69471

Проза А. П. Чехова: проблематика, концепция человека, специфика повествования, проблема эволюции (на конкретных примерах)

Доклад

Литература и библиотековедение

Раннее творчество: «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Друзья на охоте» и др. – переработка классич традиции – новая трактовка «маленького человека»: боязнь высших чинов, пиитет перед вышестоящими. Мир изображается изнутри человека.

Русский

2014-10-05

25.35 KB

0 чел.

  1.  Проза А. П. Чехова: проблематика, концепция человека, специфика повествования, проблема эволюции (на конкретных примерах).

Завершающий этап русской классической литературы. Творчество – 23 годв. Первые публикации – журналы начала 1880 годов. Ч- неполитический писатель. Исследователи: Катаев, Сухи, Капустин, Тюпа, Гренков, Чудаков. Ульянов «Мистицизм Чехова»: «не страшны встречи с привидениями, потусторонними силами, страшна сама жизнь». В годы публикаций в журналах – оформление языка, манеры, стиля писателя, происходящего под влиянием нескольких факторов: западная и рус лит-ра; Влияние «натуральной школы»; использование большого фактографического материала; журналы, массовая литература (юмористич журнал с особыми требованиями).

Раннее творчество: «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Друзья на охоте» и др. – переработка классич традиции – новая трактовка «маленького человека»: боязнь высших чинов, пиитет перед вышестоящими. Мир изображается изнутри человека.

Публиковался в журналах «Осколки», «Будильник», «Стрекоза», «Зрители» - особые требования: жанры (сцена, юмореска). Находясь в рамках этих жанров, Ч. Формирует лаконизм, юмор, злободневность. Детали быта. Для ранних рассказов характерно новеллистическое начало: остросюжетность и неожиданный финал. Фабульный рассказ – сценка: отсутствие вступления, обрыв действия, открытый финал, бессобытийность. Нет четкойй иерархии построения. По мнению Ч, все сущее достояно внимания. Герой Ч одновременно существует и в мире людей, и в мире реальном.

Прижизненная критика ставила Ч в упрек то, что в его рассказах ничего не происходит. Но! Ощущение ровного течения жизни не нарушается.

1899. «Дама с собачкой».

Гл. герой – Гуров, влюбл на курорте в Даму. Повествов от 3 лица. На взгляд критики, рассказ заканчивается ничем. Заключение рассказа – не финал событийного ряда. Герои попадают в поле зрения текста в определенный момент своей жизни. Он входит в рассказ незаверш, так и уходит незаверш.

Новый способ построения худ действительности. Связывается с окружающими героя предметами. Ощущение воссоздается не прямо, а ассоциативно. Чудаков: опредмечивание чувства. Но благодаря предметной метафоре чувства не уменьшаются.

«Скучная история», «Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Дуэль» - идея никогда никого не оправдывает. Не может стоять впереди общечеловеческих ценностей.

Конец 80-90 годы: Ч отказывается от роли учителя и проповедника. Отказ от социально-философских концепций. Принцип изображения человека: дегероизация. Изображение среднего человека.

Перестройка жанровой системы: на первый план – малая форма. У Ч: романизация рассказа – объем сокращается, но глубина остается. Изменяется структура текста: художник прямо не высказывает свою позицию. Нет описаний (замена деталью). Повышенная нагрузка на слово. Активизация символических функций. Коренное переосмысленное изображение человека. Предметный психологизм. Овеществление чувства. Состояние не развернуто, а обозначено.

У Ч нет идеала, отказ от филос программ. Идея дается в плотном предметном окружении. Ч: «Моя святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант и абсолютнейшая свобода». Интересен человек в единстве бытового и бытийного. ( в 20 веке – человек в определенной ситуации, а не в быте вообще).

С. Булгаков: «Беспощадный и жестокий Ч. Основная задача – выявление человеч слабостейи бессилие добра в душе среднего человека».

«Страх» - мир отчуждения, одиночества.

Человек у Ч: в классич филос есть дистанция между Субъектом и Объектом. На рубеже вв дистанция нарушена – идея единства С и О. Феноменология (потом – у Бунина). Человек – мир человека (дочеховская литература). У Ч: соединение предметного мира и человека. Важно, что человека окружает. «Мир заражен внутр состоянием героя.».

Не показывает сконцентрированности человека в одном состоянии. Он обознач и идет дальше. Ч не стремится объяснить все – неисчерпаемость объяснения (сближ с Дост).

ХРОНОЛОГИЯ

  1.  Юмористич (нач 80). «Т. и Т.», «Смерть чиновника», «Клоун». Беспощадное изображение «мал человека».
  2.  86-90 гг. Переломное произвед – «Степь». Произвед об интеллигенции. Проблема человеческого существования. «Скучная история» - ч-к, переживающий экзистенциальную драму – распад должного и сущего. (Связь с Толстым «Смерть Ив. Ильича»).
  3.  1900 гг. Экзистенциальные проблемы усиливаются. Отходит от волевых характеристик. Акцент на сем, люб отношениях. Акцент на личном переживании человеком своей жизни. Сосредоточен на внутр тайне. Любовь – приобщение к подлинным ценностям жизни. В любви восстанавливается целостность. Встреча близкого человека, с котор можно поделиться личной тайной (Дама с соб»

Тюпа: «Ч. Герой расщеплен на характер и на личность». Характер – внешняя данность. Характер – «я» для других. Личность – внутр заданность. «Я» для себя. Гармония – я для себя совпадает с я для других. Драматизм героя Ч. (драматический модус худож-ти): внутренняя заданность «я» в этих случаях оказывается шире внешней данности их фактического присутствия в мире. Таково противоречие между «жизнью явной» и «личной тайной» героев «Дамы с собачкой» и др. [Тюпа]

  1.  Драматургическое новаторство Чехова-художника (на конкретных примерах).

Все пьесы написаны в последний этап творч. Ч. Дал образцы новаторской драматургии. После: Вампилов. В Реализме чеховское: ни у кого нет своего места, все мечутся.

Сценическое действие: Нет завязки – нет развязки – бессобытийность – обрыв действия – открытый финал. В чеховской драме сюжет составляют вовсе не «словесные действия», т.е. не цепь слов-поступков, а именно постоянное, не связанное с поступком, осмысление, рефлексия над общим складом жизни (персонажи — сплошные Гамлеты); эта рефлексия и является предметом авторского изображения [Тюпа].

Традиционный конфликт: герой-обстоят. Герой положит – герой отрицательный. Ч. Выводит не героя, а «само сложение жизни.» – Скавтымов. В сложении жизни Ч показывает уродливые стороны. Проявл в системе несовпадения больших и мелких конфликтов.

РАССРЕДОТОЧЕННЫЙ КОНФЛИКТ:

  1.  Между субъективными правдами героев. (Вишн сад).Ч показывает важность каждой субъективной правды. Герои не слышат друг друга. Начинается «театр абсурда». Но при всем несходстве персонажей есть некое внутр родство.
  2.  Внутренняя тема каждого персонажа. Конфликт между «Я» для себя и «я» для других. Возникает сложное психологич поле. Л. М. Лотман: 2 момента: -Настоящей правды никто не знает. «Невыразимая сложность всего живого» - Толстой. –все события в пьесе есть только метафора по отношен у внутр плану. На поверхности – мир явлений. Герои мира явлений лишены способности чувствовать движение. И герои мира сущностей: 3 сестры. Чувствуют перемены.

Пример: В чеховской «Чайке» проблема самоидентификации оказывается в центре сюжета: соотношение литературы и жизни здесь для героев — предмет рефлексии. Соотношение литературы и жизни — предмет рефлексии, особенно для Треплева, Тригорина и Нины. При всей противоположности двух персонажей-писателей оба не могут пробить преграду «литературности», оказываются под властью старых или новых приемов. У обоих творчество убивает жизнь: в известной степени приравнены самоубийство Треплева и судьба «отставшего от поезда», фальшивого во всем, кроме пейзажа, Тригорина. «Внежизненные» авторские

позиции у них не выстраданы, не оплачены прожитой жизнью. Необходимость по-настоящему прожить роль, чтобы стать выше нее, осознает Нина: «Я — чайка. Нет, я — актриса» — это самоидентификация не с ролью, а с творчеством. Не это ли имел в виду поэт, говоря о «полной гибели всерьез»?

Художественные средства:

Символизация (чайка, лес, Москва, сад)

Паузы: психологические, сюжетно-ситуативные, жанровые. Основные события уходят за пределы жанра, драмы (история любви Заречной) «Все события – за кулисами». Но из содержания никуда не ушло. Предвосхитил создание синтетического театра.

  1.  Финалы. Вырыв к надбытийной стороне жизни. Катаев: Ч. Не упрощает надежду, невозможность простого решения жизненных проблем».

Литература:

А. П. Скафтымов «К вопросу о композиции пьес Чехова»

А. П. Чехов: pro et contra – Антология, сборник статей.

Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987 (гл. «Первая драма: концы и начала»).

Маркович В.М. Анализ драматического произведения.

Тюпа, Тамарченко. Теория литературы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7949. Понятие внутренней картины болезни и здоровья 283.5 KB
  Понятие внутренней картины болезни и здоровья. Определение понятия внутренняя картина болезни. Внутренняя картина болезни = понятие, введенное отечественным терапевтом Романом Альбертовичем Лурией. Лурия Роман Альбертович, (1874-1944гг)...
7950. Педагогика. Ответы на государственный экзамен 745 KB
  № 1. Предмет и задачи педагогической науки. Методы научно-педагогического исследования. 3 № 2. Закономерности и принципы целостного пед процесса. 6 №3. Сущность воспитания. Современные подходы к воспитанию (В) 9 № 4. Биологическое и соц. в ра...
7951. Педагогическая психология. Учебное пособие 1.49 MB
  В основе пособия - деятельностная теория учения, изложение ее сопровождается различными практическими ситуациями. Приводятся возрастные особенности младших школьников рассматривается учение как один из видов деятельности выявляются его мотивы, за...
7952. Педагогическая психология. Учебник 1.96 MB
  Педагогическая психология Содержание ЧАСТЬ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Глава. Педагогическая психология - междисциплинарная отрасль научного знания. Общенаучная характеристика педагогической психологии...
7953. Специальная педагогика. Учебное пособие 2.02 MB
  На страницах американских педагогических журналов пятнадцать лет назад обсуждались проблемы взаимодействия массового образования и образования лиц с недостатками в развитии (инвалидов). Отмечалась изолированность одной системы от другой, нежелание у...
7954. Педагогика. Учебник 2.86 MB
  В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса организационно-деятельнсстные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогич...
7955. Психология и педагогика. Учебник для вузов 2.69 MB
  Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк психологии и педагогики. Эта книга задумана как попытка удовлетворить любознательность и потребность студентов в знаниях о психологии человека, механизмах и закономерностях памяти...
7956. Педагогика для студентов педагогических учебных заведений 3.18 MB
  ПЕДАГОГИКА Пособие создано с учетом закономерностей развития и формирования у будущих учителей педагогического профессионализма. В пособие включены материалы не только школьной, но и вузовской дидактики, что расширяет возможности свободы выбора студ...
7957. Поисковая оптимизация - SEO 137 KB
  Введение. Цели курса. Кто такие оптимизаторы. Спрос на услуги оптимизации порождает рост предложения. Для кого же делают сайты? Белое и черное в работе оптимизатора. Виды сайтов, их аудитория, источники входящего потока посети...