69923

История развития техники

Лекция

Производство и промышленные технологии

Индустрия туризма включает туроператорские и турагентские фирмы средства размещения предприятия питания транспортные средства спортивные и культурно-анимационные учреждения. Современный туризм немыслим без развитой инфраструктуры: средств связи транспортных систем энергетических систем...

Русский

2014-10-12

51 KB

0 чел.

Лекция 1. Введение. История развития техники.

2 часа

 

Целью дисциплины ТиТСКСиТ является изучение технологий и используемых при этом технических  средств, применяемых в индустрии туризма в процессе создания, продвижения и реализации туров и экскурсионных программ. Индустрия туризма включает туроператорские и турагентские фирмы, средства размещения, предприятия питания, транспортные средства, спортивные и культурно-анимационные учреждения).  Современный туризм немыслим без развитой инфраструктуры: средств связи, транспортных систем, энергетических систем, канализации, водопровода, отопления, вентиляции.

Технология (греч.techne – искусство + logos – учение) применительно к индустрии туризма представляет собой реализуемые в определённой последовательности способы, методы, приёмы, операции, обеспечивающие создание, продвижение и реализацию туров и экскурсионных программ.

 Технология тесно связана с использованием технических средств. Техника – это совокупность средств человеческой деятельности, используемых в процессах производства и  обслуживания непроизводственных потребностей человека и общества. Основное назначение техники заключается в облегчении и повышении эффективности труда человека, расширении его возможностей. В технике материализованы опыт, накопленный в процессе развития общества.

Для нашего времени очевидно, что наука и техника играют в развитии человечества решающую роль. История развития науки и техники насчитывает несколько этапов. Первые шаги наукой были сделаны во времена Древней Греции в VIIV веках до н.э. Основные научные программы античного мира: математическая (Пифагор, Платон), физическая (Демокрит, Левкипп) и логическая (Аристотель) явились фундаментальным основанием для дальнейшего развития научного знания, включая современную науку.

В эпоху Средневековья с V по ХV века наука о природе утрачивает то значение, которое она имела в античности. Появившиеся мировые религии поначалу вообще отвергали науку. В соответствии с их учениями природа – порождение бога. Именно в эту эпоху получают развитие такие специфические области знания как алхимия, магия, астрология.

Инквизиция преследовала Галилея и сожгла на костре Джордано Бруно, изобретатели новых механизмов также подвергались гонениям.

В эпоху возрождения знаний, начиная с ХV века, пробуждается интерес к античной науке. Величайшие открытия были сделаны Галилеем, заложившим основы современной механики, создавшим научную программу экспериментального и математического естествознания.

Развитию науки способствовали величайшие географические открытия, которые стали возможны благодаря изобретению каравеллы, которая могла плыть на парусах против ветра. Каравелла сделала доступными для европейцев все океаны и подарила им господство на морях. В 1492 году Колумб отправился в Индию и открыл Америку. В 1498 году Васко да Гама обогнул Африку и открыл настоящую дорогу в Индию. В 1519 году Магеллан отправился в первое кругосветное  путешествие.

Эпоха Нового времени, или эпоха гениев, начинает отсчёт с XVII века с  рождением новой науки, теоретической механики. Первым её достижением было открытие Ньютоном законов механики, в том числе закона всемирного тяготения. Промышленная революция, начавшаяся с этого периода, резко изменила жизнь людей: на смену традиционному укладу сельской жизни пришло новое промышленное общество; научно-технические открытия и изобретения следовали одно за другим. Впоследующем эта наука стала основным инструментом инженеров, создававших новые машины. Первоначально машины того времени работали с помощью приводов от водяных колес, и заводы располагались у рек.

Изобретение парового двигателя послужило началом для создания пароходов. Первый пароход был построен в Америке в 1807 году. Через девять лет в Америке было 300 пароходов, а в Англии - 150. В 1819 году американский пароход «Саванна» пересек Атлантический океан, а в 1830-х годах начинает действовать первая регулярная трансатлантическая пароходная линия.

В 1815 году в Англии  был построен первый паровоз и железная дорога длиной более 50 км.

Изобретение ткацкого станка, паровой машины, паровоза, парохода коренным образом изменило жизнь людей, вызвало появление  того общества, которое называют промышленной цивилизацией. В Европе волна новой культуры исходила из Англии; она быстро  охватила европейские государства – прежде всего Францию и Германию. В Европе началась быстрая модернизация по английскому образцу, на первой стадии она включала заимствование техники – станков, паровых машин, железных дорог.

В конце XVIII века родилась новая наука, химия. Одним из достижений экспериментальной химии было создание фотографии.

Научные открытия в области электромагнетизма были использованы при создании электрического телеграфа. В 1843 в Америке была построена первая телеграфная линия между Вашингтоном и Балтимором. После этого телеграф стал стремительно развиваться: в 1850 году телеграфный  кабель соединил Лондон и Париж, а в 1858 году был проложен кабель через Атлантический океан.

В конце XIX столетия наступила «Эпоха электричества», сопровождавшаяся внедрением электродвигателей. С этого времени заводы и фабрики стали переходить от паровых машин к электродвигателям, появились крупные электростанции и линии электропередач. Большим достижением электротехники было создание электрических ламп. Паровые турбины, созданные для электростанций, стали использоваться как двигатели на быстроходных судах, крейсерах и океанских лайнерах.

Одновременно с работами по созданию сверхмощных двигателей шла работа над малыми передвижными двигателями. Первый бензиновый двигатель, открывший эру автомобилей, был создан в 1883 году в Германии.

Появление двигателя внутреннего сгорания сыграло большую роль в зарождении авиации. В 1903 году американцы братья Райт поставили на планер небольшой бензиновый двигатель, который они изготовили сами, в своей мастерской, совершив первый моторный полёт длиной 32 метра.

В конце XIX века продолжалась работа над созданием новых средств связи, на смену телеграфу пришли телефон и радиосвязь. В 1877 году была построена первая телефонная станция, американец Белл создал фирму по производству телефонов, и через 10 лет в США было уже 100 тысяч телефонных аппаратов.

В 1887 году был создан граммофон. Граммофонные диски можно было легко копировать, и вскоре появилось множество фирм, занимавшихся звукозаписью. Одним из замечательных достижений этого времени было создание кинематографа. Появление кино было прямо связано с усовершенствованием фотографии. Первый киноаппарат были созданы братьями Люмьерами в 1895 году. В декабре этого года был открыт первый кинотеатр на бульваре Капуцинов в Париже.

Последние десятилетия XIX в. были  временем технических сдвигов в строительном деле. Строительство высотных зданий, или, как их стали называть, «небоскребов», началось в Чикаго в 80-х гг. XIX века. Первым зданием нового типа считается 10-этажный дом чикагской страховой компании, построенный в 1883 г. архитектором У. Дженни, который применил  стальные перекрытия. Усиление стен стальным каркасом, на который начали опирать балки междуэтажных перекрытий, позволило увеличить высоту зданий вдвое. Самым высоким зданием тех времен был нью-йоркский 58-этажный небоскреб высотою в 228 метров, построенный в 1913 году.

Очередной шаг в развитии связи был сделан с изобретением радиотелеграфа. В 1900 году была осуществлена радиосвязь через Атлантический океан: президент Рузвельт и король Эдуард VIII обменялись по радио приветственными телеграммами.  В 1907 году фирма открылась для широкой публики первая радиотелеграфная станция.  Цифровые беспроводные и сотовые технологии берут свое начало в 1940-х, когда началось коммерческое использование мобильной телефонной связи. Революция беспроводных технологий началась только после того, как стали доступны дешевые микропроцессоры и цифровые переключатели.

Конец XIX века был временем бурного роста мировой железнодорожной сети. С 1875 по 1917 год протяженность железных дорог выросла  в 4 раза и достигла 1,2 млн. километров. Знаменитыми стройками того времени были магистраль Берлин-Багдад и Великий Сибирский путь; протяженность Сибирского пути к 1916 г. составила 7,4 тысяч километров. На новых железных дорогах укладывали стальные рельсы, они пересекали величайшие реки мира, и на этих реках возводились гигантские стальные мосты. Начало «эре стальных мостов», как выражались современники, положили арочный мост инженера Дж. Идса через реку Миссисипи (1874) и висячий Бруклинский мост архитектора Рёблинга в Нью-Йорке (1883). Центральный пролет Бруклинского моста имел в длину около полукилометра. На новых дорогах работали мощные локомотивы системы компаунд с многократным расширением и высоким перегревом пара. В 90-х годах в США и Германии появились первые электровозы и электрифицированные железные дороги.

Строительство железных дорог потребовало многократного увеличения производства стали. В 1870-1900 годах выплавка стали возросла в 17 раз. В 1878 году английским инженером С. Дж. Томасом был введен томасовский способ передела чугуна на сталь; этот способ позволил использовать фосфористые железные руды Лотарингии и обеспечил рудой  металлургическую промышленность Германии.  В 1892 году французский химик А. Муассан создал дуговую электрическую печь. В 1888 году американский инженер Ч. М. Холл разработал электролитический способ производства алюминия, открыв дорогу широкому использованию алюминия в промышленности.

Бурное развитие техники и технологий привели к созданию индустриального общества, характеризующегося обилием машин (технических средств).

Научными предпосылками формирования информационного, или постиндустриального, общества явились научные открытия, сделанные в конце ХIХ – начале ХХ веков в области физики: открытие микромира, в частности электрона, создание модели атома, открытие радиоактивности, создание теории относительности, овладение атомной энергией. В ХХ веке начинают развитие информационные технологии.

Современная техника характеризуется высокими темпами её модернизации и автоматизации, унификацией, стандартизацией, широким использованием информационных технологий.

Начало третьего тысячелетия характеризуется значительными достижениями в области высокоточных технологий, что позволяет, используя соответствующие технические средства, осваивать глубины океанов, открытый космос, в т.ч. планеты Солнечной системы, создавать полностью или частично автоматизированные промышленные производства, использовать информационные технологии практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Информационные технологии расширили коммуникационное пространство практически до планетарных пределов, привели к взаимопроникновению и взаимовлиянию различных культур, возникновению новых сфер самореализации личности, новых видов искусства.

Туризм в условиях информационного или сервисного общества становится массовым явлением. Современный человек благодаря наличию свободного времени, материального достатка может удовлетворять психические, физиологические, духовные, нравственные потребности средствами туризма.

Вопросы

1.  Понятие технологии и технических средств в социально-культурной сфере и туризме.

2. История развития науки и техники в процессе эволюции мирового сообщества.

3.  Характерные  особенности  современных  технологий  и  технических средств и их роль и значение в развитии постиндустриального, или ин формационного общества.

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

977. Планирование основных показателей работы предприятия 506 KB
  Содержание внутрифирменного планирования как функции управления промышленным предприятием. Актуальность планирования на современных машиностроительных предприятиях. План производства и реализации продукции. Расчет потребности предприятия в сырье, полуфабрикатах, основных материалах, вспомогательных материалах.
978. Завод дорожных плит производительностью 70 тысяч метров кубических в год 3.25 MB
  Технико-экономическое обоснование местоположения и мощности проектируемого предприятия. Охрана окружающей среды при производстве строительных материалов, изделий и конструкций. Экономическая оценка природоохранных мероприятий проектируемого предприятия. Архитектурно- планировочное и конструктивное решение проектируемого корпуса. Теплотехнический расчет щелевой пропарочной камеры. Хранение и дозировка комплексной добавки СУПЕРПЛАСТ С-3.
979. Транспортно-финансовый план автотранспортного предприятия 1.82 MB
  Расчет опорной производственной программы предприятия, определение финансовых результатов производственной деятельности АТП, разработка организационно-технических мероприятий, направленных на повышение эффективности работы предприятия и достижения поставленных целей, расчет проектируемой производственно программы для предприятия.
980. Аналіз економічного та соціального розвитку в Україні та місті Харкові 1021 KB
  Огляд теоретичних основ, становлення та проблематика місцевого самоврядування в Україні та м. Харкові. Стратегії та технології в системі планування та управління містом. Аналіз програми економічного і соціального розвитку м. Харкова на 2005 рік.
981. Система энергоснабжения подводного аппарата привязного типа 1.01 MB
  Энергоснабжение привязного малогабаритного телеуправляемого подводного аппарата, предназначенного для решения широкого круга задач – от макетирования новых элементов в структуре подводного аппарата до проведения обзорных и поисково-спасательных работ.
982. Расчет параметров защиты трансформаторов 691.5 KB
  Проектирование релейной защиты трансформаторов и автотрансформаторов. Продольная дифференциальная токовая защита с реле типов РНТ-560 и ДЗТ-11. Расчет уставок срабатывания с балансировкой токов плеч на автотрансформаторах тока. Максимальная токовая защита от междуфазных повреждений. Максимальная токовая защита от замыканий на землю.
983. Организация работы ОАО Костромская ГРЭС в условиях реструктуризации в электроэнергетике 386.5 KB
  Основой энергетики сегодняшнего дня являются топливные запасы угля, нефти и газа, которые удовлетворяют примерно девяносто процентов энергетических потребностей человечества. Динамика изменения тарифа на электроэнергию за 1999 - 2001 года.
984. Железобетонные плиты перекрытия и покрытия 427.5 KB
  Тепловая обработка входит в технологический процесс изготовления железобетонных изделий и занимает 70-80 % времени всего цикла изготовления изделий. Проектируемый цех по производству многопустотных плит перекрытий производительностью 19000 м3/год планируется разместить на территории действующего завода ОАО СЖБ-3 в городе Витебске.
985. Разработка аппаратной части системы автокалибровки и измерения скалярных параметров СВЧ устройств на базе современных микроконтроллеров 674 KB
  Классификация аппаратуры измерения комплексных параметров СВЧ сигнала. Требования к разрабатываемой системе и постановка задачи. Состав каждого комплекта прибора и требования к конструкции. Разработка аппаратной части измерительной системы Р2- Растр.