69464

Розанов. Легенда о Великом Инквизиторе

Доклад

Литература и библиотековедение

Религия нечто высокое и сделать ей возможно другого человека способность войти в ее миросозерцание высшая цель. Здесь надломленность человеческих сил неспособность их продолжать тот путь по который от скрытого начала к скрытому же концу ведет человека провидение.

Русский

2014-10-05

17.84 KB

0 чел.

Розанов. Легенда о Великом Инквизиторе.

Легенда – душа произведения. Дост: главн вопрос, который проводится во всех частях, над которым я мучился всю сознат жизнь – существование Божье. Дост прежде всех заговорил о жизни, которая может биться под самыми душными формами. Падение человеч души. Странная дисгармония жизни, мир неутомимого страдания. Иное, чем рациональное, есть мистическое, недоступное для прикосновения науки. Интерес на религиозное.

Религия – нечто высокое и сделать ей возможно другого человека, способность войти в ее миросозерцание – высшая цель. Достигнуть – не вопреки своим усвоениям, но только следуя им, как они устроены ему творцом. «Причинение страдания из жажды сострадать есть черта полярности души человеческой». Бунт – самое горькое слово. Не отвергая Бога, он отвращает свое лицо от него; не сомневаясь в конечном воздаянии за свои муки, не хочет этого воздаяния. Здесь – надломленность человеч сил, неспособность их продолжать тот путь, по котор от скрытого начала к скрытому же концу ведет человека провидение. Созерцание судеб – в религии. Ничего больше не имеет такой ценности к просвещению человека. 3 велик мистич акты: грехопадение (объясняет то, что есть); акт искупления (укрепляет человека в том, что есть); акт вечного возмездия за добро и зло (окончат торжество правды, влечет человека в будущее).

Дост показывает глубок явление в дух жизни человека – очищающее значение всякого страдания. Всякую горесть человек должен благословлять, потому что в ней посещает его Бог. Признание божественного сохраняется до ясности ощущения его, до созерцания и ненависть к нему простирается до угрозы – завтра же истребить его, сжечь, растоптать. Это – величайшее в истории соединения и одновременное разъединение человеч души с ее предвечным источником. Учение, пришедшее спасти мир, своей высотою и погубило его, внесло в историю не примирение и единство, но хаос и вражду. Народы ищут предмет общего и согласного поклонения, а христианство не ответило этой общей потребности человеч сердца, предоставив все индивид решению, ложно понадеявшись на человеч способности к различению добра и зла. В.И.: Чтобы владеть человеком, необходимо понижение психического уровня человека, погасить в нем все неопределенное, тревожное, мучительное, упростить его природу до ясности коротких желаний, понудить его в меру знать, в меру чувствовать, в меру желать – вот средство удовлетворить его наконец и успокоить. «Неспокойство, смятение и несчастье – вот теперешний удел людей после того, как ты вознаградил их свободой. Ты можешь с гордостью указать на этих детей свободы, свободной любви, свободной и великолепной жертвы во имя твое. Но вспомни – их было всего несколько тысяч, а остальные? Чем виновата слабая душа, что не в силах вместить страшных даров? Истина, добро и свобода есть главные и постоянные идеалы, к осуществлению которых направляется человеч природа в главных элем своих – разуме, чувстве и воле».

Путь В.И – путь забвения ума и трата высшего смысла жизни. Первооснова – сознание религиозное и принятие Творца.

Легенда – единственный в истории синтез самой пламенной жажды религиозного с совершенной неспособностью к нему и вместе с тем мы находим глубокое сознание человеч слабости, граничащ с презрением к человеку и одновременно любви к нему, простирается до готовности оставить Бога, спасти и разделить унижение человека, зверство и глупость его, но, вместе с тем, - страдание.

Легенда – горький плач В.И., когда, потеряв невинность и оставленный Богом, он вдруг понял, что теперь совершенно один со своей слабостью, со своим грехом, с борьбою света и тьмы в душе своей. Преодолевать эту тьму, помогать этому свету – вот все, что может человек в этом земном странствии и что он должен делать, чтобы успокоить свою встревоженную совесть, так отягощенную, так больную, что неспособную более выносить свои страдания. Ясность познание того, откуда берется свет и откуда тьма может более всего укрепить его надежды, что не вечно же суждено ему оставаться ареной борьбы их. «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28847. Психологические учения античности 66 KB
  Психологические учения античности Понимание души в донаучных представлениях о переселении душ орфической и тотемной религии их влияние на античную психологию: понятия анимизма гилозоизма. Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души а его успокоение во сне или в смерть ее отсутствием; сон или транс временное а смерть постоянное отсутствие души. анима душа дух одухотворение окружающего мира утверждение что за всеми явлениями реальности живыми и неживыми стоят духи души. Начало понимания связи...
28848. Характеристика психологических учений средневековья 67 KB
  Главное качество души – единство ввёл принцип холизма душа и разум едины. Бог – поставляет в мировой разум идеи – душа получает идеи и передает человеку в материю – материя чувственный мир. Душа – производит все живые существа вдохнув в них жизнь. Душа человека находится в связи с Душой божественной и чувственным миром.
28849. Особенности психологических воззрений в новое время 55 KB
  встаёт проблема соотношения физического и психического опыт – становится основным методом изучения природы в том числе и человека. Задача науки – это покорение природы и усовершенствование человека. Он отверг душу как силу организующую поведение и управляющую им открыв путь к объективному изучению явлений органической природы. интуитивное знание – истинное объективное содержаться в разуме и открываются интуитивно Спиноза утверждал существование единой неделимой и вечной субстанции преодоление дуализма Декарт – Бога или Природы.
28850. Развитие эмпирической психологии в новое время 64.5 KB
  Особенности развития психологии: предмет и метод исследования Основными чертами психологии в 17 19 веке становятся: представление о живом теле в том числе о человеке как о механистической системе которая не нуждается в душе Вспомним принцип бритвы оккама который стал ведущим в психологии нового времени – ничего лишнего уточнение предмета психологии которая становилась наукой о сознании основные проблемы которые изучала психология: проблема познания содержание и функции сознания а также страстях и аффектах – как одних из...
28851. Психологические идеи Г. Лейбница 40.5 KB
  Таким образом он не признавал учение Спинозы о единой субстанции душа и тело едины и говорил о существовании множества субстанций – монад замкнутые нематериальные целостности – духовная субстанция обладающая психической активностью то из чего состоит весь мир человек душа Основные свойства монады: восприятие перцепция и стремление Виды монад: 1. Лейбниц считал что душа и тело совершенно не зависят друг от друга и функционируют по разным законам хотя и действуют так что создается впечатление их взаимосвязи. Душа и тело...
28852. Ассоциативная психология 74 KB
  Ассоциативная психология Предпосылки развития ассоциативной психологии. Затем уже в 17 веке Гоббс провозгласил АССОЦИАЦИЮ универсальным законом психологии. Эта школа положила начало выделению психологии в самостоятельную независимую от философии науку имеющую собственный предмет и тезаурус. В русле ассоцианизма изменилась и ориентация психологии с философской на естественнонаучную методологию а также начались поиски объективного метода исследования и становление экспериментальной психологии.
28853. Выделение психологии в самостоятельную науку 49.5 KB
  Выделение психологии в самостоятельную науку Социальноэкономические предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку: развитие промышленности и усложнение социальноэкономических отношений влияние педагогической и клинической практики. Олейник Вторая половина XIX столетия играет особую роль в истории не только психологии но и всей европейской науки. Дарвина и ее влияние на развитие психологии. Значение идей Дарвина для психологии: 1.
28854. Становление экспериментальной психологии в 19 веке 51 KB
  Становление экспериментальной психологии в 19 веке Программа развития психологии В. создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Его программа психологии как самостоятельной науки включала два направления исследований: а анализ индивидуального сознания эксперимент – субъект наблюдал за собственными ощущениями чувствами представлениями; б изучение психологии народов т. В традициях ассоциативной психологии Вундт рассматривал ее как науку которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и исходя из этого знания...
28855. Развитие отраслей психологии в конце 19 века 65.5 KB
  Факторы эволюции: Изменчивость наследственность и естественный отбор причины многообразия видов растений и животных их единство и генетическая связь. Его учение отвергло теорию постоянства видов и точку зрения о божественном происхождении животных и человека. Преемственность психической организации животных связь психики животных и человека В работах Выражение эмоций у человека и животных Происхождение человека и половой отбор показал наличие общих генетических корней в психических способностях человека и животных оскал сжатые...