69453

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Практика работы центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей волгоградской области показывает что около 60 детей имеют возраст от 8 до 14 лет. По различным оценкам в России насчитывается от 3 до 5 миллионов детей-беспризорников.

Русский

2014-10-05

39 KB

1 чел.

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ1

За последние несколько лет преступность среди детей и подростков в нашем государстве приобрела угрожающие масштабы и стала одной из главных социальных проблем. Особенно это коснулось крупных городов, так как именно в них более глубоко обнажаются негативные процессы, вызванные тяжелым социально-экономическим положением в обществе. С каждым годом наблюдается существенный рост детской преступности, все больше и больше углубляется негативное отношение молодежи к закону, праву и правоохранительным органам в целом, усиливается тенденция негативного, а зачастую и откровенно циничного отношения к нравственным и духовным устоям общества.

В течение пяти лет количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, возросло более чем на 2%, и на столько же возросло количество преступлений, совершенных подростками в составе групп. За этот же период детская преступность, по различным оценкам, составляет уже 30-40% от общего количества преступлений, совершенных в государстве. Так, только в Волгоградской области в 1997 году детьми совершено 2216 преступлений, в 1998 году - уже 2540, в 1999 году - 2883. Около 20% всех правонарушений дети совершают в состоянии опьянения, 14% - повторно.

Причем следует иметь в виду, что это только зарегистрированные

правонарушения, фактически же их в несколько раз больше. Страшная статистика детской преступности современной России, которая в настоящее время помолодела, говорит о том, что от 35 до 40% воспитанников государственных детских учреждений впоследствии становятся на путь совершения преступлений. Практика работы центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей волгоградской области показывает, что около 60% детей имеют возраст от 8 до 14 лет. Ситуация с ростом подростковой преступности осложняется на фоне возрождающейся детской беспризорности и безнадзорности, принимающей формы национального бедствия. По различным оценкам в России насчитывается от 3 до 5 миллионов детей-беспризорников. Такое количество детей-беспризорников уже сопоставимо с их количеством во время гражданской и Великой Отечественной войн.

Результаты исследования показывают, что подростков, ориентированных на ведение законопослушного образа жизни, обладающих устойчивой морально-нравственной позицией, с каждым годом становится все меньше, и ныне они составляют в среднем не более 15-20% существующей популяции. При этом порядка 25-30% подростков потенциальные девианты, а оставшиеся (но составляющие основную массу) 50-60% можно отнести к «неустойчивому,) типу, определенная часть представителей которого скорее всего склонна к переходу в число «активных» девиантов.

Сложившееся положение вызывает обоснованную тревогу за будущее Российского государства. В связи с этим возникает необходимость совершенствования всей системы правового образования как решающего фактора формирования позитивного правосознания, профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних, предупреждения беспризорности и безнадзорности, обеспечения защиты прав детей в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, социальной реабилитации детей, оказавшихся в сложных условиях окружающей действительности.

Исследование данной проблемы позволило выделить основные причины роста детской и подростковой преступности:

1. Отсутствие системы правового образования на всех этапах обучения детей в образовательных учреждениях.

2. Недостаточное взаимодействие между различными детскими организациями и учреждениями, осуществляющими патриотическое, духовное, нравственное и правовое воспитание детей и подростков.

3. Отсутствие конкретной, целенаправленной и координируемой политики формирования правосознания несовершеннолетних.

4. Откровенное насаждение большинством средств массовой информации культа насилия, вседозволенности, космополитизма, пренебрежения к обычаям, традициям и истории своего отечества (что является грубым нарушением требований Постановления о защите прав детей, принятом в Эр-Рияде).

5. Отсутствие надежного источника информации оправе, правовой действительности, законах, адаптированного к детям различных возрастов и образовательного уровня. Около 70% подростков получают правовую информацию от друзей, знакомых, родственников, родителей, то есть от тех, кто и сам имеет весьма смутное представление о праве.

6. Недостаток опытных, высокопрофессиональных кадров, способных организовать правовое образование, правовое воспитание молодежи, формирование у нее позитивного правосознания, стремления сознательно и добровольно соблюдать законы.

Что необходимо сделать для преодоления данной проблемы? Во-первых: в педагогических вузах необходимо без промедления начать подготовку учителей права для общеобразовательных школ. Потребность образовательных учреждений в специалистах, имеющих юридическое образование, знающих детскую психологию и педагогику, владеющих методикой преподавания права, очень высока.

Например, в Волгоградской области работает 1318 школ, 78 профессионально-технических училищ и ряд других образовательных учреждений различных уровней. Во всех изучаются дисциплины «Правоведение,) и «Граждановедение». Анализ показывает, что, в связи с отсутствием подготовленных преподавателей, занятия по данным дисциплинам проводят учителя истории, ОБЖ, физической культуры и другие, что само по себе уже предопределяет поверхностное отношение к данной дисциплине.

Право же должно стать такой же обязательной дисциплиной, как история, русский язык и литература, математика, физика, химия и т. д.

Во-вторых: разработать концепцию правового образования и формирования правосознания детей и подростков, адаптированную к местным условиям. Концепция, с нашей точки зрения, должна включать три периода. Первый - для дошкольных образовательных учреждений; второй - С 1 по 9 классы; третий - 10-11 классы. В свою очередь, второй период целесообразно подразделить на два этапа: первый  этап - с 1 по 5 классы, второй - с 6 по 9.

В-третьих: для успешного решения задач профилактики правонарушений несовершеннолетних, предупреждения беспризорности и безнадзорности, обеспечения реальной защиты прав детей необходима целенаправленная подготовка специалистов в области детского права. В настоящее время подготовка специалистов в данной области отсутствует. В детских правозащитных организациях, комиссиях по делам несовершеннолетних и в других организациях, занимающихся проблемами правового воспитания и профилактики правонарушений подростков, в основном работают люди, не обладающие специальными знаниями, но имеющие практический опыт, который уходит вместе с этими работниками. В связи с этим необходимо отметить, что отсутствие научной базы профилактической и право воспитательной работы с детьми и подростками значительно ограничивает ее возможности. В то же время, в соответствии с требованиями руководящих документов, в указанных организациях должны работать специалисты, имеющие высшее педагогическое или высшее юридическое образование.

Назрела необходимость подготовки специалистов, непосредственно работающих с детьми, имеющими отклонения в поведении, например, педагога-деликтолога. Это подтверждается тем, что ежегодно в стране только условно осуждается 120 тысяч подростков, около 50 тысяч несовершеннолетних отбывает наказание в пенитенциарных (то есть исправительных) учреждениях. Исправить такое положение дел могут специалисты, в совершенстве знающие истоки девиантного поведения детей и подростков, обладающие навыками работы с ними.

О важности подготовки специалистов для работы с несовершенно летними говорит и то, что в нашей стране 36 миллионов человек - молодежь, то есть каждый пятый. Отсутствие специально подготовленных кадров для работы с молодежью существенно снижает эффективность правовоспитательной работы с подростками, особенно с социально запущенными.

В соответствии с Федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О молодежной политике», «Об образовании» основными задачами работы с Молодежью и подростками являются:

1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление устранение причин и условий, способствующих этому;

2)   обеспечение защиты прав и законных интересов несовершенно летних;

3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Решение данных задач возможно только специалистами, имеющими как педагогическое, так и юридическое образование.

1 Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 248 с.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78519. Концепции и механизмы практической реализации распределенной обработки информации 27 KB
  Концепции и механизмы практической реализации распределенной обработки информации. Одним из исторически первых механизмов реализации распределенной обработки информации является механизм удаленного вызова процедур RPC который поддерживает синхронный режим коммуникаций между двумя прикладными модулями клиентом и сервером. RPC реализует в распределенной среде принципы традиционного структурного программирования. Применение объектно-ориентированного подхода способствует значительному усовершенствованию механизмов организации распределенной...
78520. Эволюция технических средств в обработке информации. Классификация, структурное построение и основные параметры вычислительных машин 28 KB
  Классификация структурное построение и основные параметры вычислительных машин. Предшественниками вычислительных машин были механические и электромеханические счетные устройства. Эта машина во многом была прообразом современных универсальных вычислительных машин. Лебедевым независимо от фон Неймана были сформулированы более детальные и полные принципы построения электронных цифровых вычислительных машин которые были применены при создании первых отечественных разработок ВМ Первый период 19451955.
78521. Основные аппаратные составляющие и перифирийные устройства компьютеров, их назначение, типы, принципы функционирования и характеристики 33 KB
  Процессор является основным вычислительным устройством ВМ в задачу которого входит исполнение находящейся в памяти машины программы. Процессор является основным вычислительным узлом ПК в задачу которого входят исполнение находящейся в памяти программы. сам по себе процессор и остальные элементы контроллеры памяти интерфейсы шины КЭШ память...
78522. Вычислительные системы: общие понятия, классификация, структурные схемы, характеристики 159.5 KB
  Одним из эффективнейших направлений развития вычислительной техники стало построение так называемых многомашинных вычислительных систем ММВС Принципиальным отличием ММВС от многопроцессорных ВМ является то что входящие в состав ММВС отдельные ВМ или и отдельные так называемые вычислительные модули ВМод включающие центральный процессор основную память интерфейсное устройство и возможно дисковую память имеют свою собственную основную память. Вычислительные машины или и вычислительные модули связываются между собой посредством...
78523. Понятие и классификация вычислительных сетей. Модель многоуровневого сетевого взаимодействия 27 KB
  COWS – кластар рабочих станций NOWS – сеть рабочих станций Основной классифицирующей характеристикой ВС является их масштабная территориальная характеристика: локальные вычислительные сети и глобальные вычислительные сети ГВС и региональные городские РВС. Сети отделов. Сети кампусов изначально преследовали цель объединения нескольких мелких локальных сетей в одну. Корпоративные сети в рамках одного предприятия.
78524. Физический уровень сетевых телекоммуникаций: общие понятия, типы и характеристики линий связи, методы передачи данных 27 KB
  Физический уровень сетевых телекоммуникаций: общие понятия типы и характеристики линий связи методы передачи данных Физ. В зависимости от типа физической среды передачи информации линии связи могут быть либо кабельными проводными либо беспроводными электромагнитные волны. в оптоволоконном кабеле для передачи данных используются световые импульсы. малую надежность передачи информации.
78525. Базовые сетевые технологии: стандарты, механизмы, характеристики 27 KB
  Под топологией компьютерной сети обычно понимают физическое расположение компьютеров сети относительно Друг Друга и способ соединения их линиями. Топология определяет требования к оборудованию тип используемого кабеля методы управления обменом надежность работы возможность расширения сети. Звезда: все компьютеры сети соединяются с центральным компьютером активная звезда при отсутствии центрального компьютера – псевдо звезда. По сети непрерывно циркулирует маркер который имеет длину 3 байта и не содержит обычных данных.
78526. Конструирование путевых машин капитального ремонта пути 1007.73 KB
  От его работы зависит бесперебойная работа всех его секторов. Железнодорожный транспорт многоотраслевое хозяйство представлявшее собой огромный по протяженности конвейер бесперебойная и безаварийная работа которого зависит от функционирования каждой из его составных частей. Железнодорожный путь работает в самых сложных атмосферноклиматических условиях при постоянном воздействии динамической нагрузки от проходящих поездов. Для обеспечения указанных требований постоянно ведутся работы по усилению несущей способности и...
78527. Технология производства рабочей лопатки турбины 4.23 MB
  Одной из самых нагруженных деталью, ограничивающей межремонтный ресурс, являются неохлаждаемые лопатки турбины, изготавливаемые из деформируемого никелевого сплава ЭИ893. Лопатки из этого сплава из-за ограничений по длительной прочности имеют ресурс 48000 часов.