69833

Основы национальной политики РФ (по Конституции 1993 года)

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности единстве системы государственной власти разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов...

Русский

2014-10-10

29.5 KB

2 чел.

Основы национальной политики РФ (по Конституции 1993 года)


   По Конституции 1993 года Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Для понимания основ национальной политики необходимо разобраться в главных принципах федеративного устройства, в основах соблюдения прав разных народов и слиянии их в единый организм.

  •  В преамбуле к Конституции написано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». Это одна из особенностей российского подхода к национальному вопросу. Критерий многонациональности – не наличие людей разных наций, а наличие исторически сложившихся групп населения, проживающих компактно на своей территории. Критерий многонациональности предполагает установление прав гарантии свободы и развития языковых и культурных обычаев; необходимость своеобразного «суверенитета» для каждой нации.


   Исключительной важностью обладает вопрос об основах федеративного устройства государства. Статья
5, пункт 3: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации». Важно отметить следующее: несмотря на право «самоопределения народов», для преодоления опасности распада государства, в Конституцию Российской Федерации внесены положения так называемого «федерального договора», который включает в себя: 

  1.  определение статусов субъектов Российской Федерации (ст.5, п.1) – «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации».
  2.  оговорку о том, что суверенитет принадлежит Российской Федерации (а не субъектам) – ст.4, п.1: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию»; ст.4, п.3: «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», наконец ст.3, п.1: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».


   Российский федерализм – это форма государственного устройства, способ территориальной организации, гарантия государственной целостности. С одной стороны, это форма демократизации управления государством, децентрализации (об этом – статьи 71-73: «В ведении Российской Федерации находятся…», «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся…», «Вне пределов ведения Российской Федерации…»).
С другой стороны, субъекты Российской Федерации не обладают государственным суверенитетом, не обладают верховенством на своей территории: ст.4, п.2: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». У субъектов нет права сецессии – права выхода в одностороннем порядке.
   Важно так же отметить о положениях Конституции российской Федерации непосредственно связанных с правами национальностей. Это:

  •  ст. 26, п.1: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности».
  •  ст. 19, п.2: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности…».
  •  ст. 14, п.1: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», п.2: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»; ст. 28: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
  •  ст. 68: п.1: «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык»; п.2: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации»; п.З: «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47719. Практический курс башкирского языка 352 KB
  Лексикология как раздел языкознания. Слово как основная единица лексической системы языка. Слово-единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. Лексическое значение слова
47720. Учебно-методический комплекс. Введение в предпринимательство 65.73 KB
  Компетенции обучающегося формируемые в результате освоения дисциплины модуля В результате освоения дисциплины Введение в предпринимательство у бакалавров формируются следующие компетенции: Профессиональные компетенции: способность используя отечественные и зарубежные источники информации собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и или аналитический отчет ПК9; способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их...
47721. Учебно-методический комплекс дисциплины «Иностранный язык» 595.5 KB
  Курс иностранного языка является многоуровневым и разрабатывается в контексте непрерывного образования. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе.
47722. Учебно-методический комплекс. Микроэкономика 1.14 MB
  Требования к входным знаниям: для успешного освоения дисциплины Микроэкономика студент должен владеть базовыми знаниями общеобразовательной программы из курсов История Математика Обществознание а также необходимы умения и компетенции полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе.2; навыками систематической работы с учебной и справочной литературой по экономической проблематике В.ruНаучная Сеть информационная система нацеленная на облегчение доступа к научной научнопопулярной и образовательной...
47723. Учебно-методический комплекс. Культурология 345.5 KB
  Для изучения дисциплины необходимы компетенции сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе дисциплинОбществознание и Мировая художественная культура. 6 Культура в соврем.1 Культура и цивилизация . Что такое культура ...
47724. Учебно-методический комплекс. Общая социология 832 KB
  Данный курс занимает ведущее место в профессиональной подготовке выпускника, служит основой для дальнейшей профессиональной специализации студентов, самостоятельного изучения им различных проблем теоретической социологии и проведения специальных научных исследований
47725. Учебно-методический комплекс. Психология 181 KB
  Всем этим занимается психология которая с момента возникновения одновременно является наукой искусством и верой. Содержание курса Психология имеет междисциплинарный характер объединяя философско – теоретические гуманистические и практические подходы к психологии; раскрывается через систему понятий: психология психика психическое отражение поведение высшая нервная деятельность межличностные отношения креативность сознание самосознание самопознание самооценка самость. Главные задачи курса Психология: 1 Выделить и по...
47726. Учебно-методический комплекс. Стилистика (английский язык) 112 KB
  Кафедрой английского языка и методики обучения английскому языку Рецензент – С.Савина кандидат филологических наук доцент заведующая кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку ВятГГУ Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры английского языка и методики обучения английскому языку 6 марта 2007 г. Центральное место в учебной дисциплине Стилистика занимает изучение выразительных средств и стилистических возможностей...