69823

Интернационализм - это братство народов

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Интернационализм солидарность людей различных наций и рас основа их взаимопонимания взаимного доверия взаимопроникновения культур ценностей знаний и технологий. Респонденты в основном понимают интернационализм как равенство и братство между народами единение...

Русский

2014-10-10

92.5 KB

0 чел.

15.03.2001, Петрова А.С.

"Интернационализм - это братство народов"

"Интернационализм - солидарность людей различных наций и рас,
основа их взаимопонимания, взаимного доверия,
взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий".

Российский энциклопедический словарь

Интернационализм был одним из любимых лозунгов советской эпохи. Чаще всего он трактовался как бескорыстная помощь братским народам в их освобождении от оков капитализма.

Сегодня слово "интернационализм" знакомо подавляющему числу россиян (81%). Объяснить его смысл взялись 59% опрошенных.

Респонденты в основном понимают интернационализм как равенство и братство между народами, единение народов или просто их мирное сосуществование ("все народы дружны", "все вместе, единство народов", "один за всех, все за одного", "братские отношения народов") - 46%.

Некоторые ссылаются на СССР как на пример интернационализма (12%). Для этой группы опрошенных принцип интернационализма ассоциируется с существованием многонациональных государств, как "при коммунизме было" ("союз государств", "союз разных народов", "многонациональная страна", "бывший СССР", "великая страна, где много народов").

Так или иначе, почти все определения сводятся исключительно к сфере государственной политики. Ни в одном из ответов интернационализм не характеризуется как норма межличностных отношений, не ассоциируется с толерантностью, терпимостью на бытовом уровне.

Фонд "Общественное мнение". Всероссийские опросы городского и сельского населения. 10 марта 2001 года. 1500 респондентов.


02.07.1999, Анна Петрова, Анатолий Черняков, Светлана Климова, Екатерина Ядова

Националистические идеи близки пятой части россиян

Респондентам предложили пять пар альтернативных суждений интернационалистского и националистического характера с просьбой выбрать из каждой пары то суждение, с которым респондент скорее бы согласился. Из пяти высказываний националистического свойства по три и более суждений выбрали 18% респондентов; соответственно, интернациональные идеи оказались близки в целом 70% опрошенных.

Следует отметить, что некоторые суждения националистического толка нашли поддержку более чем у трети россиян, участвовавших в опросе. Так, 38% респондентов считают, что "государство должно помогать в обустройстве только русским, если они приезжают из-за рубежа в Россию на постоянное жительство". Противоположное ему суждение – что "государство должно помогать в обустройстве всем, кто приезжает в Россию на постоянное жительство", – хотя и набрало больше голосов (50%), однако оказалось наименее популярным среди всех суждений интернационалистского толка.

Не слишком близка россиянам и мысль, что "при выборе или назначении человека в органы власти должна учитываться его национальность". Ее поддержали 35% опрошенных, тогда как 56% считают, что в этих случаях национальность не должна иметь значения.

Наименьшее число приверженцев нашла националистическая идея, согласно которой "у русской молодежи в России должны быть преимущества при получении образования" (16%). Подавляющее большинство опрошенных (78%) считает, что "образование должна получать вся способная молодежь России, независимо от национальности".

Общеизвестно, что фашистская идеология основывалась на идеях, утверждающих превосходство одних наций над другими. Известно также, что россияне в большинстве своем не приемлют фашизм. Однако 22% респондентов согласились с тем, что "идеи, утверждающие превосходство одних наций над другими, имеют право на свободное распространение". И лишь немногим более половины опрошенных (59%) одобрили бы наказание за распространение такого рода идей.

Всероссийский опрос городского и сельского населения. 12 июня 1999 года. 1500 респондентов.


23.06.1999, Кертман Г.Л.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС


Результаты опроса позволяют в известной мере составить представление о потенциале национализма в сегодняшнем российском обществе.

Вопрос: "С каким суждением в каждой паре Вы бы скорее согласились?"

Все

Возраст

Образование

18-35 лет

36-50 лет

старше 50 лет

неполное среднее

среднее

среднее спец.

высшее

1. Люди коренной национальности должны иметь больше прав, чем люди других национальностей, живущие на той же территории, или все люди в своей стране должны обладать равными правами

с первым

18

21

17

17

19

18

19

17

со вторым

76

74

77

75

72

75

77

80

затр. ответить

6

5

6

8

10

16

5

3

2. Государство должно помогать в обустройстве всем, кто приезжает в Россию на постоянное жительство, или государство должно помогать в обустройстве только русским, если они изза рубежа приезжают в Россию на постоянное жительство

с первым

50

49

53

47

47

49

55

44

со вторым

38

41

37

37

37

37

37

48

затр. ответить

12

10

10

16

16

15

9

8

3. При выборе или назначении человека в органы власти должна учитываться его национальность или при выборе или назначении человека в органы власти его национальность не должна иметь значения

с первым

35

35

35

35

34

35

36

36

со вторым

56

58

57

54

53

55

58

61

затр. ответить

9

8

8

12

13

11

7

3

4. За распространение идей, утверждающих превосходство одних наций над другими, нужно наказывать или идеи, утверждающие превосходство одних наций над другими, имеют право на свободное распространение

с первым

59

58

59

59

54

56

63

65

со вторым

22

25

23

18

16

25

20

25

затр. ответить

20

17

18

23

31

19

17

9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3581. У математиці своя мова – це формули 55.5 KB
  У математиці своя мова – це формули Мета: забезпечити творче застосування знань, умінь, навичок учнів у нестандартних умовах; розвивати логічне мислення, формувати самостійність, творчу активність, ініціативу, вміння швидко приймати рішення, ви...
3583. Здоровий спосіб життя. Методичний посібник для вчителів загальноосвітніх навчальних закладів 1.59 MB
  Здоров’я школярів багато в чому залежить від їхніх теоретичних знань і практичних навичок, які сприяють збереженню здоров’я. Найбільш серйозні соціальні проблеми й проблеми охорони здоров’я, поширені в наш час, багато в чому виз...
3584. Механічні коливання і хвилі 17.83 KB
  Механічні коливання і хвилі Мета уроку: повторити, узагальнити та систематизувати знання учнів з теми «Механічні коливання і хвилі», розвивати вміння творчо мислити, вчити цінувати думку та працю інших, виховувати етику та культуру спілкування. Тип...
3585. Електричний струм в електролітах. Застосування електролізу 39.45 KB
  Електричний струм в електролітах. Застосування електролізу Мета: дати учням уявлення про електроліз як окисно-відновний процес: розвивати вміння спостерігати, аналізувати фізичні й хімічні явища, робити висновки; закріпити поняття «електролітична ди...
3586. Електричний струм у газах. Несамостійний і самостійний розряди у газах. 27.41 KB
  Електричний струм у газах. Несамостійний і самостійний розряди у газах. Мета: розкрити фізичну природу електричної провідності газів з точки зору електронної теорії, з'ясувати види розрядів; розвивати логічне мислення; виховувати спостережливість, увагу...
3587. Закони постійного струму. Урок-змагання 71.68 KB
  Закони постійного струму. Урок-змагання. Узагальнити і поглибити знання учнів за темою «Закони постійного струму»; закріпити уміння і навички розв'язування розрахункових та експериментальних задач; формувати навички колективної праці в поєднанні з індивідуальною.
3588. Сценарій Вернісаж особистостей 14.63 KB
  Сценарій Вернісаж особистостей Ведуча: шановні учні, вчителі! Сьогодні ми зібрались в цій залі, щоб подумати, помріяти, відпочити і підтримувати учасників «Вернісаж особистостей». У конкурсі приймають участь 15 учасників. Ведучий: і як водиться, на ...
3589. Випускний вечір 2012 118.5 KB
  Випускний вечір 2012 Святково прибрана актова зала. Під тиху музику ведуча звертається до присутніх. Ведуча: Доброго вам вечора, шановні батьки, вчителі, гості! Здається, що тільки вчора пролунав останній дзвоник, позаду - напружена пора іспитів, і ...