69922

История журналистского образования

Лекция

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Общая структура курса Основы журналистики История журналистского образования Первые журналистские школы стали появляться на рубеже XIXXX вв. Родоначальницей журналистского образования в Европе считается Высшая школа социальных наук в Париже со специальным факультетом журналистики.

Русский

2014-10-12

120 KB

6 чел.

    Лекция 1

История журналистского образования.

Общая структура курса «Основы журналистики»

История журналистского образования

Первые журналистские школы стали появляться на рубеже XIX-XX вв. в США, Германии, Англии, Швейцарии, Японии, Китае в связи с резким увеличением числа газет и журналов. Одна из первых высших школ для журналистов появилась в Берлине, она была платная. Изучалось право, газетная техника и практическая журналистика.

Родоначальницей журналистского образования в Европе считается Высшая школа социальных наук в Париже со специальным факультетом журналистики.

Появились в конце 19 века и журналистские школы в США. В 1902 г. по инициативе Джозефа Пулитцера открылась Высшая школа журналистики в Колумбийском университете. А также журналистские школы на юридических факультетах университетов.

Сразу наметилась разница подходов: в Европе считали, что журналистам нужно фундаментальное профессиональное образование, а в Америке склонялись к мнению, что оно должно быть сугубо прикладным, узкопрофессиональным. Но уже к концу 20-х годов американская система образования журналистов зашла в тупик. Специальная комиссия, изучив проблему, пришла к выводу, что учить надо не только технологии профессиональных навыков, но и  философии, истории, социологии и др. гуманитарным наукам. Победила европейская концепция образования, но американцы и сегодня куда более техологически подходят к проблеме журналистского образования.

Первые попытки журналистского образования были сделаны в начале ХХ в. в Москве. Это были платные научные и практические курсы для журналистов под руководством профессора Владимира Евстафьевича Владимирова. Задачей курсов было дать лицам без образования этико-юридические знания, необходимые для обсуждения общественной жизни. Курсы проработали с 1 февраля 1905 года и до декабрьского восстания.

Больше до самой Октябрьской революции учебных заведений, готовящих журналистов, не было. Были попытки большевиков обучать этому мастерству за границей (в Женеве -1904 г., на Капри – 1909; в Болонье – 1910, в Лонжюмо – в 1911) и осуществлялось консультирование по профессиональным проблемам при некоторых крупных журналах («Сотрудник печати» - Петербург; Московское изд-во «Луч»).

В 1918 году появилась новая печать для рабочих, крестьян, солдат. Нужны были журналисткие кадры. В Москве и Петербурге Пролиткультом и Обществом журналистов были организованы курсы журналистов. В 1919 году VIII съезд партии остро обозначил необходимость вести системное журналистское обучение. И в том же году появилась школа журналистов при РОСТА (Российском телеграфном агентстве) под руководством Платона Михайловича Керженцева. Это были 1,5-3-месячные курсы, дающие лишь представления об азах журналистского дела. Такие школы появились и в других городах, но кадровой проблемы журналистов они не решили, так как уровень этого образования не мог удовлетворить требования профессии.

В 1920 г. Константином Петровичем Новицким подготовлен проект института журналистики. В 1921 году школа журналистики преобразуется в Институт красных журналистов со сроком обучения - 1 год. В октябре открылся Институт журналистики в Петрограде. В 1923 году московский институт был преобразован в Государственный институт журналистики со сроком обучения 3 года, что давало возможность более широкой гуманитарной подготовки. Специальным предметам отводилось 30 % времени на 1 курсе, 40 % - на 2 и 70 % – на 3. Преподавались также общественно-политические дисциплины и отсутствовали филологические предметы. Главным считалась – идеологическая подготовка кадров. К обучению принимались коммунисты с 3-летним стажем, рабселькоры.

В 1924 году открылись секции газетного дела в Коммунистическом университете народов Востока и в Коммунистическом университете нацменьшинств Запада. Журналистские факультеты и отделения открылись в 45 коммунистических университетах.

Кроме университетов в 20-е годы обучение журналистов вели редакционно-издательская секция Высшего литературно-художественного института в Москве и институт живого слова в Петрограде.

Существовали газетные техникумы и профтехучилища (газетучи – 1926 г.), а также всевозможные курсы повышения квалификации. И несмотря на целую сеть подготовки журналистских кадров специальное исследование показало в конце 20-х годов, что среди работающих журналистов только 4,5 % проходили специальное профессиональное обучение.

В 30-е годы изменилась сама структура печати: она перешла от дифференциации изданий для рабочих, крестьян и др. – к территориально-отраслевому принципу с особым акцентом на низовую печать районов, заводов, фабрик. И система подготовки кадров, согласно Постановлению ЦК ВКП (б) « О кадрах газетных работников» (1930 г.), превратилась в шестиуровневую, начиная от 2-3-месячных курсов и - далее литфаки, институты, техникумы, газетучи (школы газетного ученичества) - отделения работников печати местных комвузов и вечерние институты журналистики - газетное отделение высшей школы профдвижения при ВЦСПС (профсоюзы) - Коммунистический институт журналистики – редакторское отделение курсов марксизма Института литературы и языка Комакадемии). Специальным дисциплинам в КИЖе (1930 г.) отдавалась лишь одна шестая часть времени, все остальное – идеологическая партийная подготовка. Идеологическое принуждение стало главным орудием управления в стране, где напрочь исчезли какие-либо рычаги материальной заинтересованности. Срок обучения оставался 3-х летним.

Далее создаются журналистский институт в Москве – ВКИЖ (1931), в Ленинграде (1931), Харькове – Всеукраинский КИЖ (1931), Минске (1932), Алма-Ате (1934), Свердловске и Куйбышеве (1936). Высшая партийная школа и редакторское отделение Курсов марксизма-ленинизма при ЦК ВКП (б), институты красной профессуры готовили редакторов.

Но чисто партийная пропаганда не могла удовлетворить потребности профессии, для которой совершенно необходим высокий уровень развития интеллекта. Начиная с 1941, стала формироваться университетская система подготовки кадров. Открыт факультет журналистики в Уральском государственном университете 1941). Факультет журналистики появился в Белорусском университете (1944), отделение журналистики в Ленинградском университете -1946 г., В Московском – 1947 г. Перевод обучения из партшкол в университеты означал демократизацию журналистского образования. И только руководители редакций теперь учились в Высшей партийной школе (ВПШ).

Впервые основу учебных планов факультетов журналистики составили филологические предметы. Далее следовал курс общественных и исторических дисциплин, но при этом стало очень мало специальных журналистских дисциплин.

В 50-60-е годы открылись факультеты журналистики в Воронежском, Дальневосточном, Иркутском, Казанском, Кишиневском, Ростовском идр. Университетах. Заметен рост профессиональных дисциплин, а с середины 60-х начинается специализация журналистов по печати, радио и телевидению.

В 1975 г. вышло постановление ЦК КПСС «О мерах по улучшению подготовки и переподготовки журналистских кадров». В результате были существенно обновлены учебные планы, увеличилось число и разнообразие специальных предметов. Появилось второе высшее образование для тех, у кого первое не связано с профессией. Национальные кадры после 3 курсов филологического факультета стали обучать на журфаках. Половина студентов приходило на факультеты через рабфаки. В МГУ открыто отделение международной журналистики. С 1976 года введен творческий конкурс для абитуриентов.

Большое значение стали уделять практической стороне обучения на факультетах. С 1975 года существовавший курс «Введение в теорию журналистики» был трансформирован в 1982 году фундаментальный теоретический курс «Основы журналистики». Стала развиваться техническая база университетов: типографии, радио и теле студии, комьютерные классы, лингофонные кабинеты. Стали издаваться учебные газеты.

90-е годы ознаменовались отменой тотальной цензуры и значительной коммерцииализацией СМИ. Появилась реклама, усложнился дизайн. Изменилась организация работы редакций, возникла маркетинговая и менеджментская деятельность в СМИ. Теперь подготовку журналистских кадров ведут не 30 вузов, а более сотни.  Появились и журналистские колледжи и лицеи.

Принят новый Госстандарт журналистского образования. В его содержание вошли помимо ранее существовавших предметов курсы по правовым основам журналистики, социологии журналистики, психологии журналистики, этике профессии, экономике СМИ, рекламе и паблик рилейшинз, международная журналистика, новостная, аналитическая, расследовательская журналистика, маркетинг СМИ, дизайн. Вводится тренинговое обучение студентов, когда они в университете выпускают издания в режиме работы редакций.

Началась ранняя профессионализация студентов. Студенты работают в редакциях постоянно, и практика приобретает характер непрерывной.

В учебных планах присутствуют курсы политологии, культурологи, истории цивилизаций и религии, естественно-научные дисциплины, философия, что делает образование журналистов действительно фундаментальным.

Внедряется трехуровневая система подготовки кадров в университетах: бакалавр (4года), специалист (5 лет), магистр (6 лет). Организовано обучение в магистратуре людей с иным высшим образованием.

Общая структура курса «Основы журналистики»

Что же касается структуры фундаментального курса «Основы журналисики» («Ведение в теорию журналистики», «Философия журналисики»), то он  рассчитан на 124 часа, то есть будет прочитан за два учебных семестра. 62 часа – это лекционный курс и 62 часа – семинарские занятия. В первом семестре будет приниматься зачет по пройденному материалу. В конце курса, во втором семестре студенты сдают экзамен за весь курс, то есть включая и материал первого семестра.

Основными учебными пособиями будут книга профессора Московского Государственного университета Евгения Павловича Прохорова «Введение в теорию журналистики», любое издание: первое (1995г.), второе, исправленное и дополненное, выпущенное в 1998 году в Москве издательством «РИП-холдинг» или третье, выпущенное тем же издательством в 2001 и 2002 г.г. И второй учебник – профессора Санкт-Петербургского государственного университета Сергея Григорьевича Корконосенко «Основы журналистики». Ссылки на какую-либо другую литературу будут даны во время лекций по каждой конкретной теме.

И еще одним важным составляющим успеха является ваш личный жизненный опыт и чуть позже ваш личный опыт профессиональный. То есть хочется подчеркнуть, что заучивание книжного материала без сопоставления с реальной для вас действительностью скорее вредно, чем полезно. Личное осмысление (логический анализ) и прочувствование (чувственное проживание) того, о чем мы будем говорить, просто необходимо для формирования журналиста. Поэтому лекционный и книжный материал – это материал, предлагаемый студенту для обсуждения. Вы не обязаны целиком и полностью соглашаться с предложенными версиями и трактовками. Но чтобы их обсуждать аргументировано, возражать и выдвигать альтернативные точки зрения, сначала нужно предложенный материал знать.  Ну а потом спорить. Отметки вы будете получать не за то, насколько вы согласны с материалом, а за то, насколько вы его знаете.

Прежде чем начать разговор о структуре изучаемого курса, нужно определить его место в общей журналистской теории. Можно сказать, что «Основы журналистики» являются фундаментом всей теории журналистики, поэтому и в предлагаемой таблице мы поместим их снизу, как фундамент, на котором затем будет возводиться здание всего профессионального образования.

Фотодело.

Техника и технология производства газеты.

Профессиональные спецкурсы (политический анализ, молодежная пресса и т.д.)

Дисциплины специализации: печать, радио, телевидение, Интернет.

Политология журналистики.

Социология журналистики.

Психология журналистики.

Организация работы редакции.

Экономика СМИ.

Этика журналистского творчества.

Правовые основы СМИ. Этика права.

История журналистики (русская, зарубежная)

Основы творческой деятельности журналиста

Основы журналистики (метажурналистика, онтологические принципы журналистики, гносеология журналистики. Типология журналистики. Введение в специальность).

А теперь речь пойдет уже о содержании предлагаемого вам курса. Данная лекция – это еще не сам курс, это его презентация, то есть общее представление о нем. Название нашего курса звучит довольно загадочно. Мысль о том, что любое дело начинается с какой-то теории, каких-то знаний о нем, в общем-то, привычна. Но то, что теорию еще надо предварять каким-то введением, которое по объему представляет собой не 10-20 страниц, как в любой книге, а большой самостоятельный курс в 124 часа с самостоятельными учебными пособиями, – вот это не традиционно. Мы имеем дело с теорией теории. Наивысшей степенью теоретического обобщения, как известно, обладает такая наука как философия. Это ее называют теорией теории. В данном же случае речь идет о наивысшей степени обобщения в журналистской теории.

Курс «Введение в теорию» существовал столько, сколько существует само преподавание журналистики как науки. Потребность в нем была, остается и никуда не денется. В последние несколько лет слова «введение в теорию» различных наук стали активно замещаться понятием «философия»: философия истории, философия права, философия политики, философия культуры. Аналогично можно сказать, что в лице курса «Введение в теорию журналистики» мы имеем философию журналистики. Итак, введение в теорию журналистики или философия журналистики – это наука о наиболее общих закономерностях журналистского профессионального бытия. Это наука, которая не столько отвечает на вопросы, как конкретно создать то или иное журналистское произведение, сколько дает представление о том, зачем вообще его создавать. Она дает представление о том,  что такое журналистская деятельность в целом, помимо написания статей, в каких сферах бытия она функционирует, какие цели при этом преследует, какие задачи для их достижения ей приходится решать и т.д. и т.п.

Просто бессмысленно постигать секреты какого-либо профессионального мастерства без общего целостного представления о том, что есть сама эта профессия, каково ее место и роль в жизни общества. То есть нужно четко представлять, какой результат можно получить, освоив данную профессию.

Прежде чем говорить о результате конкретно журналистского труда, уместно попробовать сначала вывести некую общую формулу получения результатов любой деятельности.

   R = I + E + M,

где R – результат, который вы хочется получить,

I – знание о том, что нужно сделать для получения этого результата (информационная составляющая результата, отвечающая на вопрос: что делать?),

E – способ получения результата и способности, которые понадобятся для этого (энергетическая составляющая результата, отвечающая на вопрос: как делать?),

M – наличие ресурсов, необходимых для получения результата (материальная составляющая результата, отвечающая на вопрос: что надо иметь, чтобы сделать). Каждую составляющую можно разложить еще на три части аналогичным образом.                                                                  

Согласно данной формуле, введение в теорию журналистики (философию журналистики) мы будем рассматривать как результат, для получения которого нам понадобится рассмотреть три составляющие результата. Отсюда три крупных раздела нашего курса. Рассматривать эти разделы и даже называть их мы будем по аналогии со структурой самой науки философии, которая, как правило, имеет три раздела: метафилософию, онтологию и гносеологию. Информационную составляющую понятия «введение в теорию журналистики» мы назовем метажурналистикой, то есть наукой науки «Введение в теорию журналистики», наукой в квадрате. Приставка «мета» переводится с греческого как то, что следует за. В данном случае она будет обозначать наивысший из ныне возможных уровней теоретического обобщения науки о журналистике.  Наша метажурналистика будет заниматься выяснением общих возможностей профессии:

- Первое, о чем мы будем говорить в этом разделе – это о роли и значении информации в жизни человека. Американскими учеными был проведен эксперимент. Они поместили человека в комнату, куда не проникал свет, звук, запах. Положили его на матрац, сделанный из материала очень напоминающего на ощупь кожу человека. Таким образом были нейтрализованы все органы чувств человека. Приборы, установленные на экспериментируемом, вскоре показали значительное усиление сердцебиения, ритма дыхания, работы головного мозга. Человек вышел из состояния равновесия настолько, что ему понадобилась врачебная помощь буквально через 30 секунд. Результаты американского эксперимента показывают, что информация, оказывается, нужна человеку больше, чем пища и воздух. Можно сказать, что информация имеет биологическое значение для человека, входит в состав его витальных (жизненных) потребностей.

Что же касается уровня духовного развития человека, то значение информации в его формировании со временем стремительно растет. Об этом свидетельствует эволюция эквивалента ценностей человечества. В первобытнообщинные времена общим эквивалентом ценностей была вера. С ее помощью люди организовывали управление своим общественным бытием. В аграрном обществе главной ценностью была власть: сюзерен (господин) определял весь порядок жизни человека и решал своей волей все проблемы. В индустриальном обществе эквивалентом всех ценностей стали деньги. В постиндустриальном мире - информация приобретает аналогичное значение. Появилось выражение: кто владеет информацией, тот владеет миром. Япония – передовая в промышленно-технологическом отношении держава переходит от торговли готовыми техническими средствами и оборудованием к торговле технологиями. Пакеты программ и документов стоят дороже, чем само оборудование. Неуклонно дорожают социологические исследования, статистический учет, маркетинговые исследования, мониторинги и реклама.

Мы становимся свидетелями появления в 80-х годах ХХ столетия философской концепции «информационной цивилизации».

- Основной предмет, с которым имеет дело журналистика, это, конечно, информация. Но, естественно, не всякая. Здесь появляется термин массовая информация. По определению профессора Прохорова, это та информация, которая обращена к массовой аудитории, затрагивает интересы общественной жизни в самом широком спектре актуальных для массового сознания проблем, информация, создающая панораму текущей жизни общества, образ современности. Ленин называл публицистическую деятельность – написанием истории современности. Именно сущность массовой информации как основной категории журналистики мы и будем рассматривать в разделе метажурналистики.

- Далее мы сформулируем функции журналистики. Сначала социальные, а потом методологические. По сути дела разговор пойдет о целях, которые может ставить перед собой журналистика в силу своей природной сущности. А цели ее скромными не назовешь. Когда Ленин говорил о том, что журналисты должны писать историю современности, он уточнял, что они должны писать ее так, чтобы своим бытописанием помогать конкретному выбору средств и методов борьбы… Последнее слово в этой цитате в нашем представлении следует заменить на слово «жизнь», а в остальном это утверждение не претерпело изменения трактовки за сто лет.

- Думается, что после разговора о целях и функциях журналистики будет  естественно перейти к выяснению ее проблем. Или выразимся иначе: к тому, какие задачи ей предстоит решать для достижения поставленных целей, выполнения своего предназначения. Журналистика, как определяет ее профессор Прохоров, представляет собой массово-информационную деятельность, в которую включено ряд действующих лиц и институтов: учредители изданий, законодатели, журналисты, каналы передачи информации, массовая воспринимающая аудитории, сама действительность, наконец. Не пытаясь здесь привести полный перечень всех субъектов взаимодействия, скажем лишь о том, что задачи журналистики будут в первую очередь связаны с установлением оптимального взаимодействия между ними. Иначе система не будет функциональной.

- Выяснение задач журналистики будет происходить вместе с формулированием предмета журналистики. Можно было пойти обратным путем, индуктивным, то есть от частного понятия предмета журналистики выйти к общим широким понятиям об ее общественном бытии, о картине мира в целом, которую она описывает. Нам показался дедуктивный путь (путь от общего к частному) более доступным способом познания  для пока еще непрофессиональных журналистов, но уже членов конкретного сообщества. Хотя правомерны, конечно, оба научных способа познания. Так, например, в аэрокосмическом музее в Вашингтоне в США показывают фильм о способах познания Вселенной, который состоит из двух частей. Сначала показывают, как из микроскопической клеточки разворачивается весь огромный мир (индуктивный способ познания). А затем наоборот: демонстрируется, как огромный мир сворачивается к своей первооснове – микроскопической клеточке (дедуктивный способ познания). При желании можно совершить оба путешествия: как от частного к общему, так и, наоборот, от общего к частному. Это будет как в математике: решение задачи и выполнение проверочных действий. Ответы должны сойтись.

Второй раздел курса «Введение в теорию журналистики» можно озаглавить как Онтологические принципы журналистики. Понятие онтология заимствовано из философии и означает в переводе с греческого учение о бытии. Бытие – это то, что существует. Существует независимо от наших знаний о нем,  как принято говорить, объективно существующий мир. Когда мы говорим об онтологии в применении к журналистике, мы ведем речь о тех законах ее функционирования, которые соблюдаются независимо от чьих-то желаний, потому что они объективны как само бытие. Эти законы получили название принципов журналистики.

Хотелось бы достичь глубокого понимания именно этого раздела курса, потому что он вселяет особые надежды. Применительно к сегодняшней прессе мы можем говорить о продажной прессе, о профессиональном дилетантизме и инфантилизме, о крайнем творческом индивидуализме, но мы, к счастью, не можем говорить об этом обреченным тоном, каким говорят нередко о будущем России. Потому что известны те принципы журналистского творчества, которые, будучи примененными, в полной мере обеспечивают расцвет этой деятельности, полную реализацию ею присущих ей от природы функций. О каких принципах идет речь?

- Прежде всего, о системном подходе к анализу явлений. В третий раз мы цитирую Ленина, ибо в этой сфере деятельности он имеет весьма показательный результат: пламя революции разгорелось из нескольких сотен его партийной газеты «Искра». Он писал: «факты во всей своей совокупности есть, безусловно, упрямая вещь». Сам по себе отдельно взятый факт мало о чем говорит, а вот полная совокупность фактов не дает поводов для произвольных трактовок ситуации. Кроме того, журналисту важно знать и совокупность разных, включая противоположные, точек зрения на описываемую им ситуацию. Все это позволяет реализовать системный подход при анализе каждого отдельного явления. Но любое явление, кроме того, следует рассматривать в рамках той системы, в которой оно существует и функционирует. И это также проявление системного подхода.

- Любое явление, описываемое журналистом, не стоит на месте, оно изменяется как и весь мир вокруг него. Поэтому в журналистике принято использовать динамический подход к анализу явлений.

- Детерминизм как причинно-следственная связь явлений – еще один онтологический принцип журналистики. Если журналист не раскрывает перед читателем причинно-следственные связи описываемых явлений, то он может не надеяться на то, что ему удастся кого-то в чем-то убедить или заинтересовать. Общение пойдет по принципу: писатель пописывает – читатель почитывает или собака лает – ветер носит.

- То же можно сказать и в случае нарушения принципа объективности (правдивости). Лживая информация никому не нужна.

- Особое внимание мы уделим принципу единства свободы творчества и ответственности журналиста (как правовой, так и этической).

Эти и другие онтологические принципы журналистики вытекают из общих закономерностей развития природы и общества, и потому не могут применяться журналистами произвольно, так сказать по усмотрению автора.

И последним, третьим разделом философии журналистики будет раздел, который опять же по аналогии с философией можно назвать гносеологией  журналистики. Гносеология – наука о познании (греч.). Гносеологический – относящийся к процессу познания. Значит, речь пойдет о способах познания в журналистике.

- Первая проблема, которая будет рассматриваться в связи с познавательными процессами журналистов – это проблема выяснения истины. Факт и слух. Ложь и заблуждение. Тут придется задуматься: почему человек ошибается, почему он лжет сознательно. Мы будем говорить о мотивации своих поступков в качестве профессионалов, наиболее частых причинах наших журналистских заблуждений. Так, например, когда человек знакомится с каким-либо явлением, он, как правило, делает это с какой-то целью. Почему-то именно сегодня, в связи с какой-то конкретной потребностью он взялся за постижение новой для себя сущности, новой истины. И вот эта цель, ради которой он взялся за дело, довлеет над ним. И получается следующая картина. Корреспондента послали написать зарисовку о каком-нибудь хорошем человеке. Общеизвестно, что у человека приличный  социальный статус: он хороший специалист в своем деле, депутат, где-нибудь учится и т.д. и т. п. Приходит журналист и спрашивает своего героя и всех окружающих о том, что ему уже известно. Ищет реальные факты, подтверждающие известный статус. Конечно, находит, ведь статус не с неба свалился. Однако люди как-то неохотно рассказывают, о том, о чем их спрашивают. Кто-то вообще стремится уйти от разговора. Но журналист на это не обращает внимания. Пропускает мимо ушей и некоторые откровенно противоречащие его представлениям интонации, замечания, мнения и даже факты. Дело в том, что они не вписываются в его заранее запланированную цель. В результате автор сотворит нечто, чем удивит всех. Он изобразит своего героя как некоего ангела во плоти так, что сам герой почувствует себя крайне неудобно. Ведь он знает, что к нему нет однозначно положительного отношения, понимает, что заблуждения журналиста припишут ему самому: сам себя нахвалил. И смотреть будут косо. Плохую услугу в этом случае сделал журналист и своему герою, и обществу.

А все дело в том, что журналист проигнорировал одну из основных заповедей: когда пытаешься познать предмет, забудь о цели, которую ты хотел бы достичь, занимайся сбором фактов во всей их совокупности, исповедуй выше названный системный подход. Не исключено, что твоя изначальная цель изменится на противоположную. Неприятная ситуация, но, по крайней мере, горькая правда полезнее, чем сладкая ложь, причем, для всех. Отклонение от истины чреваты тем, что все равно придется идти обратным путем искреннего покаяния, когда обнаружишь откровенный тупик. Эта дорога потребует откровенного мужества.

Момент истины – это только момент. Будучи произнесенной, сформулированной, осознанной, она вскоре может перестать быть таковой, потому что в последующий момент уже претерпевает изменения вследствие своего непрерывного развития. Так говорят философы. В общем, поиски истины – это вечный каторжный труд.

- Важное значение в познавательном процессе имеют источники получения информации, а также каналы получения информации. Одно дело обосновывать свои утверждения документами и фактами реальной действительности (логическая мыслительная деятельность), другое – прислушаться к внутренним чувственным ощущениям, своим или чужим. Можно руководствоваться ассоциациями в рамках оценочных категорий, то есть соотносить явление с известной тебе или обществу шкалой ценностей. Все это будут разные источники получения информации, ведь источниками принято называть субъекты и объекты, от которых получаешь информацию. Каждый источник имеет в глазах общественного мнения тот или иной авторитет.

- Способы получения информации также играют важную роль в познавательном процессе журналистского творчества.

- Способы восприятия, анализа и переработки информации личностью автора также влияют на результат.

- Далее пойдут мучительные проблемы герменевтики. Журналисту предстоит точно передать массовой аудитории то, что, слава Богу, понял сам. Для того чтобы суметь это сделать, ему придется познакомиться с особенностями восприятия информации массовой аудиторией. Правильное восприятие – это, прежде всего, проблема говорящего, а не слушающего. Тут не получится свалить вину за неверное понимание на бестолковость аудитории.

- В конце концов, мы придем к понятию «лаборатория журналистского мастерства». Настанет время разобраться, как это буковки складываются в  слова, слова – в фразы, фразы – в произведения, произведения – в их действенность.

- И последнее, о чем мы много будем говорить – это о критериях оценки действенности журналистских выступлений и об эффективности их влияния на сознание аудитории.

Такова общая структура теоретического лекционного курса «Введение в теорию журналистики». Но наряду с лекциями проводятся и семинарские занятия. Эти занятия позволят, как выразился профессор Прохоров, «заземлить» полученную теорию. Надо потренироваться на практике определить, что есть что. Речь идет об анализе существующей журналистской практики с точки зрения изложенных теоретических принципов. Попробуйте профессионально оценить продукцию, с которой вам приходится иметь дело каждый день, а также ту продукцию, которую называют журналистской классикой. В МГУ, например, анализируя творчество выдающегося публициста советского периода Анатолия Аграновского, сумели нарисовать общие типовые схемы его статей, столь не похожих внешне одна на другую. А когда показали это самому Аграновскому, он очень удивился, но согласился с коллегами. Понятно, что речь идет о таланте, причины которого объяснить в полном объеме, наверное, невозможно, но без общих закономерностей никаких талантов не бывает. И где же еще искать на практике общие закономерности как не в творчестве талантливых публицистов?

Поэтому готовьтесь к серьезной аналитической работе, следом за которой пойдет ваша собственная реальная журналистская практика. И она совсем даже не за горами, она начнется во втором семестре и будет сопровождать вас все время, которое вы проведете на факультете. Ну а затем в случае успешного обучения журналистика станет образом вашей жизни.

Однако напоследок хочется подчеркнуть, что прежде чем вы стали журналистом и обрели соответствующий образ бытия, мама родила вас мальчиком или девочкой. И профессиональное никогда не должно поглощать в вас общечеловеческие, а также женские и мужские начала. Иначе это будет непрофессионально, ибо не истинно.

Основная литература

  1.  Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 317 с. Читать для подготовки к семинарскому занятию: стр. 3-35 (Введение в дисциплину).
  2.  Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие /Е.П.Прохоров. – Издание 3-е, исправленное и дополненное. – М.: Рип-Холдинг, 2002. - 310 с. Читать к семинару стр. 3-22 (гл. 1).
  3.  Свитич Л.Г. Профессия: журналист. Учебное пособие / Свитич Л.Г.. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 255 с. Читать к семинару: стр. 108-128 Журналистское образование).

Дополнительная литература для чтения

  1.  Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006. – 272 с. К семинару читать стр. 3-15 (введение в дисциплину).
  2.  Коханова Л.А. Основы теории журналистики : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» / Л.А. Коханова, А.А. Калмыков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 536 с. Читать к семинару стр. 343-519 (Часть 3. Образование журналиста и практика жизни).

Практическое задание

  1.  Составьте таблицу, в разделах которой рационально разместите сведения о развитии журналистского образования.
  2.  Нарисуйте структурную схему курса «Основы журналистики». (Формат А-4).

Вопросы к семинарскому занятию

  1.  Каковы характерные черты организации журналистского образования на рубеже XIX-XX вв.?
  2.  Каковы характерные черты организации журналистского образования в 20-х годах ХХ в.?
  3.  Каковы характерные черты организации журналистского образования в 30-х годах ХХ в.?
  4.  Каковы тенденции развития университетского журналистского образования в 1940-1985 гг.?
  5.  Каковы изменения в системе журналистского образования в период перестройки (с 1985 г и по н.в.)?
  6.  Каковы перспективы развития журналистского образования?
  7.  Каковы характерные черты трех типов мировой прессы (англо-саксонский, романский и германский?)
  8.  В чем состоит единство фундаментального и прикладного уровня журналистской науки как требования времени?
  9.  В чем сущность проблемы становления журналистской критики как вида деятельности?
  10.  Расскажите о структуре курса «Основы журналистики».

Терминология

Основы журналистики, философия журналистики, философия, онтология, гносеология, метажурналистика, онтологические принципы журналистики, гносеологические основы журналистики, детерминизм, индуктивный и дедуктивный способы познания, герменевтика.

PAGE  22


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80655. Формирование команды в международной корпорации 31.5 KB
  Хорошо проявляется в критических ситуациях в которых не теряется а быстро ориентируется и принимает грамотные здравые решения. Доводчик решения Это человек у которого внутренняя тревога за дело занимает все его мысли; и его беспокоит все что может получиться не правильно. Оформитель решения Это лидер в выполнении конкретных задач. Он дает много оригинальных мыслей идей и постоянно ищет нестандартные решения для возникающих проблем но при этом детали решения его не интересуют.
80656. Проблемы и эффективность международного менеджмента 27 KB
  По мере роста уровня деловой активности компания открывает торговые представительства в стране где ведется большая часть операций или в том регионе мирав который экспортирует продукцию. Факт производства своей прдукции в целевой стране США не имеет производственных мощностей по производству автомобилей в Японии а Япония создала в США производственные мощности по производствупродажеи ремонту своих автомобилей. Политические условия в стране диктатура демократия. Если страна слишком националистическая она может не желать закупки...
80657. Конкурентоспособность глобальных предприятий в международном менеджменте 31 KB
  Послепродажное обслуживание Снижение сложности предлагаемых услуг Единые нормы качества Эффективность учебного процесса Пути достижения глобальной конкурентоспособности базируются на следующих четырех компонентах : Компоненты глобальной конкурентоспособности предприятия...
80658. Время как фактор стратегии конкуренции 41.5 KB
  Соблюдение этого принципа позволяет предвидеть такие явления как: Быстрые изменения на рынках сбыта Уменьшение жизненного цикла товара Общее увеличение сроков разработки новой продукции Расширение ассортимента Сокращение сроков поставки Повышение требований к договорам Ужесточение конкуренции Перенасыщение рынков Решение этих вопросов зависит от фактора времени что означает: В отношении внешней среды – точное соблюдение сроков договоров более быстрое удовлетворение традиционных потребностей клиентов их специальных запросов ...
80659. Существует только один способ ничего не делать и множество способов сделать что-нибудь 697.5 KB
  Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов. Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента — их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов.
80660. Организационные формы управления предприятием в рыночной экономике 130 KB
  Понятие организационной структуры управления ее элементы. Принципы проектирования организационных структур управления. Требования к структуре управления.
80661. Технология принятия решений в менеджменте 93.5 KB
  Всеобщий закон менеджмента Сущность управленческих решений их характеристика. Виды управленческих решений. Алгоритм принятия и реализации управленческих решений.
80663. Менеджмент и производственный потенциал предприятия 71 KB
  Для выбора эффективной стратегии действий менеджер должен дать оценку экономическому потенциалу предприятия - совокупности трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия, а также способности работников к использованию ресурсов с целью создания товаров, услуг и получения максимальной прибыли.