69834

Особенности искусства Средневековья

Доклад

Культурология и искусствоведение

Кроме того церковь была главным заказчиком искусства. Церковь понимая огромную силу искусства по воздействию на людей использовала его для наставления в вере. Другой особенностью средневекового искусства была близость его к народному творчеству так как в отличие от античного искусства...

Русский

2014-10-10

33 KB

2 чел.

Особенности искусства Средневековья

Средневековое искусство - особая ступень в мировом художественном развитии. Возникшее и существовавшее на почве феодализма, средневековое искусство было тесно связано с религией, с её догматами, которые освящали феодальный строй и его сословную иерархию, накладывали печать на философию, мораль, нравственные представления. Религия и церковь были могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Кроме того, церковь была главным заказчиком искусства. Наконец, не следует забывать, что духовенство было единственным тогда образованным классом. Религиозное мышление сформировало всё средневековое искусство.

Религиозное мышление Средневековья накладывало отпечаток на все формы жизни общества, определяло характер художественной культуры. Христианская религия проповедовала, что всё земное является лишь слабым отражением небесного. Земное существование ничтожно по сравнению с загробной жизнью, поэтому не может стать предметом изображения, достойным внимания в искусстве. Церковь, понимая огромную силу искусства по воздействию на людей, использовала его для наставления в вере. Она утверждала, что тело - лишь уродливая тюрьма для души, оковы её бессмертия, ничтожный сосуд греха и соблазна. Таким образом, в христианстве обнажается противоречие между духовным и материальным.

Образ человека в искусстве, рождённый доктриной христианства, утрачивает разумную ясность и внутреннее равновесие, характерные для античных героев. Новый идеал противоположен идеалу античности. В нём в угоду христианской идее в жертву приносилась правдивая передача красоты физического облика человека. Изображение подчинялось определённым выработанным канонам. Зато духовный мир с его многообразием чувств и переживаний средневековый художник умел показать с такой силой, что созданные им образы воздействовали то силой внутренней сосредоточенности и философского самоуглубления, то страстной взволнованностью, высоким духовным подъёмом, то мечтательностью или гармоничной созерцательностью.

Другой особенностью средневекового искусства была близость его к народному творчеству, так как в отличие от античного искусства, обращённого только к свободному члену общества, искусство Средних веков обращается ко всему народу. Античного раба, стоявшего вне гражданской и духовной жизни общества, сменил крепостной крестьянин, который при всём своём бесправии, всё же признавался членом гражданского коллектива. Да и само искусство в Средние века создаётся руками ремесленников, вышедших из самой гущи народа, поэтому в средневековом искусстве сильнее ощущаются народные веяния, оно близко к народному творчеству. Оно многослойнее, чем искусство Древнего мира, на него наложили отпечаток традиции языческой культуры (античной и варварской), народные обычаи, устная поэзия, задорный и хлёсткий юмор народных карнавалов. В Средние века были заложены основы национальных культур, национального искусства, возникло множество местных школ. Это было время расцвета безымянного народного искусства; неистощимая фантазия народа особенно ярко проявилась в расцвете декоративных форм и прикладного искусства, на почве которых возникает монументальное синтетическое искусство.

Образный строй и язык средневекового искусства сложнее и экспрессивнее искусства античного. В нём на смену представлению о мире, как о чём-то завершённом, приходят новые представления. Под влиянием христианских идей человек перестаёт быть центром мироздания. В нём видят лишь частичку мироздания, подчинённую его неведомым силам. Отдельные явления приобретают значимость, поскольку рассматриваются, как проявления величия целого. Такой всеобъемлющий взгляд на мир дал крупнейшее завоевание средневекового искусства - синтез всех видов искусства при господствующем значении архитектуры: строятся грандиозные храмы, украшенные росписями, рельефами и статуями.

Расширилась и сфера явлений, отображаемых в искусстве, правда, передаваемых с помощью символов и аллегорий, так как в художественной системе средневекового искусства существовала предельная условность.

Однако содержание средневекового искусства не ограничивалось только областью официальных религиозных идей. Художники привносили в него и связанные с реальной жизнью идеалы, нравственные представления. Мифология, народная фантазия, поэтическое отношение к миру определяли силу и яркость образов средневекового искусства, их высокое художественное совершенство. В нём нашли отражение и материнская любовь, и глубокие страдания, и стоическое мужество, и красота природа и мира. Впервые в нём разрабатывается проблема характерного, гротескного, открывая новые перспективы развития мирового искусства последующих веков.

Периодизация средневекового искусства

Начало европейского Средневековья можно отсчитывать от нескольких дат: падения Западной Римской империи, нашествия варваров и образования первых варварских государств на территории Европы; важнейшим рубежом, конечно, является рождение христианской цивилизации, пришедшей на смену греко-римской античной, т. е. языческой. Европейский мир принимает христианский облик, начиная с IV в.

Концом средневековой эпохи обычно принято считать XVII в., век Английской революции, коренных изменений в области науки и техники, промышленного производства, некоторые историки продлевают его до 18 в. (до Великой Французской революции), или наоборот, переносят в более раннюю эпоху — XIII и XIV вв., эпоху Данте, Джотто и св. Франциска Ассизского.

Исторические рамки средневекового искусства несколько иные. Термин "средневековое искусство" охватывает лишь ранние этапы истории искусства феодальной эпохи: для стран Западной Европы - с V до XV века - до эпохи Возрождения.

Мы будем придерживаться следующей периодизации:

Дороманское искусство (конец V века - X век).

Романское искусство (XI - XII вв., в некоторых странах до XIII в.)

Так называют стиль средневекового искусства Западной Европы в период укрепления и зрелости средневекового общественного строя. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

Готика (с конца XII - XV вв.)

Так называют художественный стиль искусства Западной Европы завершающий развитие средневекового искусства. Термин введен итальянскими теоретиками XVI в., считавшими искусство Средневековья порождением варварского племени готов, разрушивших Рим в 410. Лишь в XX в. открылась ценность его художественных исканий, появился интерес к духовному миру Средневековья.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36390. Перестроение импульсной характеристики в кривую разгона 887.85 KB
  На участке 1 переходная характеристика совпадает с импульсной. На последующем участке переходная характеристика получается путем суммирования ординат импульсной характеристики на этом участке с соответствующими значениями ординат на предыдущем участке.
36391. Приведите и поясните постановки задач синтеза линейных САУ 42.84 KB
  При синтезе задается множество М систем на котором производится выбор сист по заданному критерию оптимальности. Задача не тривиальна когда множество М содержит более 1го элемента т. 1 Параметрический синтез Элты мнва М различаются параметрами при этом мнва М2 второго ранга неопределенности представляет собой множество полностью определенных сист М3 и с допустимым диапазоном изменения параметров Q M2={ M3 Q} Пр: М2: Wpp=K1K21 p M3: K1 K2 G т. 2 Структурный синтез Элементы исходного множества отличаются...
36392. Сравнительный анализ АСУТП и АСУП 45.5 KB
  Сравнительный анализ АСУТП и АСУП У произвом и ТП имеет ряд отличий: 1 Произвом упрют люди в процессе У они воздействуют на людей. Технол процессом также упрют люди но они воздют на вещи срва произва и предметы труда. Сром труда в современном произве явлся машина человек получает данные о работе машины ее состоянии о наличии и качве сырья материалов и готовой продукции сравет их с планми и норматми данными принимает решение и передает его машине изменяя режим ее работы. 2 Продукт труда в У ТП продукт произва или...
36393. Средства измерения давления газа, жидкости и пара 61.52 KB
  Средства измерения давления газа жидкости и пара. Для прямого измерения давления жидкой или газообразной среды с отображением его значения непосредственно на первичном измерительном приборе на его отсчетном устройстве шкале табло или индикаторе применяются манометры. Если отображение значения давления на самом первичном приборе отсутствует т. прибор является бесшкальным но он позволяет получать и дистанционно передавать измерительный сигнал параметра такой прибор называют измерительным преобразователем давления ИПД или датчиком...
36394. Позиционные и следящие САУ электропривода. Регуляторы положения 24.81 KB
  Класс систем подчиненного регулирования 4 контура управления: контур напряжения контур тока контур скорости 4 регулятора контур положения Регуляторы положения: линейные нелинейные лучше минимум времени Следящие частный случай позиционной на входе задание меняется произвольным способом.
36395. Приведите классификацию и примеры методов синтеза закона управления линейных САУ 43.77 KB
  Методы аналитического синтеза. Эти методы позволяют решить задачу синтеза и провести полное исследование полученного решения. Корневые методы синтеза модальное управление 2.
36396. Средства определения химических составов чугуна, стали 46.71 KB
  Для экспрессанализа содержания углерода в металле применяются устройства основанные на зависимости термоэлектродвижущей силы возникающей в цепи из двух разнородных металлов или сплавов от их природы и свойства. С целью повышения точности определения содержания углерода пробу стали отбираемую по ходу плавки подвергают закалке при этом основной структурной составляющей пробы является мартенсит т. твердый раствор углерода в альфажелезе. В таких бинарных растворах между содержанием углерода и ТЭДС существует линейная зависимость.
36397. Режимы работы АСУТП, информационные потоки в ИАСУ 115.6 KB
  Режим ручного управления РУ когда оперативный персонал ОП непосредственно воздействует на регулирующие органы РО управляя процессом. Режим дистанционного управления. Эта разновидность АСУТП включает в себя локальные системы автоматического контроля регулирования объединенные центральным пультом управления на котором работает оператор. Режим совета кроме выполнения информационных функции УВК сам решает задачу управления т.
36398. Поясните сущность частотных методов синтеза корректирующих устройств 26.46 KB
  Основаны на графическом построении и являются достаточно простыми хорошо разработанными и наглядными методами синтеза. Существует несколько видов частотного синтеза. Для таких ОПФ ЛАЧХ и ЛФЧХ однозначно определяют друг друга и для синтеза достаточно рассматривать лишь ЛАЧХ разомкнутой САУ.