69522

Финансовая и монетарная политика

Конспект

Финансы и кредитные отношения

Финансовое строительство представляет собой процесс построения основ организации финансов и кредита в стране. Таким образом финансовое строительство в государстве это важная составляющая финансовой политики и выступает как превращенная форма...

Русский

2015-02-14

189.5 KB

0 чел.

ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

«ФИНАНСовая и монетарная политика»

Конспект лекций

УТВЕРЖДЕНО

на  заседании  методичес-

кого совета ДИТМ МНТУ

Протокол N_______

от _____________ 2002г.

г. Краматорск, 2002г.

Конспект лекций по дисциплине «Финансовая и монетарная политика» (для студентов специальностей 06.0501).

Сост. Радченко А.Д.- Краматорск, ДИТМ МНТУ, 2002г.


ТЕМА 1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА.

План

1.Принцип организации финансов и финансовая политика.

2.Финансовое строительство и содержание гос.финансовой политики.

3.Финансовая политика предприятия и финансовое управление.

1. Принцип организации финансов и финансовая политика.

Принципы организации финансов страны представляют фундаментальные, объективные основы их построения в государстве рыночного товарно-денежного хозяйства. В таком хозяйстве действует система законов в области экономики. В их числе законы: стоимости, соответствия спроса и предложения, количества денег необходимых для обращения, перелива капиталов, средней нормы прибыли и цены производства и др. Экономические законы предопределяют организацию финансов в рыночной экономике. Однако практическая организация финансовых отношений в стране может отличаться от тех отношений, которые диктуются законами. Объективная организация финансов непременно модифицируется в практике не иначе как посредством проведения финансовой политики. Это обстоятельство фактически выступает своего рода непреложным экономическим законом. Однако оно не устраняет необходимости соблюдать в ходе управления финансами в стране целый ряд базовых принципов.

Одним из важнейших принципов организации финансов в государстве выступает принцип разделения дохода. Он выражает объективную необходимость, санкционированного государством, формирования для последующего распределения, перераспределения и использования, разнообразных централизованных и децентрализованных фондов: бюджетных ресурсов, внебюджетных фондов и фондов финансовых ресурсов предприятий, фирм и компаний. Фонды эти формируются не иначе как при посредстве финансовых отношений или через них. Это означает, что организация финансов в стране должна обеспечивать распределение всей вновь созданной стоимости в стране в денежной форме и по денежным фондам. Как это сделать решает государство и не иначе как в императивной, государственно-властной форме.

Налоги и другие обязательные платежи предприятий и организаций есть объективная форма организации финансовых отношений в хозяйстве. Налог на прибыль, капитал, доход – превращенная форма прибавочного продукта, прибавочной стоимости и более широкого понятия вновь созданной стоимости. Реализуется главным образом как централизуемая часть чистого, а также валового дохода общества.

Формирование, распределение, перераспределение и использование денежных фондов в государстве осуществляется при соблюдении другого принципа организации финансов – прогнозирования и планирования денежных потоков. Финансовое прогнозирование состоит в определении вероятности и степени риска в получении денежных доходов и финансировании расходов. Финансово-бюджетное планирование осуществляется в разных балансовых формах и непосредственно связано с принятием тех, или иных вероятностей и рисков в ходе составления, рассмотрения, утверждения, корректировки и исполнения финансовых планов и балансов.

Принцип бюджетного планирования – важнейший принцип на базе которого должны строиться государственные финансы. Их организация зависит от бюджетного устройства и бюджетной системы страны. Бюджетное устройство – это соподчиненность и            взаимоотношения бюджетов разных уровней управления. Бюджетная система зависит от   бюджетного устройства и представляет собой систему бюджетов от федерального и субъектов федерации, до муниципальных и сельских (поселковых) бюджетов. В процессе ежегодного бюджетного планирования устанавливается объем бюджетов всех звеньев бюджетной системы. Объем каждого из бюджетов фиксируется в бюджетной практике не по доходам, а по его расходам.

Важнейшим принципом организации федерального и консолидированного бюджета выступает принцип регулирования бюджетов разного уровня через организацию межбюджетных отношений. В центре организации межбюджетных отношений – установление перечня и пропорций деления регулирующих доходов, которые обычно выступают в виде отдельных налогов. Важной формой межбюджетного регулирования выступают трансферты, когда бюджет данного уровня получает из вышестоящего бюджета бюджетные ресурсы на заранее запланированные цели. Учетной формой бюджетного регулирования в бюджетной системе страны выступают взаимные расчеты между бюджетами.

Финансовое планирование, как принцип организации децентрализованных финансов, непосредственно проявляется в практике хозяйствования в качестве составляемых предприятиями, фирмами и компаниями развернутых и сальдированных балансов доходов и расходов (финансовых планов). Частью процесса финансового планирования в первичном звене хозяйства выступает система бюджетирования или составления бюджетов различных сторон производственной, коммерческой, другой финансово-хозяйственной деятельности предприятий. На практике многие такие бюджеты не могут быть признаны бюджетами как таковыми, поскольку не всегда соизмеряют в балансовой форме финансовые или финансово-бюджетные ресурсы с направлениями их расходования.

Принцип разделения расхода выражает объективную необходимость такой организации государственных и децентрализованных финансов, которая в наибольшей степени соответствовала задаче целевого и рационального расходования бюджетных финансовых ресурсов. Разделение дохода и разделение расхода, как базовые принципы организации финансов в стране, вместе с балансовыми формами прогнозирования и планирования денежных потоков, в масштабах государства требуют выполнения другого принципа организации финансов – взаимосвязи финансово-кредитных планов и балансов, составляемых, утверждаемых и исполняемых в стране. Этот принцип выражается в наличии или отсутствии общей сбалансированности по финансово-кредитному блоку развития страны.

Важным принципом организации финансов страны выступает принцип оптимальности мобилизуемых доходов и осуществляемых государственных расходов. Это по существу принцип соблюдения стоимостных пропорций в функционировании финансов и общим движением вновь созданной стоимости, масштабы участия бюджета и государственных финансов в целом в перераспределении вновь создаваемой стоимости. Объективный критерий этих процессов – мировая практика. Например, оптимальный уровень государственных расходов признается в размере 17-18% от валового внутреннего продукта. В нашей стране он почти вдвое выше. Изъятия в доход бюджетов разных уровней налогов и других обязательных платежей по оценкам достигают от 2/3  до 3/4 и более валового дохода предприятий, что остро ставит проблему снижения налогового бремени для ускорения темпов экономического развития.

Принцип социальной ориентации финансов как системы финансовых отношений, связанных с финансированием расходов в сферах централизованных и децентрализованных финансов, выступает одной из важных объективных основ построения системы денежного распределения в стране. Социальная ориентация финансов есть практическая форма проявления объективных основ распределения валового национального продукта, осуществляемого в стоимостной, денежной форме.

Принцип законодательного оформления основных финансово-кредитных параметров развития страны и принципиальных финансово-кредитных решений предполагает сочетание принимаемых законов в области финансов и кредита с оперативной управленческой самостоятельностью исполнительных органов власти и управления. При этом оперативная деятельность таких органов строится на основе издаваемых подзаконных нормативных актов. Закон в основе своей консервативен, так как не в состоянии учесть все последующие за его принятием потребности общества, в том числе в области финансово-кредитных отношений.

Принцип сочетания собственных средств хозяйства, бюджетного финансирования и кредитных источников покрытия текущих и единовременных финансовых потребностей. Этот принцип выражает объективность комбинации источников финансирования текущих и инвестиционных расходов  в государстве. Источники финансирования сочетаются не по тому, что их не хватает, а в силу существования, действующего объективного порядка и особенностей функционирования бюджетной, кредитной и иных систем.

Принцип обеспечения информационной составляющей для эффективного управления финансами предполагает такую организацию отражения, сбора и получения финансово-экономической информации, которая позволяла бы принимать правильные финансовые решения. Ведущую роль в реализации указанного принципа организации финансов в стране играет государство, которое определяет порядок бухгалтерского учета, составления и предоставления отчетности. За прошедшие годы активного реформирования экономики учетная и отчетная основы организации финансов в стране претерпели глубокие изменения, которые не во всем могут быть признаны позитивными.

Функционирование объективной экономической категории финансов связано с непрерывным денежным оборотом, который контролируется в государстве.

Принцип организации финансового контроля есть производная объективно присущей финансам контрольной функции. Практические формы проявления этой функции – предварительный, текущий и последующий финансовый контроль за денежными ресурсами в государстве.

В качестве важного принципа следует выделить принцип дотационного финансирования части предприятий. Часть предприятий жизненно важных отраслей рыночной экономики по сей день дотируются из бюджетов разных уровней, чем признается целесообразность их дальнейшей работы. Например, дотируются из бюджетов субъектов федерации часть овощеводческих хозяйств, предприятий рыбной отрасли, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.. Эффективность управления финансами на большинстве таких предприятий не всецело зависит от внутреннего финансового менеджмента, а в немалой степени определяется издержками финансово-ценового механизма рынка. Принцип дотационного финансирования выступает непременным атрибутом системы государственного и муниципального финансово-ценового регулирования.

Финансовая политика призвана учесть отмеченные принципы организации финансов дважды: на стадии внесения изменений в систему построения и обеспечения функционирования финансов в стране, а также в ходе дальнейшего использования созданных при таком финансовом строительстве механизмов.

2.ФИНАНСОВОЕ   СТРОИТЕЛЬСТВО   И  СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ   ФИНАНСОВОЙ   ПОЛИТИКИ

Финансовое строительство представляет собой процесс построения основ организации финансов и кредита в стране. В ходе осуществления финансового строительства все решения по финансово-кредитным вопросам предстают в форме политических. Таким образом, финансовое строительство в государстве – это важная составляющая финансовой политики и выступает как превращенная форма практической реализации финансовой политики.

    К финансовому строительству относятся принципиальные изменения в финансовой и кредитной системах, в том числе связанные с: выделением из структуры Минфина Украины государственной налоговой службы,. изменением роли Банка Украины и коммерческих банков в экономике страны. К важным мероприятиям финансового строительства реформируемой экономики относятся также например: усиление государственного финансового контроля с образованием  службы государственной налоговой полиции, комиссии по ценным бумагам; либерализация валютных операций.

    Необходимо различать государственное финансовое строительство и финансовое строительство, осуществляемое децентрализованными звеньями исполнительных органов власти и управления, включая финансово-кредитную систему. Децентрализованное финансовое строительство основывается на существующих базовых условиях, заданных государственным финансовым строительством и проводится в пределах предоставленных законодательством прав и свобод на местах. Государственное финансовое строительство обладает верховенством по отношению к нижестоящим уровням финансового строительства в государстве. Отличительной особенностью мер государственного финансового строительства выступает изменение условий, величины или направлений финансово-кредитных потоков, методов их мониторинга и контроля.

    Определяющее значение в государственном финансовом строительстве имеют бюджетная и налоговая системы, бюджетное устройство и бюджетный процесс. Чрезвычайно важную роль играет денежно-кредитный блок функционирования экономики и особенно организация платежно-расчетных отношений. Большинство составных элементов государственного финансового строительства взаимосвязаны и должны эффективно функционировать в комплексе. В этом состоит основная трудность финансового строительства и главная его проблема. Если отдельная область, край, группа предприятий, фирма могут довольно успешно преодолевать существующие трудности в экономике и финансах, то на уровне государства возможности ресурсного маневра ограничены, «обыграть» противоречия и трудности в области экономики, финансов и кредита весьма затруднительно. Нужно принимать нелегкие решения, которые будут обязательно связаны с финансовым строительством. Финансовое строительство не просто и определяется финансовой политикой. Оно фактически закрепляет основы ее проведения. Делается это, прежде всего, через организационную структуру управления и контроля, которая подвержена изменениям. Это центральные экономические и финансово-кредитные министерства и ведомства, а также фонды, комитеты  - проводники государственной финансовой политики. Их состав, структура, права и  взаимоотношения обозначают общие контуры построения финансово-кредитных отношений в стране.

    Главными критериями эффективности финансового строительства в государстве на уровне предприятий, фирм, компаний выступают: экономический рост, занятость, бездефицитность финансово-кредитных планов и балансов, реальные доходы капитала населения. В числе других критериев: наличие и масштабы встречных финансово-кредитных потоков в хозяйстве, реальная регулируемость экономики через использование бюджетных, налоговых, валютных, денежных, кредитных и других законодательно  оформленных инструментов финансовых рынков, благосостояние частного и государственного капитала, наличие или отсутствие прозрачности денежных потоков, что связано с переходом к система национальных счетов, валютный курс гривни, паритет его покупательной способности и ряд других. Паритет покупательной способности гривни к доллару в сравнении с валютным курсом на протяжении всего периода реформ на стороне гривни.

    Важными показателями эффективности экономики и мер по финансовому строительству выступают: народнохозяйственная  и хозрасчетная рентабельность. Средний показатель народнохозяйственной рентабельности Рн  может быть начислен в процентах в расчете на год по формуле:

Рн = ( ДН / Сопф +Смос )  х 100

Где:

ДН – денежные накопления народного хозяйства,  грн

Сопф – средняя стоимость основных производственных фондов (основных средств), грн

Смос -  среднегодовая  стоимость материальных оборотных средств (оборотных активов), грн.

    Народнохозяйственная рентабельность в данной методике может быть подсчитана исходя из данных баланса валового внутреннего и национального продукта, предусматривающего отраслевой разрез показателей. Под денежным накоплением понимается прибыль, плюс все налоги, включаемые в состав отпускных цен на продукцию, выполненные работы, услуги.

    Хозрасчетная рентабельность может быть рассчитана по предприятию, фирме, компании или их однородным группам, исходя из данных официальной отчетности с привлечением  дополнительных данных синтетического и аналитического учета основных и оборотных средств. При этом показатель характеризует эффективность финансовой деятельности, а его изменение  указывает на правильность принятой  стратегии финансового строительства в первичном звене хозяйствования. Рентабельность может быть рассчитана в расчете на квартал или год, в процентах как общая рентабельность производства РПо по формуле:

РПо = ( Пс / Сопф +Сна + Снос ) х100

Где:

Пс – прибыль по реализованной продукции или сальдо счета прибылей и убытков, грн

Сопф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, грн

Сна – среднегодовая стоимость нематериальных активов грн

Снос – среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, грн

    Показатели рентабельности относятся в практике хозяйствования к числу наитруднейших в части обеспечения их систематического роста. Особенно это характерно для предприятий проводящих активную инвестиционную политику и систематическое освоение новых видов продукции.

    Один из центральных вопросов финансового строительства в государстве  организация системы учета и контроля за финансовыми и другими денежными потоками хозяйства. Мировая практика выработала такой действенный инструмент – система национальных счетов. Она позволяет достаточно оперативно реагировать на деформации в структуре денежных потоков страны с целью оптимизации процессов распределения создаваемой стоимости.

    Реформируемое государство отошло от прямого руководства всеми финансово-кредитными вопросами в экономике. По ряду направлений, таких например, как финансовое планирование, не осуществляется не только методическое, но и методологическое руководство. Сложные отношения складываются у государства с хозяйством по крупным проблемам: цены и ценообразование, ввоз и вывоз капитала, валютные отношения, инвестиции, натуральные денежные потоки и т.д. Нарушение целостности государственной финансовой политики проявлялось, например, в региональном сепаратизме в финансовом управлении. Одновременно могут нарастать трудности в самом финансовом управлении из центра. В таких условиях финансовая политика перестает отражать внутреннее единство целей и задач органов,  связанных с управлением финансами. Встает проблема обеспечения единства бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики. Наличие условий при которых страдает целостность государственной финансовой политики и ее единство выступает объективной закономерностью развития финансов и кредита в реформируемой экономике.

    Государственная финансовая политика предполагает возможность неполного совпадения видимости явления с его подлинной сущностью. Это может означать невозможность однозначной трактовки повышения или снижения тех же налогов. Правильная оценка содержания финансовой политики и отдельного финансового мероприятия исключают применение формальной логики. Ее использование в сфере финансов,. денежного обращения и кредита часто приводит к неверным выводам. Например, ликвидация в последние годы дефицита бюджета и дополнительные доходы в нем это хорошо. На самом деле это не совсем так. Дефицит бюджета имеет не финансовую ,  а товарную природу. Добавка денежного довольствия, зарплаты бюджетникам, пенсий и др. это хорошо. Но в условиях слабого расширения создаваемой экономической базы распределения это накачивает платежеспособный спрос и ведет к росту цен.  Последний лишь формально выступает источником дополнительных финансовых ресурсов поскольку ведет к соответствующему росту цен в сопряженных отраслях экономики. Надо весьма осторожно судить по поводу финансово-кредитных изменений.

    Содержание государственной финансовой политики и подходы к ее оценке в значительной мере определяет проблема границ самостоятельности.

    Сила действия этой и многих других закономерностей и масштабы нежелательных финансово-кредитных процессов в реформируемой экономике не есть величины объективно данные.

    Самостоятельность государственной финансовой политики часто проявляется  в предложении и выборе   конкретных путей  и средств достижения  государственных целей и задач. Финансовая политика  зависит  от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы. Чисто экономических решений в проведении финансовой политики, свободных от административных  элементов почти нет. Нельзя принимать решения в экономике и финансах, не затрагивающие чьих либо политических, социальных и экономических интересов. Элемент насилия всегда заложен  в ранге проведения финансово-кредитных изменений.

    С ростом внешнего и внутреннего государственного долга самостоятельность государственной финансовой политики сужается в связи с необходимостью выполнения ряда  условий, например, внешних кредиторов для реструктуризации задолженности и получения новых кредитов.

    Сегодня в сфере финансов и кредита реально существует фактически ранее  отсутствовавший «коридор» действий, связанный с самим фактом неослабевающей финансово-бюджетной напряженности. Поэтому в настоящее время финансовая политика – есть искусство перераспределять денежную форму стоимости. Это предполагает ее направленность на создание условий для увеличения базы распределения. Но и это не все. Финансовая политика была, есть и будет связана с проблемой мобилизации доходов. Эта проблема делится  на две  части: мобилизация традиционных и нетрадиционных доходов.  Последние это те, которые не имеют сравнимой базы в практике финансов и кредита для данного государства.

    Кроме того, финансовая политика – есть искусство влиять сверху вниз, а значит должна быть направлена на сохранение известной централизации доходов хозяйства и населения в централизованных фондах финансовых и кредитных ресурсов.

    И еще один содержательный момент государственной финансовой политики. Он состоит в том, что финансовая политика –это материализованная в финансовые решения и далее в практику  их исполнения осознанная государством и  обществом, предприятиями и формами, необходимость роста благосостояния общественного и частного капитала. Таким образом, должен решаться вопрос в достижении пропорций между централизацией и децентрализацией в распределении т.к. для плательщика нет разницы кому и куда платить,  есть разница, сколько перечислять средств.

    Определение эффективности проводимой финансовой политики – крупная научная и практическая проблема. Объективных финансовых критериев полно и точно отражающих эффективность финансовой политики не выработано. Поэтому, эффективность финансовой политики состоит, прежде всего в том, насколько безболезненно для хозяйства эти суммы мобилизованы и насколько результативно потрачены.

3.ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

    Основой организации финансов предприятий, фирм, компаний, независимо от форм собственности, является наличие финансовых ресурсов в размерах необходимых для производственно-коммерческой деятельности. Первоначальное формирование этих ресурсов производится в период создания предприятия путем образования их уставного капитала, который подразделяется на три части: уставный капитал в части основного капитала; нематериальных активов и ценных бумаг, внесенных учредителями в качестве вклада; классического оборотного капитала в виде первоначально авансированных производственных запасов и денежных средств.

    Объектами финансовой деятельности и финансовой политики выступают те многообразные финансовые отношения предприятий, которые составляют содержание финансов предприятий. В процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия, фирмы могут преследовать разные цели. Однозначной трактовки цели финансовой деятельности предприятия не существует. Обычно она связывается с максимизацией финансового результата, в качестве которого выступает прибыль, как сальдо счета прибылей и убытков. Она состоит: из прибыли от реализации (объема продаж товарной продукции и услуг); сальдо  операционных доходов и расходов; сальдо по внереализационным операциям.

    Однако, многие предприятия не стремятся к максимизации прибыли, а скорее наоборот – стремятся к ее минимизации. На практике минимизация прибыли осуществляется двумя основными методами: завышение производственной себестоимости товарной продукции, коммерческих и управленческих расходов; занижение отпускных цен в отгрузочных документах. Такому положению способствует отсутствие цивилизованного налогового щита. Принципиально другая ситуация в зарубежных странах. Достижение и отражение в отчетности устойчивой динамики роста прибыли  в условиях жестко фиксированных законом и постоянных налоговых льгот оказывает благотворное влияние на рыночные   котировки акций, укрепляет доверие акционеров и кредиторов, увеличивает доступ к заемным источникам, формирует высокую деловую репутацию предприятия, фирмы, корпорации.

    Эффективное управление целевыми фондами денежных средств достигается на базе проведения краткосрочной и долгосрочной финансовой политики предприятия. Большое значение имеет определение и утверждение на предприятии стартовых или базовых условий для проведения такой политики:  установление состава денежных фондов к формированию на предприятии; выбор структуры отдельных денежных фондов по источникам их формирования; определение нормативов образования денежных фондов; установление режима неприкасаемости одних фондов, а также режима расходования денежных средств других.

    Финансовые ресурсы предприятия представляют собой специфическую часть его денежного оборота, находящую свое проявление в формировании и накоплении денежных доходов и целевых денежных фондов, источниками образования которых выступают валовой доход и амортизационный фонд предприятия. Финансовые ресурсы предприятия представляют собой лишь часть денежных средств, которыми оперирует предприятие. Однако,  финансовые ресурсы предприятия  -  более широкое понятие, чем его денежные фонды. Основными источниками образования финансовых ресурсов предприятия являются: собственные и приравненные к ним средства, представленные прежде всего валовым доходом, амортизацией, а также устойчивыми пассивами: денежные средства, единовременно мобилизованные на финансовых рынках в виде эмиссионного дохода от первичного размещения ценных бумаг, а так же от продажи векселей; операционные и внереализационные доходы, полученные банковские и вне банковские кредиты в денежной форме; денежные средства, поступающие в порядке целевых поступлений, взносов и финансирования.

    Финансовая работа по управлению предприятием строится на основе создания системы управления финансами; практической реализации принципов  организации финансов предприятий, отраслей хозяйства; не смешивания оперативной финансовой работы с фондовым аспектом деятельности предприятия, а также капитальным строительством.

Тема 2. Механизм воздействия монетарной политики на национальный продукт.

План.

1.Принцип организации монетарной политики.

2.Действие монетарной политики в краткосрочном периоде.

3.Действие монетарной политики в долгосрочном периоде.

 1. Монетарная политикаодин из основных макроэкономических инструментов, опирающихся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и соответственно на ставку процента.

  Монетарная политика занимает сейчас, пожалуй, основное место в инструментах макроэкономики. Признано, что она действует более быстро и эффективно, чем фискальная политика. Некоторые школы в экономической теории даже считают, что фискальная политика вообще не приносит никакого результата и если пробовать помогать работе рыночного механизма, то только с помощью монетарной политики.

  Монетарная политика базируется на трех краеугольных камнях. Во-первых, на возможности центрального банка воздействовать на ставку процента через мультипликационное увеличение или сокращение денежного предложения. Во-вторых, на связи ставки процента с планируемыми инвестициями. В-третьих, на мультипликационном воздействии планируемых инвестиций на национальный продукт.

  Связанные воедино эти три составляющие монетарной политики образуют так называемый трансмиссионный механизм, через который монетарная политика оказывает воздействие на национальный продукт, занятость и уровень цен.

  Работу трансмиссионного механизма в общем, виде мы можем рассмотреть с помощью схемы 1, на которой предоставлены три графика, первый отражает денежный рынок  (а), второй – рынок капиталов или инвестиций (б) и третий – график функции сбережений из кейнсианской модели «доходы-расходы» (в). Последний график не может показать нам, как изменяются цены в экономике, но он позволяет наглядно видеть, как в мультипликационном размере планируемые инвестиции влияют на национальный продукт.

  Монетарная политика начинается с определения задач правительством и центральным банком в области стабилизации экономики. Если экономика находится в рецессии, то центральный банк будет увеличивать денежное предложение, если экономика находится в фазе подъема с большим уровнем инфляции, центральный банк может выбрать политику сокращения денежного предложения. Рассмотрим экспансионистскую монетарную политику, когда центральный банк принимает решение стимулировать экономику через рост денежного предложения. Приняв решение увеличить денежное предложение со     100 млрд. грн. до 300 млрд. грн., центральному банку нет необходимости для этого печатать деньги. Если предположить, что денежный мультипликатор равен 10, то центральный банк предоставит денежно-кредитной системе дополнительных резервов на сумму в 20 млрд. грн., выкупив правительственные облигации, хранящиеся у той же денежно-кредитной системы. Увеличение резервов на 20 млрд. грн. приведет к увеличению денежного предложения на 200 млрд. грн. Увеличение денежного предложения на 200 млрд. грн. со 100 млрд. грн. до 300 млрд. грн. приведет к падению ставки процента с 12% до 4%. Сокращение ставки процента с 12% до 4% приведет к увеличению планируемых инвестиций на 100 млрд. грн. при мультипликаторе инвестиций равном 3, увеличение планируемых инвестиций на 100 млрд. грн. приведет к увеличению национального продукта на 300 млрд. грн.

  Точно так же будет работать механизм и в обратном направлении, когда денежное предложение будет сокращаться. Но мы рассмотрели общую схему его работы. В действительности влияние монетарной политики на экономику в краткосрочный и долгосрочный периоды различно. Обратимся вначале к действию монетарной политики в краткосрочный период.

 2. Действия монетарной политики в краткосрочном периоде. Для последующего анализа мы используем только два графика – график спроса и предложения денег и график совокупного спроса и предложения (схема 2).

Схема 2. Действие монетарной политики в краткосрочном периоде: а - денежный рынок;    б  - национальная экономика.  

  Последний график позволит нам выяснить влияние монетарной политики, как на национальный продукт, так и на уровень цен. Обратимся к действию монетарной политики, направленной центральным банком на стимулирование экономического роста, например для выхода, из рецессии, вызванной как падением цен, так и объема производства. Как и в предыдущем примере, увеличение центральным банком резервов в денежно-кредитной системе на 20 млрд. грн. позволило увеличить денежное предложение на 200 млрд. грн., что привело к падению ставки процента с 12% до 4%. Падение ставки процента побудило к возрастанию планируемых инвестиций, рост которых, в свою очередь, привел к мультипликационному росту совокупного спроса. Совокупный спрос на графике, двигаясь вдоль кривой совокупного предложения, зависит возрасти уровень цен и уровень реального национального продукта. Кривая совокупного спроса в итоге сдвинется из положения АД1 в положении АД2. Но увеличение национального продукта, а следовательно, и национального дохода будет сопровождаться и увеличением спроса на деньги. Всякий рост национального дохода будет сдвигать кривую спроса на деньги вправо и вверх. Движение вверх кривой спроса на деньги приведет к росту ставки процента и, следовательно, к сокращению инвестиций и в мультипликационном размере к сокращению роста совокупного спроса. На графике кривая спроса на деньги МД1 переместится в положение МД2. Но движение кривой спроса на деньги в краткосрочный период будет не настолько большим, чтобы ставка процента поднялась до прежнего уровня и, следовательно, рост реального национального продукта начнет замедляться. Таким образом, действие монетарной политики в краткосрочном периоде заключается в изменении цен, реального национального продукта и занятости.

 3. Действие монетарной политики в долгосрочном периоде. Вначале монетарная политика оказывает то же влияние, что и в краткосрочном периоде  В ответ на увеличение резервов в денежно-кредитной системе, денежное предложение возрастает в десятикратном размере, поскольку денежный мультипликатор в нашем примере равен 10. Снижение ставки процента приведет к увеличению планируемых инвестиций и к мультипликационному возрастанию совокупного спроса. Увеличение совокупного спроса приведет к перемещению кривой совокупного спроса вдоль краткосрочной кривой совокупного предложения. Это движение будет отражать в первую очередь рост цен на конечную продукцию, что вызовет увеличение объема производства. На графике совокупного спроса и совокупного предложения это отразится краткосрочным равновесием в точке Е6. Краткосрочное равновесие означает, что объем производства увеличится, главным образом, за счет привлечения работников, находившимся в отпусках или временно уволенных. Цены на факторы производства пока останутся неизменными. Дальнейшее увеличение реального национального продукта будет сопровождаться возрастанием спроса на деньги и падением ставки процента. До этого момента действие монетарной политики идентично ее действию в краткосрочном периоде. Но далее вслед за ростом цен на конечную продукцию начнут расти цены на факторы производства и в первую очередь заработная плата. Этот рост отразится движением краткосрочной кривой совокупного предложения из положения SAS1 в положение SAS2. Движение краткосрочной кривой совокупного предложения будет сопровождаться дальнейшим ростом цен, падением реального объема производства и возвратом занятости на естественный уровень. В итоге реальный объем производства вернется на свой естественный уровень так же, как и занятость. В точке Е7экономика будет находиться в состоянии долгосрочного равновесия, когда совокупный спрос равен совокупному предложению, а цены на конечную продукцию равны ценам на факторы производства.

  Конечный итог действия монетарной политики в долгосрочном периоде заключается в росте цен. Реальный объем производства возвращается на свой естественный уровень так же, как и занятость. Номинальный национальный продукт возрос, а ставка процента, как мы видим на схеме 3, а возвратилась на свой прежний уровень. Причем движение кривой спроса на деньги после равновесия и точке Е2 происходило в условиях, когда денежное предложение оставалось неизменным. Увеличение спроса на деньги связано с ростом номинального национального продукта и национального дохода. Поскольку предложение денег осталось прежним, рост ставки процента будет сопровождаться возрастанием скорости обращением денег. Эта связь была рассмотрена нами в предыдущем параграфе.

  Принцип нейтральности денег – результат изменения денежной массы в долгосрочном периоде, заключающийся в отсутствии изменений в реальном национальном продукте, занятости, ставке процента и инвестициях при увеличении только цен. Причем увеличение номинального национального продукта за счет только роста цен будет происходить пропорционально увеличению денежной массы. Например, если денежная масса возрастет на 50%, на 50% возрастут и цены. Подтверждение принципа нейтральности денег мы находим в тождестве обмена, или формуле Фишера, а также кембриджской формуле, или уравнении спроса на деньги:

MV=PQ;

M=kPQ.

Таким образом, в долгосрочном периоде, несмотря на воздействие монетарной политики, экономика вновь вернется в состояние общего равновесия.


%

    20

   16

 12

     8

    4

а

100

200

300

400

М2

б

%

20

  16

   12     1212

    8

4

Е3

Предложе-ние денег

MS2

МS1

Е1

Е2

Кривая

спроса на деньги

Е4

Планируемые

инвестиции

100

200

300

400

МD

в

100

200

300

400

    2000

    2500

    2100

    2200

    2300

    2400

ВНП

Е5

Е6

Сбережения

Инвестиции

Схема  1. Трансмиссионный механизм: а – денежный рынок;             б – рынок капиталов; в – национальный продукт, млрд. грн.

Предложе-ние денег

MS2

MS1

%

       100      200        300      400

16

12

  8

 

  4

  4

  3

  2

  1

Кривые спроса на деньги

М2

Е1

Е3

Е2

Денежная масса

МД1

МД2

а

б

    1500   2000   2500    3000

АД1

АД2

SAS1

Е5

Е4

Кривые совокупного

спроса

Краткосрочная кривая совокупного

предложения

ВНП

4

  3

2

1

б

1500        2000        2500         3000

Реальный национальный продукт,

млрд. грн.

Краткосрочные кривые совокупного предложения.

SAS2

SAS1

Кривые совокупного  спроса.

аАS

АД2

АД1

Естественный уровень реального ВНП

Долгосрочная кривая совокупного предложения

Е1

Е2

Е4

Е3

Кривые спроса на деньги

%

16

12

 8

 4

а

АS1

AS2

Предложение денег

      100            200          300          400

Денежная масса, млрд. грн.

У

Р

О

В

Е

Н

Ь

Ц

Е

Н

МД1

МД2

МД3

Схема 3. Действие монетарной политики в долгосрочном периоде: а – денежный рынок;  б – национальная экономика.

Е5

Е6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12967. Методы и схемы определения величины отклонений расположения шпоночного паза вала универсальными средствами измерений 476.5 KB
  Методы и схемы Определения величины отклонений расположения шпоночного паза вала универсальными средствами измерений Методические указания к лабораторной работе по дисциплине Метрология стандартизация и сертификация Лабораторная работа №3 Методы и ...
12968. ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ СОДЕРЖАНИЯ МЕТАНА И УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА В РУДНИЧНОЙ АТМОСФЕРЕ ПРИБОРАМИ ЭПИЗОДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ 431 KB
  ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ СОДЕРЖАНИЯ МЕТАНА И УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА В РУДНИЧНОЙ АТМОСФЕРЕ ПРИБОРАМИ ЭПИЗОДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ Методические указания Правила безопасности при выполнении работы 1. Перед использованием приборов изучить их конструкцию и правила пол
12969. ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ 148.5 KB
  ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ Цель работы. Демонстрация преимуществ и недостатков применяемых в настоящее время источников света. Изучение нормируемых качественных и количественных характеристик освещения. Оценка степени влияния отделки интерьера на коэффициент ис
12970. Первичные средства пожаротушения 762.5 KB
  СОДЕРЖАНИЕ Первичные средства пожаротушения Огнетушащие вещества и область их применения Огнетушители Химические пенные огнетушители Воздушнопенные огнетушители Углекислотные огнетушители Жидкостные химические огнетушители Во
12971. ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ 731.5 KB
  ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ. Охранно-пожарная сигнализация. Извещатели пожарной сигнализации. Размещение пожарных извещателей. Приёмноконтрольные приборы...
12972. АППАРАТ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЫХАНИЯ «ГОРНОСПАСАТЕЛЬ - 8 М» 146 KB
  АППАРАТ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЫХАНИЯ ГОРНОСПАСАТЕЛЬ 8 М СанктПетербург 2009 год АППАРАТ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЫХАНИЯ ГОРНОСПАСАТЕЛЬ 8 м Аппарат Горноспасатель – 8м ГС8м предназначен для производства пострадавшему искусственного дыхания методо...
12973. ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДСТВ ЗВУКОИЗОЛЯЦИИ 496.5 KB
  ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДСТВ ЗВУКОИЗОЛЯЦИИ ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДСТВ ЗВУКОИЗОЛЯЦИИ. Цель работы ознакомиться с типами глушителей шума принципами работы и методами оценки их эффективности. Физическая сущность звукоизоляции. Звукоизолирующая способность преграды коэ
12974. ИЗОЛИРУЮЩИЕ РЕГЕНЕРАТИВНЫЕ РЕСПИРАТОРЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ВГСЧ 1.06 MB
  ИЗОЛИРУЮЩИЕ РЕГЕНЕРАТИВНЫЕ РЕСПИРАТОРЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ВГСЧ СОДЕРЖАНИЕ: Техническое оснащение ВГСЧ. Изолирующие регенеративные респираторы. респиратор р12: устройство и принцип действия...
12975. Правила оказания первой (доврачебной) помощи при несчастных случаях и заболеваниях. 1.13 MB
  Правила оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях и заболеваниях. Оглавление Оглавление 1. Организация первой помощи при травмах и заболеваниях 2. Оказание первой помощи при остановке дыхания и сердечной деятельности 3. Раны и кровотечения време