6972

Энергия электромагнитного поля. Плотность энергии ЭМ поля. Плотность потока энергии ЭМ поля. Вектор Умова-Пойтинга

Доклад

Физика

Энергия электромагнитного поля. Плотность энергии ЭМ поля. Плотность потока энергии ЭМ поля. Вектор Умова-Пойтинга. Электромагнитные волны переносят энергию из одной точки пространства в другую за конечное время из-за конечности скорости распростран...

Русский

2013-01-11

31.2 KB

70 чел.

Энергия электромагнитного поля. Плотность энергии ЭМ поля. Плотность потока энергии ЭМ поля. Вектор Умова-Пойтинга.

Электромагнитные волны переносят энергию из одной точки пространства в другую за конечное время из-за конечности скорости распространения электромагнитной волны, равной, скорости света в той среде, где она распространяется.

Энергия W электромагнитной волны внутри некоторого объёма V определяется плотностью энергии w электромагнитного поля волны в соответствии с выражением:

     (1)

Рассмотрим определение плотности энергии электромагнитной волны.

Пусть среда, в которой распространяется электромагнитная волна, не является ферромагнетиком или сегнетоэлектриком, неподвижна и не обладает проводимостью (σ=0). В этом случае можно считать равными нулю токи проводимости, поскольку в соответствии с законом Ома эти токи пропорциональны проводимости: . Вследствие этого нет расхода части энергии электромагнитной волны на увеличение внутренней энергии среды распространения волны из-за выделения Джоулева тепла.

В частном случае однородных сред распространения в соответствии с материальными уравнениями  и  объёмная плотность энергии электромагнитной волны может быть рассчитана по формуле

  (2)

Или в другом виде

   (3)

Исходя из этих выражений, получим для объёмной плотности энергии плоской гармонической волны:

    (4)

Где wE - объёмная плотность энергии электрического поля, равная

(5)

wH - объёмная плотность энергии магнитного поля , равная

(6)

Используя соотношения между амплитудами и фазами векторов напряжённости электрического и магнитного полей плоской гармонической электромагнитной волны, получаем, что

     (7)

В этом случае

   (8)

Отсюда следует вывод, что энергия электромагнитной волны делится поровну между её электрической и магнитной составляющими.

Поскольку  скорость распространения электромагнитной волны, из (8) следует, что произведение плотности её энергии на скорость

    (9)

определяет физическую величину, называемую плотностью потока энергии S, переносимой плоской электромагнитной волной.

Если известна плотность потока энергии S электромагнитной волны, то из (9) можно найти плотность энергии

  (10)

Плотность потока энергии S на самом деле, является векторной величиной, величина которой определяется мгновенным значением плотности энергии ,а направление - направлением распространения волны.

Вектор плотности потока электромагнитной энергии. Теорема Умова-Пойнтинга.

Рассмотрим закон сохранения энергии при распространении электромагнитных волн. Преобразуем систему уравнений Максвелла для чего первое уравнение  умножим на E, а второе  на H и после этого вычтем из первого преобразованного уравнения второе. В результате получим:

Заметим, что

в соответствии с (8) определяет скорость изменения плотности энергии электромагнитной волны w.

Если использовать векторное тождество

 (11)

и ввести вектор

    (12)

называемый вектором Пойтинга, получаем уравнение, представляющее собой не что иное как баланс энергии, переносимой электромагнитной волной

    (13)

Рассмотрим физический смысл вектора Пойнтинга, исходя из аналогии уравнению непрерывности тока

    (14)

в котором ρ - плотность электрического заряда, а j - плотность тока.

Формальная аналогия уравнений (13) и (14) приводит к представлению, что энергия течет подобно жидкости, электрическому току, причем вектор Пойтинга играет роль вектора плотности потока энергии. Иными словами, модуль вектора S равен энергии, переносимой электромагнитным полем за единицу времени через единичную площадку, ориентированную перпендикулярно направлению распространения поля, указываемому направлением вектора S.

Чтобы в этом убедиться, рассмотрим интегральную форму (13). После интегрирования этого соотношения по объёму и применения теоремы Остроградского-Гаусса получается теорема Умова - Пойнтинга:

  (15)

где V - произвольный объём среды распространения электромагнитных волн, ограниченный некоторой поверхностью F;  - внешняя нормаль к поверхности F (рис.1.); w - плотность энергии электромагнитного поля; SN - проекция вектора Пойтинга на направление нормали к поверхности F.

Рис. 1.

Соотношение (15) является одной из форм закона сохранения энергии, связанной с переносом излучения и называется теоремой Умова- Пойнтинга. Правая часть этого выражения представляет собой скорость изменения энергии в объёме распространения электромагнитного поля, а левая часть этого выражения оценивает поток энергии через поверхность, ограничивающую рассматриваемый объём. Иными словами, изменение энергии внутри объёма V происходит за счет притока/оттока электромагнитной энергии через поверхность F, ограничивающей объём.

Выведенная теорема остаётся справедливой и при учете свойств теплопроводности, а также упругости среды, но к плотности потока электромагнитной энергии следует добавить дополнительные слагаемые, ответственные за плотность потока тепловой и упругой энергии.

Общее представление о потоке энергии в пространстве было введено в физику Н. А. Умовым в 1874г. Пойнтинг получил формулу для расчета потока электромагнитной энергии на одиннадцать лет позднее Н. А. Умова, не рассматривавшего расчёты потока энергии электромагнитного поля.

Из соотношения (15) следует, что уравнение энергетического баланса, используемое для определения вектора Пойнтинга по формуле (12), будет выполнено, если к вектору Пойнтинга прибавить ротор произвольного вектора (). Отсюда следует неоднозначность определения вектора Пойнтинга из уравнения (15). Однако, в круге рассматриваемых физических задач это обстоятельство не приводит к каким-либо недоразумениям.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58060. Вражаючі здібності «фортепіанного поета» Фридеріка Францішека Шопена 89.5 KB
  МЕТА: поглибити знання дітей про творчість Фридеріка Шопена; вчити учнів глибоко емоційно сприймати інструментальну фортепіанну музику розуміти та інтерпретувати її зміст; дати визначення понять ноктюрн і скерцо; збагатити уявлення дітей про життєвий зміст музики розуміння її...
58061. Урок-презентація: Симфонія вогняних років 64 KB
  Учитель музики: Доброго дня діти. Сьогодні ми міркуємо про музику яка народжувалась і звучала в роки Великої Вітчизняної війни подивимось як боровся наш народ з ворогом у блокадному Ленінграді і як ця боротьба показана Шостаковичем через музику в симфонії на екрані слайд...
58062. Стихійні лиха 75.5 KB
  Мета: продовжити ознайомлювати учнів із небезпеками природного походження, розглянути приклади стихійних небезпек, скласти алгоритми поведінки в надзвичайних ситуаціях (сильного вітру і грози та в разі потрапляння в зону підтоплення); розвивати логічне мислення; виховувати бережливе ставлення до власного здоровя та життя.
58063. Прикладне мистецтво 293 KB
  Обладнання для учнів: естетичний словник з образотворчого мистецтва ручка. Види діяльності учнів: пізнавальна сприймання мистецтва. Вид уроку: бесіда з образотворчого мистецтва.
58064. Психічна і духовна складові здоров’я 96.5 KB
  11 Конфлікти і здоровя. Види конфліктів. Вплив конфліктів на здоровя. 1 МЕТА: надати учням поняття про конфлікти їх види вплив конфліктів на здоровя; формувати в учнів вміння адекватного оцінювання життєвих ситуацій; вміння обирати шляхи вирішення спільних проблем; вчити учнів запобігати конфліктних ситуацій та при їх виникненні вміти розвязувати конфліктні ситуації; розвивати в учнів розуміння почуттів і потреб інших людей; виховувати в учнів толерантне ставлення до чужих поглядів і переконань товариські стосунки.
58065. Формування здорового способу життя 2.02 MB
  Мета: сформувати поняття про здоровий спосіб життя як умову збереження і зміцнення здоровя. Обладнання та матеріали: фотографії й плакати які дають змогу ілюструвати різний спосіб життя формування здорового способу життя. Базові поняття й терміни: здоровя спосіб життя.
58066. Сприйняття мистецтва. Імпресіонізм. Відтворення дійсності у стилі імпресіонізм. Зображення на площині. Відтворення святкового настрою. Творча робота «Ялинка на майдані» 91.5 KB
  Мета: ознайомити учнів зі стилем мистецтва імпресіонізм з творчістю художників імпресіоністів; учити спостерігати вплив світла на зміну кольорів; формувати вміння передавати світло тіньові явища відповідно до змін часу доби та пори року...
58067. Доброта творит чудеса 72.5 KB
  Цель урока: Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.
58068. Анімалістичний жанр у живопису. Знайомство з творчістю М.Приймаченко. Створення етюду-малюнку пташки на кольоровому тлі: «Снігур» 126.5 KB
  Мета: Навчальна: розширювати знання учнів про анімалістичний жанр, продовжувати вчити малювати птахів, ознайомити учнів з творчістю видатної української художниці М.Приймаченко. Розвивальна: розвивати творчі здібності, фантазію, мислення, уяву.