69780

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Дипломная

Педагогика и дидактика

Актуальность исследования. Традиционно в качестве основных критериев профессионального развития личности выступали критерии эффективности деятельности, но уже в работах Е.А. Климова отмечается недостаточность этих критериев для оценки уровня профессионализации.

Русский

2014-10-10

55.03 KB

30 чел.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

1.1. Определение понятия идентичности

1.2. Место профессиональной идентичности в структуре профессионального развития

1.3 Подходы к изучению профессиональной идентичности в отечественной психологии

1.4 Формирование профессиональной идентичности

 

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

3.1. Общая организация эмпирического исследования

3.2. Особенности принятия студентами себя как профессионала

3.3. Особенности принятия профессии как параметра профессиональной идентичности

3.4. Основные тенденции принятия ценностей профессионального сообщества на разных курсах обучения в вузе

3.5. Основные тенденции развития принятия ролевых позиций

3.6. Основные тенденции развития профессиональной идентичности



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Традиционно в качестве основных критериев профессионального развития личности выступали критерии эффективности деятельности, но уже в работах Е.А. Климова отмечается недостаточность этих критериев для оценки уровня профессионализации. Поэтому на современном этапе развития науки психологами выделяется критерий профессионального развития личности - профессиональная идентичность, который является ведущей характеристикой субъекта труда. Профессионал как субъект труда в отличие от исполнителя сам ставит цели деятельности, определяет пути и средства их достижения, несет ответственность за последствия ее реализации. В отличие от специалиста, профессионал владеет деятельностью в целом, удерживает ее предметность в многообразных практических ситуациях, способен к построению деятельности, ее изменению и развитию. Профессиональная идентичность свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, а также о степени признания себя как профессионала (Ю.П. Поваренков).

В исследованиях, посвященных общей проблеме идентичности и частной - профессиональной идентичности, было определено понятие идентичности (А. Ватерман, 3. Фрейд, Э. Эриксон), обозначены основные направления исследования идентичности в зарубежной и отечественной психологии (Н.В. Антонова, H.JL Иванова), рассмотрено понятие социальной идентичности (H.JI. Иванова, Т.Г. Стефаненко, Дж. Тернера, Г. Тэджфела), определены некоторые особенности формирования и развития профессиональной идентичности (Е.П. Ермолаева, А. Маслоу, JI.M. Митина, Ю.П. Поваренков, Е.Т. Соколова, Л.Б. Шнейдер), затронуты также и вопросы становления профессиональной идентичности студентов вузов (М.В. Клищевская, Д.А. Леонтьев, Ю.П. Поваренков, В.Ф. Сафин).

В этих исследованиях были получены важные результаты, которые позволяют сформировать определенные представления о закономерностях становления профессиональной идентичности, вместе с тем, остаются неясными вопросы, связанные с этапами становления профессиональной идентичности в целом и в период обучения в вузе, кризисами профессиональной идентичности, возникающими в процессе обучения. Неизученными являются факторы, которые влияют на становление профессиональной идентичности на этапе обучения в педагогическом вузе, а также вопрос о соотношении параметров, определяющих становление профессиональной идентичности.

Исходя из сказанного, цель исследования заключается в том, чтобы выявить ведущие тенденции становления профессиональной идентичности студентов на основе анализа ее отдельных параметров и их взаимодействия в процессе обучения в педагогическом вузе.

В соответствии с поставленной целью мы определили следующие задачи исследования: обобщить основные подходы к проблеме идентичности, сложившиеся в отечественной и зарубежной психологии, определить специфику профессиональной идентичности студентов –психологов и ее отдельных параметров, выявить динамику изменения отдельных параметров профессиональной идентичности в период обучения в вузе, выявить особенности взаимодействия параметров профессиональной идентичности на различных этапах обучения в вузе, разработать рекомендации для более успешного формирования профессиональной идентичности в период профессионального обучения.

Объект исследования: общее и профессиональное развитие студентов педагогического вуза.

Предмет исследования: учебно-академическая, учебно-профессиональная и профессиональная идентичность студентов педагогического вуза.

Гипотезы исследования:

1. Процесс становления профессиональной идентичности в период обучения в вузе носит неравномерный характер. Студенты-первокурсники не имеют четкого представления о том, какими качествами должен обладать психолог, вследствие этого студенты I курса наделяют психолога исключительно социально одобряемыми качествами, в результате чего образ психолога по их оценке является не столько обобщенным образом известным им психологов, сколько отражает их представления об идеальном образе профессионала

2. Динамика развития для каждого из параметров профессиональной идентичности является специфичной.

3. В процессе обучения, при переходе на  старшие курсы образ психолога  у студентов отдаляется от образа идеального человека и становится более реальным, что позволяет студентам идентифицировать себя с психологом.

Методологической основой исследования явились следующие теоретические положения:

Положения отечественной психологии о системной детерминации психической деятельности, сформулированные в трудах JI.C. Выготского, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова и других основоположников отечественной психологии.

Подходы отечественных и зарубежных психологов к проблеме профессионального развития: В.А. Бодрова, Т.В. Кудрявцева, А.К. Марковой, Ю.П. Поваренкова, Д. Сьюпера, Ш. Бюллер и других исследователей.

Подходы к исследованию идентичности в отечественной и зарубежной психологии: психоаналитическое направление (3. Фрейд, эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона); когнитивная психология (теории социальной идентичности Г.М. Андреевой, H.JI. Ивановой, Т.Г. Стефаненко, Г. Тэджфела, Дж. Тернера и др.)

Современные подходы к исследованию профессиональной идентичности в отечественной психологии (Н.В. Антоновой, Е.П. Ермолаевой, H.JI. Ивановой, Л.М. Митиной, Ю.П. Поваренкова, Е.Т. Соколовой, Л.Б. Шнейдер и др.)

Подходы отечественных психологов к проблеме профессионального развития студентов (Н.Н. Балицкой, А.А. Зотова, Г.Ю. Любимовой, И.В.

Михайлова, В.А. Полякова, В.Ф. Сафина, С.Н. Чистяковой, А.В. Юпитова и других исследователей.)

Методы эмпирического исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался набор методов: теоретический анализ психологической литературы по теме исследования, анкетирование, наблюдение, беседа, экспертная оценка, комплекс психодиагностических методик: методика Дембо — Рубинштейн; Будасси «Методика изучения самооценки»; «Принятие профессии»; «Ценностно-ориентационное единство»; методика Леонтьева «Смысложизненные ориентации»; «Психосемантический метод исследования профессиональной идентичности»; «Личностный 16-факторный опросник» Р. Кеттелла; «Тест умственных способностей» Р. Амтхауэра; «Черно-белые матрицы» Дж. Равена. При анализе полученных данных использовались статистические методы обработки результатов исследования (вычисление средних значений, показатель вариативности, корреляционный анализ, факторный анализ), для оценки статистической значимости использовался U-критерий Манна-Уитни, ранговый коэффициент корреляции Спирмена. При обработке эмпирических данных использовалась _____


1.1. Понятие идентичности

    Обращение к проблеме идентичности связано с усилением интереса к проблеме выбора, самовыражения, обретения «сущностного Я» в хаосе бытия.

         Идентичность определяется как ощущение субъектом соответствия собственной личности, а самоидентичность содержит в себе дополнительный* элемент- элемент творческого субъективного осмысления идентичности, что позволяет сохранить уникальность и неповторимость отдельной личности [9]. Какая-то часть жизненной и ментальной реальности человека является устойчивой, неотъемлемой (пол, возраст, тело, этническая принадлежность, язык, профессия) - он может что-то в ней менять, дополнять, совершенствовать по собственной воле или по необходимости, но эта принадлежность четко фиксирована и осознаваема. Можно обозначить эту инварианту, неотъемлемую часть как «Я». Другая часть жизненной и ментальной реальности человека является вариативной, подлежащей обмену в процессе повседневного бытия (идеи, чувства, отношения, вещи и др.) - она продуцируется первой частью, выступает как её производная. Можно обозначить эту вариативную часть, как «Мое». Тогда идентичность человека структурно представляет собой совокупность «Я»+»Моё». Для каждого человека составляющие этой совокупности индивидуальны, поэтому идентичность каждого человека своеобразна, уникальна и неповторима.

           Большинство исследователей трактуют идентичность как результат некоего процесса (самопознания, самопонимания, отождествления, идентификации-отчуждения и т. п.) и подчеркивают ее экзистенциальный характер наряду с функциональным.

Далеко не каждый индивид в состоянии разрешить кризис идентичности и перейти к решению уже собственно взрослых задач.

Последователь Эриксона Д. Марсиа развил его теорию, определив идентичность как «структуру Эго — внутреннюю самосоздающуюся, динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории». Марсиа  выдвинул предположение, что данная гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны «решения проблем» и выделил четыре основных статуса идентичности: достигнутая идентичность, мораторий, преждевременная идентичность, диффузная идентичность.

                 Для построения модели используются два параметра: 1) наличие или отсутствие кризиса — состояния поиска идентичности; 2) наличие или отсутствие единиц идентичности — личностно значимых целей, ценностей, убеждений.

                  Достигнутая идентичность. Этим статусом обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой индивид знает, кто он и чего хочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Свои цели, ценности, убеждения он переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни.

                   Мораторий. Этот термин, вслед за Э. Эриксоном, Дж. Марсиа использует по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и активно пытающемуся разрешить его, пробуя различные варианты. Здесь индивид постоянно находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса (чтение литературы, беседы о различных возможностях,  реальное экспериментирование со стилями жизни). На ранних стадиях такого поиска индивид переживает чувства радостного ожидания, любопытства.

            Преждевременная идентичность – статус, приписываемый человеку, никогда не переживавшему состояния кризиса идентичности, но тем не менее обладающему определенным набором целей, ценностей и убеждений. У людей с преждевременной идентичностью элементы формируются относительно рано, не в результате самостоятельного поиска и выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями или другими значимыми людьми. Принятые таким образом цели, ценности и убеждения могут быть сходными с родительскими.

             Диффузная идентичность – состояние идентичности, характерное для людей, не имеющих прочных целей, ценностей и убеждений и не предпринимающих активных попыток к их формированию. Эти индивиды или никогда не находились в состоянии кризиса идентичности, или оказались неспособными решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности они переживают ряд негативных состояний, включая пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, беспомощность и безнадежность. 

Проблематика идентичности находиться на стыке интересов социологии, истории, культурологи, когнитивной психологии, психологии личности и социальной психологии. Проблема идентификации "Я" решалась в западной психологии А. Адлером, У. Джеймсом, Д. Парфитом, 3. Фрейдом, А. Фрейд, Ю. Хабермасом, М. Хайдеггером, К. Хорни, К. Юнгом, Э. Эриксоном, в отечественной – В.В. Абраменковой, М.М. Бахтиным, И.С. Коном, В.С. Мухиной, Л.М. Поповой.

Широкое распространение термина "идентичность" и его введение в научный обиход связано с именем Э. Эриксона, который определил идентичность как внутреннюю «непрерывность самопереживания индивида», «длящееся внутреннее равенство с собой», как важнейшую характеристику целостности личности, как интеграцию переживаний человеком своей тождественности с определенными социальными группами. Традиция словоупотребления идентичности в психологической литературе совпадает в своем первоначальном значении с понятием такой онтологической истины «вещь является самой собой и не чем-либо другим». Подлинное означает тождество между тем, что мыслится, и тем, как это оформляется в словах, между тем, что имеется в сознании, и тем, какое это находит выражение во внешнем поведении. В этом плане можно обсуждать, что идентичность человеку не дана, она задана, ее развитие поддается обсуждению не в терминах "формирования", а терминах "достижения" и «становления». Большинство исследователей трактуют идентичность как результат некоего процесса (самопознания, самопонимания, отождествления, идентификации-отчуждения и т.п.) и подчеркивают ее экзистенциальный характер наряду с функциональным.

Можно выделить 3 уровня представленности термина "идентичность" в языке:

-уровень очевидности или рационалистический, он отражает целостность, неделимость, «натуральность» личности как интегративное свойство человек таков, каким он кажется;

-понятийный, он отражает конкретно-научное содержание, определяемое исследователями, представляет степень соответствия человека группе, полу, этносу;

-глубинный или иррациональный, он отражает самость, вещь в себе, основывается на признании иллюзорности человеческого самосознания, необходимости разотождествления сознания с любым наличным содержанием, критике любых форм самоидентификации человека в сфере сущего.

Идентичность обсуждают и как чувство, и как сумму знаний о себе, и как поведенческое единство, т.е. она выступает как сложный интегративный психологический феномен. Мы исходим из того, что идентичность есть синтез всех характеристик человека в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате субъективной прагматической ориентации в постоянно меняющейся среде.

В отечественной психологии представления об идентичности традиционно развивались в рамках исследований самосознания и самоотношения, кроме того, идентичность рассматривалась как один из аспектов проблемы «Я». На сегодняшний день благодаря усилиям отечественных ученых (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С. Мерлина, В.С. Мухиной, Л.Д. Олейника, Л.С. Рубинштейна) сложился определенный категориальный аппарат в области изучения самосознания. В его рамках установлены взаимосвязи между понятиями самосознание, самоотношение, самооценка, достаточно хорошо изучены такие вопросы как соотношение сознания и самосознания, структура самосознания, генезис и возрастные особенности самосознания, образ «Я». Таким образом, в отечественной психологии оформилась следующая эвристическая последовательность сознание - самосознание - образ «Я». Можно ли просто заменить термин "самосознание" на термин "идентичность"? С точки зрения Шнейдер, термины "самосознание" и "идентичность" не являются взаимозаменяемыми и абсолютно тождественными понятиями [51].

История понятия разработана недостаточно. Есть основание полагать, что первым в начале 20 века это понятие употребил З.Фрейд в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» [48]. И означало самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом. Этот термин, имеет более широкое значение, и обобщает имитацию, подражательное поведение, эмоциональное слияние с объектом.

В современных психологических работах разделяются понятия идентичность и идентификация [19; 24]. Например, когда говорят «идентичность», акцент делают на некотором состоянии, как на относительно конечном результате самоотождествления. Идентификация – процесс, специфика психологических и социальных механизмов, ведущих к этому состоянию [24, с. 43].

Изучение идентичности восходит к работам Гарвардского университета У. Джемса, который разработал концепцию осмысления личностью своей самоотождествленности, своих границ и места в мире (1890 г. «Принципы психологии») [10]. Джемс показал, что человек думает о себе в двух плоскостях, а именно в личном, где создается личная самотождественность, и в социальном, где формируется многообразие социальных «Я» индивида. Эти две плоскости - стороны одного целостного образования «Я». Знаменитый постулат Джемса гласит: «самоуважение индивида определяется отношением наших действительных способностей, реально достигнутого успеха и притязаний, проявляющихся в желании занять определенное положение в обществе и кем - то стать» [10, С. 27 - 48] через сочетание двух параметров идентификации и самоуважения. В концепции Джемса социальная идентичность является одним из личностных оснований, которые помогают человеку сохранить самоуважение и целостность его «Я».

Э. Фромм, вплотную подошел к проблематике социальной идентичности, в своих публикациях он описывает влияние тоталитарных систем на личность человека [49;50]. Первое обращение к проблематике идентичности было сделано в работе «Бегство от свободы», где выводит понятие идентичности, а также описывает мотивы возникновения той или иной идентичности. Идентичность появляется в ходе развития и означает чувство принадлежности к какой – то целостной структуре, осознанием человека того, что он является частью этой структуры и занимает в ней определенное положение. Идентичность помогает человеку реализовать основную потребность и найти свою социальную нишу. Это позволит ему избежать полного одиночества и сомнений [50, С.59 - 66]. Фромм показал сложную взаимосвязь идентичности с конкретными историческими условиями, а также между чувством свободы и чувством одиночества.

В середине 20 века появились и другие работы, которые по-своему повлияли на развитие проблемы идентичности в психологии. На основе проведенного анализа работ, можно выделить ряд теоретических подходов, которые составили историю формирования данной проблематики. Перечислим некоторые из них: психоаналитическое направление (З. Фрейд, Э. Эриксон, Дж. Марсия, А. Ватерман), символический интеракционизм (Г. Мид, Ч. Кулей, И. Гофман, Г. Фогельсон), бихевиористический подход (М. Шериф, С. Шериф), когнитивный подход (Г. Тэшфел, Дж. Тернер, Д. Абрамс), деятельностный подход (В.С. Агеев), феноменологическая социология (М. Хайдеггер, Т. Парсонс, Г. Салливан), конструкционистский подход (П. Бергер, Т. Лукман, Т.Г. Стефаненко).

Классификацию основных подходов к изучению идентичности можно проводить по различным основаниям. Например, в зависимости от того, какое место занимает проблематика идентичности в общей концептуальной системе или другое основание классификации – метод исследования, который используют авторы, в частности, описательная или экспериментальная традиция.

С точки зрения психоанализа, любое психическое явление должно быть раскрыто в трех аспектах: динамическом, энергетическом и структурном. В рамках данного подхода разработка понятия идентичность осуществляется с точки зрения структурно – динамических характеристик. Исследователи обращаются к ее процессуальной и содержательной стороне, благодаря чему прошлое, настоящее и будущее переживаются человеком как единое целое.

Один из ярких представителей психоаналитического направления американский психолог Э. Эриксон, исследуя динамическую адаптивную функцию идентичности, ввел понятие кризисов личностной идентичности и подчеркивал их неразрывную связь с кризисами общественного развития. [51]

На основе теоретического анализа проблемы в работе «Детство и общество» [53], мы отметили, что Э. Эриксон определяет идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности, имеющую форму динамического процесса, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Идентичность - сложнейший процесс, локализованный в ядре индивидуальности, но также и общественной культуры. Как остроумно замечает Эриксон, человек – это не археологический курган, где история расположена пластами, а существо, которое по мере взросления делает свое прошлое частью будущего, а любую прошлую среду, с которой он взаимодействовал, частью своего настоящего окружения. Чувство идентичности позволяет видеть свою жизнь в контексте непрерывности, как ретроспективно, так и перспективно [54, С. 106 - 125].

Идентичность – это тождественность самому себе. Обладать идентичностью – значит иметь личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильности владения личностью собственным Я. Структуру идентичности Эриксон рассматривает как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Он выделяет три основных уровня анализа человеческой природы: индивидный, личностный, социальный. На индивидном уровне анализа идентичность определяется как результат осознания человеком собственной временной протяженности, представление о себе как о относительно неизменной данности физического облика, темперамента, задатков, имеющем свое прошлое и будущее. На личностном уровне идентичность определяется как ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, тождественности самому себе. На социальном уровне идентичность определяется как ощущение человеком принадлежности к значимым социальным группам (профессиональным, этническим, религиозным и др.) [52, С. 155 - 201].

В рамках психоаналитического подхода проблема идентичности стала предметом научного анализа в психологии.

Изучение идентичности в традициях символического интеракционизма связано с работами представителей чикагской школы Дж. Мид, Ч. Кули, Дж. Болдуин и других. Так, Ч. Кули ввел понятие «Я - Концепция» (максимально близкое идентичности), как представление человека о самом себе, которое является субъективным отражением мнения окружающих.

В символическом интеракционизме главное внимание уделяется изучению того, как другие рассматривают человека (Я – каким меня видят другие), как он сам себя видит (Я – каким я сам себя вижу) и как соотносятся эти два процесса (Я как сознающий субъект и как объект).

В соответствии с общими характеристиками данного направления, идентичность (личностная и социальная) рассматривается Мидом как феномен социальный, формирующийся в ходе социального взаимодействия. Идентичность в работах Мида - это целостное восприятие себя и социального мира, поэтому структура идентичности включает в себя не просто единство элементов, но и связи между собой и целым.

Символические категории, выработанные в языке, являются одним из инструментов возникновение осознанной идентичности. Человек может назвать свои характеристики и сопоставить их с характеристиками других людей. Кроме того, он выбирает цели, ценности, потребности, т.е. задает содержание идентичности, а общество корректирует нормы и законы ее существования. Так формируются аспекты «Я» и «Мы» в идентичности. «Я» – это часть идентичности, которая отражает неповторимость, индивидуальность реакций человека на социальную ситуацию и является само – детерминацией. «Мы» – это аспект идентичности связанный с усвоенными человеком социально – детерминированными особенностями, привычками, действиями, являющимися социальной детерминацией. Поскольку идентичность рассматривается Мидом как некая целостность, то человек стремиться достичь переживания себя как единого целого в гармоничной связи с окружающим миром. Но, если возникает противоречивое влияние различных социальных групп, то реакция будет появление соответственно различных идентичностей, что может повлиять на противоречивость поведения и прогнозирования [45,с.14].

Символический интеракционизм дал начало потоку социологических исследований в области изучения идентичности и изменил парадигму изучения личности, а именно, сделал ее ближе анализу личности в социальном контексте [28, С. 180 – 188].

В рамках бихевиоризма личностный уровень анализа межгруппового взаимодействия был минимизирован, поскольку главный интерес исследователей сосредоточился на изучении роли ситуации в развитии межгрупповых процессов. Исследователь данного направления М. Шериф использовал понятие идентичность, чтобы определить групповую принадлежность. Он считал, что межгрупповое поведение как психологический феномен возникает, когда индивиды, принадлежащие к одной группе, взаимодействуют с другой группой или ее членами (индивидуально или коллективно) в терминах групповых идентичностей [45, с.18].

На основе анализа литературы, можно сделать вывод, что исследование проблемы идентичности развивается из направления вспомогательной области знания в предмет собственного теоретического и практического исследования. Мы выделили потребность исследователей синтезировать социально и личностные подходы к изучению идентичности.

Изучение идентичности проходило под большим влиянием когнитивного подхода в конце 50 – х начале 60 – х гг.

В когнитивной психологии идентичность рассматривается как важнейшая психологическая структура. Главная идея состоит в том, что впечатление о мире организуется в связные интерпретации – идеи, установки, стереотипы, которые выступают как регуляторы социального поведения. Теория социальной идентичности является комплексной концепцией, которая базируется психологии личности, социальной и когнитивной психологии. Более выраженную когнитивную направленность она получила благодаря исследованию процесса категоризации, в рамках теории сравнения Дж. Тернера, основанной на работах Л. Фестингера [45, с. 20].

За последние десятилетия этой концепции посвящены дебаты в философии, религии, идеологии [14, с. 64]. Они направлены на понимание центральной проблемы психологии – взаимосвязи между индивидуальным и коллективным: индивидуальное против коллективного, персональная идентичность против социальной идентичность. Изучение идентичности базируется на идее, что каждый индивид характеризуется социальными характеристиками, которые демонстрируют членство в группе, с одной стороны, и персональными или индивидуальными характеристиками, которые более специфичны, уникальны, с другой стороны. Это концепция межличностной и межгрупповой дифференциации.

Для современных исследований идентичности одной из центральной проблем выступает вопрос о закономерностях ее динамики, в частности о закономерностях достижения и поддержания человеком своей положительной идентичности [45,с. 27]. Тэшфел делает вывод о том, что у каждого человека есть стремление к положительному, «хорошему» образу себя, соответственно, одной из основных закономерностей в динамике идентичности будет стремление человека к достижению позитивной идентичности. Таким образом, сравнение «Я образа реального» и «Я образа идеального», запускает актуализацию и развитие идентичности, за которым не редко лежит конфликт (межличностный или межгрупповой).

Анализ теоретических и практических работ, посвященных изучению проблематики идентичности позволяет выделить следующие основные тенденции в направлении изучения идентификационных процессов: а) от персонально – ориентированных к социально – ориентированному; б) от описательного к экспериментальному изучению; в) от психологического и социального к междисциплинарному.

Одним из первых, кто понял идентичность невозможно исследовать в рамках одного теоретического направления и даже одной науки был Э. Эриксон, который писал, что традиционный психоанализ не в состоянии постичь идентичность, потому что не выработал соответствующей терминологии. В исследовании идентичности необходимо объединение усилий разных психологических направлений. Эриксон, придавший понятию идентичности статус самостоятельной научной категории, еще в 50 – е годы предположил, что идентичность, и более того, кризис идентичности, станет центральным понятием в психологии. Послевоенные события, а так же бурное социальное развитие в 60 – 70 – е годы придали особую актуальность теме идентичности и привлекли к ней внимание не только психологов, но и специалистов из других областей знания: социологов, педагогов, философов и других.

В начале 70 – х годов создатель структурной антропологии К. Леви - Строс подтвердил предположение Эриксона, отметив, что кризис идентичности станет новой бедой века, привлечет внимание многих ученых и превратиться из проблемы социально – философской и психологической в междисциплинарную [30, с. 45]. В рамках данного направления проводились кросс – культурные исследования идентичности [1, С. 7 - 38].

На протяжении последующих лет число работ, посвященных проблематике идентичности, неуклонно росло, и на состоявшемся в 1980 году первом мировом конгрессе, организованном Европейской Ассоциацией экспериментальной психологии, было представлено около двухсот междисциплинарных исследований персональной и социальной идентичности. Последнее двадцатилетие лишь подтвердило наметившуюся ранее тенденцию: проблема идентичности и сегодня продолжает оставаться актуальным интересом для исследователей в самых разных областях гуманитарного знания.

В современной отечественной психологии традиционно большинство исследований социальной идентичности связано с изучением отдельных ее видов по принципу их соответствия реальным группам: профессиональным, этническим, семейным и другим. Изучая теоретический аспект идентичности, более всего нас привлек феномен «Профессиональная идентичность» для дальнейшего теоретического и эмпирического изучения.

1.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

С позиций психологической концепции профессионального становления личности Ю.П. Поваренкова профессиональная идентичность прояв-

ляется и реализуется в ходе профессионального становления в различных формах: во-первых, как целостное эмоциональное состояние или чувство профессиональной идентичности, во-вторых, как основная тенденция и критерий профессионального развития человека; в-третьих, как некоторая функциональная система субъекта профессионального пути, ориентированная на достижение профессиональной идентичности.

В соответствии с данной концепцией, профессиональная идентичность как критерий профессионального развития свидетельствует о качественных и количественных особенностях принятия человеком а) себя как профессионала; б) конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей; в) системы ценностей и норм, характерных для данной профессиональной общности.

Развивая представления о профессиональной идентичности, Е.П. Ермолаева определяет ее как компонент личностной идентичности, обеспечивающий успешную профессиональную адаптацию, и как доминантный фактор профессиональной карьеры, базирующийся на компетентности, профпригодности, интересе к работе и балансе со средой.

В отечественной психологии представления об идентичности традиционно развивались в рамках исследований самосознания и самоотношения. JI.M. Митина отмечает, что содержательные характеристики каждой подструктуры профессионального самосознания (Я - понимания, Я - отношения и Я - поведения) включают в себя специфические характеристики, обуславливающие саморазвитие и самоактуализацию в профессиональной деятельности, мы же добавляем в этот перечень и профессиональную идентичность.

С точки зрения Л.Б. Шнейдер, термины «самосознание» и «идентичность», будучи в некоторой степени эквивалентами, не являются взаимозаменяемыми и абсолютно тождественными понятиями. Вводя термин «идентичность», можно тематизировать нерефлексивные, ускользающие от контроля «самосознания» содержания и вместе с тем не прибегать к зарезервированным психоанализом понятиям «подсознание» и «бессознательное» (B.C. Малахов).

Итак, профессиональное самосознание как основа Я - концепции, которая, в свою очередь, является основанием профессионального развития специалиста, обуславливает формирование профессиональной идентичности.

Другим направлением исследования идентичности в отечественной психологии является исследование самоопределения и социализации личности, следовательно, изучение профессиональной идентичности с этих позиций перемещается в плоскость профессионального развития.

Л.Б. Шнейдер проводит сопоставление понятий профессионального самоопределения и профидентичности. Профессиональная идентичность рассматривается данным автором как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества.

А. Маслоу выделяет особенности профессиональной идентичности в соответствии с концепцией самоактуализации, где «самоактуализирующиеся личности, как правило, воспринимают свое призвание как определяющую характеристику своего Я, с которой они идентифицируются, сливаются, сродняготся. Оно становится неотъемлемым аспектом бытия такого человека».

Таким образом, опираясь па точку зрения Н.Л. Ивановой и Е.В. Коневой, профессиональная идентичность предстает как интегративное понятие. в котором выражается взаимосвязь личностных характеристик, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, позволяющих более полно реали-зовывать личностный потенциал профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора.

По мнению отечественных и зарубежных психологов, формирование профессиональной идентичности является результатом специфической формы активности личности, целью которой выступает достижение чувства профессиональной идентичности, а мотивами - элементы профессиональной идентичности. В соответствии с принятой терминологией данная форма активности может быть названа профессиональной идентификацией.

Э. Эриксон подчеркивал, что «... формирование идентичности предполагает процесс одновременного отражения и наблюдения, процесс, протекающий на всех уровнях психической деятельности».

Е.П. Ермолаева смотрит па формирование профессиональной идентичности следующим образом: если признаки, используемые для идентификации, полностью совпадают у человека как потребителя профессии, общества как заказчика и профессионала как исполнителя, то можно говорить о профессиональной идентичности. Ею была исследована динамика содержательных, структурных и параметрических аспектов идентичности профессионала в меняющихся условиях деятельности, определена роль профессиональной идентичности как комплексной характеристики соответствия и универсального основания адаптации человека в разных профессиональных средах.

Е.П. Ермолаева, исследуя психоло!ические барьеры, выделила новую для нашего общества проблему профессионального маргинализма. Это понятие является поведенческим и концептуальным антагонистом профессиональной идентичности. По мнению автора, сущностный признак маргинализма как психологического явления: при внешней формальной причастности к профессии - внутренняя непринадлежность к профессиональной этике и ценностям данной сферы профессионального труда как в плане идентичности самосознания (самоотождествление со всем грузом ответственности, должностных обязанностей и морали), так и в сфере реального поведения (действие не в рамках профессиональных функций и этики, а под влиянием иных мотивов или целей).



H.H. Балицкая, Г.Ю. Любимова отмечают актуальность изучения становления профессиональной идентичности студентов педагогического вуза. Важной задачей университетского образования, помимо передачи знаний и умений (информирование), является также формирование личности профессионала, содействие его самоидентификации с профессией (Г.Ю. Любимова).

Нельзя не отметить и ряд обобщающих концепций, в которых делаются попытки исследовать психологические механизмы профессионального обучения в целом и в тесной связи с другими этапами профессионализации личности. Это исследования В.В. Чебышевой, В.Д. Шадрикова, В.А. Бодрова и др.

По мнению ряда авторов (Т.М. Буякас, Ю.П. Поваренков), процесс, затрудняющий личностное и профессиональное самоопределение в период студенчества, называется «кризис идентичности».

Проблему профессиональной идентичности в педагогическом процессе исследовали В.Г. Абдурашитов, Ж. Зайнобиддинов, З.А. Оруджаев, Ю.П. Поваренков, В.Ф. Сафин и др.

С позиций концепции профессионального становления Ю.П. Пова-ренкова и опираясь на его исследование, мы можем выделить следующие особенности формирования профессиональной идентичности студентов педагогического вуза: студент-первокурсник является носителем "школьной" идентичности, но осознание ее архаичности и непродуктивности начинается у него уже на 1-м курсе. К концу 2-го курса у студентов начинается накапливаться «критическая масса» опыта студенческой жизни. Становление студенческой идентичности в основном завершается к третьему курсу, когда окончательно складывается личность студента как субъекта учебно-академической деятельности. Однако уже на 4-м - 5-м курсе (в зависимости от типа вуза) под влиянием производственной практики и все большей ориентации студентов на "послевузовскую жизнь" у них начинает складываться собственно профессиональная идентичность. К концу обучения в вузе у большинства студентов формирование профессиональной идентичности не завершается.

В.Г. Абдурашитовым, Ж. Зайнобиддиновым было обосновано, что развитие иде1ггичности, профессионального самосознания будущего учителя определяется влиянием двух факторов. Прежде всего, студентами педвуза в процессе обучения усваиваются профессиональные ценности в терминах дисциплин психолого-педагогического цикла. Вторым этапом формирования профессиональной идентичности будущих педагогов является сама педагогическая деятельность в период прохождения педагогической практики, в ходе которой проявляются, уточняются для других и для себя профессионально важные свойства и особенности будущего учителя. Созвучны и результаты исследования В.Ф. Сафина в этом вопросе.

В рамках концепции Ю.П. Поваренкова в качестве параметров развития профессиональной идентичности можно рассматривать принятие профессии, а именно удовлетворенность различными сторонами профессиональной деятельности и профессии в целом, принятие себя в профессии — качественные и количественные особенности профессиональной самооценки, принятие ценностей профессионального сообщества.

Данные параметры определили основные направления нашего эмпирического исследования.

1.3 Подходы к изучению профессиональной идентичности в отечественной психологии

Профессиональная идентичность в последние годы интенсивно изучается в отечественной психологии, такими учеными как Л.Б. Шнейдер, Е.П. Ермолаевой, Д.И. Зевалишеной, Н.Л.Ивановой, Е.В. Коневой и другими.

Профессиональная идентичность наряду с этнической является наиболее востребованным видом социальной идентичности в современных условиях. Изменение социально - экономического уклада жизни общества сопровождается не только сменой социальных ролей, но и появлением новых требований к профессии, организации деятельности. Социально-экономические условия отражаются на всех сферах жизни общества. Поэтому появляются новые требования к профессионалу. В наиболее общем виде проблемы подготовки современных профессионалов можно обозначить двумя словами: «идентичность» и «развитие». Это значит, что для того, чтобы выжить в новых динамических социально-экономических условиях, выдержать конкуренцию, обеспечить благополучие своих близких и сохранить стабильность страны, современный профессионал должен быть способен к постоянному развитию и анализу своего места в социальной среде. Развитие предполагает постоянную направленность на профессиональный рост, новое качество работы, открытость информации, гибкость в целеполагании и принятии решений. Идентичность предполагает осознанное внимание к вопросу «Кто Я?», который сопровождает человека на протяжении всей его жизни и от ответа, на который многое зависит в профессиональной деятельности. Поэтому растущий интерес к проблеме профессиональной идентичности является реакцией на изменение социально - экономических условий и новые требования к подготовке профессионалов.

Важно отметить, что существует точка зрения, согласно которой термин «профессиональная идентичность» дублирует другие устоявшиеся, в отечественной психологии понятия. Например, профессиональное самоопределение, профессионализация, профессиональное саморазвитие, профессиональный статус и роль. Эти и другие, близкие им понятия, отражают суть личностного изменения в ходе профессиональной подготовки и деятельности. На самом деле это не совсем так. Безусловно, между всеми этими понятиями существует определенная близость, но в то же время каждое из них имеет свой содержательный пласт. Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которые выражено концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе или общности. Кроме того, это представление сопровождайся определенными ценностными и мотивационными ориентирами, а также субъективным отношением (принятием или нет) своей профессиональной принадлежности. Учитывая все что, профессиональная идентичность предстает как интегративное понятие, в котором выражается взаимосвязь личностных характеристик, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора.

В исследованиях профессиональной идентичности, которые достаточно интенсивно проводятся в последние годы отечественными психологами, проявилось некоторое невнимание к проблеме социальной идентичности в целом. Как было показано в предыдущей главе, проблематика социальной идентичности достаточно молодая область исследования в психологи, что отразилось на представлениях о структуре социальной идентичности и соотношении различных видов идентичности. Поэтому этническая, профессиональная, культурная, религиозная и другие виды социальной идентичности рассматривались изолированно, без анализа их взаимосвязи и общности в рамках целостного явления. Это отразилось на методологии изучения отдельных видов социальной идентичности, в частности идентичности профессиональной.

Представитель многочисленных публикаций - Е.П. Ермолаева исходит из того, что профессиональная идентичность - это продукт длительного личностного и профессионального развития, который складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса, а именно, согласование реальных и идеальных профессиональных образов «Я» [11, С. 51—59].

С точки зрения данного автора, профессиональная идентичность выступает регулятором, выполняющим стабилизирующую и преобразующую функции [11, С. 51—59]. Основная стабилизирующая функция профессиональной идентичности — обеспечение необходимой степени профессионального центризма и устойчивой профессионально-ментальной позиции. Преобразующая функция профессиональной идентичности зависит от: 1) диапазона изменения профессионально важных качеств и степени идентификации себя с профессией - возможности адаптации выше у людей с широкой идентификацией; 2) дистанцирования образа своей профессии от других профессиональная самоизоляция затрудняет адаптацию в изменившихся условиях и "наведение мостов" при переходе в иное профессиональное пространство; 3) системности или ''рыхлости" структуры идентичности. Все это обеспечивает возможность и преобразования и саморазвития профессионала.

Исследователи данной проблемы подчеркивают, что формирование профессиональной идентичности - очень сложный процесс, который не всегда осознается человеком. Например, Климов Е.А. отмечает, что формирование идентичности у современного профессионала зачастую носит слабо осознанный характер, поскольку многие трудовые операции унифицированы в результате применения сходных технических средств деятельности в разных профессиях. Это замедляет формирование целостного представления человека о своей роли в профессиональном процессе, без которого невозможно понимание; своего места в профессиональной среде и достижение уровня профессионального мастерства [25, С. 47 - 59].

Профессиональная идентичность формируется целостными эталонами типичных профессиональных событий и индивидуализированных концептуальных схем профессионального поведения. Более глубокое усвоение профессиональных нормативов и стереотипов дифференцирует и упорядочивает образ "идеального профессионала", который дополняется образом "себя как профессионала", все более уточняющимся в ходе профессионального самопознания - от стереотипов поведения в непредсказуемых ситуациях, самореализации и развития личности в среде. В противном случае человек рискует остаться на уровне выполнения узкого набора функций, будучи неспособным, их трансформировать с учетом изменившихся обстоятельств [32].

Под профессиональной идентичностью Завалишена Д.И. понимает, характеристику субъекта, выбирающего и реализующего способ профессионального взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности [13, с. 110].

Профессиональная идентичность предполагает функциональное и экзистенциональное сопряжение человека и профессии. Это включает понимание своей профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо и с пользой для других выполнять свои профессиональные функции [33, С. 20 - 25]. В этом определении также, на наш взгляд подразумевается наличие широкого когнитивного контекста профессиональной идентичности, без которого невозможно понимание своей профессии.

Сложным для отечественных психологов оказался вопрос о месте профессиональной идентичности в общей структуре идентификационных процессов. Автор ряда статей о соотношении социальной и личностной идентичности, Павленко В.И. считает, что профессиональная идентичность является частью идентичности личностной [35, С. 135 – 142]. В ряде концепций понятие "профессиональная идентичность"' является конкретизацией понятия "личностная идентичность'' применительно к содержанию и условиям профессионального становления личности. Необходимость введения понятия "профессиональная идентичность", Пряжников Н.С. объясняет тем, что профессиональное становление личности является ведущей формой обретения (развития, формирования) идентичности [40, С. 37 - 46].

Важно отметить, что подобная точка зрения возникает именно из-за недостаточной проработанности в отечественной литературе вопроса о сути социальной идентичности. Профессиональная идентичность не может быть подвидом личностной идентичности, поскольку связана с определенным групповым членством. Тем компонентом идентичности, который придает ей личностный характер, является система ценностей, сопровождающая восприятие группового членства. Поскольку профессионализация основана на переоценке сложившейся системы ценностей и осознании собственных профессионально-важных качеств, возникает иллюзия, что профессиональная идентичность и личностная - явления одного порядка. Нам кажется более плодотворной точка зрения, в которой профессиональная идентичность рассматривается как подвид социальной идентичности, обладающий всеми общими признаками социальной идентичности и соответствующими закономерностями се формирования. В таком случае профессиональная идентичность обладает всеми основными качествами социальной идентичности, связанными с самоопределением в социальной группе, принятием группового членства, позитивным отношением к нему, ролью категоризации и сравнения, последствиями межгрупповой дискриминацией и т.д.

Профессиональная идентичность, будучи подвидом социальной идентичности, является личностным качеством, поэтому появляется в ходе личностного и профессионального становления показывает влияние, на многие аспекты, мышления человека.

Сущность профессиональной идентичности Шнейдер Л.Б. видит в самостоятельном и ответственном построении своего профессионального будущего, что предполагает высокую готовность смысловых и регуляторных основ поведения в ситуации неопределенности приближающегося профессионального будущего, осуществлять личностное самоопределение, интегрировать в профессиональное сообщество и формировать представление о себе как о специалисте.

Исследователи подчеркивают также, что формирование профессиональной идентичности — очень сложный процесс, который не всегда осознается человеком.

В психологии не существует единого подхода в определении профидентичности, поскольку авторы различных психологических школ вкладывают свой смысл в трактовку данного феномена. В настоящее время профидентичность исследуют А.В. Гузь, Д.Н. Завалишина, Е.П. Ермолаева, Шнейдер Л.Б.

На основе проведенного анализа различных подходов мы будим рассматривать профессиональную идентичность, как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии, и отражающийся в когнитивно – эмоционально – поведенческих самоописаниях. С точки зрения концепции Л.Б. Шнейдер Л.Б. [51].

1.4 Формирование профессиональной идентичности

Формирование профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации. «Профессионализация - это процесс становления профессионала. Этот процесс включает выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей, освоение правил и норм профессии, формирование и осознание себя как профессионала, o6oбщение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии. В целом профессионализация это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала является одним из аспектов развития личности» [8, с. 10].

Важно выделить два основных аспекта в процессе формирования профессиональной идентичности: во – первых, уровни профидентичности; во – вторых, этапы профессионального становления специалиста.

Зарубежный автор А. Тэшфел, в рамках социально – психологических исследований выявил следующие этапы формирования профидентичности [37, с. 607]:

• этап социальной категоризации: упорядочивание социального окружения, способом, который имеет смысл для индивида;

• этап социальной идентификации: процесс помещения человеком себя в ту или иную категорию;

• этап социальной идентичности: полное социальное отождествление.

Особый интерес в русле нашей работы представляют данные о том, что значимой смысловой группой может являться профессиональное сообщество, процесс идентификации с которым может привести к достижению идеального профессионального образа «Я».

С точки зрения, отечественного исследователя Н.С. Пряжникова, возможна следующая иерархия в уровнях профидентичности:

1. Осознание дальней и ближней профессиональных целей, стремление понять свое дело, овладеть им в полном объеме, освоить все трудовые функции (профессиональный опыт = 0); определение структуры профессиональных отношений и поиск своего места в них (профессиональное общение = 0); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: "хочу"; характеристика самого субъекта деятельности - мечтающий. Профидентичность - невыраженная.

2. Усвоение основных знаний, требований профессии к человеку осознавание своих возможностей, представление о выполнении данной деятельности, осуществление деятельности по образцу (профессиональный опыт не равен 0); установление профессиональных контактов, вхождение в профессиональное сообщество (профессиональное общение не равно 0); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: "знаю", характеристика самого субъекта деятельности – осведомленный. Профидентичность выраженная, пассивная.

3. Практическая реализация выбранных профессиональных целей, самостоятельное и осознанное выполнение деятельности, формирование своего индивидуального стиля деятельности (профессиональный опыт =const); формирование определенного круга профессиональных контактов, интенсификация процесса профессионального общения (профессиональное общение = const); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: "могу"; характеристика самого субъекта деятельности — умелый. Профидентичность - активная.

4. Свободное выполнение профессиональной деятельности, повышение уровня притязаний - поиск сложных профессиональных задач, профессиональное совершенствование, мастерство и творчество (профессиональный опыт стремиться к бесконечности);ощущение значимости профессиональных контактов, осознание своей профессиональное неповторимости, желание передавать свой опыт другим, делиться им (профессиональное общение стремиться к совершенству) соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: "делаю'': характеристика самого субъекта деятельности — творческий. Профессиональная идентичность устойчивая.

Автор определяет профидентичность — как близкое понятие самоопределению, но содержание его все-таки другое. Профидентичность — это осознавание себя, выбирающего и реализующего способ взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности [40,с. 92].

Согласно концепции Э. Эриксона, при становлении профессиональной идентичности человек проходит те же этапы, что и при социализации - доверие, автономию, инициативность, достижение, идентичность, интимность, творчество, интеграцию.

Для становления профессиональной идентичности важное значение имеет ритуализация в профессиональном поведении, основанная на соглашении взаимодействия по меньшей мере двух людей, которые через определенные интервалы времени возобновляют его в повторяющихся обстоятельствах, например: защита дипломов, диссертаций, выступление на конференциях. Оно имеет важное значение для "Я" всех участков. В обрядах социальная группа побуждает посвященного пройти через испытания, совершить деяния ради такого человека, уподобление с которым позволяет найти свое "Я".

Профессиональная идентичность предполагает функциональное и экзистенциальное соответствие человека и профессии, которое включает в себя понимание своей профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо выполнять свои профессиональные функции.

Если рассматривать развитие субъекта труда как процесс достижения профидентичности, тогда типы самоопределения (в конкретных трудовых функциях, в рамках определенного трудового процесса, специальности, профессии, в рамках жизни, в границах личностного бытия, самости, в рамках культуры) — это объективные или ситуативные слагающие профидентичности, а уровни реализации возможностей самоопределения — субъективные слагающие профидентичности.

Понятие "профессиональное самоопределение" в одних отношениях шире понятия "профидентичность", в других — уже. Шире, т.к. профессиональное самоопределение охватывает больший возрастной диапазон, уже — т.к. в основном относится к выбору, поиску (профессии, смыслов профессиональной деятельности, способов ее реализации). Профидентичность уже, т.к. является категорией профессионального самосознания, отражает единство человека и его дела, профессиональное мастерство, порождается профессиональным опытом и профессиональным общением. Профидентичность шире, т.к. выражается в речи, связывая воедино судьбу и истину, реальность и ментальность, относится и к выбору, и к принятию решения, и к кризисам профессионального самоосуществления.

Профессиональное самоопределение, понимаемое как нахождение смыслов выполняемой работы, предшествует профессиональной идентичности. В этой терминологии профидентичность — это самостоятельное и осознанное владение смыслами выполняемой работы.

Выводы по главе 1:

1. Идентичность выступает как сложный интегративный психологический феномен, который обсуждают и как чувство, и как сумму знаний о себе, и как поведенческое единство (прил.1, табл.1). Мы исходим из того, что идентичность есть синтез характеристик человека в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате субъективной прагматической ориентации в постоянно меняющейся среде.

2. Выделяются различные виды идентичности в зависимости от выраженности личных или социальных аспектов «Я» (личная или социальная идентичность), сознательных или бессознательных аспектов (сознательная или бессознательная идентичность), полного или частичного включения в группу (полная или частичная идентичность). Социальная идентичность характеризуется принадлежностью человека к определенной социальной группе (профессиональной, этнической, семейной, религиозной и др.).

3. Изучение социальной идентичности направлено на понимание механизма отнесения человеком себя к какой - либо социальной группе, в частности, профессиональной.

4. В психологии не существует единого подхода в определении профидентичности, поскольку авторы различных психологических школ вкладывают свой смысл в трактовку данного феномена. В настоящее время профидентичность исследуют А.В. Гузь, Д.Н. Завалишина, Е.П. Ермолаева, Шнейдер Л.Б. (приложение 2, табл. 2).

5. На основе проведенного анализа различных подходов мы будим рассматривать профессиональную идентичность, как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии, и отражающийся в когнитивно – эмоционально – поведенческих самоописаниях.

6. Профессиональная идентичность формируется в процессе профессионального становления личности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47283. Управление дебиторской задолженностью открытого акционерного общества «Коммунальные системы БАМа» 680.5 KB
  Сущность дебиторской задолженности Факторы влияющие на уровень дебиторской задолженности. Пути снижения дебиторской задолженности. Управление дебиторской задолженностью на примере ОАО Коммунальные Системы БАМа. Анализ дебиторской задолженности предприятия в целом.
47284. Цех подготовки фабрики газетной бумаги в г. Шклове 2.47 MB
  Определение крановых нагрузок В данном дипломном проекте выполнен расчет одной подкрановой балки расположенной по оси 1 расчётной рамы разрез 11 в пролете 14 которая идентична подкрановой балке по оси 4. Вариант 1 2 крана Используя правило Винклера устанавливаем два груза на балке и находим положение равнодействующей R относительно опоры А: мм Расстояние от критического груза до равнодействующей: С = 24 3 = 06 м По теореме Винклера устанавливаем колёса крана на балке таким образом чтобы расстояние от левой опоры до...
47287. Алгоритм пересчета балансов вершин выделенного пути и его особенности 76.6 KB
  После добавления нового элемента необходимо обновить коэффициенты сбалансированности родительских узлов Если любой родительский узел принял значение -2 или 2, то необходимо выполнить балансировку поддерева путем поворота
47288. Процедура построения почти полного дерева поиска и ее особенности 82.69 KB
  Бинарное дерево-это конечное множество элементов, которое либо пусто, либо содержит один элемент, называемый корнем дерева, а остальные элементы множества делятся на два непересекающихся подмножества, каждое из которых само является бинарным деревом.
47289. Туберкулез кожи. Лепра 249.5 KB
  Туберкулезные поражения кожи – группа клинически и морфологически различных заболеваний, обусловленных внедрением в кожу микобактерий туберкулеза (палочки Коха)