69463

Рассказ в русской литературе

Доклад

Литература и библиотековедение

Человек испытывает универсальные чувства понятные всем. Все о чем пишет Казаков предельно просто: универсальные чувства страха обиды восторга отчаяния и др. Движение человека от жизни дневной к жизни ночной где дневная жизнь расценивается как инерция ночь же позволяет...

Русский

2014-10-05

18.27 KB

0 чел.

Рассказ в руслит.

Рассказ – эпическая форма небольшого объема относительно романа. Понятие рассказа закрепляется сравнительно поздно; Пушкин и Гоголь отдавали предпочтения жанру повести. Рассказ как оформленный жанр формируется в 50 гг 19 века. Характерной особенностью рассказа является повествование от первого лица, что оказывается наиболее заметно в творчестве писателей эпохи «оттепели». Рассказы делятся на социально-психологические, лирико-психологические, исповедальные. Разные писатели в разное время обращались к жанру рассказа соответственно своей эстетической программе. Так, например, для Бабеля оказывается принципиально важной идея циклизации. Он создает уникальный жанр – Повествование в новеллах. Даже романы он «новеллизирует», например, «Конармия». Что касается М. Горького, то он как писатель начинает с рассказов (романтические рассказы 10-ых годов: Коновалов, Мальва и др.). В более позднем творчестве рассказ предваряет какую-либо крупную прозаическую форму – роман (Дело Артамоновых, Мои университеты), эпопею (Клим Самгин). Творчество Шукшина характеризует выбор писателем жанра социально-психологического рассказа. Данный жанр является почти единственным его направлением. Более подробно следует остановиться на М. Казакове, который был самым ярким представителям лирико-психологической прозы. Главный герой – простой маленький человек, погруженный в мелочи жизни. На каком-то этапе он сталкивается с экстранеординарными событиями. Человек испытывает универсальные чувства, понятные всем. Частная жизнь – самое главное. Протекающие эмоции – главные события жизни («Пенелопа» Битова: чувство стыда передано тонко и точно).

Ю. Казаков создавал свои тексты, начиная с конца 50 годов. В 70 занимается переводами. Последние рассказы – «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал». В 1982 году Казаков застрелился. В молодости Казаков нашел книгу без обложки и долгое время не знал автора, но, тем не менее, он влюбляется в эту книгу и воплощает в своих ранних текстах поэтику той книги (впоследствии выяснилось, что это был сборник рассказов Бунина). Наследует бунинскую «ястребиную зоркость». Также очень ценит Хемингуэя, а именно – Его недосказанность, намек. Все, о чем пишет Казаков – предельно просто: универсальные чувства страха, обиды, восторга, отчаяния и др. Не важны имена персонажей, указывает только на годы и место действия (часто – это открытое поле, лес, дача и т.п.). Движение человека от жизни дневной к жизни ночной, где дневная жизнь расценивается как инерция, ночь же позволяет выражать истинные чувства. Эта концепция близка к трифоновской (в «Другой жизни» Ольга Васильевна сказала: Ночью обнажается истинное. Самые горькие разговоры бывали ночью»). Для Казакова переломным оказывается этап сумерек – открытие души. Ночью – предел чувств, все резко обрывается. Но человек не может жить на пределе чувств. Эти чувства ничего не меняют в герое. Чувства – это самое главное, что с человеком происходит. Невыраженность чувства – драматизм существования. Категория невыразимого («Во сне ты горько плакал» - о взаимоотнош реб и отца).

   «Его проза проникнута лиризмом, любовью к природе, от­мечена музыкальностью ритма… Главное в его рассказах — не какие-либо необычайные события, а проникновенное запечатление повседневности, обретающей под его пером поэтическое звучание». — Вольфганг Казак.

«Некрасивая»: некрасивой (по ее же мнению) женщине назначают свидание в темноте – мужчина ее видит – не приходит. Она приходит – его нет – разочарование. Разочарование, озлобленность начинается ночью – заканчивается на рассвете. Ночью Соня испытывает бессилие, смешанное с яростью; думает, что ее шанс упущен: «Соня сидела, ее трясло. Она стягивала рукой ворот у горла, думала, полегчает, но не легчало. Она пробовала заплакать, но звук, вырвавшийся из груди, был так низок и страшен, что она испугалась». Проходит ночь – приходит понимание и осознание продолжения жизни, несмотря ни на что: «она увидела пронзительную красоту мира, как валились звезды, и ночь, и костры.. и чувствовала покойную силу земли. Она подумала о себе, что она все-таки женщина, и что у нее есть сердце».

«Кабиасы»: ночью – чувство сильнейшего страха, заставляющего Жукова бежать из леса. На каждом шагу ему мерещатся страшные тени (елки, сова и т.д. ). Утро – страх пропадает – жизнь входит в привычную колею.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52834. Конструювання та розвязання економічних задач в середовищі табличного процесору Microsoft Excel 108.5 KB
  Раціональність вибору вказаних класів пояснюється тим, що разом з наочно-образним мисленням, що допомагає цілісно бачити обєкти, в учнів у цьому віці активно розвивається асоціативне мислення, сприяюче засвоєнню різних абстрактних понять.
52835. ЛОКАЛЬНІ ЕКСТРЕМУМИ ФУНКЦІЇ ДВОХ ЗМІННИХ 182 KB
  Викладено методику проведення лекційного заняття з використанням інтерактивних форм навчання з теми Локальні екстремуми функції двох змінних Для викладачів вищої математики вищих навчальних закладів 12 рівнів акредитації. 10 Додатки: Додаток А Текст лекції Локальні екстремуми функції двох змінних 18 Додаток Б Приклади задач економічного характеру. Група: БО 27 Тема: Локальні екстремуми функції двох змінних Мета заняття: Методична: показати методику проведення лекції із застосуванням техніки зворотного...
52836. Графики нагрузок промыленных установок 243.5 KB
  Цеховые электрические сети напряжением до 1000 В являются составной частью систем электроснабжения промышленного предприятия и служат для распределения электроэнергии внутри цехов а также для питания некоторых электроприемников расположенных за пределами цеха на территории предприятия. Схема внутрицеховой сети определяется технологическим процессом производства планировкой помещений цеха взаимным расположением источника питания подстанций и приемников электроэнергии их единичной установленной...
52837. Электричество. Учись быть бережливым 307 KB
  Даже страшно подумать об этом Что случилось бы если бы исчез свет Ответы детей. Если б солнечный свет вдруг бы взял и пропал Мир бы сразу угрюмым и темным весь стал Тьма покрыла бы всё на планете Даже звезды с луною не светят. Солнце звезды запомните это Называют естественными источниками света. И без них день бы в ночь превратился навек Разве сможет без света прожить человек А животные птицы растенья цветы.
52840. Впровадження елементів проектного навчання у роботі з автентичною художньою літературою на уроках англійської мови в старшій школі 111 KB
  Маючи вищу педагогічну освіту методичний та педагогічний досвіт роботи з учнями автор ставить завдання пошуку нових ефективних шляхів навчання комунікативної компетенції які б були достатніми для здійснення спілкування у певних комунікативних сферах та розвитку творчої ініціативи здібностей пізнавальних інтересів учнів. Групове та колективне розвязування навчальних завдань стимулює пізнавальну та творчу діяльність учнів. Робота з віршованими текстами формує творчі здібності критичне та логічне мислення сприяє виявленню в...
52841. Элементы истории математики на уроках в общеобразовательной школе 299 KB
  Решением неопределенных уравнений занимались в древности китайцы греки и индийцы. В Арифметике Диофанта приведено много задач решаемых им с помощью неопределенных уравнений разных степеней при этом он допускает в качестве решений любые положительные дробные или целые числа. Из 1 следует неопределенное уравнение первой степени x y=...
52842. «Літературний елементаль» як метод актуалізації і узагальнення вивченого з української літератури 36.5 KB
  Досвід попередніх років показує що навчальні компетенції учнів з української мови відрізняються від компетенцій з української літератури й на жаль не на користь останньої. Специфіка ж тестів ДПА та ЗНО з української літератури передбачає достатньо глибоке знання саме цих особливостей літературних творів що входять до шкільної програми. Саме тому пропоную один з методів роботи на уроках української літератури який допоможе учням безпосередньо перед тестуванням відновити у памяті потрібну інформацію про той чи інший твір літератури.