69926

Киевская Русь: образование и основные тенденции развития государственности

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Вопросы: Происхождение восточных славян их социальная и общественная организация. Индоевропейская семья представлена в нашей стране в основном славянской иранской армянской и греческой группами. Самая большая славянская группа подразделяется на три подгруппы: восточную западную и южную.

Русский

2014-10-12

102 KB

2 чел.

                                                 Лекция №1.

Тема: Киевская Русь: образование и основные тенденции развития государственности.

Вопросы:

  1.  Происхождение восточных славян их социальная и общественная организация.
  2.  Образование Древнерусского государства.
  3.  Киевская Русь в 9-начале 12 веков.

Введение. Каждое поколение, как и каждый человек, учиться на своем опыте, история же должна учить всех нас. И в этом одно из ее главных предназначений. Важно лишь правильно воспринять ее уроки. Знать прошедшее – значит, во многом понять настоящее и предвидеть будущее. 

Освоение первобытным человеком производства металла привело к появлению скотоводческих и земледельческих племен. На смену матриархата пришел патриархат. Начали складываться большие культурные общности, которые соответствовали языковым семьям. Большинство народов населяющих нашу страну можно классифицировать по языку, на котором они говорят. Языки чаще всего классифицируют по генеалогическому принципу, в соответствии с которым они объединяются в семьи по признаку родства, устанавливаемому путем сравнения их словарного фонда и грамматики. Семьи делятся на группы, а группы - на подгруппы.

Наиболее крупная языковая семья – индоевропейская. Прародиной индоевропейцев была территория где-то между Южным Уралом и Центральной Европой. Примерно в 3 тысячелетии до н. э. индоевропейская общность раскололась на несколько ветвей и начала расселяться, проникая  в районы Азии, Индостанского полуострова и Центральной Европы. К потомкам индоевропейцев относятся такие современные народы: немцы, англичане, русские, украинцы, белорусы, французы, иранцы, таджики, индийцы, армяне, греки и др. Индоевропейская семья представлена в нашей стране в основном славянской, иранской, армянской и греческой группами. Самая большая славянская группа подразделяется на три подгруппы: восточную, западную и южную. В России главным образом проживают народы восточной подгруппы - русские, украинцы и белорусы.

Вторая большая языковая семья – угро-финская. Занимала территорию от Прикамья до Зауралья, откуда ее племена расселились в Поволжье, Западную Сибирь, европейский Север. К этой семье относятся народы: финны, эстонцы, карелы, ханты, мордва и др.

В Восточной Сибири на степных пространствах Азии складывалась алтайская языковая семья, состоящей из двух групп: тюркской и монгольской. Самая многочисленная группа - тюркская, имеющая две подгруппы – кыпчатскую и огузскую. К кыпчакской, подгруппе принадлежат кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы и татары. К огузской  подгруппе относятся этносы - азербайджанцы, турки, турки-месхетинцы и туркмены. К монгольской группе относятся калмыки.

У нас на Северном Кавказе в горных ущельях со времен бронзового века живут народы северокавказской языковой семьи. Северокавказская языковая семья подразделяется на две группы: адыго-абхазскую и нахско-дагестанскую. В состав первой входят абазины, абхазы, кабардинцы, адыгейцы, черкесы и шапсуги. Нахско-дагестанская группа делится на две подгруппы. Нахскую (вайнахскую) подгруппу составляют чеченцы, ингуши, кистинцы и бацбийцы. Дагестанскую подгруппу входят: аваро-андо-дидойцы, даргинцы, лакцы и лезгины.

Так как история нашего государства уходит своими корнями в Древнюю Киевскую Русь, которую населяли в основном славяне, то мы начинаем изучать историю нашей страны с происхождения славян.  

1. Происхождение восточных славян их социальная и общественная организация.

Часть индоевропейцев ко 2 тысячелетию до н. э. образовали в Центральной и Восточной Европы особый массив, состоявший из предков бушующих германцев, славян и балтов, говоривших тогда на одном языке.  К середине 2 тысячелетия до н. э. обособились предки германцев.  На рубеже 2-1 тысячелетий до н. э. праславяне расселились в 2 районах Европы. Первый – в северной части Центральной Европы, в последствии здесь появятся племена западных славян, а второй – в Среднем Поднепровье в будущем в этом месте сформируются племена восточных славян. В дальнейшем славяне расселились в сторону Карпатских гор, Дуная и Балканского полуострова. По времени расселение славян совпало в основном с заключительным этапом великого переселения народов 3-4 веках н. э., они заселили обширные территории: от современного русского Севера до Средиземноморья и от Волги до Эльбы.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу 1 тысячелетия н. э., о славянах сообщают греческие, римские, византийские и в последствии арабские источники (Плиний Старший, Тацит). Готский писатель Иордан в 6 веке  подразделял славян на 3 ветви: западную - венеды, южную-склавины и восточную-анты.

От западных произошли современные народы: чехи, поляки, словаки, южных: сербы, хорваты, словенцы, черногорцы, македонцы, восточных: русские, украинцы, белорусы.

Согласно летописи «Повести временных лет» известно полтора десятка союзов племен восточных славян. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были утрачены. Первым среди союзов племен названо племя-полян, живших по среднему течению Днепра, т. е. в районе Киева. К западу по реке Припяти от полян жили древляне, от Днепра до Дуная – тиверцы и уличи, в бассейне рек Десны и Сейма – северяне, между Припятью и Западной Двиной – дреговичи, по Полоте – полочане, по рекам Волхов, Щелони, Ловати и Мсте – ильменские словене, в верховьев Днепра, Западной Двины и Волги – кривичи, в верховьях Оки – вятичи, по Западному и отчасти Южному Бугу – бужане и волыняне, на верхних притоках Днепра – радимичи.

Итак, в 8-9 веках восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге.

Соседями славянских племен на западе были восточные балты и западные славяне, на северо-востоке – угро-финские племена, на юго-востоке –  тюркские кочевые племена.

Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтскими племенами, происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов, при этом, в ходе совместного проживания, постепенно славянский язык становился главным.

Древние славяне были язычниками, они верили в богов, которые олицетворяли силы природы. Например: бог грома, молнии, войны – Перун, бог огня – Сварог, бог солнца – Ярило или Даждьбог…

Основным занятием славян было земледелие. Выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо. Причем южные земли славян обгоняли в своем развитии северные. Это объясняется 1- плодородными почвами 2-земледельческими традициями, берущими начало еще от скифской поры и давними связями с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия. На севере, в районе таежных лесов господствующей системой была подсечно-огневая (1 год деревья подрубали, 2год высохшие деревья сжигали и, использовали золу в качестве удобрения. За 2-3 года земля истощалась, и переходили на другой участок). В южных районах была залежная (в лесостепных районах выжигали траву, удобряя почву золой, и  использовали ее до полного истощения, затем участок оставляли, пока не нем не восстановится естественный травяной покров). Таким образом, земледелие у славян носило экстенсивных характер.

Помимо земледелия славяне разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Занимались охотой, бортничеством, рыболовством.

Славяне жили в небольших домах типа полуземлянок, площадью 10-20  кв. м.: пол был на метр-полтора ниже уровня земли, стены были деревянные, печь каменная, топилась по-черному.  Поселения славян группировались в своего рода гнезда из 3-4 поселков. В каждом поселке проживало несколько семей. Несколько поселков составляли древнерусскую вервь-общину. Она занимала особое место в жизни славян. Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда, и крупные трудоемкие работы, мог выполнить только большой коллектив. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни  приобрела община – мир или вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при ее разделах). Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находилась земля, луга, леса, водоемы.

У восточных славян появляются первые города: Киев (основание восходит к концу 5 началу 6 века), Новгород, Чернигов, Смоленск и др. По подсчетам историков в 9 веке на Руси было не менее 24 крупных городов. Город, как правило, возникал на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало его защиту от нападения врагов, а также реки являлись основными путями связывавшие земли восточных славян. Центральная часть города, защищенная валом, называлась кремль, кром или детинец. Там находились дворы князей. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посадом, а отдельные ее районы, населенные ремесленниками определенной специальности – слободами. Города строились на торговых путях. Одним  из важнейших торговых путей того времени был путь из «варяг в греки», который связывал Северную Европу с Византией. Другим торговым путем был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка «нарочитые люди».  Важные вопросы решались на народных собраниях – вечевых сходах. Князья еще выбирались народом, а не передавали свою власть по наследству. Основную часть племени составляли свободные его члены – люди, или смерды, но среди них шло расслоение: наиболее зажиточные стали называться мужами, появляются «вои» т. е. те, кто имел право участвовать в войнах и мог себя снарядить для военных походов. На нижних ступенях общества стояли неполноправные, попавшие в зависимость от богатых людей – сироты и холопы. На самой низшей ступени стояли рабы из числа пленников.          Существовало ополчение «полк», «тысяча» – во главе стояли сотские и тысяцкие. В 6-8 веках у восточных славян появилась дружина. Во главе, которой стояли князья. Она делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Занятие дружины – сбор дани с покоренных племен. Походы за сбором дани назывались полюдьем. Сбор дани происходил в ноябре-апреле до весеннего вскрытия рек. Единицей обложения был дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором. Таким образом, накануне образования Древнерусского государства племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности.

2. Образование Древнерусского государства.

Русские летописцы начала 12 века, пытались объяснить появление древнерусского государства в 9 веке, включили в летопись «Повесть временных лет» легенду о призвании в качестве князей трех братьев варягов: Рюрика, Синеуса, Трувора. По этой легенде, накануне образования Киевской Руси, северные племена славян, платили дань варягам, а южные находились в зависимости от хазар. В 859 году новгородцы изгнали варяг, что привело к междоусобной войне. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да подите княжить и володеть нами». Так власть над Новгородом и окрестными землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик, положил, как считает, летописец, начало русской государственности. После его смерти в 879 году, другой варяжский князь захватил власть и объединил Новгород и Киев в 882 году. Таким образом, по мнению летописца, сложилось государство Киевская Русь. Этот летописный рассказ послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения государства у восточных славян. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, работавшим в России в 18 веке. Согласно этой теории восточные славяне были не способны самостоятельно создать государственность. Норманисты полагали, что только под иноземным руководством, и по иноземным образцам было создано государство у восточных славян. В Гитлеровской германии эту теорию использовали как доказательство неполноценности славян и принадлежности германцев, в том числе и нормандцев, «к расе господ». Необходимо сказать, что горячим противником этой теории, выступил еще М.В. Ломоносов. В современную эпоху доказана научная несостоятельность этой теории. Потому что, сама легенда о призвании варягов была помещена в летопись преднамеренно, по политическим мотивам. Во-первых, указание на иноземное происхождение княжеской власти должно было усилить ее авторитет, возвысить над местной знатью. Во-вторых, в 12 веке Русь стремилась противопоставить себя Византии, т.е. легенда о принятии власти с севера должна была подчеркнуть независимость Руси от Византии. В-третьих, в призвании варягов летописец видел аналогию с современными ему событиями: призванием Владимира Мономаха на княжение в Киев. Кроме того, варяжские князья и их дружина по Нестору-летописцу,  назывались «Русью», а «язык славянский и русский одно есть», далее пишет он. Это значит, что варяжские князья были новгородцам родственны. Это объясняет безболезненное и быстрое внедрение пришельцев в среду восточных славян и отсутствие в Древней Руси названий, связанных с германскими языками. В настоящий момент, среди историков, существует точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики, либо из района реки Неман.

Причинами образования государства у восточных славян в 9 веке было  стремление обеспечить себе защиту от внешних врагов. Восточнославянские племена объединялись для защиты в крупные суперсоюзы, которым были присущи черты ранней государственности. Одним из таких объединений  был  союз племен во главе с Кием в конце 5 века, держава Волынян в конце 6-начале 7 века, или объединение, возглавляемое новгородским старейшиной Гостомыслом в 9 веке. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования государства 3 крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба располагалась вокруг Киева, Славия в районе озера Ильмень с центром в Новгороде, Артания в районе Рязани или Чернигова.

Другой причиной образования государства у восточных славян было закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя. С появлением у славян орудий труда из железа на смену родовой общине пришла территориальная, появилась частная собственность, вследствие этого начался раскол общества по имущественному признаку, постепенно на протяжении 6-9 веков материальные ценности и власть были сконцентрированы в руках родоплеменной знати, возникли предпосылки феодальных отношений, которые привели к образованию государственности у восточных славян. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточнославянских племен сложилась государственность.

3. Киевская Русь в 9-начале 12 веков.

С 862 года Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде. Его братья Синеус – на Белом озере, другой Трувор – в Изборске. Через 2 года братья умерли. Рюрик передал в управление города своим приближенным. Двое их них Аскольд и Дир заняли Киев, и освободил киевлян от хазарской дани, они же совершили первый поход на Византию. После смерти Рюрика в 879 году власть в Новгороде захватил Олег(879-911г.). В 882 году Олег убил Аскольда и Дира и захватил Киев. Киев стал центром объединенного государства. Объединение южных земель с Киевом и северных с центром в Новгороде было важнейшим этапом развития древнерусского государства. Если до взятия Киева можно говорить о существовании у восточных славян государственности, то с этого момента можно говорить о создании Древнерусского государства, которое предполагало появление сильной центральной власти, органов управления и права, объединяющих всю территорию страны.

В 907 и 911 годах Олег совершил походы на Византию к стенам Константинополя. В результате был заключены договоры с византийцами.

Эти договоры были составлены в 2 экземплярах – на русском и греческом языках. Это подтверждает, во-первых, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства, во-вторых, до появления «Русской правды» на Руси уже складывалось законодательство, так как в договоре упоминалось о «Законе русском», по которому судили жителей Киевской Руси.

Согласно этим договорам, русские купцы имели право 1 месяц жить за счет греков в городе и беспошлинно торговать там. Эти выгодные, для русской стороны, договоры обеспечивали возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. Кроме того, договоры устанавливали союзнические отношения между государствами. В них определялись порядок и условия поступления русских дружинников на византийскую службу. Таким образом, Византийские походы вызывались в основном стремлением установить выгодные, для молодой державы, торговые отношения между двумя государствами, поэтому они обычно заканчивались подписанием торговых договоров.

Олег проводил жесткую политику, направленную на включение в состав государства всех восточнославянских племенных союзов. Он подчинил себе почти все славянские племена от Балтийского моря до Карпатских гор. Несогласных заставил признать себя силой оружия. При нем в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи.

После смерти Олега стал княжить Игорь (912-945г.). Игорь продолжил политику своего предшественника. В 941 и 944 годах были предприняты походы с целью подтверждения торговых договоров с Византией. В 944 году  был заключен новый договор, однако русские купцы лишились права беспошлинной торговли. К этому времени относится и появление официального названия Руси – Русская земля. При Игоре в состав русского государства вошли уличи. Погиб Игорь собирая дань с древлян. Его жена Ольга проявила себя как решительная, властная и дальновидная правительница. Она приказала убить древлянских послов, которые пришли в Киев сватать ее за своего князя Мала. Затем сама с войском разгромила древлян и сожгла их столицу город Искоростень. Исходя из опыта восстания древлян, Ольга провела реформу налогообложения. Сбор дани был упорядочен. Для этого были установлены уроки – размер дани, и погосты – места сборов дани. В княжение Ольги в состав Киевской Руси вошли окончательно древляне и тиверцы.

Сын Игоря и Ольги Святослав (964-972г.) продолжил дело своих родителей по объединению всех восточнославянских союзов племен в единое государство. Были присоединены вятичи – последнее племя славян, платившее дань хазарам. Святослав продолжил укрепление системы управления. Он послал в русские земли в качестве наместников своих сыновей. Продолжил активную внешнюю политику. Перед ним стояли две  наиболее важные внешнеполитические задачи: 1-защитить Русь от кочевников, 2- расчистить торговые пути в страны Востока. Святослав в ходе многочисленных походов нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладел Тмутараканью на Таманском полуострове. Таким образом, в ходе его военных кампаний весь Волжский торговый путь оказался под контролем русского государства, и Русь укрепила свои позиции на Северном Кавказе и Причерноморье. Ему удалось отразить натиск печенегов и обезопасить, на время, юго-восточные рубежи.

Пытался приблизить границы Руси к Византии и вел борьбу с византийцами за Балканский полуостров. Однако эта война окончилась для него неудачей. После заключения договора с византийцами, на пути в Киев, попал в засаду печенегов у днепровских порогов, где и погиб.

После гибели Святослава великим князем стал его старший сын Ярополк (972 - 980г.). Между ним с одной стороны и его братьями Олегом и Владимиром с другой началась междуусобная борьба в ходе, которой Ярополк и Олег погибли, а престол достался Владимиру. При Владимире I (980-1015г.) все земли восточных славян были объединены в составе Киевской Руси. Именно Владимир, решил важнейшую задачу того времени, защитил Русь от набегов печенегов, с этой целью на юго-восточных границах  была создана целая оборонительная система, которая включала 4 линии обороны на левобережье Днепра. Крепости на линиях располагались на расстоянии 15-20 км. друг от друга и находились, как правило у бродов, чтобы препятствовать переправам печенежской конницы. В крепости были привлечены опытные воины со всех русских земель.  В глубине системы был построен Белгород, который стал местом сбора всех русских сил. Для предупреждения об опасности была введена специальная сигнальная система оповещения.

Помимо защиты русских земель от врагов, Владимир проводил активную политику, направленную на укрепление государственного аппарата на местах. С этой целью, он использовал практику замещения местных племенных князей своими ставленниками (наместниками).

Понимая роль религии в укреплении государства, Владимир провел 1 религиозную реформу. Суть, которой заключалось в том, что в Киеве был создан пантеон восточнославянских богов во главе с Перуном. Причем культ Перуна насаждался в Древней Руси жестокими мерами. Тем не менее, языческая религия не отвечала быстро развивающимся феодальным отношениям, усилению великокняжеской власти и поднятию авторитета государства на международной арене. Поэтому в качестве государственной религии в 988 году было принято христианство в форме православия. По-видимому, на принятие этого решения повлияли тесные политические, экономические и культурные связи с Византией. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в византийском г. Корсуни (Херсонесе) нынешний Севастополь. После этого события византийский император отдал в жены Владимиру свою сестру Анну. Новая вера на Руси вводилась силой. Языческих идолов сжигали, а людей пытавшихся уклониться от крещения, под страхом смерти загоняли в Днепр для крещения. Однако христианство, несмотря на преследование языческой религии, утверждалось на окраинных землях Руси медленно и установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде.   Принятие христианства имело огромное значение для Руси: 1 –укрепляло власть феодалов над крестьянами, своим учением освящая феодальную собственность и подчинение властям. 2 – Укрепляло государственную власть  и территориальное единство Киевской Руси. 3- Повышало международный престиж Руси, теперь Киевская Русь становилась равной другим христианским странам. 4 – Сыграло большую роль в развитии русской культуры, приобщив ее к византийской, а через нее и к античной культуре.

С принятием христианства возникла на Руси церковь – религиозная организация. Во главе, которой был поставлен митрополит, назначаемый из Константинополя патриархом. Области – возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог «десятину». В руках церкви были суд, ведавший антирелигиозными преступлениями, а также нарушениями нравственных и семейных норм.

Владимир княжил 50 лет, фактически возвеличил и укрепил Русское государство, умер он в 1015 году.

После смерти Владимира в результате междоусобной борьбы между сыновьями на престол Ярослав Мудрый (1019-1054). Он продолжил политику отца, направленную на укрепление государства. Однако Ярославу не сразу удалось восстановить былое единство Руси. Его брат Мстислав Тутараканьский не хотел подчиняться Киеву. В 1024 году он разбил войско брата и отвоевал себе право управлять половиной Руси. До 1036 года, когда Мстислав умер не оставив наследника,  Русь была поделена между братьями.           

Продолжая линию своих предшественников направленную на укрепление государственного аппарата, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного подчинения. Самого Ярослава стали именовать царем.  Стремясь установить порядок и законность в русских землях, он ввел в действие первый на Руси писаный свод законов – Русскую правду. Свод касался, прежде всего, вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк. Кроме того, Русская Правда строго наказывала и уголовные преступления. При этом еще допускалась кровная месть. За убийство можно было мстить убийце и даже его убить. Однако мстить могли только близкие родственники. Таким образом, ограничивался этот обычай первобытного строя. В случае если близких родственников не было, то убийца платил штраф в 40 гривен. Также большим денежным штрафом наказывались побои и увечья.  По своду новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские. Всего Ярославом было написано 17 статей.

Ярослав продолжил внешнюю политику деда и отца. Он утвердил свою власть к западу от Чудского озера, ходил походами  против литовских племен.  Ему удалось обезопасить Русь от печенегов. В 1036 году под Киевом печенеги потерпели крупное поражение, после которого, они уже не смогли оправиться. После расправы над русскими купцами в Константинополе в 1043 году был осуществлен поход против Византии. В 1046 году был заключен мир и возобновлены дружеские отношения. После войны с Польским королевством за Закарпатье, Русь и Польша помирились и стали союзниками.

Рост силы и авторитет Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона. Русь при нем, добилась широкого международного признания. С семьей князя стремились породниться крупные королевские дворы Европы. Так, Ярослав был женат на шведской принцессе. Дочери его были замужем за французским, венгерским и норвежскими королями. Сыновья Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха, а Изяслав взял себе в жены сестру польского короля. Сестра Ярослава вышла замуж за короля Польши.

Время правления Ярослава было периодом расцвета Киевской Руси. Ей была подвластна огромная территория от Черного до Балтийского морей. Были основаны новые города Ярославль, Юрьев. К середине 11 века на Руси жило около 4 млн. человек. При нем Киев стал одним из крупнейших городов Европы. В городе были построены Золотые ворота, Софийский собор и множество других церквей. Великий князь был ревностным сторонникам развития культуры, образования. Были открыты новые школы, созданы первые библиотеки.

Умер великий князь в 1054 году. Наследниками стали его сыновья: Изяслав, Святослав и Всеволод. Фактически Русская земля была разделана перед смертью между сыновьями чересполосно. Видимо, Ярослав пытался предупредить возможность бедующего раздробления и создать условия, при которых братья зависели бы друг от друга. Он также завещал, что впредь великим князем на Руси будет старший в роду. Такой порядок престолонаследия, по старшинству, в дальнейшем стал одной из причин многих междоусобиц среди его потомков.

В 11 веке занятие дружины не изменились. Она, по-прежнему, выполняла различные поручения князя, помогали управлять страной, судить, собирать дань и подати. В городах князь опирается на бояр-посадников, в армии - на воевод, тысяцких, которые были выходцами из боярского сословия. В это же время было отменено полюдье, и введен регулярный сбор дани. Смерды попадают в зависимость от государства, то есть от великого князя. Они уже не являются собственниками земли. Возникает княжеский домен т.е. княжеское владение - комплекс земель, населенных людьми, зависимыми от главы государства. Князья за службу начинают передавать своим вассалам (дружинникам)  земли - вотчины. Складывается феодальная система. Население превращается в феодально-зависимое. Рядовичи - заключили с господином договор (ряд) и попали от него в зависимость. Закупы - находились в зависимости, пока не отдадут долг (купу). Наймиты - нанимавшиеся на работу за плату. Прощенники - кому были прощены их долги и преступления. Холопы и челядь - зависели от своих господ, прислуживали им в доме, исполняли сельские работы. Становились холопами рядовичи и закупы, за нарушение договора, а также пленные. Таким образом, Древнерусское государство было раннефеодальным с многоукладной переходной экономикой.

Трое братье Ярославичей в битве с новыми кочевыми племенами половцев на реке Альте в 1068 году потерпели поражение. Киевляне потребовали оружие, чтобы самим обороняться против новых врагов. Однако старший князь Изяслав побоялся вооружить горожан. Началось народное восстание. В результате, которого, Изяслав вынужден был бежать из Киева, и только с помощью польских феодалов ему удалось в 1069 году престол. Массовые народные выступления прокатились и по другим русским землям. Эти антифеодальные выступления заставили князей дополнить свод законов Ярослава. Эти дополнения получили название Правды Ярославичей. Этот свод законов был направлен на защиту собственности феодала и его вотчины.  Теперь кровная месть была отменена и усилена разница в плате за убийство разных категорий населения. Например, жизнь старшего дружинника или огнищанина (княжеский дворецкий) оценивалась в 80 гривен,  жизнь свободного мужа – в 40 гривен, простого ремесленника уже  12 гривен, а смерда или раба всего в 5 гривен. Свод законов также карал за кражу и укрывательство у себя холопов.

После утверждения Изяслава на престоле и разгрома половцев Святославом между братьями началась междоусобная борьба. Изяслав потерял престол, который достался Святославу. Однако в 1076 году Святослав умирает и Изяслав возвращает себе престол, но правит он не долго, через 2 года в одной из битв он погиб. Великим князем стал Всеволод. После его смерти в 1093 году на престол вступил сын Изяслава Святополк, но усобицы продолжались. Тогда в 1097 году по инициативе сына Всеволода Владимира Мономаха в городе Любече собрался княжеский съезд. На этом съезде был принят новый принцип организации власти на Руси: каждый князь самостоятельно управляет своей вотчиной. Таким образом, с установлением этого принципа юридически было закреплено уже начавшееся разделение Киевской Руси на отдельные княжества.

Князь Святополк покровительствовал ростовщикам, был неразборчив в средствах обогащения, занимался спекуляциями солью и хлебом. Его смерть в 1113 году послужила сигналом к восстанию. Народ громил дома феодалов и ростовщиков. Напуганное боярство обратилось с просьбой занять престол к Владимиру Мономаху, авторитет которого был высокий среди народа. Он пользовался заслуженной популярностью на Руси, так как был организатором многих походов против внешнего врага – половцев. Став великим князем (1113-1125), Мономах издал еще одно дополнение к Русской Правде - Устав Владимира Мономаха. По нему было упорядочено взимание процентов ростовщиками, регламентирован переход в холопство, улучшено правовое положение купечества. Ему удалось, на время, воссоздать единство Руси, он заставил всех князей подчиняться великому киевскому князю, подавил сепаратизм отдельных князей.

Во внешней политике, придерживался дальнейшей наступательной доктрины против половцев. В 1116 году сам возглавил поход против половцев, затем посылал против них своих сыновей.

Он укрепил международный авторитет Руси. Византия послала ему богатые подарки, среди которых были предметы императорской парадной одежды, знаки императорской власти, в частности императорский венец. Так возникла легенда о Шапке Мономаха.

Его сыну Мстиславу Великому (1125-1132) удавалось еще удерживать Киевскую Русь от окончательного распада. Однако с его смертью государство распалось на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период феодальной раздробленности. К причинам феодальной раздробленности можно отнести: 1. Ослабла центральная власть, власть киевского князя. Князья из-за старшинства втягивали население в междоусобные войны. 2. Отсутствовали прочные экономические связи между землями, преобладало натуральное хозяйство. 3. шел рост городов, которые превращались в самостоятельные центры экономического и политического развития. 4. Возникали и укреплялись на местах собственные княжеские династии. 5. Приходит в упадок значение торгового «пути из варяг в греки», который на начальном этапе становления государства выполнял объединительную функцию. 6. Распространение феодального землевладения, возникновение боярских вотчин. Когда феодалы не собирают дань как раньше, а эксплуатируют зависимых крестьян – эта ситуация приводит к обострению классовой борьбы и феодалы заинтересованы в сильной княжеской власти на местах, которая могла бы подавить сопротивление крестьян.   

   

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71099. Электромагнитные неионизирующие излучения (промышленных и радиочастот) 101.5 KB
  Источниками электромагнитных полей являются атмосферное электричество радиоизлучение солнца и галактик квазистатические электрические и магнитные поля Земли. Как в производственной так и в бытовой сфере широко используются электромагнитные поля как переменные так и постоянные.
71100. Человек как элемент эргатической системы. Понятие риска. Управление риском 344.5 KB
  Антропометрические характеристики определяются размерами тела человека и его отдельных частей и используются для проектирования наиболее рациональных условий труда. Они позволяют рассчитывать пространственную организацию рабочего места, устанавливать зоны досягаемости и видимости, конструктивные параметры рабочего места...
71101. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ 82.5 KB
  Через зрительный анализатор (ЗА) к нам поступает большая часть информации об окружающем мире. Зрительная работоспособность, производительность труда тесно связаны с рациональным производственным освещением. Свет оказывает влияние на эмоциональное состояние человека...
71102. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 135.66 KB
  Соотношение индивидуальности и личности определяется тем что это два способа бытия человека два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется в частности в том что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
71103. Специфика и сущность философского знания 25.64 KB
  Основные типы мировоззрения: Миф это самая древняя форма мировоззрения на уровне мироощущения и миропонимания которая характеризуется символическим фантастическо-образным целостным представлением о природе обществе и человеке.
71105. Средневековая философия (IV-XIV вв.) 32.5 KB
  Квинт Септимий Тертуллиан из Карфагена (160-240) – Платона, Аристотеля, Эпикура, Гераклита, Эмпедокла и других мыслителей античности Тертуллиан считает “патриархами еретиков”. Следовательно, все кто ищет истину на путях, пройденных античной философией, попадает...
71106. Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) 43.27 KB
  Философия эпохи Возрождения – совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV-XVI вв., которые объединяли антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал...
71107. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) 43.37 KB
  Развернутая критика средневековой схоластики – если в средние века вера возвышается над разумом, то теперь речь идет о развитии разума, независимо от веры. В таком виде разум оказывается уже орудием не богословов, а ученых.