69458

Духовная ситуация времени и правовая подготовка студента педагогического Вуза

Доклад

Педагогика и дидактика

Так в курсе Основы права в институтах народного хозяйства делался упор на уголовно-правовую ответственность хозяйственных работников в технических Вузах на соблюдении норм техники безопасности и т.

Русский

2014-10-05

55 KB

0 чел.

Духовная ситуация времени и правовая подготовка студента педагогического Вуза

Необходимо оговориться, что термин «духовная ситуация времени» в данной статье применяется в ином смысле, нежели у К.Поппера. Автор применяет этот термин как категорию, характеризующую духовную сферу жизни общества, т.е. совокупности общественных отношений в сфере культуры, религии, науки, права и т.д. В исторической перспективе можно увидеть четкую взаимосвязь между состоянием духовной сферы и уровнем правовой подготовки студентов.

Парадоксально, но факт: чем глубже духовный кризис, тем большее значение придается правовой подготовке. Этот феномен проявлялся и в Российской Империи начала ХХ века, и в РСФСР, и в период становления СССР, и в посперестроечный период. Так, выдающийся русский юрист А.М.Коркунов по 1914 г. в журнале «Русское уголовное право» писал:» Наши университеты навыпускали столько правоведов, что никто не представляет себе куда их можно пристроить». Историческая наука характеризует этот период, как кризисный: первая мировая война, ослабление роли государства, как следствие либеральных реформ, нестабильная финансовая ситуация. В идеологической сфере - противоборство традиционной и либеральной идеологии, в политической - противоборство политических элит. Все это способствовало углублению духовного кризиса, формировало недоверие к государству, как общественному институту. В том же журнале Коркунов писал: «Все стремятся стать адвокатами и никто не хочет заниматься уголовным судопроизводством, дознанием и следствием...Выпускники не доверяют государственному судопроизводству».

Проблема повышения правовой грамотности населения поднималась и после революции. Так, Луначарский неоднократно ставил эту проблему на съездах работников просвещения, а Наркомюст - на Первом съезде работников Наркомата Юстиции. Однако эта проблема отпала сама собой с созданием мощной системы централизованной политической власти и определением места и роли права в жизни общества.

В образовательной сфере правовая подготовка стала прерогативой юридических факультетов, имевших социальный заказ на подготовку категории людей, основной задачей которых было поддержания социалистического правопорядка и законности. В этом смысле, если понимать правовое государство буквально, т.е. как государство в котором поддерживается режим законности, Советский Союз был одним из самых правовых государств в мире.

Система правовой подготовки студентов неюридических вузов так же имела специфику. Основной задачей подготовки студентов являлось изложение нормативных запретов. Так, в курсе «Основы права» в институтах народного хозяйства делался упор на уголовно-правовую ответственность хозяйственных работников, в технических Вузах - на соблюдении норм техники безопасности и т.д. Отдельная программа правовой подготовки была в Партийных школах, однако и она представляла собой урезанный курс теории права с включением в него основ отраслевого законодательства. Отношение к изучению права можно оценить по учебной отчетности студентов. Практически везде этот курс оканчивался зачетом.

Эта ситуация времени с точки зрения исторической и политической науки характеризуется прежде всего сильным государством, социальной стабильностью, безупречной стратификацией общества и работой социальных лифтов. Идеологическая и материальная обеспеченность общественного устройства делала социальную значимость правовой подготовки адекватной ее практической значимости.

Совсем другая ситуация в постперестроечный период. Слабое государство, отсутствие единой общественной идеи, национальные конфликты, падение жизненного уровня явились предпосылкой к формированию новых общественных потребностей: у государства - в дисциплинированных гражданах, у граждан - в профессии, обеспечивающей определенный жизненный уровень и социальный статус при минимуме затрат. Фактически произошло изменение стратификации. Правовая подготовка становится предпосылкой к движению по социальной лестнице.

Что же в правовой подготовке является ключевым элементом, обеспечивающим популярность права в кризисное время? Ответ на этот вопрос является основным для создания педагогической системы обучению праву.

Право - такой же элемент духовной сферы общества, как культура, искусство, религия и т.д. Однако в отличии от них он обладает признаком социальной востребованности. Базой для этого является либерализация экономики и идеологии. Если ранее управление государством строилось на административных методах, то сегодня делается попытка управления правовыми методами. Следовательно юрист сегодня это не только узкий специалист - правовед, но и социальный менеджер. Именно этот элемент правовой подготовки делает правоведение столь популярным. Менеджер-это управленец, лицо распоряжающееся, и, следовательно, наделенное определенными властными полномочиями. Таким образом в основе популярности социального менеджмента лежит понятие власти. В чем специфика власти в России? В отношении «власть-собственность». В обществе с развитым институтом собственности собственность порождает власть, в обществе с неразвитыми отношениями собственности власть порождает собственность. Таким образом правовая подготовка сегодня обеспечивает доступ к властным отношениям разного уровня и как следствие - к участию лица в отношениях пользования, владения и распоряжения. Такой доступ лицо получает по факту наличия определенных знаний. Так же решался этот вопрос и в исторической перспективе.

Педагогическая наука, отвечая на вызов времени выдвинула новую образовательную парадигму: концепцию личностно-ориентированной образования. В ее основе лежат признаки целесообразности обучения, и культуросообразности обучения. Основной задачей такой педагогики является индивидуальный подход, образование, соответствующее нормам и требованиям сегодняшнего дня.

Следовательно, основной задачей построения педагогической системы является определение круга знаний, необходимых личности для его социализации.

Сегодня правовая наука располагает целым рядом дисциплин, признаваемыми ученым сообществом, как необходимые элементы при подготовке юриста-профессионала. Эти дисциплины можно разделить на базовые - теория государства и права, история государства и права России , история политических и правовых учений, история государства и права зарубежных стран, конституционное право РФ и конституционное право зарубежных стран и специальные - материальные и процессуальные. К материальным относятся: гражданское право, уголовное право, экологическое право, семейное, жилищное, административное и т.д. К процессуальным относятся все процессы: уголовный, гражданский, административный, арбитражный и т.д. Совокупность знаний и навыков , полученных в результате освоения этих дисциплин формирует специалиста - юриста широкого профиля.

Для студентов неюридических Вузов проблема правовой подготовки не менее актуальна. Преподавание права в педагогическом Вузе имеет свою специфику, поскольку квалификация выпускника юриста педагогического Вуза «Юрист. Учитель права» отличается от выпускной квалификации выпускника классического университета «Юрист-правовед».

Различие целей подготовки предопределяет разные подходы к формированию будущего специалиста. Классический университет готовит юриста - практика, специалиста в области криминалистики, цивилистики, государственного и муниципального управления, финансового и хозяйственного права и т.д. Профессиональная деятельность выпускника классического университета приводит его к необходимости еще большей специализации в определенной отрасли права или в группе правовых вопросов из различных отраслей права.

Педагогический университет помимо задачи подготовки всесторонне грамотного специалиста в области юриспруденции имеет не менее важной задачей подготовку личности будущего учителя, формирования его правового сознания и правовой культуры, в рамках присущей русскому обществу и русской школе преподавания культурологической парадигмы (В. Библер, В.Н.Садовский и др.) поскольку его практическая деятельность, как специалиста требует умения расширять и передавать накопленные знания, т.е диверсифицировать их.

Демократические преобразования последних лет выявили необходимость в качественно нового подхода к формированию профессиональной культуры юриста- учителя права. В основе ее лежат объективные закономерности развития общества. Так, стремление к ликвидации стадиального экономического и информационного отставания от Запада (понятие «Запад» здесь приводится в его культурологическом аспекте) потребовала внедрения в массовое сознание нового культурологического императива, основанного на базовых ценностях гражданского общества и правового государства (предмет «Граждановедение»).

Перед учителем и преподавателем права встали новые, ранее не присущие ему задачи: в условиях отсутствия четких идеологических норм, от должен быть готов формировать специалиста в области правовой идеологии. Кроме того педагог - юрист должен занять новый сектор в области педагогики: защиту личности ребенка и студента, защиту своей профессиональной деятельности, подготовку будущих носителей знания к жизни в новых культурных и профессиональных условиях.

Процесс обучения потребует от преподавателя прежде всего высочайшей профессиональной грамотности и общей культуры, осознания правовых доктрин, как имманентной части общего культурного наследия, его связи с закономерностями общественного развития. Именно этой задаче служит блок общепрофессиональных дисциплин, читаемый студентам юридического отделения педагогического Вуза на 1 -2 курсе: «Теория государства и права», «История государства и права», «История политических и правовых учений», «История зарубежного государства и права» (идеи защиты детства, семьи, феномен детства).

Читаемые параллельно с общей историей, историей отечества, философией, политологией, этнологией (защита детей-мигрантов), культурологией, закладывающих базовые понятия человека, общества, науки, процесса познания, эти дисциплины позволяют объяснить и закрепить в сознании будущих педагогов основные правовые понятия в их взаимосвязи и развитии. Взятые отдельно от других, базовые правовые понятия государства, его формы, права, правового режима, власти, собственности являются лишь абстракциями. Наполнение их конкретным содержанием, уяснение этих культурных феноменов в их развитии - это задача, выполняемая только в условиях комплексного изучения современных научных концепций. Научить мыслить в юридических категориях - главная задача первого этапа профессиональной подготовки учителя права.

Проблемой первого этапа обучения является отсутствие единых подходов к пониманию базовых правовых понятий. Так, само понятие «право» не имеет единой дифиниции и ее определение само по себе является огромной научной проблемой. Сегодня можно говорить лишь о более или менее общепризнанных определениях. Различны подходы к пониманию иных терминов, используемых юридической наукой. Учитывая возможности открытого информационного общества, новых обучающих технологий, доступность зарубежных источников, нельзя забывать, что русская и западная правовая традиция имели разную культурологическую почву. Формируя правосознание и правовую культуру будущего педагога, преподавателя Вуза нельзя не учитывать то обстоятельство, что студент, ученик неразрывно связан с обществом, является продуктом его культурного развития.

В процессе подготовки педагога огромное значение играет его профессионально-педагогическая компетентность (работы по акмеологии). От нее в немалой степени зависит авторитет учителя права в глазах обучаемых, а значит и процесс обучения в целом. Задаче профессиональной подготовки посвящен второй этап обучения 2-4 курс. На этом этапе вычитываются специальные дисциплины по различным отраслям знаний. Конституционное, гражданское, административное, уголовное право, гражданский, уголовный и арбитражный процессы, финансовое, хозяйственное право и другие.

Процесс формирования личности правоведа-профессионала тоже имеет свои особенности. ( модели личности профессионала) Так, сначала читается конституционное право, закладывая в сознание учащихся конституционные принципы общественного устройства, основные правовые принципы и только затем читается отраслевое право. Теоретические навыки закрепляются производственной практикой. Особенно важно, что формирование педагога, как специалиста в области права, идет параллельно с формированием его профессионально-педагогической компетентности.

Наконец третий этап - заключительный позволяет провести апробацию полученных знаний путем написания дипломной работы, сдачи ГЭК. Именно на этом этапе определяется насколько успешным бы процесс формирования правовой культуры педагога в период подготовки в педагогическом Вузе.

Таким образом, перед педагогическим Вузом стоят качественно иные задачи. Подготовка юриста в педагогическом Вузе, несмотря на внешнее сходство с процессом подготовки в классическом университете имеет иную задачу , суть которой заключается в том, что педагогический Вуз в наряду с формированием выпускника -профессионала, обращает пристальное внимание на процесс формирования педагога, как личности, используя правовые дисциплины, как инструмент формирования его правосознания, правовой культуры и профессионализма.

Касаясь проблемы культуросообразности подготовки студента необходимо объяснять, что правовая подготовка сегодня - это часть проблемы цивилизационной идентификации культурного наследия, которое Россия забирает с собой в XXI век и его применения в будущем. Сложившаяся к концу ХХ1 в. культурная парадигма Восток - Запад обрела зримые очертания, и будет определять духовную ситуацию в образовании ХХ1 века.

Рассматривая общемировую культурную ситуацию XXI в. можно отметить следующие ее особенности. Геополитическое противостояние двух типов цивилизаций Западной и Восточной окончилось поражением СССР и это поражение повлекло за собой складывание однополярного американоцентричного мира, экономической основой которого является либеральная рыночная модель, а политической - либерал-демократическая идеология, сочетающая в себе правую рыночную политику с левой гуманистической риторикой. Другой особенностью мировой ситуации ХХ1 века является стремление к унификации государств, стиранию традиционных культурных границ между государствами на основе либеральных ценностей Запада, которые будут поддерживаться, насаждаться и внедряться во всех регионах мира.

Такая схема не учитывает культурный и научный потенциал России, исторически накопленный в процессе мобилизационного развития страны, фактически заставляя принять заранее непривычные правила игры, несвойственные общности россиян, но заранее выгодные доминирующей культуре. Необходимо понимать, что Россия - самобытный цивилизационный комплекс, имеющий ряд характерных черт, остающихся постоянными на всех этапах ее истории. На взгляд автора такой особенностью в области образования является запаздывание в сфере культурологической рефлексии, т.е постоянным противоречием между самобытностью русской культуры и категориальным аппаратом для ее объяснения, почерпнутым преимущественно из западных источников образованной элитой общества.

Сегодня процесс социализации личности должен опираться на евразийскую культуру, с объяснением ее отличий от общеевропейской, восточной и других, указанием места и взаимосвязей в мировом культурном пространстве. Такая мера является необходимой постольку, поскольку применение западной идеологии в образовании неизбежно влечет либеральные оценки и суждения, которые отбрасывают в силу методологической направленности культурную специфику России и применяют к ней общемировой шаблон в контексте которого Россия - сырьевая страна только потому, что унифицированные экономико-идеологические принципы мондиализма ей не приемлемы.

Естественно, процесс правовой подготовки учителя должен так же находится в смысловом поле культурно-политической идентификации России.

Сегодня общие цивилизационные закономерности смешиваются в направлении придания юридическим аспектам либерализма глобальных полномочий. Соответственно основой в юриспруденции становится либеральная система права, основанная на фиксации индивидуального уровня в либеральном обществе, базирующемся на развитом институте частной собственности. При этом основным юридическим инструментом будет концепция «прав человека», являющаяся не чем иным, как применением принципов индивидуалистической философии к правовой системе. Все иные правовые модели, основанные на патерналистских, национальных и религиозных институтах будут явно или неявно противостоять основной концепции прав человека вне зависимости от того, какая историческая культура лежит в основе материальной стороны права, т.е. определяет содержание взаимных прав и обязанностей.

Таким образом духовная ситуация времени диктует потребность в качественно ином подходе к формированию педагогических систем для преподавания права в неюридических Вузах.

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25606. Концепция деятельности в трудах Леонтьева и его сотрудников 38 KB
  Концепция деятельности в трудах Леонтьева и его сотрудников А. О назвал категории деятельности сознания и личности как наиболее важные для построения непротиворечивой системы психологии как конкретной науки о порождении функционировании и строении психического отражения реальности которая опосредствует жизнь индивидов. Разработанная Леонтьевым общепсихологическая теория деятельности является важнейшим достижением советской психологической науки а сам Леонтьев крупным теоретиком одним из создателей советской психологии. Ha материале...
25607. Психологическое наследие Ананьева 33.5 KB
  Марксистское учение о сущности человека и ленинская теория отражения послужили фундаментом для построения концептуальной системы Б. Ананьев рассматривал онтогенетическое природное развитие человека как индивида как последовательную смену стадий или фаз: зачатие рождение созревание зрелость старение старость составляют основные моменты целостности человеческого организма. История формирования и развития личности составляет жизненный путь человека. Подобно тому как начало индивида долгий и многофазный процесс эмбриогенеза так и начало...
25610. Кровяные пластинки 47 KB
  Количество их в крови от 20 109 л до 40 109 л. При окраске мазков крови азур 2эозином в кровяных пластинках выявляются более светлая периферическая часть гиаломер и более темная зернистая часть грануломер структура и окраска которых могут варьировать в зависимости от стадии развития кровяных пластинок. Гликопротеин PIb является рецептором для находящегося в плазме фактора фон Виллебранда vWF одного из ключевых механизмов свертывания крови. Гликопротеин PIIbIIIa рецептор фибриногена; участвует в аггрегации кровяных...
25611. Мембраны клеток 32 KB
  состав: липиды 40 и белки 60 ; кроме того во многих мембранах обнаружены углеводы 5 10 . Многие мембранные белки состоят из двух частей участков с полярными аминокислотами и участков с неполярными: глицином аланином валином лейцином. Такие белки в липидных слоях мембран располагаются так что их неполярные участки как бы погружены в жирную часть мембраны где находятся гидрофобные участки липидов. Эти белки как бы пронизывают мембрану их называют интегральными белками мембран.
25612. Цитоплазма. Органеллы 29.5 KB
  Гиалоплазма матрикс цитоплазмы представляет собой истинную внутреннюю среду клетки. В ней при участии рибосом и полисом происходит синтез белков необходимых для собственно клеточных нужд для поддержания и обеспечения жизни данной клетки. Осмотические и буферные свойства клетки в значительной степени определяются составом и структурой гиалоплазмы. Например: клетки панкреатической железы.