69920

История как наука

Лекция

История и СИД

Историческая наука: предмет особенности функции. Историческая наука: предмет особенности функции. Предмет исторической науки прошлое человеческого общества Особенности исторической науки: гуманитарная наука субъективность исторического знания тесная связь истории с политикой...

Русский

2015-02-14

63.5 KB

0 чел.

История как наука

I. Историческая наука: предмет, особенности, функции. Вспомогательные исторические дисциплины. Исторический источник.

II. Развитие отечественной исторической науки. Методологические подходы.

  1.  Историческая наука: предмет, особенности, функции. Вспомогательные исторические

дисциплины. Исторический источник.

Предмет исторической науки прошлое человеческого общества

Особенности исторической науки:

  •  гуманитарная наука
  •  субъективность исторического знания
  •  тесная связь истории с политикой
  •  многоотраслевая наука
  •  комплексная наука

Вспомогательные исторические дисциплины:

  •  Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов
  •  Палеография – история письма
  •  Геральдика - описание гербов и их символики
  •  Нумизматика – изучение истории денег и денежного обращения
  •  Источниковедение – наука о методах изучения и использования исторических источников
  •  Историография – наука о развитии исторических знаний и о методах исторического исследования

Функции исторического знания:

  •  научно-познавательная – выявление закономерностей исторического развития
  •  воспитательная – формирование моральных, нравственных, гражданских ценностей и качеств личности
  •  прогностическая – предвидение будущего
  •  функция социальной памяти – накопление опыта, полученное человечеством.

Методы исторического познания

 Общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, описание, измерение, объяснение

 Специальные методы:

  1.  историко-сравнительный – сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени.
  2.  историко-типологический – классификация исторических явлений, событий, объектов.
  3.  историко-системный – анализ целых общественно-исторических систем, раскрытие внутренних механизмов их функционирования.

Исторический источник – все созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, которые позволяют судить о нравах, культуре, языке народов.

Виды источников:

  1.  письменные источники
  2.  вещественные источники
  3.  этнографические – сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов
  4.  фольклорные материалы – памятники устного народного творчества (предания, сказки, пословицы)
  5.  лингвистические – географические названия, личные имена
  6.  кинофотодокументы


1. письменные источники

A) документальные

  •  актовые (источники юридического характера: законы, договоры)
  •  статистика
  •  делопроизводственные
  •  картографические

Б)  нарративные  (повествовательные)

  •  художественные произведения
  •  мемуары
  •  исторические описания (летописи – погодные записи событий)

История – наука, исследующая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии с целью понимания настоящего и тенденций развития в будущем.

  1.  Развитие отечественной исторической науки. Методологические подходы.

Развитие отечественной исторической науки:

I этап. Донаучный период (до XVIII века).

II этап. Научный этап (XVIIIXXI вв.)

а) дореволюционная историография (XVIII – нач. XX вв.)

б )советская историография (1920-1980-е гг.)

в) современная отечественная историческая наука (1990 – нач. 2000 гг.).

Донаучный период

Характерные черты:

  •  собирание исторических фактов без глубокого их осмысления
  •  исторические знания представлены в виде былин, сказаний, художественных и публицистических произведений, летописей.

Летопись (X – XVIII вв.)– погодная запись событий

Особенности летописи:

  •  описательный характер
  •  провиденционализм
  •  отсутствие ссылок на источник информации
  •  не проводился критический анализ исторических свидетельств

Дореволюционная историография (XVIII – нач. XX вв.)

Дворянская историография: В.Н.Татищев (1686 – 1750),  Н.М.Карамзин  (1766 – 1826)

  •  основная движущая сила развития государства – воля монарха (субъективный фактор)
  •  история развития общества – история развития самодержавия
  •  расположение материала по княжествам и царствиям

Либеральная историография: С. М. Соловьев (1820 – 1879), В.О. Ключевский (1841 – 1911)

  •  общество развивается объективно,  а не по воли сильной личности (монарха)

Советская историография  (1920 – 1980-е гг.)

Е.В. Тарле, М.М. Покровский, Б.Д. Греков, А.А. Зимин, Б.А. Рыбаков, И.Я. Фроянов,

Р.Г. Скрынников

Характерные черты:

  •  идеологизация исторической науки
  •  господство формационного подхода
  •  необъективность изложения исторического материала
  •  отсутствие свободного доступа к источникам, литературе
  •  «железный занавес»

Современная отечественная историография (1990 – 2000-е гг.)

Л.Н. Гумилев, А.Н. Сахаров, Н.И. Павленко

Подходы  к изучению истории: 

- Формационный

- Цивилизационный

- Гендерный

- Историческая антропология

- Теория модернизации

Формационный подход

  •  История развития общества – переход от одной формации к другой, более развитой (линейный принцип развития)
  •  Все народы проходят 5 формаций:  п.общ., рабовл., феодал., капитал., коммунист.
  •  Основа формации – способ производства (производительные силы + производственные отношения)
  •  Переход от одной формации к другой осуществляется с помощью революции
  •  Гл. движущая сила исторического развития – экономические отношения

Цивилизационный подход

Теория возникла в XVIII веке. М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, школа «Анналов» (Л. Февр, Ф. Бродель).

Н.Я. Данилевский (1822 – 1855 гг.), К.Н. Леонтьев (1831 – 1891 гг.), П.А. Сорокин (1899 – 1968 гг.).

Развитие человечества через систему локальных, равноценных друг другу цивилизаций.

    Цивилизация – единая культурно-историческая система, включающая в себя различные элементы (религию, культуру, экономику, политическую и социальную организацию) и обладающую внутренним механизмом функционирования.

Историческая антропология

Предмет изучения – человек с его мыслями и переживаниями.

Подход позволяет проследить эволюцию жизни простых людей, их ценностей, интересов, потребностей.

Гендерный подход

Гендер – социальный пол

Предмет изучения – история взаимоотношения полов, причины и механизмы возникновения гендерных ролей (социальных ролей мужчин и женщин), гендерных стереотипов, взаимосвязь и влияние их на общую картину исторического развития человечества.

Гендерные роли обусловлены не физиологией, а культурой конкретного народа, общества.

Теория модернизации

    История развития общества – переход от традиционного к индустриальному обществу, а в современном мире от индустриального к постиндустриальному.

Изучение истории – сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из сплава сообщений источников, собственных представлений ученых об истории, впитавших в себя опыт науки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84392. Samarkand, near to ruins of ancient capital of Sogdiana (modern Afrasiab) 30.18 KB
  Having united and subordinated the lands between Amu Darya and Syr-Darya, and also Fergana and Shash viloyat, Amir Temur began aggressive campaigns. For 35 years had lasted board of A.Temur (1370 - 1405) in Central Asia.
84393. Samarkand. Нistorical context 29.55 KB
  As Movarounnahr becomes the center of trade, economy and culture of Near and Middle East. Such ancient cities as Samarkand, Kesh, Bukhara, Termez, Tashkent, Merv, etc., which were destroyed by hordes of Chingizhan began to equip with modern conveniences.
84394. Zahiriddin Muhammad Bobur (1483-1530) 282.75 KB
  In 1494 when Bobur was only 12 years old, he became a ruler. In 1503–1504 he conquered Afghanistan. During 1519 – 1525s he tried to conquer India five times. He became the founder of Bobur’s Empire which lasted more than three centuries (1526-1858).
84395. Mirzo Ulugh Beg (1394-1449) 437.58 KB
  Ulugh Beg 1394-1449 Tartar Astronomer and Mathematician Ulugh Beg made Samarkand one of the leading cultural and intellectual centers of the world. In that city he established a madrasa (Islamic institution of higher learning) that emphasized astronomical studies.
84397. Abu Ali Ibn Sino (Avicenna) (980-1037) 819.35 KB
  Abu Ali Ibn Sino is the pride of Central Asia and one of the greatest scientists. Besides medicine he was occupied with mathematics, logic and philosophy. He was born in Bukhara in the village of Afshana in 980 and got his education in Bukhara.
84398. Abu Ali Ibn Sino 28.98 KB
  Abu Ali Ibn Sino is well-known in Europe by the name of “Avicenna” the naturalist Karl Linney named a type of plant “Avicenna” in honour of him. To sum up we can say that Abu Ali Ibn Sino was an encyclopaedic school whose contribution to world civilization was incomparable.
84399. Kamoliddin Behzod (1455-1537) 30.91 KB
  The member of Renaissance and Alisher Navoi’s apprentice, the great artist and miniaturist Kamoliddin Behzod was born in 1455 in poor family in Heart. He lost his parents as a child and was brought up by the famous painter Mirak Nakkosh. He learned from him the secrets of carving.
84400. Outstanding people of Uzbekistan Abu-Rayhon Beruniy 117.38 KB
  Abu-Rayhon Beruniy – a remarkable scientist, amazing with variety of his scientific interests, boldness of idea, the author of more than 150 works devoted to actual issues of natural sciences, philosophy, history, philology, great encyclopaedist – the thinker, the humanist of the Middle Ages epoch.