69837

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Общая теория права и государства фундаментальная методологическая наука правоведения дающая систему знаний о социальном назначении права и государства закономерностях и тенденциях их развития исторических судьбах путях практических преобразований об общем понятийном...

Русский

2014-10-11

31 KB

1 чел.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Сегодня Россия переживает сложный болезненный процесс, породивший много проблем. Современный этап развития цивилизации требует специалистов с широким гуманитарным мышлением, способных строить профессиональную деятельность по законам постиндустриального развития, учитывающих органическую связь между экономической продуктивностью и творчеством, с одной стороны, и стремлением человека к личной самореализации - с другой.

В связи с эти в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.

Однако, по опросу журнала «Высшее образование в России» только несколько респондентов знали о существовании большого количества разных методик преподавания. Получается, что почти для всей высшей школы вопрос о выборе методов преподавания не стоит на первом месте. И стоит ли вообще хоть на каком-то месте в ряду задач - неизвестно.

Французский философ М. Монтень как-то заметил: «Ничто в нашей жизни не подвержено столь постоянным изменениям, как право и законы, а потому научить праву кого-либо - это практически невыполнимая задача». Решать столь сложную задачу, по старинке едва ли возможно.

Общая теория права и государства - фундаментальная методологическая наука правоведения, дающая систему знаний о социальном назначении права и государства, закономерностях и тенденциях их развития, исторических судьбах, путях практических преобразований, об общем понятийном аппарате правоведения, в известном смысле направляющая и координирующая изучение всех отраслей права и применение специальных отраслевых выводов и рекомендаций.

Специфика преподавания теории права и государства, прежде всего, определяется тем, что столь сложная теоретическая наука начинает преподаваться с первого дня обучения. Полагаю, что именно с поэтапного формирования и развития у студентов умений и навыков самостоятельного выполнения учебных заданий и следует начинать преподавателю теории права и государства.

Вот несколько тезисов, на которых следует заострить внимание:

- в преподавании теории права и государства особое внимание следует уделять активным методам обучения: проблемные лекции, дискуссии, коллоквиумы и т.д.

- «к лекциям студенты должны предварительно готовиться» - вероятно, из всех проблем лекционной работы эта самая трудновыполнимая. Я думаю, что обязательным элементом любой лекции должна стать работа не только над записью, услышанного, но и активная работа с ремарками, дополнительными, дискуссионными и проблемными пометками в тексте и на полях тетради;

- немаловажный момент, обучение навыкам работы с литературой, конспектирования, эта задача отводится и преподавателям общеобразовательных дисциплин, но преподаватель теории права и государства не имеет права не обращать внимания на эту задачу. Еще до начала семинарских занятий следует ознакомить студентов с памяткой: «Как работать с научной литературой», показать в качестве примера различные варианты конспектов, тезисов, карточек с выписками;

- работа с понятийным аппаратом требует не только работы со словарем: словарных диктантов, работы с карточками, но и творческого подхода как-то: кроссворды, написание текстов в прозе или стихами с использованием как можно большего количества слов, не забывая о жестких правилах таких работ;

- для того чтобы с первого дня студенты учились говорить грамотно и компетентно, следует с первых же семинаров в качестве примеров рассматривать речи знаменитых юристов, собирать и изучать пословицы, поговорки и крылатые фразы, посвященные государству и праву;

- стоит чаще использовать такие активные методы работы на семинарах, как «мозговая атака», дискуссия (при этом четко изучив особенности этих методов, и не подменяя одно другим);

- нельзя забывать и о деловых играх, которые являются особым методом для разновозрастных групп (что очень важно в условия ВУЗа, в котором есть школьные классы);

- необходимо вести, особенно первое время, контроль за тем: читают ли студенты периодическую печать, как используют полученную информацию в своих ответах и т.д.;

- на лекциях и семинарах никогда нельзя забывать о том, что необходимо варьировать методы и приемы обучения. Однообразная деятельность по усвоению информации утомляет. Максимальный временной период работы в рамках одной методической формы не должен превышать 20 минут.

Вузовская практика уже имеет примеры разработки и применения пед. технологий в учебном процессе:

Модульная технология С.И.Куликова.

Технология контекстного типа А.А.Вербицкого.

Эвристическая технология Груздевых и т.д.

Немалый интерес вызывают и работы М.Ш.Ноулза по андрогогике - науке об обучении взрослых (не для кого сегодня не секрет, что мотивация школьника и студента все больше отличаются, а это ведет к тому, что требуются разные подходы к студентам, чей возраст сегодня самый различный).

При этом важна организация своего рода диалога различных методик и пед. технологий, преподавателю необходимо ориентироваться в широком спектре технологий, методик, идей и может быть не тратить время на открытие уже известного.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3820. Теоретические основы экономического анализа инвестиционных проектов 392.5 KB
  Теоретические основы экономического анализа инвестиционных проектов. Прежде чем рассматривать вопросы анализа инвестиционных проектов необходимо дать краткое понятие инвестиций. Инвестиции- вложение капитала с целью его последующего увеличени...
3821. История и развитие радиотехники 45.5 KB
  История и развитие радиотехники Предметом электронной техники является теория и практика применения электронных, ионных и полупроводниковых приборов в устройствах, системах и установках для различных областей народного хозяйства. Гибкость электронно...
3822. Исследование обнаруживающей и исправляющей способности циклических кодов. 198.5 KB
  Исследование обнаруживающей и исправляющей способности циклических кодов. Цель работы. Ознакомление с методами построения корректирующих кодов. Экспериментальное исследование обнаруживающей и исправляющей способности циклических кодов. Описание лабо...
3823. Анализ эффективности работы современного коммерческого банка 394 KB
  Баланс, доходы и расходы банка На основе качественного распределения активов и использования метода сравнения определяются пропорции между счетами, выявляются тенденции в их изменении и оценивается, в какой мере эти динамические изменения и откло...
3824. Исследование относительного движения материальной точки 103 KB
  Кафедра «Теоретической механики» Индивидуальное задание № Вариант № 4 Тема: «Исследование относительного движения материальной точки» Дано: Схема конструкции (рисунок 1) m=0,09 кг Найти уравнение относительного...
3825. Характеристики линий связи в КС 200.5 KB
  Введение В соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи: осветить основные исторические этапы становления и развития линий связи перечислить основные виды каналов связи для компьютерных сетей рассмотреть сущест...
3826. Изучение структуры углеродистых сталей в равновесном (отожженном) состоянии 72.5 KB
  Изучение структуры углеродистых сталей в равновесном (отожженном) состоянии Химически чистые металлы обладают низкой прочностью, поэтому в технике их применяют сравнительно редко. Наиболее широко используют сплавы - вещества, полученные сплавлением...
3827. Изучение вращательного движения твердого тела 83.5 KB
  Изучение вращательного движения твердого тела Цель работы: изучение кинематики и динамики вращательного движения, построение абстрактной модели реальной физической системы. Приборы и принадлежности: прибор Обербека, оборудованный миллисекундомером, ...
3828. Колебательные движения физического маятника 110.6 KB
  Физический маятник 1.Параметры колебательного движения Движение, при котором координата точки изменяется по закону косинуса (или синуса) называется гармоническим колебанием. Таким образом, при равномерном движении точки по окружности ее проекция сов...