69465

Сатира в литературе 1920-х годов

Доклад

Литература и библиотековедение

В 1920-ые годы возникла необходимость в так называемом «отдыхе». Человек на протяжении последних лет был погружен в атмосферу революций, гражданских войн – «кровавых» событий. Пьесы, которые ставились на сцене театра, имели «лечебное» воздействие; театр – это место, где собирается масса народа; происходящее на сцене...

Русский

2014-10-05

18.38 KB

14 чел.

Сатира в литературе 1920-х годов.

В 1920-ые годы возникла необходимость в так называемом «отдыхе». Человек на протяжении последних лет был погружен в атмосферу революций, гражданских войн – «кровавых» событий. Пьесы, которые ставились на сцене театра, имели «лечебное» воздействие; театр – это место, где собирается масса народа; происходящее на сцене театра расценивается зрителями как некая авторитетная субстанция. Роль театра в начале 20 века можно сравнить с рубежом 18-19 веков, о котором Ю.М. Лотман в монографии «Беседы о русской культуре» говорил следующее: «Театр вторгся в жизнь, активно перестраивая поведение людей».

Смех возникает при следующих условиях:

  1.  Противоречие;
  2.  Несоответствие на всех уровнях;
  3.  Утрата идентичности.

Советская «теория» - то, что предлагалось народу после революции – и то, что оказалось на практике уже после свержения монархии оказалось полярно различно. Вполне закономерно в сатирической литературе была заострена проблема несостоятельности нового правительства (в частности, пьесы Эрдмана).

М. Зощенко.

Рассказы  в сказовой форме. «Слово языкового комизма». Палитра «речевых направленностей».

Особенности речи героев:

  1.  Человек полуобразованный. Он слушает, улавливает термины и неправильно их использует.
  2.  Не владеет до конца русским литературным языком.
  3.  Лексико-семантическая группировка.
  4.  Комические обобщения.
  5.  Размышляющие люди.
  6.  Гротескное преувеличение.
  7.  Отрицания-утверждения (поручик, конечно, ничего такой, но сволочь).
  8.  Комические окказионализмы.
  9.  Контаминация.
  10.  Просторечия.
  11.  Разнородная речь.
  12.  Специфическая разговорная культура.
  13.  Экспрессия, выразительность.

Зощенко выстраивает образ речи -20-х годов – пролетарская речь. З. был хорошо знаком с культурой пролетариата.

Герои Зощенко – жители коммунальных квартир. Ком. Квартира – «полигон», где должен появиться новый человек. Чел. Лишается возможности приватного существования. Герой З.: социальный оптимист, психологически устойчивый, человек с позитивным мироощущением, ценит «символическое» уважение, лишен идеализма, очень практичен, свободен от культурного стеснения. Щеглов: «энциклопедия НЕкультуры».

Человек действует в соответствии с инстинктами. «Реальный» человек 20 годов, который мнит себя хозяином жизни, который считает, что революция произошла ради него. Но в тоже время он живет в ужасных условиях. Мандельштам о Зощенко: «Библия труда». Сам З. определял свои тексты как пародийные. Герои З. воспринимаются читателями как близкие и интересные им люди. Читатели уравнивают автора и героя. Но З. был высококультурным человеком. Целью его рассказов было привести общество к осознанию его недостатков. «Зощенко – это Свифт, которого приняли за Аверченко». З. меняет героя. Теперь это – обыватель, который видит несовершенства мира. З. отказывается от двойственных оценок. Хочет выступить не как сатирик, а как писатель – моралист. Критика не принимала З.: «гнилая безыдейность, пошлость, аполитичность».

Ильф и Петров.

Авантюрный сюжет. Задумывался как роман-обозрение, который не предполагал выразительного главного героя. Главное – изображение мест. Текст содержал отсылки к современной реальности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61666. Мощность 19.71 KB
  Задачи: Обучающие: Создать условия для осознания и осмысления понятия мощность. Постановка темы и цели урока Ребята мы начинаем изучение новой темы Мощность. А сегодня цель нашего первого урока узнать что такое мощность...
61667. Квантовые постулаты Бора 24.64 KB
  Тип урока: изучение нового материала План урока: Организационный момент д з 12 мин Проверка д з 68 мин объяснение нового материала 15 мин Первичная проверка понимания учащимися нового материала...
61668. Метание малого меча в цель, стоя боком в направление метания 21.87 KB
  Основные задачи: 1. Научить технике метания малого мяча с места, стоя боком в направлении метания. 2. Способствовать развитию у учащихся подвижности в плечевых суставах и грудном отделе позвоночника.
61669. Метание в движущуюся цель. Бег сто метров на время 21.39 KB
  Цель:Овладение техникой броска мяча в движущуюся цель. Образовательные: - Обучение технике броска мяча; Развивающие: - Развитие координации движений, внимания; - развивать прыгучесть, ловкость, внимание.
61670. Металлургический комплекс 15.04 KB
  Цели Коррекционно-образовательные: Закреплять понятие (металлургия) Формировать понятия (цветная, черная) Закреплять навыки работы с календарем погоды Коррекционно-развивающие: Формировать умения анализировать при сравнении температуры в разные дни, используя календарь погоды.
61671. Конспект урока по гимнастике 21.64 KB
  Задачи: Обучающая (обучить акробатическому упражнению2-3 кувырка вперед, стойка на лопатках; совершенствовать акробатическое упражнение из положения лежа на спине «мост», перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой)...
61672. Линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы в блок-схемах 26.95 KB
  Ребята здравствуйте сегодня на уроке мы изучим новую тему которая в свою очередь поможет нам закрепить и углубить знания полученные на двух прошлых уроках Но для начала проверим как вы справились с домашним заданием и немного повторим материал...
61673. Множества. Отношения между множествами 31.71 KB
  Цель обобщение и углубление изученного материала; проверка и закрепление знания о понятиях множество и элементы множества; проверка и закрепление умения устанавливать отношения между множествами сравнивать множества по числу элементов в них.
61674. Устройство компьютера 18.52 KB
  Какие виды информации вам известны По форме представления информации различают числовую текстовую звуковую графическую и видеоинформацию Что изучает наука Информатика изучением всевозможных способов передачи хранения и обработки информации занимается...