698

Международная экономическая интеграция

Конспект

Мировая экономика и международное право

Предпосылки и цели международной интеграции. Этапы международной интеграции. Типы интеграционных объединений. Результаты интеграции. Процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений.

Русский

2013-01-06

66.5 KB

38 чел.

Международная экономическая интеграция

  1.  Предпосылки и цели международной интеграции.
  2.  Этапы международной интеграции. Типы интеграционных объединений.
  3.  Результаты интеграции

1    Предпосылки и цели международной интеграции

Экономическая интеграция - процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

Предпосылки интеграции

1. Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующих стран;

2. Географическая близость интегрирующих стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей;

3. Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.;

4. Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги, что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны;

5. «Эффект домино». После того как большинство стран какого-то региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, испытывают трудности, связанные с переориентацией интересов стран-членов объединения друг на друга.

Цели интеграции

  1.  Использование преимуществ экономики масштаба. В результате расширения размеров рынка сокращаются издержки и извлекаются другие преимущества на основе теории экономики масштаба, а это позволяет привлечь иностранные прямые инвестиции на рынки значительных размеров. Эти цели особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки;
  2.  Создание благоприятной внешнеполитической среды, т.е. укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и др. неэкономических областях (интеграционные объединения стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока);
  3.  Решение задач в торговой политики. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран в ВТО при переговорах более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики (интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии);
  4.  Содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику, к региональным торговым соглашениям стран с высоким уровнем экономического развития, создает каналы для передачи рыночного опыта, с другой стороны, в результате рыночных реформ создаются новые полноценные и емкие рынки (подключение европейских стран к ЕС).
  5.  Поддержка молодых отраслей национальной промышленности и с/х. Для местных производителей создается более широкий региональный рынок.

2   Этапы интеграции и типы интеграционных объединений.

1-ый уровень. Между странами заключаются преференциальные торговые соглашения, Пример: соглашение о сотрудничестве и партнерстве между ЕС и странами  бывшего  СССР.  Преференциальные  соглашения  рассматриваются как подготовительный этап интеграционного процесса и предусматривают:

1) снижение тарифных и иных барьеров во взаимной торговле;

2) сохранение национальных тарифов в отношении 3-х стран;

3) никаких межгосударственных органов для управления торговым союзом не создаются.

2-ой уровень Страны создают зоны свободной торговли, предусматривающие:

1) отмену тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле (кроме продуктов с/х);

2) сохранение национальных тарифов в отношении 3-х стран;

3) свободу движения товаров и услуг между странами, вошедшими в зону (кроме продуктов с/х);

4) зона  свободной  торговли  может   координироваться   небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов.

Пример: Североамериканская ЗСТ, 1994 г. создания. Страны-члены: Канада, США, Мексика.

3-ий уровень Образование таможенного союза (ТС), на основе которого осуществляется:

1) отмена тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле;

2) единое тарифное и нетарифное регулирование в отношении 3-х стран;

3) полная свобода перемещения между странами-членами товаров и услуг;

4) координация  межгосударственным  советом  на  уровне  министров, опирающимся на секретариат.

Пример: Ассоциация ЕС с Турцией, Арабский общий рынок, 1964: Египет, Ирак, Иордания, Ливия, Мавритания, Сирия, Йемен и др.

4-ый уровень Создание общего рынка. Интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства, что требует более высокого уровня межгосударственной координации: встречи глав государств, руководителей министерств финансов, Центральных Банков, других ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат.

Пример: в рамках ЕС - это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.

5-ый уровень - интеграция превращается в экономический союз, который предусматривает:

1)  единое тарифное и нетарифное регулирование в отношении 3-х стран;

2)  свободное межстрановое движение товаров, услуг и факторов производства;

3) координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в ключевых областях - валютной, бюджетной, денежной;

4)  правительства отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов с целью обеспечения оперативного регулирования интеграционного объединения (в рамках ЕС - это комиссия ЕС).

Принципиально возможно и существование и 6-го уровня интеграции –политического союза, который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношении с 3-ми странами надгосударственным органам. Однако ни одна интеграционная группировка такого уровня развития не достигла.

Замечание: Несмотря на быстрый рост числа интеграционных объединений большинство из них находятся на ранних стадиях становления.

3 .  Результаты интеграции

Статические эффекты - экономические последствия, проявляющиеся немедленно после создания таможенного союза как его непосредственный результат.

  1.  Эффект создания торговли: В результате создания таможенного союза может возникнуть ситуация, когда товары, которые традиционно закупались на внутреннем рынке, окажутся дороже, чем такие же товары, произведенные за рубежом (если до создания таможенного союза местные производители находились под защитой импортных пошлин) В результате возникновения импортного товарного потока ресурсы данной страны стали использоваться более эффективно.
  2.  Эффект отклонения торговли (обратный первому).

Отклонение торговли - переориентация местных потребителей с закупки товаров у более эффективного внеинтеграционного источника на менее эффективный внутриинтеграционный. Зачастую страны, не участвующие в интеграции, но отгороженные от нее общим таможенным барьером, могли бы обеспечить поставки того же товара по значительно более низким ценам.

Экономический анализ вступления в таможенный союз.

Предположим, Норвегия рассматривает возможность своего присоединения к ЕС. Проанализируем выгоды и издержки этого шага на примере рынка телевизоров.

P      

         

PEC t

Pw t         

PEC 

Pw

                 Q1      Q2                  

Мировой рынок

             Dn                          Sn

                      

РБ

           

          a                   b      c            d

                            f

                          Q1

                          Q2

Рынок Норвегии

Пусть на мировом рынке уровень цены определяется японскими производителями Рw, цена телевизоров производимых в странах ЕС - PEC. Предположим в Норвегии действует таможенный тариф, в этих условиях японские телевизоры в Норвегии стоят  Pw t, а произведенные в ЕС - PEC t. При одинаковом качестве покупатель предпочтет более дешевую продукцию, Норвегия будет импортировать японские телевизоры, объем импорта составит Q1. в рамках таможенного союза, существующего в ЕС, взаимная торговля ведется беспошлинно, а по отношению к импорту из третьих стран применяется единый таможенный тариф. Если единый тариф ЕС составляет столько же сколько и в Норвегии, то для Норвегии дешевле окажутся телевизоры, произведенные в ЕС (PEC <Pw t). Объем импорта составит Q2.

Дополнительный выигрыш потребителей – области a+b+c+d; потери производителей – область a. Проигрыш государства – область c+f. Присоединение к таможенному союзу принесло Норвегии выигрыш – область b+d, и проигрыш – область f. Страна может как выиграть (f < b+d), так и проиграть (f > b+d).

Выигрыш от присоединения к таможенному союзу можно ожидать при следующих условиях:

  •  Если в данной стране спрос на импорт характеризуется высокой эластичностью;
  •  Если присоединение к таможенному союзу повлечет значительное снижение внутренних цен в стране;
  •  Если разница в уровне цен в странах-партнерах по союзу меньше, чем в третьих странах.

Если в результате образования таможенного союза возникает эффект отклонения торговли, то благосостояние не участвующих в нем стран однозначно ухудшится, т.к. ограниченные ресурсы используются менее эффективно, чем в условиях свободной торговли. Благосостояние стран-участниц может либо ухудшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам больше эффекта торговли, либо улучшится, если 1-ый эффект больше эффекта отклонения.

В большинстве случаев эффект отклонения торговли присутствует, но перекрывается эффектом создания торговли, в результате чего интеграция в целом имеет положительный эффект.

Динамические эффекты - экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза:

1.  Возрастающая конкуренция между производителями разных стран, которая сдерживает рост цен, стимулирует улучшение качества товаров, создание новых технологий и пр.;

2. Страны-участницы  используют  преимущества  экономики  масштаба, увеличивая объемы производства и сокращая издержки;

3.  Приток иностранных инвестиций, т.к. корпорации из стран, не вошедших в объединение, стремятся сохранить за собой определенный сегмент закрытого общим таможенным барьером рынка за счет создания предприятий внутри интегрирующих стран.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9842. Сословная система российского общества 15-17 века 27.82 KB
  Сословная система российского общества 15-17 века. Процесс завершения образования Российского государства хронологически совпадает с образованием западноевропейских стран и приходится на время правления Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533...
9843. СССР в годы Великой отечественной войны этапы войны, решающие битвы, экономика и общество. Итоги и цены победы 43.78 KB
  СССР в годы Великой отечественной войны этапы войны, решающие битвы, экономика и общество. Итоги и цены победы. 22 июня 1941 г. Германия напала на Советский Союз без объявления войны, вместе с ней в войну вступили ее союзники: Италия, Румыния, Болга...
9844. Правление Ивана грозного: от централизации к феодальной диктатуре 37.3 KB
  Правление Ивана грозного: от централизации к феодальной диктатуре. Борьба за достижение основных стратегических целей в области внутренней и внешней политики, определившихся на рубеже XV-XVI веков, продолжалась в XVI столетии. Это столетие неразрывн...
9845. СССР в 1945-1953 гг. трудности послевоенного переустройства, ужесточение политического режима 26.22 KB
  СССР в 1945-1953 гг. трудности послевоенного переустройства, ужесточение политического режима. Война принесла огромные человеческие и материальные потери. В 1939-1945 гг. мир потерял от 55 до 75 млн. человек, т.е. в 5-7 раз больше, чем в Первую миро...
9846. Смутное время: кризис государства и общества в России в начале 17 века 33.63 KB
  Смутное время: кризис государства и общества в России в начале 17 века. XVII век является одной из наиболее сложных эпох Русской истории. Начало века - это Смутное время, которое до основания потрясло Российское государство и чуть было не привело ег...
9847. Реформы 1953-1964 гг.: первые попытки либерализации советской системы 37.18 KB
  Реформы 1953-1964 гг.: первые попытки либерализации советской системы. В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС. По какому пути могла пойти страна при новом лидере? Ответ на данный вопрос надо искать в соотношении сил в вы...
9848. Россия в новое время: складывание абсолютизма во второй половине 17 века 26.98 KB
  Россия в новое время: складывание абсолютизма во второй половине 17 века В XVII веке, начиная с Михаила Федоровича Романова (1613-1645), самодержавие активно лавировало между группировками господствующего класса, укрепляя трон и централизацию управл...
9849. ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ И ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ РЕГИОНОВ УКРАИНЫ 137.5 KB
  Топливно-энергетический комплекс содержит группы отраслей промышленного производства, которые специализируются на добыче, обогащении, переработке и потреблении твердого минерального, жидкого и газового топлива, производстве, передаче и использовании электроэнергии, тепла.
9850. Церковный раскол в середине 17 века 25.29 KB
  Церковный раскол в середине 17 века. Русская православная церковь занимает значительное место в истории русского государства. Православие определило этническое самосознание русского народа в период борьбы с монголо-татарским игом, что вместе с общер...