69860

СУДЕБНО-БУХГАЛТЕРСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Книга

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Цель курса состоит в формировании знаний умений и начальных практических навыков необходимых для профессиональной деятельности по установлению события преступления и изобличению лиц виновных в его совершении с использованием возможностей судебно-бухгалтерской экспертизы.

Русский

2014-10-11

884.5 KB

9 чел.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

ПРИВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНОГО

ПРАВА

СУДЕБНО-БУХГАЛТЕРСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

  

  Нижний Новгород

2010


Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине  « Судебно-бухгалтерская экспертиза»  для специальности 030503.52  «Правоведение» среднего профессионального образования. - Н.Новгород: Приволжский филиал Российской академии правосудия.

Соответствует  требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030503.52  «Правоведение»  (повышенный уровень).

Автор: кандидат юридических наук доцент Леханова Е.С.

Рецензент: заслуженный работник высшей школы РФ, доктор юридических наук профессор Голубятников С.П.

 

Одобрен предметно-цикловой комиссией по  правовым дисциплинам  факультета непрерывного образования Приволжского филиала ГОУ ВПО РАП.

 

Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Приволжского филиала ГОУ ВПО РАП, протокол № 2 от 30 сентября 2010 года.                    

Учебно-методический комплекс утвержден Учебно-методическим советом Приволжского филиала ГОУ ВПО РАП протокол № 3 от 29 октября 2010 года.

                                                              © Приволжский филиал ГОУ ВПО РАП, 2010

                                                             © Леханова Е.С., 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ………………………………….

Объем дисциплины и виды учебной работы ………………

Тематический план   ……………………………………………

Программа курса   ………………………………………..

Тематический план семинарских  (практических) занятий…

Планы семинарских (практических) занятий ………………..

Методические рекомендации  по изучению дисциплины ….

Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов   …………………………………………………

Тематика рефератов   ……………………………………………….

Рекомендуемая литература  ………………………………………..

Примеры тестовых заданий и контрольных заданий

для проведения рубежного контроля    ……………………………

Вопросы для подготовки к зачету   ………………………………..

Приложение  …………………………………………………………

Пояснительная записка

1. Цель курса состоит в формировании знаний, умений и начальных практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности по установлению события преступления и изобличению лиц, виновных в его совершении, с использованием возможностей судебно-бухгалтерской экспертизы.

2. Задачи курса

сформировать четкие представления о системе судебно-бухгалтерских экспертиз, об истории возникновения и формирования судебно-экономических знаний как собственной методологической основы данного класса экспертных исследований;

раскрыть процессуальные и тактические особенности деятельности следователя и судьи, связанной с назначением и проведением судебно-бухгалтерской экспертизы;

выработать профессиональные знания о возможности отдельных видов судебно-бухгалтерских экспертиз, а также иных форм использования специальных экономических знаний;

освоить в этих целях принципы решения экспертных задач по отдельным категориям экономических и налоговых преступлений.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Деятельность по расследованию экономических и налоговых преступлений, как правило, включает в себя использование широкого спектра специальных познаний в форме производства судебно-экономических экспертиз. Эта особенность специализации и послужила основанием для включения в систему профессиональной подготовки  данной учебной дисциплины.

В отличие и в дополнение к материалам, представленным в смежных дисциплинах (уголовный процесс, криминалистика) основное внимание в данном курсе уделено теоретическим основам судебно-экономических экспертиз, а также методике экспертных исследований. Предполагается, что только на этой основе следователи смогут наиболее грамотно различать судебно-экономические и общеэкономические знания, реально, на всех стадиях расследования и судебного разбирательства предвидеть и оценивать возможности назначаемых судебно-бухгалтерских экспертиз.

4. Требования к уровню освоения содержания курса.

знать:

принципиальные отличия судебно-экономических и специальных экономических знаний, историю возникновения судебной бухгалтерии как собственной теоретической основы судебно-бухгалтерской экспертизы;

историю возникновения и  развития учреждений судебно-бухгалтерской экспертизы в дореволюционный и последующие периоды времени, в том числе структуру и организацию деятельности экспертно-экономических подразделений Министерства юстиции России;

процессуальные и методические отличия судебно-бухгалтерской экспертизы от иных форм использования специальных познаний, в том числе от деятельности специалистов-ревизоров и аудиторов;

соотношение судебно-бухгалтерской и финансово-экономической экспертизы по содержанию предмета и кругу объектов исследования;

структуру общей и частных методик производства судебно-бухгалтерской экспертизы;

особенности применения приемов документальной проверки и анализа экономических показателей при производстве отдельных видов судебно-бухгалтерской экспертизы;

уметь:

различать ситуации, требующие назначения судебно-бухгалтерской экспертизы, от ситуаций, требующих использования иных форм специальных экономических познаний;

определять круг вопросов, выносимых на разрешение эксперта-бухгалтера, и подготавливать материалы дела в качестве объектов экспертного исследования;

оценивать заключение эксперта-бухгалтера, использовать выводы эксперта в целях доказывания экономических и налоговых преступлений;

учитывать возможности судебно-бухгалтерской экспертизы при формулировании задания эксперту и в процессе оценки подготовленного им заключения;

иметь представление:

об особенностях организации первичного документооборота и ведению регистров бухгалтерского учета, используемых при доказывании;

об особенностях составления финансовой (налоговой) отчетности, определяющих возможности  ее использования для доказывания экономических и налоговых преступлений.


Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану)

Количество часов в соответствии с учебным планом

Максимальная учебная нагрузка студента

48

Аудиторные занятия, из них:

36

Лекции

18

Семинарские занятия

6

Практические занятия

12

Самостоятельная работа

12

Форма итогового контроля

зачет


Тематический план

№№

П\П

Разделы (темы) дисциплины

Кол-во часов

В т. ч.  аудиторных

Самост. работа

Лекции

Семинары, практ. занят

Раздел 1. Общие положения судебно-бухгалтерской экспертизы

1.1.

Правовые и организационные основы судебно-бухгалтерской экспертизы

3

1

1

1

1.2.

Судебная бухгалтерия и судебно-бухгалтерская экспертиза

3

1

1

1

1.3.

Судебно-бухгалтерские экспертизы в системе специализированных исследований экономической информации

6

2

2

2

РАЗДЕЛ 2. Особенности назначения и производства судебно-бухгалтерских экспертиз по отдельным категориям дел

2.1.

Судебно-бухгалтерская экспертиза в уголовном процессе

4

2

1

1

2.2

Общая методика  судебно-бухгалтерской экспертизы

4

2

1

1

2.3

Методика разрешения вопросов, относящихся к деятельности материально-ответственных лиц

10

4

4

2

2.4

Методика разрешения вопросов, относящихся к деятельности работников бухгалтерского аппарата

10

4

4

2

2.5.

Экспертиза налоговой отчетности

8

2

4

2

Всего:

48

18

18

12

ПРОГРАММА КУРСА

Раздел 1. Общие положения судебно-бухгалтерской экспертизы

Тема.1.1.  Правовые и организационные основы судебно-бухгалтерской экспертизы

Институт экспертизы в уголовном судопроизводстве. Правовые основы и принципы судебно-бухгалтерской экспертизы. Классификация судебно-экономических экспертиз. Субъекты судебно-экспертной деятельности. Права и обязанности эксперта-экономиста, их отличия от прав и обязанностей специалиста. Организация производства судебно-экономических экспертиз в учреждениях Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ.

Тема 1.2. Судебная бухгалтерия и судебно-бухгалтерская экспертиза

Судебная бухгалтерия как один из компонентов научной компетенции эксперта-бухгалтера. История возникновения судебной бухгалтерии, обусловленность ее становления и развития требованиями судебно-следственной и экспертной практики. Роль ученых С.Ф. Иванова и С.П. Фортинского в создании судебной бухгалтерии как самостоятельной области знаний. Процесс формирования учреждений судебно-бухгалтерской и судебно-экономической экспертизы в дореволюционной России, в СССР и Российской Федерации.

Тема 1.3. Судебно-бухгалтерские экспертизы в системе специализированных исследований экономической информации

Основные формы использования специальных экономических знаний. Соотношение судебно-бухгалтерской экспертизы  и деятельности специалиста-экономиста. Судебно-бухгалтерская экспертиза и документальная ревизия, проводимая по требованию следователя: черты сходства и основные отличия. Внепроцессуальные формы использования специальных экономических знаний. Ревизии и документальные проверки, организуемые по инициативе  правоохранительных органов. Материалы ревизий и проверок как источник доказательств по уголовному делу.

РАЗДЕЛ 2. Особенности назначения и производства судебно-бухгалтерских экспертиз по отдельным категориям дел

Тема 2.1. Судебно-бухгалтерская экспертиза в уголовном процессе

Основания  и порядок назначения экспертизы на предварительном следствии. Структура и содержание постановления о назначении экспертизы. Требования к содержанию вопросов, выносимых на разрешение эксперта. Основные этапы работы эксперта-бухгалтера по разрешению поставленных перед ним вопросов. Формы взаимодействия следователя и эксперта. Порядок производства судебно-бухгалтерской экспертизы на стадии судебного следствия. Случаи составления экспертом сообщения о невозможности дать заключение.

Структура заключения эксперта и требования к его содержанию. Особенность изложения исследовательской части заключения. Формулирование выводов по результатам исследования. Оценка заключения эксперта следователем и судом. Основания для назначения дополнительной и повторной судебно-бухгалтерской экспертизы.

Тема 2.2. Общая методика  судебно-бухгалтерской экспертизы

Объекты и основные принципы экспертных исследований. Источники объектов исследований и иные материалы дела, относящиеся к предмету судебно-бухгалтерской экспертизы. Этапы исследования представленных объектов.

Экспертиза бухгалтерских документов. Первичные и сводные документы, их взаимные связи. Особенности исследования сводных документов. Решение экспертных задач по установлению фиктивности документа.

Классификация первичных документов по качественным признакам. Методика экспертных исследований по установлению бестоварности документа.

Экспертиза учетных записей. Экспертные задачи, решаемые на основе исследования учетных записей. Экспертная оценка защитных функций учета. Задачи, решаемые экспертом на основе доброкачественных учетных записей.

Экспертиза бухгалтерской отчетности. Задачи, решаемые с помощью судебно-бухгалтерской экспертизы по делам, связанным с искажениями отчетных показателей. Подтверждение выявленных несоответствий между отчетностью и данными бухгалтерского учета. Установление механизма действий по внесению необоснованных сведений в формы периодической отчетности. Исключение версий о случайном происхождении выявленных искажений отчетных экономических показателей.

Тема 2.3. Методика разрешения вопросов, относящихся к деятельности материально-ответственных лиц

Источники объектов исследования и типично формулируемые вопросы.    Экспертные задачи, решаемые на основе представленных материалов дела.

Определение обоснованности выводов документальной ревизии (проверки) о сумме недостачи ценностей, закрепленных за материально ответственным лицом, и о периоде ее образования.

Определение обоснованности выводов документальной ревизии (проверки) о необоснованном списании в расход материальных ценностей и денежных средств. Экспертиза неофициальных учетных документов. Комплексное исследование черновых записей и бухгалтерских документов.

Типичные недостатки в документальном оформлении операций, в организации первичного документооборота, в порядке проведения инвентаризаций, могущие способствовать возникновению недостач материальных ценностей и денежных средств. Методика их установления на основе анализа документов и иных материалов дела.

Формулирование выводов по результатам проведенных исследований  и их использование при доказывании преступлений.  

Тема 2.4. Методика разрешения вопросов, относящихся к деятельности работников бухгалтерского аппарата

Источники  объектов исследования по делам о преступлениях работников бухгалтерского аппарата. Типичные вопросы, выносимые на разрешение эксперта. Основные схемы распределения преступных действий на отдельных уровнях учетной информации.

Методики разрешения вопросов о фактах неполного оприходования или необоснованного списания денежных средств с расчетных счетов организации в коммерческих банках. Документы, необходимые эксперту-бухгалтеру для разрешения данных вопросов.

Методики разрешения вопросов, связанных с выводами ревизии о фактах необоснованного списания денежных средств под видом заработной платы, начисленной персоналу.

Документы по учету расчетов с подотчетными лицами, депонентами, с инвесторами по выплате доходов. Методика установления по документам и учетным записям несоответствий, указывающих на необоснованность выплат конкретным получателям.

Записи в регистрах синтетического и аналитического учета как объекты экспертного исследования. Определение необоснованности (обоснованности) записей первичными бухгалтерскими документами. Виды необоснованных записей по отношению к учетным регистрам и по отношению к документам.

Методика установления связей необоснованных учетных записей и документов, содержащих ложные сведения о хозяйственной операции.

Необоснованные учетные записи, направленные на искажение экономических показателей, представленных в финансовой и налоговой отчетности предприятия, их локализация на счетах бухгалтерского учета.

Тема 2.5. Экспертиза налоговой отчетности

Особенности состава объектов исследования: материалы налоговых и аудиторских проверок, бухгалтерская и налоговая отчетность, учетные документы, записи в бухгалтерском и налоговом учете, послужившие основанием для возбуждения уголовного дела.

Основные способы уклонения от уплаты налогов: необоснованное завышение затрат, связанных с производством и реализацией продукции, товаров, работ, услуг; необоснованное занижение выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг; необоснованное завышение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам; создание «черной кассы» для выплаты «скрытой» заработной платы.

Использование финансово-экономической информации при выявлении незаконного использования средств бюджетов и внебюджетных фондов, выявлении и раскрытии коррупции, мошенничества и других преступлений.

Документальные и учетные несоответствия как признаки способов искажения отчетности о налогах. Методика экспертного исследования на предмет подтверждения (не подтверждения) факта несоответствий, ставших объектом расследования или судебного разбирательства.

Особенности производства финансово-экономической экспертизы по фактам необоснованного возмещения фактически неуплаченного налога на добавленную стоимость, маскируемого под видом фиктивной внешнеэкономической деятельности.

Тематический план семинарских (практических) занятий

№№

П\П

Разделы (темы) дисциплины

Семинары

Практ.занятия

Раздел 1. Общие положения судебно-бухгалтерской экспертизы

1.1.

Правовые и организационные основы судебно-бухгалтерской экспертизы

1

1.2.

Судебная бухгалтерия и судебно-бухгалтерская экспертиза

1

1.3.

Судебно-бухгалтерские экспертизы в системе специализированных исследований экономической информации

2

РАЗДЕЛ 2. Особенности назначения и производства судебно-бухгалтерских экспертиз по отдельным категориям дел

2.1.

Судебно-бухгалтерская экспертиза в уголовном процессе

1

2.2

Общая методика  судебно-бухгалтерской экспертизы

1

2.3

Методика разрешения вопросов, относящихся к деятельности материально-ответственных лиц

4

2.4

Методика разрешения вопросов, относящихся к деятельности работников бухгалтерского аппарата

4

2.5.

Экспертиза налоговой отчетности

4

Всего:

6

12

Планы семинарских (практических) занятий

Темы 1.1-1.2 Правовые и организационные основы судебно-бухгалтерской экспертизы Судебная бухгалтерия и судебно-бухгалтерская экспертиза

Семинарское занятие – 2 ч.

  1.  Понятие о судебно-экономических экспертизах, их классификация.
  2.  Федеральный закон № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», его основные положения
  3.  Эксперт-экономист;  права и обязанности
  4.  Организация производства судебно-экономических экспертиз в РФ
  5.  История возникновения и развития судебной бухгалтерии

Литература

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 // Российская газета, 1993, 25 декабря, №237.   

2. Налоговый кодекс Российской Федерации.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

5. Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г.//Собрание законодательства РФ. – 1996 г. – № 48. – ст. 5369.

6. Федеральный Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» № 73-ФЗ от 31.05.2001 г.

7. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от07.08.2001.

8. Постановление правительства от 23 июня 2004 г. № 307 «Об утверждении положения о федеральной службе по финансовому мониторингу» // Российская газета от 29 июня 2004 г. № 136.

Учебная литература

1. Судебная бухгалтерия и основы аудита / Под ред. Голубятникова  С.П. –М., Юрид. Лит 2004, с. 344-349.

2. Дубоносов Е.С. Судебная бухгалтерия: Учебно-практическое пособие -  М: Книжный  мир, 2008, с.307-312

Тема 1.3. Судебно-бухгалтерские экспертизы в системе специализированных исследований экономической информации

Семинарское занятие – 2 ч.

  1.  Формы использования специальных экономических знаний
  2.  Деятельность специалиста-бухгалтера
  3.  Документальная ревизия, ее отличия от судебно-бухгалтерской экспертизы
  4.  Материалы проверок и ревизий как источник доказательств по уголовному делу.

Литература

Нормативные акты

1. Федеральный Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» № 73-ФЗ от 31.05.2001 г.

2. Приказ Минюста РФ от 30.11.2000 № 363 «Об утверждении примерного Перечня видов экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции РФ.

Учебная литература

1. Судебная бухгалтерия и основы аудита / Под ред. Голубятникова  С.П. –М., Юрид. Лит 2004, с.332-344

2. Дубоносов Е.С. Судебная бухгалтерия: Учебно-практическое пособие -  М: Книжный  мир, 2008, с.312-318.

Тема 2.1-2.2. Судебно-бухгалтерская экспертиза в уголовном процессе Общая методика  судебно-бухгалтерской экспертизы

Семинарское занятие – 2 ч.

  1.  Основания назначения судебно-бухгалтерской экспертизы на предварительном следствии.
  2.  Порядок назначения экспертизы
  3.  Требования к содержанию вопросов, выносимых на разрешение эксперта-бухгалтера.
  4.  Основные этапы работы эксперта-бухгалтера.
  5.  Структура заключения эксперта-бухгалтера
  6.  Принципы оценки заключения эксперта-бухгалтера следователем и судом.
  7.  Объекты экспертного исследования

Литература

Нормативные акты

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

    2. Уголовный кодекс Российской Федерации.

    3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Учебная литература

1. Судебная бухгалтерия и основы аудита / Под ред. Голубятникова  С.П. –М., Юрид. Лит 2004, с.349-362.

2. Дубоносов Е.С. Судебная бухгалтерия: Учебно-практическое пособие -  М: Книжный  мир, 2008,  с.318-322.

3. Климович Л.П. Подготовка и назначение судебно-бухгалтерской экспертизы: Методические рекомендации для следователей. – Красноярск, 2001. – 20 с.

Тема 2.3. Методика разрешения вопросов, относящихся к деятельности материально-ответственных лиц

Практические занятия – 4 ч.

Занятие проводится на основе учебного макета «Магазин», имитирующего преступную деятельность материально-ответственных лиц в условиях суммового учета

  1.  Инвентаризация и использование ее результатов для решения вопроса о размере материального ущерба.
  2.  Оценка влияния факта бестоварности первичного документа на результаты инвентаризации
  3.  Подлоги в инвентаризационных описях; принципы их определения на основе данных контрольного сличения остатков.

Литература

Нормативные акты

1. Приказ Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»//  Финансовая газета  1995, № 28.

1. Судебная бухгалтерия и основы аудита / Под ред. Голубятникова  С.П. –М., Юрид. Лит 2004, с.98-115

2. Дубоносов Е.С. Судебная бухгалтерия: Учебно-практическое пособие -  М: Книжный  мир, 2008, с.131-193.

Тема 2.4. Методика разрешения вопросов, относящихся к деятельности работников бухгалтерского аппарата

Практические занятия – 4 ч.

Занятие проводится на основе учебного макета «Касса», имитирующего преступную деятельность работников бухгалтерского аппарата  

  1.  Методика разрешения вопросов о фактах неполного отражения движения денежных средств на расчетном счете.
  2.  Методика разрешения вопросов о фактах необоснованного списания денежных средств под видом заработной платы.
  3.  Методика разрешения вопросов о фактах необоснованного списания денежных средств под видом расчетов с подотчетными лицами.

Литература

1. Судебная бухгалтерия и основы аудита / Под ред. Голубятникова  С.П. –М., Юрид. Лит 2004,с.199-206

2. Дубоносов Е.С. Судебная бухгалтерия: Учебно-практическое пособие -  М: Книжный  мир, 2008, с.210-218.

Тема 2.5. Экспертиза налоговой отчетности

Практические занятия – 4 ч.

Занятие проводится на основе учебного макета «Альфа», имитирующего преступную деятельность по внесению подлогов в финансовую (налоговую) отчетность

  1.  Основные способы уклонения от уплаты налогов.
  2.  Документальные и учетные несоответствия при экспертизе налоговой отчетности

Литература

Нормативные акты

1. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.)//  Российская газета от 22, 23 июня 1999 г.  

2. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.)//  Финансовая газета , июнь 1999 г., № 23.

3. Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г.)//  Российская газета  от 20 января 1999 г.

4. Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99"//  Финансовая Россия  от 19-25 августа 1999 г., № 30.

5. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94 н. «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций»//   Финансовая газета , ноябрь 2000 г., № 46, 47.

Учебная литература

1. Судебная бухгалтерия и основы аудита / Под ред. Голубятникова  С.П. –М., Юрид. Лит 2004, с.246-265.

Методические рекомендации  по изучению дисциплины

Достижение цели и задач курса, сформулированных в рабочей программе по дисциплине, предъявляет ряд требований к работе обучаемых на различных видах аудиторных занятий, а также к организации самостоятельной работы.

В первую очередь, следует обеспечить преемственность данного предмета с содержанием предшествующих учебных дисциплин. В ходе обучения необходимо опираться, избегая дублирования, на представленные в курсах уголовного процесса и криминалистики общие процессуально-тактических вопросах производства судебных экспертиз в стадии расследования преступлений.

В  теме 1.1. необходимо уяснить на семинаре представления о судебной бухгалтерии как об одной из методологических основ судебно-экономической экспертизы, вскрыть факторы, детерминировавшие ее возникновение именно как экспертной науки. На этой основе следует достичь понимания принципиальных отличий между специальными экономическими знаниями эксперта-экономиста и столь же необходимыми для него специальными судебно-экономическими знаниями.

            При изучении темы 1.2., опираясь на материал, пройденный в смежных дисциплинах, следует  научиться определять ситуации, требующие назначения судебно-бухгалтерской экспертизы, отграничивать их от ситуаций, требующих производства документальной ревизий или получения суждений специалиста-бухгалтера по вопросам, не требующим для своего разрешения специального исследования судебно-экономической информации.

Тема 2.1. предполагает опору на межпредметные связи с курсом уголовного процесса. Основное внимание следует сосредоточить на освоении существа экспертного исследования, порядка работы эксперта, формах его взаимодействия со следователем. Необходимо четко уяснить структуру экспертного заключения.

При изучении темы 2.2. особое место должны занять вопросы об исследовании объектов, не представленных в макетах,  используемых на практических занятиях, например, вопрос о методике экспертного исследования неофициальной  учетной документации, внутрифирменного  учета и т.п.

Тема 2.3. носит сугубо прикладной характер. Следует освоить до уровня навыков определение результата инвентаризации, способы  искажения его данных, а также методы их распознавания

При освоении темы 2.4. следует сосредоточить основное внимание на взаимосвязях первичных бухгалтерских документах и учетных регистрах, а также вопросах документального оформления операций по движению денежных средств в кассе организации, на расчетном счете.

 По теме 2.5 учебного курса комплексно решаются три основных задачи: дается системное представление о методике финансового анализа и используемых в нем оценочных показателях, рассматриваются типичные способы подлогов в отчетности, направленные на приукрашивание этих показателей, освещается методика экспертного исследования отчетных показателей по делам, связанным с обманом потенциальных инвесторов и кредитных организаций.

На практических занятиях при выполнении сквозного практикума используется учебный макет «Альфа», где представлены искажения отчетности предприятии, а также регистры бухгалтерского учета как источники объектов исследования финансово-аналитической экспертизы.

На практических занятиях по данной теме для решения экспертных задач по определению размера прибыли, укрытой от налогообложения, используется форма № 2 «отчет о прибылях и убытках», а также данные бухгалтерского учета явившегося основанием для ее составления, которые имеются в упоминаемом макете «Альфа». Методика решения экспертных задач по определению  размера укрытия или незаконно возмещенного налога на добавленную стоимость рассматривается на основе вводных разработок по материалам конкретного уголовного  дела.

Методические рекомендации

по самостоятельному изучению

дисциплины

тема «Методика разрешения вопросов, относящихся к деятельности работников бухгалтерского аппарата»

с использованием учебного макета «Касса» (ч. 1,2)

Общие указания.

Преступления, совершаемые наемными работниками из числа бухгалтерского персонала, характеризуются двумя важнейшими особенностями.

Предметом хищения являются здесь обычно денежные средства, которые поступают в кассу (с расчетного счета, от покупателей и т.п.). Маскировка этих хищений осуществляется под видом законных хозяйственных операций, путем совершения подлогов в документах на выдачу заработной (в т.ч. своевременно не полученной, т.е. депонированной) платы, а также подлогов в документах, оформляющих выдачу (расходные кассовые ордера) и использование (авансовые отчеты и приложенные к ним первичные документы) подотчетных сумм, учитываемых на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Эти группы документов (отчеты кассира с приложенными первичными документами, а также авансовые отчеты подотчетных лиц с необходимыми приложениями) представлены в ч. 1, 2 учебного макета «Касса».

В большинстве случаев подлоги, совершаемые в бухгалтерских документах (расходные кассовые ордера, платежные ведомости) по данной категории дел сопровождаются необоснованными записями в регистрах синтетического, и что еще более типично в регистрах аналитического бухгалтерского учета. Отсюда, основная цель самостоятельной работы с учебным макетом «Касса» состоит в изучении взаимосвязей, существующих между первичными документами и записями в регистрах бухгалтерского учета, и освоении методик использования знаний об этих связях при поиске признаков и при доказывании экономических преступлений.

Требуется предметно освоить:

1) методику использования данных аналитического учета для поиска сомнительных операций (в т.ч. на основе имеющейся информации), требующих детальной проверки соответствующих первичных документов;

2) методику восстановления показателей уничтоженных или фиктивных (никогда не существовавших) первичных документов на основе сохранившихся записей в регистрах бухгалтерского учета;

3) методику обнаружения необоснованных первичными документами записей в регистрах аналитического учета как признаков и доказательств подлогов в учетных записях выполненных конкретным работником бухгалтерии.

Отсюда, до начала работы с учебным макетом «Касса», по имеющейся учебной литературе следует повторить теоретические вопросы (параграфы и страницы указаны по учебнику С.П. Голубятников, Е.С. Леханова «Судебная бухгалтерия и основы аудита», М.: юрид. лит., 2004).

1. Общие понятия о синтетическом и аналитическом учете и их взаимные связи (гл. 3, § 4, с. 142-152).

2. Использование данных аналитического учета при поиске и доказывании преступлений (гл. 3, § 7, с. 174-182).

3. Необоснованные записи в счетах бухгалтерского учета, их виды и принципы обнаружения (гл. 3, § 9 – Виды необоснованных учетных записей. Принципы их обнаружения и использование в качестве доказательств., с. 199-205).

Следует помнить, что в судебной бухгалтерии виды необоснованных учетных записей классифицируются по трем основаниям:

- по отношению к регистрам (сквозные и локальные);

- по отношению к первичным документам (бездокументные записи и записи в ненадлежащие счета);

- по способу выполнения – в условиях ручной обработки данных (необоснованные цифровые записи и заведомо неправильные подсчеты итогов).

В данном макете представлены записи, выполненные ручным способом. В условиях машинной обработки данных две первых классификации сохраняют свое значение, но способы их выполнения (третье основание) претерпевают изменения и включают в себя ряд приемов «обмана» машины1.

4. Правила ведения и порядок учета кассовых операций (гл. 2, § 5, с. 119-125).

5. Синтетический и аналитический учет расчетов с депонентами (гл. 3, § 7, с. 183-185).

Следует помнить, что синтетический учет ведется в главной книге, где для учета расчетов с депонентами открывается отдельный пассивный счет 76 «Прочие кредиторы» субсчет «Расчеты с депонентами».

В нем в общей сумме, без подразделения по фамилиям депонентов, отражаются итоговые обороты по данному счету – сумма депонированной заработной платы по кредиту в корреспонденции со счетом 70 «Расчеты по оплате труда», сумма выплаченной депонентской задолженности по дебету в корреспонденции со счетом 50 «Касса».

В нашем случае в главной книге за январь будут следующие данные.

76/2 «Депоненты»

выдано из кассы:

см. ж/о № 1

8886,30

ост. на 1.1 – 12351,00

отнесено со счета 70 – 11613,80

ост. на 1.2 – 15078,50

Как видим, данных о том, кто именно стал депонентом в январе месяце, и кто конкретно получал депонентские суммы по синтетическому счету 76/2 «Депоненты», установить невозможно. Эти данные имеются в аналитическом учете по данному синтетическому счету, который представлен в макете книгой учета расчетов с депонентами.

По условиям макета эта книга изъята следствием в феврале месяце. Надо уметь ей пользоваться. Это регистр аналитического учета. На первом листе представлены пофамильно депоненты, задолженность которым имело место на 1 января (остаток по счету 76/2 на 1 января 12351, 00, раскрыто по лицевым счетам конкретных депонентов (каждый такой лицевой счет – Постников, Миткин и т.д. и есть счет аналитического учета)). Так зарплата Постникова была депонирована в сентябре 1997 г. по ведомости № 420 в сумме 450 руб. На первом же листе со ссылкой на номер расходного кассового ордера бухгалтером Соболевой указано кто из «доянварских» депонентов получили деньги в январе. Обоснованность этих записей как раз и можно проверить, обратившись к кассовым документам за январь, которые имеются в ч. 1 учебного макета.

Следующий лист отражает расчеты с «январскими» депонентами. Всего, судя по записям, в книге за январь было депонировано зарплаты на сумму 11613 руб. 80 коп. Кто именно стал депонентом в январе, по какой именно платежной ведомости он своевременно не получил заработную плату видно в графе кредит (отнесено на счет депонентов). Судя по записям в книге в январе месяце из кассы, из общего числа «январских» депонентов по платежной ведомости, приложений к кассовому ордеру № 126 получили причитающиеся им суммы всего два депонента – Брайтис и Палий. Обоснование этих двух записей также может быть установлено при обращении к ч. 1 учебного макета «Касса».

Рекомендации по ознакомлению с учебным макетом

После изучения названных теоретических вопросов необходимо тщательно ознакомиться с содержанием каждой части макета, научится отличать бухгалтерские документы (первичные и сквозные) от регистров бухгалтерского учета, уметь отличать среди регистров регистры синтетического и аналитического учета.

В первой части макета представлен журнал-ордер № 1 – регистр синтетического учета по счету 50 «Касса», отчеты кассира (сводные документы) с приложенными к ним первичными кассовыми документами. Надо помнить, что записи в регистрах могут делаться только на основе этих первичных документов. В этой части макета представлен только один подлог. По сговору с бухгалтером кассир Смолина завысила в кассовом отчете № 5 итог по расходу на 1000 руб. Тем самым в кассовой книге (отчеты кассира – это отрывные листы книги), выполняющей функции аналитического учета, данные об остатке наличных денег занижены на 1000 руб. Самостоятельно посмотрите, не привел ли этот подлог к разрыву с синтетическим учетом по счету 50 «Касса» (это данные журнала-ордера № 1) и если не привели, то какая необоснованная запись сделана в журнале-ордере. Расшифруйте эти записи и классифицируйте найденные необоснованные записи по трем судебно-бухгалтерским основаниям.

Во второй части макета представлены два учетных регистра – книга учета расчетов с депонентами, пояснения по которой даны выше и журнал-ордер № 7, который в условиях журнально-ордерной формы выполняет функции не только синтетического, но и аналитического (пофамильного) учета расчетов с подотчетными лицами. Напомню, что журналы-ордера составляются ежемесячно и хранятся в бухгалтерии отдельно от папок с первичными документами. Отсюда во второй части макета представлена папка бухгалтерских документов, состоящая из авансовых отчетов подотчетных лиц (сводные документы) и приложенных к ним первичных документов.

Определенная особенность макета состоит в том, что на данном предприятии выдача заработной платы в цехах проводилась общественными кассирами (Гоммель, Мурзина, Молоканова и др.) с использованием записей по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

С учетом этого момента попытайтесь прочитать каждую строчку журнала-ордера № 7, помня, что каждая строчка и есть счет аналитического учета, дифференцированный по фамилиям подотчетных лиц и по каждой конкретной выданной им сумме (позиционный метод аналитического учета) данные синтетического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Далее сопоставьте записи в журнале-ордере № 7 с их основаниями – авансовыми отчетами подотчетных лиц, а также приложенными к ним первичными документами.

Определите примененные в журнале-ордере корреспонденции счетов и их соответствие первичным документам, приложенным к авансовым отчетам общественных кассиров. По фабуле представленного в макете уголовного дела некоторые авансовые отчеты общественных кассиров являются подложными и эти подлоги известны бухгалтеру Соболевой, которая делала записи в аналитическом учете по лицевым счетам подотчетных лиц в журнале-ордере № 7. Поэтому Вы должны убедится, что никаких несоответствий между авансовыми отчетами подотчетных лиц и записями в журнале-ордере № 7 не обнаруживаются. Несоответствия будут обнаруживаться только при сравнении данных журнала-ордера № 7 о суммах, полученных подотчетными лицами из кассы с первичными кассовыми документами (ч. 1 учебного макета «Касса»).

В итоге ознакомления с учебным макетом Вы должны предметно освоить соотношения между первичными документами и записями в учетных регистрах, понять, что каждая операция оформляется первичным документом, а в счетах, представленных в учетных регистрах, лишь отражаются операции оформленные документами. Например, выдача денег подотчетному лицу производится из кассы по расходному ордеру, а в журнале-ордере № 7 только фиксируется в целях учета и обобщения информации о выданной сумме. Важно понять, что именно несоответствия между первичными документами и записями в счетах бухгалтерского учета (т.е. учетных регистрах, где эти счета ведутся) является типичным признаком и следом бухгалтерских преступлений.

Практические задания

Обнаружение документальных несоответствий.

Одна из характеристик бухгалтерских преступлений состоит в том, что среди первичных и сводных документов относительно чаще подвергаются искажению именно денежные документы (банковские и кассовые). В учебном макете «Касса» ч. 1 подлоги содержатся в ведомости на выдачу депонентских сумм (первичный документ). В ч. 2 учебного макета «Касса» – в платежных ведомостях, приложенных к авансовым отчетам Гоммель, Мурзиной, к одному из авансовых отчетов общественного кассира Казаковцевой (первичные документы), а также в самих авансовых отчетах, выполненных Соболевой от имени этих подотчетных лиц и в авансовых отчетах Молокановой. Различие в содержании подлогов в первичных документах (ведомостях) состоит в том, что в ведомостях № 111, № 325 и др., приложенных к авансовым отчетам, выполнены подписи от имени лиц, фактически не получивших заработную плату, которая им причиталась и в связи с подписями не была депонирована. Такой подлог стал возможным в связи с тем, что многие общественные кассиры нарушали правило оформления платежных ведомостей – не проставляли в свободных строчках слово «депонировано». Что касается ведомости на выдачу депонентских сумм, то здесь подлог состоял в том, что бухгалтер Соболева включала в нее фамилии лиц, которые по документальным данным не были депонентами (Черткова, Уразова и др.), поскольку в основных ведомостях (№ 325, 111 и др.), ссылка в на которые сделана в этой ведомости, необоснованна, подписи от имени данных работников были уже выполнены.

Несоответствия между первичными документами в данном случае выявляются при сличении основной ведомости и ведомости на выдачу депонентских сумм – в форме двойного получения одной и той же суммы денежных средств.

Несоответствия между первичными и сводными документами представлены на примере обнаружения признаков подлогами в авансовых отчетах общественных кассиров. Признаки подлога могут быть выявлены при сопоставлении данных о суммах, полученных из кассы указанных в авансовом отчете (ч.2 учебного макета «Касса») и данными расходных кассовых ордеров, приложенных к отчетам кассира (ч. 1 учебного макета «Касса»). Пользуясь данными авансовых отчетов (ч. 2) попробуйте самостоятельно обнаружить эти несоответствия. Например, можно заметить, что в своем авансовом отчете № 25 общественный кассир Гоммель указала, что 6 января она получила из кассы 52518 руб. 90 коп. Обратившись затем к отчету кассира за 2-6 января, Вы находите приложенный к нему первичный документ – расходный кассовый ордер № 114, где значится выданной Гоммель сумма 49372 руб. Иными словами, в авансовом отчете Гоммель сумма, полученных из кассы денежных средств завышена на 3146 руб. 90 коп. Аналогичные несоответствия Вы встретите, изучая авансовые отчеты № 26 Гоммель, № 73 и74 Мурзиной, № 39 Казаковцевой. Причина этих расхождений вызвана тем, что по фабуле уголовного дела подлинные авансовые отчеты, составленные этими общественными кассирами, были уничтожены и подменены подложными, составленными бухгалтером Соболевой.

Как уже отмечалось, получая авансовые отчеты этих общественных кассиров, Соболева в свободных строчках (где не было проставлено слово «депонировано») учиняла подписи от имени лиц, якобы получивших заработную плату. Затем, с учетом созданного резерва, соответственно составляла от имени общественного кассира новый авансовый отчет, где отмечала завышенный резерв полученной из кассы суммы. Отсюда совпадение суммы завышения с суммой возврата в кассу остатка фактически не выданной заработной платы, за которой потом и обращаются депоненты (Черткова, Леденцова и др.).

Однако, по отчету одного из общественных кассиров, расхождения имеют обратное значение. Эти авансовые отчеты общественный кассир составлял по сговору с бухгалтером Соболевой, с включением в них заведомо ложные показатели. Установите фамилию этого общественного кассира и определите его роль в совершении преступления.

Обнаружение учетных несоответствий.

Как отмечалось, вторая особенность бухгалтерских преступлений заключается в том, что в качестве признаков и следов противоправных деяний здесь нередко используются так называемые учетные несоответствия. Среди таких выделяют несоответствия между учетными записями в регистрах синтетического и аналитического учета, которые, как говорилась, принято классифицировать по трем главнейшим судебно-бухгалтерским основаниям:

- по отношению к регистрам (сквозные и локальные);

- по отношению к документам (бездокументные записи и записи в ненадлежащие счета);

- несоответствия между данными синтетического и аналитического учета, несоответствия между учетными данными и бухгалтерской отчетности предприятия.

В данном учебном макете «Касса» наиболее полно представлен один из видов несоответствий – несоответствие между учетными записями в счетах аналитического учета и содержание первичных бухгалтерских документов (локальные необоснованные записи в ненадлежащие счета аналитического учета).

Из числа регистров аналитического учета в учебном макете «Касса» представлены книга учета расчетов с депонентами и аналитические (пофамильные) данные журнала-ордера № 7, с которыми, следуя методическим указаниям, Вы уже ознакомились.

Практические задания, связанные с использованием записей в книге учета расчетов с депонентами, могут быть сведены к следующим позициям:

1. Имеется информация о том, что в платежную ведомость, приложенную к расходному кассовому ордеру № 126 за январь месяц, включены лица, не являвшиеся депонентами.

Тип задания – использование данных аналитического учета для выявления признаков подлога в первичных документах.

Методика решения – пофамильное сопоставление данных первичного документа (платежной ведомости) с данными книги по учету расчетов с депонентами.

В результате Вами будут обнаружены фамилии пяти получателей, которые, судя по записям в аналитическом учете, не были депонентами.

2. Имеется информация о том, что бухгалтер Соболева внесла в книгу учета расчетов с депонентами данные о выдаче денежных средств некоторым депонентам, хотя такая выдача фактически не производилась.

Тип задания – использование первичных документов для обнаружения необоснованных записей в аналитическом учете.

Методика решения – пофамильное сопоставление записей в книге учета расчетов с депонентами с содержанием первичных документов, на которые сделана ссылка в данном учетном регистре.

Так, читая книгу учета расчетов с депонентами (первую строчку), видим, что работник предприятия Постников, судя по книге, являлся депонентом по состоянию на 1 января с сентября 1997 г., когда по ведомости № 420 не получил причитавшуюся ему заработную плату в сумме 450 руб. Далее, по его лицевому (аналитическому) счету, отмечено, что по кассовому ордеру № 126 в январе эта сумма выдана и расчеты с ним закончены. Однако, поднимая ведомость, приложенную к ордеру № 126, фамилии Постникова мы не встречаем. Аналогичным образом еще находим расхождения записей в аналитическом учете с тем же первичным документом.

В данном случае использован метод взаимного контроля документов. Обязательно возникает вопрос о судебно-бухгалтерской классификации необоснованных записей – она является локальной, затронут только аналитический учет, а по отношению к документам – запись в ненадлежащие счета аналитического учета. Дело в том, что бездокументными эти записи не назовешь – ведомость № 126 существует. Однако, на ее основе не сделаны записи в лицевые счета (такие счета не открыты) Ульяновой, Боскиной и др., а выданные им по ведомости суммы отнесены на лицевые счета депонентов, фактически не получивших деньги на этой ведомости.

3. На основе анализа несоответствий между записями в книге учета расчетов с депонентами и данными ведомости № 126 попытайтесь определить круг наиболее вероятных участников преступления.

Тип задания – использование учетных несоответствий как доказательств при установлении важнейших обстоятельств уголовного дела.

Методика решения – несоответствия указывают на участие в преступлении того работника бухгалтерии (в нашем случае Соболева), кто вел аналитический учет расчетов с депонентами.

Участие кассира Смолиной в совершении данного преступления исключается. При ее участии найденных несоответствий быть не могло. При сговоре бухгалтера и кассира в платежную ведомость включаются фамилии реальных депонентов и от их имени оформляются подписи в получении.

Участие в преступлении Леденцовой, Чертковой и др., которые, судя по книге учета расчетов с депонентами, таковыми не являлись, также исключается. Это можно заключить из того факта, что между данными синтетического и аналитического учета по счету 76/2 «Депоненты» бухгалтеру Соболевой сохранить не удалось. Сумма выдач депонентам за январь по книге аналитического учета составляет 8887 руб., а по регистру синтетического учета (журнал-ордер № 1 ч. 1 учебного макета «Касса») эта сумма составляет 8886 руб. 30 коп. (найдите эти суммы самостоятельно).

Естественно, если бы Леденцова, Черткова и др. на самом деле не были бы депонентами, равенство между синтетическим и аналитическим учетом обязательно сохранилось. Суммы, подлежащие выплате этим лицам, обязательно группировались из действительной депонентской задолженности (например, Чертковой была бы определена сумма к выдаче путем сложения депонентской задолженности Митькина и Постникова).

Таким образом, наиболее вероятным сообщником Соболевой, на основе анализа несоответствий, является кто-то из числа общественных кассиров, выдающих заработную плату в отдельных подразделениях данного предприятия.

Практические задания, связанные с использованием аналитических записей в журнале-ордере № 7 по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами», могут иметь следующее содержание:

1. Имеется информация о том, что общественный кассир Молоканова по сговору с бухгалтером Соболевой составила заведомо подложный авансовый отчет № 13 (либо 14). Записи в журнале-ордере № 7 сделаны на основе этого подложного отчета, сам же авансовый отчет уничтожен. Восстановите на основе журнала-ордера № 7 основные показатели уничтоженного авансового отчета и определите какие именно данные в этом уничтоженном отчете не соответствовали первичным кассовым документам.

Тип задания – использование данных аналитического учета для восстановления содержания утраченных документов с последующим сличением показателей уничтоженного и сохранившихся первичных документов.

Основными показателями являются – получено из кассы, дата, сумма, израсходовано (всего и на какие цели), возращено в кассу.

Эту работу выполните самостоятельно. Предполагаемый подлог в уничтоженном авансовом отчете определите по ранее рассмотренной схеме (выявленные подлоги в авансовом отчете Гоммель и др.).

2. Имеется информация о том, что бухгалтер Соболева при заполнении журнала-ордера № 7 внесла в него данные, не соответствующие первичным кассовым документам. Пользуясь журналом-ордером № 7 и кассовыми документами установите:

1) Два-три случая несоответствий записей в журнале-ордере № 7 (графа «выдано в подотчет» с содержанием конкретных расходных кассовых ордеров).

2) На основе анализа несоответствий попытайтесь установить, кто из общественных кассиров был сообщником бухгалтера Соболевой.

3) Классифицируйте найденные необоснованные записи по судебно-бухгалтерским основаниям.

4) Определите (по данным журналов-ордеров № 7 и № 1), удалось ли, бухгалтеру Соболевой выполняя эти необоснованные записи сохранить равенство между синтетическим и аналитическим учетом.

Ответ положительный, но надо самостоятельно отразить, какие показатели взяты Вами из журнала-ордера № 1 – расход кассы в корреспонденции со счетом 71 – и какие из журнала-ордера № 7. Разрыва на 42 руб. быть не должно, т.к. корреспонденция счетов при первичной выдаче и при возмещении перерасхода подотчетных сумм одинакова.

5) Попытайтесь объяснить, каким образом бухгалтеру Соболевой удалось сохранить это равенство.

Тип задания – выявление необоснованных записей в аналитическом учете путем их сличения с первичными документами с последующим анализом найденных несоответствий на предмет уточнения круга участников преступления и способа маскировки причиненного ущерба.

Опираясь на ранее данные объяснения, попытайтесь найти ответы на поставленные вопросы самостоятельно. Если при решении этого задания Вы не испытаете серьезных трудностей, то можете считать, что учебные цели самостоятельной работы по теме достигнуты. Следовательно, на практике, в целях доказывания преступлений, Вы сможете использовать не только бухгалтерские документы, но и более сложные источники информации. Такие как записи в синтетическом и аналитическом учете.


Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 // Российская газета, 1993, 25 декабря, №237.   

2. Налоговый кодекс Российской Федерации.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

5. Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г.//Собрание законодательства РФ. – 1996 г. – № 48. – ст. 5369.

6. Федеральный Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» № 73-ФЗ от 31.05.2001 г.

7. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 31.12.2008 // Российская газета. 2008. 31 декабря. № 267.

8. Постановление правительства от 23 июня 2004 г. № 307 «Об утверждении положения о федеральной службе по финансовому мониторингу» // Российская газета от 29 июня 2004 г. № 136.

9. Положение Центрального Банка России от 5 декабря 2002 г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» // Вестник Банка России от 25 декабря 2002 г.

10. Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 (утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н)//  Российская газета от 14 января 2003 г. № 4.

11. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.)//  Российская газета от 22, 23 июня 1999 г.  

12. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.)//  Финансовая газета , июнь 1999 г., № 23.

13. Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г.)//  Российская газета  от 20 января 1999 г.

14. Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99"//  Финансовая Россия  от 19-25 августа 1999 г., № 30.

15. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94 н. «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций»//   Финансовая газета , ноябрь 2000 г., № 46, 47.

16. Приказ Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»//  Финансовая газета  1995, № 28.

17.Приказ Минюста РФ от 30.11.2000 № 363 «Об утверждении примерного Перечня видов экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции РФ.

Основная литература2

1. Судебная бухгалтерия и основы аудита / Под ред. Голубятникова  С.П. –М., Юрид. Лит 2004. - 370с.

2. Дубоносов Е.С. Судебная бухгалтерия: Учебно-практическое пособие -  М: Книжный  мир, 2008. – 416 с.*

Дополнительная литература

1. Судебно-бухгалтерская экспертиза: учеб.пособие для студентов вузов/ под ред.Е.Р.Россинской, Н.Д.Эриашвили. – И: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 351 с.

2. . Судебная бухгалтерия / Под ред. С.П. Голубятникова – М., Юрид. лит. 1998 .- 250с.

3. Бухгалтерский учет/Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 719 с.

4. Климович Л.П. Подготовка и назначение судебно-бухгалтерской экспертизы: Методические рекомендации для следователей. – Красноярск, 2001. – 20 с.

5. Волженкин Б.В. Экономические преступления. – Спб.: Юридический центр Пресс, 1999. – 312 с.

6. Голубятников С.П., Леханова Е.С. Аудит в юридической практике. Учебное пособие. – М.: Юрид. лит., 2002. – 144 с.

7. Климович Л.П. Судебная бухгалтерия (общая часть). Учебное пособие. – Красноярск, 2000. -320с.

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ И КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

Тема 2.3. Методика разрешения вопросов, относящихся к деятельности материально-ответственных лиц

В акте документальной ревизии сделан вывод о бестоварности товарно-транспортной накладной № 3. Данный факт оспаривается материально- ответственным лицом. Пользуясь макетом «Ника», с помощью метода контрольного сличения остатков установите, подтверждаются ли выводы ревизора. Укажите также, какие еще документальные данные необходимо исследовать для формулирования категорического вывода эксперта о бестоварности этого документа.

В акте документальной ревизии сделан вывод о бестоварности товарно-
транспортной накладной № 1. Данный факт оспаривается материально-
ответственным лицом. Пользуясь макетом «Ника», с помощью метода контрольного сличения остатков установите, подтверждаются ли выводы ревизора. Укажите также, какие еще документальные данные необходимо исследовать для формулирования категорического вывода эксперта о бестоварности этого документа.

В ходе документальной ревизии сделан вывод о сокрытии недостачи в ТКП «Ника» путем включения в опись фактически не имевшегося в наличии сахара прессованного. Установите, подтверждаются ли выводы документальной ревизии результатами применения метода контрольного сличения остатков.

В ходе документальной ревизии установлено, что по накладной №  394 с ООО «Оптторг» в ТКП «Ника» поступила пересортица яблок в количестве 1000 кг. В этой связи размер недостачи в ТКП «Ника» увеличен ревизором на сумму 2400 рублей. Этот вывод ревизора оспаривается материально- ответственным лицом. Установите, подтверждаются ли выводы ревизора результатами применения метода контрольного сличения остатков. Определите, каковы предварительные результаты инвентаризации в ТКП «Ника» на 7 сентября и как они изменятся, если факт поступления пересортицы подтвердится всей совокупностью собранных доказательств.

В ходе документальной ревизии установлено, что по накладной № 388 с ООО «Оптторг» в  ТКП «Ника» поступила пересортица масла сливочного в количестве 300 кг. В этой связи размер недостачи в ТКП «Ника» увеличен ревизором на сумму 1080 рублей. Этот вывод ревизора оспаривается материально-ответственным лицом. Установите, подтверждаются ли выводы ревизора результатами применения метода контрольного сличения остатков. Определите, каковы предварительные результаты инвентаризации в ТКП «Ника» на 7 сентября и как они изменятся, если факт поступления пересортицы подтвердится всей совокупностью собранных доказательств.

Тема 2.4. Методика разрешения вопросов, относящихся к деятельности работников бухгалтерского аппарата

В акте документальной ревизии сделаны выводы о необоснованном
получении депонентской задолженности работниками завода Чертковой и
Уразовой. Ущерб от необоснованных выплат отнесен ревизизором на
общественного раздатчика Мурзину.
 В протоколе допроса Мурзиной указано, что она не согласилась с выводами ревизии и заявила, что ее подлинный авансовый отчет переписан.

Подтверждается ли документально факт двойного получения денежных средств Чертковой и Уразовой? Соответствуют ли документальным данным показания Мурзиной о переоформлении авансового отчета?

В акте документальной ревизии отражен факт отсутствия авансового отчета № 13 общественного кассира Молокановой. Остальные взаимосвязанные документы и  регистры бухгалтерского учета сохранились. Ревизор сделал вывод о невозможности проведения проверки документальной обоснованности расчетов с этим общественным кассиром. Обоснованы ли выводы ревизии о невозможности проведения проверки? Укажите, на основе каких данных могли быть восстановлены основные показатели уничтоженного авансового отчета. Восстановите эти показатели по записям в журнале-ордере № 7. Какие восстановленные записи не соответствуют кассовым документам?


         В процессе производства документальной ревизии установлено, что бухгалтер Соболева внесла в книгу учета расчетов с депонентами ряд необоснованных записей.

Установите полный перечень лиц,  выплата которым, отмеченная в книге учета расчетов с депонентами, не производилась. Других документальных несоответствий, связанных с этими записями, ревизией не обнаружено. Определите, не привели ли эти необоснованные записи к нарушению равенства между данными синтетического и аналитического учета. За счет чего это достигнуто?

В акте документальной ревизии указано, что бухгалтер Соболева при заполнении журнала-ордера № 7 внесла в него записи, не соответствующие кассовым документам. Соответствуют ли выводы ревизии документальным данным? Кто из общественных кассиров отчитывался за сумму, меньшую, чем получено из кассы под отчет? Сохранилось ли соответствие между взаимосвязанными итогами журналов-ордеров № 1 и № 7? Объясните причину сохранения указанного равенства.

Вопросы для подготовки к зачету

  1.  Институт экспертизы в уголовном судопроизводстве.
  2.  Правовые основы и принципы судебно-бухгалтерской экспертизы.
  3.  Классификация судебно-экономических экспертиз.
  4.   Права и обязанности эксперта-экономиста, их отличия от прав и обязанностей специалиста.
  5.  Организация производства судебно-экономических экспертиз в учреждениях Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ.
  6.  Судебная бухгалтерия как один из компонентов научной компетенции эксперта-бухгалтера.
  7.  Процесс формирования учреждений судебно-бухгалтерской и судебно-экономической экспертизы в дореволюционной России, в СССР и Российской Федерации.
  8.  Соотношение судебно-бухгалтерской экспертизы  и деятельности специалиста-экономиста.
  9.  Судебно-бухгалтерская экспертиза и документальная ревизия, проводимая по требованию следователя: черты сходства и основные отличия.
  10.  Основания  и порядок назначения экспертизы на предварительном следствии..
  11.   Требования к содержанию вопросов, выносимых на разрешение эксперта.
  12.  Основные этапы работы эксперта-бухгалтера по разрешению поставленных перед ним вопросов.
  13.  Оценка заключения эксперта следователем и судом.
  14.  Основания для назначения дополнительной и повторной судебно-бухгалтерской экспертизы.
  15.  Объекты и основные принципы экспертных исследований.
  16.  Экспертиза бухгалтерских документов.
  17.  Экспертиза учетных записей.
  18.  Экспертиза бухгалтерской отчетности.
  19.  Определение обоснованности выводов документальной ревизии (проверки) о сумме недостачи ценностей, закрепленных за материально ответственным лицом, и о периоде ее образования.
  20.  Методика разрешения вопросов, относящихся к деятельности работников бухгалтерского аппарата
  21.  Экспертиза налоговой отчетности

1 К таким приемам относятся ввод информации на основе данных о вымышленном документе или использование (при локальном подлоге) ненадлежащих кодовых обозначений.

2 Издания, отмеченные значком «*», имеются в фондах библиотеки ПФ РАП.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49708. Расчёт и конструирование стальных балочных конструкций рабочей площадки производственного здания и центрально сжатых колонн 3.02 MB
  Размещены на листе формата А1: Монтажная схема балочной клетки в плане и в 2х разрезах масштаб 1:200; Отправочная марка главной балки её разрез масштаб 1:20; Колонна её сечение сечение базы колонны масштаб 1:20; Монтажные узлы присоединения вспомогательной балки к главной и главной балки к колонне масштаб 1:25; Примечания касающиеся условий изготовления конструкций. Расчёт прокатных балок: Расчёт балочной клетки по 1 варианту; Расчёт усложнённой балочной клетки 2 вариант; Расчёт вспомогательной...
49709. Расчет построения сотовой сети в стандарте GSM-1800 1.22 MB
  Связь телефона со станцией может идти по аналоговому протоколу MPS NMPS NMT450 или по цифровому DMPS CDM GSM UMTS Целью данного курсового проекта является расчет построения сотовой сети в стандарте GSM1800. Данный цифровой стандарт с диапазоном частот 1710 1880 МГц является модификацией стандарта GSM900. Его особенности: максимальная излучаемая мощность мобильных телефонов стандарта GSM1800 1Вт для сравнения у GSM900 2Вт. Возможность использования телефонных аппаратов работающих в стандартах GSM900 или GSM1800.
49710. Разработка программы о доставке сырья на предприятие 623.5 KB
  Московский приборостроительный техникум государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский государственный торгово-экономический университет Курсовой проект По дисциплине Математические методы Специальность 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем Тема: Разработка программы о доставке сырья на предприятие МПТ РГТЭУ. Схемы пользовательского интерфейса...
49714. Общественные отношения по организации и деятельности судебной власти 389 KB
  Общие и хозяйственные суды в Республике Беларусь призваны защищать гарантированные Конституцией и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан
49715. О вреде курения – языком математики. Проценты. Решение задач 134.5 KB
  Решение задач в 6м классе. Проблема: Жить или курить Выбирайте сами Форма проведения: урок проблема Решение проблемного вопроса Курить или быть здоровым при помощи решения задач в ходе обсуждения на внеклассном мероприятии с использованием ИКТ. Решение задач Предмет: математика Учитель: Короткова Наталья Александровна. Решение задач.