69466

Сентиментализм и предромантизм

Доклад

Литература и библиотековедение

Впервые термин «сентиментализм» был объявлен в 60 годы 18 века. Главная категория в сентименталистской эстетике – чувство. Категория чувствительности – основа на философском, этико-эстетическом и эмоциональном уровнях. Философия: Юм – трактат о человеческой природе.

Русский

2014-10-05

21.64 KB

8 чел.

Сентиментализм и предромантизм.

Впервые термин «сентиментализм» был объявлен в 60 годы 18 века. Главная категория в сентименталистской эстетике – чувство. Категория чувствительности – основа на философском, этико-эстетическом и эмоциональном уровнях. Философия: Юм – трактат о человеческой природе. Противопоставляет сентиментализм категории «рацио», «рассудка» и говорит о доминанте чувственного восприятия мира: писатель должен все события пропускать через свое сердце (в отличие от классицизма, где главное – осознать происходящее разумом). Снимается культ разума, который провозглашали писатели – классицисты. Сердце и сердечность – качества, необходимые для усвоения программы сентиментализма. Сент, подобно классицизму, был нормативным направлением. И для классицистов, и для сентименталистов важно существование неких идеальных норм «изящного вкуса» - норм единых, общечеловеческих и вневременных. Исследователь Западов называет сентимент «классицизмом навыворот». Утрачивается жанровая иерархия, созданная в классицизме: высокие жанры отходят на второй план, а на первый выдвигаются «средние» - эпистола и элегия, сентиментальная повесть. Также сент игнорирует низкие жанры. Идеальный герой – не гражданин, а «естественный» человек, живущий на лоне природы (философия Руссо). Свободный человек – женщина (свободна от иерархии). Руссо пишет «элегию о воспитании»: книги – это казнь детства. Они выстраивают в нашем сознании четкий ряд поведенческих моделей и учат жить в социуме. Самое главное – показать, как человек может самостоятельно развиваться без помощи книжных нравоучений, поэтому единственной книгой ребенка должен быть «Робинзон Крузо».

Герой рус сент – человек, достойный сожаления. Пафос сочувствия к маленькому человеку. Традиции сентимент обнаруживаются и в раннем Достоевском («Белые ночи»

Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..)  - «слезная» сентимент драма.

Сентиментализм не знает чистых форм своего искусства. 18 век – век синтетический, соединяющий в себе различные течения. Первый этап сентим приходится на 60 годы 18 века. Ржевский, Херасков. Культ чувств. «Дневник одной недели» - Радищев 73 год. «Чувствительный и холодный» - идеал, который доносится до читателя, феномен синтеза. Феномен любви – дружбы. Второй этап: 75-нач. 90. Время, когда проявляется национальное своеобразие рус сентимент. Пафос комических опер – попытка преодолеть основные противоречия рус просвещения. Муравьев «Ночь и роща».(синтез сентим и предромантизма). Слияние человека с природой. Но ночь – это природа романтиков. Сентимент – утро и вечер. Портрет сентим героини: голубые глаза, русые волосы, 17-18 лет. Черные волосы – в предромантизме. В сентимент действие происходит в мае, осень герой не переживает: расцвет природы как расцвет любви. Осень – гибель. Третий этап: 90-00. Карамзинский этап. Эпигонство и изживание сентиментализма самого себя. Наступает эпоха предромантизма.

Предромантизм как течение и явление выделяют не все ученые. Многие называют направления ампира, просветит реализма, предомантизма, неоклассицизма, необарокко и др. как синонимы. Некоторые не разводят понятия сентиментализма и предромантизма. Сам термин возник только в 1909 году. Крупнейшие литературоведы и теоретики предромантизма – Кулакова, Гуковский, Благой, Западов, Орлов, Кочеткова, новейшая монографии Вл. Лукова «Предромантизм».

Предромантизм – направление, включающее в себя ограниченный круг проблем: оссианизм (поэмы Макферсона»), кладбищенскую поэзию, готический роман («остров Борнгольм»).

В. Западов в статье «сентиментализм и предромантизм в России» рассматривает данные явления как различные по своим установкам, хотя в некоторых случаях – очень сходные и трудноразделимые. Так, например, оба направления выдвигают на первый план человеческую личность, оба с большим вниманием относятся к человеческому чувству.

В творчестве предромантиков на первый план выдвигается человеческая индивидуальность и окружающий ее объективно-реальный, конкретно-чувственный мир (Державин 70-90 гг., Муравьев после 75, Львов 80-90). Отказ от теории «подражания образцам» и признание единого «изящного вкуса». Романтическая концепция гениальности, вдохновение – как источник поэтического творчества.

Например, «гимн» поэтич гению в стихотворении Муравьева:

Не может тяжкий труд и хладно размышленье

Мгновенным гения полетам подражать,

И сокровенную печать,

Которая его дает благоволенье,

Нельзя искусству похищать.

Сей огнь божественный, сие одушевленье,

Которое творит, -

Он, он его своим возлюбленным дарит.

Черты предром:

  1.  Новое поэтическое видение мира.
  2.  Идея ценности личности, внимание к этическим проблемам, вопросам морали частного человека и общества.
  3.  Частная жизнь частного человека и связанная с этим полнейшая ломка сложившейся жанровой и образных систем. Устранение жанровых «перегородок» в лирике. Например, Ржевский пишет «оды», как он сам определяет, но это произведения с сильным лирическим началом. Называет их «Ода седьмая», «Ода десятая» и т.д. Или: Муравьев выпускает сборник «Лирические опыты». Здесь – синтез пейзажной зарисовки, медитативной элегии, послания, автобиографической лирики, личных, индивидуальных мотивов и проч. Державин: соединение сатиры и элегии, оду и дружеское послание.
  4.  Отказ от нормативности как классицистической, так сентименталистской; «правил».
  5.  Образ автора, входящий в произведение. В произведениях, выполненных в русле классицистической эстетики, невозможно было определить позицию автора, поэтому на данном этапе «выявленный» автор говорил о новаторстве произведения (творчество Муравьева, Озерова).
  6.  Попытка создания индивидуальных характеристик людей. В классиц – идеальный правитель – тиран; в сентим – «плачущая» девушка, герои неизменны от произведению к произведению. Предромантизм предполагает индивидуальный характер на фоне остальных (Димитрий Донской в одноименной трагедии Озерова, например, соединяет черты идеального правителя и чувствительного героя – проявляется индивидуальность сознания).
  7.  Сочетание архаизмов с разговорной лексикой. Муравьев: «синтаксический перепутаж».
  8.  Эксперименты в области метрики, ритмики, строфики – Поиск индивидуального стиля и идеальных форм. Для классиц это было неприемлемо: александрийский стих в трагедиях – по-другому нельзя. Теперь авторы используют переносы, паузы, смешение лексики и проч.

Проблемы философии истории, зависимости национ характера от истории народа и др. На данном этапе – только установка. Все эти проблемы решал потом реализм.