69920

История как наука

Лекция

История и СИД

Историческая наука: предмет особенности функции. Историческая наука: предмет особенности функции. Предмет исторической науки прошлое человеческого общества Особенности исторической науки: гуманитарная наука субъективность исторического знания тесная связь истории с политикой...

Русский

2015-02-14

63.5 KB

0 чел.

История как наука

I. Историческая наука: предмет, особенности, функции. Вспомогательные исторические дисциплины. Исторический источник.

II. Развитие отечественной исторической науки. Методологические подходы.

  1.  Историческая наука: предмет, особенности, функции. Вспомогательные исторические

дисциплины. Исторический источник.

Предмет исторической науки прошлое человеческого общества

Особенности исторической науки:

  •  гуманитарная наука
  •  субъективность исторического знания
  •  тесная связь истории с политикой
  •  многоотраслевая наука
  •  комплексная наука

Вспомогательные исторические дисциплины:

  •  Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов
  •  Палеография – история письма
  •  Геральдика - описание гербов и их символики
  •  Нумизматика – изучение истории денег и денежного обращения
  •  Источниковедение – наука о методах изучения и использования исторических источников
  •  Историография – наука о развитии исторических знаний и о методах исторического исследования

Функции исторического знания:

  •  научно-познавательная – выявление закономерностей исторического развития
  •  воспитательная – формирование моральных, нравственных, гражданских ценностей и качеств личности
  •  прогностическая – предвидение будущего
  •  функция социальной памяти – накопление опыта, полученное человечеством.

Методы исторического познания

 Общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, описание, измерение, объяснение

 Специальные методы:

  1.  историко-сравнительный – сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени.
  2.  историко-типологический – классификация исторических явлений, событий, объектов.
  3.  историко-системный – анализ целых общественно-исторических систем, раскрытие внутренних механизмов их функционирования.

Исторический источник – все созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, которые позволяют судить о нравах, культуре, языке народов.

Виды источников:

  1.  письменные источники
  2.  вещественные источники
  3.  этнографические – сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов
  4.  фольклорные материалы – памятники устного народного творчества (предания, сказки, пословицы)
  5.  лингвистические – географические названия, личные имена
  6.  кинофотодокументы


1. письменные источники

A) документальные

  •  актовые (источники юридического характера: законы, договоры)
  •  статистика
  •  делопроизводственные
  •  картографические

Б)  нарративные  (повествовательные)

  •  художественные произведения
  •  мемуары
  •  исторические описания (летописи – погодные записи событий)

История – наука, исследующая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии с целью понимания настоящего и тенденций развития в будущем.

  1.  Развитие отечественной исторической науки. Методологические подходы.

Развитие отечественной исторической науки:

I этап. Донаучный период (до XVIII века).

II этап. Научный этап (XVIIIXXI вв.)

а) дореволюционная историография (XVIII – нач. XX вв.)

б )советская историография (1920-1980-е гг.)

в) современная отечественная историческая наука (1990 – нач. 2000 гг.).

Донаучный период

Характерные черты:

  •  собирание исторических фактов без глубокого их осмысления
  •  исторические знания представлены в виде былин, сказаний, художественных и публицистических произведений, летописей.

Летопись (X – XVIII вв.)– погодная запись событий

Особенности летописи:

  •  описательный характер
  •  провиденционализм
  •  отсутствие ссылок на источник информации
  •  не проводился критический анализ исторических свидетельств

Дореволюционная историография (XVIII – нач. XX вв.)

Дворянская историография: В.Н.Татищев (1686 – 1750),  Н.М.Карамзин  (1766 – 1826)

  •  основная движущая сила развития государства – воля монарха (субъективный фактор)
  •  история развития общества – история развития самодержавия
  •  расположение материала по княжествам и царствиям

Либеральная историография: С. М. Соловьев (1820 – 1879), В.О. Ключевский (1841 – 1911)

  •  общество развивается объективно,  а не по воли сильной личности (монарха)

Советская историография  (1920 – 1980-е гг.)

Е.В. Тарле, М.М. Покровский, Б.Д. Греков, А.А. Зимин, Б.А. Рыбаков, И.Я. Фроянов,

Р.Г. Скрынников

Характерные черты:

  •  идеологизация исторической науки
  •  господство формационного подхода
  •  необъективность изложения исторического материала
  •  отсутствие свободного доступа к источникам, литературе
  •  «железный занавес»

Современная отечественная историография (1990 – 2000-е гг.)

Л.Н. Гумилев, А.Н. Сахаров, Н.И. Павленко

Подходы  к изучению истории: 

- Формационный

- Цивилизационный

- Гендерный

- Историческая антропология

- Теория модернизации

Формационный подход

  •  История развития общества – переход от одной формации к другой, более развитой (линейный принцип развития)
  •  Все народы проходят 5 формаций:  п.общ., рабовл., феодал., капитал., коммунист.
  •  Основа формации – способ производства (производительные силы + производственные отношения)
  •  Переход от одной формации к другой осуществляется с помощью революции
  •  Гл. движущая сила исторического развития – экономические отношения

Цивилизационный подход

Теория возникла в XVIII веке. М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, школа «Анналов» (Л. Февр, Ф. Бродель).

Н.Я. Данилевский (1822 – 1855 гг.), К.Н. Леонтьев (1831 – 1891 гг.), П.А. Сорокин (1899 – 1968 гг.).

Развитие человечества через систему локальных, равноценных друг другу цивилизаций.

    Цивилизация – единая культурно-историческая система, включающая в себя различные элементы (религию, культуру, экономику, политическую и социальную организацию) и обладающую внутренним механизмом функционирования.

Историческая антропология

Предмет изучения – человек с его мыслями и переживаниями.

Подход позволяет проследить эволюцию жизни простых людей, их ценностей, интересов, потребностей.

Гендерный подход

Гендер – социальный пол

Предмет изучения – история взаимоотношения полов, причины и механизмы возникновения гендерных ролей (социальных ролей мужчин и женщин), гендерных стереотипов, взаимосвязь и влияние их на общую картину исторического развития человечества.

Гендерные роли обусловлены не физиологией, а культурой конкретного народа, общества.

Теория модернизации

    История развития общества – переход от традиционного к индустриальному обществу, а в современном мире от индустриального к постиндустриальному.

Изучение истории – сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из сплава сообщений источников, собственных представлений ученых об истории, впитавших в себя опыт науки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16568. Электрография 71.5 KB
  Лабораторная работа № 8 Электрография 1. Цель работы Изучение и экспериментальное исследование работы узлов электрографических аппаратов. 2. Предварительные сведения Электрографический способ воспроизведения изображений один из прогрессивных и эффектив
16569. Изучение основ технологического применения озона 211.15 KB
  Лабораторная работа № 1 Изучение основ технологического применения озона Цель работы 1 Ознакомление с распространенными схемами технологического применения озона; 2 Исследование выходных характеристик генератора озона; 3 Изучение процесса растворения абсо
16570. Магнито-импульсная обработка металлов 1.08 MB
  Лабораторная работа №3 Магнитоимпульсная обработка металлов Цель работы: Ознакомление с принципом деформирования проводящих заготовок в импульсном магнитном поле с узлами и элементами установок для магнитоимпульсной обработки металлов а также ознакомление с м
16571. Нанесение порошковых покрытий в камере с кипящим слоем 1023 KB
  Лабораторная работа №4 Нанесение порошковых покрытий в камере с кипящим слоем Цель работы: Ознакомление с технологией и устройствами для нанесения порошковых покрытий в электрическом слое. Изучение процесса нанесения покрытий на изделия в камерах с электрическим к...
16572. Изучение основ технологического применения озона 71.5 KB
  Лабораторная работа №1 Изучение основ технологического применения озона Цель работы 1 Ознакомление с распространенными схемами технологического применения озона; 2 Исследование выходных характеристик генератора озона; 3 Изучение процесса растворения абсор...
16573. Исследование работы барьерного озонатора 221.5 KB
  Лабораторная работа №2 Исследование работы барьерного озонатора Цель работы 1. Ознакомление с конструкцией барьерного озонатора принципом его работы и выходными параметрами. 2. Исследование режимов работы барьерного озонатора определение концентрации озона акт...
16574. Исследование работы нейтрализаторов статического электричества 69.5 KB
  Лабораторная работа № 7 €œИсследование работы нейтрализаторов статического электричества € 1. Цель работы. Экспериментальное определение эффективности работы пассивных индукционных и активных высоковольтных нейтрализаторов статического электричества...
16575. Прикладное программное обеспечение. Табличный процессор Excel 284.5 KB
  Лабораторная работа №1 Тема 5: Прикладное программное обеспечение. Табличный процессор Excel Содержание: Создание и сохранение таблицы ввод и корректировка данных числовые форматы вычисления оформление и т.д. Работа с таблицами многоразового использования: ...
16576. Табличный процессор Excel 118.5 KB
  Лабораторная работа №2 Тема 5: Прикладное программное обеспечение. Табличный процессор Excel Содержание: Создание и сохранение таблицы ввод и корректировка данных числовые форматы вычисления оформление и т.д. Работа с таблицами многоразового использова...