69474

«Шестидесячничество» как социокультурный феномен

Доклад

Литература и библиотековедение

На 60-ые годы 20 века приходится так называемая эпоха «оттепели». Одной из важнейших характеристик литературы этого времени является легализация прозы, то есть, формирование исповедального начала, в рамках которого актуализируются такие жанры, как лирико-исповедальная повесть...

Русский

2014-10-05

20.2 KB

0 чел.

«Шестидесячничество» как социо-культурный феномен.

На 60-ые годы 20 века приходится так называемая эпоха «оттепели». Одной из важнейших характеристик литературы этого времени является легизация прозы, то есть, формирование исповедального начала, в рамках которого актуализируются такие жанры, как лирико-исповедальная повесть, лиро-психологический рассказ, «молодежная» проза, «лейтенантская» проза. Весь этот спектр – это тексты, написанные, как правило, от первого лица, на материале автобиографии – данный принцип во многом повлиял на развитие литературы 50-60 годов.

Доминирующая черта – исповедальное изображение правды жизни, что явилось противоположностью культуры авторитарной. Переосмысляется категория искренности (в частности, вопрос поднимается на втором съезде Союза писателей). Теперь неискренность расценивается как главный литературный порок. По мнению писателей данных направлений, для того, чтобы писать искренне, нужно писать о собственной жизни; то, что интересно тебе – интересно другим.

Люди, сформировавшиеся в этот период – это писатели, родившиеся в конце 20- начале 30 годов: Евтушенко, Войнович, Ахмадуллина, Аксенов, Рождественский. Формировались в позднесталинскую эпоху, то есть были подвержены жесткой идеологической зависимости. 20 съезд партии проходит под знаком «разоблачение культа личности Сталина», что является неким «толчком», стимулом к началу новой жизни. Здесь зарождаются признаки начинавшейся свободы. Из это вытекает ряд свойств и качеств, которые проявились в литературе:

  1.  Искренность и установка на искренность (исповедальная проза). Берггольц «Дневные звезды», Солоухин «Каля росы» и др.). Главное здесь – рассказ о себе и своей жизни. Важно, чтобы читатель узнал свои собственные переживания и чувства. Таким образом, дневные звезды – это возможность увидеть себя в другом человеке. Человек имеет право на собственный выбор, имеет право жить по своим правилам, быть собой, имеет право на ошибки и исправление этих ошибок. человек должен сам сознательно выбирать свой путь. Например, Аксенов «Звездный билет»: повествование от первого лица; главный герой не желает быть похожим на своего старшего брата, он считает, что ему насильственно навязывают модель чужой, чуждой ему, судьбы: «Сначала школу с золотой медалью, институт с красным дипломом, аспирантуру с диссертацией.. а что потом?! Всеми уважаемый покойник?». Герой решает не поступать в институт, а едет «за приключениями»; какое-то время он проводит «на свободе», вдали от родителей, где он в буквальном смысле учится жить самостоятельно. Ошибки, которые он совершает – это его ошибки; страдания, которые он испытывает после того, как Галка (любимая) уезжает с известным актером – это его страдания (она мечтает быть актрисой, на каком-то этапе путешествия она знакомится с известным актером и уезжает вместе с ним). Рефлексия по поводу несчастной любви (хотя в конечном счете они все равно встречаются и счастливы) – это его собственная рефлексия, через нее он познает себя и учится любить.
  2.  Понимание того, что общество и человек меняются и эти изменения – кардинальны. Тема изменчивости человека. Главное – осознание содержания ценного в человеке. В период 50-60 годов человек не осознается как хороший или плохой, нет отрицательных и идеальных людей. Это утверждение противоположно дихотомии сталинской эпохи. Человек «оттепели» - это человек внутренне противоречивый и развивающийся. Например, герой рассказов Ю. Казакова: у них нет имен, так как это не важно. Важно то, что все его герои умеют чувствовать. После выражения сильного чувства человек не меняется, но важно то, что он выразил свое внутреннее состояние («Некрасивая», «Во сне ты горько плакал» и т.д.). Есть противопоставления людей молодых и людей старшего поколения (старшее – условно, например, в «Звездном билете» в роли такого старшего поколения выступает старший брат). На каком-то этапе старший брат понимает, что принятые в обществе нормы – это действительно условности, за которыми можно следовать, а можно и не следовать. Он понимает младшего брата в том, что пока все гонятся за соблюдением этих условностей, сама жизнь проходит мимо тебя – чеховское «мы обедаем, пьем чай, а в это время настоящая жизнь проходит мимо». Главное – ухватить идею, свою идею живой жизни и следовать за ней.
  3.  Связано с понятием внутренней свободы. Проблема достижения внутренней свободы. Внутр свобода – достижима (в отличие от Трифонова, для которого внутр свободы достичь невозможно). Тема свободы и своеволия. Евтушенко: «Я буду делать все, что хочу», никто не вправе запретить.
  4.  Идея социального активизма. Человек должен быть социально активен. Для того, чтобы мир изменился, ты сам должен принимать активное участие. Герой рефлексии превращается в героя-деятеля. Рефлексия связана с состоянием мира и с тем, какую роль играет человек в этом мире.
  5.  Социальный оптимизм. Герои верят в то, что мир можно изменить к лучшему. Человек имеет право быть свободным и действовать во благо себе и обществу.

Направление существует до конца 60 годов (67-68), потом испытывает кризис. Тема поколения, тема возраста. Тема молодости – Как идеальное состояние души. Д. С. Лихачев в «письмах о добром и прекрасном» недаром говорил, что «молодость – вся жизнь». Именно молодые люди в литературе – это открытые, искренние, готовые к переменам люди. Писатели говорят о том, что надежд было много, а воплотилось далеко не все. Замкнутый период. Сейчас в живых – только Евтушенко и Войнович. СЕВЕРНЫЕ СТИХИ Евтушенко (цитаты)

Писатели исповедального начала «распределились» позже на два лагеря: диссидентство (разочарование во власти, системе, гос строе) и напрвление соц-психологически классической сориентированной поэзии (Вознесенский, Евтушенко, Рождественский).