ФУТБОЛІСТІВ РІЗНИХ ІГРОВИХ АМПЛУА НА ЕТАПІ СПЕЦІАЛІЗОВАНОЇ БАЗОВОЇ ПІДГОТОВКИ 222.5 KB
  Основним завданням підготовки футболістів у змагальному періоді є збереження їх рухового й функціонального потенціалу при постійному вдосконаленні індивідуального та командного рівня технікотактичної майстерності а також реалізація можливостей гравців у змаганнях...
65498. УДОСКОНАЛЕННЯ МЕТОДІВ РОЗРАХУНКУ ЕКСПЛУАТАЦІЙНИХ НАВАНТАЖЕНЬ ТА ЗНОСІВ КОЛІНЧАТИХ ВАЛІВ ЛОКОМОТИВНИХ ЕНЕРГЕТИЧНИХ УСТАНОВОК 718 KB
  Така ситуація визначає необхідність розгортання науково-дослідних і дослідно-конструкторських робіт спрямованих на забезпечення надійності та довговічності в експлуатації основних агрегатів тепловозів головне місце серед яких належить локомотивним енергетичним установкам ЛЕУ.
65499. ПОЛІПШЕННЯ ВОГНЕЗАХИСНИХ ВЛАСТИВОСТЕЙ ЦЕЛЮЛОЗНИХ ТЕКСТИЛЬНИХ МАТЕРІАЛІВ З ВИКОРИСТАННЯМ РЕАКЦІЙНО ЗДАТНИХ АНТИПІРЕНІВ 605 KB
  За отриманими рівняннями регресії для нормованих значень факторів концентрація МПФА і концентрація аддукт ДА були побудовані поверхні відгуку рис. Установлено що при введенні 15 МПФА і 10 аддукта ДА від маси тканини зберігаються міцні характеристики тканин...
65500. РОЛЬ КИСНЮ ТА СІРКИ ВУГІЛЛЯ В ПРОЦЕСАХ ЙОГО ТЕРМІЧНОЇ ДЕСТРУКЦІЇ 280.5 KB
  Наявність атомів оксигену сульфуру й у меншій мірі нітрогену в органічній масі вугілля ОМВ визначає ті властивості які відрізняють вугілля від інших вуглецевих матеріалів. Вугілля України Донецький Дніпровський басейни належить до найбільш сірчистого.
65502. Моделювання систем і процесів на основі оптимального планування експериментів 179 KB
  Задачі що вирішуються в дисертаційній роботі: розробити метод класифікації планів багатофакторного експерименту; удосконалити метод побудови оптимальних комбінаторних планів багатофакторного експерименту для отримання ефективних математичних моделей обєктів...
65503. Діяльність Зиновія Лиська в контексті професіоналізації української музичної культури Галичини 128 KB
  Мета дослідження систематизувати і дати комплексну оцінку музикознавчої фольклористичної і композиторської спадщини Зиновія Лиська його музичногромадської діяльності в контексті процесів професіоналізації української музичної культури Галичини...
65504. Медико-психологічні реабілітація жінок, які перенесли оперативні втручання на внутрішніх статевих органах 1.53 MB
  За даними літератури міома матки зустрічається у 15-17 жінок старше 30 років при цьому 75 хворих піддаються оперативному лікуванню В. Фактично в даний час гістеректомія найбільш часта операція у жінок репродуктивного віку.