69453

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Практика работы центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей волгоградской области показывает что около 60 детей имеют возраст от 8 до 14 лет. По различным оценкам в России насчитывается от 3 до 5 миллионов детей-беспризорников.

Русский

2014-10-05

39 KB

1 чел.

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ1

За последние несколько лет преступность среди детей и подростков в нашем государстве приобрела угрожающие масштабы и стала одной из главных социальных проблем. Особенно это коснулось крупных городов, так как именно в них более глубоко обнажаются негативные процессы, вызванные тяжелым социально-экономическим положением в обществе. С каждым годом наблюдается существенный рост детской преступности, все больше и больше углубляется негативное отношение молодежи к закону, праву и правоохранительным органам в целом, усиливается тенденция негативного, а зачастую и откровенно циничного отношения к нравственным и духовным устоям общества.

В течение пяти лет количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, возросло более чем на 2%, и на столько же возросло количество преступлений, совершенных подростками в составе групп. За этот же период детская преступность, по различным оценкам, составляет уже 30-40% от общего количества преступлений, совершенных в государстве. Так, только в Волгоградской области в 1997 году детьми совершено 2216 преступлений, в 1998 году - уже 2540, в 1999 году - 2883. Около 20% всех правонарушений дети совершают в состоянии опьянения, 14% - повторно.

Причем следует иметь в виду, что это только зарегистрированные

правонарушения, фактически же их в несколько раз больше. Страшная статистика детской преступности современной России, которая в настоящее время помолодела, говорит о том, что от 35 до 40% воспитанников государственных детских учреждений впоследствии становятся на путь совершения преступлений. Практика работы центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей волгоградской области показывает, что около 60% детей имеют возраст от 8 до 14 лет. Ситуация с ростом подростковой преступности осложняется на фоне возрождающейся детской беспризорности и безнадзорности, принимающей формы национального бедствия. По различным оценкам в России насчитывается от 3 до 5 миллионов детей-беспризорников. Такое количество детей-беспризорников уже сопоставимо с их количеством во время гражданской и Великой Отечественной войн.

Результаты исследования показывают, что подростков, ориентированных на ведение законопослушного образа жизни, обладающих устойчивой морально-нравственной позицией, с каждым годом становится все меньше, и ныне они составляют в среднем не более 15-20% существующей популяции. При этом порядка 25-30% подростков потенциальные девианты, а оставшиеся (но составляющие основную массу) 50-60% можно отнести к «неустойчивому,) типу, определенная часть представителей которого скорее всего склонна к переходу в число «активных» девиантов.

Сложившееся положение вызывает обоснованную тревогу за будущее Российского государства. В связи с этим возникает необходимость совершенствования всей системы правового образования как решающего фактора формирования позитивного правосознания, профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних, предупреждения беспризорности и безнадзорности, обеспечения защиты прав детей в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, социальной реабилитации детей, оказавшихся в сложных условиях окружающей действительности.

Исследование данной проблемы позволило выделить основные причины роста детской и подростковой преступности:

1. Отсутствие системы правового образования на всех этапах обучения детей в образовательных учреждениях.

2. Недостаточное взаимодействие между различными детскими организациями и учреждениями, осуществляющими патриотическое, духовное, нравственное и правовое воспитание детей и подростков.

3. Отсутствие конкретной, целенаправленной и координируемой политики формирования правосознания несовершеннолетних.

4. Откровенное насаждение большинством средств массовой информации культа насилия, вседозволенности, космополитизма, пренебрежения к обычаям, традициям и истории своего отечества (что является грубым нарушением требований Постановления о защите прав детей, принятом в Эр-Рияде).

5. Отсутствие надежного источника информации оправе, правовой действительности, законах, адаптированного к детям различных возрастов и образовательного уровня. Около 70% подростков получают правовую информацию от друзей, знакомых, родственников, родителей, то есть от тех, кто и сам имеет весьма смутное представление о праве.

6. Недостаток опытных, высокопрофессиональных кадров, способных организовать правовое образование, правовое воспитание молодежи, формирование у нее позитивного правосознания, стремления сознательно и добровольно соблюдать законы.

Что необходимо сделать для преодоления данной проблемы? Во-первых: в педагогических вузах необходимо без промедления начать подготовку учителей права для общеобразовательных школ. Потребность образовательных учреждений в специалистах, имеющих юридическое образование, знающих детскую психологию и педагогику, владеющих методикой преподавания права, очень высока.

Например, в Волгоградской области работает 1318 школ, 78 профессионально-технических училищ и ряд других образовательных учреждений различных уровней. Во всех изучаются дисциплины «Правоведение,) и «Граждановедение». Анализ показывает, что, в связи с отсутствием подготовленных преподавателей, занятия по данным дисциплинам проводят учителя истории, ОБЖ, физической культуры и другие, что само по себе уже предопределяет поверхностное отношение к данной дисциплине.

Право же должно стать такой же обязательной дисциплиной, как история, русский язык и литература, математика, физика, химия и т. д.

Во-вторых: разработать концепцию правового образования и формирования правосознания детей и подростков, адаптированную к местным условиям. Концепция, с нашей точки зрения, должна включать три периода. Первый - для дошкольных образовательных учреждений; второй - С 1 по 9 классы; третий - 10-11 классы. В свою очередь, второй период целесообразно подразделить на два этапа: первый  этап - с 1 по 5 классы, второй - с 6 по 9.

В-третьих: для успешного решения задач профилактики правонарушений несовершеннолетних, предупреждения беспризорности и безнадзорности, обеспечения реальной защиты прав детей необходима целенаправленная подготовка специалистов в области детского права. В настоящее время подготовка специалистов в данной области отсутствует. В детских правозащитных организациях, комиссиях по делам несовершеннолетних и в других организациях, занимающихся проблемами правового воспитания и профилактики правонарушений подростков, в основном работают люди, не обладающие специальными знаниями, но имеющие практический опыт, который уходит вместе с этими работниками. В связи с этим необходимо отметить, что отсутствие научной базы профилактической и право воспитательной работы с детьми и подростками значительно ограничивает ее возможности. В то же время, в соответствии с требованиями руководящих документов, в указанных организациях должны работать специалисты, имеющие высшее педагогическое или высшее юридическое образование.

Назрела необходимость подготовки специалистов, непосредственно работающих с детьми, имеющими отклонения в поведении, например, педагога-деликтолога. Это подтверждается тем, что ежегодно в стране только условно осуждается 120 тысяч подростков, около 50 тысяч несовершеннолетних отбывает наказание в пенитенциарных (то есть исправительных) учреждениях. Исправить такое положение дел могут специалисты, в совершенстве знающие истоки девиантного поведения детей и подростков, обладающие навыками работы с ними.

О важности подготовки специалистов для работы с несовершенно летними говорит и то, что в нашей стране 36 миллионов человек - молодежь, то есть каждый пятый. Отсутствие специально подготовленных кадров для работы с молодежью существенно снижает эффективность правовоспитательной работы с подростками, особенно с социально запущенными.

В соответствии с Федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О молодежной политике», «Об образовании» основными задачами работы с Молодежью и подростками являются:

1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление устранение причин и условий, способствующих этому;

2)   обеспечение защиты прав и законных интересов несовершенно летних;

3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Решение данных задач возможно только специалистами, имеющими как педагогическое, так и юридическое образование.

1 Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 248 с.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23655. Управление качеством электронных средств 423 KB
  Непрерывной случайной величиной СВ называется величина которая при испытании может принять любое значение из заданного диапазона. Любое распределение характеризуется определенными характеристиками важнейшими из которых являются среднее значение и дисперсия. Несмещенной является оценка среднее значение которой совпадает со средним значением генерал ной совокупности. Здесь оценка истинное значение характеристики оператор усреднения.
23656. Семантические сети 170 KB
  Семантические сети Семантической сетью является структура данных имеющая определенный смысл как сеть. Стандартного определения семантической сети не существует но обычно под ней подразумевают следующее: Семантическая сеть это система знаний имеющая определенный смысл в виде целостного образа сети узлы которой соответствуют понятиям и объектам а дуги отношениям между объектами. Следовательно всевозможные сети можно рассматривать как сети входящие в состав семантической сети. Поэтому в контексте знакомства с СОЗ семантические сети...
23657. Продукционные модели. ЕСЛИ - ТО (явление - реакция) 166 KB
  Эти две отличительные черты и определили широкое распространение методов представления знаний правилами. Программные средства оперирующие со знаниями представленными правилами получили название продукционных систем или систем продукции и впервые были предложены Постом в 1941 году. Общим для систем продукции является то что они состоят из трех элементов: Набор правил используемых как БЗ его еще называют базой правил; Рабочая память где хранятся предпосылки касающиеся отдельных задач а также результаты выводов получаемых на основе...
23658. Представление знаний с применением фреймов 143.5 KB
  Понятие фрейма и слота В сложных семантических сетях включающих множество понятий процесс обновления узлов и контроль связей между ними становится затруднительным. В каждом узле понятия определяются набором атрибутов и их значениями которые содержатся в слотах фрейма. Слот это атрибут связанный с узлом в системе основанной на фреймах. Слот является составляющей фрейма.
23659. Стратегии поиска в СОЗ 105.5 KB
  7 Начальныесостояния Цель конечные состояния Реализует возможность выбора Выполняет шаги от начального состояния к новым более близким к цели Исходные посылки и факты Поиск Стратегия поиска B A C C A B A B C A B C C B A B C A B A C C A B A B C C A B B A C A B C A C B 8. Стратегии поиска в СОЗ 8. Поиск в СОЗ Причем поиск конечного состояния выполняется автоматически на основе реализованной в СОЗ стратегии поиска которая: реализует возможность выбора; позволяет выполнять шаги от начального...
23660. Нечеткие множества в системах основанных на знаниях 462.5 KB
  Для ее решения вводится два показателя: П АiФ = sup min фu Aiu это возможность что нечеткое множество Ф принадлежит значению Аi атрибута Ã. Рассмотрим геометрическую интерпретацию определения ПА1Ф: min фu A1u представляет собой треугольник SQR т. sup min фu A1u это точка Q т. Тогда ПА1Ф = min {max 0 min 1 1 m1 m2 1 2 max 0 min 1 1 m2 m1 2 1 }.
23661. Основы построения систем основанных на знаниях (Соз) 68 KB
  Предположим нас интересует что имеет Иван: Запрос: имеет иван Вещь Ответ: Вещь = машина Если мы заполним базу еще рядом фактов имеет петр руб.500 имеет петр телевизор цена видео 4200 цена приемник 20 цена часы 70 тогда на аналогичный запрос но только относительно Петра мы получим ответ: Запрос: имеет петр Вещь Ответ: Вещь = часы Вещь = руб 500 Вещь = телевизор Заметим что имя петр мы вводим со строчной буквы так как это атом; а Вещь является переменной и записывается с заглавной буквы. Чтобы не...
23662. Экспертные системы. Назначения ЭС и основные требования к ним 78 KB
  Экспертные системы Система основанная на знаниях система программного обеспечения основными структурными элементами которой являются базы знаний и механизм логических выводов. Основными требованиями к ЭС являются: использование знаний связанно с конкретной предметной областью; приобретение знаний от эксперта; определение реальной и достаточно сложной задачи; наделение системы способностями эксперта. которые обладают общими качествами: имеют огромный багаж знаний о конкретной предметной области; имеют большой опыт работы в этой...
23663. Приобретение и формализация Знаний 465 KB
  Одной из них является чтректура получившая название дерево решений. Вместе с тем использование дерева решений может быть эффективно там где знания представляются в виде правил. Структура дерева решений иллюстрирует отношения которые должны быть установлены между правилами в хорошо организованной БЗ. Представление знаний в виде дерева решений Базируясь на знаниях эксперта графически диаграмму всех возможных исходов данной консультации можно представить в виде рис.