69474

«Шестидесячничество» как социокультурный феномен

Доклад

Литература и библиотековедение

На 60-ые годы 20 века приходится так называемая эпоха «оттепели». Одной из важнейших характеристик литературы этого времени является легализация прозы, то есть, формирование исповедального начала, в рамках которого актуализируются такие жанры, как лирико-исповедальная повесть...

Русский

2014-10-05

20.2 KB

0 чел.

«Шестидесячничество» как социо-культурный феномен.

На 60-ые годы 20 века приходится так называемая эпоха «оттепели». Одной из важнейших характеристик литературы этого времени является легизация прозы, то есть, формирование исповедального начала, в рамках которого актуализируются такие жанры, как лирико-исповедальная повесть, лиро-психологический рассказ, «молодежная» проза, «лейтенантская» проза. Весь этот спектр – это тексты, написанные, как правило, от первого лица, на материале автобиографии – данный принцип во многом повлиял на развитие литературы 50-60 годов.

Доминирующая черта – исповедальное изображение правды жизни, что явилось противоположностью культуры авторитарной. Переосмысляется категория искренности (в частности, вопрос поднимается на втором съезде Союза писателей). Теперь неискренность расценивается как главный литературный порок. По мнению писателей данных направлений, для того, чтобы писать искренне, нужно писать о собственной жизни; то, что интересно тебе – интересно другим.

Люди, сформировавшиеся в этот период – это писатели, родившиеся в конце 20- начале 30 годов: Евтушенко, Войнович, Ахмадуллина, Аксенов, Рождественский. Формировались в позднесталинскую эпоху, то есть были подвержены жесткой идеологической зависимости. 20 съезд партии проходит под знаком «разоблачение культа личности Сталина», что является неким «толчком», стимулом к началу новой жизни. Здесь зарождаются признаки начинавшейся свободы. Из это вытекает ряд свойств и качеств, которые проявились в литературе:

  1.  Искренность и установка на искренность (исповедальная проза). Берггольц «Дневные звезды», Солоухин «Каля росы» и др.). Главное здесь – рассказ о себе и своей жизни. Важно, чтобы читатель узнал свои собственные переживания и чувства. Таким образом, дневные звезды – это возможность увидеть себя в другом человеке. Человек имеет право на собственный выбор, имеет право жить по своим правилам, быть собой, имеет право на ошибки и исправление этих ошибок. человек должен сам сознательно выбирать свой путь. Например, Аксенов «Звездный билет»: повествование от первого лица; главный герой не желает быть похожим на своего старшего брата, он считает, что ему насильственно навязывают модель чужой, чуждой ему, судьбы: «Сначала школу с золотой медалью, институт с красным дипломом, аспирантуру с диссертацией.. а что потом?! Всеми уважаемый покойник?». Герой решает не поступать в институт, а едет «за приключениями»; какое-то время он проводит «на свободе», вдали от родителей, где он в буквальном смысле учится жить самостоятельно. Ошибки, которые он совершает – это его ошибки; страдания, которые он испытывает после того, как Галка (любимая) уезжает с известным актером – это его страдания (она мечтает быть актрисой, на каком-то этапе путешествия она знакомится с известным актером и уезжает вместе с ним). Рефлексия по поводу несчастной любви (хотя в конечном счете они все равно встречаются и счастливы) – это его собственная рефлексия, через нее он познает себя и учится любить.
  2.  Понимание того, что общество и человек меняются и эти изменения – кардинальны. Тема изменчивости человека. Главное – осознание содержания ценного в человеке. В период 50-60 годов человек не осознается как хороший или плохой, нет отрицательных и идеальных людей. Это утверждение противоположно дихотомии сталинской эпохи. Человек «оттепели» - это человек внутренне противоречивый и развивающийся. Например, герой рассказов Ю. Казакова: у них нет имен, так как это не важно. Важно то, что все его герои умеют чувствовать. После выражения сильного чувства человек не меняется, но важно то, что он выразил свое внутреннее состояние («Некрасивая», «Во сне ты горько плакал» и т.д.). Есть противопоставления людей молодых и людей старшего поколения (старшее – условно, например, в «Звездном билете» в роли такого старшего поколения выступает старший брат). На каком-то этапе старший брат понимает, что принятые в обществе нормы – это действительно условности, за которыми можно следовать, а можно и не следовать. Он понимает младшего брата в том, что пока все гонятся за соблюдением этих условностей, сама жизнь проходит мимо тебя – чеховское «мы обедаем, пьем чай, а в это время настоящая жизнь проходит мимо». Главное – ухватить идею, свою идею живой жизни и следовать за ней.
  3.  Связано с понятием внутренней свободы. Проблема достижения внутренней свободы. Внутр свобода – достижима (в отличие от Трифонова, для которого внутр свободы достичь невозможно). Тема свободы и своеволия. Евтушенко: «Я буду делать все, что хочу», никто не вправе запретить.
  4.  Идея социального активизма. Человек должен быть социально активен. Для того, чтобы мир изменился, ты сам должен принимать активное участие. Герой рефлексии превращается в героя-деятеля. Рефлексия связана с состоянием мира и с тем, какую роль играет человек в этом мире.
  5.  Социальный оптимизм. Герои верят в то, что мир можно изменить к лучшему. Человек имеет право быть свободным и действовать во благо себе и обществу.

Направление существует до конца 60 годов (67-68), потом испытывает кризис. Тема поколения, тема возраста. Тема молодости – Как идеальное состояние души. Д. С. Лихачев в «письмах о добром и прекрасном» недаром говорил, что «молодость – вся жизнь». Именно молодые люди в литературе – это открытые, искренние, готовые к переменам люди. Писатели говорят о том, что надежд было много, а воплотилось далеко не все. Замкнутый период. Сейчас в живых – только Евтушенко и Войнович. СЕВЕРНЫЕ СТИХИ Евтушенко (цитаты)

Писатели исповедального начала «распределились» позже на два лагеря: диссидентство (разочарование во власти, системе, гос строе) и напрвление соц-психологически классической сориентированной поэзии (Вознесенский, Евтушенко, Рождественский).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54076. Подорож Кораблем Часу. Логопедична розвага 127.5 KB
  Логопедична розвага Подорож Кораблем Часу Мета: узагальнити знання дітей про пори року вчити описувати їх; уточнити та закріпити словник синонімів омонімів та прислівя; розвивати фонематичний слух вміння утворювати присвійні прикметники від іменниківназв диких звірів вміння ділити слова на склади підбирати слова з певною кількістю складів; удосконалювати навички звукового аналізу і синтезу слів; продовжувати розвивати дрібну моторику рук вміння працювати як правою так і лівою...
54077. Использование вектора на логопедических занятиях 216 KB
  Для пропедевтики оптической дисграфии в первую очередь необходимо использовать задания, направленные на развитие зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторных координаций.
54078. Взаємозв’язок логопеда та родини у корекційно-відновлювальній роботі з дітьми логопатами 32.5 KB
  Одне з важливих завдань професійної діяльності вчителя логопеда дитячого дошкільного навчального закладу є залучення батьків до проведення роботи із дітьми логопатами по закріпленню засвоєного матеріалу на корекційно відновлювальних заняттях. Оволодіння дитиною мови успішно йде тоді коли з ним займаються не тільки в дошкільному закладі але і в сім'ї: Передумовою ефективного залучення сімейного оточення до корекції звуковимови у дітей є чітко організована взаємодія логопеда з батьками регулярна...
54079. Зима 36.5 KB
  Матеріали: дзеркала на кожну дитину вітрячки сніжинки ілюстрації зими сніжинки чарівна паличка мікрофон предметні картинки музика Моцарта пєса Сніжинки музика до пісні Сніжокпушокавтор не відомий бубон Хід заняття. Сніжинки. Логопед торкається паличкою до кожної дитини повідомляє що вони тепер сніжинки. А тепер мої сніжинки давай подорожувати та про зиму розповідати.
54080. «На гостину до пташок». Конспект підгрупового заняття з елементами логоритміки в старшій логопедичній групі 37 KB
  Стеценка Синичка картинки птахів. Як називаються птахи які мешкають у лісі лісові птахи Давайте послухаємо спів птахів. Гра на розвиток уваги: Хто як голос подає Дятел стукає: тук тук Ворона каркає: кра кра Горобець: цвірінь цвірінь Сорока: скреке ке скреке ке Голуб: туркоче Сова кричить: УУУ Ластівка: щебече Соловей: заливається свистить щебече Журавель: курличе Жайворонок: бринить Пропоную під музику передати нелегкий шлях птахів які відлітають у теплі краї:легкий біг зі змахами рук присідання з низько...
54081. ЛОНДОН - СТОЛИЦЯ ВЕЛИКОБРИТАНІЇ 80.5 KB
  Good morning! I’m very glad to see you. Today we’ll travel in the world of the English language together. We’ll practise to do tests, read and sum up all the information, which you know about London as the capital of Great Britain.
54082. Великобританія. Визначні місця Лондона 5.64 MB
  Today we will practice your speaking and listening skills. We will also read about the famous places of interest in London. в) Уведення в іншомовну атмосферу. Тренування англійських звуків(7 хв.). We start with English phonetics. The program “Professor Higgins. English without accent”will help us. The main menu is on your displays.
54083. What is London? 154.5 KB
  It is the oldest building. Since it was built in 11-th century, this castle has been a royal palace, a prison, a zoo and many others. Today it is a museum and houses the Crown Jewels. ( Tower of London).
54084. London - the capital of Great Britain 160 KB
  Yes, you are right travelling is very popular nowadays and to my mind there is nothing better than travelling around the world. Let's travel together today. I want you to visit one of the wonderful cities in the world. But you have to find out the name of the city from this task. Before doing it you have to get some instructions.