69832

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРАВА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Однако если в начале 90-х годов школа испытывала трудности из-за нехватки учебных пособий педагогических кадров профессионально подготовленных в области юриспруденции наглядных средств обучения и прочее то к настоящему времени ситуация кардинально изменилась.

Русский

2014-10-10

31 KB

2 чел.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРАВА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Предсказание о том, что в ХХI веке в системе научного и практического знания лидерство будет переходить к социальным наукам, начинает сбываться. Потребность в основательном изучении экономических, психологических, социальных и, конечно, юридических наук стала весьма ощутимой в западноевропейских странах в конце 60-х начале 70-х годов. Лишь в 90-е годы ушедшего столетия в условиях диверсификации образования стал накапливаться российский опыт создания вариативных учебных заведений с приоритетным вниманием к правовому обучению. Из 10 вновь создаваемых школ 9 были профилированы в гуманитарном направлении. Однако, если в начале 90-хгодов школа испытывала трудности из-за нехватки учебных пособий, педагогических кадров, профессионально подготовленных в области юриспруденции, наглядных средств обучения и прочее, то к настоящему времени ситуация кардинально изменилась. Появилось много направлений, концепций правового обучения школьников, которые не только спорят, взаимно дополняют друг друга, но и позволяют сформировать у ученика полную научную картину мира.

Большинство учебников, адресованных школам, носит практико-ориентированный характер, формируя социальную активность личности, навыки правомерного поведения при разрешении любой проблемы. Однако не стоит полностью отказываться и от включения ряда важных теоретических вопросов права в содержательные области школьного образования. Практика показала, что настоящее юридическое образование начинается не с заучивания законов и комментариев к ним, а с понимания именно основ права. Не случайно известный русский историк В. Н. Татищев заметил, что «в России всегда не хватало законодателей, а те, которые были, очевидно плохо ориентировались в истории права. Надо восполнять этот пробел и готовить тех, кто был бы способен писать закон». Еще более значимым становится необходимость создания устойчивой потребности в механизме соблюдения законов, уважения к праву. В связи с этим актуальность приобретают правовые курсы, специально ориентированные на воспитание детей в духе уважения прав друг друга. Живя в мире детства, ребенок должен научиться умениям предотвращать многие конфликтные ситуации, разрешать возникшие противоречия мирным путем, учитывая взаимные интересы сторон. Итак, основная идея, что право является важным средством, помогающим человеку жить, созидать и творить, окончательно пробила себе дорогу.

Большую роль в пропаганде передового педагогического опыта играет российская пресса, которую поддерживает педагогическая общественность. В частности, журнал «Учитель», издаваемый в России с 1861 года, всегда уделял большое внимание проблемам нравственно-этического характера. С первого номера 2000 года впервые открыт раздел «Правовое образование», где систематически стали публиковаться материалы регионального опыта преподавания права, научные разработки в содержательных и методических аспектах правового образования. Проведены встречи с творческими коллективами педагогов, подтвердившие ощутимую поддержку читателей и потребность в создании единой концепции обучения праву школьников, юриспруденции студентов высших учебных заведений и системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

По-прежнему остаются актуальными проблемы профессиональной пропедевтики, ибо профессии в области бизнеса, права и менеджмента удерживают лидирующие позиции в рейтинге престижности. Неслучайно, что многие курсы, в том числе и те, которые были созданы в рамках РФПР, знакомят обучаемых с миром различных юридических специальностей, тем самым заранее подготавливая выпускника к осознанному выбору той профессии, которая наиболее адекватна способностям, интересам конкретной личности.

Нововведения в области правового обучения не могли не отразиться в области технологии преподавания. Слово «технология» появилось еще в глубокой древности и означало «искусство, мастерство, умение что-либо делать». Доказано, что и в области правового образования существуют некоторые закономерности, оказывающие результативное воздействие на учеников. Среди них особая роль отводится интерактивным методам обучения.

Изменились подходы к некоторым аспектам систематизации знаний обучаемых и их диагностике (осуществление различных в неконтекстных операций с базовыми юридическими понятиями, применение различных вариантов рейтинговой оценки знаний учащихся).

Таким образом, в школе проявились системные нововведения в области правового обучения, охватившие содержание курсов, воспитательную систему, методы и средства обучения, а также систему управления учебно-воспитательным процессом в пределах конкретного учебного заведения.

Не до конца решенной остается проблема формирования профессионально значимых качеств учителя-правоведа, вызывающая дискусии в среде ученых. Деполяризацию всех известных суждений можно представить позициями В. А. Сухомлинского И А. С. Макаренко, первый из которых заметил, что «педагогом надо родиться», а второй возразил: «Им может стать каждый, кто имеет опыт и не ленится в приобретении новых знаний». Анализ опытно-экспериментальной работы правоведов выявил некоторые закономерности и проблемы в этом вопросе.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35468. Разновидности системных плат 247 KB
  Системные платы Системная или материнская motherboard MB плата это важнейшая часть компьютера содержащая основные электронные компоненты машины. С помощью материнской платы осуществляется взаимодействие между большинством устройств машины. Существует две основные разновидности конструкции системной платы СП: на плате жестко закреплены все необходимые для работы микросхемы сейчас такие платы используются лишь в простейших домашних компьютерах называемых одноплатными; непосредственно на системной плате размещается лишь...
35469. Системы телеобработки данных 51 KB
  Под техническими средствами телеобработки понимается совокупность технических средств системы обеспечивающих ввод данных в систему передачу данных по каналам связи сопряжение каналов связи с компьютером обработку данных и выдачу результатных данных абоненту. Наряду с техническими средствами для осуществления режима телеобработки у компьютера должно иметься и достаточно сложное программное обеспечение выполняющее такие функции как: обеспечение работы компьютера в различных режимах телеобработки; управление сетью телеобработки данных;...
35470. Классификация и архитектура информационно-вычислительных сетей 30 KB
  Основное назначение информационновычислительных сетей ИВС обеспечение эффективного предоставления различных информационновычислительных услуг пользователям сети путем организации удобного и надежного доступа к ресурсам распределенным в этой сети. Эффективность решения указанных задач обеспечивается: распределенными в сети аппаратными программными и информационными ресурсами; дистанционным доступом пользователя к любым видам этих ресурсов; возможным наличием централизованной базы данных наряду с распределенными базами данных; ...
35471. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ (ТВС) 199.5 KB
  Абонентская система AC это совокупность ЭВМ программного обеспечения периферийного оборудования средств связи с коммуникационной подсетью вычислительной сети выполняющих прикладные процессы. Для ТВС принципиальное значение имеют следующие обстоятельства: ЭВМ находящиеся в составе разных абонентских систем одной и той же сети или различных взаимодействующих сетей связываются между собой автоматически в этом заключается основная сущность протекающих в сети процессов; каждая ЭВМ сети должна быть приспособлена как для работы в...
35472. Модель взаимодействия открытых систем 113 KB
  Указанные задачи решаются с помощью системы протоколов и стандартов регламентирующих нормализованные процедуры взаимодействия элементов сети при установлении связи и передаче данных. Протокол это набор правил и методов взаимодействия объектов вычислительной сети охватывающий основные процедуры алгоритмы и форматы взаимодействия обеспечивающие корректность согласования преобразования и передачи данных в сети. Говоря на разных языках люди могут не понимать друг друга также и сети использующие разные протоколы.
35473. Техническое обеспечение информационно-вычислительных сетей 78 KB
  Последние выполняют эффективную обработку данных и дистанционно обеспечивают пользователей сети всевозможными информационновычислительными ресурсами. Рабочая станция work station подключенный к сети компьютер через который пользователь получает доступ к ее ресурсам. Часто рабочую станцию равнокак и пользователя сети и даже прикладную задачу выполняемую в сети называют клиентом сети.
35474. Безопасность информации в сетях 79.5 KB
  К основным умышленным угрозам безопасности относятся: раскрытие конфиденциальной информации главным образом путем несанкционированного доступа к базам данных или прослушивания каналов связи; компрометация информации реализуется как правило посредством внесения несанкционированных изменений в базы данных внесения и использования компьютерных вирусов; несанкционированное использование ресурсов сети является средством раскрытия или компрометации информации но имеет и самостоятельное значение; несанкционированный обмен...
35475. Способы повышения производительности ЛВС 29.5 KB
  Интенсивность обмена данными между пользователями сети не является однородной. Часто в сети можно выделить группы пользователей информационно более интенсивно связанных друг с другом рабочие группы выполняющие решение однородных задач. В этом случае можно увеличить производительность сети разместив разные рабочие группы в отдельных сегментах сети.
35476. История Белоруссии от древних времен до Великого княжества Литовского 224 KB
  Среди историков существуют три концепции образования ВКЛ. Приверженцы так называемой литовской концепции считают что образование ВКЛ стало результатом внутреннего развития балтских племен. Поэтому ВКЛ надо считать литовским государством.