69832

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРАВА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Однако если в начале 90-х годов школа испытывала трудности из-за нехватки учебных пособий педагогических кадров профессионально подготовленных в области юриспруденции наглядных средств обучения и прочее то к настоящему времени ситуация кардинально изменилась.

Русский

2014-10-10

31 KB

5 чел.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРАВА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Предсказание о том, что в ХХI веке в системе научного и практического знания лидерство будет переходить к социальным наукам, начинает сбываться. Потребность в основательном изучении экономических, психологических, социальных и, конечно, юридических наук стала весьма ощутимой в западноевропейских странах в конце 60-х начале 70-х годов. Лишь в 90-е годы ушедшего столетия в условиях диверсификации образования стал накапливаться российский опыт создания вариативных учебных заведений с приоритетным вниманием к правовому обучению. Из 10 вновь создаваемых школ 9 были профилированы в гуманитарном направлении. Однако, если в начале 90-хгодов школа испытывала трудности из-за нехватки учебных пособий, педагогических кадров, профессионально подготовленных в области юриспруденции, наглядных средств обучения и прочее, то к настоящему времени ситуация кардинально изменилась. Появилось много направлений, концепций правового обучения школьников, которые не только спорят, взаимно дополняют друг друга, но и позволяют сформировать у ученика полную научную картину мира.

Большинство учебников, адресованных школам, носит практико-ориентированный характер, формируя социальную активность личности, навыки правомерного поведения при разрешении любой проблемы. Однако не стоит полностью отказываться и от включения ряда важных теоретических вопросов права в содержательные области школьного образования. Практика показала, что настоящее юридическое образование начинается не с заучивания законов и комментариев к ним, а с понимания именно основ права. Не случайно известный русский историк В. Н. Татищев заметил, что «в России всегда не хватало законодателей, а те, которые были, очевидно плохо ориентировались в истории права. Надо восполнять этот пробел и готовить тех, кто был бы способен писать закон». Еще более значимым становится необходимость создания устойчивой потребности в механизме соблюдения законов, уважения к праву. В связи с этим актуальность приобретают правовые курсы, специально ориентированные на воспитание детей в духе уважения прав друг друга. Живя в мире детства, ребенок должен научиться умениям предотвращать многие конфликтные ситуации, разрешать возникшие противоречия мирным путем, учитывая взаимные интересы сторон. Итак, основная идея, что право является важным средством, помогающим человеку жить, созидать и творить, окончательно пробила себе дорогу.

Большую роль в пропаганде передового педагогического опыта играет российская пресса, которую поддерживает педагогическая общественность. В частности, журнал «Учитель», издаваемый в России с 1861 года, всегда уделял большое внимание проблемам нравственно-этического характера. С первого номера 2000 года впервые открыт раздел «Правовое образование», где систематически стали публиковаться материалы регионального опыта преподавания права, научные разработки в содержательных и методических аспектах правового образования. Проведены встречи с творческими коллективами педагогов, подтвердившие ощутимую поддержку читателей и потребность в создании единой концепции обучения праву школьников, юриспруденции студентов высших учебных заведений и системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

По-прежнему остаются актуальными проблемы профессиональной пропедевтики, ибо профессии в области бизнеса, права и менеджмента удерживают лидирующие позиции в рейтинге престижности. Неслучайно, что многие курсы, в том числе и те, которые были созданы в рамках РФПР, знакомят обучаемых с миром различных юридических специальностей, тем самым заранее подготавливая выпускника к осознанному выбору той профессии, которая наиболее адекватна способностям, интересам конкретной личности.

Нововведения в области правового обучения не могли не отразиться в области технологии преподавания. Слово «технология» появилось еще в глубокой древности и означало «искусство, мастерство, умение что-либо делать». Доказано, что и в области правового образования существуют некоторые закономерности, оказывающие результативное воздействие на учеников. Среди них особая роль отводится интерактивным методам обучения.

Изменились подходы к некоторым аспектам систематизации знаний обучаемых и их диагностике (осуществление различных в неконтекстных операций с базовыми юридическими понятиями, применение различных вариантов рейтинговой оценки знаний учащихся).

Таким образом, в школе проявились системные нововведения в области правового обучения, охватившие содержание курсов, воспитательную систему, методы и средства обучения, а также систему управления учебно-воспитательным процессом в пределах конкретного учебного заведения.

Не до конца решенной остается проблема формирования профессионально значимых качеств учителя-правоведа, вызывающая дискусии в среде ученых. Деполяризацию всех известных суждений можно представить позициями В. А. Сухомлинского И А. С. Макаренко, первый из которых заметил, что «педагогом надо родиться», а второй возразил: «Им может стать каждый, кто имеет опыт и не ленится в приобретении новых знаний». Анализ опытно-экспериментальной работы правоведов выявил некоторые закономерности и проблемы в этом вопросе.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9913. Авторство и авторитет 140 KB
  Аверинцев С. С. Авторство и авторитет Оба слова, вынесенные нами в заглавие, имеют схожий облик, и сходство их отнюдь не случайно. У них одно и то же - латинское - происхождение, единая этимологическая характеристика и если их словарные з...
9914. Криптографические методы защиты информации 70.5 KB
  Криптографические методы защиты информации Шифр системы классифицируются по различным признакам: по видам защищаемой информации (текст, речь, видеоинформация), по криптографической стойкости, по принципам обеспечения защиты информации (симметричные,...
9915. Понятие информационной безопасности. Основные составляю-щие. Важность проблемы 58.5 KB
  Понятие информационной безопасности. Основные составляющие. Важность проблемы Под информационной безопасностью (ИБ) следует понимать защиту интересов субъектов информационных отношений. Ниже описаны основные ее составляющие - конфиденциальность...
9916. Распространение объектно-ориентированного подхода на информационную безопасность 79 KB
  Распространение объектно-ориентированного подхода на информационную безопасность В этой лекции закладываются методические основы курса. Кратко формулируются необходимые понятия объектно-ориентированного подхода, в соответствии с ним выделяются уровн...
9917. Наиболее распространенные угрозы 92.5 KB
  Наиболее распространенные угрозы Знание возможных угроз, а также уязвимых мест защиты, которые эти угрозы обычно эксплуатируют, необходимо для того, чтобы выбирать наиболее экономичные средства обеспечения безопасности. Основные опреде...
9918. Законодательный уровень информационной безопасности 134.5 KB
  Законодательный уровень информационной безопасности Эта лекция посвящена российскому и зарубежному законодательству в области ИБ и проблемам, которые существуют в настоящее время в российском законодательстве. Что такое законодательный уровень инфор...
9919. Стандарты и спецификации в области информационной без-опасности 229.5 KB
  Стандарты и спецификации в области информационной безопасности Дается обзор международных и национальных стандартов и спецификаций в области ИБ - от Оранжевой книги до ISO 15408. Демонстрируются как сильные, так и слабые стороны этих документов. Оце...
9920. Административный уровень информационной безопасности 69.5 KB
  Административный уровень информационной безопасности Вводятся ключевые понятия - политика безопасности и программа безопасности. Описывается структура соответствующих документов, меры по их разработке и сопровождению. Меры безопасности увязываются с...
9921. Управление рисками в информационной безопасности 60 KB
  Управление рисками Информационная безопасность должна достигаться экономически оправданными мерами. В реферате описывается методика, позволяющая сопоставить возможные потери от нарушений ИБ со стоимостью защитных средств. Основные понятия Управление...