69920

История как наука

Лекция

История и СИД

Историческая наука: предмет особенности функции. Историческая наука: предмет особенности функции. Предмет исторической науки прошлое человеческого общества Особенности исторической науки: гуманитарная наука субъективность исторического знания тесная связь истории с политикой...

Русский

2015-02-14

63.5 KB

0 чел.

История как наука

I. Историческая наука: предмет, особенности, функции. Вспомогательные исторические дисциплины. Исторический источник.

II. Развитие отечественной исторической науки. Методологические подходы.

  1.  Историческая наука: предмет, особенности, функции. Вспомогательные исторические

дисциплины. Исторический источник.

Предмет исторической науки прошлое человеческого общества

Особенности исторической науки:

  •  гуманитарная наука
  •  субъективность исторического знания
  •  тесная связь истории с политикой
  •  многоотраслевая наука
  •  комплексная наука

Вспомогательные исторические дисциплины:

  •  Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов
  •  Палеография – история письма
  •  Геральдика - описание гербов и их символики
  •  Нумизматика – изучение истории денег и денежного обращения
  •  Источниковедение – наука о методах изучения и использования исторических источников
  •  Историография – наука о развитии исторических знаний и о методах исторического исследования

Функции исторического знания:

  •  научно-познавательная – выявление закономерностей исторического развития
  •  воспитательная – формирование моральных, нравственных, гражданских ценностей и качеств личности
  •  прогностическая – предвидение будущего
  •  функция социальной памяти – накопление опыта, полученное человечеством.

Методы исторического познания

 Общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, описание, измерение, объяснение

 Специальные методы:

  1.  историко-сравнительный – сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени.
  2.  историко-типологический – классификация исторических явлений, событий, объектов.
  3.  историко-системный – анализ целых общественно-исторических систем, раскрытие внутренних механизмов их функционирования.

Исторический источник – все созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, которые позволяют судить о нравах, культуре, языке народов.

Виды источников:

  1.  письменные источники
  2.  вещественные источники
  3.  этнографические – сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов
  4.  фольклорные материалы – памятники устного народного творчества (предания, сказки, пословицы)
  5.  лингвистические – географические названия, личные имена
  6.  кинофотодокументы


1. письменные источники

A) документальные

  •  актовые (источники юридического характера: законы, договоры)
  •  статистика
  •  делопроизводственные
  •  картографические

Б)  нарративные  (повествовательные)

  •  художественные произведения
  •  мемуары
  •  исторические описания (летописи – погодные записи событий)

История – наука, исследующая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии с целью понимания настоящего и тенденций развития в будущем.

  1.  Развитие отечественной исторической науки. Методологические подходы.

Развитие отечественной исторической науки:

I этап. Донаучный период (до XVIII века).

II этап. Научный этап (XVIIIXXI вв.)

а) дореволюционная историография (XVIII – нач. XX вв.)

б )советская историография (1920-1980-е гг.)

в) современная отечественная историческая наука (1990 – нач. 2000 гг.).

Донаучный период

Характерные черты:

  •  собирание исторических фактов без глубокого их осмысления
  •  исторические знания представлены в виде былин, сказаний, художественных и публицистических произведений, летописей.

Летопись (X – XVIII вв.)– погодная запись событий

Особенности летописи:

  •  описательный характер
  •  провиденционализм
  •  отсутствие ссылок на источник информации
  •  не проводился критический анализ исторических свидетельств

Дореволюционная историография (XVIII – нач. XX вв.)

Дворянская историография: В.Н.Татищев (1686 – 1750),  Н.М.Карамзин  (1766 – 1826)

  •  основная движущая сила развития государства – воля монарха (субъективный фактор)
  •  история развития общества – история развития самодержавия
  •  расположение материала по княжествам и царствиям

Либеральная историография: С. М. Соловьев (1820 – 1879), В.О. Ключевский (1841 – 1911)

  •  общество развивается объективно,  а не по воли сильной личности (монарха)

Советская историография  (1920 – 1980-е гг.)

Е.В. Тарле, М.М. Покровский, Б.Д. Греков, А.А. Зимин, Б.А. Рыбаков, И.Я. Фроянов,

Р.Г. Скрынников

Характерные черты:

  •  идеологизация исторической науки
  •  господство формационного подхода
  •  необъективность изложения исторического материала
  •  отсутствие свободного доступа к источникам, литературе
  •  «железный занавес»

Современная отечественная историография (1990 – 2000-е гг.)

Л.Н. Гумилев, А.Н. Сахаров, Н.И. Павленко

Подходы  к изучению истории: 

- Формационный

- Цивилизационный

- Гендерный

- Историческая антропология

- Теория модернизации

Формационный подход

  •  История развития общества – переход от одной формации к другой, более развитой (линейный принцип развития)
  •  Все народы проходят 5 формаций:  п.общ., рабовл., феодал., капитал., коммунист.
  •  Основа формации – способ производства (производительные силы + производственные отношения)
  •  Переход от одной формации к другой осуществляется с помощью революции
  •  Гл. движущая сила исторического развития – экономические отношения

Цивилизационный подход

Теория возникла в XVIII веке. М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, школа «Анналов» (Л. Февр, Ф. Бродель).

Н.Я. Данилевский (1822 – 1855 гг.), К.Н. Леонтьев (1831 – 1891 гг.), П.А. Сорокин (1899 – 1968 гг.).

Развитие человечества через систему локальных, равноценных друг другу цивилизаций.

    Цивилизация – единая культурно-историческая система, включающая в себя различные элементы (религию, культуру, экономику, политическую и социальную организацию) и обладающую внутренним механизмом функционирования.

Историческая антропология

Предмет изучения – человек с его мыслями и переживаниями.

Подход позволяет проследить эволюцию жизни простых людей, их ценностей, интересов, потребностей.

Гендерный подход

Гендер – социальный пол

Предмет изучения – история взаимоотношения полов, причины и механизмы возникновения гендерных ролей (социальных ролей мужчин и женщин), гендерных стереотипов, взаимосвязь и влияние их на общую картину исторического развития человечества.

Гендерные роли обусловлены не физиологией, а культурой конкретного народа, общества.

Теория модернизации

    История развития общества – переход от традиционного к индустриальному обществу, а в современном мире от индустриального к постиндустриальному.

Изучение истории – сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из сплава сообщений источников, собственных представлений ученых об истории, впитавших в себя опыт науки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

813. Особенности использование кодов 170 KB
  Создать алфавит А, используемый при форматировании Ф.И.О., которые будут являться исходным текстом. Построить прямые двоичные коды постоянной длины и закодировать ими исходный текст. Коды, учитывающие частоту символов. Коды Грея. Построение кода для обнаружения и исправления ошибок.
814. Сознание в философии 229 KB
  Постановка проблемы сознания в философии. Информационное взаимодействие как генетическая структура. Сознание как необходимое условие воспроизводства. Типы и уровни информационного взаимодействия.
815. Привод ленточного транспортера 7.73 MB
  Подготовка данных для расчета червячной передачи на ЭВМ. Выбор типа и схемы установки подшипников. Расчет валов на статическую прочность и сопротивление усталости. Порядок сборки привода, выполнение необходимых регулировочных работ. Выбор смазочных материалов и системы смазывания.
816. Реформы и контрреформы государственного управления во второй половине ХIХ в. 227.5 KB
  Предпосылки реформ государственного управления в начале ХIХ века. Поиск путей совершенствования государственного управления при Александре I. Конституционные проекты декабристов. Причины незавершенности реформ государственного управления 1-й половины ХIХ века. Кризис абсолютистко-бюрократической системы управления при Николае I. Сущность и значение реформ государственного управления в период правления Александра II.
817. Разработка техпроцессов сборки и монтажа 222 KB
  Выбор возможного типового или группового ТП и (при необходимости) его доработка. Составление маршрутов ТП сборки блоков (сборочных единиц) и установление технологических требований к входящим в них сборочным единицам и деталям. Выдача технического задания на проектирование и изготовление специальной технологической оснастки. Корректировка документации по результатам испытаний опытной партии.
818. Исследование спектров амплитудно-модулированных сигналов 263 KB
  Модуляция гармоническим колебанием. Модуляция периодической последовательности прямоугольных импульсов. Значения амплитуд и частот спектральных составляющих.
819. Інноваційні технології корекційно-компенсаторного впливу на дітей з вадами розвитку (на прикладі ДЦП) 201.5 KB
  Комплексне лікування дитячого церебрального паралічу. Медикаментозні засоби, лікувальна фізкультура, ортопедична допомога, різні види масажу, рефлексотерапія, фізіотерапевтичні процедури, заняття з логопедом і психологом, навчання навичкам самообслуговування та праці.
820. Выбор наиболее безопасного варианта инвестирования и комплексное планирование в здравоохранении 199 KB
  Основы определения себестоимости продукции на предприятии. Классификация затрат, включаемых в себестоимость. Выбор наиболее безопасного варианта инвестирования медицинского учреждения. Расчёт рентабельности инвестиций и коэффициентов степени риска. Специфика финансового планирования медицинского учреждения.
821. Организационная культура 213.5 KB
  Организационная культура в теории и практике современного управления. Организационная культура как инструмент управления организационным поведением. Национальное в организационной культуре. Проблемы становления новой организационной культуры в России.