69466

Сентиментализм и предромантизм

Доклад

Литература и библиотековедение

Впервые термин «сентиментализм» был объявлен в 60 годы 18 века. Главная категория в сентименталистской эстетике – чувство. Категория чувствительности – основа на философском, этико-эстетическом и эмоциональном уровнях. Философия: Юм – трактат о человеческой природе.

Русский

2014-10-05

21.64 KB

10 чел.

Сентиментализм и предромантизм.

Впервые термин «сентиментализм» был объявлен в 60 годы 18 века. Главная категория в сентименталистской эстетике – чувство. Категория чувствительности – основа на философском, этико-эстетическом и эмоциональном уровнях. Философия: Юм – трактат о человеческой природе. Противопоставляет сентиментализм категории «рацио», «рассудка» и говорит о доминанте чувственного восприятия мира: писатель должен все события пропускать через свое сердце (в отличие от классицизма, где главное – осознать происходящее разумом). Снимается культ разума, который провозглашали писатели – классицисты. Сердце и сердечность – качества, необходимые для усвоения программы сентиментализма. Сент, подобно классицизму, был нормативным направлением. И для классицистов, и для сентименталистов важно существование неких идеальных норм «изящного вкуса» - норм единых, общечеловеческих и вневременных. Исследователь Западов называет сентимент «классицизмом навыворот». Утрачивается жанровая иерархия, созданная в классицизме: высокие жанры отходят на второй план, а на первый выдвигаются «средние» - эпистола и элегия, сентиментальная повесть. Также сент игнорирует низкие жанры. Идеальный герой – не гражданин, а «естественный» человек, живущий на лоне природы (философия Руссо). Свободный человек – женщина (свободна от иерархии). Руссо пишет «элегию о воспитании»: книги – это казнь детства. Они выстраивают в нашем сознании четкий ряд поведенческих моделей и учат жить в социуме. Самое главное – показать, как человек может самостоятельно развиваться без помощи книжных нравоучений, поэтому единственной книгой ребенка должен быть «Робинзон Крузо».

Герой рус сент – человек, достойный сожаления. Пафос сочувствия к маленькому человеку. Традиции сентимент обнаруживаются и в раннем Достоевском («Белые ночи»

Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..)  - «слезная» сентимент драма.

Сентиментализм не знает чистых форм своего искусства. 18 век – век синтетический, соединяющий в себе различные течения. Первый этап сентим приходится на 60 годы 18 века. Ржевский, Херасков. Культ чувств. «Дневник одной недели» - Радищев 73 год. «Чувствительный и холодный» - идеал, который доносится до читателя, феномен синтеза. Феномен любви – дружбы. Второй этап: 75-нач. 90. Время, когда проявляется национальное своеобразие рус сентимент. Пафос комических опер – попытка преодолеть основные противоречия рус просвещения. Муравьев «Ночь и роща».(синтез сентим и предромантизма). Слияние человека с природой. Но ночь – это природа романтиков. Сентимент – утро и вечер. Портрет сентим героини: голубые глаза, русые волосы, 17-18 лет. Черные волосы – в предромантизме. В сентимент действие происходит в мае, осень герой не переживает: расцвет природы как расцвет любви. Осень – гибель. Третий этап: 90-00. Карамзинский этап. Эпигонство и изживание сентиментализма самого себя. Наступает эпоха предромантизма.

Предромантизм как течение и явление выделяют не все ученые. Многие называют направления ампира, просветит реализма, предомантизма, неоклассицизма, необарокко и др. как синонимы. Некоторые не разводят понятия сентиментализма и предромантизма. Сам термин возник только в 1909 году. Крупнейшие литературоведы и теоретики предромантизма – Кулакова, Гуковский, Благой, Западов, Орлов, Кочеткова, новейшая монографии Вл. Лукова «Предромантизм».

Предромантизм – направление, включающее в себя ограниченный круг проблем: оссианизм (поэмы Макферсона»), кладбищенскую поэзию, готический роман («остров Борнгольм»).

В. Западов в статье «сентиментализм и предромантизм в России» рассматривает данные явления как различные по своим установкам, хотя в некоторых случаях – очень сходные и трудноразделимые. Так, например, оба направления выдвигают на первый план человеческую личность, оба с большим вниманием относятся к человеческому чувству.

В творчестве предромантиков на первый план выдвигается человеческая индивидуальность и окружающий ее объективно-реальный, конкретно-чувственный мир (Державин 70-90 гг., Муравьев после 75, Львов 80-90). Отказ от теории «подражания образцам» и признание единого «изящного вкуса». Романтическая концепция гениальности, вдохновение – как источник поэтического творчества.

Например, «гимн» поэтич гению в стихотворении Муравьева:

Не может тяжкий труд и хладно размышленье

Мгновенным гения полетам подражать,

И сокровенную печать,

Которая его дает благоволенье,

Нельзя искусству похищать.

Сей огнь божественный, сие одушевленье,

Которое творит, -

Он, он его своим возлюбленным дарит.

Черты предром:

  1.  Новое поэтическое видение мира.
  2.  Идея ценности личности, внимание к этическим проблемам, вопросам морали частного человека и общества.
  3.  Частная жизнь частного человека и связанная с этим полнейшая ломка сложившейся жанровой и образных систем. Устранение жанровых «перегородок» в лирике. Например, Ржевский пишет «оды», как он сам определяет, но это произведения с сильным лирическим началом. Называет их «Ода седьмая», «Ода десятая» и т.д. Или: Муравьев выпускает сборник «Лирические опыты». Здесь – синтез пейзажной зарисовки, медитативной элегии, послания, автобиографической лирики, личных, индивидуальных мотивов и проч. Державин: соединение сатиры и элегии, оду и дружеское послание.
  4.  Отказ от нормативности как классицистической, так сентименталистской; «правил».
  5.  Образ автора, входящий в произведение. В произведениях, выполненных в русле классицистической эстетики, невозможно было определить позицию автора, поэтому на данном этапе «выявленный» автор говорил о новаторстве произведения (творчество Муравьева, Озерова).
  6.  Попытка создания индивидуальных характеристик людей. В классиц – идеальный правитель – тиран; в сентим – «плачущая» девушка, герои неизменны от произведению к произведению. Предромантизм предполагает индивидуальный характер на фоне остальных (Димитрий Донской в одноименной трагедии Озерова, например, соединяет черты идеального правителя и чувствительного героя – проявляется индивидуальность сознания).
  7.  Сочетание архаизмов с разговорной лексикой. Муравьев: «синтаксический перепутаж».
  8.  Эксперименты в области метрики, ритмики, строфики – Поиск индивидуального стиля и идеальных форм. Для классиц это было неприемлемо: александрийский стих в трагедиях – по-другому нельзя. Теперь авторы используют переносы, паузы, смешение лексики и проч.

Проблемы философии истории, зависимости национ характера от истории народа и др. На данном этапе – только установка. Все эти проблемы решал потом реализм.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44829. Источники загрязнения 27.5 KB
  В сельском хозяйстве следует сократить непроизводительное расходование воды в орошаемом земледелии реконструировать действующие ирригационные системы в целях снижения расхода воды. В коммунальном хозяйстве необходимо повысить технический уровень эксплуатации систем водоснабжения реконструировать их сократив удельный расход воды.
44830. Охрана природных вод от загрязнения 28.5 KB
  Водный кодекс. Цели водопользования: для целей питьевого и хозбыт водоснабжения сброса сточн вод и дренажных вод произва электрич Е водн и воздушн транспорта сплава древесины и иных целей. Виды водопользования: 1 совместное водопользование; 2 обособленное водопользование может осущся на водн объектах находящихся в собстви физ лиц юр лиц в гос или муницип собствти и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности госва гос или муниципальных нужд обеспечение кот исключает испе водных объектов др физ лицами юр...
44831. Эпоха Средневековья V – XVI 19.42 KB
  Опыт средневековой школы лёг в основу всех современных педагогических систем составил неотъемлемый пласт культуры. Монастырские школы были и начальными и средними и высшими осуществляли воспитание духовных феодалов. Затем стали образовываться церковно-приходские школы из которых впоследствии развились начальные народные школы. В монастырских и соборных школах существовали внутренние школы где обучались мальчики которых готовили к пострижению в монахи и внешние школы в которых учились дети мирян.
44833. UN fordert besseren Schutz vor Gefahren aus dem All 25.5 KB
  Аuch die Bevölkerung müss besser informiert werden. Dies ist die grobe Grenze b der mn im Flle eines Einschlgs mit weltweiten Konsequenzen rechnen muss. Die Wissenschftler wollen nun ein llgemeines Netzwerk und verschiedene interntionle Expertengruppen etblieren die im Flle verschiedener Szenrios ktiv werden können. Wenn es dnn eine Bedrohung gibt muss mn nur die Schublde öffnen und ht die richtige Mission prt sgte der Vorsitzende des UNktionstems für kosmische Objekte Sergio Cmcho.
44834. Виды строительной продукции и их характеристики 25.13 KB
  Строительная продукция вводимые в действие и принятые в установленном порядке новые реконструированные или капитальноотремонтированные здания и сооружения с завершенными в них работами по монтажу и испытанию оборудованию.Предупредительный текущий ремонт систематически проводимые работы по предупреждению износа и устранение мелких неисправностей. В их состав включаются затраты на строительномонтажные работы приобретение оборудования инвентаря прочие капитальные работы и затраты. Капитальные вложения состоят из следующих основных...
44835. Растворы 25.67 KB
  Определение концентрации кислоты методом титрования Перед началом титрования бюретку сполосните раствором щелочи выданным для работы. Для этого в пипетку с помощью груши наберите 10мл приготовленного раствора кислоты. Каждый раз перед титрованием новой пробы кислоты подливайте щелочь в бюретку до нулевой отметки или до того уровня с которого начали титровать в первом опыте. Результаты опыта занесите в таблицу 1 Рассчитайте нормальную концентрацию раствора кислоты используя закон эквивалентов: вещества взаимодействуют друг с другом в...
44836. История культурного развития средневековой Западной Европы 16.91 KB
  После сдачи экзамена ученик становился подмастерьем после того как находились деньги на открытие своей школы он получал статус мастера. Лишь к концу XV века церковь осознала это принялась открывать духовные семинарии и школыи т. Монастырские школы были начальными средними и высшими осуществляли воспитание феодалов....
44837. Основные принципы государственной политики в области обращения с отходами 26 KB
  Отходы производства и потребления далее отходы остатки сырья материалов полуфабрикатов иных изделий или продуктов которые образовались в процессе производства или потребления а также товары продукция утратившие свои потребительские свойства. Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями установленными федеральным органом исполнительной власти осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды на пять классов...