69858

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Книга

Логика и философия

Изучение студентами юридического колледжа основ философии как универсальной формы общественного сознания должно побуждать их к духовной независимости и свободе, способствовать формированию высокой культуры мышления и чувств.

Русский

2014-10-11

236 KB

10 чел.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Приволжский филиал

Кафедра  гуманитарных, социально-экономических  

и естественно-научных дисциплин

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов  факультета среднего профессионального образования по подготовке специалистов для судебной системы (колледж)

(специальность  030503.52  Правоведение

среднего профессионального образования)

Нижний Новгород

2008

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы философии» для специальности 030503.52 «Правоведение» среднего профессионального образования. – Н.Новгород: Приволжский филиал Российской академии правосудия. – 23 с.

Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030503.52 «Правоведение» среднего профессионального образования.

ОДОБРЕН

Предметно-цикловой комиссией по гуманитарным дисциплинам Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия».

Кафедрой гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 2 от 24 сентября 2008 г.).

УМС Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № __ от ______________ 2008 г.).

Автор: 

Торгашев Г.А., доктор философских наук, профессор кафедры философии и социально-экономических дисциплин РАП;

Горлянский В.А., кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин ПФ РАП.

Рецензенты:

Дегтярев Н.П., кандидат философских наук, профессор кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин ПФ РАП;

Першин В.Б., кандидат философских наук, профессор кафедры философии Академии МВД РФ.

© ПФ РАП, 2008.

© Торгашев Г.А., Горлянский В.А., 2008.

СОДЕРЖАНИЕ

Государственные требования к минимуму содержания дисциплины …………4

Введение……………………………………………………………………………4

Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………….............6

Тематический план………………………………..……………………………….6

Программа………………………………………………………………………….7

Тематический план семинарских занятий……………………………………....11

Планы семинарских занятий ………………………………………………….....12

Методические рекомендации по изучению дисциплины………………………16

Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов……………………………………………..17

Примерная тематика рефератов…………………………………………………18

Вопросов к рубежному контролю знаний студентов………………………….19

Вопросы для подготовки к зачету………………………………………………20

Литература………………………………………………………………………..22

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии:

- предмет философии, основные вехи мировой философской мысли;

- природа человека и смысл его существования: человек и бог;

- человек и космос;

- человек, общество, цивилизация, культура;

- свобода и ответственность личности;

- человеческое познание и деятельность;

- наука и ее роль;

- человечество перед лицом глобальных проблем.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение студентами юридического колледжа основ философии как универсальной формы общественного сознания должно побуждать их к духовной независимости и свободе, способствовать формированию высокой культуры мышления и чувств. Кроме того, философская культура способствует будущей успешной профессиональной деятельности правоведов, их высокой гражданской позиции, развитию творческого потенциала. Не навязывая готовых схем и решений, курс основ философии призван усиливать способность суждения студентов по научным, моральным, эстетическим, правовым и просто житейским вопросам, а также ориентироваться в быстро меняющемся и все более многообразном мире.

Дисциплина «Основы философии» изучается на 2 курсе на протяжении семестра и завершается зачетом.

В результате изучения учебного курса студенты должны:

знать:

  •  предмет философии, ее социальное значение, роль в развитии личности будущего юриста;
  •  историческую эволюцию философского знания, ведущие философские школы, содержание учений выдающихся философов прошлого;
  •  основные направления современной философской мысли;
  •  смысл философского понятия бытия, его структуру, место человека и общества в системе бытия;
  •  структуру диалектики и ее основные функции;
  •  современные концепции сущности и структуры общества, тенденции его развития;
  •  сущность личности, характер ее взаимоотношений с обществом;
  •  предпосылки возникновения сознания и его социальную сущность;
  •  содержание, структуру, формы и методы научного познания;

уметь:

  •  осмысливать и формулировать личные мировоззренческие, социально-нравственные установки с учетом специфики будущей профессиональной деятельности;
  •  применять полученные знания для постановки и анализа философских, методологических проблем юридической теории и практики;
  •  самостоятельно изучать и анализировать философскую литературу в целях саморазвития и совершенствования профессиональной культуры;
  •  анализировать противоречия глобализации и осмысливать пути решения глобальных проблем;

иметь представление:

  •  о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
  •  о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
  •  о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении;
  •  об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Количество часов

Общая трудоемкость

62

Аудиторные занятия

48

Лекции

32

Семинарские занятия

16

Самостоятельная работа

14

Форма итогового контроля

Зачет

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п\п

Темы дисциплины

Всего часов

Кол-во ауд.

часов

Самостоя-

тельная
работа

Лек-ции

Сем./

пр.зан

4 СЕМЕСТР

1.

Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества.

4

2

-

2

2.

Философия Древнего Востока и Античности.

8

4

2

2

3.

Философия Средневековья. Философия эпохи Возрождения.

6

4

2

4.

Философия Нового времени.

6

4

2

4

5.

Немецкая классическая философия.

6

4

2

6.

Русская философия.

8

2

2

7.

Философия ХХ века.

4

2

2

2

8.

Философия бытия.

4

2

2

9.

Природа человека и смысл его существования.

6

2

2

10.

Сознание. Мышление. Познание.

2

2

-

4

11.

Общество. Культура. Цивилизация.

2

2

-

12.

Глобальные проблемы современности.

6

2

-

Всего за семестр

62

32

16

14

Итого за год

62 ч. в т.ч. зачет

ПРОГРАММА

Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества.

Философия как особая форма общественного сознания. Понятие философии. Философия как вид мировоззрения. Сущность мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия и их особенности. Философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Примеры философствования. Научная, чувственно-эстетическая и морально-практическая ориентации философии. История философии, онтология, гносеология, аксиология, логика, философская антропология, социальная философия, этика, эстетика
как основные разделы философского знания. Мировоззренческая, методологическая, гуманистическая и практическая функции философии. Назначение философии: возвышение человека, обеспечение его совершенствования.

Тема 2. Философия Древнего Востока и Античности.

Основные исторические типы философии. Зарождение философских идей в Месопотамии и Древнем Египте, Мифологический синкретизм как основа философской мысли Древней Индии. Веды как единство мифологических, религиозных, ритуальных, философских взглядов. Брахманизм и его эволюция. Упанишады.

Философские идеи в Древнем Китае. Особенности китайского мифологически-религиозного мировоззрения. Даосизм. Конфуцианство.

Античная Греция как колыбель европейской философской культуры. Проблема первоначала. Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. Пифагор. Гераклит и его наивная диалектика. Элеатская школа. Атомизм Демокрита. Сократ и его роль во взглядах на человека. Майевтика. Концепции идей Платона как предела становления вещей. Платоновская доктрина человеческой души, познания, природы и Космоса. Учение о формах Аристотеля. Логика, этика и учение об обществе Аристотеля. Киники, эпикурейцы, стоики и скептики о смысле жизни. Неоплатонизм. Характерные черты ангинной философии.

Тема 3. Философия Средневековья. Философия эпохи Возрождения.

Особенности философской мысли Средневековья. Геоцентрический тип философствования, его культурно-исторические и социальные предпосылки. Христианская догматика и философская мысль. Креационизм. Патристика. Автустин Блаженный и его учение о двух градах. Схоластический номинализм и реализм, Фома Аквинский о соединении веры и разума.

Основные идеи философии эпохи Возрождения: сдвиг в сторону антропоцентризма, понимание человека как творческой личности, эстетическое отношение к действительности, гуманизм. Николай Кузанский, Дж. Бруно.

Тема 4. Философия Нового времени.

Секуляризация философского знания в эпоху Нового времени, Ф. Бэкон и его учение о методе. Эмпиризм Т. Гоббса и Дж. Локка. Дуализм философии Р. Декарта. Метафизика Б. Спинозы и Г. Лейбница.

Французский материализм XVIII века: Ж. Ламетри, Д.Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах. Эпоха Просвещения: Ш. Монтескье, Вольтер,
Ж.-Ж. Руссо.

Тема 5. Немецкая классическая философия.

Социально-исторические, естественно-научные и духовные предпосылки немецкой классической философии. И. Кант как естествоиспытатель и философ. Субъективно-идеалистическая философия И.Фихте. Объективный идеализм Ф.Шеллинга. Объективный диалектический идеализм Г.Гегеля. Материализм Л.Фейербаха.

Основные положения учения К.Маркса. Волюнтаризм Л.Шопенгауэра. Концепция сверхчеловека Ф.Ницше.

Тема 6. Русская философия.

Основные черты русского типа философствования. Истоки и развитие христианско-религиозного мировоззрения. Илларион о законе и благодати. Монах Филофей и его идея «третьего Рима». Просвещение. М.В. Ломоносов. А.П.Радищев. Становление национально-философского самосознания. П.Я. Чаадаев. Западники и славянофилы. Философия общего дела П.Ф.Федорова. Философия всеединства В.С. Соловьева. Русская идея М.А.Булгакова. Космизм К.Э.Циолковского. Учение о ноосфере В.И.Вернадского. Марксизм в России: Г.В.Плеханов, В.И.Ленин. Основные проблемы современной философской мысли в России как поиск самобытного пути развития.

Тема 7. Философия XX века.

Сложность и противоречивость социальною развития в XX веке. Феноменология Э.Гуссерля. Проблема психологического в жизни человека и общества. Фрейдизм. К.Юнг и его коллективное бессознательное. Гуманистический психоанализ Э.Фромма.

Философия существования. Экзистенциализм М.Хайдеггера,
Ж.-П.Сартра, А.Камю и К.Ясперса. Проблемы понимания, объяснения и толкования. Философская герменевтика Г.Гадамера. Аналитическая философия Л.Витгенштейна. Структурная антропология К.Леви-Строса.

Тема 8. Философия бытия.

Онтология как учение о бытии. Бытие и формы его существования. Проблема единства бытия и множественности его проявлений. Пространство и время как формы существования реальности. Материальное и духовное бытие. Специфика духовного мира человека. Основные категории детерминизма бытия. Причина и следствие. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Развитие как появление нового. Диалектика и ее законы: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.

Тема 9. Природа человека и смысл его существования.

Происхождение человека, его родовые качества. Сущность и существование человека, его уникальность. Философско-натуралистические идеи происхождения человека. Теория эволюции Ч.Дарвина. Человек как биосоциальное существо. Труд, общение, речь – основные факторы антропосоциогенеза. Человек как целеполагающее и рефлексирующее существо. Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека.

Различение понятий «человек», «индивид», «личность». Проблема отчуждения личности. Человек как духовное существо. Свобода и ответственность личности. Волюнтаризм и фатализм.

Тема 10. Сознание. Мышление. Познание.

Сознание и его структура. Происхождение сознания. Сознание и бессознательное. Проблема идеального. Познание, его уровни и формы. Познание как процесс. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Основные формы логического познания: понятия, суждения, умозаключения. Интуиция. Истина как цель познания. Критерии истины. Мышление и язык. Методы и формы научного познания. Наука как система знаний, процесс получения нового знания, социальный институт, особая форма культуры.

Тема 11. Общество. Культура. Цивилизация.

Общество как развивающаяся система. Единство и противоречивость общества и природы. Основные сферы общественной жизни: материально-экономическая, социальная, политическая, духовная. Понятие культуры. Типология культур. Идея общественного прогресса. Марксистская теория общественно-экономических формаций. Понятие цивилизации. Развитие идеи цивилизации: Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби. Концепции единства и преемственности общественного развития. Россия в диалоге культур.

Тема 12. Глобальные проблемы современности.

Ценности в жизни человека и общества. Разновидности ценностей. Единство и противоречивость личностных и общественных ценностей. Гуманизация общества как отражение в системе социальных ценностей интересов личности.

Сущность глобальных проблем и их виды. Экологические проблемы. Война и мир. Рост народонаселения и планетарные экономические тенденции. Проблема терроризма и угрозы болезней. Способы решения глобальных проблем.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Темы занятия

Кол-во ауд.часов

Философия Древнего Востока и Античности

2

Философия Средневековья. Философия эпохи Возрождения.

2

Философия Нового времени.

2

Немецкая классическая философия.

2

Русская философия.

2

Философия ХХ века.

2

Философия бытия.

2

Природа человека и смысл его существования.

2

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Философия Древнего Востока и Античности.

Вопросы:

1.  Сущность мировоззрения и его структура.

2.  Предмет; структура и функции философии.

3. Особенности философии Древнего Востока.

4. Основные этапы развития и философские школы Античности.

5. Философия эллинизма.

Литература:

1. Басов Р.Л. История древнегреческой философии от Фалеса до Аристотеля. М., 2002.

2. Горелов А. А. Основы философии. М., 2003.

3. Ильин В.В. История философии. М., 2003.

4. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003.

5. Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 2001.

6. Хрестоматия по философии/Под ред. АЛ. Радугина. М., 2001.

2. Философия Средневековья. Философия эпохи Возрождения.

Вопросы:

1. Особенности философской мысли Средневековья.

2. Патристика. Схоластика. Номинализм и реализм.

3. Августин Блаженный и Фома Аквинский.

4. Основные идеи философии эпохи Возрождения. Н. Кузанский. Э. Роттердамскии. Дж. Бруно.

Литература:

1. Антология средневековой мысли. СПб., 2001.

2. Звиревич В. Т. Философия древнего мира и средних веков. М., 2002.

3. Ильин В.В. История философии. М., 2003.

4. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. М., 2001.

5. Скирбекк Г. История философии. М., 2003.

6. Хрестоматия по философии / Под ред. АЛ. Радугина. М, 2001.

3. Философия Нового времени.

Вопросы:

1.   Философские взгляды Ф. Бэкона и Т. Гоббса.

2.   Дуализм и монизм: Р.Декарт, В. Спиноза.

3.   Монадология Г. Лейбница, теория познания Дж. Локка.

4.   Субъективный идеализм и агностицизм: Дж. Беркли, Д. Юм.

5.   Философия французского Просвещения и материализм XVIII века.

Литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.. 2003.

2. Винделъбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т.1. От Возрождения до Просвещения. М., 2000.

3. Ильин В.В. История философии. М., 2003.

4. Скирбекк Г. История философии. М., 2003.

5. Хрестоматия по философии/Под ред. А.А. Радугина. М., 2001.

4. Немецкая классическая философия.

Вопросы:

1. Социальные условия, естественно-научные предпосылки, духовные источники немецкой философии XVIII-XIX веков.

2. Специфика философских систем И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля. Л.Фейербаха.

3. Сущность и истоки волюнтаризма: А.Шопенгауэра, Ф.Ницше.

4. Философия марксизма.

Литература:

1. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т.2. От Канта до Ницше. М, 2000.

2. Ильин В.В. История философии. М., 2003.

3. Новейший философский словарь. М., 2001.

4. Скирбекк Г. История философии. М., 2003.

5. Хрестоматия по философии / Под ред. А.А. Радугина. М, 2001.

5. Русская философия.

Вопросы:

1.  Особенности и основные этапа развития русской философии.

2.  Философско-православная мысль на Руси в XI - XVII веках.

3. Секуляризация русской философии в XVIII веке. М.В.Ломоносов. А.Н.Радищев.

4.  П.Я.Чаадаев. Западники и славянофилы.

5. Философские взгляды Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, Н.А.Булгакова, Н.А.Бердяева.

6.  Марксизм в России.

Литература:

1. Зенъковский В.В. История русской философии. М., 2001.

2. Ильин В.В. История философии. М, 2003.

3. История русской философии: Учебник для вузов/Авт. сост. П.П. Апрышко.

М., 2001.

4. Русская философия: Словарь. М., 1999.

5. Солнцев И.В. Русская философия: Имена. Учения. Тексты. М, 2001.

6. Хрестоматия по философии. М., 2001.

6. Философия XX века.

Вопросы:

1. Особенности философского осмысления XX века.

2.  Феноменология Э.Гуссерля.

3.  З.Фрейд, К.Юнг и Э.Фромм о человеке и его психике.

4. Философия существования М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра, А.Камю, К.Ясперса.

5.  Философские идеи Г.Гадамера, Л.Витгенштейна, К.Леви-Строса.

Литература:

1. Алексеев II.В., Панин А.В. Философия. М, 2003.

2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

3. Ильин В.В. История философии. М., 2003.

4. Рассел Б. История западной философия: В 2-х т. М, 2003.

5. Скирбекк Г. История философии. М., 2003.

7. Философия бытия.

Вопросы:

1.  Бытие и формы его существования.

2.  Пространство и время как формы существования материи.

3.  Материальное и духовное бытие.

4.  Основные категории детерминизма бытия.

5.  Диалектика и ее законы.

Литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2003.

2. Горелов А.А. Основы философии. М., 2003.

3. Канке В.А. Основы философии. М., 2003.

4. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003.

5. Философский энциклопедический словарь. М., 2002.

8. Природа человека и смысл его существования.

Вопросы:

1.. Проблема антропогенеза.

2.   Человек как биосоциальное существо.

3.   Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека.

4.  Духовная жизнь человека.

5.  Свобода и ответственность личности.

Литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2003.

2. Горелов А.А, Основы философии. М., 2003.

3. Конке В.А. Основы философии. М., 2003.

4. Радужин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003.

5. Философский энциклопедический словарь. М., 2002.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Указанная дисциплина изучается на протяжении семестра и завершается экзаменом. Основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия, индивидуальные консультации. В ходе лекций рассматриваются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки семинарам.

В ходе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания по той или иной проблеме, развиваются навыки  ведения публичной дискуссии, умение аргументировать и защищать выдвигаемые философские положения в их соотношении с юридической практикой.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

Изучить рекомендуемую учебную литературу;

Дополнить конспекты лекций;

Изучить и законспектировать первоисточники по теме;

Подготовить ответы на все вопросы семинара.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару студены могут воспользоваться консультациями преподавателя.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в процессе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса  осуществляется на семинарских занятиях. Методом устного опроса или по средствам тестирования.

Научно-исследовательская работа студентов по философской проблематике согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем, ведущим курс.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Учебным планом предусмотрено, что для студентов очной формы обучения 30 – 32 % часов от объема учебных занятий, а для студентов очно - заочной формы обучения – 65% часов выделяется на самостоятельную работу. Это свидетельствует о высокой значимости этой формы учебной работы. В ходе самостоятельной работы каждый студент  обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему практическому занятию по всем, обозначенным  в методическом пособии вопросам. Не проясненные (дискуссионные) в ходе самостоятельной работы  вопросы следует  выписать в конспект лекций и в последствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради – это способствует более полному запоминанию учебного материала. Для углубленного изучения тех или иных вопросов учебного курса студент может подготовить реферат или доклад, впоследствии выступив с ним на семинаре или научном кружке.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1.  Человеческие качества.
  2.  Диалектика естественного и искусственного через призму глобальных проблем современности.
  3.  Необходимость свободы.
  4.  Происхождение сознания.
  5.  Духовность и материальное производство.
  6.  Проблема определения «русской философии».
  7.  Проблема научности философского знания в философии XX века.
  8.  Проблема определения права философии на существование (обзор дискуссии в отечественной философии 90-х годов XX века).
  9.  Взаимодействие русской философии и богословия.
  10.  Основные школы в отечественной философской традиции (по согласованию с преподавателем).
  11.  Россия перед выбором пути развития (философский анализ).
  12.  Специфика античной философии.
  13.  Специфика средневековой философии в Западной Европе.
  14.  Особенности философии Древнего Востока.
  15.  С. Франк о социальности и нравственности.
  16.  Проблемы формирования морального сознания и поведения человека в современном обществе.
  17.  Духовность и нравственность: соотношение и диалектика.
  18.  К.С. Льюис и актуальное прочтение христианства.
  19.  Нравственные проблемы современности. Биоэтика.
  20.  Смертная казнь как этическая и правовая проблема.
  21.  Философия ислама.
  22.  Основные направления современной философии (по выбору автора: феноменология, экзистенциализм, герменевтика, аналитическая философия, постструктурализм, постмодернизм, деконструктивизм).

ПРИМЕРЫ  ТЕСТОВЫХ ВОПРОСОВ  

К  РУБЕЖНОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

1. Философское направление, исходящее из материальности мира:

реализм

сенсуализм

материализм

2. Тип мировоззрения Августина Блаженного, Фомы Аквинского:

философское

обыденно-эмпирическое

религиозное

3. Часть природы, на которую распространена разумная, цеелеполагающая деятельность человека:

географическая среда

биосфера

ноосфера

4. Разновидность глобальных проблем, связанная с истощением и разрушением биологической среды обитания человечества:

социальное насилие

разрушение личности

экология

5. Понятие социальной философии, отображающее общественно-значимые качества субъекта:

человек

индивид

личность

6. Философская категория, выражающая способность и возможность человека к самовыражению:

независимость

право

свобода

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Разнообразие представлений относительно философии и философствования. Основные концепции философии в ХХ веке.

2. Понятие мировоззрения.

3. Виды мировоззрения и их главные ценности.

4. Особенности философского мировоззрения.

5. Философия как любовь, стремление к мудрости. Основные функции философии.

6. Высшее предназначение философии. Философия и духовность.

7. Духовность как индивидуально-личностный и социокультурный феномен. Основные виды духовности.

8. Особенности восточной духовности и первые религиозно-философские учения Востока (буддизм, конфуцианство, даосизм).

9. Античная философия, ее роль в истории философии. Этапы развития античной философии.

10. Фалес – первый европейский философ.

11. Проблемы бытия в античной философии.

12. Проблема истины в античной философии.

13. Проблема человеческого счастья в античной философии.

14. Сократ.

15. Демокрит.

16. Платон.

17. Аристотель.

18. Философия средних веков, ее основные черты.

19. Античная и христианская духовность.

20. Проблема бытия, истины и человеческого счастья в средневековой философии.

21. Гуманизм эпохи Возрождения.

22. Основоположники философии Нового времени Ф. Бэкон и Р. Декарт.

23. Материализм и идеализм как направления в философии. Абсолютный материализм Дидро, Гомбаха и Гельвеция.

24. Философия И. Канта. Категорический императив – основной Закон морали и права.

25. Абсолютный идеализм Г. Гегеля. Основные законы диалектики.

26. Карл Маркс как философ.

27. Когда и почему возникает русская философия, какие этапы развития она проходит?

28. Русская философская культура. Когда и кем она была создана? Историческая судьба ее в ХХ веке.

29. Основные черты русской духовности.

30. Проблема бытия в современной философии (марксистско-ленинская философия и экзистенциализм).

31. Проблема истины в современной философии (неопозитивизм и герменевтика).

32. Проблема человеческого счастья в современной философии (неоплатонизм и постмодернизм).

33. Общество и культура.

32. Человек, индивид, индивидуальность и личность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2003.

2. Антология мировой философии: Античность. – М., 2001.

3. Антология средневековой мысли.– СПб., 2001.

4. Басов Р.А. История древнегреческой философии от Фалеса до Аристотеля. – М., 2002.

5. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 1. От Возрождения до Просвещения. – М., 2000.

6. Горбачев В.Г. Основы философии. – М., 1998.

7. Горелов А.А. Основы философии. – М., 2003.

8. Горлянский В.А. Введение в философию (духовные основы философской культуры). Н.Новгород, 2008. – 430 с.*

9. Зеньковский В.В. История русской философии. – М., 2001.

10. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. – М., 2002.

11. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

12. Ильин В.В. История философии. – М., 2003.

13. История русской философии. – М., 2002.

14. Канке В.А. Основы философии. – М., 2003.

15. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

16. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. – М., 2001.

17. Новейший философский словарь. – М., 2001.

18. Ойзерман Т.И. Философия как история философии. – М., 1999.

19. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М., 2003.

20. Рассел Б. История западной философии: В 2-х т. – М., 2003.

21. Семенов А. Школьный философский словарь. – СПб, 2003.

22. Скирбекк Г. История философии. – М., 2003.

23. Солнцев В.С. Русская философия: Имена. Учения. Тексты. – М., 2001.

24. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2001.

25. Степанянц М.Т. Восточная философия. – М., 2001.

26. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.

27. Философия / Под ред. В.И. Кириллова. – М., 2002.

28. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону, 2004.

29. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2002.

30. Философский энциклопедический словарь. – М., 2002.

31. Хрестоматия по философии / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2001.

__________________

* Литература, имеющаяся в библиотеке ПФ РАП.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58974. Боротьба ОУН „УПА" у 40-х - на початку 50-х років 57 KB
  Основні поняття: ОУН організація українських націоналістів український політичний рух що ставив собі за мету встановлення незалежної української держави. Отже наша тема: Боротьба ОУН УПА у 40х на початку 50х років. Що таке депортація розвитку безкоштовної освіти...
58975. Будь обережним на дорозі, Виховна година 66.5 KB
  Відстані між районами установами магазинами такі значні що подолати їх можна тільки за допомогою транспорту. Щоб уникнути травмування необхідно: переходити тільки тоді коли впевнений що транспорт знаходиться на достатній відстані...
58976. Сценарій позакласного заходу. Букварикове свято 55 KB
  Ми всіх гостей вітаємо І дуже вам радіємо. Діліділі діньділінь Всім присутнім добрий день Хлопчик. Хвилюються і радіють їхні батьки вчителі всі хто прийшов до нас на свято. Здоровя і щастя вам В путь щасливу і широку Всіх виводить перший клас.
58977. В. Сухомлинський. Людина. Учитель. Солдат 55 KB
  Мета: показати учням, що В. Сухомлинський - людина, по-справжньому закохана у свою професію, педагог за покликанням, у грізні часи Великої Вітчизняної війни став захисником Батьківщини; виховував повагу до постаті Добротворця...
58978. Від конфлікту до співробітництва 34.5 KB
  Мета: формувати громадянські риси, показати загальний характер прав людини, розвивати навички співробітництва, взаємодопомоги, виховувати товариськість, взаємоповагу...
58980. Від серця до серця. Родинне свято (1-й клас) 31 KB
  Без батьків чого ми в світі варті Без маминої ласки і тепла Без татової строгості і жарту Без свого родинного тепла. А від усмішок ласкавих стане в світі менше зла.
58981. Від сопілки - до слова, від слова - до мови... 40 KB
  Перший ведучий. Із святом рідної мови вас, шановні добродії, із святом, шанувальники рідного слова. Мова - то цілюще джерело, і хто не припаде до нього вустами, той сам усихає від спраги.
58982. В гостях у Сонечка на галявині Здоровя 59 KB
  Мета. Створити умови для закріплення знань учнів з питань здорового способу життя; розширити поняття про те, що від здоровя дітей залежить здоровя нації, а значить благополуччя і добробут всієї України, її майбутнє.