69468

Трифонов Юрий Валентинович

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Понятие «экзистенциализм» возникло на излете Второй Мировой Войны и связано с внутренним разочарованием в человеке и человечестве. Экзистенциальность как философское направление и экзист как «бытие», которое ставит перед собой «вечные» вопросы, но, так или иначе, они всегда связаны с проблемой смерти.

Русский

2014-10-05

20.21 KB

0 чел.

Трифонов.

Понятие «экзистенциализм» возникло на излете Второй Мировой Войны и связано с внутренним разочарованием в человеке и человечестве. Экзистенциальность как философское направление и экзист как «бытие», которое ставит перед собой «вечные» вопросы, но, так или иначе, они всегда связаны с проблемой смерти. На каком-то этапе человек начинает испытывать экзистенциальную тоску (когда ч-к сталкивается с пороговой ситуацией) – чаще всего – Ситуацией смерти. Он начинает размышлять о смысле утраты, в результате чего утрачивает смысл личного существования – очень серьезная работа души. Человек начинает искать ответы на «вечные» вопросы – что есть истина, Бог, смерть и т.д. Человек оказывается в безвыходной ситуации, когда смысл утраты необходимо преодолевать – эмоционально и интеллектуально.

Социально-историческая проблематика, напротив, описывает человека в конкретных исторических обстоятельствах, решающ свои социальные проблемы и вопросы, связанные с социумом. (Таковы, к примеру, рассказы В. Шаламова – лагерная хроника, воплощенная художественно). Трифонов: «вечные темы утоплены в описании быта». Триф обвиняли в излишней «бытолизированности» текстов. Триф: «я пишу про смерть, а мне говорят – про быт». Для Триф важен глубинный подтекст человеч существования. Близко к чеховскому пониманию человечества: «Люди обедают, пьют чай, а в это время подлинная жизнь проходит мимо». Триф: «Люди проживают свою жизнь, не понимая ее». Человек не замечает собственных изменений. Единственный шанс «увидеть» жизнь – память. Память как попытка ответить на «вечные» вопросы. У Триф люди живут (реально, памятью), у Шаламова – выживают.

У Триф так или иначе возникает ситуация смерти (в «Другой жизни» - смерть мужа Ольги Васильевны», в «Доме на Набережной» - «забвение», нежелание Глебовым вспоминать прошлое, В «Обмене» - ожидание скорой смерти старухи-матери). Важна идея другой жизни – заканчивается 1 жизнь и начинается другая. Человек возрождается в другой жизни. Возрождение возможно, если человек переживает и проживает прошлую жизнь. История – важнейший для понимания принцип Триф: ниточки истории.

В повестях – нарушение хронологического принципа. Положит герои имеют память, отрицат – не имеют. (Глебов не способен вспоминать). Мельчайшие бытовые подробности. Стереоскопическая картина времени.

Герои делятся на несколько групп: - люди, идущие до упора (Триф жесток к таким людям – описание Глебова в начале повести: толстые ляжки, проблемы с сердцем и проч.). – идеалисты (Люди, ищущие истину)

Мотив «утоления жажды»: герои не хотят вспоминать, субъективная правда дороже истины (напр, как Глебов решает не идти на собрание по причине бабушкиной смерти).

Исследовательница Магд-Соэп ( Ю. Триф и драма рус интеллигенции/ перевод с бельг М.А. Литовской) ассоциирует Триф с Чеховым: «Ч был худож выразителем разочарованной интеллиг своего времени, Триф принял на себя эту роль в период застоя». Чеховский язык: (ключевые подчеркнутые слова, открытые финалы, метафоры, символы). Тема «Моск повестей» - медленное угасание человеч талантов и энергии. Триф герои вдруг обнаруживают, что ничего не достигли, а жизнь прошла мимо. Проблема «преступления и наказания» - мучащиеся герои пытаются уйти от сложных обстоятельств жизни, спасаясь во сне (Ольга Вас), мечтах (Таня, любовница Дмитриева, из «Обмена»), иллюзиях (Лена, жена Дмитриева), природе, путешествиях, парапсихологии (Сергей из «Другой ж», с пом Дарьи Мамедовой). Техника внутр монолога, несколько рассказчиков. «Поток сознания».

Триф: «Правда драгоценна, только когда она всеобща». Залыгин: После смерти Триф наступил застой.

Положит герой для Триф – герой, умеющий чувствовать и анализировать, отрицат лишен вообще возможности размышлять о «вечном», бытийном. Например, Лена и Дмитриев (из «Обмена»). Как только они узнают, что у матери Дмитриева нашли рак и она скоро умрет, Лена сразу продумывает схему: съехаться с матерью, чтобы после ее смерти обменять 2 однокомнатн квартиры на двухкомнатную. Дмитриев, наоборот, начинает задумываться о бессмысленной суетности перед лицом смерти: эти бытовые детали, по его мнению, не нужны. Он уже привык быть «подкаблучником» и выработал свою философию: главное – мир и покой (или покорность?). Но, видя поведение жены, когда рядом умирает его мать, он не в силах покориться, - ищет утешения у Тани (любовницы), которая умеет чувствовать, вспоминает собственную жизнь. После смерти матери у Дмитриева случается «гипертонический криз» - как бы перерождение, что даст ему возможность начать новую, другую жизнь (он имеет на нее право). (Можно сравнить С ситуацией Ивана Карамазова в финале романа).  Образ Лены совершенно противоположен образу Ольги Васильевны из повести «Другая жизнь»: по сравнению с Леной, она в жизни с Сергеем была достаточно пассивна, «она просто любила его и ничего от него не требовала». Любовь – самое ценное, что может быть у человека. Она переживает собственную жизнь, получая возможность другой жизни. «Эпиграфом» в середине повести звучат слова: «Это не самая страшная боль хотя бы потому, что она имеет конец»!. В «Др ж» Триф хотел показать «душу человека, охваченную большим горем, которая одновременно и страдает, и чувствует себя виновной, и оправдывается, и мучается страхом перед будущим и в конце концов начинает новую жизнь».  Мотив «пытаюсь понять» (Магд – Соэп). Ищет забвения во снах, уходах от реальности. Самое тяжелое время – ночь (ср: сумерки у Казакова). «Ночью обнажается истинное». Важно: Ольга Вас не отвергает своей вины! (ср: Глебов пытается найти виноватого- обстоятельства жизни.). «Дом на наб»: философия забывания (по М-С): что ты забыл, то несущественно. Глебов забыл свою жизнь, его ЗАСТАВЛЯЮТ вспоминать. Невозможность начать другую жизнь. Бессильность и беспомощность в реальной своей жизни при всем могуществе (ситуация с дочкой). Борьба с собственной памятью – борьба с совестью. Любимов: «мы показываем не психологическую драму, а память истории». Образ Сони – тургеневский тип; она готова отказаться от всего ради Батона.

Глебов платит оч высокую цену за свою жизнь. «Тяжкий груз» - его память, его история, котор он старался забыть, напоминает ему о его конечности.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9864. Общественная и духовная жизнь в России в 19 веке: русский консерватизм 33.85 KB
  Общественная и духовная жизнь в России в 19 веке: русский консерватизм. Понятие альтернатива (от латинского altemare - чередоваться) означает каждая из исключающих друг друга возможностей. Тем самым предполагается наличие различных точек зрения на о...
9865. СССР и международный кризис 1939-1941 гг. 28.17 KB
  СССР и международный кризис 1939-1941 гг. Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 г. - фашистская Германия напала на Польшу, Англия и Франция объявили войну Германии. Как и в Первую мировую войну, воевали между собой две коалиции капиталистиче...
9866. Общественная и духовная жизнь России в 19 веке. Русский либерализм 31.7 KB
  Общественная и духовная жизнь России в 19 веке. Русский либерализм. Либерализм был изначально продуктом западной цивилизации, построенной на индивидуализме и рациональном познании мира. Истоки западного либерализма следует искать в античном наследии...
9867. Информационные ресурсы местного самоуправления в регионе 101 KB
  Развитие торговли, которая становится основой жизни городских общин Германии в IX-XI вв., вызвало потребность не только охраны от внешних врагов, но и защиты свободы и независимости от местных феодалов, внутренней самоорганизации и самоуправления. Так, экономическое развитие обуславливает становление свободных общин...
9868. Общественная и духовная жизнь России в 19 веке. Русский Радикализм 36.35 KB
  Общественная и духовная жизнь России в 19 веке. Русский Радикализм. Радикал (от латинского radicalis - коренной) - сторонник крайних, решительных действий и взглядов. Радикализм как общественно-политическое направление нацелено на коренное изменение...
9870. Формы собственности на землю в России 9-17 век особенности крепостного права 29.81 KB
  Формы собственности на землю в России 9-17 век особенности крепостного права. В IX-XII веках экономику Древнерусского государства можно охарактеризовать как раннефеодальную. В это время еще только закладываются основы прочной системы взаимоотношений...
9871. Понятие о скважине, ее элементах и параметрах, характеризующих пространственное положение ствола 15.35 KB
  Понятие о скважине, ее элементах и параметрах, характеризующих пространственное положение ствола. Скважина - это горная выработка приблизительно имеющая форму цилиндра. Может быть длиной до...
9872. Свойства бурового раствора, порядок их определения 15.9 KB
  Свойства бурового раствора, порядок их определения. Основные параметры, которые характеризуют свойство БР относятся: плотность, условная вязкость, показатель фильтрации, СНС, толщины глинистой корки, содержание песка, содержание водородных ионов. 1....