69474

«Шестидесячничество» как социокультурный феномен

Доклад

Литература и библиотековедение

На 60-ые годы 20 века приходится так называемая эпоха «оттепели». Одной из важнейших характеристик литературы этого времени является легализация прозы, то есть, формирование исповедального начала, в рамках которого актуализируются такие жанры, как лирико-исповедальная повесть...

Русский

2014-10-05

20.2 KB

0 чел.

«Шестидесячничество» как социо-культурный феномен.

На 60-ые годы 20 века приходится так называемая эпоха «оттепели». Одной из важнейших характеристик литературы этого времени является легизация прозы, то есть, формирование исповедального начала, в рамках которого актуализируются такие жанры, как лирико-исповедальная повесть, лиро-психологический рассказ, «молодежная» проза, «лейтенантская» проза. Весь этот спектр – это тексты, написанные, как правило, от первого лица, на материале автобиографии – данный принцип во многом повлиял на развитие литературы 50-60 годов.

Доминирующая черта – исповедальное изображение правды жизни, что явилось противоположностью культуры авторитарной. Переосмысляется категория искренности (в частности, вопрос поднимается на втором съезде Союза писателей). Теперь неискренность расценивается как главный литературный порок. По мнению писателей данных направлений, для того, чтобы писать искренне, нужно писать о собственной жизни; то, что интересно тебе – интересно другим.

Люди, сформировавшиеся в этот период – это писатели, родившиеся в конце 20- начале 30 годов: Евтушенко, Войнович, Ахмадуллина, Аксенов, Рождественский. Формировались в позднесталинскую эпоху, то есть были подвержены жесткой идеологической зависимости. 20 съезд партии проходит под знаком «разоблачение культа личности Сталина», что является неким «толчком», стимулом к началу новой жизни. Здесь зарождаются признаки начинавшейся свободы. Из это вытекает ряд свойств и качеств, которые проявились в литературе:

  1.  Искренность и установка на искренность (исповедальная проза). Берггольц «Дневные звезды», Солоухин «Каля росы» и др.). Главное здесь – рассказ о себе и своей жизни. Важно, чтобы читатель узнал свои собственные переживания и чувства. Таким образом, дневные звезды – это возможность увидеть себя в другом человеке. Человек имеет право на собственный выбор, имеет право жить по своим правилам, быть собой, имеет право на ошибки и исправление этих ошибок. человек должен сам сознательно выбирать свой путь. Например, Аксенов «Звездный билет»: повествование от первого лица; главный герой не желает быть похожим на своего старшего брата, он считает, что ему насильственно навязывают модель чужой, чуждой ему, судьбы: «Сначала школу с золотой медалью, институт с красным дипломом, аспирантуру с диссертацией.. а что потом?! Всеми уважаемый покойник?». Герой решает не поступать в институт, а едет «за приключениями»; какое-то время он проводит «на свободе», вдали от родителей, где он в буквальном смысле учится жить самостоятельно. Ошибки, которые он совершает – это его ошибки; страдания, которые он испытывает после того, как Галка (любимая) уезжает с известным актером – это его страдания (она мечтает быть актрисой, на каком-то этапе путешествия она знакомится с известным актером и уезжает вместе с ним). Рефлексия по поводу несчастной любви (хотя в конечном счете они все равно встречаются и счастливы) – это его собственная рефлексия, через нее он познает себя и учится любить.
  2.  Понимание того, что общество и человек меняются и эти изменения – кардинальны. Тема изменчивости человека. Главное – осознание содержания ценного в человеке. В период 50-60 годов человек не осознается как хороший или плохой, нет отрицательных и идеальных людей. Это утверждение противоположно дихотомии сталинской эпохи. Человек «оттепели» - это человек внутренне противоречивый и развивающийся. Например, герой рассказов Ю. Казакова: у них нет имен, так как это не важно. Важно то, что все его герои умеют чувствовать. После выражения сильного чувства человек не меняется, но важно то, что он выразил свое внутреннее состояние («Некрасивая», «Во сне ты горько плакал» и т.д.). Есть противопоставления людей молодых и людей старшего поколения (старшее – условно, например, в «Звездном билете» в роли такого старшего поколения выступает старший брат). На каком-то этапе старший брат понимает, что принятые в обществе нормы – это действительно условности, за которыми можно следовать, а можно и не следовать. Он понимает младшего брата в том, что пока все гонятся за соблюдением этих условностей, сама жизнь проходит мимо тебя – чеховское «мы обедаем, пьем чай, а в это время настоящая жизнь проходит мимо». Главное – ухватить идею, свою идею живой жизни и следовать за ней.
  3.  Связано с понятием внутренней свободы. Проблема достижения внутренней свободы. Внутр свобода – достижима (в отличие от Трифонова, для которого внутр свободы достичь невозможно). Тема свободы и своеволия. Евтушенко: «Я буду делать все, что хочу», никто не вправе запретить.
  4.  Идея социального активизма. Человек должен быть социально активен. Для того, чтобы мир изменился, ты сам должен принимать активное участие. Герой рефлексии превращается в героя-деятеля. Рефлексия связана с состоянием мира и с тем, какую роль играет человек в этом мире.
  5.  Социальный оптимизм. Герои верят в то, что мир можно изменить к лучшему. Человек имеет право быть свободным и действовать во благо себе и обществу.

Направление существует до конца 60 годов (67-68), потом испытывает кризис. Тема поколения, тема возраста. Тема молодости – Как идеальное состояние души. Д. С. Лихачев в «письмах о добром и прекрасном» недаром говорил, что «молодость – вся жизнь». Именно молодые люди в литературе – это открытые, искренние, готовые к переменам люди. Писатели говорят о том, что надежд было много, а воплотилось далеко не все. Замкнутый период. Сейчас в живых – только Евтушенко и Войнович. СЕВЕРНЫЕ СТИХИ Евтушенко (цитаты)

Писатели исповедального начала «распределились» позже на два лагеря: диссидентство (разочарование во власти, системе, гос строе) и напрвление соц-психологически классической сориентированной поэзии (Вознесенский, Евтушенко, Рождественский).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42175. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ СОЕДИНЕНИЕМ АКТИВНОГО И ЕМКОСТНОГО СОПРОТИВЛЕНИЙ 203 KB
  Общие теоретические сведения В схеме рис.1 Векторная диаграмма этой схемы представлена на рис. Рис. Диаграмма представленная на рис.Ток совпадает по фазе с напряжением . Из точки О1 откладываем отрезок О1К = I2k /mI , по направлению вектора . Отрезок О1К является хордой круговой диаграммы . В масштабе mz откладываем по направлению отрезка О1К отрезок О1А = R2 /mz и из точки А под углом 900 к линии О1К проводим линию изменяющегося параметра AN’. Перпендикуляр, к линии изменяющегося параметра, опущенный из точки О1 совпадает по направлению с хордой.
42176. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ СОЕДИНЕНИЕМ АКТИВНОГО, ИНДУКТИВНОГО И ЕМКОСТНОГО СОПРОТИВЛЕНИЙ. РЕЗОНАНС ТОКОВ 182.5 KB
  Общие теоретические сведения В схеме рис.1 Векторные диаграммы этой схемы при различных значениях емкости С представлена на рис.9 Рис. Если емкость C конденсатора подобрать так чтобы ток полностью компенсировал реактивную составляющую то общий ток будет совпадать по направлению с напряжением рис.
42177. Прилади і методи контролю метеорологічних умов на робочих місцях 99 KB
  Теоретичний вступ До показників які характеризують метеорологічні умови мікроклімат належать: температура відносна вологість швидкість руху повітря теплове випромінювання. Дійсну температуру повітря в робочій зоні визначають за формулою 1: де tч і t0 показники чорного та посрібленого термометрів 0С. Вимірювання температури повітря в приміщенні можна також проводити з допомогою сухого термометра аспіраційного психометра Ассмана. Вимірювання вологості повітря.
42178. Амбулаторно-поликлиническая помощь сельскому населению. Обзор. Состояние, проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь 258 KB
  При этом в настоящее время существуют различны, иногда противоположные, мнения относительно действующей организационной модели сельского здравоохранения. Рядом автором она признается несовершеннолетней: недостаточная мощность организаций здравоохранения села рассматривается
42180. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ» ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СРЕДСТВАМИ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА 293 KB
  Найдите решения уравнения fx=0 с точность до 001 на отрезке [;b] используя опцию Подбор параметра. № варианта Функция fx Отрезок [;b] Шаг h fx = 3x52x4x36x2x4 [2;5] 05 fx = 3x5x36x2x4 [2;5] 05 fx = 2x56x4x3x2x4 [2;5] 05 fx = x39x224x15 [10;10] 05 fx = x23 x 2 [5;5] 05 fx = x36x29x6 [2;5] 05 fx = x36x29x2 [2;5] 05 fx = x39x224x2 [2;5] 05 fx = x33x26 [10;10] 05 fx = x312x245x51 [2;5] 05 fx= x26x8 [2;8] 05 fx =...
42181. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ С ВЗАИМНОЙ ИНДУКТИВНОСТЬЮ 410 KB
  Исследовать свойства электрических цепей переменного тока с последовательным и параллельным соединением индуктивно связанных катушек. Коэффициент пропорциональности M21= называют взаимной индуктивностью катушек 2 и 1. Итак индуктивная связь катушек – это связь их через магнитное поле когда магнитный поток одной катушки пронизывает не только витки собственной катушки но и витки другой находящейся поблизости катушки. Взаимная индуктивная связь катушек обусловливает...
42182. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕСИММЕТРИЧНОГО ПАССИВНОГО ЧЕТЫРЕХПОЛЮСНИКА 222.5 KB
  Исследование линейного пассивного четырехполюсника при переменной нагрузке определение на основании опытных данных постоянных четырехполюсника А В С D и построение круговой диаграммы. Активные четырехполюсники в своих ветвях содержат источники энергии в пассивных четырехполюсниках источников энергии нет. Для любого пассивного четырехполюсника напряжение и ток на входе и выходе связаны между собой уравнениями:...
42183. ИССЛЕДОВАНИЕ СИММЕТРИЧНОГО ЛИНЕЙНОГО ПАССИВНОГО ЧЕТЫРЕХПОЛЮСНИКА 195 KB
  Исследование линейного симметричного пассивного четырехполюсника при переменной нагрузке.Определение на основании опытных данных постоянных четырехполюсника А В С. Определение характеристического сопротивления и коэффициента передачи симметричного четырехполюсника.