69466

Сентиментализм и предромантизм

Доклад

Литература и библиотековедение

Впервые термин «сентиментализм» был объявлен в 60 годы 18 века. Главная категория в сентименталистской эстетике – чувство. Категория чувствительности – основа на философском, этико-эстетическом и эмоциональном уровнях. Философия: Юм – трактат о человеческой природе.

Русский

2014-10-05

21.64 KB

11 чел.

Сентиментализм и предромантизм.

Впервые термин «сентиментализм» был объявлен в 60 годы 18 века. Главная категория в сентименталистской эстетике – чувство. Категория чувствительности – основа на философском, этико-эстетическом и эмоциональном уровнях. Философия: Юм – трактат о человеческой природе. Противопоставляет сентиментализм категории «рацио», «рассудка» и говорит о доминанте чувственного восприятия мира: писатель должен все события пропускать через свое сердце (в отличие от классицизма, где главное – осознать происходящее разумом). Снимается культ разума, который провозглашали писатели – классицисты. Сердце и сердечность – качества, необходимые для усвоения программы сентиментализма. Сент, подобно классицизму, был нормативным направлением. И для классицистов, и для сентименталистов важно существование неких идеальных норм «изящного вкуса» - норм единых, общечеловеческих и вневременных. Исследователь Западов называет сентимент «классицизмом навыворот». Утрачивается жанровая иерархия, созданная в классицизме: высокие жанры отходят на второй план, а на первый выдвигаются «средние» - эпистола и элегия, сентиментальная повесть. Также сент игнорирует низкие жанры. Идеальный герой – не гражданин, а «естественный» человек, живущий на лоне природы (философия Руссо). Свободный человек – женщина (свободна от иерархии). Руссо пишет «элегию о воспитании»: книги – это казнь детства. Они выстраивают в нашем сознании четкий ряд поведенческих моделей и учат жить в социуме. Самое главное – показать, как человек может самостоятельно развиваться без помощи книжных нравоучений, поэтому единственной книгой ребенка должен быть «Робинзон Крузо».

Герой рус сент – человек, достойный сожаления. Пафос сочувствия к маленькому человеку. Традиции сентимент обнаруживаются и в раннем Достоевском («Белые ночи»

Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..)  - «слезная» сентимент драма.

Сентиментализм не знает чистых форм своего искусства. 18 век – век синтетический, соединяющий в себе различные течения. Первый этап сентим приходится на 60 годы 18 века. Ржевский, Херасков. Культ чувств. «Дневник одной недели» - Радищев 73 год. «Чувствительный и холодный» - идеал, который доносится до читателя, феномен синтеза. Феномен любви – дружбы. Второй этап: 75-нач. 90. Время, когда проявляется национальное своеобразие рус сентимент. Пафос комических опер – попытка преодолеть основные противоречия рус просвещения. Муравьев «Ночь и роща».(синтез сентим и предромантизма). Слияние человека с природой. Но ночь – это природа романтиков. Сентимент – утро и вечер. Портрет сентим героини: голубые глаза, русые волосы, 17-18 лет. Черные волосы – в предромантизме. В сентимент действие происходит в мае, осень герой не переживает: расцвет природы как расцвет любви. Осень – гибель. Третий этап: 90-00. Карамзинский этап. Эпигонство и изживание сентиментализма самого себя. Наступает эпоха предромантизма.

Предромантизм как течение и явление выделяют не все ученые. Многие называют направления ампира, просветит реализма, предомантизма, неоклассицизма, необарокко и др. как синонимы. Некоторые не разводят понятия сентиментализма и предромантизма. Сам термин возник только в 1909 году. Крупнейшие литературоведы и теоретики предромантизма – Кулакова, Гуковский, Благой, Западов, Орлов, Кочеткова, новейшая монографии Вл. Лукова «Предромантизм».

Предромантизм – направление, включающее в себя ограниченный круг проблем: оссианизм (поэмы Макферсона»), кладбищенскую поэзию, готический роман («остров Борнгольм»).

В. Западов в статье «сентиментализм и предромантизм в России» рассматривает данные явления как различные по своим установкам, хотя в некоторых случаях – очень сходные и трудноразделимые. Так, например, оба направления выдвигают на первый план человеческую личность, оба с большим вниманием относятся к человеческому чувству.

В творчестве предромантиков на первый план выдвигается человеческая индивидуальность и окружающий ее объективно-реальный, конкретно-чувственный мир (Державин 70-90 гг., Муравьев после 75, Львов 80-90). Отказ от теории «подражания образцам» и признание единого «изящного вкуса». Романтическая концепция гениальности, вдохновение – как источник поэтического творчества.

Например, «гимн» поэтич гению в стихотворении Муравьева:

Не может тяжкий труд и хладно размышленье

Мгновенным гения полетам подражать,

И сокровенную печать,

Которая его дает благоволенье,

Нельзя искусству похищать.

Сей огнь божественный, сие одушевленье,

Которое творит, -

Он, он его своим возлюбленным дарит.

Черты предром:

  1.  Новое поэтическое видение мира.
  2.  Идея ценности личности, внимание к этическим проблемам, вопросам морали частного человека и общества.
  3.  Частная жизнь частного человека и связанная с этим полнейшая ломка сложившейся жанровой и образных систем. Устранение жанровых «перегородок» в лирике. Например, Ржевский пишет «оды», как он сам определяет, но это произведения с сильным лирическим началом. Называет их «Ода седьмая», «Ода десятая» и т.д. Или: Муравьев выпускает сборник «Лирические опыты». Здесь – синтез пейзажной зарисовки, медитативной элегии, послания, автобиографической лирики, личных, индивидуальных мотивов и проч. Державин: соединение сатиры и элегии, оду и дружеское послание.
  4.  Отказ от нормативности как классицистической, так сентименталистской; «правил».
  5.  Образ автора, входящий в произведение. В произведениях, выполненных в русле классицистической эстетики, невозможно было определить позицию автора, поэтому на данном этапе «выявленный» автор говорил о новаторстве произведения (творчество Муравьева, Озерова).
  6.  Попытка создания индивидуальных характеристик людей. В классиц – идеальный правитель – тиран; в сентим – «плачущая» девушка, герои неизменны от произведению к произведению. Предромантизм предполагает индивидуальный характер на фоне остальных (Димитрий Донской в одноименной трагедии Озерова, например, соединяет черты идеального правителя и чувствительного героя – проявляется индивидуальность сознания).
  7.  Сочетание архаизмов с разговорной лексикой. Муравьев: «синтаксический перепутаж».
  8.  Эксперименты в области метрики, ритмики, строфики – Поиск индивидуального стиля и идеальных форм. Для классиц это было неприемлемо: александрийский стих в трагедиях – по-другому нельзя. Теперь авторы используют переносы, паузы, смешение лексики и проч.

Проблемы философии истории, зависимости национ характера от истории народа и др. На данном этапе – только установка. Все эти проблемы решал потом реализм.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59205. Козацькому роду нема переводу 38.5 KB
  Ану глянь які славні козаки. Хороші козаки з вас вийдуть. Зараз і козаки підійдуть. Заходять козаки співаючи Ой на горі та женці жнуть .
59206. Свято весни 16 KB
  Снилось мені ясне сонце що в хаті світило а то лиш так моя мама дивилася мило. Приснивсь мені легкий вітрик що пестив колосся а то мені моя мама гладила волосся. Снилась мені ягідочка як мед солоденька а то мене цілувала мама дорогенька.
59207. ЖИТТЯ УТВОРЕНО ВІД ЖИТА, БО ХЛІБ – УСЬОМУ ГОЛОВА 40 KB
  Вшанувати працю хліборобів виховувати повагу до праці та шанобливе ставлення до хліба. Сніп колосків вислови про хліб хлібний коровай на рушникові дари осені. Літо Осінь Урожай запрошені хлібороби передовики учгоспу директор головні спеціалісти жіночий гурт.
59208. Поль Верлен — видатний французький поет другої половини ХІХ століття 84.5 KB
  Цей факт окрім всього іншого свідчить що лірика Верлена минаючи мовні барєри торує дорогу до людського серця. І якщо інтерес Стефаника до його позначився тільки на приватному листуванні то Павло Грабовський мабуть перший переклав твори Верлена мовою поезії...
59209. Байки, які вчать жити 43.5 KB
  Сьогодні на уроці ми будемо говорити про байки які нас вчать жити. Виявляється це було не що інше як байки. Але готувалися до уроку всі малювали ілюстрації писали власні байки вчили напамять.
59211. Додавання (письмове) трицифрових чисел у випадку кількох доданків. Задачі, що включають суму 2-3 чисел 29 KB
  З вітром сперечатись не ставайâ А тепер лети у ліс Звідти додому спробуй доберись. І дівча спинилось серед лісу Скрізь так темно страшно Чути свист: Тут із звідкись не візьмись Перед нею змій зявивсь...
59212. Особливості тексту-опису. Робота автора у тексті-описі 72.5 KB
  Особливості текстуопису. Виявити особливості текстуопису Виявити роботу автора опису. Які види текстів ми вже уміємо писати Текстрозповідь Які ж особливості мас тексірозповідь Важливо викласти послідовність подій не розірвати ланцюжок подій...
59213. Вправи і завдання на застосування і заучування таблиці множення числа три 219 KB
  Мета: Пояснити, як скласти таблицю множення числа три. Вчити застосовувати її при розв’язанні прикладів, завдань. Розвивати математичні знання учнів. Виховувати працелюбність.