69454

Правовая культура и воспитание, формирование правового сознания

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Реальное воздействие правовой нормы на поведение личности зависит от соответствия юридических предписаний реальным потребностям общества от состояния законности психол. Только педагогически и целесообразно организованная педагогическую деятельность в области правового...

Русский

2014-10-05

121.5 KB

8 чел.

Правовая культура и воспитание, формирование правового сознания.

Система правового воспитания определяется характером и политикой государства. Правовое воспитание часто рассматривается в рамках гражданского воспитания. Эти направления воспитания имеют много общего, но правовое воспитание в большей степени ориентировано на осознанное восприятие юридических законов, правовых норм и ответственности (нравственная, моральное качество личности и категория этики, отражающая, с одной стороны, способность человека отвечать за свои поступки, с другой - возможность для общества подвергать эти действия моральной оценке).

Правовая норма - идеальная модель должного поведения человека в обществе. Реальное воздействие правовой нормы на поведение личности зависит от соответствия юридических предписаний реальным потребностям общества, от состояния законности, психол. готовности личности соблюдать предписания, выраженные в типичном поведении участников обществ, отношений. Взаимодействие права и ребёнка осуществляется главным образом опосредованно, через родителей и взрослых, участвующих в его воспитании. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребёнок находится под защитой закона; его особый статус закреплён во Всеобщей декларации прав человека (1948) и в Конвенции о правах ребёнка (1989). В условиях семейного и школьного воспитания ребёнок органично усваивает привычки правомерного (согласующегося с нормами права) поведения, основные знания о нравственности и правовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности.

Термин «правовое воспитание» появился в XX в., но право всегда - как в авторитарных, так и в демократических обществах - считалось важным элементом воспитания гражданина. В античной культуре Сократом, Платоном, Аристотелем было сформировано ставшее традиционным для европейских стран представление о гражданской добродетели как неотъемлемой черте гражданина, где важное место занимала законопослушность. Аристотель особо подчёркивал роль закона в воспитании добродетельности. В Древнем Риме это положение развивали Цицерон, Квинтилиан и их последователи. Идеи гражданского воспитания, рассматриваемые в тесной связи с правом долженствования, получили распространение в эпоху Возрождения, особенно во Флорентийской республике (15 в.), в воззрениях представителей школы "гражданского гуманизма" (П. Верджерио, Л. Бруни и др.). Исполнение гражданского долга связывалось с подчинением закону, праву. Эти традиции были развиты в трудах мыслителей эпохи Просвещения.

С кон. XVIII века в государственных школьных системах стали вводиться учебные курсы законоведения, моральных и политических наук для гимназий и других школ. В 1783 году по высочайшему повелению императрицы было издано предназначенное для чтения в училищах пособие "О должностях человека и гражданина". Изучение законов включалось в контекст морального воспитания. Вопросы воспитания гражданской добродетели и законопослушания освещены в трактате А. Ф. Бестужева и его курсе морали для кадетских корпусов. В XIX веке в России задаче воспитания законопослушных граждан уделяли большое внимание демократические круги (от А. Н. Радищева до земской интеллигенции) и представители "официальной народности". Законодательство в той или иной степени изучалось в различных учебных заведениях. Традиции преподавания права в России основывались на офиц. подходе "государственной" школы (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв и др.). В то же время значительное влияние оказывала школа "естественного права" (С. И. Гессен, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий и др.). Правовое обучение в России отличалось от подобного процесса в Европе и Америке. Если в европейских странах акцент делался на воспитании члена гражданского общества, наделённого естественными и неотъемлемыми правами (например, курс "Граждановедение" во Франции, 2-я пол. XIX века), то в России главной задачей являлось законопослушание верноподданного гражданина. В начале XX века подходы русских и зарубежных педагогов к роли права значительно сблизились. В России появился перевод 26-го изд. учебной книги Г. О. Арнольда-Форстера - "Права и обязанности юного гражданина" (1906), предназначенного изначально для юных граждан Великобритании. Во многих гимназиях, общеобразовательных и специальных школах для трудящихся в России преподавался курс социологии Г. А. Энгеля, который имел различные названия: законоведение, обществоведение, введение в теорию государства и права. После Октября 1917 именно Энгель стал автором первого советского учебника для школ по социологии (1919), где проводилась мысль об общепедагогическом значении правового воспитания, о взаимосвязи права и морали как регуляторов поведения, влияющих на уровень гражданственности личности.

П. Ф. Каптерев высказывал идею о воспитании чувства законности у детей. В работе "Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей" (1908) он утверждал, что именно в школе дети "получают основы гражданского образования и где обычное обучение при помощи директоров и преподавателей есть только средство для достижения другой, главнейшей и существеннейшей цели гражданского воспитания детей". Подобная точка зрения высказывалась в работах педагогов 1-й четверти XX века: "Конституция республики учащихся" К. Н. Корнилова (1917), "Основы социального воспитания в народной школе" Н. Н. Иорданского (1918-19), "Нравственно-правовые представления и самоуправление у детей" (1925) и др. По программам Единой трудовой школы учащиеся изучали Конституцию страны, систему организации советской власти в центре и на местах, сущность советских исполнительных органов власти, избирательных прав трудящихся. Были попытки соединить обучение по этим проблемам с организацией детской среды, например в образцово-показательных учебных учреждениях, таких, как 1-я опытная станция Наркомпроса и колония "Бодрая жизнь" под руководством С. Т. Шацкого. Вопросы правосознания подрастающего поколения рассматривались П. П. Блонским. Он выделял значение живого исторического разбора, конкретных форм общественно-государственного устройства общества взамен сухого и формального комментария конституций и уставов различных учреждений. Им были предложены формы и приёмы изучения школьниками политико-правовых институтов общества (суд, социальная мораль, парламент и пр.). Блонский, считал возможным, создание курса гражданского воспитания, куда включались бы и частные вопросы формирования правосознания личности: 1-я часть - описание органов государства и общества, 2-я часть - социальная мораль (связь личной жизни с общественной и необходимость солидарности, идея справедливости, уважение к человеческой личности, братство людей, благо государства как высшее благо, участие в обществ, деятельности как нравственная обязанность). А. С. Макаренко, реализуя в 20-30-х гг. свою воспитательную систему, связывал разумное отношение к вопросам поведения школьников, выработку положительных привычек детей с формированием сознательного отношения к праву и дисциплине. Однако существовавший в советском обществе 30-х гг. правопорядок отразился и на деятельности педагогов, на содержании правового обучения и воспитания. Многие педагогические идеи или не были реализованы или искажались. В послевоенные годы правовое воспитание было сведено фактически к правовому просвещению в рамках изучения Конституции СССР.

В 40-х - начале 50-х годов педагогические разработки проблем правового воспитания ограничивались, главным образом, методикой школьного преподавания основных положений советской конституции. Различные модели правового воспитания в последующие десятилетия также далеко не всегда выдерживали проверки их практикой. Так, один из первых советских исследователей гражданского и правового воспитания Д. С. Яковлева отмечала специфические задачи правового воспитания (1970): приучение к строгому соблюдению основных прав и обязанностей граждан не по принуждению, а по убеждению; активное участие школьников в борьбе за соблюдение социалистической законности; воспитание чувства хозяина страны; предупреждение правонарушений. Однако такие глобальные задачи в практике испытывали сопротивление социальной среды и не могли быть реализованы.

Идея 70-80-х гг. о необходимости широкого развития правоохранительного движения подростков достаточно аргументирование оспаривается в 90-х гг. Психолого-педагогические исследования показали, что достичь в школьном возрасте развитого правового сознания не представляется возможным. Поэтому ряд специалистов считает, что нецелесообразно ставить перед правовым воспитанием нереальные задачи.

Учащимся необходимо давать представления о правовых нормах общества, влияющие на формирование социально полезных установок, и стимулировать их активную деятельность в этом направлении, способствующую накоплению позитивного опыта. Знакомство учащихся с правовыми аспектами государственной деятельности, основами законодательства особенно важно в условиях роста преступности детской, увеличения удельного веса правонарушений, совершённых подростками, в общем числе преступлений, расширения влияния антисоциальной субкультуры на детей и молодёжь. Только педагогически и целесообразно организованная педагогическую деятельность в области правового воспитания, формирующая установки на уважение к закону, интерес к праву и направленная на поиск наиболее эффективных путей реализации правовых предписаний общества, осуществления своего гражданского долга в правовой сфере, может быть признана социально полезной, приемлемой для гражданина страны.

Задачи правового воспитания в РФ требуют изменения подходов к его содержанию на основе признания примата международных прав человека и Конвенции о правах ребёнка и разработки его практической методики. Правовое сознание и поведение детей и подростков нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания. Необходима интеграция различных знаний об обществе, включая правовые, и использование доступных форм донесения их до ребёнка. Одним из первых таких курсов является «Права человека», «Стереотипы массового сознания» (под ред. Луховцкого), «Права человека в свободной стране», «Социальная практика» (Т. И. Элиасберг), призванные формировать правовую культуру школьника на основе раскрытия всей гаммы общечеловеческих ценностей, составляющих общую гуманистическую культуру личности. Правовые представления детям даются в тесной связи с реальными проблемами жизни, через них формируются соответствующее отношение, правовые чувства и убеждения. В учебном процессе в конце 90- годов наиболее перспективна идея интегративного подхода к формированию правосознания учащихся, посредством, как создания специально воспитательно-образовательных курсов (типа "Человек и общество", "Граждановедение"), так и реализации в курсах истории, экономики, биологии, литературы и других задач правового воспитания.

В большинстве стран мира изучение права ведётся по программам гражданского воспитания. В США имеются программы, нацеленные на развитие у детей чувства гражданственности. Школа стремится правильно формировать представление детей о свободе, равенстве в "общем школьном доме". Некоторые педагоги пытаются смоделировать черты гражданина XXI века, например, В. Ньювелл (Университет Майами), к ним относят:

  •  гражданская грамотность (умение высказывать обоснованное суждение по основным современным проблемам от экономики до экологии),
  •  критическое мышление,
  •  совесть (умение определять добро),
  •  терпимость (к др. верованиям, культуре, обычаям) и плюрализм мнений,
  •  глобальное гражданство ("общий мировой дом"),
  •  политическая активность.

Во Франции существуют учебные программы, раскрывающие вопросы правового воспитания для учащихся образовательных школ, лицеев. Даже для детей дошкольного возраста в середине 80-х годов было разработано пособие П. Гамарра и Ж. Эпин "Гражданское воспитание: что это сегодня?" с рисунками и доступным текстом, в котором авторы стремились рассказать малышам о стране и "общем мировом доме", ознакомить их с политическим устройством Франции, объяснить такие понятия, как нация, республика, её символы, обязанности граждан, и ввести детей в круг вопросов о правах человека, общественной безопасности и международного сотрудничества.  

Правосознание и правовая культура

Каждый человек обладает правосознанием независимо от того, знает он об этом или нет. В процессе правового воспитания школьник воспринимает правовые механизмы разрешения конфликтов в обществе, развивает свое индивидуальное правосознание. В свое время российский мыслитель И. А. Ильин (1883-1954) писал, что нет человека без правосознания, но есть множество людей с затрудненным, уродливым или даже одичавшим правосознанием. Причем слабое, уродливое, продажное, рабское, преступное правосознание — все равно остается правосознанием.

Существует множество различных определений этого сложного понятия.

Правосознание — это внутренний, личностный регулятор юридически значимого поведения, который может характеризоваться как положительно, так и отрицательно. Как форма или область сознания, правосознание отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Правосознание — сфера общественного, группового и индивидуального сознания, связанная с отражением правозначимых явлений и обусловленная правозначимыми ценностями, правопониманием, представлением о должном правопорядке. Правосознание определяется социально-экономическими условиями жизни общества, его культурно-правовыми, демократическими или авторитарными традициями.

Правосознание — совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву.

Правосознание — форма общественного сознания, система понятий, представлений, идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни.

Правосознание — совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также освоенность навыков правового положительного поведения.

Структура правосознания:

1. Правовая идеология (знания, идеи, оценка перспектив развития права, цели и задачи принятия правовых актов, взгляды и т. д.) — систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, различных групп и слоев населения. Правовая идеология обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. При разработке правовой идеологии необходимо учитывать конкретные исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, социальную психологию, волю, интересы и т. д. Ядром правовой идеологии, ее обязательным компонентом являются знания права. Зная, что «можно», «должно», чего «нельзя», человек может настаивать не только на своих естественных, прирожденных правах и свободах, на их принципиальной неприкосновенности и обеспеченности, но может также требовать, чтобы они фактически соблюдались, были ограждены от нарушений и не попирались другими, чтобы государство создало необходимые условия для их использования.

Объем и качество знаний, владение принципами и нормами права принято называть правовой информированностью личности. Выделяются элементарно необходимый, низкий и высокий уровни правовой информированности граждан (населения). Показателем первого уровня признано усвоение в основном бесконфликтных правил поведения, составляющих необходимые условия коммуникации и общепризнанных социальных связей, реализуемых в значительной степени на уровне интуиции. Для второго уровня характерна относительно свободное ориентирование в изменяющихся правовых ситуациях на основе общих принципов и постоянно реализуемых норм права, способность осмыслить содержание нормативно-правовых актов и соответственно сориентироваться в выборе варианта поведения. Показателем третьего уровня правовой информированности личности считается постоянный интерес к праву, потребность в получении и расширении количества, углублении качества правовой информированности, что характерно для юристов-профессионалов.

2. Правовая психология (переживания, чувства, привычки, убеждения и пр.) — совокупность правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний и переживаний, характерных для личности (конкретного человека), общества в целом или конкретной социальной группы (групп).

Через правовую психологию реализуются знания права, правовые обычаи и традиции, умение критически оценить свое поведение с точки зрения соответствия принципам и нормам права (самооценка). Правовая психология предполагает переживание права и следование его предписаниям или отступление от них.

Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие элементы:

  •  общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;
  •  психологический уклад (привычки, традиции, убеждения), свойственный социальным группам общества;
  •  представления о праве, выработанные в социальных группах;
  •  чувства, эмоции, настроения, связанные с правом;
  •  способы формирования представлений (влияние, взаимовлияние, подражание внушение.

Основные функции правосознания: познавательная, оценочная и регулятивная.

Познавательная функцияопределенная сумма юридических знаний (идей, категорий, взглядов, представлений и т. п.), являющихся результатом интеллектуальной (мыслительной) деятельности и выражающихся в понятии «правовая подготовка».

Оценочная функцияопределенное эмоциональное отношение личности к различным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признается то, что служит объектом желания и целей деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений. Можно выделить четыре вида оценочных отношений:

  1.  к праву (его принципам, нормам, институтам),
  2.  к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам или правонарушителям),
  3.  к правоохранительным органам (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел и их деятельности),
  4.  к своему правовому поведению (самооценка).

В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентации, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направленность личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентации. Соответственно, правовая ориентация — совокупность правовых установок индивида или общности (группы, коллектива), непосредственно формирующих программу деятельности в юридически значимых ситуациях.

Регулятивная функция — поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения.

Основные функции правосознания

Основные функции правосознания

Психические компоненты

Результаты функционирования

Эмпирические показатели

Познавательная

Интеллектуальный

Правовая подготовка

Юридические знания и умения ими пользоваться

Оценочная

Интеллектуально-эмоциональный

Ценностные отношения к праву и практике его применения

Оценочные суждения (мнения)

Регулятивная

Интеллектуально-эмоционально-волевой

Правовые установки и ориентации

Поведенческая позиция (решения)

Центральным компонентом правосознания, наиболее чувствительным ко всяким изменениям, играющим определяющую роль в выборе варианта поведения, соответствующего правовому (правомерному) или правонарушающему (нарушающему законность) предписанию, являются ценностные отношения к праву в целом, к отдельным его нормам и институтам, к практике их применения, соблюдения и нарушения, к собственному правовому поведению.

Важное значение, имеет проблема правового нигилизма, выражающаяся в девальвации права и законности, игнорировании законов или недооценке их регулирующей, социальной роли. Правовой нигилизм представляет собой направление общественно-политической жизни, отрицающей социальную и личностную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений. Формы проявления правового нигилизма различны: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права, через скептическое отношение к его потенциальным возможностям, до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

Известны различные виды правосознания: по субъектам — индивидуальное, групповое, общественное; по отражению правовой действительности — обыденное, научное и профессиональное.

Обыденное правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению. Оно отражает непосредственно воспринимаемые конкретные правовые явления и наиболее ярко проявляется на индивидуальном и групповом уровнях.

Научное (теоретическое) правосознание формируется на базе более широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Научное правосознание является непосредственным источником правотворчества.

Профессиональное правосознание — правовое сознание юристов. В его содержание наряду с квалифицированными, научно-обоснованными суждениями, выводами, закономерностями входит умение применять право.

Каждый человек постоянно нуждается в правосознании и пользуется им. При этом правосознание выступает, во-первых, в качестве творческого источника права и правопорядка в обществе и государстве; во-вторых, механизмом действия (бездействия) в юридически значимых ситуациях или выбора варианта поведения; в-третьих, критерием оценки поведения (деятельности) и его результатов как правомерных или противоправных.

Правосознание в значительной степени формирует уровень правовой культуры граждан.

Правовая культура это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества.

Правовая культура — комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

Правовая культура в широком смысле слова — совокупность юридических компонентов в их реальном воплощении, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов и должностных лиц.

Правовая культура в узком смысле слова — совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

«Правовая культура — это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества». Под правовой культурой мы понимаем «определённый уровень правового мышления и чувств восприятия правовой действительности», а также «надлежащую степень знания населением законов и высокий уровень уважения норм права, их авторитета». Правовая культура включает в себя «специфические способы правовой действительности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.)», законы и системы законодательств, судебная практика как результат правовой деятельности. Правовая культура формируется постепенно. Сначала закладывается фундамент. Под влиянием окружающей среды появляются представления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Формируются представления о необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями — основой  правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т.д.  права), положения правовой теории, и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д. Но для того, чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения. Правовая культура самих школьников являет собой сложное психологическое, личностное образование, представляющее совокупность устойчивых характеристик правосознания  и деятельности (поведения) на основе правовых норм. Следовательно, задачей правового образования выступает формирование самостоятельной формы сознанияправосознания как совокупности представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву, правовым явлениям в общественной жизни.

Основные характеристики правовой культуры:

совокупность ценностей, принципов и мировоззренческих установок в области права, подкрепленных профессиональными правовыми знаниями;

совокупность общественных мнений, оценок содержания, действия норм права и правовой системы в целом; достигнутый уровень накопления, владения и пользования правовой информацией.

В правовую культуру входят те элементы общественного сознания, которые связаны с правовыми институтами и практикой их функционирования, формированием определенных вариантов правового поведения людей в обществе. Составными элементами правовой культуры следует считать правовые убеждения, установки.

Правовая культура предполагает: определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности (работу правоохранительных органов, конституционный контроль и т. д.); результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика).

Для оценки правовой культуры важнейшее значение приобретают: соблюдение законности (законопослушность или лояльность), устранение злоупотреблений властью, гарантированность обеспечения законных интересов и прав граждан, компетентность, деловитость, умение руководить и т. п.

Основными критериями уровня правовой культуры являются:

  •  достигнутый социальный статус;
  •  образовательная подготовка;
  •  ориентация на правовые ценности;
  •  социально-активные жизненные цели;
  •  выбор мотивов и вариантов поведения;
  •  чувство законности и справедливости;
  •  критическое восприятие негативной социальной практики.

Правовое воспитание

Правовое воспитание — особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, радио, искусство, школа, печать, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства.

Правовое воспитание — целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая мировоззрение, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые характеристики.

Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании — правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое. Идеологическое воздействие на общественное правовое сознание означает соответствующее влияние на групповое и индивидуальное сознание, в то же время правовое воспитание отдельных индивидов и их групп обусловливает формирование и развитие общественного правосознания.

Правовое воспитание представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Программной целью можно считать профилактику в России правового нигилизма. В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правовой культуры. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. Не все так просто в понимании правового нигилизма в российском обществе. Русская мысль об этом спорит уже давно, т. к. России свойственна подмена правосознания этическими воззрениями, развитие «внутренней правды», а не внешнего оформления нормы закона. В свое время Л. Н. Толстой, называя юридическую науку «болтовней» о праве, требовал заменить право нравственными проповедями.

Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусство. Формирование позитивного отношения к закону, праву.

В настоящее время сохраняется и традиционная задача правового образования – профилактика правонарушений несовершеннолетних. В педагогических коллективах очень часто бытует искаженные стереотипные представления о ней. Работа сводится только с учениками деликвентного (преступного) поведения. А их меньшинство в классе. Или присутствует позиция другой крайности: все учащиеся рассматриваются как потенциальные правонарушители, без исключения. Таким образом, социальная ценность права сводится к уголовному праву, отождествляется с ним. Поэтому в данной сфере нужно пересматривать многие устаревшие позиции правового воспитания. Долгие годы правовоспитательная деятельность была направлена в основном на рациональную сферу сознания. Однако человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска, положительная или отрицательная, существенно влияет на характер и направленность правового поведения людей. Все это требует усилить внимание к проблемам развития правового чувства средствами предмета и обуславливает еще одну задачу правового образования – обеспечение гуманистически развитой эмоционально-волевой сферы правосознания учащихся, устойчивых реакций в области права.

Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы. Непосредственная цель — правомерное поведение, в том числе правовая активность граждан и профессиональная активность юристов и других государственных служащих в процессе реализации их компетенции в юридически значимых ситуациях.

Правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем — во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность.

К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание.

Задачами отдельных уроков, содержащих правовые знания, может быть формирование собственно правовых знаний и знаний о способах деятельности в правовой сфере, отношения к праву как социальной ценности, организация усвоения навыков положительного правового поведенияЧерез конкретные уроки учитель способен донести до сознания школьников следующие суждения:

  •  человек постоянно нуждается в правосознании и постоянно пользуется им.
  •  Правосознание – творческий источник самого права.
  •  Каждый закон, указ, иной нормативно-правовой акт – есть плод правосознания. Как всякий плод, он может быть зрелым и полезным или незрелым и вредным. Следовательно, правосознание человека должно допускать сопротивление нецелесообразным или несправедливым законам, но законодательным путем.

Правосознание – это отражение в сознании правовых явлений. Отражение этих явлений может происходить на разных уровнях.

Обыденное правосознание – это уровень сознания необходимости права, который возникает в ходе повседневной деятельности людей. Задача учителя поднять данный уровень до теоретического и, возможно, в вести в сферу профессионального уровня, заинтересованности юридическими специальностями.

Виды правосознания.

  •  Общественное – это правовые взгляды, идеи, чувства конкретного общества.
  •  Массовое правосознание– оно характерно для нестабильных, временных объединений людей.
  •  Групповое – это разновидность коллективного правосознания.
  •  Индивидуальное – правосознание отдельной личности.

История выработала некоторые критерии оценок, на основе которых создаётся возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. К ним относятся:

  •  освоение достижений логико-правового мышления;
  •  совершенствование законодательства;
  •  повышение уровня правовой деятельности;
  •  увеличение объёма и качественное совершенствование правопослушного поведения;
  •  совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности;
  •  разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений;
  •  изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования».

Повышение уровня правовой культуры общества предполагает работу с гражданами, качественное преподавание права в школах, колледжах, вузах и других учебных заведениях, надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов. Одно из условий развития правовой культуры — преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм. Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей». Рассмотрим основные элементы механизма правового воспитания как деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека. Прежде всего, это конкретные способы организации воспитательного процесса, такие как правовой всеобуч, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой.

Другим «важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы — приёмы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка».

К ним относятся многообразные приёмы эмоционального, педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способы часто применяются в юридической практике.

Формирование правовой культуры — сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов. Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности оказывает большое влияние в процессе формирования правовой культуры общества.

Правовая культура — необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

PAGE  14


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31906. Интернет-продвижение коммерческой организации (на примере ООО «Элстрой-НН») 533 KB
  5 1 Деятельность коммерческих В2Ворганизаций в условиях развития сети Интернет10 Интернет как новая коммуникативная среда.10 Продающие возможности сети Интернет.14 Роль Интернета в сфере В2Вторговли.32 Исследование отношения пользователей к различным видам Интернетрекламы.
31908. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА 3.24 MB
  Ее ключевыми элементами являются: 1 Принцип интегральности описания языка в силу которого лексемам в явном виде приписываются все свойства релевантные для правил а правила учитывают все формы поведения лексем не упомянутые непосредственно в словаре.
31909. Внутрішнє представлення цілочисельних даних в IBM РС 58.65 KB
  Виконати переклад заданих викладачем чисел з десяткової в двійкову систему числення. Дати їх внутрішнє (машинне) представлення в залежності від діапазону в знакових і беззнакових форматах типів Shortint (signed char), Byte (unsigned char), Integer (int), Word (unsigned int). Машинне представлення даних має бути дане в двійковій і шестнадцятирічній системах числення.
31910. Свобода совісті – явище духовної культури 103.5 KB
  Неоднозначність впливу релігії на різні сфери суспільного життя. Релігія в житті українців. Релігія і вільнодумство і атеїзм. Історичне підгруддя і реалії сьогодення. Свобода совісті як форми запобігання і вирішення соціальних конфліктів на релігійному ґрунті.