69823

Интернационализм - это братство народов

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Интернационализм солидарность людей различных наций и рас основа их взаимопонимания взаимного доверия взаимопроникновения культур ценностей знаний и технологий. Респонденты в основном понимают интернационализм как равенство и братство между народами единение...

Русский

2014-10-10

92.5 KB

0 чел.

15.03.2001, Петрова А.С.

"Интернационализм - это братство народов"

"Интернационализм - солидарность людей различных наций и рас,
основа их взаимопонимания, взаимного доверия,
взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий".

Российский энциклопедический словарь

Интернационализм был одним из любимых лозунгов советской эпохи. Чаще всего он трактовался как бескорыстная помощь братским народам в их освобождении от оков капитализма.

Сегодня слово "интернационализм" знакомо подавляющему числу россиян (81%). Объяснить его смысл взялись 59% опрошенных.

Респонденты в основном понимают интернационализм как равенство и братство между народами, единение народов или просто их мирное сосуществование ("все народы дружны", "все вместе, единство народов", "один за всех, все за одного", "братские отношения народов") - 46%.

Некоторые ссылаются на СССР как на пример интернационализма (12%). Для этой группы опрошенных принцип интернационализма ассоциируется с существованием многонациональных государств, как "при коммунизме было" ("союз государств", "союз разных народов", "многонациональная страна", "бывший СССР", "великая страна, где много народов").

Так или иначе, почти все определения сводятся исключительно к сфере государственной политики. Ни в одном из ответов интернационализм не характеризуется как норма межличностных отношений, не ассоциируется с толерантностью, терпимостью на бытовом уровне.

Фонд "Общественное мнение". Всероссийские опросы городского и сельского населения. 10 марта 2001 года. 1500 респондентов.


02.07.1999, Анна Петрова, Анатолий Черняков, Светлана Климова, Екатерина Ядова

Националистические идеи близки пятой части россиян

Респондентам предложили пять пар альтернативных суждений интернационалистского и националистического характера с просьбой выбрать из каждой пары то суждение, с которым респондент скорее бы согласился. Из пяти высказываний националистического свойства по три и более суждений выбрали 18% респондентов; соответственно, интернациональные идеи оказались близки в целом 70% опрошенных.

Следует отметить, что некоторые суждения националистического толка нашли поддержку более чем у трети россиян, участвовавших в опросе. Так, 38% респондентов считают, что "государство должно помогать в обустройстве только русским, если они приезжают из-за рубежа в Россию на постоянное жительство". Противоположное ему суждение – что "государство должно помогать в обустройстве всем, кто приезжает в Россию на постоянное жительство", – хотя и набрало больше голосов (50%), однако оказалось наименее популярным среди всех суждений интернационалистского толка.

Не слишком близка россиянам и мысль, что "при выборе или назначении человека в органы власти должна учитываться его национальность". Ее поддержали 35% опрошенных, тогда как 56% считают, что в этих случаях национальность не должна иметь значения.

Наименьшее число приверженцев нашла националистическая идея, согласно которой "у русской молодежи в России должны быть преимущества при получении образования" (16%). Подавляющее большинство опрошенных (78%) считает, что "образование должна получать вся способная молодежь России, независимо от национальности".

Общеизвестно, что фашистская идеология основывалась на идеях, утверждающих превосходство одних наций над другими. Известно также, что россияне в большинстве своем не приемлют фашизм. Однако 22% респондентов согласились с тем, что "идеи, утверждающие превосходство одних наций над другими, имеют право на свободное распространение". И лишь немногим более половины опрошенных (59%) одобрили бы наказание за распространение такого рода идей.

Всероссийский опрос городского и сельского населения. 12 июня 1999 года. 1500 респондентов.


23.06.1999, Кертман Г.Л.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС


Результаты опроса позволяют в известной мере составить представление о потенциале национализма в сегодняшнем российском обществе.

Вопрос: "С каким суждением в каждой паре Вы бы скорее согласились?"

Все

Возраст

Образование

18-35 лет

36-50 лет

старше 50 лет

неполное среднее

среднее

среднее спец.

высшее

1. Люди коренной национальности должны иметь больше прав, чем люди других национальностей, живущие на той же территории, или все люди в своей стране должны обладать равными правами

с первым

18

21

17

17

19

18

19

17

со вторым

76

74

77

75

72

75

77

80

затр. ответить

6

5

6

8

10

16

5

3

2. Государство должно помогать в обустройстве всем, кто приезжает в Россию на постоянное жительство, или государство должно помогать в обустройстве только русским, если они изза рубежа приезжают в Россию на постоянное жительство

с первым

50

49

53

47

47

49

55

44

со вторым

38

41

37

37

37

37

37

48

затр. ответить

12

10

10

16

16

15

9

8

3. При выборе или назначении человека в органы власти должна учитываться его национальность или при выборе или назначении человека в органы власти его национальность не должна иметь значения

с первым

35

35

35

35

34

35

36

36

со вторым

56

58

57

54

53

55

58

61

затр. ответить

9

8

8

12

13

11

7

3

4. За распространение идей, утверждающих превосходство одних наций над другими, нужно наказывать или идеи, утверждающие превосходство одних наций над другими, имеют право на свободное распространение

с первым

59

58

59

59

54

56

63

65

со вторым

22

25

23

18

16

25

20

25

затр. ответить

20

17

18

23

31

19

17

9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82263. Язык социально-гуманитарных наук. Языковая картина мира и «языковые игры» 34.44 KB
  проблемы природы языка принципов и законов его функционирования начинают изучаться лингвистами логиками психологами и философами. Таким образом для языкознания важными вопросами становятся вопросы семантики а также проблемы взаимосвязи языка и мышления языка и предметного мира. Так швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр 18571913 указывает на то что предметом изучения лингвистики становится имманентная реальность языка. Также проблемы языка в первую очередь выдвигаются в логике.
82264. Интерпритация как придание смысла, значения высказываниям, текстам, явлениям, событиям 40.1 KB
  Это внешняя сторона интерпретации. Выделяя к качестве предмета изучения исторического познания текст мы не должны сводить процедуру интерпретации к набору грамматических языковых игр Л. Объективный план интерпретации как операции мышления представлен с одной стороны предметом исследования а с другой операциональным или формально логическим каркасом своего рода алгоритмом системой стандартных шагов правит принципов и приемов субъекта познания в ходе познавательной деятельности. Общепризнанным каноном процесса интерпретации в...
82265. Вера и знание, достоверность и сомнение. Диалектика веры и сомнения в процессе познания 32.72 KB
  В социальногуманитарных науках знание всегда сочетается с верой и сомнением так как вера ориентирована на преувеличение роли абсолютного момента в знании а сомнение роли относительного в нем. Вера присутствует в социальногуманитарных науках прежде всего в силу незавершенности познания социальных явлений как допущение возможности соответствия социальной реальности и его отражения в знании. Она также может присутствовать в социальногуманитарных науках: как вера ученогогуманитария в Бога ученый привносит в науку свою веру как его...
82266. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л.Витгенштейн) Вера и верования 31.72 KB
  Витгенштейн Вера и верования. Вера возникает как необходимое следствие бытия среди людей утверждает Витгенштейн имеет социальнокоммуникативную природу. Вера субъективная уверенность. Вера и знание имеют различные основания противоположно направленные.
82267. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Типы обоснования веры и знания. Соотношение веры и истины 36.66 KB
  Типы обоснования веры и знания. Одной из основных предпосылок философскометодологического анализа социальногуманитарного знания является рассмотрение научного познания в контексте культуры его связь с историческими особенностями и ценностными установками общества. Тема веры достоверности сомнения оказывается одной из фундаментальных в самых разных областях и на разных этапах научного познания. Соотношение различных духовноценностных установок веры и научного знания поразному влияло на развитие науки.
82268. Натуралистическая исследовательская программа 38.77 KB
  Сегодня вопрос об исследовательской программе или близком к ней понятии парадигмы в социальных науках сталкивается с двумя трудностями: 1 избрания масштаба исследования; 2 многообразия исследовательских программ господствующего сегодня в социальногуманитарных науках. Какие исследовательские программы парадигмы можно выделять 1 Классическая философия были ориентирована на природу и изучающие ее науки на следующую отсюда натуралистическую парадигму. Последователи натуралистической исследовательской программы полагают: либо предмет наук...
82269. Антинатуралистическая исследовательская программа и ее общенаучное значение 36.58 KB
  Природа остается в качестве предпосылки деятельности человека но культур центризмом не схватывается оставляя место натурализму Другой причиной жизненности натуралистической исследовательской программы является вызванное объективными социальными изменениями крушение классических рационалистических установок. Она по существу указала на границы натуралистической программы. Натуралистическая и антинатуралистическая программы направлены на изучение одного и того же объекта но в соответствии со своей методологией исследовательской программой...
82270. Применение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ ва социально –гуманитарных науках 33.52 KB
  В них присутствуют: натуралистическая парадигма общества основные варианты: механицизм физикализм биологизм географический детерминизм демографический детерминизм общество понимается как жестко-детерминированная система обусловленная влиянием определенных природных факторов климата полезных ископаемых территории и т. оно рассматривается с редукционистских позиций; антинатуралистическая парадигма общества основные варианты: социологизм экономизм психологизм антипсихологизм общество понимается как...
82271. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук пол предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам 34.01 KB
  В настоящее время считается что естественные науки и социально-гуманитарные науки имеют как общие так и различные характеристики. Естественные и социально-гуманитарные науки обладают всеми признаками науки как особого феномена познание нового наличие эмпирического и теоретического уровней оформленность в понятиях и т. Вместе с тем социально-гуманитарные науки отличаются от естественно-математических и технических наук по следующим основаниям: по объекту исследования естественные науки изучают природную реальность т. то что существует...