69455

Педагогико–правовая дидактика: понятие, объект и предмет

Доклад

Педагогика и дидактика

Дидактика отрасль педагогики разрабатывающая теорию обучения. Предмет дидактики закономерности и принципы обучения его цели научные основы содержания образования методы формы средства обучения. Задачи дидактики: состоят в том чтобы описывать и объяснять...

Русский

2014-10-05

57 KB

2 чел.

Педагогико–правовая дидактика: понятие, объект и предмет.

Для того, чтобы рассмотреть непосредственно вопросы педагогико-правовой дидактики (педагогической юриспруденции) необходимо напомнить, что дидактика по мнению разных авторов дидактика занимает разное место - одни считают, что дидактика - это часть педагогики, другие - что она выделилась в самостоятельную научную область. Не одинаково определён и предмет дидактики и главные отношения, изучаемые дидактикой.

Одни считают, что главным дидактическим отношением являются

  •  познавательное отношение между учеником и познаваемым материалом
  •  отношения между деятельностью учителя (преподаванием) и деятельностью обучаемого (учением).

Некоторые считают, что проблемы, связанные с обучением надо решать не при помощи дидактики, а при помощи психологии и кибернетики. Актуальна проблема связи дидактики с практикой.

Дидактика – отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения. Предмет дидактики - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Обща дидактика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам  и на всех уровнях. Существуют частные дидактики, или предметные методы. Задачи дидактики: состоят в том, чтобы описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации, а также разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии.

Дидактика - это отрасль педагогической науки, изучающая обучение вместе с передаваемым посредством него содержанием образования. (Скаткин М.Н.) Таким образом, педагогико-правовая дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая общие основы обучения специальным юридическим и общеправовым дисциплинам, а также вопросы правового воспитания и формирование правового сознания. Её можно отнести к так называемым частным дидактикам (теориям обучения отдельным предметам), поскольку по сути является теорией обучения учебным предметам, но не одному, а объединённым содержанием учебного материала, его особенностями, целями и результатами обучения данным дисциплинам.

Для каждой науки, в том числе и для дидактики присущи предмет, объект, закономерности, принципы и иные основные категории.

Предмет и объект в педагогике рассматриваются как отражаемое (объект) явление и отражённое (предмет) явление. Объект — это область действительности, на которую направлена деятельность, а предмет- это связующее звено между субъектом и объектом исследования, отражающее способ исследования объекта. Таким образом,

Объект педагогической юриспруденции - правовое обучение в его современном состоянии.

Предмет педагогико-правовой дидактики можно выделить с учётом её функций.

  1.  Вся педагогическая наука, в том числе и дидактика обращена к практике. Но дидактика должна не только отображать практику обучения правовым дисциплинам, но и влиять на эту практику - преобразовывать, совершенствовать её.
  2.  Направлена на формирование методов активной познавательной деятельности человека.

Бабанский определяет как предмет дидактики - общую теорию обучения всем предметам. Особенности преподавания отдельных дисциплин являются предметом методик конкретных дисциплин. Опираясь на функции, которые только что выделили, можно  определить предмет педагогико-правовой  дидактики - содержание правового образования  и организация учебного процесса. Более полно, в предмет включаются помимо этого цели, содержание, закономерности, методы, принципы правового обучения.

Главным для дидактики, с токи зрения психологии, является познавательное отношение, то есть отношение ученика к учебному материалу.

С точки зрения педагогики - отношения между двумя деятельностями -преподаванием и учением.

Преподавание - это деятельность тех, кто обучает, связана с передачей социального опыта, в данном случае правовых знаний, и развитием личности обучаемого с целью подготовки высококвалифицированного специалиста - как юриста, так и по другой специальности, поскольку в настоящее время одним из необходимых качеств конкурентноспособного специалиста является его подготовленность в сфере юридических и экономических знаний. Учение - это деятельность тех, кто обучается.

Именно дидактическое отношение преподавание-учение возникает, когда познающая деятельность направляется по специальному плану, ставящему определённую цель.

Педагогическая юриспруденция, как частная дидактика призвана обосновывать и направлять педагогическую практику по обучению юридическим и общеправовым дисциплинам.

Черты предмета педагогической юриспруденции:

  1.  Связь преподавания правовых дисциплин и учения
  2.  Единство правового обучения и правового воспитания
  3.  Цель - усвоение правовых знаний. Формирование умений и навыков по применению правовых знаний в профессиональной и сфере и повседневной жизни, а также формирование правового сознания, как части общего мировоззрения обучаемого.
  4.  Содержанием образования являются правовые знания, умения, навыки, отношения, а также мировоззренческие, нравственные, эстетические идеи, которыми должен овладеть учащийся в процессе правового обучения.
  5.  Правовое обучение выступает перед педагогико-правовой дидактикой как объект изучения и как объект конструирования.
  6.  Дидактика направлена на совершенствование практики обучения с опорой на реальную практическую деятельность.
  7.  Дидактика сочетает две функции педагогики - научно-теоретическую (обучение как объект исследования - отражает действительность: как протекает процесс правового обучения, каковы его закономерности, в чём его сущность) и конструктивно-техническую (обучение - как объект конструирования, отражает действительность так, какой она должна)

8. Дидактика рассматривает обучение как особый вид общественной деятельности - деятельность, направленная на выполнение социального заказа, обращенного к образованию и осуществляемая в соответствии научно обоснованным проектом.

Предметом дидактики является связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство. Следовательно, если речь идёт о преподавании, то в первую очередь необходимо выяснить, что является его содержанием, какие требования предъявляются к содержанию при его выборе.

Как мы уже отметили, содержанием образования являются правовые знания, умения, навыки, отношения, а также мировоззренческие, нравственные, эстетические идеи, которыми должен овладеть учащийся в процессе правового обучения.

Требования к содержанию:

  •  направленность на формирование всесторонне развитой личности
  •  научность
  •  соответствие логике и содержанию науки
  •  соблюдение межпредметных связей
  •  связь теории с практикой
  •  соответствие возрастным особенностям учащихся
  •  единство теории с практикой.
  •  Содержание образования определяется рядом документов
  1.  Государственным образовательным стандартом.
  2.  Учебным планом (состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок, последовательность их изучения, количество часов и т.д.).
  3.  Учебные программы.
  4.  Примерные и рабочие программы по дисциплинам.

Следовательно, педагогико-правовая дидактика - это теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.

Функции дидактики:

  1.  Научно-теоретическая — исследовать реальные процессы обучения, дать знаниязакономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения.
  2.  Нормативно-прикладная - приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальныеьвозможности обучающих методов и   средств, конструировать новые образовательные технологии и т.д.

Категориально-понятийный аппарат.

Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общими понятиями педагогики:

  •  Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни (управление развитием человека).
  •  Педагогическая деятельность
  •  Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе О. происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. О. - необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею; фундамент развития культуры
  •  Педагогическое сознание,

Но имеет и свои специфические понятия:

  •  Обучение - целенаправленное,  заранее  запроектированное  общение,  в  ходе  которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.
  •  Преподавание — деятельность, осуществляемая преподавателем.
  •  Учение - деятельность, порождаемая, как правило, мотивацией, осуществляемая обучаемым, в которой удовлетворяются его познавательные потребности.
  •  Содержание образования — специально отобранная и призаннная обществом система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определённой сфере.
  •  Метод обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленных на решение задач, т. е. дидактических задач.
  •  Учебный предмет – частная совокупность объектов и явлений, объединенная дидактической общностью свойств и качеств (В. П. Беспалько)
  •  Учебный материал
  •  Учебная ситуация -
  •  Приём обучения – простейшее педагогическое действие, направленное на развитее учащегося.
  •  Учитель -
  •  Ученик -
  •  Урок - динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при котором в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом – по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания.

Используются общенаучные понятия: система, структура, функция, элемент, оптимальность и др.

Понятия, заимствованные из смежных наук: психологии: восприятие, усвоение, умственное развитие, запоминание, умение, навык), кибернетики (обратная связь, динамическая система и т.д.

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26839. Зубы крупного рогатого скота и свиньи 1.73 KB
  молочные и постоянные форма конические. Постоянные зубы у самок не крупные. Постоянные зубы включают 4 премоляра и 3 моляра. Формула молочные 3130 3130 постоянные 3143 3143 КРСна нижней 8 резцов.
26840. Однокамерный желудок домашних животных 5.87 KB
  Однокамерный желудок домашних животных. Желудок ventriculus На левом участке желудка находится кардиальное отверстие ostiumcardiacum а на правом выход пилорическое отверстие ostiumpyloricum Передняя поверхность желудка faciesparietalis прилежит к печени и диафрагме а задняя висцеральная faciesvisceralis к кишеч' ным петлям. hepatog^stricum соединяющей желудок с печенью. У собаки желудок кишечного типа сравнительно большой.
26841. Многокамерный желудок жвачных 7.28 KB
  Рубец — rumen. В рубце различают два мешка [дорсальный — saccusdorsalis (5) и вентральный — saccusventral). Со стороны слизистой оболочки указанным желобам соответствуют складки — pilalongitudinalisdextraetsinistra, pilacranialisetcaudalis, которые обрамляют внутрирубцовое отверстие
26842. Анатомо-физиологические особенности строения и пищеварения молодняка жвачных 2.42 KB
  Во время питья молока и воды или акта сосания сокращаются мышцы губ пищеводного желоба; губы смыкаются и образуют трубку составляющую как бы продолжение пищевода. Смыкание губ пищеводного желоба это рефлекторный акт возникающий при раздражении рецепторов языка и глотки в момент глотания. Емкость пищеводного желоба очень мала поэтому молоко может проходить по нему в сычуг только небольшими порциями. С ростом телят значение пищеводного желоба уменьшается губы его грубеют и смыкаются не полностью.
26843. Тонкий отдел кишечника домашних животных 8.3 KB
  тонкая кишка intestinumtenue простирается от пилоруса желудка до слепой кишки. Двенадцатиперстная кишка duodenum У всех животных она находится в правом подреберье. Тощая кишка jejunum висит на длинной брыжейке и образует множество кишечных петель ansaeintestinales. Тощая кишка без четкой границы переходит в подвздошную кишку.
26844. Печень домашних животных 7.04 KB
  Печень домашних животных. Печень hepar сложнотрубчагого строения через нее протекает вся кровь из желудка кишечника и селезенки по мощной воротной вене v. ПеченЬ по острому краю меяедолевыми вырезками incisurainterlobularis разграничивается на доли. Основная сагиттальная срединная вырезка делит печень на правую и левую доли lobushepatisdexteretsinister.
26845. Поджелудочная железа домашних животных 3.66 KB
  Проток поджелудочной железы ductuspancreaticus открывается в двенадцатиперстную кишку у одних животных вместе с желчным протоком у других самостоятельноИннервация п. Поджелудочный проток открывается вместе с желчным протоком У свиньи железа сероватожелтой окраски. Проток один открывается на 13 20 см дистальнее устья желчного протока У рогатого скота железа располагается вдоль двенадцатиперстной Кишки от 12го грудного до 2 4го поясничного позвонка под правой ножкой диафрагмы частично на лабиринте ободочной кишки. Единственный...
26846. Толстый отдел кишечника лошади 3.42 KB
  Толстая кишка лошади. Толстая кишка состоит из слепой ободочной и прямой. Слепая кишка лошади имеет объем 3237 литров. Ободочная кишка лошадей объемом 80100 литров.
26847. Толстый отдел(intestinum crassum) жвачных, свиньи и собаки 1.86 KB
  пос ледняя заканчив анусом. Она служит продолжением малой ободоч киш висит на брыжейкев тазовой полостипод позвоночником оканчив задним проходом или анусом.перед анусом она расшир в виде веретена в ампулу прям кишкиой.прямая кишс анусом фиксируся мышцами и связками к тазов костям и первым хвост позвам.