69834

Особенности искусства Средневековья

Доклад

Культурология и искусствоведение

Кроме того церковь была главным заказчиком искусства. Церковь понимая огромную силу искусства по воздействию на людей использовала его для наставления в вере. Другой особенностью средневекового искусства была близость его к народному творчеству так как в отличие от античного искусства...

Русский

2014-10-10

33 KB

2 чел.

Особенности искусства Средневековья

Средневековое искусство - особая ступень в мировом художественном развитии. Возникшее и существовавшее на почве феодализма, средневековое искусство было тесно связано с религией, с её догматами, которые освящали феодальный строй и его сословную иерархию, накладывали печать на философию, мораль, нравственные представления. Религия и церковь были могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Кроме того, церковь была главным заказчиком искусства. Наконец, не следует забывать, что духовенство было единственным тогда образованным классом. Религиозное мышление сформировало всё средневековое искусство.

Религиозное мышление Средневековья накладывало отпечаток на все формы жизни общества, определяло характер художественной культуры. Христианская религия проповедовала, что всё земное является лишь слабым отражением небесного. Земное существование ничтожно по сравнению с загробной жизнью, поэтому не может стать предметом изображения, достойным внимания в искусстве. Церковь, понимая огромную силу искусства по воздействию на людей, использовала его для наставления в вере. Она утверждала, что тело - лишь уродливая тюрьма для души, оковы её бессмертия, ничтожный сосуд греха и соблазна. Таким образом, в христианстве обнажается противоречие между духовным и материальным.

Образ человека в искусстве, рождённый доктриной христианства, утрачивает разумную ясность и внутреннее равновесие, характерные для античных героев. Новый идеал противоположен идеалу античности. В нём в угоду христианской идее в жертву приносилась правдивая передача красоты физического облика человека. Изображение подчинялось определённым выработанным канонам. Зато духовный мир с его многообразием чувств и переживаний средневековый художник умел показать с такой силой, что созданные им образы воздействовали то силой внутренней сосредоточенности и философского самоуглубления, то страстной взволнованностью, высоким духовным подъёмом, то мечтательностью или гармоничной созерцательностью.

Другой особенностью средневекового искусства была близость его к народному творчеству, так как в отличие от античного искусства, обращённого только к свободному члену общества, искусство Средних веков обращается ко всему народу. Античного раба, стоявшего вне гражданской и духовной жизни общества, сменил крепостной крестьянин, который при всём своём бесправии, всё же признавался членом гражданского коллектива. Да и само искусство в Средние века создаётся руками ремесленников, вышедших из самой гущи народа, поэтому в средневековом искусстве сильнее ощущаются народные веяния, оно близко к народному творчеству. Оно многослойнее, чем искусство Древнего мира, на него наложили отпечаток традиции языческой культуры (античной и варварской), народные обычаи, устная поэзия, задорный и хлёсткий юмор народных карнавалов. В Средние века были заложены основы национальных культур, национального искусства, возникло множество местных школ. Это было время расцвета безымянного народного искусства; неистощимая фантазия народа особенно ярко проявилась в расцвете декоративных форм и прикладного искусства, на почве которых возникает монументальное синтетическое искусство.

Образный строй и язык средневекового искусства сложнее и экспрессивнее искусства античного. В нём на смену представлению о мире, как о чём-то завершённом, приходят новые представления. Под влиянием христианских идей человек перестаёт быть центром мироздания. В нём видят лишь частичку мироздания, подчинённую его неведомым силам. Отдельные явления приобретают значимость, поскольку рассматриваются, как проявления величия целого. Такой всеобъемлющий взгляд на мир дал крупнейшее завоевание средневекового искусства - синтез всех видов искусства при господствующем значении архитектуры: строятся грандиозные храмы, украшенные росписями, рельефами и статуями.

Расширилась и сфера явлений, отображаемых в искусстве, правда, передаваемых с помощью символов и аллегорий, так как в художественной системе средневекового искусства существовала предельная условность.

Однако содержание средневекового искусства не ограничивалось только областью официальных религиозных идей. Художники привносили в него и связанные с реальной жизнью идеалы, нравственные представления. Мифология, народная фантазия, поэтическое отношение к миру определяли силу и яркость образов средневекового искусства, их высокое художественное совершенство. В нём нашли отражение и материнская любовь, и глубокие страдания, и стоическое мужество, и красота природа и мира. Впервые в нём разрабатывается проблема характерного, гротескного, открывая новые перспективы развития мирового искусства последующих веков.

Периодизация средневекового искусства

Начало европейского Средневековья можно отсчитывать от нескольких дат: падения Западной Римской империи, нашествия варваров и образования первых варварских государств на территории Европы; важнейшим рубежом, конечно, является рождение христианской цивилизации, пришедшей на смену греко-римской античной, т. е. языческой. Европейский мир принимает христианский облик, начиная с IV в.

Концом средневековой эпохи обычно принято считать XVII в., век Английской революции, коренных изменений в области науки и техники, промышленного производства, некоторые историки продлевают его до 18 в. (до Великой Французской революции), или наоборот, переносят в более раннюю эпоху — XIII и XIV вв., эпоху Данте, Джотто и св. Франциска Ассизского.

Исторические рамки средневекового искусства несколько иные. Термин "средневековое искусство" охватывает лишь ранние этапы истории искусства феодальной эпохи: для стран Западной Европы - с V до XV века - до эпохи Возрождения.

Мы будем придерживаться следующей периодизации:

Дороманское искусство (конец V века - X век).

Романское искусство (XI - XII вв., в некоторых странах до XIII в.)

Так называют стиль средневекового искусства Западной Европы в период укрепления и зрелости средневекового общественного строя. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

Готика (с конца XII - XV вв.)

Так называют художественный стиль искусства Западной Европы завершающий развитие средневекового искусства. Термин введен итальянскими теоретиками XVI в., считавшими искусство Средневековья порождением варварского племени готов, разрушивших Рим в 410. Лишь в XX в. открылась ценность его художественных исканий, появился интерес к духовному миру Средневековья.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35826. Среда функционирования предприятия. Факторы внешней и внутренней рыночной среды и их влияние на эффективность функционирования предприятия. Конкурентоспособность предприятия и продукции 801 KB
  От качества его разработки в значительной мере зависит успех реализации проекта. Календарный план подписывается главным инженером проекта и заказчиком как согласовывающей инстанцией. Расчет показателей экономической эффективности инвестиционного проекта NPV PI IRR MIRR PP Проект связанный с реализацией полного цикла вложения инвестиций от начала вложения капиталов до завершения работ называется инвестиционным. По масштабам чаще всего масштаб проекта определяется размером инвестиций: малые проекты действие которых...
35827. Экономическая теория и ее структурные элементы 1.31 MB
  Товар в системе маркетинга его классификация. Товар в сисме маркетингаего классификация. В системе маркетинга он рассматривается как совокупность полезных свойств наиболее полно обеспечивающих потребности целевой группы потребителей. В рамках маркетинга мультиатрибутивная модель товара является основой для принятия решений по его развитию и совершенствованию.
35829. Электротехника. Шпаргалка 1.1 MB
  Первая схема выполнена с помощью двух реле типа РНТ565. Она выполняется в трехфазном исполнении с помощью реле РНТ565 с Третья схема наиболее совершенная она сочетает два принципа отстройки РЗ от тока небаланса: торможение при котором ток Jcp автоматически увеличивается с ростом тока КЗ и применение НТТ. Норм и ненорм режимы 2 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛНЕНИЯ РЕЛЕ работа на переменном токе 3 ИНДУКЦИОННЫЕ РЕЛЕ. РЕЛЕ ТОКА РЕЛЕ МОЩНОСТИ 4 МТЗ.
35830. Свойства Плутония 1.08 MB
  это основной вид топлива для различных реакторов; соединение урана и плутония с неметаллами: кислородом азотом угреродом; Такие соединения имеют: 1. =1097 г =117 г =1342 г =1432 г Чем выше плотность ядерного топлива тем выше коэффициент воспроизводства. В достехиометрических оксидах смешанного топлива может быть . Сравнительные свойства оксидного и других видов керамического ядерного топлива Соединение Решетка Теоретическая плотность г см3 Тпл К Содерж.
35832. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ. ПЕРВЫЙ ЗАКОН НЬЮТОНА 961 KB
  ИНЕРЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОТСЧЕТА Первый закон Ньютона: существуют такие системы отсчета относительно которых поступательно движущееся тело сохраняет свою скорость постоянной если на него не действуют другие тела или действие других тел компенсируется. Прямолинейное равномерное движение тела в инерциальной системе отсчета называют движением по инерции. Сила векторная физическая величина являющаяся мерой воздействия одного тела на другое в результате которого возникает ускорение тела или отдельных его частей . Если на два тела разных...
35833. Структурная схема подключения ЦАП к микропроцессорной системе с использованием ША, ШУ, ШД. Программа на ассемблере для вывода данных 931.4 KB
  MOV Аl FFh загрузка в 8битный акк. При адресации испся регистры общ значения Dx и l MOV Аl 378h в регр Dx попадает число 378 адрес внешнего устройства OUT Dx l содержимое аккра попадает во внешн порт адрес котго хранится в Dx это косвенная адресация. формируется сигнал чтения MOV Dx 379h в регр Dx попадает число 379 IN l Dx инфия из порта адрес котго хранится в регре Dx попадает в аккр 3. Программа выполняет: Выставляет данные на 378 порт; выдает сигн...
35834. Информация, данные, кодирование. Автоматизированные информационные системы (АИС): информационно-поисковые системы (ИПС), банки данных (БнД), базы знаний (БЗ) 448.5 KB
  Автоматизированные информационные системы АИС: информационнопоисковые системы ИПС банки данных БнД базы знаний БЗ. Информация это комплекс логически связанных мыслей возникших в сознании на основании полученных данных. Запрос это вопрос к базе данных БД. АИС длятся на: ИПС информационнопоисковые системы; БнД банки данных; БЗ базы знаний.