69834

Особенности искусства Средневековья

Доклад

Культурология и искусствоведение

Кроме того церковь была главным заказчиком искусства. Церковь понимая огромную силу искусства по воздействию на людей использовала его для наставления в вере. Другой особенностью средневекового искусства была близость его к народному творчеству так как в отличие от античного искусства...

Русский

2014-10-10

33 KB

0 чел.

Особенности искусства Средневековья

Средневековое искусство - особая ступень в мировом художественном развитии. Возникшее и существовавшее на почве феодализма, средневековое искусство было тесно связано с религией, с её догматами, которые освящали феодальный строй и его сословную иерархию, накладывали печать на философию, мораль, нравственные представления. Религия и церковь были могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Кроме того, церковь была главным заказчиком искусства. Наконец, не следует забывать, что духовенство было единственным тогда образованным классом. Религиозное мышление сформировало всё средневековое искусство.

Религиозное мышление Средневековья накладывало отпечаток на все формы жизни общества, определяло характер художественной культуры. Христианская религия проповедовала, что всё земное является лишь слабым отражением небесного. Земное существование ничтожно по сравнению с загробной жизнью, поэтому не может стать предметом изображения, достойным внимания в искусстве. Церковь, понимая огромную силу искусства по воздействию на людей, использовала его для наставления в вере. Она утверждала, что тело - лишь уродливая тюрьма для души, оковы её бессмертия, ничтожный сосуд греха и соблазна. Таким образом, в христианстве обнажается противоречие между духовным и материальным.

Образ человека в искусстве, рождённый доктриной христианства, утрачивает разумную ясность и внутреннее равновесие, характерные для античных героев. Новый идеал противоположен идеалу античности. В нём в угоду христианской идее в жертву приносилась правдивая передача красоты физического облика человека. Изображение подчинялось определённым выработанным канонам. Зато духовный мир с его многообразием чувств и переживаний средневековый художник умел показать с такой силой, что созданные им образы воздействовали то силой внутренней сосредоточенности и философского самоуглубления, то страстной взволнованностью, высоким духовным подъёмом, то мечтательностью или гармоничной созерцательностью.

Другой особенностью средневекового искусства была близость его к народному творчеству, так как в отличие от античного искусства, обращённого только к свободному члену общества, искусство Средних веков обращается ко всему народу. Античного раба, стоявшего вне гражданской и духовной жизни общества, сменил крепостной крестьянин, который при всём своём бесправии, всё же признавался членом гражданского коллектива. Да и само искусство в Средние века создаётся руками ремесленников, вышедших из самой гущи народа, поэтому в средневековом искусстве сильнее ощущаются народные веяния, оно близко к народному творчеству. Оно многослойнее, чем искусство Древнего мира, на него наложили отпечаток традиции языческой культуры (античной и варварской), народные обычаи, устная поэзия, задорный и хлёсткий юмор народных карнавалов. В Средние века были заложены основы национальных культур, национального искусства, возникло множество местных школ. Это было время расцвета безымянного народного искусства; неистощимая фантазия народа особенно ярко проявилась в расцвете декоративных форм и прикладного искусства, на почве которых возникает монументальное синтетическое искусство.

Образный строй и язык средневекового искусства сложнее и экспрессивнее искусства античного. В нём на смену представлению о мире, как о чём-то завершённом, приходят новые представления. Под влиянием христианских идей человек перестаёт быть центром мироздания. В нём видят лишь частичку мироздания, подчинённую его неведомым силам. Отдельные явления приобретают значимость, поскольку рассматриваются, как проявления величия целого. Такой всеобъемлющий взгляд на мир дал крупнейшее завоевание средневекового искусства - синтез всех видов искусства при господствующем значении архитектуры: строятся грандиозные храмы, украшенные росписями, рельефами и статуями.

Расширилась и сфера явлений, отображаемых в искусстве, правда, передаваемых с помощью символов и аллегорий, так как в художественной системе средневекового искусства существовала предельная условность.

Однако содержание средневекового искусства не ограничивалось только областью официальных религиозных идей. Художники привносили в него и связанные с реальной жизнью идеалы, нравственные представления. Мифология, народная фантазия, поэтическое отношение к миру определяли силу и яркость образов средневекового искусства, их высокое художественное совершенство. В нём нашли отражение и материнская любовь, и глубокие страдания, и стоическое мужество, и красота природа и мира. Впервые в нём разрабатывается проблема характерного, гротескного, открывая новые перспективы развития мирового искусства последующих веков.

Периодизация средневекового искусства

Начало европейского Средневековья можно отсчитывать от нескольких дат: падения Западной Римской империи, нашествия варваров и образования первых варварских государств на территории Европы; важнейшим рубежом, конечно, является рождение христианской цивилизации, пришедшей на смену греко-римской античной, т. е. языческой. Европейский мир принимает христианский облик, начиная с IV в.

Концом средневековой эпохи обычно принято считать XVII в., век Английской революции, коренных изменений в области науки и техники, промышленного производства, некоторые историки продлевают его до 18 в. (до Великой Французской революции), или наоборот, переносят в более раннюю эпоху — XIII и XIV вв., эпоху Данте, Джотто и св. Франциска Ассизского.

Исторические рамки средневекового искусства несколько иные. Термин "средневековое искусство" охватывает лишь ранние этапы истории искусства феодальной эпохи: для стран Западной Европы - с V до XV века - до эпохи Возрождения.

Мы будем придерживаться следующей периодизации:

Дороманское искусство (конец V века - X век).

Романское искусство (XI - XII вв., в некоторых странах до XIII в.)

Так называют стиль средневекового искусства Западной Европы в период укрепления и зрелости средневекового общественного строя. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

Готика (с конца XII - XV вв.)

Так называют художественный стиль искусства Западной Европы завершающий развитие средневекового искусства. Термин введен итальянскими теоретиками XVI в., считавшими искусство Средневековья порождением варварского племени готов, разрушивших Рим в 410. Лишь в XX в. открылась ценность его художественных исканий, появился интерес к духовному миру Средневековья.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24405. Системы этического знания: теоретическая и нормативная этика 102 KB
  Системы этического знания: теоретическая и нормативная этика. Этика – наука изучающая феномен морали. Слово этика от греч. В целом же слова этика мораль нравственность продолжают употребляться как взаимозаменяемые.
24406. Система этического знания 30 KB
  Этика обычай нрав характер это совокупность принципов и норм поведения принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сущности моральных отношений и в развитом состоянии представляет собой науку о морали содержащую две составляющих: теоретические исследования теоретическая этика и нормативные разработки нормативная этика. Теоретическая этика исследует происхождение и сущность морали ее роль и место в обществе функции механизм действия ее...
24407. Профессиональная этика. Этика управления. Взаимоотношения руководителя и подчиненных 32.5 KB
  Профессиональная этика. Этика управления. Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. Профессиональная этика вырабатывает нормы стандарты требования характерные для определенных видов деятельности.
24408. Этика делового общения 34 KB
  Этика делового общения Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших если не важнейшим фактором определяющим шансы добиться успеха в бизнесе служебной или предпринимательской деятельности. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения Джен Ягер выделяет шесть следующих основных принципов: 1. Во втором случае оно проходит с помощью переписки или технических средств а первом при непосредственном контакте субъектов общения....
24409. Деловой этикет - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов 34.5 KB
  Деловой этикет это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Деловой этикет включает в себя следующие разделы: Технологии невербального общения: жесты хорошего тона походка как правильно сидеть вход и выход из автомобиля рукопожатие и пр. Этикет если понимать его как установленный порядок поведения помогает избегать промахов или сгладить их доступными общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл этикета делового человека можно определить как формирование таких правил поведения в обществе...
24410. Имидж и его свойства 41 KB
  Имидж складывается в ходе личных контактов человека на основе мнений высказываемых о нем окружающими. Многие индивиды от природы обладают привлекательным имиджем наделены обаянием. Однако отсутствие внешней привлекательности не должно мешать созданию благоприятного имиджа.
24411. Архитектура безопасности. Модели безопасности ее оценки. Общие критерии 44.5 KB
  Данные файла занимают весь первый кластер и только один байт второго остальная же часть второго кластера ничем не заполнена однако недоступна для других файлов эта незанятая область поанглийски называется slack. В следующем доступном кластере могут размещаться данные другого файла. Если под данные этого файла не хватит второго кластера файл будет продолжен в следующем доступном кластере. DOS использует FAT для хранения информации необходимой для доступа к файлам записанным на диске.
24412. Типы процессов, развитие процесса в системе (ОС) 662.5 KB
  Каждый вычислительный процесс характеризуется набором действий набором информационных объектов последовательностью обработки и начальными состояниями говорят о наличии полного процесса в системе. Состояние системы определяется действиями производимыми процессами которые могут затребовать захватить или освободить ресурсы. В этом случае типы отношений предшествования которые возможны между процессами можно представить в следующем виде: Развитие процесса P представляется направленной дугой графа.
24413. Понятие семафора, назначение семафора, операции P(Q) и V(Q) 90 KB
  Ее можно проводить из любой точки Интернета в адрес любого сервера а для отслеживания злоумышленника потребуются совместные действия всех провайдеров составляющих цепочку от злоумышленника до атакуемого сервера VPN Потребительская сущность VPN виртуальный защищенный туннель или путь с помощью которого можно организовать удаленный защищенный доступ через открытые каналы Интернета к серверам баз данных FTP и почтовым серверам. VPN это: защита трафика основанная на криптографии; средство коммуникации с гарантией защиты доступа к...