69455

Педагогико–правовая дидактика: понятие, объект и предмет

Доклад

Педагогика и дидактика

Дидактика отрасль педагогики разрабатывающая теорию обучения. Предмет дидактики закономерности и принципы обучения его цели научные основы содержания образования методы формы средства обучения. Задачи дидактики: состоят в том чтобы описывать и объяснять...

Русский

2014-10-05

57 KB

2 чел.

Педагогико–правовая дидактика: понятие, объект и предмет.

Для того, чтобы рассмотреть непосредственно вопросы педагогико-правовой дидактики (педагогической юриспруденции) необходимо напомнить, что дидактика по мнению разных авторов дидактика занимает разное место - одни считают, что дидактика - это часть педагогики, другие - что она выделилась в самостоятельную научную область. Не одинаково определён и предмет дидактики и главные отношения, изучаемые дидактикой.

Одни считают, что главным дидактическим отношением являются

  •  познавательное отношение между учеником и познаваемым материалом
  •  отношения между деятельностью учителя (преподаванием) и деятельностью обучаемого (учением).

Некоторые считают, что проблемы, связанные с обучением надо решать не при помощи дидактики, а при помощи психологии и кибернетики. Актуальна проблема связи дидактики с практикой.

Дидактика – отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения. Предмет дидактики - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Обща дидактика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам  и на всех уровнях. Существуют частные дидактики, или предметные методы. Задачи дидактики: состоят в том, чтобы описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации, а также разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии.

Дидактика - это отрасль педагогической науки, изучающая обучение вместе с передаваемым посредством него содержанием образования. (Скаткин М.Н.) Таким образом, педагогико-правовая дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая общие основы обучения специальным юридическим и общеправовым дисциплинам, а также вопросы правового воспитания и формирование правового сознания. Её можно отнести к так называемым частным дидактикам (теориям обучения отдельным предметам), поскольку по сути является теорией обучения учебным предметам, но не одному, а объединённым содержанием учебного материала, его особенностями, целями и результатами обучения данным дисциплинам.

Для каждой науки, в том числе и для дидактики присущи предмет, объект, закономерности, принципы и иные основные категории.

Предмет и объект в педагогике рассматриваются как отражаемое (объект) явление и отражённое (предмет) явление. Объект — это область действительности, на которую направлена деятельность, а предмет- это связующее звено между субъектом и объектом исследования, отражающее способ исследования объекта. Таким образом,

Объект педагогической юриспруденции - правовое обучение в его современном состоянии.

Предмет педагогико-правовой дидактики можно выделить с учётом её функций.

  1.  Вся педагогическая наука, в том числе и дидактика обращена к практике. Но дидактика должна не только отображать практику обучения правовым дисциплинам, но и влиять на эту практику - преобразовывать, совершенствовать её.
  2.  Направлена на формирование методов активной познавательной деятельности человека.

Бабанский определяет как предмет дидактики - общую теорию обучения всем предметам. Особенности преподавания отдельных дисциплин являются предметом методик конкретных дисциплин. Опираясь на функции, которые только что выделили, можно  определить предмет педагогико-правовой  дидактики - содержание правового образования  и организация учебного процесса. Более полно, в предмет включаются помимо этого цели, содержание, закономерности, методы, принципы правового обучения.

Главным для дидактики, с токи зрения психологии, является познавательное отношение, то есть отношение ученика к учебному материалу.

С точки зрения педагогики - отношения между двумя деятельностями -преподаванием и учением.

Преподавание - это деятельность тех, кто обучает, связана с передачей социального опыта, в данном случае правовых знаний, и развитием личности обучаемого с целью подготовки высококвалифицированного специалиста - как юриста, так и по другой специальности, поскольку в настоящее время одним из необходимых качеств конкурентноспособного специалиста является его подготовленность в сфере юридических и экономических знаний. Учение - это деятельность тех, кто обучается.

Именно дидактическое отношение преподавание-учение возникает, когда познающая деятельность направляется по специальному плану, ставящему определённую цель.

Педагогическая юриспруденция, как частная дидактика призвана обосновывать и направлять педагогическую практику по обучению юридическим и общеправовым дисциплинам.

Черты предмета педагогической юриспруденции:

  1.  Связь преподавания правовых дисциплин и учения
  2.  Единство правового обучения и правового воспитания
  3.  Цель - усвоение правовых знаний. Формирование умений и навыков по применению правовых знаний в профессиональной и сфере и повседневной жизни, а также формирование правового сознания, как части общего мировоззрения обучаемого.
  4.  Содержанием образования являются правовые знания, умения, навыки, отношения, а также мировоззренческие, нравственные, эстетические идеи, которыми должен овладеть учащийся в процессе правового обучения.
  5.  Правовое обучение выступает перед педагогико-правовой дидактикой как объект изучения и как объект конструирования.
  6.  Дидактика направлена на совершенствование практики обучения с опорой на реальную практическую деятельность.
  7.  Дидактика сочетает две функции педагогики - научно-теоретическую (обучение как объект исследования - отражает действительность: как протекает процесс правового обучения, каковы его закономерности, в чём его сущность) и конструктивно-техническую (обучение - как объект конструирования, отражает действительность так, какой она должна)

8. Дидактика рассматривает обучение как особый вид общественной деятельности - деятельность, направленная на выполнение социального заказа, обращенного к образованию и осуществляемая в соответствии научно обоснованным проектом.

Предметом дидактики является связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство. Следовательно, если речь идёт о преподавании, то в первую очередь необходимо выяснить, что является его содержанием, какие требования предъявляются к содержанию при его выборе.

Как мы уже отметили, содержанием образования являются правовые знания, умения, навыки, отношения, а также мировоззренческие, нравственные, эстетические идеи, которыми должен овладеть учащийся в процессе правового обучения.

Требования к содержанию:

  •  направленность на формирование всесторонне развитой личности
  •  научность
  •  соответствие логике и содержанию науки
  •  соблюдение межпредметных связей
  •  связь теории с практикой
  •  соответствие возрастным особенностям учащихся
  •  единство теории с практикой.
  •  Содержание образования определяется рядом документов
  1.  Государственным образовательным стандартом.
  2.  Учебным планом (состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок, последовательность их изучения, количество часов и т.д.).
  3.  Учебные программы.
  4.  Примерные и рабочие программы по дисциплинам.

Следовательно, педагогико-правовая дидактика - это теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.

Функции дидактики:

  1.  Научно-теоретическая — исследовать реальные процессы обучения, дать знаниязакономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения.
  2.  Нормативно-прикладная - приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальныеьвозможности обучающих методов и   средств, конструировать новые образовательные технологии и т.д.

Категориально-понятийный аппарат.

Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общими понятиями педагогики:

  •  Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни (управление развитием человека).
  •  Педагогическая деятельность
  •  Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе О. происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. О. - необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею; фундамент развития культуры
  •  Педагогическое сознание,

Но имеет и свои специфические понятия:

  •  Обучение - целенаправленное,  заранее  запроектированное  общение,  в  ходе  которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.
  •  Преподавание — деятельность, осуществляемая преподавателем.
  •  Учение - деятельность, порождаемая, как правило, мотивацией, осуществляемая обучаемым, в которой удовлетворяются его познавательные потребности.
  •  Содержание образования — специально отобранная и призаннная обществом система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определённой сфере.
  •  Метод обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленных на решение задач, т. е. дидактических задач.
  •  Учебный предмет – частная совокупность объектов и явлений, объединенная дидактической общностью свойств и качеств (В. П. Беспалько)
  •  Учебный материал
  •  Учебная ситуация -
  •  Приём обучения – простейшее педагогическое действие, направленное на развитее учащегося.
  •  Учитель -
  •  Ученик -
  •  Урок - динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при котором в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом – по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания.

Используются общенаучные понятия: система, структура, функция, элемент, оптимальность и др.

Понятия, заимствованные из смежных наук: психологии: восприятие, усвоение, умственное развитие, запоминание, умение, навык), кибернетики (обратная связь, динамическая система и т.д.

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29501. ФЕНОМЕН ВЛАСТИ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ: ПАРАДОКСЫ И СТЕРЕОТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ 123.5 KB
  При этом за пределами внимания остаются особенности представлений о природе и функциях власти присущие массовому сознанию современного общества. Необходимые разграничения В нашем общественном мнении обычно слабо различаются механизмы и функции власти структура властных институтов роли и действия конкретных лиц наделенных властью. Многочисленные опросные данные относительно доверия к социальным институтам регулярно публикуемые в журнале Мониторинг показывают существенные различия в отношении населения к власти федерального центра и...
29502. ИНДЕКСЫ СОЦИАЛЬНЫХ НАСТРОЕНИЙ В «НОРМЕ» И В КРИЗИСЕ 164 KB
  В последнее время большую международную известность приобрел индекс потребительских настроений который в нашей стране разрабатывается группой ИПНРоссия на основе регулярных мониторинговых исследований ВЦИОМ; его результаты широко освещаются в периодической печати в том числе в журнале Мониторинге общественного мнения2. По аналогичным методикам могут быть построены как частные так и сводный индексы социальных настроений и установок. По своей методологической природе любой сконструированный индекс величина искусственно полученная в...
29503. ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БАЛАНСА ОБЩЕСТВА 182.5 KB
  Высказанные им соображения о методологической слабости психологической трактовки распространенных в исследованиях общественного мнения в том числе и проведенных ВЦИОМ перечней различных страхов представляются вполне правомерными. Представляется полезным обсудить особенности природы и функций социальных страхов различных типов в их соотношении с другими компонентами эмоционального поля общества например интересами радостями позитивными оценками и переживаниями. Первое и важнейшее различение с которым приходится сталкиваться при...
29504. «ЧЕЛОВЕК СОВЕТСКИЙ» ПЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ: 1989-1994 (Предварительные итоги сравнительного исследования) 86 KB
  ВЦИОМ провел обширное исследование Советский человек результаты которого составили основу коллективной монографии2. было осуществлено новое исследование направленное на выявление изменений в установках ценностях нормативных структурах поведения человека в условиях социальных перемен и потрясений прошедшего периода. В первом исследовании было опрошено 2700 человек в нескольких республиках СССР в том числе 1325 человек в России во втором 3000 человек в различных регионах России.
29505. ВОЗВРАЩАЯСЬ К ФЕНОМЕНУ «ЧЕЛОВЕКА СОВЕТСКОГО»: проблемы методологии анализа 89 KB
  Все это совершенно новые типы ориентаций не имеющие аналогов и корней в советской реальности или в традиционных характеристиках человека советского. В условиях продолжающегося кризиса государственно-политических институтов общества не только важнейшими показателями его состояния но в значительной мере и условием социального выживания являются именно те нормативные и ценностные структуры которые действуют на уровне социального человека то есть те которые интериоризированы в структуре усвоенных им ориентаций и рамок восприятия...
29506. ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ ИДЕНТИЧНОСТИ: проблема социальных критериев 97 KB
  С мыслью о своем народе опрошенные по программе Советский человек в 1989 и 1994 гг. Место где я родился и вырос 40 41 Наше прошлое наша история 24 37 Территория на которой мы живем 10 25 Язык моего народа 22 19 Родная природа 16 18 Государство в котором я живу 28 17 Исследования по программе Советский человек 1989 г. N = 1325 человек и 1994 г. N = 3000 человек.
29507. Сексуальні девіації, їх причини і форми 106.5 KB
  Вона характеризується значним підвищенням цінності сексуального життя для людини і витискання інших цінностей. При девіантній гіперсексуальності – людина використовує статевий контакт не тільки для отримання сексуального задоволення а скоріше для себе – здійснюється сексуальний контакт без урахування згоди партнера – за кількістю тривалістю часом місцем та формою реалізації. При цьому можуть використовуватись засоби сексуального контакту з приниженням партнера залякуванням його тощо. Асексуальна поведінка – людина знижує значимість і...
29508. Сексуальні перверзії, їх причини і форми 73 KB
  Особливу групу сексуальних девіацій раніше уподобань тепер є: з одного боку традиційна гетеросексуальна орієнтація а з другого – має місце тенденція до порушення ідентифікації своєї статі. Гомосексуальна поведінка – сексуальна орієнтація людини нетрадиційна спрямована на осіб своєї статі без суттєвої зміни ідентифікації своєї статі. Гомосексуалізм при вихованні або перебуванні ддовгий час серед людей своєї статі в’язниця інтернати тощо. Такий тип гомосексуалізму зветься егодистонічним якщо у людини виявляється спаяність зрощування...
29509. Психотерапія сексуальних розладів 83 KB
  Психотерапія сексуальних розладів. Психотерапія сексуальних розладів. В наш час дія при проведенні психотерапії сексуальних дисфункцій більш визначена ніж медикаментозна терапія. Карен Хорні – підкреслювала що розвиток сексуальних порушень найбільшу роль відіграє невротичний перехрест комплексів.