69839

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Доклад

Педагогика и дидактика

Бельский первым среди современных ученых-административистов предпринял весьма важную попытку проанализировать историю административного права показать истоки российской административно-правовой науки. Его книга Феноменология административного права заслуживает самых лестных отзывов.

Русский

2014-10-11

67.5 KB

11 чел.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.

К. С. Бельский первым среди современных ученых-административистов предпринял весьма важную попытку проанализировать историю административного права, показать истоки российской административно-правовой науки. Его книга «Феноменология административного права» заслуживает самых лестных отзывов.

Однако поднимая лозунг: «Назад к первоначалам административного права, к тому, что составляло его предмет в 18-м столетии!», необходимо учитывать и современные, как российские, так и интернациональные, административно-правовые реальности. С XVIII в. «утекло много воды», и административное право претерпело изменения, не вписывающиеся в теорию, согласно которой «административное право складывается из пропедевтики, включающей наиболее общие (логосные) административно- правовые положения, и двух подотраслей — управленческого и полицейского права. Управленческое и полицейское право выступают как две его подсистемы — регулятивная и охранительная». Охранительная подсистема и есть полицейское право. Отсюда вытекает вопрос: входит ли в охранительную подсистему административно-судебная защита прав и свобод граждан от неправомерных действий и решений органов публичной власти? Как известно, последняя не включается в управленческое право. Где же тогда ее место в административном праве?

Следует отметить, что К. С. Бельский в более поздней работе (1997 г.) добавляет к названным двум подотраслям административного права и третью: «правовые нормы, складывающиеся в такое образование, как административная юстиция», т.е. здесь речь идет об административном процессе, в рамках которого рассматривался бы административный иск гражданина на незаконные действия

Методика преподавания. К. С. Бельский включил в круг общественных отношений, составляющих предмет современного российского административного права, и отношения в области административной юстиции (наряду с государственно-управленческими и так называемыми «полицейскими»). Автор указывает, что общественные отношения в области административной юстиции также составляют предмет административно-правового регулирования и являются процессуальными отношениями, которые связаны с особым порядком рассмотрения в суде административного иска гражданина на незаконные действия должностного лица (органа государства) и обеспечения прав гражданина путем отмены неправомерного акта управления.

Таким образом, согласно К. С. Бельскому, система административного права состоит из трех тесно взаимосвязанных в практической сфере и самостоятельных правовых образований внутри административного права: администрации, полиции и юстиции. На наш взгляд, административное право составляют такие обобщающие институты, как организация управления, процесс управления (управленческий процесс), административная юрисдикция и административная юстиция (административное судопроизводство). Поскольку администрация, полиция и юстиция представляют собой, если прибегнуть к обобщению, части одного целого — самого государства, то в таком случае между ними стираются принципиальные различия.

Административное право является системой правовых принципов и норм, которые специфическим образом действуют в сфере государственного управления (организации и функционирования исполнительной власти) и регулируют отношения, складывающиеся в процессе осуществления управленческой деятельности (понятие, функции, задачи, принципы, формы и методы управления, правовые акты, административные решения и пр.), административного процесса («позитивного» и административно- юрисдикционного) и формирования организационной структуры управления (федеральные органы государственного управления, министерства, государственные комитеты, федеральные службы, управления, государственные должности, государственные должности государственной службы, ведомства, отделы и пр.).

Указанные институты и нормы входят в Общую часть современного административного права. Юридическая же регламентация управленческой деятельности при помощи специфических административно-правовых средств и инструментов в различных отраслях и сферах управления и установления ответственности за неправомерное поведение субъектов управления должна считаться Особенной частью административного права. Это становится уже очевидным  сегодня, когда в Общую часть административного права не вписываются государственная служба, полицейское право, строительное право, образовательное право (организация начального, среднего и высшего образования) и другие подотрасли права. Такой подход к определению структуры современного административного права, конечно, не означает, что оно только фиксирует отношения между управленческими органами и устанавливает порядок их деятельности. Административное право регулирует также отношения между органами управления и гражданами (внешними субъектами административного права); оно закрепляет административно-правовой статус граждан (права, обязанности, ответственность, ограничения, запреты). Однако следует иметь в виду, что реализация установленных административным правом прав и обязанностей граждан может создавать административно-правовые отношения только тогда, когда соответствующие права и обязанности субъектов рассматриваются через призму их соотношения с управлением (с органами управления, с исполнительной властью, с так называемым «управляющим» государством вообще), т.е. когда граждане взаимодействуют с органами управления, с государственными и муниципальными служащими, с должностными лицами.

В литературе Г. А. Тумановым отмечалось, что современное административное право, исходным и базовым правовым источником которого считается Конституция РФ, является важнейшим средством обеспечения действия самой Конституции РФ по следующим причинам:

1) основная функциональная нагрузка административного права состоит в правовом регулировании исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти, а конкретно - органов власти исполнительной, органов государственного управления, т.е. административно-правовое обеспечение функционирования этих органов есть важная часть обеспечения действия Конституции РФ;

2) практическое управление (администрирование) как внутри- организационное (внутриаппаратное), так и внешне ориентированное должно осуществляться на основе конституционных норм;

3) защита исполнительно-распорядительными органами государственной власти прав и свобод гражданина и человека, установленных Конституцией РФ;

4) функционирование органов исполнительной власти в условиях особых административно-правовых режимов (чрезвычайное положение, военное положение и т.д.);

5) наличие административно-деликтного права, направленного на обеспечение законного функционирования системы государственного управления и дающего возможность органам исполнительной власти (должностным лицам) применять меры административного правового принуждения (т.е. это властно-предупредительная и принудительно-карательная деятельность органов исполнительной власти);

6) административное право обеспечивает организацию и функционирование государственного аппарата, его структурных подразделений, деятельность должностных лиц, всего управленческого персонала; т.е. внутриорганизационное действие административного права также является важным средством обеспечения действия Конституции РФ.

По-меннию ученых, в последние годы из-за нерешенности вопросов об объеме государственного управления и его регулирования, о путях построения исполнительного аппарата отрасль административного законодательства стала «рассыпаться»; развитие ее пошло неритмично, в нее включено слишком много законодательных и иных нормативных актов.

Ю. А. Тихомиров отмечает, что в настоящее время сомнительно рассматривать все отрасли и сферы государственной жизни, традиционно входящие в Особенную часть административного права, только через призму управления, ибо теперь в них «возрастает удельный вес элементов косвенного регулирования, самоорганизации и саморегулирования».

В другой работе, предлагая разделить административное право на подотрасли, он подчеркивает, что при определении его предмета и системы следовало бы отказаться от традиционного деления административного права на Общую и Особенную части из-за их слабой нормативной структурированности; ведь как в прошлом, так и в настоящем Особенная часть административного права структурируется не по правовому критерию, а по экономико-управленческому, т.е. в основу берется классификация отраслей и сфер народного хозяйства. Все это способствовало созданию отрасли права, отличающейся нечеткостью структуры, отсутствием «правовой логики» ее построения и системного упорядочения. Таким образом, по мнению Ю. А. Тихомирова, во-первых, предмет и система административного права находятся в постоянном изменении; во-вторых, абсолютизация объема управления и выделение по этому критерию в административном праве Особенной части не оправдано; в-третьих, управленческие, регулятивные и защитные административно-правовые средства распространяются на все сферы.

Действительно, нормы административного и административно-процессуального законодательства в настоящее время можно обнаружить в различных отраслях права. Это также дает возможность формировать специальные подотрасли административного права, которые можно было бы включить в построенную на принципиально новой основе Особенную часть административного права.

Констатируя, что развитие административного права идет под влиянием факторов в сфере государственного управления, некоторые ученые видят в этом значительное повышение в новых условиях роли Общей части административного права; вместе с тем они указывают и на изменения, происходящие в Особенной части административного права при наличии самостоятельных дисциплин финансового, налогового, инвестиционного, информационного, экологического, муниципального права. И. Л. Бачило отмечает, что предметные отрасли или подотрасли права (образовательного, предпринимательского, земельного и т.д.) нуждаются в глубокой проработке с точки зрения взаимодействия административного права с гражданским. Автор констатирует, что административное право должно оформить свой статус в качестве одной из основ формирования и развития публичного права.

А. Ф. Ноздрачев называет новые взгляды на развитие современного административного права «фактической отменой административного права как отрасли права, как научной и учебной дисциплины», реализацией «далеко не новых «доктрин» ликвидации административного права, диффузии предмета его регулирования», для которых, по его мнению, нет «законодательных и организационных, социальных и политических, а также экономических оснований». По нашему мнению, ни один из авторов, исследующих проблемы современного административного права и публикующих результаты своих исследований, не призывает к ликвидации административного права как отрасли права. С другой стороны, думается, что именно сегодня имеются социально-экономические, политические, организационные и законодательные предпосылки для реформирования административного права, для приведения его в соответствие с действующим административным законодательством.

Итак, необходимость разделения административного права на Общее и Особенное является очевидной; оно и ранее делилось таким образом. В административно-правовой литературе отмечается спорность предлагавшейся в 1940—1990 гг. системы административного права, а также указывается на отсутствие его оптимальной системы и в настоящее время. Подчеркивается также, что оценка развития Особенной части административного права требует новых подходов18, традиционно она включала правовые методы управления в разных сферах и отраслях. Обосновывается это тем, что в настоящее время эти сферы и отрасли приобретают свойства «самоорганизации», а управление становится одним из элементов развития. Более того, как мы уже говорили, Ю. А. Тихомиров предлагает даже отказаться от традиционного деления административного права на Общую и Особенную части ввиду их слабой нормативной структурированности. Он считает целесообразным разбить отрасль административного права на следующие подотрасли: а) органы исполнительной власти; б) государственная служба; в) административно-правовые режимы; г) административный процесс; д) законность в управлении; е) организация государственного управления; ж) информационное право; з) правовое регулирование нормативов19. По нашему мнению, полностью ликвидировать структуру административного права, состоящего из Общей и Особенной частей, нецелесообразно. Эти части должны существовать, однако при их выделении следует использовать отличные от традиционных критерии.

Если попытаться проанализировать мнение Ю. А. Тихомирова, то получается, что так называемое «организационное административное право» разрывается им на две части: органы исполнительной власти и организация государственного управления. Обе эти части (подотрасли) должны входить в ту часть Общего административного права, которую можно назвать «организационное административное право», или «организация управления».  Но тогда трудно понять, на основе каких принципов могут считаться подотраслями административного права информационное право и правовое регулирование нормативов (стандартизация, метрология, качество продукции и пр.). Известно, что деятельность по стандартизации, сертификации, метрологии осуществляется специальными контрольно-надзорными органами, реализующими специальные установленные в законе полномочия. Поэтому данные вопросы целесообразно коротко рассмотреть в той части административного права, где речь идет об осуществлении управленческой деятельности, о государственном управлении и его функциях. Административно-правовые же режимы («чрезвычайное положение», «военное положение», «таможенные режимы», «ветеринарно-карантинный режим» и др.) устанавливаются нормами соответствующих комплексных отраслей права, в которых регламентируются и указанные отношения, например в таможенном, экологическом праве.

Ученые делают предположение о том, что правовое регулирование отраслей и сфер управления приведет к выделению самостоятельных отраслей законодательства. Следовательно, потребуется разработка новой теории развития законодательства в экономической, социально-культурной и иной сферах и решение вопроса о том, «следует ли развивать законодательство в данных отраслях и сферах в качестве подотраслей административного права с акцентом на управление или самостоятельных отраслей законодательства». Думается, что постановка такого вопроса недопустима, ибо сама практика развития управления рождает потребность в создании той или иной теории как законодательства, так и отрасли (либо подотрасли) права. Развивать законодательство в указанных отраслях или сферах управления в качестве подотраслей административного права невозможно, так как тогда все равно будет идти речь (как, кстати, это делается и сегодня) об организации и структуре управления в той или иной области. А это, как известно, относится к организационно-управленческому праву, т.е. к той части административного права, которое регулирует организационно-структурные управленческие отношения. Отрицательным будет и ответ на вторую часть вопроса: развивать ли законодательство в данных сферах в качестве самостоятельной отрасли законодательства: законодательство о науке, образовании, здравоохранении и т.д.

Это означает практически то же самое, о чем идет речь в первом вопросе, т.е. законодательство будет развиваться в этих отраслях и сферах, но оно не способно во всех случаях сформировать предпосылки для выделения соответствующих отраслей права. В некоторых случаях это, правда, возможно, но лишь тогда, когда в этой отрасли (или подотрасли) права будут регламентированы не только управленческие или организационные отношения: например, управление образованием отчасти может войти в школьное право, которое может стать одной из частей Особенной части административного права. Следовательно, крайне сложно (или практически невозможно) будет таким образом реформировать систему Особенной части административного права, чтобы сложились «подотрасли административного права с акцентом на управление» или «самостоятельные отрасли законодательства».

Логика будет отсутствовать в каждом случае, и это можно предвидеть уже сегодня.

Особенности проведения лекционных занятий по административному праву

 

Ведущей формой обучения, определяющей содержание и направленность всего учебного процесса в высшей школе, является лекция. Важно добиваться того, чтобы лекции носили проблемный характер, освещали актуальные вопросы теории и практики.

В широком смысле высшее образование можно рассматривать как опосредствующее звено между наукой и ее практическим применением. Знания – это конечный продукт научного исследования и в то же время – исходный элемент образования. Следовательно, познавательная ценность образования определяется его содержанием, которое непосредственно связано с научным знанием. Актуальность требования передать студентам основы научных знаний обусловлена не только интенсификацией учебного процесса, но и разработкой методологических основ построения лекций по правовым дисциплинам.

Методические требования к лекции определяются совокупностью факторов, действующих взаимосвязанно и в то же время дифференцированно, с выделением ведущей роли одного из них либо нескольких – в зависимости от ситуации. Среди этих факторов отметим следующие: функциональное назначение лекции, обеспеченность процесса научным и методическим материалом, специфику аудитории (студенты дневного, вечернего или заочного отделения, их курс, уровень образования, специализация), фактор времени, последовательность изучения в вузе отдельных тем или других учебных дисциплин, личные особенности лектора.

Эти вышеперечисленные факторы имеют общее значение для ведения лекций по всякой учебной дисциплине. Попытаемся проанализировать их применительно к предмету «Административное право Российской Федерации».

С точки зрения функции лекции их с известной степенью условности можно разделить на вводные, обзорные и аналитические. Соответственно, различны и методики их подготовки и построения.

Вводные лекции – это начальные занятия по предмету учебного курса, на которых студенты знакомятся с понятием и назначением административного права, состоянием научных исследований по соответствующей отрасли знаний и методологией ее изучения.

Обзорный (установочный) характер ведения лекций наиболее уместно применять для занятий со студентами заочной формы обучения либо как самостоятельный учебный курс. При этом важна постановка проблем, касающихся не столько решения отдельных казусов в законодательстве, сколько правового регулирования объекта исследования в целом.

Наиболее сложными с точки зрения методических требований являются аналитические лекции, предназначенные, как правило, для студентов очной формы обучения. Здесь одним из немаловажных факторов является определение места учебной дисциплины «Административное право» в общем учебном плане по юридической специальности. В этом случае методика ведения лекций по административному праву не может не зависеть от степени изученности студентами других дисциплин.

Приступая к разработке лекционного курса, преподаватель должен учитывать то обстоятельство, что к началу занятий по данной дисциплине студенты уже прошли курс теории государства и права и ознакомились с наиболее важными юридическими категориями, а также с методиками их изучения. Вместе с тем практика показывает, что студентам зачастую непросто применить знания теории права к нашей дисциплине. Очевидно также и то, что нередкие противоречия в концепциях теории права приводят к противоречивому толкованию административно-правовых категорий. Все это обязывает лектора, особенно в начале лекционного курса, частично возвращать мысль студента к изученному ранее материалу по другой учебной дисциплине. Данный метод позволяет студенту не только освежить информацию и облегчить понимание им нового материала, но и обеспечить системность восприятия. В отношении последней цели от преподавателя требуется только четкое разъяснение собственной позиции по выбору критериев систематизации знаний.

Возможности для облегчения восприятия знаний по административному праву облегчаются также и тем, что к моменту ведения данного курса студенты уже ознакомились, или приступили к ознакомлению, с курсом «Гражданское право». При этом отпадает необходимость дублирования информации по целому ряду тем. В частности, студент не нуждается в излишне детальном разъяснении принципов разграничения норм административного и гражданского права, различных методов их применения в сходных отношениях материального производства и т.д. Так достигается значительная экономия времени, которое может быть выделено для изучения других тем.

Вместе с тем имеются трудности построения и ведения лекционного курса, связанные с самим содержанием предмета административного права и состоянием соответствующих научных исследований.

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21650. СОЕДИНЕНИЕ ОПТИЧЕСКИХ ВОЛОКОН 111 KB
  СОЕДИНЕНИЕ ОПТИЧЕСКИХ ВОЛОКОН Соединение оптических волокон является наиболее ответственной операцией при монтаже кабеля предопределяющей качество и дальность связи по ВОЛС. Соединение волокон и монтаж кабелей производятся как в процессе производства так и при строительстве и эксплуатации кабельных линий. Соединители оптических волокон как правило представляют собой арматуру предназначенную для юстировки и фиксации соединяемых волокон а также для механической защиты сростка. Потери вносимые соединением оптических волокон в тракт...
21651. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЛС 83 KB
  ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИОННОТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЛС. Требования к ВОЛС. Учет совокупности всех перечисленных факторов делает процесс проектирования ВОЛС довольно сложным допускающим получение неоднозначного решения когда выбор окончательного варианта определится конкретными условиями применения. Разработке проекта строительства ВОЛС должны предшествовать изыскательские работы с выездом на место строительства зданий НРП и трассу прокладки кабеля.
21652. Метод коммутации каналов 124.5 KB
  Коммуникационные сети должны обеспечивать связь своих абонентов между собой. Абонентами могут выступать ЭВМ, сегменты локальных сетей, факс - аппараты или телефонные собеседники.
21653. Педагогічна філософія Монтессорі 200 KB
  Світове визнання технологія М. Монтессорі здобула завдяки гуманістичному підходу для виховання і навчання дітей, вірі у безмежні можливості розвитку дитини, опорі на її самостійність та індивідуальність. Виховна мета цієї технології полягає в розкритті духовного та інтелектуального потенціалу дитини
21654. Мочекаменная болезнь (уролитиаз) 115.5 KB
  Волоконный световод представляет собой тонкую двухслойную стеклянную нить сердечника и оболочки каждый элемент которой обладает различным показателем преломления. Показатель преломления n прозрачного вещества представляет собой отношение скорости света в вакууме с к скорости света в данном веществе v то есть n=c v. Кроме того показатель преломления зависит от параметров среды и рассчитывается по формуле: где и относительные соответственно диэлектрическая и магнитная проницаемости. Учитывая что относительная...
21655. ОСНОВНОЕ УРАВНЕНИЕ ПЕРЕДАЧИ ПО СВЕТОВОДУ 166.5 KB
  воспользуемся основными уравнениями электродинамики уравнениями Максвелла которые для диэлектрических волноводов имеют вид: 1 Уравнения Максвелла справедливы для любой системы координат. Для направляющих систем эти уравнения наиболее часто применяются в цилиндрической системе координат ось Z которой совместим с оптической осью световода: 2 Для решения инженерных задач электродинамики необходимо знать продольные составляющие полей Еz и Hz. Отсюда следует что продольные...
21656. Оптимизация структуры доходов бюджета Российской Федерации 358 KB
  Раскрыть теоретические вопросы понятия «доходы бюджета», его сущность и структуру; раскрыть особенности нормативно - правовой базы доходов бюджета; провести анализ доходов и расходов бюджета Российской Федерации, его основных поступлений; разработать рекомендации по оптимизации структуры доходов бюджета Российской Федерации.
21657. ЗАТУХАНИЕ 160 KB
  ЗАТУХАНИЕ Важнейшими параметрами световода являются оптическое потери и соответственно затухание передаваемой энергии. Собственные потери волоконных световодов состоят в первую очередь из потерь поглощения и потерь рассеивания т. Потери на поглощение существенно зависят от частоты материала и при наличии посторонних примесей могут быть значительными. Потери обусловлены комплексным характером показателя преломления nдjnм который связан с тангенсом угла диэлектрических потерь выражением .
21658. Гидрология болот 114 KB
  Вместо высоких камышей и тростников развиваются мелководные растения хвощи осоки и многие другие водолюбивые растения отложения которых хотя и поднимаются над поверхностью воды в озере но затопляются весенними и летними высокими водами отлагающими принесенные или взмученные частицы ила. В климатических условиях северной половины России осадков выпадает больше чем расходуется влаги на испарение поэтому излишек воды скапливается на поверхности болота сначала в форме мочажин а затем в виде вторичных озер и русел...