69811

Национальный и конфессиональный состав населения России и ближнего зарубежья

Доклад

География, геология и геодезия

На территории РФ проживают следующие языковые семьи: Индоевропейская: 129 млн.:1. Славянская (русские, украинцы, белорусы, поляки), Иранская (осетины), Германская (немцы), Романская (молдаване, румыны) группы. Алтайская семья: 11,9 млн.: Тюркская (татары, чуваши, башкиры, казахи, алтайцы, шорцы)...

Русский

2014-10-10

39 KB

6 чел.

32. Национальный и конфессиональный состав населения России и ближнего зарубежья

РФ – многонациональное государство, в его пределах живет около 120 этносов. В начале XXв. численность населения России составляла 128,2 млн. чел., а в 1996 г. – 148 млн. Кроме русских (81,5% всего населения), наиболее многочисленными являются татары (свыше 5 млн.), украинцы(свыше 4 млн.), белорусы, башкиры, народы Дагестана, мордва, чуваши. Как правило, большая часть народов имеет свои национально-гос. формирования (21 республика, 10 ав. округов, 1 ав. область) и проживают компактно в их пределах. Из 21 республики РФ только в 6 коренные народы составляют большинство: Ингушетия, Чувашия, Тува, Кабардино-Балкария, Сев. Осетия, Чеченская республика. А так же Агинский АО и Коми-Пермяцкий АО.

На территории РФ проживают следующие языковые семьи: Индоевропейская: 129 млн.:1. Славянская (русские, украинцы, белорусы, поляки), Иранская (осетины), Германская (немцы), Романская (молдаване, румыны) группы. Алтайская семья: 11,9 млн.: Тюркская (татары, чуваши, башкиры, казахи, алтайцы, шорцы), Монгольская (буряты, калмыки), Тунгусо-манчжурская (эвены, эвенки, нанайцы) группы. Уральская семья: 3,2 млн.: Финно-угорская (мордва, удмурты, марийцы, коми, коми-пермяки, финны, ханты, манси, эстонцы), Юкагирская (юкагиры) группы. Северокавказская семья: 3,1 млн.: Нахско-дагестанская (чеченцы, аварцы, ингуши, лезгины), Абхазо-адыгейская (кабардинцы, адыгейцы, черкесы) группы. А также Чукотско-камчатская семья (чукчи, коряки), Эскимосско-алеутская семья (эскимосы, алеуты) и Картвельская семья (грузины). Также на территории РФ проживают и другие народы, такие, как китайцы, арабы, вьетнамцы и т.д.

Если рассматривать ближнее зарубежье, то можно выделить следующий национальный состав: Украина (всего 52 млн: укран – 38, рус – 11,4, евреи – 0,5, белорусы – 0,4), Белоруссия (всего 10,2 млн: бел – 7,2, рус – 1,3, поляки – 0,4), Молдова (всего 4,3млн: молд – 2,8, рус – 0,6), Латвия (всего 2,7 млн: лат – 1,4, рус – 0,9), Литва (всего 3,7 млн: лит – 2,9, рус – 0,3, поляки – 0,3), Эстония (всего1,6 млн: эст – 0,96, рус – 0,5), Грузия (всего 5,4 млн: груз – 3,8, рус – 0,34), Казахстан (всего 16,4 млн: казах – 6,5, рус – 6,2), Азербайджан (всего 7 млн: аз – 5,8, рус – 0,4), Армения (всего 3,3 млн: арм – 3,1, рус – 50 тыс), Туркмения (всего 3,5 млн: туркмен – 2,5, рус – 0,3).  

Хотелось бы заметить, что в результате распада СССР в ближнем зарубежье образовалась значительная российская диаспора (37-38 млн чел), состоящая из этнических русских (25 млн. чел) и нерусского населения. Больше всего представители этой диаспоры сосредоточены на Украине, в Казахстане, Белоруссии и Узбекистане.

Конфессиональный состав населения России за последнее десятилетие существенно изменился. Возобновили свою деятельность некоторые конфессии, запрещенные при советской власти. Появились и некоторые новые деноминации.

Тем не менее, подавляющее большинство верующих России, как и прежде, придерживаются православия. Общая численность православных в стране составляет, по разным оценкам, 70—80 млн. чел. Подавляющее большинство из них относятся к самой многочисленной деноминации России — Русской православной церкви, представленной практически во всех регионах страны. Вместе с тем эта церковь перестала быть единственной официально действующей православной организацией. В России сейчас имеются также православные церковные организации, не признающие руководства Русской православной церкви. Раньше всего от Русской православной церкви отделилось старообрядчество. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн. чел. Среди них резко преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и др.

Старообрядчество никогда не было единым течением. Довольно рано старообрядцы разделились на поповцев (имеющих священников) и беспоповцев (у которых институт священства отсутствует).

В настоящее время старообрядцы-поповцы делятся на три основные группы: единоверцев, приверженцев Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) и сторонников Русской древлеправославной церкви.

Помимо православных и последователей ответвившихся от православия сект в России живут сторонники других направлений христианства. В частности, в России имеются католики, хотя их и несравненно меньше, чем православных. Католики подразделяются на две группы: католиков латинского обряда и католиков византийского обряда (т.н. греко-католиков). Около 800 тыс.

В стране есть и протестанты, относящиеся к различным течениям, церквам и деноминациям: лютеранству, кальвинизму, меннонитству, баптизму, пятидесятничеству, адвентизму и т.д.

Кроме перечисленных протестантских конфессий в России в последнее время стали действовать и ряд других: методисты, Армия спасения, англикане, квакеры, т.н. Международные церкви Христа («Бостонское движение») и пр.

Особое положение в протестантизме занимают разные группы т. н. маргинальных протестантов, вероучения которых весьма сильно отличаются от традиционного протестантизма, а иногда и от христианства вообще. Особенно интенсивной миссионерской деятельностью выделяются среди такого рода конфессий — свидетели Иеговы. В настоящее время их численность в стране составляет (вместе с детьми) более 50 тыс. чел. С начала 1990-х гг. в России действуют также мормоны, или Церковь Иисуса Христа святых последних дней. Их малочисленные группы имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Выборге, Сочи, Владикавказе.

Монофизитство в Российской Федерации исповедуют последователи Армянской апостольской церкви, объединяющей большинство живущих в нашей стране армян. Их общая численность составляет 450 тыс.

Вторая по численности последователей религия Российской Федерации — ислам (около 13 млн. чел., по другим оценкам, значительно выше).

В России представлены обе основные ветви ислама — суннизм и шиизм, причем подавляющее большинство мусульман нашей страны — сунниты.

В последние годы в России появились и сторонники фундаменталистской секты ваххабитов. Их можно встретить в Дагестане и некоторых других районах.

В ряде районов России имеется также значительное число последователей буддизма (около 900 тыс. чел.). Большинство из них - сторониики школы Гелугпа направления ваджраяна. Это верующие восточные буряты и буряты-хонгодоры, основная часть тувинцев, большинство верующих калмыков и сравнительно небольшая часть эвенков (живущие в Бурятии). В последние годы в некоторых городах нашей страны (Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Кемерове, и др.) появились малочисленные группы сторонников различных течений буддизма среди русских.

В России есть и последователи иудаизма — подавляющее большинство верующих евреев. Численность их определить нелегко. Еврейские религиозные организации, обычно относящие к иудаистам всех евреев, приводят на начало 1990-х гг. цифру, близкую к 600 тыс., что вряд ли верно, поскольку значительная часть российских евреев не религиозна (хотя в последние годы уровень религиозности российских евреев заметно возрос). Кроме того, в 1990-е гг. около 200 тыс. евреев эмигрировали из страны.

Часть южных алтайцев исповедуют бурханизм — появившуюся в 1904 синкретическую религию, сочетающую в себе элементы алтайского шаманизма и буддизма. Последователи этой религии поклоняются богу Бурхану.

В России живут и приверженцы традиционных верований (шаманизма, родоплеменных и промысловых культов и др.). Их последователи составляют большинство среди верующих эскимосов, чукчей, коряков, нивхов, удэгейцев, негидальцев, эвенов, тофаларов, нганасанов, энцев, немало их и среди алтайцев, ненцев, долган, ороков. Сторонники традиционных верований есть также среди эвенков и хантов.

Приверженцы традиционных верований имеются и среди некоторых народов Поволжья (в первую очередь марийцев, а также чувашей и удмуртов)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31714. Загальні поняття про особистість 49 KB
  В особистості немовби концентруються особливості суспільства основні його риси. Тому зрозуміти життя особистості можна тільки розглядаючи її у конкретних суспільних умовах в діяльності та стосунках з іншими людьми аналізуючи її соціальний статус та місце в суспільних відносинах. Усі особистості індивіди але не кожен індивід особистість. Паригіна модель особистості котра повинна зайняти місце в системі психології припускає поєднання двох підходів: соціологічного й загальнопсихолоігчного.
31715. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДІВ СОЦІАЛЬНОЇ ПСИХОЛОГІЇ 105 KB
  Метод спостереження може використатися як один із центральних самостійних методів дослідження. Метод спостереження здійснюється також з метою збору первинного матеріалу дослідження а також для контролю отриманих емпіричних даних. Класифікація спостереження виконується на різних підставах.
31716. Соціалізація старшокласників у школі 89.5 KB
  Ціннісні орієнтації референтної групи істотною мірою визначають соціальнопсихологічне обличчя підлітка. Оскільки група єдина площина соціальнопсихологічного досвіду в якій може проявити себе підліток яку він може засвоїти й через яку пізнати сукупність суспільних відносин то саме група стає формівною силою в соціалізації підлітка. Тут надзвичайно суттєвим є питання про те що визначає референтну значущість тієї чи іншої групи в очах підлітка або навпаки сприяє її зниженню.
31717. Структура педагогічної психології 35.5 KB
  До кожної теми подано список літератури щоб читач міг поперше більш докладно вивчити певний аспект теми яка його зацікавила подруге мав уявлення та добре орієнтувався у працях авторів які займаються проблемами та дослідженнями в галузі психології навчання та виховання. Предмет і задачі педагогічної психології Предметом педагогічної психології є психологія навчання психологія виховання психологія вчителя та педагогічної діяльності. Основний зміст педагогічної психології складають психологічні закономірності процесів навчання та...
31718. Загальна характеристика процесу виховання 43.5 KB
  Соціальня ситуація розвитку особистості Становлення людини як індивіда та особистості за Л. Виготським передбачає діалектичну взаємодію двох відносно автономних однак нерозривно пов'язаних процесів розвитку природного і соціального. Кожному віку притаманна певна специфічна соціольна сипгуаціярозвитку тобто особливе співвідношення внутрішніх процесів розвитку і зовнішніх умов яке є типовим для кожного вікового етапу зумовлює динаміку психічного розвитку протягом відповідного вікового періоду і нові якісно своєрідні психологічні утворення...
31719. Формування моральної свідомості 39 KB
  Для періоду дитинства взагалі характерне засвоєння моральних норм і перетворення останніх на регулятори поведінки та діяльності дитини через наслідування відповідних дій дорослих. 3 погляду педагогіки це орієнтація на максимальне усвідомлення у межах вікових психологічних можливостей дитиною моральних вимог що їх постійно висуває перед нею життя орієнтація на природну творчість дитини. У моральній свідомості учнів розрізняють два взаємопов'язаних рівні: теоретичний система моральних знань того чи іншого рівня узагальненості та рівень...
31720. Соціально-психологічні аспекти виховання 37 KB
  Такі групи називають референтними. Референтні групи можуть бути як реальними так і уявними але особистість завжди орієнтується на їх цінності і стандарти як на еталонні зразки своєї поведінки завжди прагне до визнання з їх боку. Якщо індивід реально входить до складу референтної групи то це створює психологічно сприятливі умови для успішного розвитку особистості в певному напрямку останній зовсім не обовязково має співпадати зі загальною стратегією виховання особливо коли референтній групі притаманна асоціальна спрямованість.
31721. Загальна характеристика процесу учіння 23.5 KB
  Загальна характеристика процесу учіння Учіння виявляється там де дії людини скеровуються свідомою метою засвоїти певні знання навички вміння форми поведінки і діяльності коли субєкт діє з метою засвоєння нового досвіду. Зміст учіння гностична пізнавальна діяльність на основі пізнавальних психічних процесів за допомогою перцептивних мнемічних інтелектуальних імажинативних дій. Існує 3 основних групи мотивів учіння за їх джерелом: Внутрішні зумовлені структурою потреб людини.