69463

Рассказ в русской литературе

Доклад

Литература и библиотековедение

Человек испытывает универсальные чувства понятные всем. Все о чем пишет Казаков предельно просто: универсальные чувства страха обиды восторга отчаяния и др. Движение человека от жизни дневной к жизни ночной где дневная жизнь расценивается как инерция ночь же позволяет...

Русский

2014-10-05

18.27 KB

0 чел.

Рассказ в руслит.

Рассказ – эпическая форма небольшого объема относительно романа. Понятие рассказа закрепляется сравнительно поздно; Пушкин и Гоголь отдавали предпочтения жанру повести. Рассказ как оформленный жанр формируется в 50 гг 19 века. Характерной особенностью рассказа является повествование от первого лица, что оказывается наиболее заметно в творчестве писателей эпохи «оттепели». Рассказы делятся на социально-психологические, лирико-психологические, исповедальные. Разные писатели в разное время обращались к жанру рассказа соответственно своей эстетической программе. Так, например, для Бабеля оказывается принципиально важной идея циклизации. Он создает уникальный жанр – Повествование в новеллах. Даже романы он «новеллизирует», например, «Конармия». Что касается М. Горького, то он как писатель начинает с рассказов (романтические рассказы 10-ых годов: Коновалов, Мальва и др.). В более позднем творчестве рассказ предваряет какую-либо крупную прозаическую форму – роман (Дело Артамоновых, Мои университеты), эпопею (Клим Самгин). Творчество Шукшина характеризует выбор писателем жанра социально-психологического рассказа. Данный жанр является почти единственным его направлением. Более подробно следует остановиться на М. Казакове, который был самым ярким представителям лирико-психологической прозы. Главный герой – простой маленький человек, погруженный в мелочи жизни. На каком-то этапе он сталкивается с экстранеординарными событиями. Человек испытывает универсальные чувства, понятные всем. Частная жизнь – самое главное. Протекающие эмоции – главные события жизни («Пенелопа» Битова: чувство стыда передано тонко и точно).

Ю. Казаков создавал свои тексты, начиная с конца 50 годов. В 70 занимается переводами. Последние рассказы – «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал». В 1982 году Казаков застрелился. В молодости Казаков нашел книгу без обложки и долгое время не знал автора, но, тем не менее, он влюбляется в эту книгу и воплощает в своих ранних текстах поэтику той книги (впоследствии выяснилось, что это был сборник рассказов Бунина). Наследует бунинскую «ястребиную зоркость». Также очень ценит Хемингуэя, а именно – Его недосказанность, намек. Все, о чем пишет Казаков – предельно просто: универсальные чувства страха, обиды, восторга, отчаяния и др. Не важны имена персонажей, указывает только на годы и место действия (часто – это открытое поле, лес, дача и т.п.). Движение человека от жизни дневной к жизни ночной, где дневная жизнь расценивается как инерция, ночь же позволяет выражать истинные чувства. Эта концепция близка к трифоновской (в «Другой жизни» Ольга Васильевна сказала: Ночью обнажается истинное. Самые горькие разговоры бывали ночью»). Для Казакова переломным оказывается этап сумерек – открытие души. Ночью – предел чувств, все резко обрывается. Но человек не может жить на пределе чувств. Эти чувства ничего не меняют в герое. Чувства – это самое главное, что с человеком происходит. Невыраженность чувства – драматизм существования. Категория невыразимого («Во сне ты горько плакал» - о взаимоотнош реб и отца).

   «Его проза проникнута лиризмом, любовью к природе, от­мечена музыкальностью ритма… Главное в его рассказах — не какие-либо необычайные события, а проникновенное запечатление повседневности, обретающей под его пером поэтическое звучание». — Вольфганг Казак.

«Некрасивая»: некрасивой (по ее же мнению) женщине назначают свидание в темноте – мужчина ее видит – не приходит. Она приходит – его нет – разочарование. Разочарование, озлобленность начинается ночью – заканчивается на рассвете. Ночью Соня испытывает бессилие, смешанное с яростью; думает, что ее шанс упущен: «Соня сидела, ее трясло. Она стягивала рукой ворот у горла, думала, полегчает, но не легчало. Она пробовала заплакать, но звук, вырвавшийся из груди, был так низок и страшен, что она испугалась». Проходит ночь – приходит понимание и осознание продолжения жизни, несмотря ни на что: «она увидела пронзительную красоту мира, как валились звезды, и ночь, и костры.. и чувствовала покойную силу земли. Она подумала о себе, что она все-таки женщина, и что у нее есть сердце».

«Кабиасы»: ночью – чувство сильнейшего страха, заставляющего Жукова бежать из леса. На каждом шагу ему мерещатся страшные тени (елки, сова и т.д. ). Утро – страх пропадает – жизнь входит в привычную колею.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3041. Бухгалтерский учет, анализ и аудит 571 KB
  Настоящее учебно-методическое пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника. Итоговым контролем процесса обучения в вузе и основанием для присвоения студенту высшей квалификации экономиста по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» является междисциплинарный государственный экзамен...
3042. Будівельне матеріалознавство 2.45 MB
  Будівництво є частиною матеріальної культури суспільства, за ним можна судити про прогрес науки і техніки, особливості побуту, національні традиції. Людина почала будувати перші житла ще в епоху неоліту (3 тис. років до н.е.), використовуючи природні матеріали: камені, шматки дерева, глину.
3043. Расчет строительства многоквартирных домов города Новосибирск 144.5 KB
  Задачи, решаемые государством по ускорению социально-экономического развития страны всегда были неразрывно связаны с совершенствованием строительства и строительной техники. Создание первых отечественных государственных строительных организ...
3044. Правовая охрана программ для электронно-вычислительных машин и баз данных 115 KB
  В связи с переходом Российской Федерации к рыночным отношениям система законодательства претерпела кардинальные изменения. Это относится и к правовым нормам, регулирующим отношения, возникающие в связи с созданием и использованием продуктов...
3045. Процесс обучения и использование технических средств при получении знаний учащихся 382.5 KB
  Изменения, происходящие в России, приводят к тому, что у человека появляется больше «степеней свободы», его успешность в жизни менее детерминирована внешними обстоятельствами. В связи с этим все более востребованными становятся умения анали...
3046. Художественная обработка металлов на уроках технологии в 6 классе 588.93 KB
  Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетных проблемы  расширения содержания  и использования новых технологий обучения и воспитания. Совершенствование технологической среды, внедрен...
3047. ФИЗИОЛОГИЯ СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГЕМОДИНАМИКИ 70.05 KB
  Функциональная классификация кровеносных и лимфатических сосудов (структурно-функциональная характеристика сосудистой системы). Основные законы гемодинамики. Кровяное давление, его виды (систолическое, диастолическое, пульсовое, среднее, центральное и периферическое, артериальное и венозное). Факторы, определяющие кровяное давление.
3048. Проект управління земельними ресурсами м. Черкаси за розподілом земель житлової забудови 4.33 MB
  Вступ Розділ 1. Теоретичні засади щодо використання земель житлової та громадської забудови. 1.1. Обґрунтування поділу земель міста за функціональним призначенням. 1.2. Огляд спеціалізованої літератури. 1.3. Аналіз наявності законодавчої бази....
3049. Правове регулювання права власності на землю в Україні 615 KB
  Вступ Існування людини забезпечується головним чином завдяки суспільному виробництву, в процесі якого створюються необхідні для неї матеріальні блага (за винятком благ, безпосередньо створених природою). Звичайно ж функціонування такого виробництва ...