69471

Проза А. П. Чехова: проблематика, концепция человека, специфика повествования, проблема эволюции (на конкретных примерах)

Доклад

Литература и библиотековедение

Раннее творчество: «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Друзья на охоте» и др. – переработка классич традиции – новая трактовка «маленького человека»: боязнь высших чинов, пиитет перед вышестоящими. Мир изображается изнутри человека.

Русский

2014-10-05

25.35 KB

0 чел.

  1.  Проза А. П. Чехова: проблематика, концепция человека, специфика повествования, проблема эволюции (на конкретных примерах).

Завершающий этап русской классической литературы. Творчество – 23 годв. Первые публикации – журналы начала 1880 годов. Ч- неполитический писатель. Исследователи: Катаев, Сухи, Капустин, Тюпа, Гренков, Чудаков. Ульянов «Мистицизм Чехова»: «не страшны встречи с привидениями, потусторонними силами, страшна сама жизнь». В годы публикаций в журналах – оформление языка, манеры, стиля писателя, происходящего под влиянием нескольких факторов: западная и рус лит-ра; Влияние «натуральной школы»; использование большого фактографического материала; журналы, массовая литература (юмористич журнал с особыми требованиями).

Раннее творчество: «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Друзья на охоте» и др. – переработка классич традиции – новая трактовка «маленького человека»: боязнь высших чинов, пиитет перед вышестоящими. Мир изображается изнутри человека.

Публиковался в журналах «Осколки», «Будильник», «Стрекоза», «Зрители» - особые требования: жанры (сцена, юмореска). Находясь в рамках этих жанров, Ч. Формирует лаконизм, юмор, злободневность. Детали быта. Для ранних рассказов характерно новеллистическое начало: остросюжетность и неожиданный финал. Фабульный рассказ – сценка: отсутствие вступления, обрыв действия, открытый финал, бессобытийность. Нет четкойй иерархии построения. По мнению Ч, все сущее достояно внимания. Герой Ч одновременно существует и в мире людей, и в мире реальном.

Прижизненная критика ставила Ч в упрек то, что в его рассказах ничего не происходит. Но! Ощущение ровного течения жизни не нарушается.

1899. «Дама с собачкой».

Гл. герой – Гуров, влюбл на курорте в Даму. Повествов от 3 лица. На взгляд критики, рассказ заканчивается ничем. Заключение рассказа – не финал событийного ряда. Герои попадают в поле зрения текста в определенный момент своей жизни. Он входит в рассказ незаверш, так и уходит незаверш.

Новый способ построения худ действительности. Связывается с окружающими героя предметами. Ощущение воссоздается не прямо, а ассоциативно. Чудаков: опредмечивание чувства. Но благодаря предметной метафоре чувства не уменьшаются.

«Скучная история», «Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Дуэль» - идея никогда никого не оправдывает. Не может стоять впереди общечеловеческих ценностей.

Конец 80-90 годы: Ч отказывается от роли учителя и проповедника. Отказ от социально-философских концепций. Принцип изображения человека: дегероизация. Изображение среднего человека.

Перестройка жанровой системы: на первый план – малая форма. У Ч: романизация рассказа – объем сокращается, но глубина остается. Изменяется структура текста: художник прямо не высказывает свою позицию. Нет описаний (замена деталью). Повышенная нагрузка на слово. Активизация символических функций. Коренное переосмысленное изображение человека. Предметный психологизм. Овеществление чувства. Состояние не развернуто, а обозначено.

У Ч нет идеала, отказ от филос программ. Идея дается в плотном предметном окружении. Ч: «Моя святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант и абсолютнейшая свобода». Интересен человек в единстве бытового и бытийного. ( в 20 веке – человек в определенной ситуации, а не в быте вообще).

С. Булгаков: «Беспощадный и жестокий Ч. Основная задача – выявление человеч слабостейи бессилие добра в душе среднего человека».

«Страх» - мир отчуждения, одиночества.

Человек у Ч: в классич филос есть дистанция между Субъектом и Объектом. На рубеже вв дистанция нарушена – идея единства С и О. Феноменология (потом – у Бунина). Человек – мир человека (дочеховская литература). У Ч: соединение предметного мира и человека. Важно, что человека окружает. «Мир заражен внутр состоянием героя.».

Не показывает сконцентрированности человека в одном состоянии. Он обознач и идет дальше. Ч не стремится объяснить все – неисчерпаемость объяснения (сближ с Дост).

ХРОНОЛОГИЯ

  1.  Юмористич (нач 80). «Т. и Т.», «Смерть чиновника», «Клоун». Беспощадное изображение «мал человека».
  2.  86-90 гг. Переломное произвед – «Степь». Произвед об интеллигенции. Проблема человеческого существования. «Скучная история» - ч-к, переживающий экзистенциальную драму – распад должного и сущего. (Связь с Толстым «Смерть Ив. Ильича»).
  3.  1900 гг. Экзистенциальные проблемы усиливаются. Отходит от волевых характеристик. Акцент на сем, люб отношениях. Акцент на личном переживании человеком своей жизни. Сосредоточен на внутр тайне. Любовь – приобщение к подлинным ценностям жизни. В любви восстанавливается целостность. Встреча близкого человека, с котор можно поделиться личной тайной (Дама с соб»

Тюпа: «Ч. Герой расщеплен на характер и на личность». Характер – внешняя данность. Характер – «я» для других. Личность – внутр заданность. «Я» для себя. Гармония – я для себя совпадает с я для других. Драматизм героя Ч. (драматический модус худож-ти): внутренняя заданность «я» в этих случаях оказывается шире внешней данности их фактического присутствия в мире. Таково противоречие между «жизнью явной» и «личной тайной» героев «Дамы с собачкой» и др. [Тюпа]

  1.  Драматургическое новаторство Чехова-художника (на конкретных примерах).

Все пьесы написаны в последний этап творч. Ч. Дал образцы новаторской драматургии. После: Вампилов. В Реализме чеховское: ни у кого нет своего места, все мечутся.

Сценическое действие: Нет завязки – нет развязки – бессобытийность – обрыв действия – открытый финал. В чеховской драме сюжет составляют вовсе не «словесные действия», т.е. не цепь слов-поступков, а именно постоянное, не связанное с поступком, осмысление, рефлексия над общим складом жизни (персонажи — сплошные Гамлеты); эта рефлексия и является предметом авторского изображения [Тюпа].

Традиционный конфликт: герой-обстоят. Герой положит – герой отрицательный. Ч. Выводит не героя, а «само сложение жизни.» – Скавтымов. В сложении жизни Ч показывает уродливые стороны. Проявл в системе несовпадения больших и мелких конфликтов.

РАССРЕДОТОЧЕННЫЙ КОНФЛИКТ:

  1.  Между субъективными правдами героев. (Вишн сад).Ч показывает важность каждой субъективной правды. Герои не слышат друг друга. Начинается «театр абсурда». Но при всем несходстве персонажей есть некое внутр родство.
  2.  Внутренняя тема каждого персонажа. Конфликт между «Я» для себя и «я» для других. Возникает сложное психологич поле. Л. М. Лотман: 2 момента: -Настоящей правды никто не знает. «Невыразимая сложность всего живого» - Толстой. –все события в пьесе есть только метафора по отношен у внутр плану. На поверхности – мир явлений. Герои мира явлений лишены способности чувствовать движение. И герои мира сущностей: 3 сестры. Чувствуют перемены.

Пример: В чеховской «Чайке» проблема самоидентификации оказывается в центре сюжета: соотношение литературы и жизни здесь для героев — предмет рефлексии. Соотношение литературы и жизни — предмет рефлексии, особенно для Треплева, Тригорина и Нины. При всей противоположности двух персонажей-писателей оба не могут пробить преграду «литературности», оказываются под властью старых или новых приемов. У обоих творчество убивает жизнь: в известной степени приравнены самоубийство Треплева и судьба «отставшего от поезда», фальшивого во всем, кроме пейзажа, Тригорина. «Внежизненные» авторские

позиции у них не выстраданы, не оплачены прожитой жизнью. Необходимость по-настоящему прожить роль, чтобы стать выше нее, осознает Нина: «Я — чайка. Нет, я — актриса» — это самоидентификация не с ролью, а с творчеством. Не это ли имел в виду поэт, говоря о «полной гибели всерьез»?

Художественные средства:

Символизация (чайка, лес, Москва, сад)

Паузы: психологические, сюжетно-ситуативные, жанровые. Основные события уходят за пределы жанра, драмы (история любви Заречной) «Все события – за кулисами». Но из содержания никуда не ушло. Предвосхитил создание синтетического театра.

  1.  Финалы. Вырыв к надбытийной стороне жизни. Катаев: Ч. Не упрощает надежду, невозможность простого решения жизненных проблем».

Литература:

А. П. Скафтымов «К вопросу о композиции пьес Чехова»

А. П. Чехов: pro et contra – Антология, сборник статей.

Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987 (гл. «Первая драма: концы и начала»).

Маркович В.М. Анализ драматического произведения.

Тюпа, Тамарченко. Теория литературы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21958. Методы инженерно-геологических исследований 1.03 MB
  Методы инженерногеологических исследований. Общая систематизация методов инженерногеологических исследований. Новые методы и способы проведения инженерногеологических исследований в РБ. Общая систематизация методов инженерногеологических исследований.
21959. Процесс разработки интерфейса 217 KB
  При этом важно понимать что здесь описываются только методы создания новой системы. Система автоматизации например может быть эффективно использована только в том случае когда пользователь этой системы понимает суть автоматизируемых процессов. Это значит что концепции и суть сложной системы могут быть безболезненно вынесены из интерфейса в документацию освобождая ресурсы дизайнера. Побочным свойством новой системы компьютера Макинтош было то что его интерфейс был понятен и удобен в работе.
21960. Критерии качества интерфейса. Скорость выполнения работы 80 KB
  Скорость выполнения работы Длительность выполнения работы пользователем состоит из длительности восприятия исходной информации длительности интеллектуальной работы в смысле пользователь думает что он должен сделать длительности физических действий пользователя и длительности реакции системы. Как правило длительность реакции системы является наименее значимым фактором.1 Длительность интеллектуальной работы Взаимодействие пользователя с системой не только компьютерной состоит из семи шагов: 1 формирование цели действий 2 определение...
21961. Критерии качества интерфейса. Человеческие ошибки 237.5 KB
  Длительность выполнения работы пользователем состоит из длительности восприятия исходной информации длительности интеллектуальной работы в смысле пользователь думает что он должен сделать длительности физических действий пользователя и длительности реакции системы. Длительность интеллектуальной работы Взаимодействие пользователя с системой не только компьютерной состоит из семи шагов: 1 формирование цели действий 2 определение общей направленности действий 3 определение конкретных действий 4 выполнение действий 5 восприятие нового...
21962. Критерии качества интерфейса. Субъективное удовлетворение 300.5 KB
  Это значит что пользователь обучится пользоваться программой или сайтом только в том случае если он будет уверен что это к примеру сделает его жизнь легче и приятней. Пользователь будет учиться какойлибо функции только если он знает о её существовании поскольку не обладая этим знанием он не способен узнать что за её использование жизнь даст ему награду. одного стимула недостаточно если пользователь не знает за что этот стимул дается. Что нам нужно и что у нас есть Количество подсистем справки нужных для того чтобы пользователь...
21963. Критерии качества интерфейса 171 KB
  Кратковременная память Свойства а точнее ограничения кратковременной памяти КВП являются очень важными факторами при разработке интерфейса. Дело в том что вся обработка поступающей информации производится в КВП в этом кратковременная память сходна с ОЗУ в компьютерах. Сходство однако не является полным так что думать о КВП как об ОЗУ не стоит. Что попадает в КВП.
21964. Составные части программного интерфейса 139.5 KB
  Кнопки Кнопкой называется элемент управления всё взаимодействие пользователя с которым ограничивается одним действием нажатием. Эта формулировка кажущаяся бесполезной и примитивной на самом деле очень важна поскольку переводит в гордое звание кнопок многие элементы управления которые как кнопки по большей части не воспринимаются. Командные кнопки Нажатие на такую кнопку запускает какоелибо явное действие поэтому правильнее называть такие кнопки кнопками прямого действия. С точки зрения разработчика ПО для настольных систем...
21965. Составные части программного интерфейса. Элементы управления 242.5 KB
  Меню При упоминании применительно к интерфейсу термина меню большинство людей немедленно представляют стандартные раскрывающиеся меню. В действительности понятие меню гораздо шире. Меню это метод взаимодействия пользователя с системой при котором пользователь выбирает из предложенных вариантов а не предоставляет системе свою команду. Соответственно диалоговое окно с несколькими кнопками и без единого поля ввода также является меню.
21966. Испания в XVI-XVII вв. 101 KB
  В свою очередь по типу аграрного развития Кастилия подразделялась на 3 области: Север (Страна басков, Астурия, Галисия), Центр (Старая и Новая Кастилия, Эстремадура), Юг (Андалусия, Мурсия). На экономическое развитие Валенсии и Каталонии большое влияние оказала средиземноморская торговля. К началу XVI в. крестьянство в Кастилии было свободным от лично наследственной зависимости.