69837

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Общая теория права и государства фундаментальная методологическая наука правоведения дающая систему знаний о социальном назначении права и государства закономерностях и тенденциях их развития исторических судьбах путях практических преобразований об общем понятийном...

Русский

2014-10-11

31 KB

1 чел.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Сегодня Россия переживает сложный болезненный процесс, породивший много проблем. Современный этап развития цивилизации требует специалистов с широким гуманитарным мышлением, способных строить профессиональную деятельность по законам постиндустриального развития, учитывающих органическую связь между экономической продуктивностью и творчеством, с одной стороны, и стремлением человека к личной самореализации - с другой.

В связи с эти в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.

Однако, по опросу журнала «Высшее образование в России» только несколько респондентов знали о существовании большого количества разных методик преподавания. Получается, что почти для всей высшей школы вопрос о выборе методов преподавания не стоит на первом месте. И стоит ли вообще хоть на каком-то месте в ряду задач - неизвестно.

Французский философ М. Монтень как-то заметил: «Ничто в нашей жизни не подвержено столь постоянным изменениям, как право и законы, а потому научить праву кого-либо - это практически невыполнимая задача». Решать столь сложную задачу, по старинке едва ли возможно.

Общая теория права и государства - фундаментальная методологическая наука правоведения, дающая систему знаний о социальном назначении права и государства, закономерностях и тенденциях их развития, исторических судьбах, путях практических преобразований, об общем понятийном аппарате правоведения, в известном смысле направляющая и координирующая изучение всех отраслей права и применение специальных отраслевых выводов и рекомендаций.

Специфика преподавания теории права и государства, прежде всего, определяется тем, что столь сложная теоретическая наука начинает преподаваться с первого дня обучения. Полагаю, что именно с поэтапного формирования и развития у студентов умений и навыков самостоятельного выполнения учебных заданий и следует начинать преподавателю теории права и государства.

Вот несколько тезисов, на которых следует заострить внимание:

- в преподавании теории права и государства особое внимание следует уделять активным методам обучения: проблемные лекции, дискуссии, коллоквиумы и т.д.

- «к лекциям студенты должны предварительно готовиться» - вероятно, из всех проблем лекционной работы эта самая трудновыполнимая. Я думаю, что обязательным элементом любой лекции должна стать работа не только над записью, услышанного, но и активная работа с ремарками, дополнительными, дискуссионными и проблемными пометками в тексте и на полях тетради;

- немаловажный момент, обучение навыкам работы с литературой, конспектирования, эта задача отводится и преподавателям общеобразовательных дисциплин, но преподаватель теории права и государства не имеет права не обращать внимания на эту задачу. Еще до начала семинарских занятий следует ознакомить студентов с памяткой: «Как работать с научной литературой», показать в качестве примера различные варианты конспектов, тезисов, карточек с выписками;

- работа с понятийным аппаратом требует не только работы со словарем: словарных диктантов, работы с карточками, но и творческого подхода как-то: кроссворды, написание текстов в прозе или стихами с использованием как можно большего количества слов, не забывая о жестких правилах таких работ;

- для того чтобы с первого дня студенты учились говорить грамотно и компетентно, следует с первых же семинаров в качестве примеров рассматривать речи знаменитых юристов, собирать и изучать пословицы, поговорки и крылатые фразы, посвященные государству и праву;

- стоит чаще использовать такие активные методы работы на семинарах, как «мозговая атака», дискуссия (при этом четко изучив особенности этих методов, и не подменяя одно другим);

- нельзя забывать и о деловых играх, которые являются особым методом для разновозрастных групп (что очень важно в условия ВУЗа, в котором есть школьные классы);

- необходимо вести, особенно первое время, контроль за тем: читают ли студенты периодическую печать, как используют полученную информацию в своих ответах и т.д.;

- на лекциях и семинарах никогда нельзя забывать о том, что необходимо варьировать методы и приемы обучения. Однообразная деятельность по усвоению информации утомляет. Максимальный временной период работы в рамках одной методической формы не должен превышать 20 минут.

Вузовская практика уже имеет примеры разработки и применения пед. технологий в учебном процессе:

Модульная технология С.И.Куликова.

Технология контекстного типа А.А.Вербицкого.

Эвристическая технология Груздевых и т.д.

Немалый интерес вызывают и работы М.Ш.Ноулза по андрогогике - науке об обучении взрослых (не для кого сегодня не секрет, что мотивация школьника и студента все больше отличаются, а это ведет к тому, что требуются разные подходы к студентам, чей возраст сегодня самый различный).

При этом важна организация своего рода диалога различных методик и пед. технологий, преподавателю необходимо ориентироваться в широком спектре технологий, методик, идей и может быть не тратить время на открытие уже известного.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44796. Техническая диагностика 15.54 KB
  Целью данной дисциплины является изучение теоретических основ технической диагностики и надежности общих методов распознавания и математической теории диагностики обоснованного выбора конкретных способов диагностики и соответствующих им правил решения. Целью технической диагностики являются определение возможности и условий дальнейшей эксплуатации диагностируемого оборудования и в конечном итоге повышение промышленной и экологической безопасности. Задачами технической диагностики которые необходимо решить для достижения поставленной цели...
44797. Сущность, формы, функции исторического знания 20.83 KB
  Явления эти чрезвычайно разнообразны касаются развития хозяйства общественной жизни страны деятельности исторических личностей. Предметом отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития российского государства и общества. В результате изучения предмета отечественной истории студент должен приобрести комплексное знание процесса формирования предпосылок зарождения и социальнополитического развития российского общества как части всемирной истории человечества но со своими особенностями. Многие...
44798. Mülltrennung in Aschach 26.5 KB
  Die Müllers leben wie Millionen ndere deutsche Fmilien uch: Die Eltern аrbeiten die Kinder gehen zur Schule mn fährt ein bis zweiml im Jhr in den Urlub und mn trennt seinen Müll. Die pcke ich zu Bündeln und lege sie m bholtg zusmmen mit den vollen Knüllppiersäcken rus uf den Bürgersteig.â Ich bringe die leeren Flschen und Gläser gerne zu den ltglscontinern. Ds durchsichtige Gls kommt in den WeißglsContiner ds brune in den BrunglsContiner und ds grüne ntürlich in den GrünglsContiner ber mn muss ufpssen dss keine Deckel mehr uf...
44799. Отношение к литературной классике 19в в 20 и 21вв 26.5 KB
  Русская классика 19 века хранительница русской духовной культуры. Это споры физиков и лириков а также споры в методистов литературы споры современного прочтения и индивидуальной интерпретации. На стр рус класс литры в созданных ей образах и картинах запечатлелось развитие общества на протяжении столетий воплощен национальн характер народа.
44800. Хромосомная теория наследственности. Основные законы наследования признаков 39 KB
  Для выявления закономерности наследования признаков им был разработан гибридологический метод особенностями которого являются: исследование одной пары альтернативных признаков по которым отличались родительские особи; точный количественный учет признаков в каждом поколении и статистическая обработка данных; использование чистых линий для получения гибридов. При скрещивании гомозиготных особей анализируемых по одной паре альтернативных признаков первое поколение единообразно по своим генотипам и фенотипам. При скрещивании...
44801. Земная кора 20.22 KB
  Мантия Земли Мантия это силикатная оболочка Земли сложенная преимущественно перидотитами породами состоящими из силикатов магния железа кальция и др. Мантия составляет 67 всей массы Земли и около 83 всего объёма Земли. Хотя сведения о составе нижней мантии ограничены и число прямых данных весьма невелико можно уверенно утверждать что её состав со времён формирования Земли изменился значительно меньше чем верхней мантии породившей земную кору.
44802. Атмосфера 36.5 KB
  Нижний наиболее плотный слой воздуха тропосфера ее высота 10 15 км. В вертикальном распределении температуры имеет место максимум около 0 С Выше стратосферы примерно до высоты 80 км простирается мезосфера в которой температура воздуха с высотой падает до нескольких десятков градусов ниже нуля. Под действием ультрафиолетовой и рентгеновской солнечной радиации и космического излучения происходит ионизация воздуха основные области ионосферы лежат внутри термосферы. Далее до 10 000 км простирается экзосфера где плотность воздуха с...
44803. География населения. Демографические показатели регионов мира 15.99 KB
  Демографические показатели регионов мира География населения изучает численность структуру и размещение населения рассматриваемого в процессе общественного воспроизводства и взаимодействия с окружающей природной средой. Под воспроизводством населения понимают совокупность процессов рождаемости смертности и естественного прироста которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. Для первого типа характерны относительно невысокие показатели рождаемости смертности и естественного прироста для экономически развитых...
44804. Правило минимума Либиха. Закон оптимума. Закон толерантности Шелфорда 38 KB
  Закон оптимума. Закон толерантности Шелфорда. Закон минимума Либиха закон открытый. Либихом 1840 согласно которому относительное действие отдельного экологического фактора тем сильнее чем больше он находится по сравнению с другими факторами в минимуме; по данному закону от вещества концентрация которого лежит в минимуме зависят рост растений величина и устойчивость их урожайности.