69927

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Элементы правового регулирования медицинской деятельности появились одновременно с зарождением медицины. Но уже появляются отдельные указы посвященные вопросам медицинской деятельности. Большую роль в истории правовой регламентации медицинской деятельности сыграл...

Русский

2014-10-12

41 KB

22 чел.

ЛЕКЦИЯ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ.

Элементы правового регулирования медицинской деятельности появились одновременно с зарождением медицины.

В рабовладельческом обществе лечение приравнивалось к действию сверхъестественной силы.

В Древнем Египте врачи в своей деятельности руководствовались правилами “Священной книги”.

В эпоху раннего христианства появились суровые законы, карающие за неоказание помощи больному.

1.РАЗВИТИЕ РОССИЙСКИХ ЗАКОНОВ О ЗДРАВООХРАНЕНИИ.

В России в средние века врачевание считалось чародейством, поэтому за вред, причиненный лечением, врач нес ответственность как за умышленное преступление.

Начиная с 16 века отмечается прогресс медицины в России, однако ее правовое регламентирование развивается медленно. Но уже появляются отдельные указы, посвященные вопросам медицинской деятельности.

Более детально медицинская деятельность, тогда называемая врачебной деятельностью, в России регламентируется при Петре I.

Законодательные акты Петра I определяли требования не только к профессиональной деятельности, но и к личным качествам врача, отношение к больному. К врачу предъявлялись определенные требования (доктор должен пройти обучение, иметь практику, быть трезвым, в любое время суток мог оказать помощь...).

В 1797 г. появилась Инструкция о правах и обязанностях врачебных управ.

Она стала основой для Единого врачебного закона, появившегося в России в 1857 году.

Далее принимались законы, посвященные ответственности предпринимателей за увечие и смерть рабочих.

Правила безопасности работ в фабрично-заводской промышленности.

А вот Единый врачебный закон с незначительными частными дополнениями просуществовал до октября 1917 года.

Далее законодательство по здравоохранению было систематизировано и издано в 2-х сборниках в 1922 и 1925 г.г.

Эти сборники служили настольнимы книгами для врачей того времени.

Большую роль в истории правовой регламентации медицинской деятельности сыграл Декрет ВЦИК РСФСР от 01.12.1924 г. "О профессиональной работе и правах медицинских работников". Этот законодательный акт был первым советским медицинским уставом до 1969 г., когда были изданы "Основы законодательства СССР".

Конец 1980-х — начало 1990-х годов в России можно считать переходом к новой экономической формации, важным этапным завершением которого стали Конституция Российской Федерации (1993) и ряд законов, имеющих отношение к регламентации медицинской деятельности.

1993—2000 гг. — период активного правотворчества, перехода от ведомственных нормативных актов к гражданско-правовым, к регулированию профессиональной деятельности в здравоохранении.

В настоящее время правовая регламентация медицинской деятельности осуществляется:

- действующей Конституцией РФ, а именно конституционным правом на охрану здоровья и медицинскую помощь

(ст.ст. 41-42 Конституции РФ);

- ведущим законодательным актом, регулирующим вопросы обеспечения прав медицинских работников является ФЗ № 323 от 21.11.2011 г."Об основах охраны здоровья граждан в РФ";

- Закон "О медицинском страховании граждан РФ" ;

- Закон РФ "О защите прав потребителей" ;

- Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" .

2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНЫ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

Международное законодательство в области медицинского права сводится к декларативным документам, принятым международными общественными медицинскими организациями. Они провозглашают морально-этические принципы оказания медицинской помощи, принципы отношения медиков друг с другом, отношения к пациентам.

К этим документам относятся Женевская декларация 1948 г. и Хельсинская декларация 1964 г. Всемирной медицинской ассоциации. Также Международный кодекс медицинской этики, принятый в 1949 г. 3-ей генеральной ассомблеей всемирной медицинской ассоциации, с последующими изменениями (последние измениния внесены в 1983 г.), Декларация о политике в области охраны здоровья детей 1987 г.

Международные медицинские организации представляют собой неправительственные медицинские общественные организации. Они могут объединять национальные медицинские сообщества. Национальные сообщества могут быть полноценными членами этих организаций или в роли наблюдателей, т.е. без права голоса.

Всемирная медицинская ассоциация - самая авторитетная международная медицинская организация. Основная цель, как и других медицинских организаций, координация действий медиков по решению вопросов о защите прав медицинских работников и пациентов, принятие правил и стандартов медицинской практики. Соблюдение решений, принятых Всемирной медицинской ассоциацией, является обязательным.

Всемирная организация здравоохранения - крупнейшая международная медицинская организация. Цель - достижение всеми народами наиболее высокого уровня здоровья. Создана она после 2-й мировой войны и в своем Уставе провозгласила право каждого человека на здоровье, принцип ответственности правительства за здоровье своих граждан.

Высшим органом ВОЗ являетя Всемирная ассомблея здравоохранения. Она состоит из делегатов, представляющих государства. Ассомблея рассматривает и утверждает годовые планы работ, бюджет, назначает генерального директора ВОЗ, решает вопросы сотрудничества с другими организациями.

Российские неправительственные медицинские организации представлены как национальные общественные организации, это:

- Российское медицинское общество,

- Российская медицинская ассоциация,

- Российское общество красного креста.

- Российский медицинский союз.

Их функции: стандартизация медицинских услуг; разработка рекомендаций по совершенствованию системы здравоохранения; обсуждение вопросов развития отрасли и научных вопросов.

Главной правительственной организацией в РФ является Министерство здравоохранения и социального развития.

Его функции: управление, координация, контроль в области здравоохранения, экогогии, социальной защиты населения.

Министерство имеет сложную структуру и состоит из департаментов (их порядка12), каждый из которых отвечает за свое направление.

Кроме того, министерство координирует и контролирует деятельность федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральной службы по труду и занятости, д-ть пенсионного фонда, федерального фонда обязательного медицинского страхования и многие другие направления.

Российские учреждения здравоохранения - это система лечебно-профилактических, противоэпедимических, реабилитационных медицинских учреждений.

Направления работы:

- лечебно-профилактическая деятельность;

- охрана здоровья;

- санитарно-противоэпедимическая деятельность;

- медицинская и фармацевтическая промышленность;

- медицинское образование и наука;

- санаторно-курортное дело;

- паталого-анатомическая, судебно-медицинская и судебно-психологическая экспертизы;

- обязательное медицинское страхование.  

3. МЕСТО И РОЛЬ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ.

В настоящее время вопрос взаимодействия медицины и права актуален.

Знание законов, их соблюдение является основным условием профилактики правонарушений, в т.ч. в области здравоохранения. Юридическая грамотность помогает медицинским работникам разбираться в нормах и правах, как своих так и пациентов.

Правоотношения, возникающие в области здравоохранения, регламентируютя целым рядом нормативно-правовых актов и связаны с другими отраслями права.

Медицинское право - совокупность нормативных актов, определяющих организационные, структурные, общественные отношения при оказании любых мероприятий, связанных с медицинской помощью и охраной здоровья.

Система медицинского права включает в себя:

- лечебно-профилактические и санитарно-гигиенические нормы4

- нормы, регламентирующие медицинскую и фармацевтическую деятельности.

Знание медицинскими работниками основ медицинского права позволяет ориентироваться в определенных жизненых ситуациях и при непосредственном осуществлении профессиональной деятельности, принимать правильные решения во избежании судебных исков.

В настоящее время растет количество обращений пациентов в судебные органы за защитой своих нарушеных прав и как правило эти обращения содержат вопросы возмещения морального вреда в денежном выражении.

В таких условиях очевидно, что медицинские учреждения в целом и медицинские работники нуждаются в юридической защите. Первоочередная защита - четкое знание законов, своих прав и обязанностей и прав и обязанностей пациента.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33559. Основы управления человеческими ресурсами 25.5 KB
  Основные направления управления: Кадровое планирование Набор и отбор персонала внешний: СМИ Службы занятости частные агенства по найму связи со школами и т. привитие новой организациоонй культуры Достижение квалификации Профессиональное обучение персонала новый. Цель кадрового планирования: Оценка имеющихся трудовых ресурсов текучесть кадров производительность труда соответствие количествен и кач состава персонала штатному расписанию простоев потерях рабочего времени нетрудоспособности персонала перевод на другие места...
33560. Требования, предъявляемые к руководителям. Оценка труда руководителя 33.5 KB
  Навыки и умения которыми должны обладать руководители могу быть объединены в 3 категории: Концептуальные; Человеческие; Технические. Руководители высшего звена Концептуальные навыки Человеческие навыки Технические навыки Руководители среднего звена Руководители низового звена Неуправленческие работники персонал Концептуальные навыки когнитивные познавательные способности человека воспринимать организацию как единое целое и в тоже время четко выделять взаимосвязи ее частей. Концептуальные навыки необходимы всем руководителям но особое...
33561. Стиль руководства. Выбор стиля руководства 48.5 KB
  Стиль руководства. Выбор стиля руководства Негативное и позитивное принуждение к труду. Влияние внешней среды на стиль руководства. Понятие стиля руководства.
33562. Предмет и основные понятия социологии управления 33 KB
  Предмет и основные понятия социологии управления Социологий управления как отрасль появилась в 20 веке в 4050ые годы.значимость управленческих процессов в обществе и накопленный общей социологией объем знаний в области управления. СУ это синтез теории управления социологии менеджмента политологии. Социология управления это наука о взаимосвязях и взаимодействиях которые складываются в системе управления с учетом различных предметных сфер и уровней деятельности а также форм методов и средств управленческих взаимодействий субъектов.
33563. Возникновение российского государства и первые этапы его эволюции 24.82 KB
  Основные теории возникновения государства. теологическая древнейшие представления о происхождении государства связывались с Божественной волей. происхождение государства основывали на законах природы рассматривая государственную структуру как живой организм: Берк Спенсер и др.
33564. Формирование русского централизованного государства и его развитие в 15-17 вв 84.5 KB
  Присоединение территорий способы: с помощью военной силы; экономическое подчинение; династический; новый порядок передачи власти от отца к старшему сыну; единая система управления решения принимаются центральными органами власти в Москве; опора на православную церковь; появление общегосударственной национальной идеи: идея о едином великом российском государстве; появление единой финансовой системы сбор дани трасформируется в сбор налогов; отсутствие внутренних торговых таможенных барьеров; единая внешняя политика;...
33565. Государственное управление в России в период абсолютизма 41.5 KB
  Реформы государственного управления в начале XIX в. Реформы просвещения Реформы Петра I произвели коренные изменения во всей системе государственного управления в России затронули все уровни власти и все стороны государственной жизни. В первую очередь изменения затронули роль и место главы государства в системе управления. Систему государственного управления созданную при Петре I можно охарактеризовать как абсолютизм.
33566. Государственное управление в Российской империи в конце XIX века – начале XX века 53.5 KB
  Государственная Дума 1906-1917 гг. Гор Дума Гор управу которую возглавлял городской глава. Государственная Дума 1906-1917 гг. Государственная Дума созывалась по решению царя.
33567. Государственное управление в РСФСР и СССР 57 KB
  Государственное управление в РСФСР и СССР Конституция РСФСР 1918 года формирование высших органов власти. Образование СССР распределение полномочий между СССР и союзными республиками. Становление государственного управления в первые годы советской власти образование СССР. Образование СССР.