69812

Национальная политика XIX (конец) - XX (начало). Русификаторская политика царизма XIX (конец) - XX (начало)

Доклад

История и СИД

XIX век (вторая половина): Формально российское законодательство не знало правовых ограничений по национальному признаку. В законах были ограничены евреи (в некоторых правах, независимо от вероисповедания), с 1864 года поляки-католики.

Русский

2014-10-10

57.5 KB

3 чел.

Национальная политика XIX(конец)-XX(начало) + Русификаторская политика царизма XIX(конец)-XX(начало)

Подготовлено по материалам статьям Дякина В.С. «Национальный вопрос во внутренней политике царизма в XIX веке» и «Национальный вопрос во внутренней политике царизма в начале XX векa». 


   XIX век (вторая половина): Формально российское законодательство не знало правовых ограничений по национальному признаку. В законах были ограничены евреи (в некоторых правах, независимо от вероисповедания), с 1864 года поляки-католики. На уровне подзаконных актов – ограничения для татар-мусульман. Правовые ограничения действовали в зависимости от конфессионального признака и степени владения русским языком. Так как конфессиональный признак часто распространялся на национальности, то ограничения имели национальный характер. Однако «инородец» мог, не переходя в православие пользоваться всеми правами государственной службы и сословными привилегиями, если проявлял лояльность властям.
   Официальных документов, формировавших национальную политику, не существовало, эта политика формулировалась всегда в отношении конкретных конфессий и народов на определенном этапе.

   
Почему так важен вопрос языка?
   В качестве основного пути достижения единства империи было избрано постепенное внедрение единственного государственного языка на всех уровнях управления и суда, а так же в школе.

   При Николае I (1825-1855) наметилась тенденция к «русификации» и «православизации» малочисленных народов и к наступлению на самобытность крупных. Еще больше она проявилась в царствование Александра II (1855-1881), что было связано с:

  •  Польское восстание 1863-1864
  •  Реакция мусульманских народов внутренней России и Закавказья на Крымскую войну
  •  Русская экспансия в Среднюю Азию


   Основные ограничения прав поляков-католиков в Юго-Западном Северо-Западном краях (где поляки в основном были помещиками, а белорусы и украинцы – крестьянами). Полякам запрещалось покупать и арендовать земли в 9 западных губерниях. Избираемое дворянство заменили на назначаемое правительство. Поляки-католики не могли впредь назначаться на более чем 50% мест в управлении. Запрещалось преподавание и даже употребление польского и литовского языков в школе. Были ликвидированы почти все католические монастыри. В 1865 году была поставлена задача «скорейшего и полного» обрусения края. С 1866 года был взят курс на вытеснение поляков с государственных постов благонадежными русскими. Все административное делопроизводство – только на русском языке.
   С 1867 года разрешено обучать крещенных татар («инородцев») на родном языке. В 1874 году передача конфессиональных мусульманских школ в ведомство Министерства народного просвещения (сошло на нет из-за опасений недовольства).
   Борьба между Россией и Турцией за «расположенность» армян, используя «карту католикоса». Существование украинского народа официальной линией не признавалось. 1863 – запрещение печатать книги духовного содержания на украинском. C 1876 запрет периодической печати на украинском языке.
   Поражение в Крымской войне и Польское восстание вынудили Александра II сделать шаги навстречу финскому дворянству, стремившемуся расширить рамки автономии. С 1860 у Финляндии собственная валюта, с 1863 – регулярно функционирующий законодательный орган – Сейм, в 1878 разрешено формирование ограниченных воинских частей.
   1859-1879 – ряд законодательных актов по правам евреев (сначала разрешили купцам 1ой гильдии, имеющим высшее образование, жить за пределами черты оседлости, потом – довольно широкому кругу евреев-ремесленников).

   Aлександр III – усиление националистических тенденций во внутренней политике. Связано с общей идеологией царствования и психологическим настроем императора, с ускорением капиталистического развития России + сопротивление ряда окраин ассимиляторской политике.
   80-е: вытеснение с государственных должностей представителей местных народностей в Закавказье (Армения, Грузия). Русификаторская политика в Прибалтике. Преподавание там русского языка началось еще при Н I в средней школе, а с введением общей воинской повинности – в начальной. С 1885 – делопроизводство на русском, 1887 – все учебные заведения в ведомости Министерства просвещения. 1887-1893 – обязательное преподавание русского языка в средней школе
   1897-1899 – законы о передаче церковно-приходских школ Армении в ведомость Министерства просвещения. За сопротивление католикоса – с 1903 года – закон о передаче церковного имущества в казну.
   Финляндия: проблема согласования имперского и местного законодательства. 1891 – закон об урегулировании несоответствий имперского и местного законодательств российской стороной. Русификация Финляндии: первый министр-секретарь нефинского происхождения – Плеве, русский язык в делопроизводстве. Финские стрелковые батальоны расформированы, распространение на Финляндию российского закона об общей воинской повинности ? волна терроризма, убийство Бобрикова (1904) – генерал-губернатора Финляндии.
   Начало 80-х: еврейские погромы на юге России – ожесточение политики в отношении выбора евреями места проживания. 1882 – восстановление черты оседлости, евреям-ремесленникам и купцам 1ой гильдии запрещено поселяться в Москве, процентная норма для поступления в институты.
   1880-1890е – ограничения для мусульман. В первую очередь в отношении преподавания.

   Новым фактором национальной политики конца XIX века стала русская крестьянская колонизация окраин. После опустения причерноморского побережья в результате войны и миграций населения правительство допустило туда армян и греков из Турции (стремясь заселить территории трудоспособным населением).
   Началось стихийное переселение в Абхазию. Колонизация Туркестана. Изъятие земель у населения в пользу казны.

   XX век (начало):

  •  Подавление национальных движений в XIX веке способствовало их радикализации в начале XX. Нацтональный вопрос становится дестабилизирующим фактором в Российской империи.
  •  Общие требования национальных движений: уравнение народностей в правах, обучение на родном языке, свобода вероисповедания. Важный фактор – земельный: 
    •  Защита от русской колонизации (Казахстан, Средняя Азия, Закавказье, якуты, буряты)
    •  Борьба против помещиков (Прибалтика, Грузия)
    •  Территориальная автономия (Польша, Финляндия)


   Проблема Польши в начале XX века: речь не о сохранении автономии (как в Финляндии), а о ее восстановлении. Польша – регион, где ставились задачи деколонизации и русификации. Еще один фактор – польское национальное движение было связано с российскими революционными и правительство боялось проявить слабость в этом вопросе. Основные требования польского национального движения – территориальная автономия, восстановление польского языка в гминном управлении и сельской школе. Как решалась: 1905г. – Комитет министров вводит послабления по вопросу польского языка (в отношении духовного книгопечатания и ведения службы). Однако с 1905 года усиливается контроль генерал-губернатора Варшавы над польской католической церковью. Разрешено преподавание ряда предметов на польском (только в частных школах).
   С середины XIX века поляком запрещено замещать более 50% мест на государственной службе – остается в силе. 1906 - полякам разрешено покупать землю у поляков (крах надежд на скупку всех земель русскими помещиками). Важно:

  •  Восстановление выборов предводителей дворянства
  •  Введение польского и литовского языков в начальной школе (при основном русском)


   Украина и Белоруссия считались «русскими» (слабыми в национальном отношении), национальная самобытность официально не признавалась. 1905 – крестьянам католикам разрешили покупать земли в Западном крае, 1905 – разрешение издавать Евангелие на украинском языке (вызвано бесполезностью сдерживания – Евангелия на украинском текли в страну рекой из-за границы, как в наше время наркота :).
   1911 – поскольку белорусы и украинцы не инородцы, то преподавание только на русском языке.

   
Национальная политика в отношении Прибалтики носила двойственный характер: 

  •  поощрение высших образованных классов за приверженность твердой и законной власти (открытие дворянских немецких гимназий в Риге, других частных учебных заведений с немецким языком)
  •  восстановление преподавания на латышском и эстонском языках в начальных школах, чтобы не допустить влияния немецкого языка и культуры
       Еврейский вопрос:
    •  разработка истории законодательства по правам евреев, стремление к уравнению прав евреев
    •  антисемитизм «некоторых кругов» (Дякин намекает на Николая II? Который, как утверждают, известен своим антисемитизмом).


   Антисемитизм в начале XX века:

  •  выселение евреев в черту оседлости
    •  более жесткие ограничения численности евреев в учебных заведениях
    •  меры по вытеснению евреев из хлебной промышленности
    •  запрещение евреям быть директорами крупных предприятий, связанных с недвижимым имуществом. Суд над Бейлисом, обвиненным в ритуальном убийстве. Провал суда.


   В 1890-х евреи были лишены права на проживание во внутренних губерниях, вот в 1907 году это решение было приостановлено. В 1906 году Совет министров выступил за отмену процентной нормы для высшей школы.
   Закавказье, Степной край, Поволжье:
   1905 – джадидисты создали «Мусульманский союз» ? и потребовали уравнения прав своих народов (политических, гражданских и религиозных) (включая волжских татар). В 1906 году ими был составлен план культурно-конфессиональной автономии, выдвинуты требования участия этих народов в Думе.

  •  В башкирских и казахских школах преподавание велось на родном языке с целью недопущения влияния татарского и тем самым усугубления мусульманской проблемы.
    •  B 1907 году – «Правила о начальных училищах» - наибольшее послабление для «инородцев»: разрешение использовать родной язык в качестве подсобного, но главный предмет – все равно русский.


   Факторы панисламизма и пантюркизма:

? Рост либерально-просветительских движений джадидизма, рост числа новометодных конфессиональных школ на средства частного капитала

  •  Младобухарцы (в Бухаре)/младохивинцы (в Хиве)/младосартаки в Туркестане – после Младотурецкой революции 1908
    •  Недовольство населения Казахстана и Средней Азии колонизаторской политикой царизма
    •  1910 – совещание о противодействии татаро-мусульманскому влиянию


   Финляндия:
   Создание в Финляндии Сейма на основе общего голосования (о Сейме был разговор чуть ли не с самого присоединения Финляндии, однако сам Сейм (по-моему) никогда не созывался – это так, общая справка). В 1907 году прошли выборы в Сейм, самая сильное крыло – левое, что приведет к разгону Сейма.
   1907 – особое совещание по делам Финляндии, потом – роспуск Сейма за левую ориентацию. 1910 – вопрос о необходимости парламента в Финляндии «вообще». Закон о распространении общеимперских законов на Финляндию. 1912 – взамен пребывания финнов в армии (правительство не хотело видеть больше нерусей в армии, их и так было 25%) – Финляндия должна была отчислять сумму в бюджет страны. Право на госслужбу в Финляндии получали все выпускники, а не только выпускники финских учебных учреждений.

   На западе (иключая Финляндию) и на востоке царизм пошел на незначительные уступки в вопросе о языке преподавания, на либерализацию в области вероисповедания, на ослабление «русификаторской» тенденции. Это было связано в том числе с Революцией 1905 года.

   Национальная политика на Кавказе в начале XX века связана с деятельностью наместника в кавказском регионе Воронцова-Дашкова. Главная цель – увеличение числа русских крестьян на Кавказе как опоры для власти. В-Д проводил политику сближения с умеренными элементами местного населения. Он настаивал на том, чтобы на Кавказе селились «привыкшие к его с/х условиям крестьяне» (то есть из южных регионов). Таким образом, В-Д был против отнесения казенных земель Кавказа в фонд для русского заселения.

Российское многонациональное государство – империя особого типа

Товарищи, данный вопрос написан по материалам лекции 


   Для того чтобы понять, чем Российская империя отличалась от других империй, необходимо понять – что такое империя западного типа.
   Итак: империя – совокупность народов, образующих политическую, экономическую и культурную систему, где один или несколько этносов играют ведущую или объединяющую роль, а другие находятся в состоянии подчинения или зависимости.
   5 признаков западного империализма:

  •  концентрация средств производства, образование монополий
  •  сращивание промышленного и финансового капиталов, образование олигархий
  •  вывоз капитала
  •  борьба за рынки сбыта и сферы влияния
  •  борьба за передел мира


   
Чем РИ отличалась от империй западного типа? 

  •  Западноевропейские империи строились по этническому принципу, а РИ – по религиозному;
  •  Западные империи формировались на основе буржуазных отношений, РИ – на базе феодальных;
  •  Самобытность русской цивилизации, особый взгляд на национальный вопрос, особенности колонизации (данный пункт целиком расшифровывается ниже)
    •  В центре - наднациональная элита, донациональная по содержанию;
    •  Официальная государственная идеология не была основана на национальном принципе, причем происходило вовлечение различных этносов с расовыми и этническими особенностями в единую общность; отсутствие понятия «метрополия», не было юридически господствующей нации;
    •  Русский этнос никогда не имел преимуществ, ни реально, ни юридически, не было формальных правовых ограничений по национальному признаку (исключения – евреи и поляки-католики с 1866 г.);
    •  При интеграции микросоциумов в систему империи, традиционные уклады и нормы жизни не искоренялись (или менялись незначительно)
    •  Не существовало отграничения центра от окраин; все народы являлись носителями (общей, единой) государственности;
    •  Центр больше вкладывал в окраины, чем получал от них; Россия, присоединяя экономически слаборазвитые районы не могла извлечь существенных хозяйственных выгод; фактически, Россия не выкачивала из «окраин» ресурсы, не делала их рынками сбыта;
    •  Причина присоединения новых земель – не экономическая, но политическая, стратегическая, геополитическая;
    •  Преимущества для народов, вошедших в состав империи:
      •  Часто – физическое выживание;
      •  Скачок в социально-экономическом развитии; так, строительство железных дорог в Средней Азии привело к образованию большого количества промышленных центров и крупных городов;
      •  Приобщение к мировой культуре: перевод книг русских и западных писателей на национальные языки «окраин». В Ташкенте в 1868 - 1ая типография, 1878 – 1ая газета «Туркестанские ведомости» итд.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

103. Санітарно-гігієнічні вимоги до планування, благоустрою, експлуатації загальноосвітніх шкіл 174 KB
  Більшість дітей дотримуються тих гігієнічних вимог, що є необхідними для даного віку. Гігієнічна оцінка фізичного розвитку і стану здоров`я учнів. Складання плану гігієнічного виховання учнів класу.
104. Организация работ по строительству производственного цеха по ремонту механизмов 827.5 KB
  Определение продолжительности строительства, объёмов и трудоёмкости работ. По конструктивному решению здание представляет собой рамную, каркасную конструкцию. Прямые затраты на выполнение проекта.
105. Технические характеристики электропогружчиков логистического предприятия 339 KB
  Определение потребности в ресурсах при проведении работ по разгрузке и приемке товара. Выводы по состоянию охраны труда на предприятии и предложения по улучшению организации службы охраны труда. Напольное, стеллажное и мелкоячеистое хранение.
106. Теорія електричних та магнітних кіл 575 KB
  Розрахунок вторинних параметрів та А-параметрів електричної лінії. Аналіз частотного електричного фільтра. Типовими вузлами тракту передачі є лінія зв‘язку, якою сигнал розповсюджується з пункту передачі до пункту прийому, і електричний фільтр.
107. Економічне обґрунтування рішення щодо налагодження власного виробництва і реалізації на вітчизняному ринку електрогрилів 614.5 KB
  Вибір товару для просування на ринок і оцінювання його конкурентоздатності. Розрахунок витрат на виробництво по роках життєвого циклу проекта виробництва і реалізації товару. Розрахунок узагальнюючих показників ефективності реалізації бізнес-ідеї.
108. Особливості роботи редакторів растрової та векторної графіки 615.5 KB
  Редактор растрової графіки Adobe Photoshop, програма верстки Adobe PageMaker, редактор векторної графіки Corel DRAW. Найбільш широке поширення на комп’ютерах IBM PC одержали монітори типу MDA, CGA, Hercules, EGA і VGA.
109. Загальна теорія лінійних операторів 598.5 KB
  Лінійні оператори в комплексному Евклідовому просторі. Основний вигляд матриці лінійного оператора. Одним з найважливіших моментів у створенні основ цих математичних дисциплін є введення поняття функція.
110. Расчёт технологии прокатки листа 16х2000х5000 из стали 3 на стане 2800 ОАО АМК 518 KB
  Расчет режима обжатий в черновой и чистовой клетях. Расчет скоростного режима прокатки на клети Кварто. Определение допустимого момента при прокатке на клети Дуо. Определение допустимых усилий на валках.
111. Разработка экономических характеристик ООО 7-С Ритейл 89.11 KB
  Изучение и анализ всех видов деятельности предприятия в условиях перехода к рыночной экономике. Анализ экономических процессов, выбор и обоснование управленческих решений в конкретных производственных ситуациях.