69920

История как наука

Лекция

История и СИД

Историческая наука: предмет особенности функции. Историческая наука: предмет особенности функции. Предмет исторической науки прошлое человеческого общества Особенности исторической науки: гуманитарная наука субъективность исторического знания тесная связь истории с политикой...

Русский

2015-02-14

63.5 KB

0 чел.

История как наука

I. Историческая наука: предмет, особенности, функции. Вспомогательные исторические дисциплины. Исторический источник.

II. Развитие отечественной исторической науки. Методологические подходы.

  1.  Историческая наука: предмет, особенности, функции. Вспомогательные исторические

дисциплины. Исторический источник.

Предмет исторической науки прошлое человеческого общества

Особенности исторической науки:

  •  гуманитарная наука
  •  субъективность исторического знания
  •  тесная связь истории с политикой
  •  многоотраслевая наука
  •  комплексная наука

Вспомогательные исторические дисциплины:

  •  Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов
  •  Палеография – история письма
  •  Геральдика - описание гербов и их символики
  •  Нумизматика – изучение истории денег и денежного обращения
  •  Источниковедение – наука о методах изучения и использования исторических источников
  •  Историография – наука о развитии исторических знаний и о методах исторического исследования

Функции исторического знания:

  •  научно-познавательная – выявление закономерностей исторического развития
  •  воспитательная – формирование моральных, нравственных, гражданских ценностей и качеств личности
  •  прогностическая – предвидение будущего
  •  функция социальной памяти – накопление опыта, полученное человечеством.

Методы исторического познания

 Общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, описание, измерение, объяснение

 Специальные методы:

  1.  историко-сравнительный – сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени.
  2.  историко-типологический – классификация исторических явлений, событий, объектов.
  3.  историко-системный – анализ целых общественно-исторических систем, раскрытие внутренних механизмов их функционирования.

Исторический источник – все созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, которые позволяют судить о нравах, культуре, языке народов.

Виды источников:

  1.  письменные источники
  2.  вещественные источники
  3.  этнографические – сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов
  4.  фольклорные материалы – памятники устного народного творчества (предания, сказки, пословицы)
  5.  лингвистические – географические названия, личные имена
  6.  кинофотодокументы


1. письменные источники

A) документальные

  •  актовые (источники юридического характера: законы, договоры)
  •  статистика
  •  делопроизводственные
  •  картографические

Б)  нарративные  (повествовательные)

  •  художественные произведения
  •  мемуары
  •  исторические описания (летописи – погодные записи событий)

История – наука, исследующая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии с целью понимания настоящего и тенденций развития в будущем.

  1.  Развитие отечественной исторической науки. Методологические подходы.

Развитие отечественной исторической науки:

I этап. Донаучный период (до XVIII века).

II этап. Научный этап (XVIIIXXI вв.)

а) дореволюционная историография (XVIII – нач. XX вв.)

б )советская историография (1920-1980-е гг.)

в) современная отечественная историческая наука (1990 – нач. 2000 гг.).

Донаучный период

Характерные черты:

  •  собирание исторических фактов без глубокого их осмысления
  •  исторические знания представлены в виде былин, сказаний, художественных и публицистических произведений, летописей.

Летопись (X – XVIII вв.)– погодная запись событий

Особенности летописи:

  •  описательный характер
  •  провиденционализм
  •  отсутствие ссылок на источник информации
  •  не проводился критический анализ исторических свидетельств

Дореволюционная историография (XVIII – нач. XX вв.)

Дворянская историография: В.Н.Татищев (1686 – 1750),  Н.М.Карамзин  (1766 – 1826)

  •  основная движущая сила развития государства – воля монарха (субъективный фактор)
  •  история развития общества – история развития самодержавия
  •  расположение материала по княжествам и царствиям

Либеральная историография: С. М. Соловьев (1820 – 1879), В.О. Ключевский (1841 – 1911)

  •  общество развивается объективно,  а не по воли сильной личности (монарха)

Советская историография  (1920 – 1980-е гг.)

Е.В. Тарле, М.М. Покровский, Б.Д. Греков, А.А. Зимин, Б.А. Рыбаков, И.Я. Фроянов,

Р.Г. Скрынников

Характерные черты:

  •  идеологизация исторической науки
  •  господство формационного подхода
  •  необъективность изложения исторического материала
  •  отсутствие свободного доступа к источникам, литературе
  •  «железный занавес»

Современная отечественная историография (1990 – 2000-е гг.)

Л.Н. Гумилев, А.Н. Сахаров, Н.И. Павленко

Подходы  к изучению истории: 

- Формационный

- Цивилизационный

- Гендерный

- Историческая антропология

- Теория модернизации

Формационный подход

  •  История развития общества – переход от одной формации к другой, более развитой (линейный принцип развития)
  •  Все народы проходят 5 формаций:  п.общ., рабовл., феодал., капитал., коммунист.
  •  Основа формации – способ производства (производительные силы + производственные отношения)
  •  Переход от одной формации к другой осуществляется с помощью революции
  •  Гл. движущая сила исторического развития – экономические отношения

Цивилизационный подход

Теория возникла в XVIII веке. М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, школа «Анналов» (Л. Февр, Ф. Бродель).

Н.Я. Данилевский (1822 – 1855 гг.), К.Н. Леонтьев (1831 – 1891 гг.), П.А. Сорокин (1899 – 1968 гг.).

Развитие человечества через систему локальных, равноценных друг другу цивилизаций.

    Цивилизация – единая культурно-историческая система, включающая в себя различные элементы (религию, культуру, экономику, политическую и социальную организацию) и обладающую внутренним механизмом функционирования.

Историческая антропология

Предмет изучения – человек с его мыслями и переживаниями.

Подход позволяет проследить эволюцию жизни простых людей, их ценностей, интересов, потребностей.

Гендерный подход

Гендер – социальный пол

Предмет изучения – история взаимоотношения полов, причины и механизмы возникновения гендерных ролей (социальных ролей мужчин и женщин), гендерных стереотипов, взаимосвязь и влияние их на общую картину исторического развития человечества.

Гендерные роли обусловлены не физиологией, а культурой конкретного народа, общества.

Теория модернизации

    История развития общества – переход от традиционного к индустриальному обществу, а в современном мире от индустриального к постиндустриальному.

Изучение истории – сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из сплава сообщений источников, собственных представлений ученых об истории, впитавших в себя опыт науки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78757. Я люблю Україну 144 KB
  Мета: навчальна – поглибити знання учнів про Україну, її символи, традиції, впроваджувати елементи естетичного виховання культури спілкування; розвивальна – розвивати українське мовлення учнів, культуру поведінки; уміння приймати рішення в нестандартних ситуаціях, колективну творчість...
78758. Сценарий выступления 11 класса на выпускном вечере 70.5 KB
  Есть за домами за лесами Маленькая страна. Маленькая страна Маленькая страна Каждый расскажет и покажет Вот она вот она На сцену поднимается ещё одна выпускница девочки берутся за руки и вместе поют вторую часть припева.
78759. ИЗ СВЕТЛЯНДИИ ПРИВЕТ – ЭТО СКАЗКА ПРО БЮДЖЕТ 38 KB
  Голос ребёнка: За горами, за лесами есть чудесная страна! И Светляндским королевством называется она. И живут в том королевстве человечки – светлячки: Дети, тётеньки и дяди, бабушки и старички! Во главе же государства стоит дяденька король. И зовут его Светлун, а фамилия Второй!
78760. Книга та комп’ютер – наші друзі 112 KB
  Адже це дійсно так. Особливо ці слова, сказані англійським прем’єр міністром у минулому столітті, є актуальними сьогодні. У наш час стрімкого розвитку інноваційних технологій дуже важливо володіти своєчасною та актуальною інформацією. З кожним роком обсяг інформації зростає, також скорочується час для пошуку інформації.
78761. Хай сонцю і квітам всміхаються діти 717.5 KB
  Організаційна робота. Прийом дітей в пришкільний табір. Знайомство з вожатими та дітьми Знайомство з вожатими. Хто запам’ятав, як звуть вожатих? Знайомство-жарт з дітьми. З нами ви вже познайомились. А тепер ми хочемо познайомитись з вами. Я рахую до трьох, на рахунок «три» кожний викрикує своє ім’я.
78762. У Марійки Підгірянки, мов із золота співанки 80 KB
  Однак незважаючи на її велике бажання вчитися батько - незаможний лісник не міг дати освіту всім дітям тому в сімейному колі вирішили що вчитися буде син а дівчатка займатимуться хатньою роботою. Допомагав дочці батько котрий досконало володів німецькою мовою добре знав математику біологію.
78763. ЛІТЕРАТУРНИЙ ВЕЧІР ЗА ТВОРАМИ ГРИЦЬКА БОЙКА 73 KB
  Добрий день, дорогі гості. Ми дуже раді, що ви прийшли на наше свято. Ми зможемо сьогодні розвеселити вас і зробити вам приємне, значит наша праця не буде марною. Як відомо, кожна людина ставить перед собою завдання і намагається його виконати.
78764. Бармен. Особливості приготування коктейлів 1.39 MB
  Професію бармена відносять до типу професій «людина — людина», тому що головним предметом праці для неї є людина, а головною метою праці цієї професії є оперативне обслуговування відвідувачів та розрахунок з ними.
78765. Конструювання радіоелектронного засобу 674.24 KB
  Коли на комутатор телефонної станції надходить виклик він повідомляє про вхідний дзвінок абонента шляхом подачі змінного струму на дроти що ведуть до викликається телефонному апарату. У режимі очікування коли трубка лежить на важелі спеціальний пристрій зване конденсатором...