69478

Отношения России и Запорожской Сечи после воссоединения Украины с Россией

Доклад

История и СИД

Когда Юрий Хмельницкий перешёл на сторону поляков, Запорожье уже от себя выставило кандидатом в гетманы И. Брюховецкого и отдало ему гетманскую булаву на т. н. «чёрной раде» в Нежине (1668). Первые годы этого гетманства были вместе с тем и годами наибольшего влияния Запорожья на дела Малороссии...

Русский

2014-10-05

31.5 KB

0 чел.

Отношения России и Запорожской Сечи после воссоединения Украины с Россией


   Когда Юрий Хмельницкий перешёл на сторону поляков, Запорожье уже от себя выставило кандидатом в гетманы
И. Брюховецкого и отдало ему гетманскую булаву на т. н. «чёрной раде» в Нежине (1668). Первые годы этого гетманства были вместе с тем и годами наибольшего влияния Запорожья на дела Малороссии: Брюховецкий окружил себя запорожцами и раздавал по преимуществу им полковничьи и др. должности. Вместе с тем запорожцы во главе с Сирко вели упорную борьбу с Польшей за Правобереж. Малороссию. Когда Брюховецкий решил ввести моск. воевод в малорус. города и подчинить их управлению всё неказачье население страны, запорожцы перешли на сторону его противника, правобережного гетмана П. Дорошенко. После гибели Брюховецкого запорожцы выставили в качестве претендентов на гетманство Суховенко, Ханенко и Ю. Хмельницкого; но их сил, хотя и подкреплённых татарами, оказалось недостаточно, чтобы справиться с Дорошенко, нашедшим себе поддержку у Турции, и с левобережной старшиной, которую возглавлял Д. Многогрешный, примирившийся с Москвой. Запорожцы остались в подчинении Московскому гос-ву, но в последующей борьбе левобереж. гетмана И. Самойловича и Дорошенко почти не принимали участия; незадолго до окончательного падения последнего Сирко попытался было устроить, минуя Самойловича, его договор с Москвой, но неудачно.
   Усиление значения России на юге во время её войн с Турцией и постройка крепостей в низовьях Днепра вызывали у сечевиков опасения за их вольности.
В 1692 беглый войсковой канцелярист Петрик взволновал запорожцев, предлагая им заменить обществ. порядки, установившиеся в Малороссии и поменять ориентацию с России на Турцию и Крым. 4 года прошли в безуспешных походах части запорожцев вместе с крымцами на гетманщину. В 1701 в Сечи было решено заключить союз с Крымом и объявить войну Москве. Однако этот план расстроился, но лишь из-за отказа хана. Всё это стало известно в Москве, и Пётр I спустя нек-рое время жестоко отомстил Сечи за её измену. Воспользовавшись фактами перехода во время Северной войны части запорожских казаков во главе с кошевым атаманом К. Гордиенко на сторону шведов, Петр I приказал в 1709 г. ликвидировать Запорожскую Сечь. Часть казаков ушли вниз по Днепру, осев по берегу реки Каменки, но были изгнаны оттуда уже через два года. Значительное количество казаков обосновалось в урочище Алешки (современная Херсонская область), принадлежавшем тогда Крымскому ханству.
   В 1714 г. кошевым атаманом вместо Гордиенко стал И. Милашевич, сторонник возвращения запорожцев на Украину. Казаки просили разрешения поселиться в Запорожье, но царское правительство, не желая осложнений с крымским ханом, воздерживалось от разрешения. Гетманская же администрация неофициально принимала возвращающихся казаков-запорожцев.
Возрождение Сечи последовало в 1734 г., когда резко обострились отношения между Турцией и Россией. Новая Сечь обосновалась на реке Подпольной (неподалеку от Чертомлыкской Сечи).
   После 1734 высшим исполнительным органом в Сечи оставался Кош,
состоявший из войсковой старшины. Формально последнего продолжали выбирать на радах, но реально осталась лишь видимость демократических начал правления запорожскими казаками. Старшина и зажиточные казаки добивались выбора тех, кто им был нужен. Начиная с 1734 г. контроль над действиями Запорожской Сечи стал осуществляться киевским губернатором, с 1750 г. — гетманом, а с 1764 г. — генерал-губернатором Левобережной Украины. Воздействия Запорожского казачества контролировались царской властью. Для усиления надзора вся территория Запорожской Сечи в 1756 г. была передана в ведение Сената35.
   19 июля 1753 г. последовал царский указ о запрещении выборов кошевого атамана, писаря и есаула и назначении их из числа старшины (по усмотрению правительства). Однако провести указ в жизнь полностью не удалось, хотя процедура выборов значительно упростилась — суды стали разбирать дела не на общевойсковых радах, а на старшинских сходках. Чтобы ограничить приток беглых, царское правительство требовало обязательную регистрацию казаков и паспортизацию населения Украины. Однако Сечь всячески саботировала это распоряжение, не подавая гетману казачьих списков.
   Все это вызывало большое раздражение царского правительства, которому было известно, что в Запорожскую Сечь уходили беглые крестьяне не только из Левобережной Украины, но и из центральных районов России, что задевало интересы русских помещиков.
   После выхода России к Азово-Черноморскому побережью Запорожская Сечь стала внутренним районом страны, утратив значение опорного пункта в борьбе с Крымским ханством и Турцией. Царское правительство вело решительную политику по ликвидации всех демократических порядков в Сечи.
При этом оно учитывало, что запорожские казаки принимали активное участие в крестьянских выступлениях в России, в восстаниях крестьян Правобережной Украины, неоднократно выходили из повиновения своей старшине. Все это, вместе взятое, как бы подготовило решительные действия царского правительства против Сечи. В начале июля 1775 г. войска царского генерала Текели, возвращавшиеся в Россию после русско-турецкой войны с Дунайского театра, внезапно напали на Запорожскую Сечь и полностью разрушили ее. Старшина при этом не оказала никакого сопротивления, надеясь впоследствии сохранить если не свою власть, то хотя бы владения.
   Рядовые запорожцы составляли казацкое сословие, близкое по своему положению к государственным крестьянам России.
Часть казаков, недовольных ликвидацией Сечи, бежала за Дунай, где оказалась под властью Турции, которая разрешила им организовать Буткаловскую Сечь. Буткаловцы в 1789 и 1791 гг. сражались против русских, но затем лишь против сербов, албанцев и греков. В 1828 г. они помогали русской армии при ее переправе через Дунай, а в 1832 г. во главе со своими кошевым атаманом О. Гладким перешли на сторону русских и воевали с турками. С этого года бывшие запорожцы по указу Правительствующего Сената были определены на жительство возле Азова и стали называться азовскими казаками, но в 1865 г. их переводят на Кубань и Кавказ37. Последний войсковой атаман Запорожского войска П.И. Калнышевский был приговорен к смертной казни, но по ходатайству князя Потемкина его помиловали и сослали в Соловецкий монастырь, где он и умер после 25-летнего заточения в возрасте 112 лет. 



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14807. Қазақ ақын-жырауларының тәлім-тәрбиелік идеялары 51.5 KB
  Қазақ ақынжырауларының тәлімтәрбиелік идеялары. Қазақ хандығы көптеген тайпалардың қаңлылар үйсіндер қыпшақтар арғындар наймандар дулаттар және т.б. негізінде құрылды. Қиын тарихи жағдайда қалыптаса отырып қазақ хандығы бірде ХҮІ ғ.бас кезінде нығайды бір...
14808. ҚИЫН БАЛАЛАРМЕН ЖҰМЫС 45.5 KB
  ҚИЫН БАЛАЛАРМЕН ЖҰМЫС. Бекибаева Сәнгүл Ғосманқызы қазақ тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі №35жалпы орта білім беру мектебі 1 . Тәрбие отбасынан басталады Қиын балалардың отбасындағы беріктігі және өнегелі отбасында өнегелі ұрпақ тәрбиеленетіні сөзсіз....
14809. Қиял туралы жалпы ұғым 92 KB
  Қиял туралы жалпы ұғым Қиял дегеніміз сыртқы дүние заттары мен қүбылыстарының субъективтік образдарын қайтадан жаңартып өндеп бейнелеуде көрінетін тек адамға ғана тән психикалық процесс: ...барлық жан қуаттарын рухани күштерді тек қиял ғана өзіндік сақталатынс...
14810. ҚЫЗ БАЛА - ҰЛТТЫҢ ҰЯТЫ, ХАЛЫҚТЫҢ ШЫРАЙЫ 54.5 KB
  ҚЫЗ БАЛА ҰЛТТЫҢ ҰЯТЫ ХАЛЫҚТЫҢ ШЫРАЙЫ Л.Т.Байкеева В.Б.Зеткулова М.Б.Мыңбаева Тараз мемлекеттік педагогикалық институты Тараз қ. Қазақ халқы бала тәрбиесіне өте көп көңіл бөлген. Баланың ана құрсағында пайда болуына оның өмірге келуіне оның алғашқы қадамына ...
14811. Оқу мен жазу арқылы сын тұрғысынан ойлауды дамыту – педагогикалық технология 78.5 KB
  Оқу мен жазу арқылы сын тұрғысынан ойлауды дамыту педагогикалық технология Сын тұрғысынан ойлауды дамыту бағдарламасы әлемнің түкпіртүкпірінен жиылған білім берушілердің бірлескен еңбегі. Тәжірибені жүйеге келтірген Джинни Л.Стил Курт...
14812. Оқу процесінің мəн-мағынасы 83 KB
  Оқу процесінің мəнмағынасы Жоспары 1. Оқу процесінің мəні жəне дидактика жөнінде түсінік 2. Оқу дидактикалық процесс 3. Оқу процесінің қызметтері 4. Оқудың əдіснамадидактикалық жүйелері 5. Таным теориясы жəне оқу 1. Оқу процесінің мəні жəне дидактика жөнінде...
14813. Оқу формалары 98.5 KB
  Оқу формалары Жоспары 1. Оқу формасы түсінігі 2. Оқу формаларының қалыптасуы мен жетіліп баруы 3. Оқу процесін ұйымдастыру формалары 4. Оқу түрлері 1. Оқу формасы түсінігі Оқушылардың білім мазмұнын игеру ісəрекеттері əрқилы формада жүзеге асып барады. Ла...
14814. Оқушылардың танымдық қызығушылығының теориясы 71 KB
  Оқушылардың танымдық қызығушылығының теориясы. Бiлiм беру жүйесi қоғамның әлеуметтiк экономикалық дамуында жетекшi роль атқарады сондай ақ оны әрi қарай айқындай түседi. Ал бiлiмнiң қалыптасып дамуының жалпы шарттары философияның негiзгi мәселесi рухтың материяға ...
14815. Ойлау және оқыту үрдісінде оның дамытудың жолдары 61.5 KB
  Ойлау және оқыту үрдісінде оның дамытудың жолдары. Ойлау процесі объект пен субъектінің өзара әрекеті ретінде жүзеге асады.Ойлауды психологиялық тұрғыдан зерттеу дегенімізоның ішкі танымдық құпия мәнін және жемісті болуының себебін ашып көрсету яғни ойла