69475

Проблемы коренных малочисленных народов Севера

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

В настоящее время в 28 субъектах Российской Федерации компактно проживают 48 малочисленных народов Севера. Причём численность отдельных народов колебалась от 41 тысячи человек ненцы до 240 человек энцы. Около 65 процентов граждан из числа малочисленных народов Севера...

Русский

2014-10-05

48.5 KB

10 чел.

Санкт-Петербургский филиал

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет экономики

Кафедра финансовых рынков и финансового менеджмента

ДОКЛАД

на тему: Проблемы коренных малочисленных народов Севера

Выполнила: студентка 123 группы

Осокина Ирина Викторовна

Преподаватель:

Малин Сергей Александрович

Санкт-Петербург

2013 г.


       Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

      В настоящее время в 28 субъектах Российской Федерации компактно проживают 48 малочисленных народов Севера. Причём численность отдельных народов колебалась от 41 тысячи человек (ненцы) до 240 человек (энцы).

     Около 65 процентов граждан из числа малочисленных народов Севера проживают в сельской местности. В соответствии с законодательством Российской Федерации общины как некоммерческие организации пользуются рядом льгот и используют упрощённую систему налогообложения.

     В Российской Федерации в целом создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. Россия является участницей международных договоров в этой сфере. Меры государственной поддержки также законодательно закреплены. Льготы для представителей малочисленных народов Севера предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.

     В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера для обучения детей оленеводов, рыбаков и охотников, в том числе на родном языке, действуют дневные общеобразовательные школы, школы-интернаты. В местах кочевания оленеводов инициировано создание кочевых школ, в которых дети получают начальное образование с учётом традиционного образа жизни малочисленных народов Севера.

      В издательствах по государственному заказу издаётся учебно-методическая литература для изучения языков малочисленных народов Севера. Несколько десятилетий успешно действует Институт народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

      Российская Федерация приняла активное участие в проведении Международного десятилетия коренных народов мира, провозглашённого Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1994 года, а также стала первым государством — членом ООН, создавшим Национальный организационный комитет по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира.

     Положение малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объёмами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.

     Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числа малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы в районах Севера, где проживают малочисленные народы Севера, в 1,5—2 раза превышает средний по Российской Федерации.

      Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоемов в связи с экологическими проблемами потеряли своё рыбохозяйственное значение.

Нарушение традиционного уклада жизни в 1990-е годы привело к развитию целого ряда заболеваний и патологий среди представителей малочисленных народов Севера. Значительно выше среднероссийских показателей среди этих народов показатели младенческой (в 1,8 раза) и детской смертности, заболеваемости инфекционными заболеваниями и алкоголизмом.

         42 тысячи человек. Сегодня это люди, для которых Ямал – Родина с большой буквы. За последние 10 лет численность коренных народов здесь выросла на 11 процентов. И это действительно достижение. Ведь округ находится в эпицентре промышленной жизни страны. Нефте- и газодобыча, строительство дорог, мостов и трубопроводов, выход в Арктику. И весь этот промышленный бум не может не влиять на жизнь аборигенов Ямала. Стране нужны недра, а человеку – земля. Она — их дом. И случаев, когда люди остаются на обочине жизни, увы, немало. Так случилось с шорцами. Малые народы юга Кузбасса стали заложниками своего богатства. Угольные разрезы обступают их земли со всех сторон. "Понятно, уголь нужен стране и рабочие места, но получается, мы оказываемся лишними на своей земле. Вода грязнейшая, экологические проблемы, тайга желтеет", — говорит Юрий Кастараков, председатель делегации Кузбасса.

        Проблема сосуществования недро пользователей и коренного населения – проблема каждого, кто приехал сегодня в Салехард. Стране нужны ресурсы – с этим согласны все. Но еще больше ей нужна четкая и понятная система отношений между промышленниками и аборигенами.

        На высшем уровне о Севере стараются не забывать. В российских министерствах и ведомствах сейчас активно обсуждается законопроект "Об арктической зоне". Значительные полномочия по защите исконных земель и традиционного образа жизни коренных народов этот документ предполагает передать регионам. На местах и видно лучше, и слышно почти сразу. И с памятью у людей там все в порядке. "Когда-то геологи-первопроходцы пришли на эту землю. Первыми, кто их приютил, были коренные жители. Поэтому не только мы в долгу у тех, кто здесь живет, но в долгу и вся родина перед этими людьми", — говорит Дмитрий Кобылкин, губернатор ЯНАО.

       Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил распределение субсидий в 240 млн рублей на поддержку коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, говорится в документе, опубликованном на официальном сайте правительства.

        «Субсидии 28 регионам, предусмотренные расходными статьями федерального бюджета на 2013 год, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых постоянно проживают коренные малочисленные народы, ведущие традиционный образ жизни и занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности», — говорится в документе.

      В целом существует положительная динамика демографических процессов в среде малочисленных народов Севера. Почти в 2,5 раза выросло число ороков (ульта), значительно (на 20—70 процентов) выросла численность ненцев, селькупов, хантов, юкагиров, негидальцев, тофаларов, ительменов, кетов и др. Численность ряда народов сократилась, что объясняется как общей отрицательной демографической динамикой в Российской Федерации, так и выделением в ходе переписи из состава малочисленных народов Севера самобытных этнических групп, которые стали идентифицировать себя в качестве самостоятельных народов.

      В конце XX — начале XXI веков произошёл рост этнического самосознания малочисленных народов Севера.


Используемая литература:

  1.  Олеся Фомина, Большие проблемы малых народов Севера обсуждают на Ямале / URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1067747 (дата обращения 19.05.13)
  2.  Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока получат 240 млн рублей на развитие / URL:http://www.gazeta.ru/business/news/2013/03/09/n_2789737.shtml (дата обращения 19.05.13)
  3.  Распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536 – р (с изменениями от 18 мая 2010 г. )
  4.  Официальный сайт Министерства национальной политики Удмуртской республики, URL: http://www.minnac.ru/minnac/info/13884.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52857. Вулиця, на якiй я живу 30 KB
  My name is Semen. I live with my family in a big town. I live in Rivna street. My street is long. There are many green trees and flowers in our street. You can see many big houses and new shops in our street. My school is in our street too. In Rivna street you can always see many trams,buses and cars. In our street there are many men,women and children. My street is clean and nice. I like it very much
52858. About myself. My Biographical time-line 48 KB
  Мета уроку:систематизація пройденого лексико–граматичного матеріалу; формування комунікативних навичок усного мовлення; формування навичок аудіювання через прослуховування тексту з метою виділення ключової інформації; - biography to be born ballet primary school secondary school university to cheer to clap
52859. Освіта в Англії 192 KB
  Great Britain does not have a written constitution, so there are no constitutional provisions for education. The system of education is determined by the National Education Acts. It has many different faces, but one goal. Its aim is to realize the potential of all, for the good of the individual and the country. It embraces two educational purposes: first it gives a general education to all children, and second, it selects the most able and gives them more advanced education.
52861. What do you do? 47.5 KB
  James is lazy. He doesn’t like going to school. He has a quick shower every morning. He puts on his clothes, watches a cartoon. He never does his morning exercises to the radio. He eats bread and honey for breakfast. He has tea or coffee with a bar of chocolate. He never cleans his teeth. He catches the bus to school. He arrives at school late.
52862. Формування ключових та предметних компетентностей молодших школярів у контексті викликів сьогодення 90 KB
  Велику роль у цьому відіграють навчальні ігри. Їх використання підвищує інтерес дітей до навчання, сприяє створенню сприятливого психологічного клімату на уроці та розвитку активності учнів, а також дозволяє сконцентрувати увагу на головному – опануванні мовленнєвими навичками
52864. Guidelines to training students for Independent Assessment 35.5 KB
  In terms of requirements to Independent Assessment in English we offer strategies on completing tests in reading and writing with comments on the order of their fulfilling which enables students to minimize time and increase efficiency.
52865. Креативне письмо на уроці іноземної мови 67.5 KB
  Мета даної статті – проаналізувати навчальний потенціал креативного письма в вивченні іноземної мови, дослідити переваги роботи з креативним письмом на уроці іноземної мови, визначити цінність написання креативного тексту для розвитку учня як особистості.