69527

Валютное регулирование

Конспект

Деньги и денежные системы

Постановление принято с целью защиты имущественных прав и экономических интересов Украины обеспечения Стойки внешнеэкономических отношений и привлечения иностранных инвестиций в Украину эффективного использования и сбережения драгоценных металлов; с декабря 1991г.

Русский

2014-10-06

685 KB

1 чел.

ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

«валютное регулирование»

Конспект лекций

УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического совета ДИТМ МНТУ

Протокол N_______

от _____________ 2004г.

г. Краматорск, 2004г.

Методические указания по дисциплине «Валютное регулирование»

(для студентов специальности  06.0501 ). Сост.Панкова Г.Ш..

- Краматорск, ДИТМ МНТУ, 2004г.


Тема 1. Эволюция мировых валютных систем.

план

  1.  Национальная и мировая валютная системы.
    1.  История развития мировых валютных систем.

  1.  Национальная и мировая валютные системы.

Национальная валюта – это денежная единица отдельной страны или другой ее тип (золотая, серебряная, бумажная).

Иностранная валюта – денежные знаки иностранных государств, кредитные и платежные средства, выраженные в иностранных денежных единицах, которые используются в международных расчетах.

Международная (региональная) валюта – международная или региональная денежная расчетная единица, средство платежа: евро.

Международные валютные отношения – это совокупность валютно-денежных и расчетно-кредитных связей в хозяйственной сфере, возникающие в процессе взаимного обмена результатами деятельности национальных хозяйств.

Элементы международных валютных отношений:

  1.  Валютная система.
    1.  Национальная валютная система – это форма организации экономических отношений страны, с помощью которых проводятся международные расчеты, используются валютные средства державы. Основные элементы национальной валютной системы определяются национальным законодательством.

Структурные элементы:

- национальная валюта – денежная единица страны;

- валютный паритет как основа валютного курса;

- режим курса национальной валюты;

- организация валютного рынка;

- национальные органы, обслуживающие и регулирующие валютные отношения страны;

- конвертация валюты – условия обмена национальной валюты на золото и другие валюты.

1.2. Мировая валютная система – это форма организации международных валютных отношений, закрепленная международной договоренностью

2. Мировой денежный товар, выступает носителем международных валютно-денежных отношений и принимается каждой страной как эквивалент вывезенного их нее богатства (золото, векселя, банкноты, чеки, депозиты).

3. Валютный курс – это настоящая стоимость национальных денег одной страны, выраженный в денежных единицах других стран.

4. Валютный рынок. Действует на основе системы банковских взаимосвязей стран с развитой рыночной экономикой и международных и региональных валютно-финансовых учреждений.

5. Международные валютно-финансовые организации:

- Международный валютный фонд (МВФ);

- Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

- Международная финансовая корпорация (МФК);

- Международная ассоциация развития (МАР);

- Многостороннее агентство по гарантиям и инвестициям (МАГИ)

6. Всемирные деньги – деньги, обслуживающие  международные экономические, политические, культурные отношения.

Денежная операция, благодаря которой в данной стране можно приобрести платежные средства, являющиеся действительными и которые можно использовать за рубежом, называется валютной операцией.

Основная цель всемирной валютной системы заключается в эффективном распределении платежей за экспорт и импорт, товаров, капитала, услуг и других видов международной хозяйственной деятельности, создание благоприятных условий для развития производства, обеспечение бесперебойного функционирования экономической системы свободного предпринимательства.

  1.  История развития всемирных валютных систем.

По характеру исторического развития и возникновения различают следующие виды всемирных валютных систем:

  1.  Система золотого стандарта (золотой монометализм) характеризуется тем, что при ней роль всеобщего эквивалента закрепляется за золотом, а в обороте функционируют золотые монеты или денежные знаки, разменивающиеся на золото. Юридически была оформлена на Международной конференции в Париже в 1867г. В России сформировалась после денежной реформы 1895-1897г., проведенной министром финансов Витте.
  2.  Система золотодевизного стандарта. При данной системе страны накапливали для своих внешних расчетов количество иноземной валюты экономически сильных государств, что являлась эквивалентом золота. Юридически оформлена на Генуэзской Международной экономической конференции в 1922г.
  3.  Бреттон-Вудская валютная система. Создана по решению Бреттон-Вудской валютно-финансовой конференции ООН (стран антигитлеровской коалиции) в 1944г., в США (г.Бетто-Вудс). Основой этой системы была идея присоединения валют отдельных стран к национальным валютным системам развитых на то время государств – США и Великобритании. Согласно договру основным инструментом международных расчетов становились золото и так называемые резервные валюты, статус которых получили американский доллар и английский фунт стерлингов.
  4.  Кингстонская валютная система была подписана в 1976г. В г.Кингсон (Ямайка). Главные положения Кингстонской валютной системы:

- каждая страна – член МФВ может выбирать режим курса собственной валюты (что узаконивает «плавающий курс»);

- золото перестает быть эталоном стоимости в международной валютной системе и соответственно отменяется его официальна цена;

- полная демонетизация золота;

- юридические права каждой из валют стран-участниц Кингстонской системы выполняет роль «резервной валюты»;

- взаимная договоренность участников Кингстонского договора про передачу исполнительному органу МФВ – Директорату – широких полномочий для осуществления надзора по выполнению странами своих обязательств по договору.

5. Европейская валютная система – специфическая организационно-экономическая форма отношений стран членов ЕЭС в валютной сфере, направленная на стимулирование интеграционных процессов, уменьшение амплитуды колебаний курсов национальных валют и их взаимную увязку. Успешное функционирование ЕВС создало необходимые предпосылки для формирования Экономического и Валютного союза.

1 этап – начался 1 июня 1990г., когда в большинстве стран «Единого рынка» были сняты ограничения на движение каптала в рамках единого внутреннего рынка;

2 этап – берет свое начало 1 января 1994 года, когда был введен жесткий обменный курс европейских валют и создана система центральных банков;

3 этап (1 января 1997г.) завершился введением единой валюты – ЕВРО, чему предшествовало создание единого центрального банка, независимого от правительств, своего рода «наднационального диригента» всего Общества.

Наблюдая за надежностью общей валюты, страны-члены ЕС поставили жесткие требования к финансово-экономическим показателям стран, желающих использовать ЕВРО:

- дефицит госбюджета не может превышать 3% от ВВП;

- совокупный государственный долг не может превышать 60% от ВВП;

- годовая инфляция не может быть выше среднего уровня инфляции в трех странах ЕС с низким уровнем инфляции (3-3,3%) больше, чем на 1,5%;

- среднее номинальное значение долгосрочных процентных ставок не может превышать 2% от среднего уровня этих ставок трех стран ЕС со стабильными ценами (9%);

- страны, переходящие на новую европейскую валюту должны придерживаться установленных границ колебаний валютных курсов, в действующем механизме европейских валютных систем.


Тема 2. Национальные системы регулирования денежно-валютных отношений.

план

2.1. Сущность валютного регулирования.

2.2. Валютные ограничения и валютные риски.

2.1. Сущность валютного регулирования.

Валютное регулирование – одна из форм государственного регулирования международных экономических отношений, направленная на регулирование международных расчетов и порядок осуществления операций с валютой и валютными ценностями с целью уравновешивания платежных балансов, смены структуры импорта или его ограничения, уменьшения платежей за рубеж, концентрации валютных ресурсов в руках государства.

В системе государственного регулирования экономической жизни каждой страны выделяют совокупность мер, которые проводятся центральными банками в сфере денежного обращения и валютных отношений, с целью влияния на покупательскую способность денег, валютные курсы и на экономику в целом, что является сущностью валютной политики государства.

Дисконтная политика означает смену обменной ставки центрального банка с целью регулирования валютного курса влиянием на движение краткосрочных капиталов. В условиях пассивного платежного баланса центральный банк повышает дисконтную ставку и этим самым стимулирует прилив иностранного капитала из стран, где этот уровень ниже. Такой прилив краткосрочных капиталов улучшает состояние платежного баланса, создает дополнительный спрос на национальную валюту и способствует повышению ее курса.

Политика кредитной рестрикции («дорогих денег») используется, как правило, в условиях стремительного промышленного бума и роста хозяйственной активности. Ее цель – приостановить процесс активного использования кредита хозяйствующими субъектами и промышленный бум, который часто приводит к перегреву «экономики».

Политика кредитной экспансии («дешевых денег») направлена на стимулирование кредитных операций в расчете на то, что более привлекательные условия кредитования будут способствовать хозяйственной активности, росту производства и привлечению иностранного капитала.

Девизная политика направлена на регулирование валютного курса через куплю-продажу иностранной валюты. В современных условиях эта политика принимает форму валютной интервенции вторжения центрального банка в операции с иностранной валютой на валютных рынках при одновременном введении ограничений в сфере валютных операций на внутреннем рынке. Часто валютная интервенция используется для поддержки валюты на сниженном уровне, используя валютный демпинг – обесценивание национальной валюты с целью массового экспорта товаров по ценам ниже мировых.

Заниженный валютный курс повышает конкурентоспособность фирм данной страны на мировых рынках и способствует расширению экспорта товаров и услуг.

Частично завышенный валютный курс создает обратный экономический эффект, когда на единицу вывезенного страна за счет импорта получает большее количество товаров и услуг.

Девальвация – это снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

Ревальвация – официальное повышение стоимости валюты, что выражается в росте ее золотого содержания или повышении курса.

2.2. Валютные ограничения

Валютные ограничения – система нормативных правил, установленных в законодательном и административном порядке, направленные на ограничения операций с золотом, валютными ценностями и иностранной валютой. Валютные ограничения предусматривают организацию и осуществление компетентными органами соответствующих стран специальных средств валютного контроля с целью уравновешивания платежных балансов и поддержки курсов национальных валют.

Формы валютных ограничений:

- валютный клиринг, при использовании которого взаимные расчеты между двумя или несколькими странами осуществляются через зачет встречных требований, а платежи валютой - лишь на сумму разницы в товарных поставках и предоставленных услуг. Различают двусторонний и многосторонний клиринг.

- валютная блокада – приостановление или ограничение валютно-финансовых отношений с блокированной странной вплоть до замораживания в банках валютных ценностей государства и валюты частных лиц с целью осуществления на нее экономического и политического давления. Различают одностороннюю, многостороннюю, полную и частичную блокаду.

Внешнеэкономические отношения связаны с разного рода валютными рисками.

Валютные риски – угроза валютных (курсовых) утрат, возникающих в связи со сменой курса иностранной валюты по отношению к национальной при проведении внешнеторговых, кредитных, валютных операций. При этом экспортер может понести убытки в период между подписанием контракта и осуществлением по ним платежей.

Валютные защитные предупреждения – направлены на ограничения валютных рисков в торгово-экономических отношениях со странами, расчеты с которыми осуществляются в свободно-конвертируемой валюте, а также с теми, где расчеты проводятся по клирингу.

Мультивалютные предупреждения предусматривают перерасчет суммы платежа при условии смены среднеарифметического курса наиболее стойких валют мира в отношении к валюте платежа.

Система валютных ограничений регламентируется государством в целом, а их специфическая форма – валютные предупреждения – используется на микроэкономическом уровне во внешнеэкономических отношениях юридическими и физическими лицами.


Тема 3. Наднациональная координация международных валютных отношений.

план

3.1. Международные валютно-финансовые организации

3.2. Региональные валютно-кредитные учреждения

3.1. Международные валютно-финансовые организации

Международные и региональные валютно-финансовые организации на базе многосторонних договоров между государствами.

Цель – содействие развитию внешней торговле и международного, регионального валютно-финансового сотрудничества, поддержания равновесия платежных балансов стран, входящих в него, регулирование курсов их валют, выдача кредитов этим странам.

Международный валютный фонд (МВФ) – международная наднациональная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного представительского учреждения ООН, начал свою деятельность в 1947 году, место нахождения – Вашингтон.

Помощь странам в случае финансовых кризисов, включая создание валютных стабилизационных фондов реализуется через политику траншей и механизм расширенного финансирования.

Политика траншей применяется тогда, когда кредиты МВФ выдаются обычными каналами странам – членам МВФ в виде траншей или частей составляющих 25% квоты соответствующей страны в Фонде.

Механизм расширенного финансирования используется тогда, когда Фонд поддерживает среднесрочные товары через договоренность о расширенном финансировании стран-членов МФВ с целью преодоления трудностей с платежным балансом, вызванные макроэкономическими и структурными проблемами.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Создан в 1944 году, место пребывания – Вашингтон.

МБРР выдает долгосрочные кредиты под государственные программы только правительствам и центральным банкам стран-членов. Членами МБРР могут быть только члены МВФ.

Международная ассоциация развития (МАР), создан как филиал МБРР в 1960 году с целью придержания влияния развитых западных государств на развивающиеся страны. МАР выдает беспроцентные кредиты на срок до 50 лет. Погашение кредитов начинается с 11 лет после начал их использования. Кредиты выдаются правительствам и частным организациям развивающихся стран, без процентов.

Международная финансовая корпорация (МФК) была создана в 1959 году по инициативе США. Цель – развитие частного предпринимательства в развивающихся странах. МФК выдает кредиты высокорентабельным частным предприятиям без гарантий правительства на срок от 5 до 15 лет с условием, что часть акций этих компаний продают МФК. Уровень процентных ставок соответствует действующим на международных финансовых рынках.

Многостороннее агентство  по гарантии инвестиций (МАГИ), создано в1988 году, страхует капиталовложения от затрат, вызванных некоммерческими рисками. МАГИ дополняет деятельность других международных страховщиков и предлагает четыре основных типа гарантий: неконвертируемость валюты; экспроприация, война, гражданские нарушения, нарушения условий контракта.

Международный центр по регулированию инвестиционных споров (МЦРИС) был основан в 1966 году и предназначен для влияния на рост потоков международных инвестиций через предоставление услуг по арбитражному рассмотрению и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами, предложения консультативных услуг, проведение научных исследований, предоставление информации по инвестиционному законодательству.

Банк международных расчетов (БМР), создан в 1930 году. Членами БМР являются 33 страны Европы, Азии, США.

Согласно статусу на МБР возложены две основные функции: способствовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых операций, действовать как доверенное лицо или агент в проведении международных расчетов своих членов.

3.2. Региональные валютно-кредитные учреждения

Региональные  валютно-финансовые организации в рамках Западной Европы, в регионе СНГ и в других регионах создаются постепенно, в соответствии с этапами развития хозяйственных связей и интенсивности интеграционных процессов.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), начал свою деятельность в 1959 году. ЕИБ функционирует как финансово автономная и юридически самостоятельная организация в рамках ЕС. Создан с целью:

- способствования сбалансированному и стабильному развитию общего рынка в рамках Содружества;

- предоставление гарантий на некоммерческой основе для улучшения финансирования во всех секторах экономики.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) начал свою деятельность в 1991 году, основателями стали 40 стран мира. ЕБРР создан специально для способствования экономическим реформам в странах Западной Европы и СНГ. Сегодня он активно помогает постсоциалистическим странам в реформировании их экономики и создании конкурентоспособной промышленности, развитию взаимовыгодных связей между западно и восточноевропейскими странами, фирмами. Сегодня членами ЕБРР являются 57 стран мира.

В Украине действует целый ряд проектов, финансируемых ЕБРР, среди них:

- предоставление 4-го транша;

- кредитной линии для среднего и малого бизнеса;

- проект развития украинского частного финансового сектора через приобретение пакетов акций трех украинских коммерческих банков и их кредитования;

- включение Приватбанка и ПУМБа в члены кредитной линии по способствованию внешней торговли;

- проект по предоставлению кредита Киевскому пивзаводу «Оболонь»;

- проект модернизации Дарницкой ТЭЦ;

- кредит и поддержка на часть акций кондитерской фабрики «Світоч»;

- участие в уставном капитале компании «Українська хвиля» с целью создания беспроводной телефонной связи в г.Львове и Львовской области;

- предоставление кредита на модернизацию Старобешевской ТЭЦ.

Межгосударственный банк Содружества независимых государств (МБ СНГ) – новая международная региональная валютно-финансовая организация, созданная в соответствии с подписанным в Минске в 1993 году договором. В договоре предусматривается, что Банк призван способствовать координации кредитно-денежной политики стран-участниц, решению проблем межгосударственных расчетов на основе многостороннего клиринга. За базовую валюту во всех расчетах Банка принят российский рубль. Россия имеет 50% голосов от общего количества голосов МБ СНГ.


Тема 4. Особенности современного мирового валютно-финансового кризиса.

план

  1.  Экономические предпосылки роста нестабильности международных финансов.
    1.  Деятельность международных валютно-финансовых структур в условиях кризиса.

4.1. Экономические предпосылки роста нестабильности международных финансов.

Глобализация – это качественно новое состояние интернационализации, отличающиеся от первых послевоенных десятилетий интенсификацией и масштабностью деятельности институциональных инвесторов и кредиторов, формированием автономных еврорынков.

Первопричиной современного мирового валютно-финансового кризиса принято считать нефтяные шоки, которые начались в 1970 году и привели к превышению задолженности отдельных стран, в основном стран, которые развиваются в период глобального кризиса задолженности.

Первый нефтяной шок 1970 года вызвал резкое увеличение дефицитов поточных платежных балансов всех стран-импортеров нефти. Это, в свою очередь, привело к большим предложениям на международном рынке капиталов.

Второй нефтяной шок с 1979 по 1981гг. еще больше усложнил ситуацию. За 1974-1981гг. совокупное негативное сальдо по текущим расчетам промышленно развитых стран достигло 154,2 млрд. долл.США, развивающихся стран – 330 млрд.долл.США. Одновременно совокупное позитивное сальдо стран ОПЕК составило 393 млрд. долл.США.

Третьим решающим шагом к глобальному валютно-финансовому кризису послужил мировой экономический кризис начала 80-х годов, который одновременно положил начало и современному международному кризису внешней задолженности.

Наиболее яркими симптомами современного глобального валютно-финансового кризиса как продукта новейшей всемирной финансовой системы стали:

- кризис в Мексике, в 1995г.

- кризис в Чили, в 1996 г. (потери, связанные с банковским кризисом составили более 30% от ВВП);

- кризис в Японии, в 1998г. (падение ВВП более, чем на 2%);

- кризис в Индонезии в 1998г. (норма бедности составила 11%);

- кризис в странах юго-восточной Азии в 1998г. (падение ВВП на душу населения составило в Таиланде – 40%, в Южной Корее – 43%, Малайзии – 30%);

- кризис в странах СНГ, в 1998г. (российские банки утратили 10млрд. новых рублей, украинские – 650 млн.долл США).

Сегодня разрушительные последствия мирового валютно-финансового кризиса еще не до конца выявлены, а глобализированный характер всемирной финансовой системы, как уникального явления, не до конца изучен, но можно сделать определенный вывод, как показывает мировой опыт, страны, использующие объемы частного капитала, более уязвимы в случае неожиданного изменения уровня доверия инвесторов, что может дестабилизировать их экономику и негативно сказаться на экономике других стран.

  1.  Деятельность международных валютно-финансовых структур в условиях кризиса.

Одной из главных функций международных валютно-финансовых структур является недопущение кризисных потрясений в международных валютных отношениях.

МВФ и МБ были созданы для решения проблем в мире, где царил фиксированный режим валютного курса и контроль над движением капитала. Сегодня мир глобальных финансов иной, где действует всеобщая конвертируемость валют по текущим счетам, свободное движение капиталов в условиях плавающих валютных курсов. На этих условиях координирующая функция МВФ для развитых рыночных экономик становится не нужной. Вместе с тем концентрация усилий МВВФ в развивающихся странах, в странах с переходной экономикой (транзитных) так же  является малоэффективной.

Стандартные требования к развивающимся странам, были разработаны в ответ на структурный кризис в Латинской Америке в 80-х годах, обговорены между МВФ, МБ и Казначейством США и известны как «Вашингтонский договор», со временем стали своеобразной экономической доктриной. Эта доктрина базируется на следующих требованиях:

- повышение процентных ставок;

- осуществление жесткой монетарной и фискальной политики;

- либерализация цен, движение капиталов, открытость экономики;

- приватизация и макроэкономическая стабилизация через уменьшение инфляции и бюджетного дефицита.

Подгоняя всех под одну мерку по внутриэкономическим вопросам, международные организации фактически проигнорировали бесконтрольное движение капитала в мировых масштабах, дав возможность рынку самому его регулировать.

Отдельный вопрос – переходные экономики Украины, России и других стран СНГ. Рекомендации МВФ  предусматривают действие до начал реформирования в зародыше рыночных процессов и структур, как это имело место в постсоциалистических странах Центральной Европы и Балтии.

В условиях постсоветского пространства такая база отсутствует, поэтому ситуация требует радикальной переоценки стратегии МФВ и МБ.


Тема 5. Валютное регулирование и валютный контроль в Украине.

ПЛАН

5.1. Формирование национальной системы валютного регулирования и валютного контроля.

5.2. Проблемы накопления валютных резервов

5.1. Формирование национальной системы валютного регулирования и валютного контроля.

После провозглашения независимости Украина практически ничего позитивного в экономическом плане не унаследовала от бывшего Советского Союза. Молодое независимое государство имело значительные долговые обязательства (16,37% общего долга СССР, что составило около 10 млн. долл.США) потому было необходимо принять ряд мер по накоплению золотовалютных резервов.

Первоначальные этапы накопления золотовалютных резервов:

- ВР Украины принимает постановление «Про створення запасу дорогоцінних металів та дорогоцінних каменів в Україні». Постановление принято с целью защиты имущественных прав и экономических интересов Украины, обеспечения Стойки внешнеэкономических отношений и привлечения иностранных инвестиций в Украину, эффективного использования и сбережения драгоценных металлов;

- с декабря 1991г. В Государственное Казначейство Украины полностью поступают все добытые и изготовленные на территории Украины драгоценные металлы, конфискованные или сданные как лом драгоценные металлы, камни. Все предприятия и организации, занимающиеся переработкой продукции, содержащей драгметаллы, в том числе вторичные ресурсы и отходы, могут осуществлять свою деятельность после составления договора с НБУ;

- в октябре 1992г. Указом Президента Украины была создана Украинская государственная компания «Діаманти України», которая решала вопросы, связанные с обеспечением потребителей алмазами, их использованием и реализацией, а также проведением всех, включая внешнеэкономические, операции с драгоценными металлами и камнями;

- Государственным Комитетом Украины по геологии и использовании недр, началась активная работа по подготовке перспективной программы геологоразведочных работ и научных исследований, касающихся благородных металлов и алмазов.

Кроме вышеперечисленных мер, была принята законодательная база, основные положения которой работают и сегодня:

- 19 января 1993 года Декрет Кабинета Министров Украины «Про систему валютного регулюваннята валютного контролю». Декретом устанавливался принцип внутренней конвертируемости украинского карбованца, обозначался перечень операция с валютными ценностями, требовавших отдельного разрешения НБУ.

- 19 января 1993 года Декрет Кабинета Министров Украины «Про тимчасовий порядок використання надходжень в іноземній валюті». Декретом была установлена обязательная продажа через уполномоченные банки на Межбанковском валютном рынке Украины 50% поступлений в иностранной валюте в пользу резидентов;

- 23 сентября 1994г. Декрет Кабинета Министров «Про порядок здійснення розрахунків в іноземній валюті». Декрет предусматривает установление крайних сроков отсрочки платежа за экспортные поставки, а также авансирование импорта.

- 25 мая 1995г. НБУ принял постановление, согласно которому не допускается на территории Украины реализация резидентами и нерезидентами товаров, работ и услуг за наличную иностранную валюту.

- с 5 ноября 1995г. был установлен порядок установления курса и использования национальной валюты. Официальный курс национальной валюты к доллару США, немецкой марке, российскому рублю устанавливался НБУ на основе результатов торгов на Украинской межбанковской валютной бирже.

5.2.Проблемы накопления валютных резервов.

Для успешного функционирования денежно-валютной системы государства необходимо накопление запасов конвертируемой резервной валюты для бесперебойных расчетов с за рубежом.

Украина осуществляет внешнеторговые операции со 185 странами мира. Основными внешнеторговыми партнерами Украины выступают Россия, Западная Европа, США. На протяжении последних лет объемы внешней торговли выросли в 4 раза. Стоимость экспортированной продукции составляет четвертую часть внутреннего валового продукта. Одной из основных проблем для Украины является сырьевая направленность внешней торговли. Для увеличения валютных поступлений необходимо преодолеть сырьевую направленность, но уровень цен на мировых рынках на готовые изделия в 1,5 раза выше, чем на сырье, а машин и оборудования – в 2 раза.

Анализируя приоритеты развития экспортного сектора следует обратить внимание на отрасли, где техника и технология достигают мирового уровня. Это высокотехничные, наукоёмкие отрасли машиностроения, производство авиатехники, строительной техники, электросварочное производство.

Вторая группа приоритетных отраслей экспорта – агропромышленный комплекс, ориентированный на страны СНГ.

Патентно-лицензионная торговля, ноу-хау, инжиниринг, туризм можно считать третьим приоритетным направлением формирования экспортного сектора.

Добывающая и металлургическая отрасли – четвертый приоритетный блок, пятым может стать транзитные перевозки грузов.

Переориентация Украины во внешнеторговой деятельности на страны Запада характерна и для внешне инвестиционных потоков в Украину. Наибольшие инвестиции вложены в экономику Украины партнерами из США (22% от общего объема), Германии (19%), Великобритании (7%), Кипра (6%), Швейцарии (4%).

Важным шагом в активизации инвестиционной деятельности в Украине стало принятие законодательной базы по созданию и деятельности финансово-промышленных групп. Конкретный механизм таких межгосударственных хозяйственных структур закрепляется в межправительственных договорах с целью предоставления режима наибольшего благоприятствования при производстве товаров, предоставлении услуг, установлении оптимальной структуры управления. Примером может служить подписанный с Россией межправительственный Договор о принципах создания 50 украинско-промышленных групп, таких как «Укрнафта», «ТаНаКо», «Міжнародні авіамотори», «Корпорація антонов-Туполєв» и др.

Однако, с накоплением опыта внешнеэкономической деятельности начали накапливаться и проблемы. С особенной остротой стоит проблема возврата в Украину доходов от внешнеэкономической деятельности. Пребывание валютных ценностей за рубежом является незаконным, прежде всего потому, что  в соответствии с украинским законодательством иностранная валюта может вывозиться, храниться и использоваться за пределами Украины, только с разрешения НБУ. Это касается валютных средств, вывезенных за границу Украины в виде товаров, работ, услуг согласно с внешнеторговыми контрактами и эквивалент стоимости которых не вернулся в Украину.

   После подписания Указа Президента была разработана и утверждена Программа комплексного решения вопросов возврата в Украину валютных ценностей, незаконно находящихся за её границами. Согласно Программе, декларирование валютных ценностей должно осуществляться субъектами предпринимательской деятельности в региональных отделениях НБУ и в государственных налоговых администрациях по месту нахождения субъектов предпринимательской деятельности. Основой для принятия к таможенному оформлению экспортно-импортных грузов, проведения банковских операций с валютными ценностями уполномоченными банками Украины, а также осуществления других видов внешнеэкономической деятельности является справка установленной формы о проведенном декларировании. Никаких экономических мер по способствованию выполнения Указа принять не было, однако известно, что использование по отношению к субъекту лишь голых запретно-административных методов, какими бы жесткими они не были, не дают желаемой отдачи.


Тема 6. Валютный рынок Украины.

план

6.1.Субъекты валютного рынка в Украине.

6.2.Оборот наличной иностранной валюты в Украине.

6.1. Субъекты валютного рынка в Украине.

Валютный рынок в Украине – это межбанковский рынок, но в самом процессе межбанковских операций осуществляется основной объем договоров купли-продажи иностранной валюты. Через проведение межбанковских операций на валютном рынке обеспечивается обслуживание международного оборота товаров, услуг и капиталов. Субъектами валютного рынка являются:

  •  Продавцы валюты;
  •  Покупатели валюты;
  •  Посредники.

В состав валютного рынка Украины входят такие субъекты:

  •  Национальный банк Украины;
  •  Коммерческие банки, получившие лицензию НБУ на право осуществления операций с валютными ценностями;
  •  Другие кредитно-финансовые учреждения-резиденты (страховые, инвестиционные, дилерские кампании), имеющие лицензию НБУ;
  •  Юридические лица, заключившие договор с уполномоченными банками на открытие пунктов обмена иностранной валюты;
  •  Кредитно-финансовые учреждения-нерезиденты, в том числе иностранные банки, получившие индивидуальное разрешение НБУ на право осуществления операций на межбанковском валютном рынке Украины;
  •  Валютные биржи или валютные подразделения товарных и фондовых бирж, имеющие лицензии НБУ на право организации торговли иностранной валютой.

Центральным банком Украины является национальный банк Украины, созданный в марте 1991 г. Согласно Закону Украины «Про банки і банківську діяльність» НБУ выполняет следующие функции:

  •  Осуществляет сбережение и использование золотовалютных резервов Украины и других государственных ценностей, а также обеспечивает платежеспособность государства;
  •  Представляет интересы Украины в отношениях с центральными банками и другими финансово кредитными учреждениями зарубежных стран и международными валютно-финансовыми организациями;
  •  Осуществляет обмен и расчеты по выданным и полученным государственным кредитам, проводит операции с централизованными валютными резервами, находящимися в его распоряжении;
  •  Регулирует курс национальной валюты к денежным единицам других государств.

НБУ является также главным органом валютного контроля в государстве, который:

  •  Осуществляет контроль за выполнением правил регулирования валютных операций на территории Украины по всем вопросам, не отнесенных к компетенции других государственных органов;
  •  Обеспечивает выполнение уполномоченными банками функций по осуществлению валютного контроля.

За годы своей деятельности НБУ была разработана и воплощена в жизнь присущая Украине стратегия и тактика его поведения зависимо от смены социально-экономической ситуации в стране. В деятельности НБУ можно условно выделить три характерных этапа:

  •  Первый этап припадает на 1991 – октябрь 1994 гг., период болезненного поиска целостной концепции перестройки экономики новой независимой державы, когда был заложен фундамент идеологии НБУ, обозначены её главные ориентиры и приоритеты.
  •  Второй этап начался после провозглашения программы макроэкономической стабилизации и охватывает временной промежуток с октября 1994 г. по ноябрь 1996 г. Это был период прагматичных реформ, когда были созданы и запущены в действие новые монетарные механизмы, присущие современной социально ориентированной экономике.
  •  Третий этап начался с 1996 г., когда была введена впервые, как полноценная национальная валюта Украины.

В связи с функционированием на валютном рынке Украины значительного количества малых и средних банков в последнее время все четче прослеживается тенденция к уменьшению их количества за счет слияния. Этому процессу способствует принятый ВР Закон Украины «Про внесення змін до Закону України», «Про банки і банківську діяльність» от 1 февраля 1996 г., где обозначено, что с целью защиты интересов клиентов и обеспечения финансовой надежности коммерческих банков минимальный размер уставного фонда коммерческих банков составляет 1000000 ЕВРО по официальному курсу денежной единицы Украины, определенном НБУ.

Постановлением ВР Украины о введении в действие этого Закона поручено НБУ установить минимальный размер уставного фонда коммерческих банков с участием иностранного капитала в сумме, увеличенной в три раза от суммы, предусмотренной для коммерческих банков без участия иностранного капитала, а для коммерческих банков со 100% иностранным капиталом – не менее чем в пять раз.

6.2. Оборот наличной иностранной валюты в Украине.

Национальная валюта гривня – единственное законное средство платежа на территории Украины.

Субъекты хозяйственной деятельности могут иметь в своей кассе наличную иностранную валюту в границах лимита остатка иностранной валюты. Лимиты устанавливаются учреждениями уполномоченного банка как в номинале , так и в гривневом эквиваленте на основании просьбы предприятия с аргументацией необходимости такого лимита. Наличная иностранная валюта, которую получают из учреждений уполномоченных банков используется исключительно целенаправленно.

Нормативными документами НБУ предусматривается порядок перемещения национальной и иностранной валюты через таможенную границу Украины гражданами Украины, иностранцами и лицами без гражданства:

  •  Суммы в валюте Украины, которые были вывезены, переведены, пересланы на законных основаниях за рубеж, могут быть свободно ввезены, переведены, пересланы назад в Украину;
  •  Иностранную валюту дозволено вывозить в минимальной сумме без пояснения источников её получения; большую сумму – на основании разрешения уполномоченного банка;
  •  Граждане-резиденты, выезжающие за границу с целью туризма или по частным делам могут вывозить дорожные чеки или другие платежные документы;
  •  Командировка работника за границу осуществляется по приказу руководителя предприятия после подтверждения задания, в котором обозначены цель выезда, срок, условия пребывания, а также обязательная смета затрат. Наличные выдаются согласно с расчетами затрат (суточные, проживание, транспорт) по нормам, установленным Минфином и НБУ;
  •  Пересекая таможенную границу Украины, все лица, в том числе и те, кто следует через Украину транзитом, обязаны задекларировать в таможенной декларации иностранную валюту независимо от суммы, а также чеки, сберегательную книжку, платежные документы и другие ценные бумаги.

Резиденты Украины имеют право на осуществление инвестиций за границей с целью получения прибыли (дивидендов). Декларирование резидентами валютных ценностей за границами Украины:

  •  Валютные ценности резидентов, находящиеся за границами Украины надлежат обязательному декларированию в НБУ. НБУ гарантирует секретность этой информации.
  •  Декларирование валютных ценностей, доходов осуществляется субъектами предпринимательской деятельности по специальной форме в областном управлении НБУ и государственных налоговых администрациях по месту нахождения предприятий.

Постановлением Правления НБУ было подтверждено « Положення про пункті обміну іноземної валюти». Пункты обмена иностранной валюты организовываются для обеспечения валютного обеспечения обеспечения физических лиц – резидентов и нерезидентов. Обменные пункты открываются уполномоченными банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями, имеющими лицензию НБУ, а также другими юридическими лицами-резидентами, подписавшими агентский договор с уполномоченным банком.

Для открытия обменного пункта необходимо обеспечить выполнение условий:

1.Обеспечение надлежащего сбережения валютных ценностей;

2.Наличие необходимой оргтехники, бланков для учета валютных операций;

3.Обеспечение квалифицированными работниками для проведения валютных операций.

Кроме валютно-обменных операций, обменный пункт может осуществлять другие операции:

1.Прием на экспертизу денежных знаков иностранных государств;

2.Обмен (конверсию) наличной иностранной валюты одной страны на наличную иностранную валюту другой страны;

3.Размен платежного денежного знака иностранного государства на платежные денежные знаки той же самой страны;

4.Куплю-продажу платежных документов в иностранной валюте за наличную гривну;

5.Продажа и оплата платежных документов (дорожные чеки, именные чеки, денежные аккредитивы) в иностранной валюте за наличную иностранную валюту.

Все операции купли-продажи иностранной валюты в обменном пункте подлежат обязательному учету. Пункты осуществляют операции с использованием электронных контрольно-кассовых аппаратов. При проведении обменной операции физическим лицам выдается справка установленной формы. Курсы валют устанавливаются ежедневно и на протяжении дня не меняются, при этом разница между курсами купли и продажи иностранной валюты должна быть не более 10%. Запрещается одностороннее осуществление операций – только купля или только продажа иностранной валюты. Не может служить основанием для отказа в купле валюты незначительные дефекты банкнот впоследствии их природной порчи, небольшие пятна и надписи.

При осуществлении контроля за работой обменных пунктов проверяется выдача, сдача и учет иностранной и национальной валюты, выполнение требований к сбережению валютных средств, правильность ведения бухгалтерского учета, оформления реестров-журналов. В случае нарушения правил осуществления операций купли-продажи иностранной валюты уполномоченный банк лишается лицензии НБУ на проведения таких операций. Основанием для лишения лицензии может послужить акт проверки обменного пункта уполномоченным органом.


Тема 7. Функционирование национальной валюты Украины.

план

7.1. Экономические предпосылки создания национальной денежной единицы.

7.2. Валютный коридор.

7.1. Экономические предпосылки создания национальной денежной единицы.

Первым этапом создания в стране национальной денежной системы стал выход Украины из числа государств, использующих в денежном обороте рубль, и введение в безналичный оборот временной (переходной) денежной единицы – украинского купонно - карбованца.

В марте 1994 г. была основана Банкнотная фабрика, а в октябре 1994 г. на её базе создан Банктно-монетный двор НБУ, где печатались карбованцы, а затем – гривна.

Резкое падение курса карбованца к доллару США и других свободно-конвертируемых валют объяснялось следующими факторами:

-высокие темпы информационных процессов на значительном отрезке времени и не менее высокие информационные ожидания;

-отсутствие заинтересованности иностранных инвесторов во вкладе своих капиталов в экономику Украины;

-утечка капиталов национальных предприятий за границу, где более благоприятные условия инвестирования капитала;

-оседание средств от внешнеэкономической деятельности субъектов на валютных счетах зарубежных банков вследствие действия неблагоприятного режима на внутреннем рынке;

-недостаточное развитие валютного рынка в Украине;

-социальная и политическая нестабильность.

Среди негативных факторов следует обозначить полно обесценивание экспортной валютной выручки, а также ослабление и без того невысокой привлекательности инвестирования национальных проектов с участием иностранного капитала.

Речь могла идти только о введении полноценной валюты, поскольку искусственно поддерживаемый купоно-карбованец не был стабилен.

В процессе подготовки денежной реформы в Украине было обработано несколько вариантов введения конвертированности национальной валютной единицы.

Наиболее приспособленным к современной экономической ситуации в Украине был вариант предложенный видным учёным в области макроэкономики и денежно-валютных отношений профессором А. С. Гальчинским. Автор исходил из того, что реальные возможность и конвертации полноценных государственных денег возникают лишь в условиях поэтапного введения новой денежной единицы на основе использования её параллельного оборота с купонно - карбованцем. Эта система рассматривалась как переходная структура, предусматривающая постепенное расширение оборота полноценных денег и поэтапное ограничение использования карбованца. Введение параллельного курса дало возможность:

-обеспечить в условиях экономического кризиса относительную стабильность новой денежной единицы, достаточную покупательскую способность и конвертируемость с момента введения в оборот;

-ускорить введение новых денег в полном объеме их необходимой массы;

-расширить диапазон и возможности осуществления активной денежной политики, способствовать стимулированию развития рыночных отношений, активизации предпринимательской деятельности, укреплению финансовой системы, углублению интеграции экономики Украины в мировой экономический простор.

7.2. Валютный коридор.

Условиями для стабильности национальной валюты являются:

Эффективность и динамизм развития национальной экономики.

Стабильность функционирования финансово-кредитной системы;

-наличие достаточных валютных резервов в Центральном банке.

Монетарная политика стабилизационного типа, осуществлявшаяся в Украине с октября 1994 г., обеспечила создание качественных национальных денег, стабильность которых удерживалась активным участием НБУ, но мировой экономический и физический кризис, привел к ускорению не прогнозированного перемещения капитала, усилия спрос на доллары США как резервную валюту мировой экономики, который в свою очередь привел к девальвации национальных валют. Так в системе валютного регулирования Украины появляется его специфичная форма – валютный коридор, или ползающая привязка обменного курса национальной валюты к доллару США и др. твердых валют. Валютный коридор вводиться с целью остановить гиперинфляцию, создать стабильную базу для развития экономики и привлечь иностранные инвестиции. Главная проблема, которую создает для правительства фиксированный валютный курс – это сужение рамок или полное отсутствие маневра и самостоятельности для проведения экономической политики. Если правительство решает проблему бюджетного дефицита или стимулирования экономического роста с помощью увеличения предложения денег, и как следствия – более высокого роста инфляции, то параллельно встает другая проблема – конкурентоспособность страны на мировом рынке. При этом, если темп инфляции в стране, в среднем выше, чем в странах торговых партнеров, то со временем эта разница аккумулирует и приводит к увеличению реального обменного курса. Негативным последствием роста реального курса является снижение экспорта и рост импорта, что создает кризис платёжного и приводит к дефициту торгового баланса.

Плавающий валютный курс дает возможность решать проблемы возможной переоценки реального курса, поскольку уравнивает цены на товары и услуги внутри страны с соответствующими ценами на мировых рынках, автоматически реагируя на прилив и отлив капитала за счет повышения или понижения номинального курса валюты. Сущность валютного коридора заключается в том, что со временем для поддержания эквивалента покупательской способности партнеров происходит коррекция номинального курса национальной валюты на величину изменения её реального курса. Это задача решается с использованием методик, определяющих смены валютного коридора на будущий период времени.

25


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66098. Основные виды безработицы. Формы её проявления 299 KB
  Безработными признаются граждане которые: а являются трудоспособными; б не имеют работы и заработка при этом не учитывается выходное пособие и средний заработок выплачиваемые при высвобождении с предприятий а также оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости...
66099. Внешний долг Российской Федерации 136.5 KB
  По относительным показателям российский внешний госдолг составляет 510 от объема ВВП страны. По данным рейтингового агентства Moody's внешний долг РФ остается очень низким в пределах 10 к ВВП страны. Так после распада СССР внешний долг России неуклонно...
66100. Европейский банк реконструкции и развития 31.28 KB
  Устав ЕБРР предусматривает его деятельность только в тех странах, которые привержены принципам «демократии». Забота об окружающей среде является составным элементом надёжно работающей системы корпоративного управления и фигурирует во всех инвестиционных операциях ЕБРР.
66102. МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПРИЗНАКИ ИНСТИТУТА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ 81 KB
  Современный институт лицензирования представлен комплексом материальных и процессуальных норм определяющих режим процедуру и саму реализацию лицензирования в России. К группе системообразующих институт лицензирования материально-правовых правовых норм...
66103. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА ВОЗМЕЩЕНИЯ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ (ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ УКРАИНЫ) 104 KB
  Важное место в системе правовых норм, регулирующих отношения материальной ответственности за вред, причиненный государству, занимают те, которые определяют порядок его возмещения. Правовое регулирование этих отношений требует повышенного внимания законодателя...
66104. РЕАЛИЗМ ИЛИ ИДЕАЛИЗМ: ЧТО ЛУЧШЕ ОБЪЯСНЯЕТ СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ? 92.5 KB
  Более того даже вопрос о том кого считать акторами международных отношений тоже остается без ответа. Однако любая теория необходима и достойна анализа и изучения уже хотя бы потому что дает возможность более или менее точно понять причинно-следственную связь между событиями в данном случае...
66105. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ 125 KB
  Конституция Российской Федерации, законодательный акт высшей юридической силы, имеющий прямое действие и применяемый на всей территории страны (ст. 15), формирует правовую основу легитимной деятельности местных сообществ, которая осуществляется путем прямого волеизъявления...
66106. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ 180 KB
  Интернет-ресурс полноценное средство массовой информации следовательно необходимо решать вопросы налогообложения и контроля над соблюдением законодательства о СМИ. В Америке взят курс на строительство информационной супер-магистрали как технологического средства позволяющего...