69837

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Общая теория права и государства фундаментальная методологическая наука правоведения дающая систему знаний о социальном назначении права и государства закономерностях и тенденциях их развития исторических судьбах путях практических преобразований об общем понятийном...

Русский

2014-10-11

31 KB

1 чел.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Сегодня Россия переживает сложный болезненный процесс, породивший много проблем. Современный этап развития цивилизации требует специалистов с широким гуманитарным мышлением, способных строить профессиональную деятельность по законам постиндустриального развития, учитывающих органическую связь между экономической продуктивностью и творчеством, с одной стороны, и стремлением человека к личной самореализации - с другой.

В связи с эти в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.

Однако, по опросу журнала «Высшее образование в России» только несколько респондентов знали о существовании большого количества разных методик преподавания. Получается, что почти для всей высшей школы вопрос о выборе методов преподавания не стоит на первом месте. И стоит ли вообще хоть на каком-то месте в ряду задач - неизвестно.

Французский философ М. Монтень как-то заметил: «Ничто в нашей жизни не подвержено столь постоянным изменениям, как право и законы, а потому научить праву кого-либо - это практически невыполнимая задача». Решать столь сложную задачу, по старинке едва ли возможно.

Общая теория права и государства - фундаментальная методологическая наука правоведения, дающая систему знаний о социальном назначении права и государства, закономерностях и тенденциях их развития, исторических судьбах, путях практических преобразований, об общем понятийном аппарате правоведения, в известном смысле направляющая и координирующая изучение всех отраслей права и применение специальных отраслевых выводов и рекомендаций.

Специфика преподавания теории права и государства, прежде всего, определяется тем, что столь сложная теоретическая наука начинает преподаваться с первого дня обучения. Полагаю, что именно с поэтапного формирования и развития у студентов умений и навыков самостоятельного выполнения учебных заданий и следует начинать преподавателю теории права и государства.

Вот несколько тезисов, на которых следует заострить внимание:

- в преподавании теории права и государства особое внимание следует уделять активным методам обучения: проблемные лекции, дискуссии, коллоквиумы и т.д.

- «к лекциям студенты должны предварительно готовиться» - вероятно, из всех проблем лекционной работы эта самая трудновыполнимая. Я думаю, что обязательным элементом любой лекции должна стать работа не только над записью, услышанного, но и активная работа с ремарками, дополнительными, дискуссионными и проблемными пометками в тексте и на полях тетради;

- немаловажный момент, обучение навыкам работы с литературой, конспектирования, эта задача отводится и преподавателям общеобразовательных дисциплин, но преподаватель теории права и государства не имеет права не обращать внимания на эту задачу. Еще до начала семинарских занятий следует ознакомить студентов с памяткой: «Как работать с научной литературой», показать в качестве примера различные варианты конспектов, тезисов, карточек с выписками;

- работа с понятийным аппаратом требует не только работы со словарем: словарных диктантов, работы с карточками, но и творческого подхода как-то: кроссворды, написание текстов в прозе или стихами с использованием как можно большего количества слов, не забывая о жестких правилах таких работ;

- для того чтобы с первого дня студенты учились говорить грамотно и компетентно, следует с первых же семинаров в качестве примеров рассматривать речи знаменитых юристов, собирать и изучать пословицы, поговорки и крылатые фразы, посвященные государству и праву;

- стоит чаще использовать такие активные методы работы на семинарах, как «мозговая атака», дискуссия (при этом четко изучив особенности этих методов, и не подменяя одно другим);

- нельзя забывать и о деловых играх, которые являются особым методом для разновозрастных групп (что очень важно в условия ВУЗа, в котором есть школьные классы);

- необходимо вести, особенно первое время, контроль за тем: читают ли студенты периодическую печать, как используют полученную информацию в своих ответах и т.д.;

- на лекциях и семинарах никогда нельзя забывать о том, что необходимо варьировать методы и приемы обучения. Однообразная деятельность по усвоению информации утомляет. Максимальный временной период работы в рамках одной методической формы не должен превышать 20 минут.

Вузовская практика уже имеет примеры разработки и применения пед. технологий в учебном процессе:

Модульная технология С.И.Куликова.

Технология контекстного типа А.А.Вербицкого.

Эвристическая технология Груздевых и т.д.

Немалый интерес вызывают и работы М.Ш.Ноулза по андрогогике - науке об обучении взрослых (не для кого сегодня не секрет, что мотивация школьника и студента все больше отличаются, а это ведет к тому, что требуются разные подходы к студентам, чей возраст сегодня самый различный).

При этом важна организация своего рода диалога различных методик и пед. технологий, преподавателю необходимо ориентироваться в широком спектре технологий, методик, идей и может быть не тратить время на открытие уже известного.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65529. АДМІНІСТРАТИВНО-ПРАВОВА ОХОРОНА АТМОСФЕРНОГО ПОВІТРЯ 168.5 KB
  Одним із таких чинників що несприятливо впливають на здоровя людей є забруднення атмосферного повітря спричинене викидами від стаціонарних і пересувних джерел а також у результаті транскордонного перенесення повітряних мас.
65530. МАТЕМАТИЧНЕ МОДЕЛЮВАННЯ ПЕРЕХІДНИХ ПРОЦЕСІВ В БАГАТОМАШИННИХ ШАХТНИХ ЕЛЕКТРОТЕХНІЧНИХ КОМПЛЕКСАХ 331.5 KB
  Зокрема це стосується випадку захисного вимкненні електромережі технологічної дільниці шахти в разі наявності небезпечного струму витоку на землю. Збільшення рівнів та інтервалів існування електрорушійної сили ЕРС вибігу двигунів через збільшення потужності останніх та ємності...
65531. СИСТЕМНІ ТА ФІЗИКО-МЕХАНІЧНІ ОСНОВИ ПРОЕКТУВАННЯ РОЗПУШУВАЧІВ ҐРУНТУ 411.5 KB
  Розробка комплексу нових знарядь можлива при системному підході тобто при розгляді обробітку ґрунту як доповнення до природних ґрунтоутворюючих процесів на основі більш повного урахування механічних фізичних і біологічних властивостей ґрунту.
65532. Створення адаптивних засобів обліку і аналізу якості електроенергії 391 KB
  Обсяг спожитої електричної енергії фіксується електролічильниками а її якість контролюється приладами для вимірювання показників якості. Подана робота присвячена питанням розробки адаптивних засобів обліку електроенергії вимірювання показників її якості та відтворення...
65533. МЕТОДИ, МОДЕЛІ ТА ЗАСОБИ ПРОЕКТУВАННЯ І УПРАВЛІННЯ БІЗНЕС-ПРОЦЕСАМИ ДЛЯ ОРГАНІЗАЦІЙНО-ТЕХНІЧНИХ ОБ’ЄКТІВ УПРАВЛІННЯ 721 KB
  Сучасне процесне управління підприємствами і організаціями включає в себе управління гнучкими бізнеспроцесами орієнтованими на користувача і мінливими під впливом внутрішніх і зовнішніх чинників.
65534. МАЛЕ ПІДПРИЄМНИЦТВО В СИСТЕМІ РЕГІОНАЛЬНОГО РОЗВИТКУ 322 KB
  Хоч протягом усього пeрiоду ринкових рeформ в eкономiчнiй лiтeртурi бгто увги придiлялося проблeмм розвитку в Укрїнi млого бiзнeсу лe його стн всe щe злишється нeздовiльним. Проблeм полягє нвiть нe в кiлькiсних прмeтрх функцiонувння цiєї сфeри якi поступово полiпшуються нсмпeрeд у структурi вiтчизняного...
65535. Інформаційна технологія синтезу моделей систем управління автоматизованими процесами 1.05 MB
  При створенні нових інформаційних технологій ІТ сучасні компютери та різні спеціалізовані математичні моделі слугують фундаментом побудови нових методів перетворення інформації для складних систем управління ССУ.
65536. РЕФРАКЦІЙНА КЕРАТОПЛАСТИКА АМЕТРОПІЙ (ВДОСКОНАЛЕННЯ ТЕХНОЛОГІЇ, ПРОГНОЗУВАННЯ РЕЗУЛЬТАТІВ, ПОПЕРЕДЖЕННЯ РОЗВИТКУ УСКЛАДНЕНЬ) 389.5 KB
  Тенденції світової офтальмохірургії за останні роки переконливо свідчать про бурхливий розвиток керато-рефракційної хірургії заснованої на моделюванні передньої поверхні рогівки шляхом пошарового її зрізання методом кератомільозу.
65537. АВТОМАТИЧНИЙ КОНТРОЛЬ СТУПЕНЯ ЗДРІБНЕННЯ РУДИ В ТЕХНОЛОГІЧНИХ КОМПЛЕКСАХ ФЛОТАЦІЙНОГО ТА МАГНІТНОГО ЗБАГАЧЕННЯ 272.5 KB
  Завданням автоматизації здрібнення перед флотаційним або магнітним збагаченням є розкриття руд зі змінними фізикомеханічними властивостями тобто здрібнення їх до такої оптимальної крупності при якій частки корисного мінералу дезінтегруються з порожньою породою...