69832

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРАВА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Однако если в начале 90-х годов школа испытывала трудности из-за нехватки учебных пособий педагогических кадров профессионально подготовленных в области юриспруденции наглядных средств обучения и прочее то к настоящему времени ситуация кардинально изменилась.

Русский

2014-10-10

31 KB

2 чел.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРАВА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Предсказание о том, что в ХХI веке в системе научного и практического знания лидерство будет переходить к социальным наукам, начинает сбываться. Потребность в основательном изучении экономических, психологических, социальных и, конечно, юридических наук стала весьма ощутимой в западноевропейских странах в конце 60-х начале 70-х годов. Лишь в 90-е годы ушедшего столетия в условиях диверсификации образования стал накапливаться российский опыт создания вариативных учебных заведений с приоритетным вниманием к правовому обучению. Из 10 вновь создаваемых школ 9 были профилированы в гуманитарном направлении. Однако, если в начале 90-хгодов школа испытывала трудности из-за нехватки учебных пособий, педагогических кадров, профессионально подготовленных в области юриспруденции, наглядных средств обучения и прочее, то к настоящему времени ситуация кардинально изменилась. Появилось много направлений, концепций правового обучения школьников, которые не только спорят, взаимно дополняют друг друга, но и позволяют сформировать у ученика полную научную картину мира.

Большинство учебников, адресованных школам, носит практико-ориентированный характер, формируя социальную активность личности, навыки правомерного поведения при разрешении любой проблемы. Однако не стоит полностью отказываться и от включения ряда важных теоретических вопросов права в содержательные области школьного образования. Практика показала, что настоящее юридическое образование начинается не с заучивания законов и комментариев к ним, а с понимания именно основ права. Не случайно известный русский историк В. Н. Татищев заметил, что «в России всегда не хватало законодателей, а те, которые были, очевидно плохо ориентировались в истории права. Надо восполнять этот пробел и готовить тех, кто был бы способен писать закон». Еще более значимым становится необходимость создания устойчивой потребности в механизме соблюдения законов, уважения к праву. В связи с этим актуальность приобретают правовые курсы, специально ориентированные на воспитание детей в духе уважения прав друг друга. Живя в мире детства, ребенок должен научиться умениям предотвращать многие конфликтные ситуации, разрешать возникшие противоречия мирным путем, учитывая взаимные интересы сторон. Итак, основная идея, что право является важным средством, помогающим человеку жить, созидать и творить, окончательно пробила себе дорогу.

Большую роль в пропаганде передового педагогического опыта играет российская пресса, которую поддерживает педагогическая общественность. В частности, журнал «Учитель», издаваемый в России с 1861 года, всегда уделял большое внимание проблемам нравственно-этического характера. С первого номера 2000 года впервые открыт раздел «Правовое образование», где систематически стали публиковаться материалы регионального опыта преподавания права, научные разработки в содержательных и методических аспектах правового образования. Проведены встречи с творческими коллективами педагогов, подтвердившие ощутимую поддержку читателей и потребность в создании единой концепции обучения праву школьников, юриспруденции студентов высших учебных заведений и системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

По-прежнему остаются актуальными проблемы профессиональной пропедевтики, ибо профессии в области бизнеса, права и менеджмента удерживают лидирующие позиции в рейтинге престижности. Неслучайно, что многие курсы, в том числе и те, которые были созданы в рамках РФПР, знакомят обучаемых с миром различных юридических специальностей, тем самым заранее подготавливая выпускника к осознанному выбору той профессии, которая наиболее адекватна способностям, интересам конкретной личности.

Нововведения в области правового обучения не могли не отразиться в области технологии преподавания. Слово «технология» появилось еще в глубокой древности и означало «искусство, мастерство, умение что-либо делать». Доказано, что и в области правового образования существуют некоторые закономерности, оказывающие результативное воздействие на учеников. Среди них особая роль отводится интерактивным методам обучения.

Изменились подходы к некоторым аспектам систематизации знаний обучаемых и их диагностике (осуществление различных в неконтекстных операций с базовыми юридическими понятиями, применение различных вариантов рейтинговой оценки знаний учащихся).

Таким образом, в школе проявились системные нововведения в области правового обучения, охватившие содержание курсов, воспитательную систему, методы и средства обучения, а также систему управления учебно-воспитательным процессом в пределах конкретного учебного заведения.

Не до конца решенной остается проблема формирования профессионально значимых качеств учителя-правоведа, вызывающая дискусии в среде ученых. Деполяризацию всех известных суждений можно представить позициями В. А. Сухомлинского И А. С. Макаренко, первый из которых заметил, что «педагогом надо родиться», а второй возразил: «Им может стать каждый, кто имеет опыт и не ленится в приобретении новых знаний». Анализ опытно-экспериментальной работы правоведов выявил некоторые закономерности и проблемы в этом вопросе.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11875. Исследование трехфазного синхронного генератора 140.5 KB
  Цель работы Исследование рабочих свойств трехфазного синхронного генератора Программа работы Изучить схемы для исследования асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором Снять характеристику холостого хода генератора. Сня...
11876. Исследование трехфазного синхронного двигателя 244.5 KB
  Цель работы Ознакомление с асинхронным пуском трехфазного синхронного двигателя СД и исследование его рабочих свойств путем снятия опытных характеристик Программа работы Изучить схему для экспериментального исследования синхронного двиг...
11877. Исследование асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором 262.5 KB
  Цель работы Исследование рабочих свойств асинхронного двигателя путем снятия соответствующих опытных характеристик Программа работы Изучить схемы для исследования асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором Исследовать...
11878. Исследование асинхронного электродвигателя с фазным ротором 311.5 KB
  Цель работы Исследование рабочих свойств электродвигателя путем снятия соответствующих опытных характеристик Программа работы Изучить схемы для исследования асинхронного электродвигателя с фазным ротором в дальнейшем изложении АДФР
11879. Исследование асинхронной машины в режиме асинхронного генератора 138 KB
  Цель работы Изучение способа включения асинхронной машины для работы в режиме генератора. Исследование рабочих свойств асинхронного генератора Программа работы Изучить схему для экспериментального исследования асинхронного генератора ...
11880. Испытание однофазного трансформатора 773 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 Испытание однофазного трансформатора 1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: 1.1. Ознакомиться с устройством трансформатора. 1.2. Овладеть методикой определения числа витков обмоток трансформатора. 1.3. Изучить методику проведения опытов холостого хода и короткого за
11881. Цифровые устройства и микропроцессоры 1.18 MB
  Цифровые устройства и микропроцессоры Цифровые устройства Учебное пособие и лабораторный практикум Бунтов В.Д. Морозов Д.В. Цифровые устройства и микропроцессоры. Часть I. Цифровые устройства: Учебное пособие и лабораторный пр...
11882. Вибір оптимальної стратегії в рекламній кампанії 278 KB
  Лабораторна робота №5 Тема: Вибір оптимальної стратегії в рекламній кампанії. Завдання. Дві фірми А і В виробляють два конкуруючих товари. Кожний з товарів на теперішній час контролює 50 ринку. Після покращення якості товарів обидві фірми збираються розгорнути рекл...
11883. Планування ставок податків методами цільового програмування 285.5 KB
  Лабораторна робота №6 Тема: Планування ставок податків методами цільового програмування Завдання Міська рада розробляє ставки місцевого оподаткування. Щорічна база оподаткування нерухомості складає 550N млн. грн. Щорічна база оподаткування роздрібних та оптових ...