69812

Национальная политика XIX (конец) - XX (начало). Русификаторская политика царизма XIX (конец) - XX (начало)

Доклад

История и СИД

XIX век (вторая половина): Формально российское законодательство не знало правовых ограничений по национальному признаку. В законах были ограничены евреи (в некоторых правах, независимо от вероисповедания), с 1864 года поляки-католики.

Русский

2014-10-10

57.5 KB

2 чел.

Национальная политика XIX(конец)-XX(начало) + Русификаторская политика царизма XIX(конец)-XX(начало)

Подготовлено по материалам статьям Дякина В.С. «Национальный вопрос во внутренней политике царизма в XIX веке» и «Национальный вопрос во внутренней политике царизма в начале XX векa». 


   XIX век (вторая половина): Формально российское законодательство не знало правовых ограничений по национальному признаку. В законах были ограничены евреи (в некоторых правах, независимо от вероисповедания), с 1864 года поляки-католики. На уровне подзаконных актов – ограничения для татар-мусульман. Правовые ограничения действовали в зависимости от конфессионального признака и степени владения русским языком. Так как конфессиональный признак часто распространялся на национальности, то ограничения имели национальный характер. Однако «инородец» мог, не переходя в православие пользоваться всеми правами государственной службы и сословными привилегиями, если проявлял лояльность властям.
   Официальных документов, формировавших национальную политику, не существовало, эта политика формулировалась всегда в отношении конкретных конфессий и народов на определенном этапе.

   
Почему так важен вопрос языка?
   В качестве основного пути достижения единства империи было избрано постепенное внедрение единственного государственного языка на всех уровнях управления и суда, а так же в школе.

   При Николае I (1825-1855) наметилась тенденция к «русификации» и «православизации» малочисленных народов и к наступлению на самобытность крупных. Еще больше она проявилась в царствование Александра II (1855-1881), что было связано с:

  •  Польское восстание 1863-1864
  •  Реакция мусульманских народов внутренней России и Закавказья на Крымскую войну
  •  Русская экспансия в Среднюю Азию


   Основные ограничения прав поляков-католиков в Юго-Западном Северо-Западном краях (где поляки в основном были помещиками, а белорусы и украинцы – крестьянами). Полякам запрещалось покупать и арендовать земли в 9 западных губерниях. Избираемое дворянство заменили на назначаемое правительство. Поляки-католики не могли впредь назначаться на более чем 50% мест в управлении. Запрещалось преподавание и даже употребление польского и литовского языков в школе. Были ликвидированы почти все католические монастыри. В 1865 году была поставлена задача «скорейшего и полного» обрусения края. С 1866 года был взят курс на вытеснение поляков с государственных постов благонадежными русскими. Все административное делопроизводство – только на русском языке.
   С 1867 года разрешено обучать крещенных татар («инородцев») на родном языке. В 1874 году передача конфессиональных мусульманских школ в ведомство Министерства народного просвещения (сошло на нет из-за опасений недовольства).
   Борьба между Россией и Турцией за «расположенность» армян, используя «карту католикоса». Существование украинского народа официальной линией не признавалось. 1863 – запрещение печатать книги духовного содержания на украинском. C 1876 запрет периодической печати на украинском языке.
   Поражение в Крымской войне и Польское восстание вынудили Александра II сделать шаги навстречу финскому дворянству, стремившемуся расширить рамки автономии. С 1860 у Финляндии собственная валюта, с 1863 – регулярно функционирующий законодательный орган – Сейм, в 1878 разрешено формирование ограниченных воинских частей.
   1859-1879 – ряд законодательных актов по правам евреев (сначала разрешили купцам 1ой гильдии, имеющим высшее образование, жить за пределами черты оседлости, потом – довольно широкому кругу евреев-ремесленников).

   Aлександр III – усиление националистических тенденций во внутренней политике. Связано с общей идеологией царствования и психологическим настроем императора, с ускорением капиталистического развития России + сопротивление ряда окраин ассимиляторской политике.
   80-е: вытеснение с государственных должностей представителей местных народностей в Закавказье (Армения, Грузия). Русификаторская политика в Прибалтике. Преподавание там русского языка началось еще при Н I в средней школе, а с введением общей воинской повинности – в начальной. С 1885 – делопроизводство на русском, 1887 – все учебные заведения в ведомости Министерства просвещения. 1887-1893 – обязательное преподавание русского языка в средней школе
   1897-1899 – законы о передаче церковно-приходских школ Армении в ведомость Министерства просвещения. За сопротивление католикоса – с 1903 года – закон о передаче церковного имущества в казну.
   Финляндия: проблема согласования имперского и местного законодательства. 1891 – закон об урегулировании несоответствий имперского и местного законодательств российской стороной. Русификация Финляндии: первый министр-секретарь нефинского происхождения – Плеве, русский язык в делопроизводстве. Финские стрелковые батальоны расформированы, распространение на Финляндию российского закона об общей воинской повинности ? волна терроризма, убийство Бобрикова (1904) – генерал-губернатора Финляндии.
   Начало 80-х: еврейские погромы на юге России – ожесточение политики в отношении выбора евреями места проживания. 1882 – восстановление черты оседлости, евреям-ремесленникам и купцам 1ой гильдии запрещено поселяться в Москве, процентная норма для поступления в институты.
   1880-1890е – ограничения для мусульман. В первую очередь в отношении преподавания.

   Новым фактором национальной политики конца XIX века стала русская крестьянская колонизация окраин. После опустения причерноморского побережья в результате войны и миграций населения правительство допустило туда армян и греков из Турции (стремясь заселить территории трудоспособным населением).
   Началось стихийное переселение в Абхазию. Колонизация Туркестана. Изъятие земель у населения в пользу казны.

   XX век (начало):

  •  Подавление национальных движений в XIX веке способствовало их радикализации в начале XX. Нацтональный вопрос становится дестабилизирующим фактором в Российской империи.
  •  Общие требования национальных движений: уравнение народностей в правах, обучение на родном языке, свобода вероисповедания. Важный фактор – земельный: 
    •  Защита от русской колонизации (Казахстан, Средняя Азия, Закавказье, якуты, буряты)
    •  Борьба против помещиков (Прибалтика, Грузия)
    •  Территориальная автономия (Польша, Финляндия)


   Проблема Польши в начале XX века: речь не о сохранении автономии (как в Финляндии), а о ее восстановлении. Польша – регион, где ставились задачи деколонизации и русификации. Еще один фактор – польское национальное движение было связано с российскими революционными и правительство боялось проявить слабость в этом вопросе. Основные требования польского национального движения – территориальная автономия, восстановление польского языка в гминном управлении и сельской школе. Как решалась: 1905г. – Комитет министров вводит послабления по вопросу польского языка (в отношении духовного книгопечатания и ведения службы). Однако с 1905 года усиливается контроль генерал-губернатора Варшавы над польской католической церковью. Разрешено преподавание ряда предметов на польском (только в частных школах).
   С середины XIX века поляком запрещено замещать более 50% мест на государственной службе – остается в силе. 1906 - полякам разрешено покупать землю у поляков (крах надежд на скупку всех земель русскими помещиками). Важно:

  •  Восстановление выборов предводителей дворянства
  •  Введение польского и литовского языков в начальной школе (при основном русском)


   Украина и Белоруссия считались «русскими» (слабыми в национальном отношении), национальная самобытность официально не признавалась. 1905 – крестьянам католикам разрешили покупать земли в Западном крае, 1905 – разрешение издавать Евангелие на украинском языке (вызвано бесполезностью сдерживания – Евангелия на украинском текли в страну рекой из-за границы, как в наше время наркота :).
   1911 – поскольку белорусы и украинцы не инородцы, то преподавание только на русском языке.

   
Национальная политика в отношении Прибалтики носила двойственный характер: 

  •  поощрение высших образованных классов за приверженность твердой и законной власти (открытие дворянских немецких гимназий в Риге, других частных учебных заведений с немецким языком)
  •  восстановление преподавания на латышском и эстонском языках в начальных школах, чтобы не допустить влияния немецкого языка и культуры
       Еврейский вопрос:
    •  разработка истории законодательства по правам евреев, стремление к уравнению прав евреев
    •  антисемитизм «некоторых кругов» (Дякин намекает на Николая II? Который, как утверждают, известен своим антисемитизмом).


   Антисемитизм в начале XX века:

  •  выселение евреев в черту оседлости
    •  более жесткие ограничения численности евреев в учебных заведениях
    •  меры по вытеснению евреев из хлебной промышленности
    •  запрещение евреям быть директорами крупных предприятий, связанных с недвижимым имуществом. Суд над Бейлисом, обвиненным в ритуальном убийстве. Провал суда.


   В 1890-х евреи были лишены права на проживание во внутренних губерниях, вот в 1907 году это решение было приостановлено. В 1906 году Совет министров выступил за отмену процентной нормы для высшей школы.
   Закавказье, Степной край, Поволжье:
   1905 – джадидисты создали «Мусульманский союз» ? и потребовали уравнения прав своих народов (политических, гражданских и религиозных) (включая волжских татар). В 1906 году ими был составлен план культурно-конфессиональной автономии, выдвинуты требования участия этих народов в Думе.

  •  В башкирских и казахских школах преподавание велось на родном языке с целью недопущения влияния татарского и тем самым усугубления мусульманской проблемы.
    •  B 1907 году – «Правила о начальных училищах» - наибольшее послабление для «инородцев»: разрешение использовать родной язык в качестве подсобного, но главный предмет – все равно русский.


   Факторы панисламизма и пантюркизма:

? Рост либерально-просветительских движений джадидизма, рост числа новометодных конфессиональных школ на средства частного капитала

  •  Младобухарцы (в Бухаре)/младохивинцы (в Хиве)/младосартаки в Туркестане – после Младотурецкой революции 1908
    •  Недовольство населения Казахстана и Средней Азии колонизаторской политикой царизма
    •  1910 – совещание о противодействии татаро-мусульманскому влиянию


   Финляндия:
   Создание в Финляндии Сейма на основе общего голосования (о Сейме был разговор чуть ли не с самого присоединения Финляндии, однако сам Сейм (по-моему) никогда не созывался – это так, общая справка). В 1907 году прошли выборы в Сейм, самая сильное крыло – левое, что приведет к разгону Сейма.
   1907 – особое совещание по делам Финляндии, потом – роспуск Сейма за левую ориентацию. 1910 – вопрос о необходимости парламента в Финляндии «вообще». Закон о распространении общеимперских законов на Финляндию. 1912 – взамен пребывания финнов в армии (правительство не хотело видеть больше нерусей в армии, их и так было 25%) – Финляндия должна была отчислять сумму в бюджет страны. Право на госслужбу в Финляндии получали все выпускники, а не только выпускники финских учебных учреждений.

   На западе (иключая Финляндию) и на востоке царизм пошел на незначительные уступки в вопросе о языке преподавания, на либерализацию в области вероисповедания, на ослабление «русификаторской» тенденции. Это было связано в том числе с Революцией 1905 года.

   Национальная политика на Кавказе в начале XX века связана с деятельностью наместника в кавказском регионе Воронцова-Дашкова. Главная цель – увеличение числа русских крестьян на Кавказе как опоры для власти. В-Д проводил политику сближения с умеренными элементами местного населения. Он настаивал на том, чтобы на Кавказе селились «привыкшие к его с/х условиям крестьяне» (то есть из южных регионов). Таким образом, В-Д был против отнесения казенных земель Кавказа в фонд для русского заселения.

Российское многонациональное государство – империя особого типа

Товарищи, данный вопрос написан по материалам лекции 


   Для того чтобы понять, чем Российская империя отличалась от других империй, необходимо понять – что такое империя западного типа.
   Итак: империя – совокупность народов, образующих политическую, экономическую и культурную систему, где один или несколько этносов играют ведущую или объединяющую роль, а другие находятся в состоянии подчинения или зависимости.
   5 признаков западного империализма:

  •  концентрация средств производства, образование монополий
  •  сращивание промышленного и финансового капиталов, образование олигархий
  •  вывоз капитала
  •  борьба за рынки сбыта и сферы влияния
  •  борьба за передел мира


   
Чем РИ отличалась от империй западного типа? 

  •  Западноевропейские империи строились по этническому принципу, а РИ – по религиозному;
  •  Западные империи формировались на основе буржуазных отношений, РИ – на базе феодальных;
  •  Самобытность русской цивилизации, особый взгляд на национальный вопрос, особенности колонизации (данный пункт целиком расшифровывается ниже)
    •  В центре - наднациональная элита, донациональная по содержанию;
    •  Официальная государственная идеология не была основана на национальном принципе, причем происходило вовлечение различных этносов с расовыми и этническими особенностями в единую общность; отсутствие понятия «метрополия», не было юридически господствующей нации;
    •  Русский этнос никогда не имел преимуществ, ни реально, ни юридически, не было формальных правовых ограничений по национальному признаку (исключения – евреи и поляки-католики с 1866 г.);
    •  При интеграции микросоциумов в систему империи, традиционные уклады и нормы жизни не искоренялись (или менялись незначительно)
    •  Не существовало отграничения центра от окраин; все народы являлись носителями (общей, единой) государственности;
    •  Центр больше вкладывал в окраины, чем получал от них; Россия, присоединяя экономически слаборазвитые районы не могла извлечь существенных хозяйственных выгод; фактически, Россия не выкачивала из «окраин» ресурсы, не делала их рынками сбыта;
    •  Причина присоединения новых земель – не экономическая, но политическая, стратегическая, геополитическая;
    •  Преимущества для народов, вошедших в состав империи:
      •  Часто – физическое выживание;
      •  Скачок в социально-экономическом развитии; так, строительство железных дорог в Средней Азии привело к образованию большого количества промышленных центров и крупных городов;
      •  Приобщение к мировой культуре: перевод книг русских и западных писателей на национальные языки «окраин». В Ташкенте в 1868 - 1ая типография, 1878 – 1ая газета «Туркестанские ведомости» итд.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51372. РАБОТА С МАТРИЦАМИ В ЯЗЫКЕ C 120.29 KB
  В соответствии со своим вариантом для задачи 1 составить: Алгоритм решения задачи, в котором предусмотреть использование следующих функций: 1) функция формирования матрицы, предусмотреть формирование матрицы с клавиатуры и с помощью генератора псевдослучайных чисел;
51377. Моделирование оценки надежности программного обеспечения 70.96 KB
  Теоретические сведения Теория надёжности – научная дисциплина в которой разрабатываются и изучаются методы обеспечения эффективности работы объектов изделий устройств систем и т. В теорию надёжности вводятся показатели надёжности объектов обосновываются требования к надёжности с учётом экономических и др. факторов разрабатываются рекомендации по обеспечению заданных требований к надёжности на этапах проектирования производства хранения и эксплуатации. Количественные показатели надёжности вводят в теорию надёжности на основе...
51378. Ввод и вывод информации через параллельные порты 51.06 KB
  В ходе выполнения данной лабораторной работы я познакомился с основными особенностями параллельных портов ввода-вывода, а именно: - изучил устройство параллельного порта;