6963

Серебренный век в русском искусстве

Реферат

Культурология и искусствоведение

Введения Тема меня заинтересовала сразу, потому что считал серебренный век одна из важнейших частей нашей культурной истории России. Задача как можно больше рассказать и пояснить о особенностях серебренного века. Описать каждую из отраслей серебренн...

Русский

2013-01-11

1.4 MB

11 чел.

Введения

Тема меня заинтересовала сразу, потому что считал серебренный век одна из важнейших частей нашей культурной истории России. Задача как можно больше рассказать и пояснить о особенностях серебренного века. Описать каждую из отраслей серебренного века просвещение, наука, литература, живопись, скульптура, театр и музыка, кинематограф, архитектура.

Вопросы истории русской культуры начала XX века следует рассматривать через призму совершавшегося перехода от аграрного к индустриальному обществу. Объективные и субъективные факторы жизни страны обостряли и наслаивали друг на друга все внутренние противоречия. Нельзя сбрасывать со счетов и процессы, происходившие в мире. Вступление в I мировую войну стало для нее тяжелейшим испытанием. Последовавший в феврале 1917 г. социальный взрыв положил конец существованию монархического строя в России.

Все процессы, стремительно врывавшиеся в жизнь русского общества в конце XIX — начале XX вв., не могли не влиять на развитие культуры. Однако было бы неправильно упрощать их воздействие, оно было непрямым, сложным,

противоречивым. Рассматриваемый этап истории культуры был очень плодотворным, ярким, чрезвычайно разнообразным. Недаром Н. А. Бердяев оценивал его как «русский культурный ренессанс». «В эти годы, — писал он, — России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму».

Выражение и название «серебряный век» является поэтическим и метафорическим, не строгим и не определенным. Его придумали сами представители серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках:«И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…». Его употребляет Н.Бердяев. А. Белый назвал один свой роман «Серебряный голубь». Редактор журнала «Аполлон» С. Маковский использовал его для обозначения всего времени начала XX века.

1. Особенности русской культуры на «стыке веков»

«Стык веков» оказался благоприятной основой периода, называемого «серебряным веком» русской культуры. «Век» продолжался недолго — около двадцати лет, но он дал миру замечательные образцы философской мысли, продемонстрировал жизнь и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, дал толчок новым направлениям живописи, музыки, театрального искусства. «Серебряный век» стал временем формирования русского авангарда.

Период «переходных» культур всегда драматичен, и всегда сложны и противоречивы отношения между традиционной, классической культурой прошлого — знакомой, привычной, но уже невозбуждающей особого интереса, и формирующейся культурой нового типа, настолько новой, что ее проявления непонятны и порой вызывают негативную реакцию. Это закономерно: в сознании общества смена типов культур происходит достаточно болезненно. Сложность ситуации во многом определяется изменением ценностных ориентиров, идеалов и норм духовной культуры. Старые ценности выполнили свою функцию, отыграли свои роли, новых ценностей еще нет. они только складываются, и историческая сцена остается пустой.

В России сложность состояла в том, что общественное сознание складывалось в условиях, еще более драматизирующих ситуацию. После реформенная Россия переходила к новым формам экономических отношений. Рвутся традиционные общинные связи, процесс маргинализации захватывает все большее и большее количество людей. Российская интеллигенция оказалась почти беспомощной перед новыми требованиями политического развития: неотвратимо развивалась многопартийность, и реальная практика значительно опережала теоретическое осмысление принципов новой политической культуры. Русская культура в целом теряет один из основополагающих принципов своего существования — «соборность» (А. Лосев) — ощущение единства человека с другим человеком и социальной группой.

На этой почве развивается ощущение «внеземного» существования человека. Характерной чертой новой культуры выступает космологизм — элемент и новой картины мира, и нового соответствующего осмысления ее. Космологичность русской культуры формируется как насущная необходимость времени, как выражение общего настроения. В философии этого периода космологизм оформляется теоретически — он присущ Вл. Соловьеву, В. Розанову, Н. Лосскому. Космическая направленность (осознанно либо нет) положена в основу новых поисков русской поэзии (В. Брюсов, А. Белый, А. Блок), новых направлений русской живописи (М. Врубель) и русской музыки (А. Скрябин).

В переходные периоды закономерно возникают пессимистические настроения, крепнет чувство наступления конца мира. Последние десятилетия XIX века в России характеризуются глубоким разочарованием в путях истории, неверием в существование плодотворных исторических целей. Некоторые полагали, что ожидаемый конец мира связан с предчувствием конца русской империи, русской государственности, почитавшихся священными. В философии и публицистике, в художественной прозе и поэтических произведениях о приближающемся «веке-волкодаве» писали многократно.

Новый тип культуры формируется на основе критицизма: духовная культура строится на фундаменте переосмысленного опыта и далеких, и совсем близких лет. Казалось, за два десятилетия русская интеллигенция пытается решить вопросы, волновавшие ее веками, полностью использовав преимущества и недочеты культуры предшествующего периода. На стыке культур находит предельное выражение характерная черта русской психологии — религиозность, включая, по словам Л. П. Карсавина, «и воинствующий атеизм». Главным в формировании нового типа культуры выступает вера, а не разум. Поэтому в России ищут не просто новые ценности и новые идеалы. Ищут ценности «вечные» — «абсолютное добро», «вечную и нетленную красоту», вне историческую мудрость.

Критицизм, основанный на вере, вызвал к жизни специфическое отношение к культуре и цивилизации. К концу XIX века русское сознание ставит вопрос о цене культуры и даже, как замечает Бердяев, «о грехе культуры». С позитивистских позиций пытается осветить взаимосвязь культуры и цивилизации Петр Лавров в неоконченных «Исторических письмах». Цивилизация дает «условную ложь» человеческого существования, а идеалом его является «неприкрашенная правда». Разоблачение «возвышенной лжи» привело к формулировке мировоззренческого тезиса: «в природе больше истины и правды, больше божественного, чем в культуре».

2.Научная культура «серебряного века»

                                     2.1. Просвещение.

  «Культурный ренессанс» не коснулся подавляющей части населения страны. Как признавал сам Бердяев, «...все это происходило в довольно замкнутом круге, оторванном от широкого социального движения».Значительная часть крестьянства, как, впрочем, и рабочего класса, была неграмотной, хотя в конце XIX — начале XX веков в области народного просвещения наметились заметные сдвиги. По данным переписи 1897 г., в России на 100 жителей приходился 21 грамотный, в том числе среди мужчин — 29, а среди женщин — только 10. К 1917 году процент грамотных увеличился до 30. Росло число школ. Если в 1894 г. в стране было 32 тыс. начальных школ, то к 1906 г.уже 92,5 тыс.

 Немногим менее половины всех школ было в ведении Синода, а уровень преподавания в них был гораздо ниже, чем в школах народного просвещения. Слабым было и финансирование. Ситуация заметно улучшилась после первой русской революции, когда Государственная дума приняла несколько решений об улучшении образования и даже рассматривала законопроект о введении всеобщего начального обучения в России, но в связи с началом войны он так и не был принят. Увеличилось число высших учебных заведений: в 1914 г. их насчитывалось 105 со 127 тыс. студентов.

На рубеже веков небывалый размах приобретает издательская деятельность, продолжается рост выпуска периодической печати. Особенно ощутимыми эти процессы стали после первой русской революции: в 1912 г. в стране выходило 1131 ежедневных газет, а число журналов перевалило за тысячу.

Периодика приобретает многонациональный характер - газеты издавались на 24 языках. В 1913 г. только на русском языке было издано более 106млн. экземпляров книг. Спектр политической ориентации газет и журналов был

весьма разнообразен: от крайне правых, черносотенных изданий до крайне радикальных, левого толка. Хотя большинство имело все же либерально-

буржуазную направленность.

2.2. Наука.

   В конце XIX — начале XX вв. продолжала успешно и плодотворно развиваться русская наука. В это время работали многие ученые, снискавшие мировую известность. Достаточно назвать такие имена, как К.Э. Циолковский, создатель теории ракетного движения; Н.Е. Жуковский и его ученик С.А.Чаплыгин, заложившие основы аэродинамики. Огромное значение имели труды В.И. Вернадского, одного из основателей геохимии и биогеохимии. Он создал учение о ноосфере, сфере разума — оболочке Земли, преображаемой жизнью. Идеи Вернадского положены в основу нынешних экологических представлений. В начале XX в. И.П. Павлову, разработавшему учение об условных рефлексах, и И.И. Мечникову — одному из основоположников сравнительной патологии и микробиологии — были присуждены Нобелевские премии. Значительным был вклад русских ученых и конструкторов в техническое развитие страны. А.С. Попов изобрел радио. Создание отечественного самолетостроения связано с именами Я.М. Гаккеля, И.И. Сикорского. Прославились русские летчики П.Н. Нестеров, С.И. Уточкин. В 1911г. Г.Е. Котельниковом был создан первый авиационный ранцевый парашют.

 

И. П. Павлов и его учение об условных рефлексах.

Успешно развивались и общественные науки. В 90-е годы XIX в. в России началось широкое распространение марксизма. «Повальное» увлечение марксизмом стало модным среди молодежи. Н.А. Бердяев писал по этому поводу: «Так в 40-е годы на успех в любви мог рассчитывать лишь идеалист и романтик, в 60-е годы лишь материалист и мыслящий реалист, в 70-е годы народник, в 90-е годы марксист».

  

  Наряду с поверхностным увлечением марксизмом шло и серьезное его изучение, «приспосабливание» к российской действительности и дальнейшее его развитие, что связано, прежде всего, с именами Г.В. Плеханова и В.И. Ленина. Свой «марксистский период» был и у таких видных представителей русской интеллигенции, как П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, которые затем отошли от него. Н.А. Бердяев за пропаганду социалистических идей был исключен из университета и сослан в Вологодскую губернию. Однако затем он порывает с марксизмом и вместе с В.В. Розановым, С.Н.Булгаковым, Вяч. Ивановым, Д.С. Мережковским, В.С. Соловьевым, П.А.Флоренским, С.Л. Франком и др. становится одной из ведущих фигур в русской религиозной философии, которая утверждала примат духовности, приоритет личности над социальным и стояла в ряду самых заметных явлений духовной жизни страны того времени.

  Социальные потрясения начала XX в. поставили перед русской общественной мыслью и такие сложные вопросы, как вопрос о месте интеллигенции в обществе, роли интеллигенции в России и ее отношении к революции. Свои суждения об этих проблемах высказали видные мыслители Н.А. Бердяев, А.С. Изгоев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, М.О. Гершензон, С.А. Франк в вышедшем в 1909 г. сборнике «Вехи». Это был сборник статей о русской интеллигенции и одновременно отклик определенной ее части на первую русскую революцию. Авторы, примыкавшие к либеральному лагерю, призывали общество к социальному компромиссу и предостерегали от попыток решения назревших проблем через революцию. Однако «Вехи» не нашли сочувствия у читающей России, их идеи не повлияли на развитие событий, а сами авторы подверглись осуждению представителей практически всего спектра политических течений: от большевиков до кадетов.

Сборнике «Вехи».

В рассматриваемый период заметных успехов достигла историческая наука, прежде всего, в изучении истории Отечества (труды Н.П. Павлова-Сильванского, А.Е. Преснякова, А.С. Лаппо-Данилевского и др.). М.М. Туган-Барановский и П.Б. Струве многое сделали в области изучения экономических и историко-экономических проблем.

3. Художественная культура «серебряного века»

                                        3.1. Литература.

  Конец XIX — начало XX столетий вошли в историю русской поэзии, литературы и искусства под названием «серебряного века». Для духовной жизни России была характерна напряженная борьба различных направлений, течений, «всеобщая переоценка ценностей», противоречивость творчества многих писателей, поэтов, пора исканий и сомнений. Очень хорошо отразил эту обстановку Д.С. Мережковский: «Наше время должно определить двумя противоположными чертами — это время самого крайнего материализма и, вместе с тем, самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой, многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцании. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».

 В литературе продолжает развиваться мощное направление критического реализма, представленное такими прославленными писателями, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко. Рядом с ними появляются и новые талантливые имена: А.И. Куприн, И.А. Бунин, А.Н. Толстой, В.В. Вересаев, Н.Г. Гарин-Михайловский и др. Начал свою литературную деятельность А.М. Горький.

 Истоки новых течений в русской литературе «серебряного века», получивших название модернизма, уходят корнями еще в 80-е годы. В 90-е годы более или менее формируется такое литературное течение, как символизм, являющийся новой формой романтизма. К символистам конца XIX в. относились Д.С. Мережковский, К.Д. Бальмонт, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, Ф. К. Сологуб.

  В начале XX столетия появилась плеяда младших символистов: А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и другие. Накануне первой мировой войны в русской поэзии зарождаются такие соперничающие между собой течения, как футуризм (В. Хлебников, И. Северянин, Б. Пастернак), акмеизм (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М.Кузьмин), новокрестьянская поэзия (С. Есенин). Как футурист начал свою творческую биографию В. Маяковский. Эти течения также носили определенный налет романтизма и, каждое по своему, развивали традиции символизма.

  Поиск новых художественных форм и путей развития литературы сопровождался ожесточенными спорами. Вопросы о том, как назвать новые течения и охарактеризовать их суть широко дискутировались в прессе. По этому поводу существовали различные точки зрения: их называли модернистами (от фр. Modern — новый, новейший) или декадентами (от фр. Decadence — упадок).Все эти новые течения были очень противоречивы, подлинное творчество и искания соединялись в них зачастую с подражанием и модой. Современники отмечали, что слишком многие вдруг превратились в эстетов, мистиков, оккультистов, презирали этику, пренебрежительно относились к науке.

СИМВОЛИЗМ - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов. Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального к реальнейшему") и его "нетленную", или трансцендентную красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как "жизнетворчество" - сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в литературе - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб.

Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже ХIХ и ХХ веков.

Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества писателей-символистов были весьма разнообразны. Так В. Брюсов считал символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на христианское учение, Вяч. Иванов искал теоретической опоры в философии и эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше; А. Белый увлекался Вл. Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом, Ницше.

Традиции критического реализма продолжали сохраняться и развиваться в творчестве крупнейшего русского писателя И. А. Бунина (1870 – 1953) . Наиболее значительные его произведения той поры – повести “Деревня” (1910) и “Суходол” (1911).

Д. Мережковский, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др. – это группа “старших” символистов, которые явились зачинателями направления. В начале 900-х годов выделилась группа “младших” символистов – А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов, 'А. Блок и др.

Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной. Это “звонко-звучная тишина” у В. Брюсова, “И светлых глаз темна мятежность” у Вячеслава Иванова, “сухие пустыни позора” у А. Белого и у него же: “День – жемчуг матовый – слеза – течет с восхода до заката”. Весьма точно эта техника раскрыта в стихотворении 3. Гиппиус “Швея”:

На всех явлениях лежит печать.

Одно с другим как будто слито.

Приняв одно – стараюсь угадать

За ним другое, – то, что скрыто.

Очень большое значение в поэзии символистов приобрела звуковая выразительность стиха, например, у Ф. Сологуба:

И два глубокие бокала

Из тонко-звонкого стекла

Ты к светлой чаше подставляла

И пену сладкую лила,

Лила, лила, лила, качала

Два темно-алые стекла.

Белей, лилей, алее дала

Бела была ты и ала...

Происходившая в 1910 г. в среде художественной интеллигенции полемика вокруг символизма выявила его кризис. Как выразился в одной из своих статей Н. С. Гумилев, “символизм закончил свой круг развития и теперь падает”. На смену ему пришел акмеизм (от греч. “акме” – высшая степень чего-либо, цветущая пора).

АКМЕИЗМ (от греч . akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии "естества"), точному значению слова. "Земной" поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека.

Основоположниками акмеизма считаются Н. С. Гумилев (1886 – 1921) и С. М. Городецкий (1884 – 1967). В новую поэтическую группу вошли А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, М. А. Кузмин и др.

Акмеисты в отличие от символистской туманности провозгласили культ реального земного бытия, “мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь” . Но вместе с тем они пытались утвердить прежде всего эстетико-гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем в своей поэзии. В эстетике акмеизма отчетливо выражались декадентские тенденции, а теоретической основой его оставался философский идеализм. Однако среди акмеистов были поэты, которые в своем творчестве смогли выйти из рамок этой “платформы” и обрести новые идейно-художественные качества (А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич) .

Творчество А. А. Ахматовой (А. А. Горенко, 1889 – 1966) занимает особое место в поэзии акмеизма. Ее первый поэтический сборник “Вечер” вышел в 1912 г. Первые сборники А. Ахматовой “Вечер” (1912) и “Четки” (1914) принесли ей громкую известность. Замкнутый, узкий интимный мир отображается в её творчестве, окрашенном в тона грусти и печали: Я не прошу ни мудрости, ни силы.

О, только дайте греться у огня!

Мне холодно...

Крылатый иль бескрылый,

Веселый бог не посетит меня.

Тема любви, главная и единственная, напрямую связана со страданием (что обусловлено фактами биографии поэтессы):

Пусть камнем надгробным ляжет

На жизни моей любовь.

Характеризуя раннее творчество А. Ахматовой, Ал. Сурков говорит, что она предстает “... как поэт резко очерченной поэтической индивидуальности и сильного лирического таланта… подчеркнуто “женских” интимно-лирических переживаний…” .

А. Ахматова понимает, что “мы живем торжественно и трудно” , что “где-то есть простая жизнь и свет”, но отказаться от этой жизни она не хочет:

Да, я любила их, те сборища ночные –

На маленьком столе стаканы ледяные,

Над черным кофеем пахучий, тонкий пар,

Камина красного тяжелый, зимний жар,

Веселость едкую литературной шутки

И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.

И вместе с тем, акмеисты утверждают, что их образы резко отличны от реалистических, ибо, по выражению С. Городецкого, они “... рождаются впервые” “как невиданные доселе, но отныне реальные явления”. Этим определяется изысканность и своеобразная манерность акмеистического образа, в какой бы преднамеренной звериной дикости он ни предстал. Например, у Волошина:

Люди – звери, люди гады,

Как стоглазый злой паук,

Заплетают в кольца взгляды.

Круг этих образов сужен, чем достигается чрезвычайная красота, и что позволяет добиваться при описании его все большей изысканности:

Медлительнее снежный улей,

Прозрачнее окна хрусталь,

И бирюзовая вуаль

Небрежно брошена на стуле.

Ткань, опьяненная собой,

Изнеженная лаской света,

Она испытывает лето,

Как бы не тронута зимой.

И, если в ледяных алмазах

Струится вечности мороз,

Здесь – трепетание стрекоз

Быстроживущих, синеглазых.

(О. Мандельштам)

ФУТУРИЗМ (от лат . futurum - будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 - 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать "искусство будущего", декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта Ф.Т. Маринетти, российских кубофутуристов из "Гилеи", участников "Ассоциации эгофутуристов", "Мезонина поэзии", "Центрифуги") отрицание традиционной культуры (наследия "прошлого"), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для литературы - переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) - языковое экспериментирование ("слова на свободе" или "заумь").

Одновременно с акмеизмом в 1910 – 1912 гг. возник футуризм. Как и другие модернистские течения, он был внутренне противоречивым. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объединяла таких поэтов, как Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, А. Крученых, В. В. Каменский, В. В. Маяковский, и некоторых других. Разновидностью футуризма был эгофутуризм И. Северянина (И. В. Лотарев, 1887 – 1941) . В группе футуристов под названием “Центрифуга” начинали свой творческий путь советские поэты Н. Н. Асеев и Б. Л. Пастернак.

Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. В среде поэтов-футуристов начался творческий путь В. В. Маяковского (1893 – 1930). В печати его первые стихи появились в 1912 г. С самого начала Маяковский выделялся в поэзии футуризма, привнеся в нее свою тему. Он всегда выступал не только против “всяческого старья” , но и за созидание нового в общественной жизни.

Гуманистическая вера в человека с огромной силой звучали в его поэмах “Облако в штанах” , “Флейта-позвоночник” , “Война и мир”, “Человек”. Тему поэмы “Облако в штанах” , опубликованной в 1915 г. в урезанном цензурой виде, Маяковский впоследствии определил как четыре крика “долой”: “Долой вашу любовь!” , “Долой ваше искусство!” , “Долой ваш строй!” , “Долой вашу религию!” Он был первым из поэтов, кто показал в своих произведениях правду нового общества.

В русской поэзии предреволюционных лет были яркие индивидуальности, которые трудно отнести к определенному литературному течению. Таковы М. А. Волошин (1877 – 1932) и М. И. Цветаева (1892 – 1941). После 1910 г. возникает еще одно направление – футуризм, резко противопоставившее себя не только литературе прошлого, но и литературе настоящего, вошедшее в мир со стремлением ниспровергать все и вся. Этот нигилизм проявлялся и во внешнем оформлении футуристических сборников, которые печатались на оберточной бумаге или обратной стороне обоев, и в названиях – “Молоко кобылиц” , “Дохлая луна” и т.п.

В первом сборнике “Пощечина общественному вкусу” (1912) была опубликована декларация, подписанная Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Хлебниковым, В. Маяковским. В ней футуристы утверждали себя и только себя единственными выразителями своей эпохи. Они требовали “Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности” , они отрицали вместе с тем “парфюмерный блуд Бальмонта” , твердили о “грязной слизи книг, написанных бесконечными Леонидами Андреевыми” , огулом сбрасывали со счетов Горького, Куприна, Блока и пр.

Любопытно, что при всех отрицаниях других направлений в искусстве футуристы ощущают свою преемственность от символизма.

3.2. Живопись.

  Крупнейшим русским художником стал В.А. Серов. Его портреты — вершина этого жанра в искусстве XIX — начала XX в., как бы итог его предшествующей истории. Для них свойственен глубокий внутренний психологизм, сложная и гармоничная игра цветов и рефлексов, композиционная целостность (портреты «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», К. Коровина, 3. Юсуповой, М.Н. Ермоловой, О.К. Орловой и др.). Занимался мастер также и пейзажами, и жанровыми, и историческими сюжетами.

  И все же на рубеже веков не социальные проблемы и не исторические личности стояли в центре внимания художников. Искания в области живописи приобретают особую интенсивность. Многие мастера обращаются к символизму, искусству, закономерно развивавшемуся в то сложное, неоднозначное время, искусству, «питающемуся фантазией». Отсюда их интерес к прошлому, сказочному, легендарному, к древним религиям и культурам, к мистике; их произведения изобилуют намеками, иносказаниями, символами.

 

 Это можно наблюдать на примере творчества М.А. Врубеля. Мир его картин проникнут фантастически-сказочными образами, часто драматичными, мятущимися («Демон сидящий», 1890). Для произведений М.В. Нестерова характерны религиозно-нравственные искания («Видение отроку Варфоломею»).Древнерусские мотивы интересно преломляются в полотнах В. М. Васнецова, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина. Приверженцем импрессионизма в русской живописи выступает К.А. Коровин («У балкона», портрет Ф.И. Шаляпина).

 

Нестеров М. В. "Видение отроку Варфоломею"

 Новые эстетические принципы были провозглашены в программе художников, объединившихся в конце 90-х гг. в группу «Мир искусства», просуществовавшую с перерывами до 1924 г. Им претили равно и академическая склонность, и некоторая прямолинейность и назидательность передвижников. Мир искусники провозгласили принцип автономности искусства от жизни и свободу творчества художника. Они увлеченно постигали как русское искусство XVIII века, так и новейшие западноевропейские течения, искали новые пути в изобразительном искусстве. К старшему поколению группы принадлежали А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, а также С.П. Дягилев, меценат, организатор «Русских сезонов» в Париже, который немало содействовал открытию выставок «Мира искусства».

 В группу входили художники разных стилей и оклада. Вероятно, единственной чертой, объединявшей их, являлось стремление к изысканности, декоративности, стилизованному восприятию прошлого. Вот почему с «Миром искусства», кроме уже названных имен, были связаны Н. Рерих и В. Серов, Ф. Малявин и М. Врубель, Б. Кустодиев и З. Серебрякова. Мир искусники создавали не только интересные и значительные станковые произведения. Они были авторами великолепных иллюстраций (А. Бенуа, «Медный всадник» А.С. Пушкина; И. Билибина, «Русские сказки»; Е. Лансере, «Хаджи Мурат» Л. Н. Толстого), оформляли театральные спектакли      Художественного театра и «Русских сезонов». Им принадлежат теоретические работы по истории изобразительного искусства и архитектуры (А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь). Выпускаемый объединением с 1899 по 1904 гг. одноименный журнал сыграл важную просветительную роль.

 

В 1910-x гг. появляются различные направления русского авангарда. Художники «Бубнового валета», «Ослиного хвоста», «Мишени», кубофутуристы, супрематисты, стремясь к новой живописной выразительности, экспериментировали в области цвета и формы, использовали опыт Сезанна, и кубистов(П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, М.Ф. Ларионов). Идеи абстракционизма нашли выражение в работах В.В. Кандинского и К.С. Малевича.

3.3. Скульптура.

 На грани веков роль скульптуры вновь заметно возрастает. Появляются мастера, чьи произведения несут совершенно новые черты. Из них крупнейшими были П.П. Трубецкой, А.С. Голубкина, С.Т. Коненков. Представителем импрессионизма в русской скульптуре стал П. Трубецкой. Ему принадлежит известный памятник Александру III в Петербурге, а также портреты И. Левитана, М.К. Тенишевой, Ф. Шаляпина. Своим учителем считала Родена А.С. Голубкина («Идущий человек», «Изергиль», портрет Л. Сидоровой).

П. Трубецкой памятник Александру III

Однако особенно сильно новаторство русской пластики начала XX века проявилось в творчестве С.Т. Коненкова. Он увлекался и народным эпосом, и греческой архаикой. Его наследие велико: портреты, статуи, монументально декоративная скульптура, натурные работы. Он многообразен как в выборе сюжетов и жанров, так и в поисках оригинальных выразительных средств («Самсон, разрывающий узы», 1902; «Нике», сюита «Паганини», «Иоганн Себастьян Бах», «Старичок-полевичок»).

3.4. Театр и музыка.

 Огромную роль в культурной жизни России продолжает играть театр. Как и для литературы, для театральной жизни этого периода характерны поиски «новой зрелищности», борьба различных идей и направлений.  Новый импульс развитию этого вида искусства был дан в 1883 г., когда перестала существовать восьмидесятилетняя монополия императорских театров, они стали доступны для благотворительности и предпринимательства. Данное обстоятельство, а также творческие поиски мастеров драматургии предопределили поворот к лучшему.

  Важнейшим событием конца XIX в. стало открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве. Его основателями были К.С. Станиславский и В.И.Немирович-Данченко — крупнейшие театральные режиссеры и теоретики.Они сумели сплотить талантливую труппу, в которую входили О.Л. Книппер, В.И. Качалов, И.М. Москвин, Л.М. Леонидов и др. Значение основания МХТ состояло в том, что он стал окончательным этапом формирования реалистической школы актерского мастерства, а также в том, что на сцене театра давались пьесы современного репертуара, столь близкого московской публике, более демократически настроенной, нежели петербургская. Нужно оказать, что деятельность Художественного театра оценивалась неоднозначно. Причем отрицательно относились к его программе и представители консервативных кругов, и новых литературных течений, например, В.Я. Брюсов.

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича - Данченко.

 Начинают работать и другие частные театры. Из них стоит выделить открывшийся в 1904 г. в Петербурге театр В.Ф. Комиссаржевской, интереснейшей актрисы, которая вписала яркие страницы в историю русского искусства. Главным режиссером ее театра был В.3. Мейерхольд. Видный актер и режиссер Ю.М. Юрьев работал в императорском Александринском театре. Он играл роль Арбенина в собственной постановке лермонтовского «Маскарада» даже в вечер Октябрьского вооруженного восстания. На принципах «новой театральности» в 1914 г. в Москве возникает Камерный театр, руководителем которого был талантливый режиссер Е. Таиров. Из большого количества подобных коллективов этот был наиболее крупным и устойчивым и просуществовал до 30-х гг. Следует отметить огромное число открывшихся на рубеже веков театральных кабаре, из которых наиболее известными являлись «Бродячая собака» и «Летучая мышь», ставшие центрами литературной и духовной жизни столицы.

В.3. Мейерхольд

 В музыкальном театре тон задавали императорский Мариинский и Большой в Москве, но также имелись и частные оперные труппы, среди которых особенно популярной была московская Частная опера, основанная в 1885 г. известным предпринимателем и меценатом Саввой Мамонтовым. Здесь в 1896-1899 гг. пел Ф.И. Шаляпин. Когда он снова вернулся в Мариинский театр, то на его спектакли трудно было попасть. «Как известно, легче добиться Конституции, чем билетов на спектакли Мариинского театра», - писали в газетах. Виднейшими представителями русской вокальной школы были Л.В. Собинов и Н.В. Нежданова.

 

 Всемирно известным становится русский балет. Яркими представителями отечественной школы классического танца были М.Ф. Кшесинская и А.П. Павлова, В.В. Нижинский и М.И. Фокин. Организованные С.П. Дягилевым в 1907-1914 гг. в Париже и Лондоне «Русские сезоны» — выступления балетных и оперных звезд — стали поистине триумфом искусства России. Дягилев открыл публике композитора И. Стравинского. На его музыку поставили балет «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная». Всего до начала первой мировой войны было показано 22 балета и 10 опер. По словам Дягилева, «мир искусникам» удалось «возвеличить русское искусство на Западе».

С.П. Дягилев

  Русская музыка начала XX в. в целом переживает подъем. Основным ее источником и особенностью, как в предыдущий период, продолжает оставаться народность. В сокровищницу мировой культуры вошли произведения оперного жанра (Н.А. Римский-Корсаков), симфонической и каменной музыки (С.Н. Рахманинов, А.К. Глазунов, А.Н Скрябин, Р.М. Глиэр и др.).

3.5. Кинематограф.

 

 В те же годы делает свои первые шаги и русский кинематограф. В 1908 г. вышел первый отечественный игровой фильм «Стенька Разин», а всего до 1917 г. их было выпущено около 2 тысяч. Звездами дореволюционного русского кино считалась Вера Холодная и Иван Мозжухин.

Кадр из фильма "Понизовая вольница" ("Стенька Разин")

  Одной из новых черт культурной жизни России рубежа веков становится

меценатство. Меценаты активно помогали развитию образования (так, московский предприниматель Шелапутин передал 0,5 млн. рублей на создание учительской семинарии) и науки (известный фабрикант Рябушинский финансировал Камчатскую экспедицию). Детально поддерживали меценаты и сферу искусства. В качестве примеров можно привести уже знакомую нам частную оперу С. Мамонтова, историю создания МХТ и Третьяковской галереи.

3.6. Архитектура.

 В 1890—1900 г.г. в русской архитектуре появляются новые течения — модерн и неоклассицизм. Если первый проник в Россию с Запада, то второй был чисто национальным явлением. Модерн зародился как противовес царившей тогда эклектике, и основным его признаком стало стремление к новым формам: вместо применения исторических стилей была сделана попытка создать совершенно новую декоративную систему и очистить от эклектических наслоений конструктивную основу здания. Впервые в строительство широко вошли железобетон, стекло, металл, керамика. Внешняя декоративность зданий достигалась при использовании разноцветных материалов, рельефов и фантастических орнаментов на фасадах. К этому добавлялись плавные, текучие линии оконных рам, украшения вестибюлей и внутренних лестниц в виде вьющихся растений из металла.

 

 В Петербурге в новом стиле работали Ф. Лидваль и М. Лялевич (первый построил гостиницу «Астория» в 1908 г. и Азовско-Донской банк в 1907 г., второй — здание торговой фирмы «Мертенс»). Прогрессивное начало, которое нес в себе модерн, нашло свое воплощение в творчестве Ф. Шехтеля, московского архитектора. Типичные для него здания — Художественный театр (1902) и особняк Рябушинского на Малой Никитской улице.

Ф. Лидваль и М. Лялевич гостиницу «Астория»

  В архитектуре неоклассицизма можно выделить имена И. Фомина (дача Половцева на Каменном острове в Петербурге), В. Щуко (павильоны русской экспозиции на Международной выставке в Италии), В. Свиньина (здание Этнографического музея), А. Таманяна (дом В. П. Кочубея в Царском Селе), И.Жолтовского (дом Тарасова на Спиридоновке в Москве). Задачей этого направления стало возрождение традиций русского классицизма строгого и позднего периодов. В отличие от эклектиков, архитекторы начала XX в. не ставили своей целью заимствование чисто внешних элементов декоративного убранства, но пытались соединить благородство и строгость классических образцов с функциональными требованиями современности. Впрочем, здесь и заключалось противоречие, которое приверженцы неоклассицизма не смогли преодолеть.

                                               Заключения

   По первому пункту я затронул тему «На стыке веков…» очень сложный переход к новой культуре. Здесь затрагиваются  аспекты  характерные для перехода, какие потрясения  ждут  с появлением  Серебреного века, насколько он благоприятен переход на стыке веков. С чего начинается формирования нового типа культуры. Так скажем  подготовка к основному.

  По второму пункту  «Научная культура…» Здесь я выяснял какие изменения и что нового появилась с становлением Серебреного века в науке и просвещении. В просвещении сразу стали видны изменения отношения людей к образованию, появлению новых школ и желанию получения образования. В науки открытие новых изобретений, изучения нового и понятия насколько все это нужна.

 По третьему пункту «Художественная культура…» я считаю что это основная часть этого реферата! В литература, живопись, скульптура, театр и музыка, кинематограф, архитектура в этих под пунктах я пытаюсь показать новые направления, ярких или главных представителей этих направлений. Изменения и потрясения этого века, появления новых шедевров и талантливых людей. Отказ от старых стереотипов, желания обновления.

 Серебряный век – это эпоха выдающихся художников, писателей, поэтов, живописцев, композиторов, актеров, философов. Это время создания новых направлений и открытий. Ни в одной стране, ни в одной национальной культуре мира XX век не дал такого ее взлета, как в России. Это был синтез, сплав реализма и романтизма, науки и полета фантазии, действительности и мечты, сущего и должного, прошедшего и настоящего, озаряемых грядущим.

Серебряный век в русской культуре – это своеобразное время, которое по-разному воспринимается различными деятелями культуры.

Список литературы

  1.  Алексеев, Измозик .Культурология История культуры России –М.,СЗТУ 2005 -220с.
  2.  Радугин  А.А. Культурология - учебное пособие –М.,303с.
  3.  Интернет.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64417. Садові листовійки – філофаги в насадженнях яблуні та регулювання їх чисельності в Передгірному Криму 578 KB
  Останнім часом йде реконструкція старих насаджень поява садів нового типу за сучасними схемами посадки типами крони сортовим складом що відбивається на формуванні фауни листовійок у садових агроценозах.
64418. ЕФЕКТИВНІСТЬ СИСТЕМ ІНЖЕНЕРНОГО ЗАХИСТУ ВІД ПІДТОПЛЕННЯ САМОПЛИВНОГО ТА ПРИМУСОВОГО ТИПУ ТА НАПРЯМИ ЇХ УДОСКОНАЛЕННЯ 7.36 MB
  В Україні істотно поширені процеси підтоплення сільськогосподарських угідь і сільських населених пунктів, які супроводжуються підйомом рівня ґрунтових вод (РҐВ) та зумовлюють низку негативних процесів.
64419. КОМПЛЕКС ФІТОНЕМАТОД АГРОЦЕНОЗІВ ХМЕЛЮ ТА ЗАХОДИ РЕГУЛЯЦІЇ ЇХ ЧИСЕЛЬНОСТІ В ЗОНІ ПОЛІССЯ ТА ЛІСОСТЕПУ УКРАЇНИ 394.5 KB
  Тому одним із основних заходів збільшення валового збору хмелю і поліпшення його якості є надійний захист насаджень від патогенних організмів серед яких одними з найменш вивчених є паразитичні нематоди.
64420. РОЗВИТОК МЕТОДІВ МОДЕЛЮВАННЯ ТЕХНІЧНИХ ЗАСОБІВ ЕНЕРГОЗБЕРЕЖЕННЯ СИСТЕМ УПРАВЛІННЯ ДЛЯ ТЕПЛОВОЗНИХ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРІВ 649 KB
  Питання підвищення енергозбереження тепловозних силових установок в умовах стрімкого зростання цін на дизельне паливо в Україні і інших країнах розглядається як одне з першорядних.
64421. ФОРМУВАННЯ ІНСТИТУТУ КОНСОЛІДАЦІЇ ПОЛІТИЧНОЇ ЕЛІТИ В СУЧАСНІЙ УКРАЇНІ 210.5 KB
  В аспекті вивчення шляхів формування демократичної політичної еліти яка ефективно здійснює державне управління з метою реалізації національних інтересів важливе місце займає дослідження інституційних...
64422. МОДЕЛЮВАННЯ ТА ВДОСКОНАЛЕННЯ ПРОЦЕСУ ПЛАСТИФІКАЦІЇ КОНДИТЕРСЬКИХ МАС 354 KB
  Одним з найбільш перспективних напрямів вирішення цієї проблеми є математичне моделювання технологічних процесів для визначення фізико-хімічних і реологічних показників напівфабрикатів на всіх стадіях виробництва.
64423. Особливості успадкування кількісних ознак донорів короткостебловості жита озимого та їх використання в селекції 276.5 KB
  Згідно з поставленою метою вирішували такі завдання: встановити особливості фенотипової і генотипової мінливості успадковуваності фенотипових і генотипових кореляцій та селекційну цінність ознак донорів короткостебловості...
64424. Ефективність мультипробіотику «Симбітер-2» при дисбактеріозі ротової порожнини у хворих на вторинну адентію 666 KB
  Мета оцінка стану мікробіоценозів екологічної ніші ротової порожнини при вторинній адентії та розробка підступів щодо їх корекції з використанням мультипробіотику...
64425. ОЦІНКА ЗАЛИШКОВОГО РЕСУРСУ КУЗОВА ЛЕГКОВОГО АВТОМОБІЛЯ У ЕКСПЛУАТАЦІЙНИХ УМОВАХ 475.73 KB
  Після проведення такого кваліфікованого ремонту автомобіля з малим пробігом за допомогою сучасних технологій досвідчений автоексперт не може визначити чи проводився ремонт кузова досліджуваного автомобіля.