69529

Международная торговля

Конспект

Мировой рынок и торговля

Виды экспорта: вывоз товаров; вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем и последующим возвратом; реэкспорт вывоз товаров ранее ввезенных из-за границы; временный вывоз за границу отечественных товаров с последующим их возвратом...

Русский

2015-02-14

118 KB

1 чел.

ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

«международная торговля»

Конспект лекций

УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического совета ДИТМ МНТУ

Протокол N_______

от _____________ 2002г.

г. Краматорск, 2002г.

Методические указания по дисциплине «Международная торговля»

Сост. Витковская Е.В. - Краматорск, ДИТМ МНТУ, 2002г.


Тема 1.  Понятие и сущность международной торговли

План

  1.  Понятие международной торговли;
  2.  Влияние внешней торговли на функционирование национальной экономики;
  3.  Современные тенденции развития международной торговли.

  1.  Понятие международной торговли

Международная торговля – форма обмена продуктами труда между продавцами и покупателями разных стран.

Международную торговлю характеризуют:

  1.  Внешнеторговый оборот – сумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны. Объем международной торговли подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта всех государств, обычно выраженных в долларах США.
  2.  Товарная структура;
  3.  Географическая структура.

Виды экспорта:

  1.  вывоз товаров;
  2.  вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем и последующим возвратом;
  3.  реэкспорт – вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы;
  4.  временный вывоз за границу отечественных товаров с последующим их возвратом;
  5.  поставки в рамках ТНК.

Виды импорта:

  1.  ввоз товаров, технологий;
  2.  реимпорт (ввоз товаров отечественного производства);
  3.  импорт товаров для переработки и последующего ввоза;
  4.  временно ввозимые товары;
  5.  импортные поставки в рамках ТНК.

  1.  Влияние внешней торговли на функционирование национальной экономики

Функции внешней торговли:

  1.  Функция восполнения недостающих элементов национального производства;
  2.  Трансформационная функция – видоизменение натурально-вещественной структуры ВВП и приспособление ее к нуждам потребления;
  3.  Эффектообразующая функция -  максимизация национального дохода при уменьшении общественно нормальных затрат труда на его производство, рост производительности труда, снижение фондоемкости производства.

Эффект от внешней торговли:

  1.  Прямой эффект – при определении эффекта учитываются только эффекты и затраты непосредственно в экспортирующих или импортирующих отраслях;
  2.  Косвенный эффект – проявляется в развитии сопряженных производств (размер такого эффекта может в несколько раз превысить величину прямого  непосредственного эффекта). Косвенный эффект может быть положительным и отрицательным.

В зависимости от складывающейся структуры экспортных и импортных поставок внешнеэкономические связи могут выступать как следующие факторы:

  1.  Капиталосберегающий фактор – капиталоемкость импорта выше капиталоемкости экспорта;
  2.  Капиталоемкий фактор;
  3.  Трудосберегающий фактор;
  4.  Трудоемкий фактор.

В целом эффективность внешней торговли зависит от следующих факторов:

  1.  Национальных затрат;
  2.  Внешнеторговых цен;
  3.  Объема и структуры товарооборота.

  1.  Современные тенденции развития международной торговли

Новые тенденции в развитии мирового товарного обращения связаны со следующими факторами:

  1.  высокая динамика международной торговли;
  2.  быстрое обновление товарной номенклатуры;
  3.  снижение энерго- и металлоемкости производства;
  4.  большую роль играет «невидимая торговля».

Тема 2.Международная торговля услугами

План

  1.  Торговля товарами и торговля услугами;
  2.   Классификации услуг.

  1.  Торговля товарами и торговля услугами

Услуги – изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.

Вот время международных переговоров о либерализации торговли используется классификация ГАТТ/ВТО, включающая более 600 разновидностей услуг. Классификация услуг основана на Международной стандартизированной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой  в большинстве стран мира.

И торговля товарами, и торговля услугами наряду с некоторыми другими статьями входят в счет текущих операций платежного баланса любой страны. Переговоры о либерализации торговли услугами ведутся параллельно с переговорами о либерализации торговли товарами. Однако существуют и серьезные качественные различия между товарами и услугами и торговлей ими (табл. 1).

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом и импортом.

Таблица 1. – Различия товаров и услуг

Товары

Услуги

Осязаемы

Неосязаемые

Видимы

Невидимы

Поддаются хранению

Не поддаются хранению

Торговля товаром не связана с производством

Торговля услугами связана с их производством

Экспорт товара означает вывоз товара с таможенной территории за  границу без обязательства об обратном ввозе

Экспорт услуги означает оказание услуги иностранцу, то есть нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны

Более того, в отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и покупателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные исключения. Например, некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный доклад консультанта или компьютерная программа на дискете), вполне видимы (модельная стрижка или театральное представление), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и далеко не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке по дебиторской карточке).

  1.  Классификации услуг

Несмотря на всю условность определения  понятия и классификации услуг, многие из них, особенно в последние десятилетия, являются предметом международной торговли, находят свое отражение на счете текущих операций платежного баланса и поэтому являются предметом рассмотрения наукой о международной экономике. В соответствии с руководством по составлению платежного баланса МВФ, которым пользуются практически все страны мира, в состав торгуемых услуг входят следующие их виды (табл.2).

Вид

Подвид

Означают платежи между резидентами и нерезидентами за:

1. Транспорт

Пассажирский

Международную перевозку пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг

Грузовой

Международную перевозку грузов всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг

2. Поездки

Деловые

Товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки)

Личные

Товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм)

3. Связь

Услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами

4. Строительство

Строительство объектов за рубежом, осуществляемое на временной основе резидентами

5. Страхование

Страхование нерезидентов страховыми компаниями-резидентами

6. Финансовые услуги

Финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами

7. Компьютерные и информационные услуги

Консультации в области компьютерных программ, информационные услуги, обслуживание компьютеров

8. Роялти и лицензионные платежи

Пользование правами собственности (торговая марка, патент, копирайт и т.д.) и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии

9. Другие бизнес-услуги

Посреднические услуги

Комиссию за посредничество

Лизинг

Лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования

Прочие деловые, профессиональные и технические услуги

Правовые, бухгалтерские, управленческие, рекламные и иные услуги, а также услуги по проектированию, картографии, надзору за строительством, защите урожая, разведыванию полезных ископаемых и пр.

10. Личные, культурные и рекреационные услуги

Аудиовизуальные услуги

Производство фильмов, радио- и телевизионных программ, компакт-дисков, гонорары артистов

Прочие

Показ выставок, проведение спортивных и иных мероприятий

11. Правительственные услуги

Поставку товаров в посольства, консульства, правительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира

В аналитических целях  огромное разнообразие торгуемых услуг обычно группируют по различным признакам.  Услуги делятся на:

  •  факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы;
  •  нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и т.д.)

Это деление особенно важно для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые концентрируются преимущественно на нефакторных услугах.

В соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся на:

  •  услуги, связанные с инвестициями – банковские, гостиничные и профессиональные услуги;
  •  услуги, связанные с торговлей – транспорт, страхование;
  •  услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей – связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные, рекреационные услуги.

Ключевым в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Только в этом случае сделка международной купли-продажи услуги состоится. Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами:

  •  Мобильность покупателя. Покупатели услуг, являющиеся резидентами одной страны, приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он может получить услугу, которая либо отсутствует в его стране, либо качество которой выше, либо стоимость ее ниже.
  •  Мобильность продавца. Продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана на том, что его покупатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу, либо на специфическом характере самой услуги.
  •  Одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги. И продавец, и покупатель либо одновременно используют услугу, либо собираются в третьей стране, либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране.

Тема 3. Тарифные методы регулирования международной торговли

План

  1.  Свобода торговли и протекционизм;
  2.  Таможенные тарифы и пошлины.

  1.  Свобода торговли и протекционизм

Государственное регулирование международной торговли может быть:

  •  Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами.
  •  Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами.
  •  Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется  многосторонними соглашениями.

 В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают  протекционистскую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

  •  Селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
  •  Отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;
  •  Коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
  •  Скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные – те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на международном рынке, и ограничить импорт,  сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.

Методы

Подвид

Инструмент торговой политики

Тарифные

-

Таможенные пошлины

Тарифная квота

Нетарифные

Количественные

Квотирование

Лицензирование

«Добровольные ограничения»

Скрытые

Государственные закупки

Требование о содержании местных компонентов

Технические барьеры

Налоги и сборы

Финансовые

Субсидии

Кредитование

Демпинг

2. Таможенные тарифы и пошлины

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих  друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф  в зависимости от контекста может определяться как:

  •  инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  •  свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  •  конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате  при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны.

Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое за границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.

Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте  или экспорте товара и являющийся условием экспорта или импорта.

Таможенные пошлины выполняют следующие функции:

  •  фискальную, которая относится и к экспортным, и к импортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  •  протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  •  балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Классификация таможенных пошлин

  1.  По способу взимания:
  •  адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  •  специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара;
  •  комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения.

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений.

  1.  По объекту обложения:
  •  импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на рынке страны;
  •  экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории страны;
  •  транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.
  1.  По характеру:
  •  сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;
  •  антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт приносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства подобных товаров;
  •  компенсационные – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
  1.  По происхождению:
  •  автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны;
  •  конвенционные – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения;
  •  преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран.
  1.  По типам ставок:
  •  постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств;
  •  переменные – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях;
  1.  По способу вычисления:
  •  номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе;
  •  эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Тема 4. Нетарифные методы регулирования международной торговли

План

  1.  Процесс квотирования;
  2.  Лицензирование товаров;
  3.  Виды скрытого протекционизма;
  4.  Субсидирование и кредитование сделок по внешней торговле.

  1.  Процесс квотирования

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на :

  •  экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке;
  •  импортные -  вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

По охвату квоты делятся на:

  •  глобальные - устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется;
  •  индивидуальные - установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар;

  1.  Лицензирование товаров

Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые органами государственной власти на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный период времени.

Лицензирование  может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.

Виды лицензий:

  1.  Разовая лицензия - письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;
  2.  Генеральная лицензия -  разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;
  3.  Глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;
  4.  Автоматическая лицензия -  разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:

  •  Аукцион – продажа лицензий на конкурсной основе;
  •  Система явных предпочтений – закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров;
  •  Распределение лицензий на внеценовой основе – выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом.

3. Виды скрытого протекционизма

По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать экспорт или импорт. В их числе:

  •  Технические барьеры – скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за границы;
  •  Внутренние налоги и сборы – скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке;
  •  Политика в рамках государственных закупок -  скрытый метод  торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных;
  •  Требование о содержании местных компонентов – скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.

4. Субсидирование и кредитование сделок по внешней торговле

Если правительство считает необходимым  стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

Субсидия – денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

По характеру выплат субсидии делятся на:

  •  Прямые - непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода;
  •  Косвенные - скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.;

Виды субсидий:

  •  Внутренняя субсидия - наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными товарами;
  •  Экспортная субсидия - финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

Нередко скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.

Экспортное кредитование -  метод  финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Экспортное кредитование может иметь форму:

  •  субсидированных кредитов национальным экспортерам – кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;
  •  государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит;
  •  страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски и политические риски.

Экспортные кредиты бывают:

  •  краткосрочными – на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;
  •  среднесрочными – на срок от 1 года до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;
  •  долгосрочными – на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.

Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка.

Демпинг – метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:

  •  спорадический демпинг –  эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам;
  •  преднамеренный демпинг -  временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен;
  •  постоянный демпинг -  постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой;
  •  обратный демпинг – завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке;
  •  взаимный демпинг – встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.

Необходимыми условиями для осуществления демпинга являются:

  •  различия  в эластичности спроса на товар в различных странах;
  •  ситуация несовершенной конкуренции, которая позволяла бы  производителю устанавливать и диктовать цены;
  •  сегментированность рынка, то есть способность производителя отгородить внутренний рынок, где он продает товар по высоким ценам, от внешнего рынка, где он это делает по более низким ценам.

Тема 5. Международные кредитные отношения

План

  1.  Понятие, принципы и формы международного кредита;
  2.  Кредитование внешней торговли;
  3.  Международные кредиты и межправительственные займы.

  1.  Понятие, принципы и формы международного кредита

Международный кредит – движение ссудного капитала в сфере МЭО, связанное с предоставлением товарных и валютных ресурсов.

Классификация форм международного кредита:

  1.  по источникам - внутреннее и внешнее кредитование внешней торговли;
  2.  по назначению

а) коммерческие кредиты, непосредственно связанные с внешней торговлей и услугами;

б) финансовые кредиты на прямые капиталовложения, строительство объектов, приобретение ценных бумаг, погашение внешней задолженности;

в) промежуточные кредиты для обслуживания смешанных форм вывоза капиталов, товаров и услуг.

  1.  по видам 

а) товарные кредиты, предоставляемые экспортерами импортерам;

б) валютные, выдаваемые банками в денежной форме.

  1.  по валюте займа

а) в валюте страны-должника;

б) в валюте страны-кредитора;

в) в валюте третьей страны;

г) в международной счетной единице.

  1.  по срокам

а) сверхсрочные – суточные, недельные, до 3-х месяцев;

б) краткосрочные – до 1 года;

в)среднесрочные – от 1 до 5 лет;

г) долгосрочные – свыше 5 лет.

  1.  по обеспеченности

а) обеспеченные (товарными документами, векселями, ценными бумагами, недвижимостью);

б) бланковые – под обязательства должника.

  1.  по форме предоставления кредита

а) наличные, зачисляемые на счет и в распоряжение должника;

б) акцептные – при акцепте векселя банком;

в) депозитные сертификаты;

г) облигационные займы;

д) консорциальные кредиты.

  1.  Кредитование внешней торговли

Кредитование экспорта производится в форме:

  1.  покупательских авансов, выдаваемых экспортерами той или иной страны иностранным производителям или экспортерам. Значение покупательских авансов состоит в том, что они служат формой обеспечения обязательств иностранных заказчиков и представляют собой увеличение капитала экспортера;
  2.  банковского кредитования экспорта , который выступает как:

а) выдача кредитов под товары в стране экспортера. Этот кредит дает экспортерам возможность продолжать операции по заготовке и накоплению товаров, предназначенных на экспорт не дожидаясь реализации ранее заготовленных товаров.

б) предоставление ссуд под товары, находящиеся в пути;

в) выдача кредита под товары или товарные документы в стране импортера.

Экономическое значение этих ссуд состоит в ускорении кругооборота капитала экспортера, т.е. в превращении его части из товарного в денежный.

г) бланковые кредиты, не обеспеченные товарами, которые получают фирмы-экспортеры от банков, имеющих с ними деловые длительные связи или участие в капитале.

Кредитование импорта выступает в форме:

  1.  коммерческого кредита

а) кредит по открытому счету, предоставляемый на основе соглашения, по которому экспортер записывает на счет импортера в качестве его долга стоимость проданных и отгруженных товаров, а импортер обязуется погасить кредит в установленный срок. Этот вид кредита применяется при регулярных поставках товаров с периодическим погашением задолженности (в середине или в конце месяца);

б) вексельный кредит – экспортер, заключая сделку о продаже товаров в кредит, выставляет переводной вексель на импортера. Последний же, получив товарные документы, акцептует вексель, т.е. берет на себя обязательство оплатить вексель в указанный срок.

Для уменьшения риска от возможной неплатежеспособности иностранных покупателей создана система страхования кредитов по внешней торговле. Эта система выступает в 2-х формах:

  1.  частное страхование, при котором специальные страховые компании принимают на себя риск по экспортным кредитам и в случае неплатежеспособности иностранных импортеров оплачивают их долговые обязательства отечественным экспортерам.
  2.  государственные гарантии, когда этот риск на себя берет государство.

Страхование экспортных кредитов основано на том, что экспортер получает от страховой организации гарантии своевременного платежа за товары, проданные им в кредит иностранному покупателю. В случае неплатежеспособности последнего импортер получает гарантированную сумму платежа от учреждения-гаранта, к которому переходит право последующего взыскания долга с импортера.

Банковские кредиты по импорту подразделяются на:

  1.  кредит, выдаваемый при акцепте или согласии банка импортера на оплату векселя экспортера. При этом перед наступлением срока платежа импортер вносит в банк сумму долга, а банк в срок погашает его обязательство перед экспортером. Акцептные кредиты предоставляются крупными банками не только своим, но и иностранным экспортерам.
  2.  акцептно-рамбурсный кредит, т.е. акцепт векселя банком при условии получения гарантии по нему со стороны иностранного банка, обслуживающего импортера. В этом случае импортер до истечения срока векселя должен внести необходимую сумму в свой банк, который переводит (рамбурсирует) ее иностранному банку, акцептовавшему вексель. После этого последний оплачивает ее экспортеру в установленный срок.

 

  1.  Международные кредиты и межправительственные займы

Вывоз капитала осуществляется в форме предпринимательского и ссудного капитала, последний – в виде внешних займов.

Международные займы различаются по субъектам кредитных отношений. В качестве должников по внешним займам выступают: промышленные и другие частные предприятия, правительства, муниципалитеты и прочие публично-правовые учреждения.

Кредиторами могут быть: частные предприниматели и банки, приобретающие облигации  займов; государства, предоставляющие займы другим странам, международные валютно-кредитные организации.

Международный кредит подразделяется на частный, государственный, частно-государственный. Источники международного частного кредита – депозиты и вклады под евро-долларовые депозитные сертификаты. Большинство этих депозитов и вкладов носит краткосрочный характер, поэтому актуальной задачей банков становится их пролонгация.

Долгосрочные ссуды, как правило, осуществляются в форме выпуска облигаций и подразделяются на иностранные облигационные и международные облигационные займы.

Межгосударственные кредиты предоставляются за счет средств государственного бюджета в рамках помощи.