69468

Трифонов Юрий Валентинович

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Понятие «экзистенциализм» возникло на излете Второй Мировой Войны и связано с внутренним разочарованием в человеке и человечестве. Экзистенциальность как философское направление и экзист как «бытие», которое ставит перед собой «вечные» вопросы, но, так или иначе, они всегда связаны с проблемой смерти.

Русский

2014-10-05

20.21 KB

0 чел.

Трифонов.

Понятие «экзистенциализм» возникло на излете Второй Мировой Войны и связано с внутренним разочарованием в человеке и человечестве. Экзистенциальность как философское направление и экзист как «бытие», которое ставит перед собой «вечные» вопросы, но, так или иначе, они всегда связаны с проблемой смерти. На каком-то этапе человек начинает испытывать экзистенциальную тоску (когда ч-к сталкивается с пороговой ситуацией) – чаще всего – Ситуацией смерти. Он начинает размышлять о смысле утраты, в результате чего утрачивает смысл личного существования – очень серьезная работа души. Человек начинает искать ответы на «вечные» вопросы – что есть истина, Бог, смерть и т.д. Человек оказывается в безвыходной ситуации, когда смысл утраты необходимо преодолевать – эмоционально и интеллектуально.

Социально-историческая проблематика, напротив, описывает человека в конкретных исторических обстоятельствах, решающ свои социальные проблемы и вопросы, связанные с социумом. (Таковы, к примеру, рассказы В. Шаламова – лагерная хроника, воплощенная художественно). Трифонов: «вечные темы утоплены в описании быта». Триф обвиняли в излишней «бытолизированности» текстов. Триф: «я пишу про смерть, а мне говорят – про быт». Для Триф важен глубинный подтекст человеч существования. Близко к чеховскому пониманию человечества: «Люди обедают, пьют чай, а в это время подлинная жизнь проходит мимо». Триф: «Люди проживают свою жизнь, не понимая ее». Человек не замечает собственных изменений. Единственный шанс «увидеть» жизнь – память. Память как попытка ответить на «вечные» вопросы. У Триф люди живут (реально, памятью), у Шаламова – выживают.

У Триф так или иначе возникает ситуация смерти (в «Другой жизни» - смерть мужа Ольги Васильевны», в «Доме на Набережной» - «забвение», нежелание Глебовым вспоминать прошлое, В «Обмене» - ожидание скорой смерти старухи-матери). Важна идея другой жизни – заканчивается 1 жизнь и начинается другая. Человек возрождается в другой жизни. Возрождение возможно, если человек переживает и проживает прошлую жизнь. История – важнейший для понимания принцип Триф: ниточки истории.

В повестях – нарушение хронологического принципа. Положит герои имеют память, отрицат – не имеют. (Глебов не способен вспоминать). Мельчайшие бытовые подробности. Стереоскопическая картина времени.

Герои делятся на несколько групп: - люди, идущие до упора (Триф жесток к таким людям – описание Глебова в начале повести: толстые ляжки, проблемы с сердцем и проч.). – идеалисты (Люди, ищущие истину)

Мотив «утоления жажды»: герои не хотят вспоминать, субъективная правда дороже истины (напр, как Глебов решает не идти на собрание по причине бабушкиной смерти).

Исследовательница Магд-Соэп ( Ю. Триф и драма рус интеллигенции/ перевод с бельг М.А. Литовской) ассоциирует Триф с Чеховым: «Ч был худож выразителем разочарованной интеллиг своего времени, Триф принял на себя эту роль в период застоя». Чеховский язык: (ключевые подчеркнутые слова, открытые финалы, метафоры, символы). Тема «Моск повестей» - медленное угасание человеч талантов и энергии. Триф герои вдруг обнаруживают, что ничего не достигли, а жизнь прошла мимо. Проблема «преступления и наказания» - мучащиеся герои пытаются уйти от сложных обстоятельств жизни, спасаясь во сне (Ольга Вас), мечтах (Таня, любовница Дмитриева, из «Обмена»), иллюзиях (Лена, жена Дмитриева), природе, путешествиях, парапсихологии (Сергей из «Другой ж», с пом Дарьи Мамедовой). Техника внутр монолога, несколько рассказчиков. «Поток сознания».

Триф: «Правда драгоценна, только когда она всеобща». Залыгин: После смерти Триф наступил застой.

Положит герой для Триф – герой, умеющий чувствовать и анализировать, отрицат лишен вообще возможности размышлять о «вечном», бытийном. Например, Лена и Дмитриев (из «Обмена»). Как только они узнают, что у матери Дмитриева нашли рак и она скоро умрет, Лена сразу продумывает схему: съехаться с матерью, чтобы после ее смерти обменять 2 однокомнатн квартиры на двухкомнатную. Дмитриев, наоборот, начинает задумываться о бессмысленной суетности перед лицом смерти: эти бытовые детали, по его мнению, не нужны. Он уже привык быть «подкаблучником» и выработал свою философию: главное – мир и покой (или покорность?). Но, видя поведение жены, когда рядом умирает его мать, он не в силах покориться, - ищет утешения у Тани (любовницы), которая умеет чувствовать, вспоминает собственную жизнь. После смерти матери у Дмитриева случается «гипертонический криз» - как бы перерождение, что даст ему возможность начать новую, другую жизнь (он имеет на нее право). (Можно сравнить С ситуацией Ивана Карамазова в финале романа).  Образ Лены совершенно противоположен образу Ольги Васильевны из повести «Другая жизнь»: по сравнению с Леной, она в жизни с Сергеем была достаточно пассивна, «она просто любила его и ничего от него не требовала». Любовь – самое ценное, что может быть у человека. Она переживает собственную жизнь, получая возможность другой жизни. «Эпиграфом» в середине повести звучат слова: «Это не самая страшная боль хотя бы потому, что она имеет конец»!. В «Др ж» Триф хотел показать «душу человека, охваченную большим горем, которая одновременно и страдает, и чувствует себя виновной, и оправдывается, и мучается страхом перед будущим и в конце концов начинает новую жизнь».  Мотив «пытаюсь понять» (Магд – Соэп). Ищет забвения во снах, уходах от реальности. Самое тяжелое время – ночь (ср: сумерки у Казакова). «Ночью обнажается истинное». Важно: Ольга Вас не отвергает своей вины! (ср: Глебов пытается найти виноватого- обстоятельства жизни.). «Дом на наб»: философия забывания (по М-С): что ты забыл, то несущественно. Глебов забыл свою жизнь, его ЗАСТАВЛЯЮТ вспоминать. Невозможность начать другую жизнь. Бессильность и беспомощность в реальной своей жизни при всем могуществе (ситуация с дочкой). Борьба с собственной памятью – борьба с совестью. Любимов: «мы показываем не психологическую драму, а память истории». Образ Сони – тургеневский тип; она готова отказаться от всего ради Батона.

Глебов платит оч высокую цену за свою жизнь. «Тяжкий груз» - его память, его история, котор он старался забыть, напоминает ему о его конечности.