69846

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Книга

Физкультура и спорт

Физическая культура направлена на поддержание здоровья, развитие физических способностей студента и использование их в соответствии с потребностями общественной жизни. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих...

Русский

2014-10-11

2.09 MB

3 чел.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Приволжский филиал 

Кафедра гуманитарных социально-экономических дисциплин

ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов факультета непрерывного образования

(специальность  030503.52  «Правоведение»

среднего профессионального образования)

Нижний Новгород 

2010

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Физическая культура» для специальности 030503.52 «Правоведение» среднего профессионального образования.Н.Новгород: Приволжский филиал Российской академии правосудия. –82 с.

Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030503.52 «Правоведение» среднего профессионального образования.

ОДОБРЕН

Предметно-цикловой комиссией по гуманитарным дисциплинам Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия.

Кафедрой гуманитарных, социально-экономических дисциплин Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол 4  от 24  ноября  2010 г.).

УМС Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол4 от 25 ноября 2010 г.).

Авторы: 

Тронин Дмитрий Леонидович, доцент кафедры гуманитарных социально-экономических  дисциплин ПФ РАП                                                                                     

          Бабин       Алексей     Михайлович,    старший преподаватель кафедры гуманитарных социально-экономических дисциплин ПФ РАП

Рецензент: 

Жемчуг Юрий Станиславович, кандидат педагогических наук, ст.преподаватель  ПФ РАП

Игнатьев Павел Владимирович, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры НГПУ.

 

                                                       © Приволжский филиал ГОУ ВПО РАП, 2010      

                                               © Бабин А. М., Тронин Д.Л., 2010

С                                                                         

                                             СОДЕРЖАНИЕ

Государственные требования к минимуму содержания дисциплины             4

Введение                                                                                                                 4

Объем дисциплины и виды учебной работы                                                      7

Тематические планы                                                                                              8

Программа                                                                                                             20

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов                                                                                                               44

Методические рекомендации по изучению дисциплины                                 51

Примерная тематика рефератов                                                                          53

Контрольные нормативы для проведения рубежного контроля                      56

Контрольнные задания для оценки физической подготовленности

студентов 1-4 курсов основного учебного отделения                                       64

Нормативы (контрольные упражнениятесты)

по физической подготовленности студентов 

-4 курсов основного учебного отделения                                                         66

Контрольные задания для оценки

физической подготовленности студентов 1-4 курсов 

специального учебного отделения                                                                      69

Вопросы для самостоятельной подготовки студентов                                      70

Вопросы для подготовки к зачету                                                                        70

Приложение 1. Правила безопасности занятий по физической культуре

в Российской академии правосудия                                                                     73

Литература                                                                                                             78

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Физическая культура: 

- основы здорового образа жизни студента;

- физическая культура в профессиональной подготовке;

- оздоровительные системы и спорт;

- профессионально-прикладная физическая подготовка;

- основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за физическим состоянием своего организма.

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Физическая культура» является обязательной для студентов всех средне-специальных учебных заведений, предусмотрена Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

Физическая культура направлена на поддержание здоровья, развитие физических способностей студента и использование их в соответствии с потребностями общественной жизни. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Дисциплина «Физическая культура»  важнейший компонент целостного развития личности. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, «Физическая культура» входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Свои образовательные и развивающие функции «Физическая культура» наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, который опирается на основные общедидактические принципы: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности и динамичности.

Физическая культура тесно связана не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма молодого человека, но и с формированием средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых психических качеств, свойств и черт личности.

Все это в целом находит свое отражение в психофизической надежности будущего специалиста, в необходимом уровне и устойчивости его профессиональной работоспособности.

Содержание курса «Физическая культура» составляют теоретические основы системы физического воспитания, основы здорового образа жизни, основы спортивной медицины и практические занятия гимнастикой, легкой атлетикой и другими дисциплинами.

Цели и задачи курса

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности, наличие которой обеспечивает готовность к социально-профессиональной деятельности, включение в здоровый образ жизни, в систематическое физическое самосовершенствование.

Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач:

  •  создание целостного представления о физической культуре общества и личности, ее роли в личностном, социальном и профессиональном развитии специалиста;
  •  приобретение основ теоретических и методических знаний по физической культуре и спорту, обеспечивающих грамотное самостоятельное использование их средств, форм и методов в жизнедеятельности;
  •  формирование осознанной потребности к физическому самовоспитанию, самосовершенствованию, здоровому образу жизни;
  •  воспитание нравственных, физических, психических качеств, необходимых для личностного и профессионального развития;
  •  обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности;
  •  приобретение опыта творческого использования деятельности в сфере физической культуры и спорта для достижения жизненных и профессиональных целей.

По окончанию курса обучения студент должен знать и уметь:

  •  понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке юриста;
  •  знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
  •  владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке);
  •  приобрести личный опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личных жизненных и профессиональных целей.

Настоящая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» составлена с учетом следующих основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе:

  •  Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 № 80-ФЗ;
  •  приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 № 1025;
  •  письмо Минобразования России от 19.03.0218-52-857 ин/18-28 «Рекомендации по реализации среднего полного (общего) образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования»;
  •  письмо Минобразования России от 06.09.0218-52-1645/18-17 «Рекомендации по реализации среднего полного (общего) образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования».

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы

1 курс

курс

курс

курс

Общая трудоёмкость

78

70

56

Теоретический блок

8

4

Практический блок

70

52

Самостоятельная работа

-

-

-

-

Форма итогового контроля

Зачёт (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 семестры)

Тематический план

для студентов 1 курса факультета среднего профессионального образования по подготовке специалистов для судебной системы (ФНО)

п\п

Темы дисциплины

Всего часов

Кол-во ауд.

часов

Самостоя-

тельная
работа

Уроки

1 СЕМЕСТР

Теоретический блок       4

Тема 1: Научно-методические, программно-нормативные и организационные основы системы физического воспитания; задачи, содержание и формы физического воспитания в вузах.

2

2

Тема 2: Гигиенические и естественнонаучные основы физического воспитания.

2

2

Практический блок      38

Раздел 1. Легкая атлетика                                                      20

Общеразвивающие и специальные упражнения.

4

Тема 1: Общеразвивающие упражнения на месте.

1

1

Тема 2: Общеразвивающие упражнения в движении.

1

1

Тема 3: Специальные беговые и прыжковые упражнения.

2

2

Бег на 100 м.

4

Тема 1: Низкий старт.

1

1

Тема 2: Стартовый разгон.

1

1

Тема 3: Бег по дистанции.

1

1

Тема 4: Финиширование.

1

1

Бег 1000 м.

4

Тема 1: Старт.

1

1

Тема 2: Бег по дистанции.

2

2

Тема 3: Финиширование.

1

1

Прыжок в длину с места.

4

Тема 1: Замах.

1

1

Тема 2: Отталкивание.

1

1

Тема 3: Полет.

1

1

Тема 4: Приземление.

1

1

Упражнения на развитие физических качеств.

2

Тема 1: Упражнения на развитие выносливости.

1

1

Тема 2: Упражнения на развитие скоростных и силовых качеств.

1

1

Игры, эстафеты.

2

Тема 1: Эстафеты.

1

1

Тема 2: Полоса препятствий.

1

1

Раздел 2. Гимнастика.                                                              18

Строевые упражнения.

2

Тема 1: Повороты на месте.

1

1

Тема 2: Перестроение в 2, 3 шеренги.

1

1

Общеразвивающие упражнения.

4

Тема 1: Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами.

2

2

Тема 2: Общеразвивающие упражнения в парах.

1

1

Тема 3: Утренняя гигиеническая гимнастика.

1

1

Вольные упражнения.

6

Тема 1: Переворот боком.

2

2

Тема 2: Равновесие на правой (левой).

1

1

Тема 3: Круг правой (юноши); переворот с моста в упор лежа (девушки).

Тема 4: Упор углом (юноши); упор сидя сзади (девушки).

1

1

Тема 5: Зачетная комбинация.

2

2

Упражнения на развитие физических качеств.

4

Тема 1: Упражнения на развитие силы.

1

1

Тема 2: Упражнения на развитие гибкости.

1

1

Тема 3: Комплексное развитие физических качеств посредством круговой тренировки.

2

2

Игры, эстафеты.

2

Тема 1: Подвижные игры, игры на внимание.

2

2

Тема 2: Эстафеты.

Зачет.

Всего за семестр

42

42

-

2 СЕМЕСТР

Теоретический блок        4

Тема 3: Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.

2

2

Тема 4: Знания и навыки, необходимые для самостоятельного использования средств физического воспитания в быту.

2

2

Практический блок      32

Раздел 3. Гимнастика.                                                             15

Строевые упражнения.

1

Тема 1: Повороты в шаге на месте.

1

1

Тема 2: Перестроение в 2, 3 колоны в движении.

Общеразвивающие упражнения.

3

Тема 1: Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами.

1

1

Тема 2: Общеразвивающие упражнения в парах.

1

1

Тема 3: Утренняя гигиеническая гимнастика.

1

1

Акробатика.

6

Тема 1: Кувырок вперед.

1

1

Тема 2: Кувырок назад.

1

1

Тема 3: Полет-кувырок (юноши); из стойки на лопатках кувырок назад (девушки).

1

1

Тема 4: Стойка на голове и руках (юноши); из стойки на коленях перекат вперед в упор лежа на бедрах (девушки).

1

1

Тема 5: Зачетная комбинация.

2

2

Упражнения на развитие физических качеств.

3

Тема 1: Упражнения на развитие силы.

1

1

Тема 2: Упражнения на развитие гибкости

1

1

Тема 3: Комплексное развитие физических качеств посредством круговой тренировки.

1

1

Игры, эстафеты.

2

Тема 1: Подвижные игры.

1

1

Тема 2: Эстафеты.

1

1

Раздел 4. Легкая атлетика.                                                    17

Общеразвивающие упражнения.

3

Тема 1: Общеразвивающие упражнения на месте.

1

1

Тема 2: Общеразвивающие упражнения в движении.

2

2

Бег на 400 м.

4

Тема 1: Высокий старт.

1

1

Тема 2: Бег по дистанции.

1

1

Тема 3: Бег по виражу.

1

1

Тема 4: Финиширование.

1

1

Кросс 2000 м (девушки), 3000 м (юноши).

4

Тема 1: Старт.

1

1

Тема 2: Бег по дистанции.

2

2

Тема 3: Финиширование.

1

1

Упражнения на развитие физических качеств.

4

Тема 1: Упражнения на развитие выносливости.

2

2

Тема 2: Упражнения на развитие скоростных  и силовых качеств.

2

2

Игры, эстафеты.

2

Тема 1: Эстафеты.

1

1

Тема 2: Полоса препятствий.

1

1

Зачет.

Всего за семестр

36

36

-

Итого за год

78

78

-

78 ч. в т.ч. зачет 

Тематический план

для студентов 2-4  курсов факультета среднего профессионального образования по подготовке специалистов для судебной системы (ФНО)

п\п

Темы дисциплины

Всего часов

Кол-во ауд.

часов

Самост.

работа

Теория

Сем./

пр. зан.

3 СЕМЕСТР

Теоретический блок       4

1.

Тема 1: Роль и место физической культуры
в научной организации труда
; пути и формы использования средств физической культуры для повышения производительности труда.

2

2

-

-

2.

Тема 2: Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания.

2

-

-

3.

Тема 3: Значение и требования врачебного контроля и самоконтроля в процессе физического воспитания и спортивной тренировки.

-

-

Практический блок     34

Раздел 1. Легкая атлетика.                                                    16

Общеразвивающие и специальные упражнения.

4

4

Тема 1: Общеразвивающие упражнения на месте.

2

-

-

5

Тема 2: Общеразвивающие упражнения в движении.

-

-

6.

Тема 3: Специальные беговые и прыжковые упражнения.

2

-

-

Бег на 100 м.

4

7.

Тема 1: Низкий старт.

2

-

-

8.

Тема 2: Стартовый разгон.

-

-

9.

Тема 3: Бег по дистанции.

2

-

-

10.

Тема 4: Финиширование.

-

-

Бег 1000 м.

2

11.

Тема 1: Старт.

2

-

-

12

Тема 2: Бег по дистанции.

-

-

13.

Тема 3: Финиширование.

-

-

Прыжок в длину с места.

2

14.

Тема 1: Замах.

2

-

-

15.

Тема 2: Отталкивание.

-

-

16.

Тема 3: Полет.

-

-

17.

Тема 4: Приземление.

-

-

Упражнения на развитие физических качеств.

2

18.

Тема 1: Упражнения на развитие выносливости.

2

-

-

19.

Тема 2: Упражнения на развитие скоростных и силовых качеств.

-

-

Игры, эстафеты.

2

20.

Тема 1: Эстафеты.

2

-

-

21.

Тема 2: Полоса препятствий.

-

-

Раздел 2. Гимнастика.                                                              18

Строевые упражнения.

2

22.

Тема 1: Повороты в движении.

2

-

-

23.

Тема 2: Движение строем.

-

-

Общеразвивающие упражнения.

4

24.

Тема 1: Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами.

2

-

-

25.

Тема 2: Общеразвивающие упражнения в парах.

-

-

26.

Тема 3: Утренняя гигиеническая гимнастика.

2

-

-

Вольные упражнения.

8

27.

Тема 1: Переворот боком.

2

-

-

28.

Тема 2: Равновесие на правой (левой).

-

-

29.

Тема 3: Стойка на руках.

2

-

-

30.

Тема 4: Упор углом (юноши); упор сидя сзади (девушки).

2

-

-

31.

Тема 5: Рондат.

-

-

32.

Тема 6: Зачетная комбинация.

2

-

-

Упражнения на развитие физических качеств.

2

33.

Тема 1: Упражнения на развитие силы.

2

-

-

34.

Тема 2: Упражнения на развитие гибкости.

-

-

35.

Тема 3: Комплексное развитие физических качеств посредством круговой тренировки.

-

-

Игры, эстафеты.

2

36.

Тема 1: Подвижные игры, игры на внимание.

2

-

-

37.

Тема 2: Эстафеты.

-

-

Зачет.

Всего за семестр

38

-

4 СЕМЕСТР

Практический блок       32

Раздел 3. Гимнастика.                                                              16

Строевые упражнения.

2

38.

Тема 1: Повороты в движении.

2

-

-

39.

Тема 2: повороты строя в движении.

-

-

Общеразвивающие упражнения.

4

40.

Тема 1: Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами.

2

-

-

41.

Тема 2: Общеразвивающие упражнения в парах.

-

-

42.

Тема 3: Утренняя гигиеническая гимнастика.

2

-

-

Акробатика.

6

43.

Тема 1: Кувырок вперед.

2

-

-

44.

Тема 2: Кувырок назад в стойку ноги врозь.

-

-

45.

Тема 3: Полет-кувырок (юноши); длинный кувырок вперед (девушки).

-

-

46.

Тема 4: Стойка на голове и руках (юноши); из стойки на голове переход в «мост» с опорой на голову (девушки).

2

-

-

47.

Тема 5: Зачетная комбинация.

2

-

-

Упражнения на развитие физических качеств.

2

48.

Тема 1: Упражнения на развитие силы.

2

-

-

49.

Тема 2: Упражнения на развитие гибкости

-

-

50.

Тема 3: Комплексное развитие физических качеств посредством круговой тренировки.

-

-

Игры, эстафеты.

2

51.

Тема 1: Подвижные игры.

2

-

-

52.

Тема 2: Эстафеты.

-

-

Раздел 4. Легкая атлетика.                                                     16

Общеразвивающие упражнения.

2

53

Тема 1: Общеразвивающие упражнения на месте.

2

-

-

54.

Тема 2: Общеразвивающие упражнения в движении.

-

-

Бег на 400 м.

4

55.

Тема 2: Высокий старт.

2

-

-

57.

Тема 3: Бег по дистанции.

-

-

58.

Тема 4: Бег по виражу.

2

-

-

59.

Тема 4: Финиширование.

-

-

Кросс 2000 м (девушки), 3000 м (юноши).

4

60.

Тема 2: Старт.

4

-

-

61.

Тема 3: Бег по дистанции.

-

-

62.

Тема 4: Финиширование.

-

-

Челночный бег 10Х10

2

63

Тема 1: Низкий старт

2

-

-

64

Тема 2: Поворот

-

65

Тема 3: Финиширование.

-

Упражнения на развитие физических качеств.

2

66.

Тема 1: Упражнения на развитие выносливости.

2

-

-

67.

Тема 2: Упражнения на развитие скоростных  и силовых качеств.

-

-

Игры, эстафеты.

2

68.

Тема 1: Эстафеты.

2

-

-

69.

Тема 2: Полоса препятствий.

-

-

Зачет.

Всего за семестр

32

-

-

Итого за год 

70

66

-

5 СЕМЕСТР

Теоретический блок          4

1.

Тема 1: Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. 

2

2

-

-

2.

Тема 2: Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений.

-

-

3.

Тема 3: Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов. Общие положения ППФП. Особенности ППФП студентов по избранному направлению подготовки или специальности.

2

2

-

-

4.

Тема 4: Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.

-

-

5.

Тема 5: Профилактика профессиональных заболеваний.

-

Практический блок          34

Раздел 1. Легкая атлетика.                                                       18

Общеразвивающие и специальные упражнения.

4

6.

Тема 1: Общеразвивающие упражнения на месте.

2

-

-

7.

Тема 2: Общеразвивающие упражнения в движении.

-

-

8.

Тема 3: Специальные беговые и прыжковые упражнения.

2

-

-

Бег на 100 м.

4

9.

Тема 1: Низкий старт.

2

-

-

10.

Тема 2: Стартовый разгон.

-

-

11.

Тема 3: Бег по дистанции.

2

-

-

12.

Тема 4: Финиширование.

-

-

Бег 1000 м.

2

13.

Тема 1: Старт.

2

-

-

14.

Тема 2: Бег по дистанции.

-

-

15.

Тема 3: Финиширование.

-

-

Прыжок в длину с места.

2

16.

Тема 1: Замах.

2

-

-

17.

Тема 2: Отталкивание.

-

-

18.

Тема 3: Полет.

-

-

19.

Тема 4: Приземление.

-

-

Упражнения на развитие физических качеств.

4

20.

Тема 1: Упражнения на развитие выносливости.

2

-

-

21.

Тема 2: Упражнения на развитие скоростных и силовых качеств.

2

-

-

Игры, эстафеты.

2

22.

Тема 1: Эстафеты.

2

-

-

23.

Тема 2: Полоса препятствий.

-

-

Раздел 2. Гимнастика.                                                                16

Строевые упражнения.

2

24.

Тема 1: Строевая подготовка в группах.

2

-

-

Общеразвивающие упражнения.

4

25.

Тема 1: Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами.

2

-

-

26.

Тема 2: Общеразвивающие упражнения в парах.

-

-

27.

Тема 3: Производственная гимнастика.

2

-

-

Акробатика.

6

28.

Тема 1: Переворот с опорой головой и руками.

2

-

-

29.

Тема 3: Кувырок назад в стойку на голове и руках (юноши); стойка на голове и руках (девушки).

-

-

30.

Тема 4: Из стойки на голове и руках выход в стойку на руках (юноши); кувырок назад прогнувшись через плечо в упор лежа на бедрах (юноши).

2

-

-

31.

Тема 5: Из «моста» толчком левой махом правой переворот в стойку ноги врозь (девушки); стойка на голове согнувшись (юноши).

-

-

32.

Тема 6: Зачетная комбинация.

2

-

-

Упражнения на развитие физических качеств.

2

33.

Тема 1: Упражнения на развитие силы.

2

-

-

34.

Тема 2: Упражнения на развитие гибкости.

-

-

35.

Тема 3: Комплексное развитие физических качеств посредством круговой тренировки.

-

-

Игры, эстафеты.

2

36.

Тема 1: Подвижные игры, игры на внимание.

2

-

-

37.

Тема 2: Эстафеты.

-

-

Зачет.

Всего за семестр

38

-

6 СЕМЕСТР

Практический блок        22

Раздел 3. Гимнастика.                                                                12

Строевые упражнения.

2

38.

Тема 1: Повороты в движении.

2

-

-

Общеразвивающие упражнения.

4

39.

Тема 1: Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами.

2

-

-

40.

Тема 2: Общеразвивающие упражнения в парах.

-

-

41.

Тема 3: Производственная гимнастика.

2

-

-

Акробатика.

2

42.

Тема 1: Составление и выполнение комбинации вольных упражнений.

2

-

-

Упражнения на развитие физических качеств.

2

43.

Тема 1: Упражнения на развитие силы.

2

-

-

44.

Тема 2: Упражнения на развитие гибкости

-

-

45.

Тема 3: Комплексное развитие физических качеств посредством круговой тренировки.

-

-

Игры, эстафеты.

2

46.

Тема 1: Подвижные игры.

2

-

-

47.

Тема 2: Эстафеты.

-

-

Раздел 4. Легкая атлетика.                                                        10

Общеразвивающие упражнения.

2

48.

Тема 1: Общеразвивающие упражнения на месте.

2

-

-

49.

Тема 2: Общеразвивающие упражнения в движении.

-

-

Бег на 400 м.

4

50.

Тема 2: Высокий старт.

2

-

-

51.

Тема 3: Бег по дистанции.

-

-

52.

Тема 4: Бег по виражу.

2

-

-

53.

Тема 4: Финиширование.

-

-

Кросс

2

54.

Тема 1: Бег слабой интенсивности.

2

-

-

55.

Тема 2: Бег средней интенсивности.

-

-

Упражнения на развитие физических качеств.

2

56.

Тема 1: Упражнения на развитие скоростных  и силовых качеств.

2

-

-

Зачет.

Всего за семестр

22

-

-

Итого за год

60

4

56

-

7 СЕМЕСТР

Теоретический блок          4

1.

Тема 1: Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. 

2

2

-

-

2.

Тема 2: Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений.

-

-

3.

Тема 3: Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов. Общие положения ППФП. Особенности ППФП студентов по избранному направлению подготовки или специальности.

2

2

-

-

4.

Тема 4: Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.

-

-

5.

Тема 5: Профилактика профессиональных заболеваний.

-

Практический блок          34

Раздел 1. Легкая атлетика.                                                       18

Общеразвивающие и специальные упражнения.

4

6.

Тема 1: Общеразвивающие упражнения на месте.

2

-

-

7.

Тема 2: Общеразвивающие упражнения в движении.

-

-

8.

Тема 3: Специальные беговые и прыжковые упражнения.

2

-

-

Бег на 100 м.

4

9.

Тема 1: Низкий старт.

2

-

-

10.

Тема 2: Стартовый разгон.

-

-

11.

Тема 3: Бег по дистанции.

2

-

-

12.

Тема 4: Финиширование.

-

-

Бег 1000 м.

2

13.

Тема 1: Старт.

2

-

-

14.

Тема 2: Бег по дистанции.

-

-

15.

Тема 3: Финиширование.

-

-

Прыжок в длину с места.

2

16.

Тема 1: Замах.

2

-

-

17.

Тема 2: Отталкивание.

-

-

18.

Тема 3: Полет.

-

-

19.

Тема 4: Приземление.

-

-

Упражнения на развитие физических качеств.

4

20.

Тема 1: Упражнения на развитие выносливости.

2

-

-

21.

Тема 2: Упражнения на развитие скоростных и силовых качеств.

2

-

-

Игры, эстафеты.

2

22.

Тема 1: Эстафеты.

2

-

-

23.

Тема 2: Полоса препятствий.

-

-

Раздел 2. Гимнастика.                                                                16

Строевые упражнения.

2

24.

Тема 1: Строевая подготовка в группах.

2

-

-

Общеразвивающие упражнения.

4

25.

Тема 1: Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами.

2

-

-

26.

Тема 2: Общеразвивающие упражнения в парах.

-

-

27.

Тема 3: Производственная гимнастика.

2

-

-

Акробатика.

6

28.

Тема 1: Переворот с опорой головой и руками.

2

-

-

29.

Тема 3: Кувырок назад в стойку на голове и руках (юноши); стойка на голове и руках (девушки).

-

-

30.

Тема 4: Из стойки на голове и руках выход в стойку на руках (юноши); кувырок назад прогнувшись через плечо в упор лежа на бедрах (юноши).

2

-

-

31.

Тема 5: Из «моста» толчком левой махом правой переворот в стойку ноги врозь (девушки); стойка на голове согнувшись (юноши).

-

-

32.

Тема 6: Зачетная комбинация.

2

-

-

Упражнения на развитие физических качеств.

2

33.

Тема 1: Упражнения на развитие силы.

2

-

-

34.

Тема 2: Упражнения на развитие гибкости.

-

-

35.

Тема 3: Комплексное развитие физических качеств посредством круговой тренировки.

-

-

Игры, эстафеты.

2

36.

Тема 1: Подвижные игры, игры на внимание.

2

-

-

37.

Тема 2: Эстафеты.

-

-

Зачет.

Всего за семестр

38

-

8 СЕМЕСТР

Практический блок        18

Раздел 3. Гимнастика.                                                                10

Строевые упражнения.

2

38.

Тема 1: Повороты в движении.

2

-

-

Общеразвивающие упражнения.

2

39.

Тема 1: Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами.

2

-

-

40.

Тема 2: Общеразвивающие упражнения в парах.

-

-

Акробатика.

2

41

Тема 1: Составление и выполнение комбинации вольных упражнений.

2

-

-

Упражнения на развитие физических качеств.

2

42

Тема 1: Упражнения на развитие силы.

2

-

-

43.

Тема 2: Упражнения на развитие гибкости

-

-

45.

Тема 3: Комплексное развитие физических качеств посредством круговой тренировки.

-

-

Игры, эстафеты.

2

46.

Тема 1: Подвижные игры.

2

-

-

47.

Тема 2: Эстафеты.

-

-

Раздел 4. Легкая атлетика.                                                        8

Общеразвивающие упражнения.

2

48.

Тема 1: Общеразвивающие упражнения на месте.

2

-

-

49.

Тема 2: Общеразвивающие упражнения в движении.

-

-

Бег на 400 м.

4

50.

Тема 2: Высокий старт.

2

-

-

51.

Тема 3: Бег по дистанции.

-

-

52.

Тема 4: Бег по виражу.

2

-

-

53.

Тема 4: Финиширование.

-

-

Кросс

2

54.

Тема 1: Бег слабой интенсивности.

2

-

-

55.

Тема 2: Бег средней интенсивности.

-

-

Зачет.

Всего за семестр

18

-

18

-

Итого за год

56

4

52

-

ПРОГРАММА 

1 КУРСА

I. Теоретический блок.

Тема 1: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Федеральный закон
«О физической культуре и спорте» в Российской Федерации. Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина среднего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. 

Тема 2: Социально-биологические основы физического воспитания.

Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.

II. Практический блок.

Легкая атлетика

1. Общеразвивающие упражнения.

Тема 1: Общеразвивающие упражнения на месте.

Наклоны, повороты, выпады, приседания, прыжки.

Тема 2: Общеразвивающие упражнения в движении.

Наклоны, повороты, выпады, приседания, прыжки выполняются в шаге, либо при передвижении легким бегом.

Тема 3: Специальные беговые упражнения и специальные прыжковые упражнения. 

Бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх на левой и правой ноге, выполняются, как в равномерном темпе, так и с ускорением. 

Прыжки на одной, обеих ногах, прыжки с ноги на ногу, прыжки по сигналу, выпрыгивание вверх на левой и правой ногах, то же высоко поднимая колено.

2. Бег 100 м.

Тема 1: Низкий старт. 

Техника низкого старта. Положение ног, рук, туловища.

Тема 2: Стартовый разгон. 

Начало бега, положение стоп, туловища, работа руками.

Тема 3: Бег по дистанции.

Положение стоп, положение туловища, работа руками, дыхание во время бега.

Тема 4: Финиширование.

Финишный рывок.

3. Бег 400 м.

Тема 1: Высокий старт. 

Техника высокого старта. Положение ног, рук, туловища.

Тема 2: Стартовый разгон. 

Начало бега, положение стоп, туловища, работа руками.

Тема 3: Бег по дистанции, бег по виражу.

Положение стоп, положение туловища, работа руками, дыхание во время бега, пробегание виража, наклон туловища во время бега по виражу.

Тема 4: Финиширование.

Финишный рывок.

4. Бег 1000 м.

Тема 1: Высокий старт. 

Техника высокого старта. Положение ног, рук, туловища. Начало бега, положение стоп, туловища, работа руками.

Тема 2: Бег по дистанции, бег по виражу.

Положение стоп, положение туловища, работа руками, дыхание во время бега, пробегание виража, наклон туловища во время бега по виражу. Распределение сил по дистанции.

Тема 3: Финиширование.

Финишный рывок.

5. Кросс 2000 м (девушки), 3000 м (юноши).

Тема 1: Старт. 

Техника высокого старта, положение ног, рук, туловища. 

Тема 2: Бег по дистанции. 

Работа руками, дыхание, распределение сил по дистанции.

Тема 3: Финиширование. 

Финишное ускорение.

6. Челночный бег 10Х10 м.

Тема 1: Низкий старт.

Техника низкого старта. Положение ног, рук, туловища.

Тема 2: Поворот.

Остановка, выполнение поворота, положение ног.

Тема 3: Финиширование.

Финишный рывок.

7. Прыжок в длину с места.

Тема 1: Замах.

Положение туловища, рук, ног. Работа руками, ногами во время замаха.

Тема 2: Отталкивание.

Работа ногами при отталкивании. Работа руками при отталкивании.

Тема 3: Полет.

Положение туловища во время полёта, вынос ног вперед.

Тема 4: Приземление.

Удержание равновесия после приземления.

8. Метание гранаты.

Тема 1: Разбег.

Положение ног и туловища, работа ногами и руками.

Тема 2: Скрестный шаг.

Работа ногами.

Тема 3: Положение «натянутого лука».

Положение туловища и рук.

Тема 4: Бросок.

Работа руками.

9. Упражнения на развитие физических качеств. 

Тема 1: Упражнения на развитие выносливости. 

Кросс, бег по пересеченной местности.

Тема 2: Упражнения на развитие быстроты. 

Пробегание коротких отрезков с максимальной скоростью, ускорения по сигналу, челночный бег.

10. Игры, эстафеты.

Тема 1: Эстафеты. 

Подвижные игры, эстафеты с использованием элементов легкой атлетики.

Тема 2: Полоса препятствий.

Гимнастика

1. Строевые упражнения.

Тема 1: Строевые упражнения на месте. 

Одиночная строевая подготовка. Повороты на месте. Повороты 
в шаге на месте.

Тема 2: Перестроения. 

Из одной шеренги в две, три. Перестроение из одной колонны в две, три на месте и в движении. 

2. Общеразвивающие упражнения.

Тема 1: Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами.

Общеразвивающие упражнения на месте и в движении. Общеразвивающие упражнения с мячами, гимнастической скамейкой, гимнастической палкой.

Тема 2: Общеразвивающие упражнения в парах. 

Наклоны, повороты, приседания, выпады; упражнения на развитие гибкости и силы на различные группы мышц.

Тема 3: Утренняя гигиеническая гимнастика. 

Составление комплекса утренней гигиенической гимнастики, выполнение комплекса на оценку.

3. Вольные упражнения.

Тема 1: Переворот боком. 

Подготовительные и подводящие упражнения, стойка на руках у стены и с помощью партнера; перекаты с руки на руку в стойке на руках у стены и с помощью партнера; упражнение «звезда»; выполнение элемента по одной линии с помощью и самостоятельно.

Тема 2: Равновесие на правой. 

Выполнение элемента в парах, у гимнастической стенки, упражнения на растягивание мышц ног.

Тема 3: Круг правой (юноши), переворот с моста в упор лежа (девушки). 

Положение ног, рук туловища; выполнение целостного элемента с помощью и самостоятельно.

Тема 4: Упор углом (юноши), упор сидя сзади (девушки).

Положение рук, ног; выполнение элемента целиком с помощью и самостоятельно.

Тема 4: Зачетная комбинация.

4. Акробатика.

Тема 1: Кувырок вперед.

Положение рук, ног, туловища; группировка; перекат на спине.

Тема 2: Кувырок назад.

Положение рук, ног, туловища; группировка; перекат на спине.

Тема 3: Полет-кувырок (юноши); из стойки на лопатках кувырок назад (девушки).

Исходное положение; прыжок; положение рук, ног, туловища; группировка; перекат на спине.

Положение туловища, ног; перекат назад.

Тема 4: Стойка на голове и руках (юноши); из стойки на коленях перекат вперед в упор лежа на бедрах (девушки).

Положение головы и рук; выполнение элемента с согнутыми ногами; выполнение элемента с помощью и самостоятельно.

Тема 5: Зачетная комбинация.

5. Упражнения на развитие физических качеств.

Тема 1: Упражнения на развитие силы. 

Общеразвивающие упражнения с отягощениями, с собственным весом.

Тема 2: Упражнения на развитие гибкости. 

Упражнения на гимнастической стенке, упражнения в парах.

Тема 3: Комплексное развитие физических качеств посредством круговой тренировки.

 Круговая тренировка. Последовательное сочетание элементов направленных на различные группы мышц; упражнения различной интенсивности.

6. Игры, эстафеты.

Тема 1: Игры на внимание 

«Делай, что я говорю», «Воробьи и вороны» и др.

Тема 2: Эстафеты.

С предметами и без; с включением гимнастических элементов.

ПРОГРАММА 

2 КУРСА

I. Теоретический блок.

Тема 1: Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.

Здоровый образ жизни как средство сохранения и укрепления индивидуального здоровья. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе его жизнедеятельности. Общие понятия о режиме жизнедеятельности человека, пути обеспечения высокого уровня работоспособности.

Значения режима труда и отдыха для гармоничного развития человека и поддержания необходимого уровня здоровья.

Биологические ритмы и трудоспособность человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека.

Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека. Необходимость выработки привычки к систематическим занятиям физической культурой.

Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость систематического выполнения закаливающих процедур.

Питание. Основные понятия питания и его роль в жизни человека.

Сбалансированное питание, раздельное питание, видовое питание, основные определения и подходы. Понятие о вегетарианском, диетическом, лечебном питании. Общая характеристика режима питания и его роль в обеспечении здоровья и работоспособности человека.

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия.

Алкоголь, его влияние на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности человека.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его состав. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика вредных привычек.

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

II. Практический блок.

Легкая атлетика

1. Общеразвивающие упражнения.

Тема 1: Общеразвивающие упражнения на месте.

Наклоны, повороты, выпады, приседания, прыжки.

Тема 2: Общеразвивающие упражнения в движении.

Наклоны, повороты, выпады, приседания, прыжки выполняются в шаге, либо при передвижении легким бегом.

Тема 3: Специальные беговые упражнения и специальные прыжковые упражнения. 

Бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх на левой и правой ноге, выполняются, как в равномерном темпе, так и с ускорением. 

Прыжки на одной, обеих ногах, прыжки с ноги на ногу, прыжки по сигналу, выпрыгивание вверх на левой и правой ногах, то же высоко поднимая колено.

2. Бег 100 м.

Тема 1: Низкий старт. 

Техника низкого старта. Положение ног, рук, туловища.

Тема 2: Стартовый разгон. 

Начало бега, положение стоп, туловища, работа руками.

Тема 3: Бег по дистанции.

Положение стоп, положение туловища, работа руками, дыхание во время бега.

Тема 4: Финиширование.

Финишный рывок.

3. Бег 400 м.

Тема 1: Высокий старт. 

Техника высокого старта. Положение ног, рук, туловища.

Тема 2: Стартовый разгон. 

Начало бега, положение стоп, туловища, работа руками.

Тема 3: Бег по дистанции, бег по виражу.

Положение стоп, положение туловища, работа руками, дыхание во время бега, пробегание виража, наклон туловища во время бега по виражу.

Тема 4: Финиширование.

Финишный рывок.

4. Бег 1000 м.

Тема 1: Высокий старт. 

Техника высокого старта. Положение ног, рук, туловища. Начало бега, положение стоп, туловища, работа руками.

Тема 2: Бег по дистанции, бег по виражу.

Положение стоп, положение туловища, работа руками, дыхание во время бега, пробегание виража, наклон туловища во время бега по виражу. Распределение сил по дистанции.

Тема 3: Финиширование.

Финишный рывок.

5. Кросс 2000 м (девушки), 3000 м (юноши).

Тема 1: Старт. 

Техника высокого старта, положение ног, рук, туловища. 

Тема 2: Бег по дистанции. 

Работа руками, дыхание, распределение сил по дистанции.

Тема 3: Финиширование. 

Финишное ускорение.

6. Челночный бег 10Х10 м.

Тема 1: Низкий старт.

Техника низкого старта. Положение ног, рук, туловища.

Тема 2: Поворот.

Остановка, выполнение поворота, положение ног.

Тема 3: Финиширование.

Финишный рывок.

7. Прыжок в длину с места.

Тема 1: Замах.

Положение туловища, рук, ног. Работа руками, ногами во время замаха.

Тема 2: Отталкивание.

Работа ногами при отталкивании. Работа руками при отталкивании

Тема 3: Полет.

Положение туловища во время полёта, вынос ног вперед.

Тема 4: Приземление.

Удержание равновесия после приземления.

8. Метание гранаты.

Тема 1: Разбег.

Положение ног и туловища, работа ногами и руками.

Тема 2: Скрестный шаг.

Работа ногами.

Тема 3: Положение «натянутого лука».

Положение туловища и рук.

Тема 4: Бросок.

Работа руками.

9. Упражнения на развитие физических качеств. 

Тема 1: Упражнения на развитие выносливости. 

Кросс, бег по пересеченной местности.

Тема 2: Упражнения на развитие быстроты. 

Пробегание коротких отрезков с максимальной скоростью, ускорения 
по сигналу,
 челночный бег.

10. Игры, эстафеты.

Тема 1: Эстафеты. 

Подвижные игры, эстафеты с использованием элементов легкой атлетики.

Тема 2: Полоса препятствий.

Гимнастика

1. Строевые упражнения.

Тема 1: Повороты в движении.

Одиночная строевая подготовка. Повороты в движении.

Тема 2: Движение строем. 

Выполнение строевых приемов в колоннах в движении.

2. Общеразвивающие упражнения.

Тема 1: Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами.

Общеразвивающие упражнения на месте и в движении. Общеразвивающие упражнения с мячами, гимнастической скамейкой, гимнастической палкой.

Тема 2: Общеразвивающие упражнения в парах. 

Наклоны, повороты, приседания, выпады; упражнения на развитие гибкости и силы на различные группы мышц.

Тема 3: Утренняя гигиеническая гимнастика. 

Составление комплекса утренней гигиенической гимнастики, выполнение комплекса на оценку.

3. Вольные упражнения.

Тема 1: Переворот боком. 

Подготовительные и подводящие упражнения, стойка на руках у стены и с помощью партнера; перекаты с руки на руку в стойке на руках у стены и с помощью партнера; упражнение «звезда»; выполнение элемента по одной линии с помощью и самостоятельно.

Тема 2: Равновесие на правой. 

Выполнение элемента в парах, у гимнастической стенки, упражнения на растягивание мышц ног.

Тема 3: Стойка на руках. 

Положение ног, рук туловища; выполнение целостного элемента с помощью и самостоятельно у стены и без опоры.

Тема 4: Упор углом (юноши), упор сидя сзади (девушки).

Положение рук, ног; выполнение элемента целиком с помощью и самостоятельно.

Тема 5 : Рондат.

Толчок ногой, постановка рук, стойка на руках, приземление.

Тема 6: Зачетная комбинация.

4. Акробатика.

Тема 1: Кувырок вперед.

Положение рук, ног, туловища; группировка; перекат на спине.

Тема 2: Кувырок назад в стойку ноги врозь.

Положение рук, ног, туловища; группировка; перекат на спине, выход в стойку.

Тема 3: Полет-кувырок (юноши); длинный кувырок вперед (девушки).

Исходное положение; прыжок; положение рук, ног, туловища; группировка; перекат на спине.

Положение туловища, ног; Толчек ногами, постановка рук, перекат, группировка, конечное положение.

Тема 4: Стойка на голове и руках (юноши); из стойки на голове и руках переход в «мост» с опорой на голову (девушки).

Положение головы и рук; выполнение элемента с согнутыми ногами; выполнение элемента с помощью и самостоятельно.

Тема 5: Зачетная комбинация.

5. Упражнения на развитие физических качеств.

Тема 1: Упражнения на развитие силы. 

Общеразвивающие упражнения с отягощениями, с собственным весом.

Тема 2: Упражнения на развитие гибкости. 

Упражнения на гимнастической стенке, упражнения в парах.

Тема