69835

Особенности национального вопроса в РФ

Доклад

История и СИД

После распада СССР начался процесс переноса «демократических», антитоталитарных подходов в чувствительную сферу национальной политики. Раздавались требования предоставить любому народу право на самоопределение вплоть до отделения.

Русский

2014-10-10

32.5 KB

0 чел.

Особенности национального вопроса в РФ

  •  В нач. 90-ых был создан Госкомитет по делам национальностей.
  •  После распада СССР начался процесс переноса «демократических», антитоталитарных подходов в чувствительную сферу национальной политики. Раздавались требования предоставить любому народу право на самоопределение вплоть до отделения. Примером этому может служить деятельность Старовойтовой, которая назвала крымских татар «воюющей нацией» и некоторое время спустя в Крыму обострилась ситуация, татары громили здание Верховного Совета Крыма. Ее группа также предлагала предоставить 6% шапсугов свой национальный район, не задумываясь, что случится если каждое нац. меньшинство будет этого требовать. По такому же принципу предполагалось демонтировать Карачаево-Черкесию и Кабардино-Балкарию.
  •  Были приняты многочисленные законы о реабилитации народов, калмыков, финнов, российских корейцев, качества. Основной закон «О реабилитации народов был принят в 1991 г. Один из его пунктов («реабилитация народов осуществляется с их волеизъявления») спровоцировал Осетино-ингушский конфликт, т.к. реабилитированные ингуши вернулись на уже занятые осетинами земли.
  •  Был подписан Федеративный договор 1992 г. Подписание этого документа юридически закрепляло желание всех субъектов Федерации "оставаться в рамках единой России, также в соответствии с этим документом края, области и автономные образования получали те же права, что и республики, входящие в состав РСФСР. Федеративный договор представляет из себя единый документ, объединяющий в себе три акта – договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации - республик, краев и областей, а также автономных областей и округов. Впоследствии в дополнение к Федеративному договору 42 субъекта Федерации, начиная с Татарстана, заключили отдельные договоры с федеральным центром. Федеративный договор не был подписан Татарстаном и Чечней. По нему в РФ существую з типа субъектов: национально-государственные (республики), национально-территориальные (АО), административно-территориальные (края, области). Все субъекты названы равноправными, но разница в их статусе очевидна: республики называются «суверенными», остальные субъекты – нет. Оговаривалась целостность республик, остальных субъектов – нет. Тер. И статус респ. Не может быть изменен без ее согласия. Респ. – полноправные члены международных отношений. Недра респ. Принадлежат им же. Респ. обладают «всей полнотой гос. власти». 29 марта советник российского президента Сергей Самойлов заявил, что Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. себя уже исчерпал. Он сообщил, что к 1 июля 2002 г. предполагается юридическое прекращение действия договоров, заключенных между федеральным центром и субъектами Федерации. По его словам, на сегодняшний момент уже расторгнуты или находятся в стадии оформления расторжения договоры с 22 субъектами Федерации. Самойлов пояснил, что сейчас "в правовой системе взаимоотношений Центра и регионов такого правового понятия как договор не предусмотрено". "Дальнейшее развитие Конституции, федерального законодательства нигде более не оставило простора для договорного процесса", - подчеркнул советник президента. Самойлов напомнил, что созданная летом 2001 г. при президенте России комиссия работает над подготовкой предложений по разграничению полномочий между всеми уровнями власти, включая муниципальный. (?! Узнать – действует ли он до сих пор)
  •  Федеративные договоры бывают двух типов: те, к-ые заключаются независимыми образованиями о создании единого образования (США), и те, которые предоставляются центром. Россия – это второй тип, когда федеративное устройство «даруется» «сверху». Но после заключения Федеративного договора 1992 г. получилось наоборот, «снизу».
  •  Тем не менее, в России не сложились предпосылки к распаду, как в СССР. В бывшем СССР русские составляли 50% населения, в РФ – русских 4\5. Только 1\10 народов России размещена компактно (Чечня, Тува, Сев. Осетия, Ингушетия). В РФ гораздо более сильна спаянность народов, гетерогенность, чем в СССР. Экономические интересы респ. РФ направлены в центр, многих респ. СССР – вовне. Общность исторической судьбы и т.д.
  •  По конституции носителем воли является Многонациональный русский народ. Следовательно, ни одна из его частей не может проводить самостоятельную политику. Все должно соответствовать Конституции. Однако конституции многих республик противоречат Конституции РФ (Якутия, Тува, Татарстан).
  •  Сейчас возникают многочисленные противоречия в РФ: I) Между центром и республиками, II) между субъектами федерации: а) нац.-гос. образованиями (респ.) и тер.-админ.(краями, областиями), III) между всеми ними сразу по территориальным вопросам, IV) внутри республик и краев (Дагестан, Кабардино-Балкария), V) межличностные отношения.

Этнополитические термины

  •  Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая группа людей, обладающая относительной стабильностью и собственными психическими и культурными характеристиками, самосознанием (т.е. осознанием своего отличия от других этносов).
  •  Субэтнос – обособленная часть этноса, возникает, когда этнос распространяется на большие территории (казаки например).
  •  Метаэтническая общность – группы народов, имеющие общие черты культуры и общее самосознание.
  •  Этническая группа – часть этноса, не связанная с этно-соц. Организмом (то бишь с гос-вом).
  •  Племя – объединение по брачно- родственным связям.
  •  Народность – неустойчивая группа людей, объединенная территриально-политическими связями.
  •  Нация – складывающаяся на высшем уровне производственных сил благодаря созданию общего замкнутого рынка и общей инфраструктуры общность.
  •  Этногенез – процесс формирования и развития народов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61741. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих 21.4 KB
  Цели урока: Повторение пройденного материала Закрепление пройденного материала Изучение нового материала Закрепление правила безударных гласных в корне слова. Отработка навыков каллиграфии Развитие мелкой моторики
61742. Изменение глаголов по числам 12.39 KB
  В городе Берлине в Германии стоит огромный памятник советскому солдату. Высоко над домами на зеленом холме возвышается богатырь из камня. В одной руке у него тяжелый меч, а в другой он держит маленькую девочку.
61745. Пришиваем пуговицу 22.68 KB
  Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки делать выводы...
61746. Работа с бумагой. Практический урок 28.06 KB
  Раз мы будем работать с ножницами а это острые предметы и клеем надо вспомнить правила работы с острыми предметами. Вспомним правила с ножницами: во время работы удерживай материал левой рукой так чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц. Оформление работы. Как называется изделие которое мы будем выполнять кошка в технике оригами Какую оно имеет форму объемную форму Какие материалы вам необходимы для работы цветная бумага Какие инструменты будете использовать ножницы Какие способы обработки бумаги будете...
61747. Прикладное программное обеспечение и его место в структуре программного обеспечения компьютера. Технология обработки текстов. Основные приемы редактирования: работа с символом, со строкой и фрагментом 64.33 KB
  На экране отображается схема-классификация ПО Все программы которые есть в компьютере то есть ПО компьютера можно разделить на три группы: прикладное ПО; системное ПО; системы программирования.
61748. Компьютерная графика и ее изучение. Графический редактор как средство иллюстративной графики 18.28 KB
  Цель: Познакомиться с основными понятиями компьютерной графики и с ее применением. Для того чтобы лучше понять полученные результаты человек брал бумагу карандаши линейки и чертил графики диаграммы.