69832

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРАВА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Однако если в начале 90-х годов школа испытывала трудности из-за нехватки учебных пособий педагогических кадров профессионально подготовленных в области юриспруденции наглядных средств обучения и прочее то к настоящему времени ситуация кардинально изменилась.

Русский

2014-10-10

31 KB

2 чел.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРАВА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Предсказание о том, что в ХХI веке в системе научного и практического знания лидерство будет переходить к социальным наукам, начинает сбываться. Потребность в основательном изучении экономических, психологических, социальных и, конечно, юридических наук стала весьма ощутимой в западноевропейских странах в конце 60-х начале 70-х годов. Лишь в 90-е годы ушедшего столетия в условиях диверсификации образования стал накапливаться российский опыт создания вариативных учебных заведений с приоритетным вниманием к правовому обучению. Из 10 вновь создаваемых школ 9 были профилированы в гуманитарном направлении. Однако, если в начале 90-хгодов школа испытывала трудности из-за нехватки учебных пособий, педагогических кадров, профессионально подготовленных в области юриспруденции, наглядных средств обучения и прочее, то к настоящему времени ситуация кардинально изменилась. Появилось много направлений, концепций правового обучения школьников, которые не только спорят, взаимно дополняют друг друга, но и позволяют сформировать у ученика полную научную картину мира.

Большинство учебников, адресованных школам, носит практико-ориентированный характер, формируя социальную активность личности, навыки правомерного поведения при разрешении любой проблемы. Однако не стоит полностью отказываться и от включения ряда важных теоретических вопросов права в содержательные области школьного образования. Практика показала, что настоящее юридическое образование начинается не с заучивания законов и комментариев к ним, а с понимания именно основ права. Не случайно известный русский историк В. Н. Татищев заметил, что «в России всегда не хватало законодателей, а те, которые были, очевидно плохо ориентировались в истории права. Надо восполнять этот пробел и готовить тех, кто был бы способен писать закон». Еще более значимым становится необходимость создания устойчивой потребности в механизме соблюдения законов, уважения к праву. В связи с этим актуальность приобретают правовые курсы, специально ориентированные на воспитание детей в духе уважения прав друг друга. Живя в мире детства, ребенок должен научиться умениям предотвращать многие конфликтные ситуации, разрешать возникшие противоречия мирным путем, учитывая взаимные интересы сторон. Итак, основная идея, что право является важным средством, помогающим человеку жить, созидать и творить, окончательно пробила себе дорогу.

Большую роль в пропаганде передового педагогического опыта играет российская пресса, которую поддерживает педагогическая общественность. В частности, журнал «Учитель», издаваемый в России с 1861 года, всегда уделял большое внимание проблемам нравственно-этического характера. С первого номера 2000 года впервые открыт раздел «Правовое образование», где систематически стали публиковаться материалы регионального опыта преподавания права, научные разработки в содержательных и методических аспектах правового образования. Проведены встречи с творческими коллективами педагогов, подтвердившие ощутимую поддержку читателей и потребность в создании единой концепции обучения праву школьников, юриспруденции студентов высших учебных заведений и системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

По-прежнему остаются актуальными проблемы профессиональной пропедевтики, ибо профессии в области бизнеса, права и менеджмента удерживают лидирующие позиции в рейтинге престижности. Неслучайно, что многие курсы, в том числе и те, которые были созданы в рамках РФПР, знакомят обучаемых с миром различных юридических специальностей, тем самым заранее подготавливая выпускника к осознанному выбору той профессии, которая наиболее адекватна способностям, интересам конкретной личности.

Нововведения в области правового обучения не могли не отразиться в области технологии преподавания. Слово «технология» появилось еще в глубокой древности и означало «искусство, мастерство, умение что-либо делать». Доказано, что и в области правового образования существуют некоторые закономерности, оказывающие результативное воздействие на учеников. Среди них особая роль отводится интерактивным методам обучения.

Изменились подходы к некоторым аспектам систематизации знаний обучаемых и их диагностике (осуществление различных в неконтекстных операций с базовыми юридическими понятиями, применение различных вариантов рейтинговой оценки знаний учащихся).

Таким образом, в школе проявились системные нововведения в области правового обучения, охватившие содержание курсов, воспитательную систему, методы и средства обучения, а также систему управления учебно-воспитательным процессом в пределах конкретного учебного заведения.

Не до конца решенной остается проблема формирования профессионально значимых качеств учителя-правоведа, вызывающая дискусии в среде ученых. Деполяризацию всех известных суждений можно представить позициями В. А. Сухомлинского И А. С. Макаренко, первый из которых заметил, что «педагогом надо родиться», а второй возразил: «Им может стать каждый, кто имеет опыт и не ленится в приобретении новых знаний». Анализ опытно-экспериментальной работы правоведов выявил некоторые закономерности и проблемы в этом вопросе.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16629. Разработка принципиально-технологической схемы производства детского питания 60.03 KB
  Отчёт По лабораторной работе № 1 Тема: Разработка принципиальнотехнологической схемы производства Цель работы Цель: Разработать принципиальную технологическую схему производства детского питания.Вариант №14 Ход работы: Ознакомиться с видами техн...
16630. Разработка технологии выполнения сварных соединений технологических трубопроводов 185.5 KB
  Лабораторная работа Разработка технологии выполнения сварных соединений технологических трубопроводов выбор способа сварки типа шва способа разделки кромок и их подготовки к сварке выбор способа сборки и фиксации кромок при сборке выбор сварочных материалов
16631. Изучение правил визуального и измерительного контроля и оформления операционных карт для выполнения контроля сварных изделий методом ВИК 3.44 MB
  Лабораторная работа Изучение правил визуального и измерительного контроля и оформления операционных карт для выполнения контроля сварных изделий методом ВИК Теоретические сведения 1. Назначение ВИК и документы в соответствии с которыми он должен выполняться ...
16632. Изучение правил радиографического контроля сварных соединений и применяемых для его выполнения материалов и принадлежностей 1.27 MB
  Лабораторная работа Изучение правил радиографического контроля сварных соединений и применяемых для его выполнения материалов и принадлежностей Теоретические сведения 1 Схема сущность и методы радиографического контроля Радиографический контро
16633. Изучение правил и выполнение маршрутной карты техпроцесса изготовления сварного изделия по одному из установленных ЕСТД способов их оформления 2.18 MB
  Лабораторная работа Изучение правил и выполнение маршрутной карты техпроцесса изготовления сварного изделия по одному из установленных ЕСТД способов их оформления Теоретические сведения 1 Документы устанавливающие необходимость и правила разработки технолог...
16634. Способы сборки и дуговой сварки стыковых соединений, снижающие опасность образования прожогов при выполнении навесу их корневого слоя 1.12 MB
  Лабораторная работа Способы сборки и дуговой сварки стыковых соединений снижающие опасность образования прожогов при выполнении навесу их корневого слоя 1 Общие сведения Навесу приходится выполнять стыковые сварные соединения в следующих случаях: при отсут
16635. Определение видов и размеров дефектов, которые не допускаются в сварных соединениях, выбор методов их контроля, последовательности и объемов контроля каждым методом 571.5 KB
  Лабораторная работа Определение видов и размеров дефектов которые не допускаются в сварных соединениях выбор методов их контроля последовательности и объемов контроля каждым методом Общие сведения Дефекты наличие которых в сварных соединениях не допускает
16636. Обзор возможностей Quantum GIS 3.96 MB
  Обзор возможностей Quantum GIS Цель работы: Получение практических навыков выполнения простейших операций в геоинформационной системе Quantum GIS. Ход работы Изучаю возможности геоинформационной системы Quantum GIS. Quantum GIS – это кроссплатформенная геоинформационная сист...
16637. Работа с векторными данными в Quantum GIS 1.11 MB
  Лабораторная работа №2 Работа с векторными данными Цель работы: Получение практических навыков создания и редактирования векторных данных в геоинформационной системе Quantum GIS. Ход работы Для создания плана территории БГТУ им. В.Г. Шухова воспользуемся сайтом h...