69471

Проза А. П. Чехова: проблематика, концепция человека, специфика повествования, проблема эволюции (на конкретных примерах)

Доклад

Литература и библиотековедение

Раннее творчество: «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Друзья на охоте» и др. – переработка классич традиции – новая трактовка «маленького человека»: боязнь высших чинов, пиитет перед вышестоящими. Мир изображается изнутри человека.

Русский

2014-10-05

25.35 KB

0 чел.

  1.  Проза А. П. Чехова: проблематика, концепция человека, специфика повествования, проблема эволюции (на конкретных примерах).

Завершающий этап русской классической литературы. Творчество – 23 годв. Первые публикации – журналы начала 1880 годов. Ч- неполитический писатель. Исследователи: Катаев, Сухи, Капустин, Тюпа, Гренков, Чудаков. Ульянов «Мистицизм Чехова»: «не страшны встречи с привидениями, потусторонними силами, страшна сама жизнь». В годы публикаций в журналах – оформление языка, манеры, стиля писателя, происходящего под влиянием нескольких факторов: западная и рус лит-ра; Влияние «натуральной школы»; использование большого фактографического материала; журналы, массовая литература (юмористич журнал с особыми требованиями).

Раннее творчество: «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Друзья на охоте» и др. – переработка классич традиции – новая трактовка «маленького человека»: боязнь высших чинов, пиитет перед вышестоящими. Мир изображается изнутри человека.

Публиковался в журналах «Осколки», «Будильник», «Стрекоза», «Зрители» - особые требования: жанры (сцена, юмореска). Находясь в рамках этих жанров, Ч. Формирует лаконизм, юмор, злободневность. Детали быта. Для ранних рассказов характерно новеллистическое начало: остросюжетность и неожиданный финал. Фабульный рассказ – сценка: отсутствие вступления, обрыв действия, открытый финал, бессобытийность. Нет четкойй иерархии построения. По мнению Ч, все сущее достояно внимания. Герой Ч одновременно существует и в мире людей, и в мире реальном.

Прижизненная критика ставила Ч в упрек то, что в его рассказах ничего не происходит. Но! Ощущение ровного течения жизни не нарушается.

1899. «Дама с собачкой».

Гл. герой – Гуров, влюбл на курорте в Даму. Повествов от 3 лица. На взгляд критики, рассказ заканчивается ничем. Заключение рассказа – не финал событийного ряда. Герои попадают в поле зрения текста в определенный момент своей жизни. Он входит в рассказ незаверш, так и уходит незаверш.

Новый способ построения худ действительности. Связывается с окружающими героя предметами. Ощущение воссоздается не прямо, а ассоциативно. Чудаков: опредмечивание чувства. Но благодаря предметной метафоре чувства не уменьшаются.

«Скучная история», «Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Дуэль» - идея никогда никого не оправдывает. Не может стоять впереди общечеловеческих ценностей.

Конец 80-90 годы: Ч отказывается от роли учителя и проповедника. Отказ от социально-философских концепций. Принцип изображения человека: дегероизация. Изображение среднего человека.

Перестройка жанровой системы: на первый план – малая форма. У Ч: романизация рассказа – объем сокращается, но глубина остается. Изменяется структура текста: художник прямо не высказывает свою позицию. Нет описаний (замена деталью). Повышенная нагрузка на слово. Активизация символических функций. Коренное переосмысленное изображение человека. Предметный психологизм. Овеществление чувства. Состояние не развернуто, а обозначено.

У Ч нет идеала, отказ от филос программ. Идея дается в плотном предметном окружении. Ч: «Моя святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант и абсолютнейшая свобода». Интересен человек в единстве бытового и бытийного. ( в 20 веке – человек в определенной ситуации, а не в быте вообще).

С. Булгаков: «Беспощадный и жестокий Ч. Основная задача – выявление человеч слабостейи бессилие добра в душе среднего человека».

«Страх» - мир отчуждения, одиночества.

Человек у Ч: в классич филос есть дистанция между Субъектом и Объектом. На рубеже вв дистанция нарушена – идея единства С и О. Феноменология (потом – у Бунина). Человек – мир человека (дочеховская литература). У Ч: соединение предметного мира и человека. Важно, что человека окружает. «Мир заражен внутр состоянием героя.».

Не показывает сконцентрированности человека в одном состоянии. Он обознач и идет дальше. Ч не стремится объяснить все – неисчерпаемость объяснения (сближ с Дост).

ХРОНОЛОГИЯ

  1.  Юмористич (нач 80). «Т. и Т.», «Смерть чиновника», «Клоун». Беспощадное изображение «мал человека».
  2.  86-90 гг. Переломное произвед – «Степь». Произвед об интеллигенции. Проблема человеческого существования. «Скучная история» - ч-к, переживающий экзистенциальную драму – распад должного и сущего. (Связь с Толстым «Смерть Ив. Ильича»).
  3.  1900 гг. Экзистенциальные проблемы усиливаются. Отходит от волевых характеристик. Акцент на сем, люб отношениях. Акцент на личном переживании человеком своей жизни. Сосредоточен на внутр тайне. Любовь – приобщение к подлинным ценностям жизни. В любви восстанавливается целостность. Встреча близкого человека, с котор можно поделиться личной тайной (Дама с соб»

Тюпа: «Ч. Герой расщеплен на характер и на личность». Характер – внешняя данность. Характер – «я» для других. Личность – внутр заданность. «Я» для себя. Гармония – я для себя совпадает с я для других. Драматизм героя Ч. (драматический модус худож-ти): внутренняя заданность «я» в этих случаях оказывается шире внешней данности их фактического присутствия в мире. Таково противоречие между «жизнью явной» и «личной тайной» героев «Дамы с собачкой» и др. [Тюпа]

  1.  Драматургическое новаторство Чехова-художника (на конкретных примерах).

Все пьесы написаны в последний этап творч. Ч. Дал образцы новаторской драматургии. После: Вампилов. В Реализме чеховское: ни у кого нет своего места, все мечутся.

Сценическое действие: Нет завязки – нет развязки – бессобытийность – обрыв действия – открытый финал. В чеховской драме сюжет составляют вовсе не «словесные действия», т.е. не цепь слов-поступков, а именно постоянное, не связанное с поступком, осмысление, рефлексия над общим складом жизни (персонажи — сплошные Гамлеты); эта рефлексия и является предметом авторского изображения [Тюпа].

Традиционный конфликт: герой-обстоят. Герой положит – герой отрицательный. Ч. Выводит не героя, а «само сложение жизни.» – Скавтымов. В сложении жизни Ч показывает уродливые стороны. Проявл в системе несовпадения больших и мелких конфликтов.

РАССРЕДОТОЧЕННЫЙ КОНФЛИКТ:

  1.  Между субъективными правдами героев. (Вишн сад).Ч показывает важность каждой субъективной правды. Герои не слышат друг друга. Начинается «театр абсурда». Но при всем несходстве персонажей есть некое внутр родство.
  2.  Внутренняя тема каждого персонажа. Конфликт между «Я» для себя и «я» для других. Возникает сложное психологич поле. Л. М. Лотман: 2 момента: -Настоящей правды никто не знает. «Невыразимая сложность всего живого» - Толстой. –все события в пьесе есть только метафора по отношен у внутр плану. На поверхности – мир явлений. Герои мира явлений лишены способности чувствовать движение. И герои мира сущностей: 3 сестры. Чувствуют перемены.

Пример: В чеховской «Чайке» проблема самоидентификации оказывается в центре сюжета: соотношение литературы и жизни здесь для героев — предмет рефлексии. Соотношение литературы и жизни — предмет рефлексии, особенно для Треплева, Тригорина и Нины. При всей противоположности двух персонажей-писателей оба не могут пробить преграду «литературности», оказываются под властью старых или новых приемов. У обоих творчество убивает жизнь: в известной степени приравнены самоубийство Треплева и судьба «отставшего от поезда», фальшивого во всем, кроме пейзажа, Тригорина. «Внежизненные» авторские

позиции у них не выстраданы, не оплачены прожитой жизнью. Необходимость по-настоящему прожить роль, чтобы стать выше нее, осознает Нина: «Я — чайка. Нет, я — актриса» — это самоидентификация не с ролью, а с творчеством. Не это ли имел в виду поэт, говоря о «полной гибели всерьез»?

Художественные средства:

Символизация (чайка, лес, Москва, сад)

Паузы: психологические, сюжетно-ситуативные, жанровые. Основные события уходят за пределы жанра, драмы (история любви Заречной) «Все события – за кулисами». Но из содержания никуда не ушло. Предвосхитил создание синтетического театра.

  1.  Финалы. Вырыв к надбытийной стороне жизни. Катаев: Ч. Не упрощает надежду, невозможность простого решения жизненных проблем».

Литература:

А. П. Скафтымов «К вопросу о композиции пьес Чехова»

А. П. Чехов: pro et contra – Антология, сборник статей.

Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987 (гл. «Первая драма: концы и начала»).

Маркович В.М. Анализ драматического произведения.

Тюпа, Тамарченко. Теория литературы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79489. Модели деятельности школьного психолога 31.89 KB
  Деятельность психолога организуется по запросу и на основании плана утвержденного администрацией школы. Цели деятельности – сопровождение процесса психологического развития учащихся посредвтом создания определенных условий в образовательной среде школы. Задачи: Отслеживание результатов развития учащихся на различных этапах обучения; Создание условий для оказания психологической помощи учащимся; Осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и...
79490. Психолог - куратор 30.81 KB
  Основной принцип организации работы – осуществление комплексного психологопедагогического сопровождения определенной группы учащихся 56 классов. Цели деятельности – комплексное психологопедагогическое сопровождение учащихся и ученических коллективов в образовательном процессе. Задачи: Создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуальноличностных возможностей учащихся; Оказание комплексной психологопедагогической помощи учащимся испытывающим трудности в обучении и развитии; Повышение психологической...
79491. Взаимодействие психолога с администрацией образовательного учреждения 27.81 KB
  Взаимодействие психолога с администрацией учебного заведения проходит в нескольких направлениях но все они имеют целью оптимизацию учебного процесса создание комфортных условий учебной и трудовой деятельности учащихся. Активное взаимодействие психолога с заместителем по воспитательной работе предполагает психологическое сопровождение тех или иных воспитательных мероприятий работу с детьми группы риска развивающие мероприятия. Взаимодействие с заместителем директора по учебной работе предполагает оказание помощи в составлении наиболее...
79492. Взаимодействие психолога с членами педагогического коллектива 29.39 KB
  Решение проблем эффективного сопровождения школьников осуществляется в процессе таких совместных форм работы как: Психологопедагогический консилиум; Групповые и индивидуальные консультации по итогам консилиума; круглые столы по итогам психологопедагогической работы в определенной параллели; Индивидуальные консультации по единичным запросам. Профессиональное развитие педагогов выработка общего языка и общего смысла работы с детьми осущестляется в рамках такой коллегиальной работы как: Методические семинары с...
79493. Взаимодействие психолога с родителями 32.33 KB
  Работа с родителями строится в направлениях: психологическое просвещение; социальнопсихологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей; коррекция детскородительских отношений; специальное обучение родителей тренинг родительской эффективности. Психологопедагогическое консультирование родителей проводимое по запросу родителей или инициативе психолога может выполнять различные функции: Информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных...
79495. Текущая и отчетная документация ПСО учреждения 34.5 KB
  План работы педагога-психолога форма. При составлении плана необходимо учитывать: Цели и задачи образовательного учреждения; Приоритет прав и интересов ребенка Нормы расхода времени на каждый вид деятельности План работы включает Название работы Условия проведения Ответственный Срок проведения Предполагаемый результат План работы составляется на периоды месяц учебная четверть и т.Журнал учета групповых форм работы форма 4. К групповым формам работы относят: Тренинг с детьми или взрослыми Коррекционные или развивающие занятия с...
79496. Психологическое просвещение как вид деятельности психолога образования 31.27 KB
  Основной смысл психологического просвещения заключается в том чтобы: 1 знакомить воспитателей учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; 2 популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; 3 формировать потребность в психологических знаниях желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; 4 знакомить учащихся с основами самопознания самовоспитания; 5 достичь понимания необходимости практической...
79497. Психопрофилактическое направление в деятельности педагога-психолога 31.23 KB
  Психопрофилактика специальный вид деятельности психолога направленный на сохранение укрепление и развитие психологического здоровья детей. Психопрофилактика предполагает: Ответственность за соблюдение в образовательных учреждениях психологических условий необходимых для полноценного психического развития и формирования личности на каждом возрастном этапе: Своевременное выявление таких особенностей ребенка которые могут привести к определенным сложностям отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии в поведении и отношениях;...