69930

Теоретико-методологические проблемы истории социальной работы в России

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Социальная работа это вид деятельности людей и организаций по оказанию помощи различным слоям населения. Спектр оказания помощи: человек человеку; община человеку; взрослый ребенку сироте; здоровый больному; служба социальной помощи безработному пенсионеру многодетной семье и т.

Русский

2014-10-12

69 KB

6 чел.

Тема 1. Теоретико-методологические проблемы истории социальной

работы в России

Социальная работа – это вид деятельности людей и организаций по оказанию помощи различным слоям населения. Категории людей, нуждающихся в помощи: ребенок, пожилой человек, больной, инвалид, пенсионер, получающий маленькую пенсию, безработный, нищий, бродяга и т. п. Спектр оказания помощи: человек — человеку; община — человеку; взрослый — ребенку, сироте; здоровый — больному; служба социальной помощи — безработному, пенсионеру, многодетной семье и т. д.

Социальная работа это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Цель социальной работы сохранять комфортное, достойное, правовое существование человека как субъекта общества, а также адаптировать личность в социуме.

Цель социальной работы состоит в том, чтобы путем деятельного соучастия социального работника, в процессе человеческого общения, посредством взаимоотношений между конкретными людьми содействовать установлению гармонии между составляющими сущность человека ипостасями - биологической, социальной, психической и духовной. В данном случае под гармонией можно понимать биологическую и психическую и стабильность (равновесие), позволяющую индивиду духовно возвышаться и реализовывать свои способности через систему социальных отношений.

Социальная работа как практическая деятельность, в главном, направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека. В этой связи общая цель включает в себя следующие составляющие:

  •  увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  •  создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
  •  адаптация или реадаптация людей в обществе;
  •  создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
  •  и как конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у пациента “отпадает”.

Социальная работа не ограничивается лишь достижением практических целей, но и несет в себе общецивилизационное назначение, а именно: поддержание и обеспечение социального мира и равновесия в обществе, предупреждение социальных конфликтов, нейтрализация дестабилизирующих факторов. Социальная работа выполняет роль общественного амортизатора.

В связи с этим цель курса: анализ процесса развития и становления социальной работы как общественного института, изучение исторического опыта социальной работы, проводившейся государственными органами, церковными учреждениями, благотворительными ассоциациями, частными лицами, самоуправляющимися объединениями в лице земских институтов, городских обществ, крестьянских общин и др.

Будущему специалисту службы социальной помощи важно знать историю генезиса профессии социального работника и виды духовной и материальной помощи. Необходимо также усвоить технологический процесс теоретической и практической подготовки специалистов социальной сферы деятельности: педагогов, психологов, организаторов и воспитателей.

Отсюда вытекают и основные задачи курса «История социальной работы:

- показать общие закономерности и специфику развития социальной работы в России и за рубежом (в т.ч. эволюцию взглядов и концептуальных подходов);

- обосновать основные периоды ее развития;

- изучить изменение форм, методов и принципов социальной работы (в т.ч. для использование данного опыта в дальнейшей работе);

- расширить представление о роли, месте и значении социальной помощи в сохранении социальной стабильности и развитии общества;

- способствовать развитию гордости за будущую профессию и уверенности в правильности ее выбора.

Социальная работа не является неким элементом, привнесенным в социальную ткань общества извне. В виде помощи и взаимопомощи она существовала в человеческом сообществе испокон веков, имея под собой прочную основу универсальных духовных ценностей. И в России, где всегда были сильны гуманистические христианские традиции, социальная работа развивалась долгое время на личностном и общественном уровнях в виде благотворительности, соучастия, призрения. В профессиональном варианте социальная работа появилась на Западе в начале XX в., на государственный уровень она вышла в начале 30-х годов. С тех пор социальная работа во многом прогматизировалась, подчас отойдя от своих духовных истоков.

Историческое прошлое социальной работы — не только многовековая коллективная память законодательных и политических доктрин, но и формы, методы, принципы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде с учетом ментальности конкретной территории (Россия, западные страны).

В современной литературе выделяют пять периодов в истории социальной работы за рубежом:

I. Архаический период благотворительности (до образования в конце III тыс. – первой половине II тыс. до н. э. первых рабовладельческих государств).

II.  Филантропический период (приблизительно до IV-V вв н.э.).

III.  Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала XVI в.).

IV.  Период государственной благотворительности (до рубежа XIXXX вв.).

V. Период социальной работы (продолжающийся по настоящее время).

В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом (по К.В. Кузьмину, Б.А. Сутырину):

I. Архаический период благотворительности (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IХ-Хвв.).

II. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (X – нач. XVI вв.).

III.  Период церковно-государственной благотворительности (XVIXVIIвв.).

IV.  Период государственной благотворительности (XVIII-нач. XX вв.).

V. Период социального планирования (1917— 1991 гг.).

VI.  Период социальной работы (с 1990-х гг.).

Несколько иначе периодизация социальной работы в России выглядит у М.В. Фирсова:

I. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до X в.

II. Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с X по XIII вв.

III. Период церковно-государственной помощи с XIV в. по вторую половину XVII в.

IV. Период государственного призрения со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.

V.  Период общественного и частного призрения с конца XIX в. до начала XX в.

VI. Период государственного обеспечения с 1917 г. по 1991 г.

VII. Период социальной работы с начала 90-х гг. по настоящее время

Особенностью развития социальной работы в России в отличие от зарубежного опыта является то, что первоначальные формы социальной работы в России появляются гораздо позже, чем на Западе. Это связано, в первую очередь, с тем, что западная цивилизация гораздо древнее, чем Россия и, следовательно, в разные периоды времени Россия и Запад находились на разных стадиях общественного развития, что повлекло некоторое отставание на раннем этапе зарождения социальной работы. Однако принятие христианства даёт мощный толчок в развитии социальной работы в России, которая как бы перешагивая филантропический период, характерный периодизации социальной работы на Западе, одновременно с Западом сразу вступает в период общественной благотворительности. Затем сдерживающим фактором в развитии Российского государства и социальной работы в нём явилось монгольское нашествие (более чем на двести лет). В XVI-XVII вв. в России снова наблюдается специфика развития социальной работы. Она проявляется в возникновении особого церковно-государственного типа призрения и переходе лишь со 2 пол. XVII в. к государственной благотворительности на фоне того, как Запад уже с XVI-XVII вв. вступил в период государственной благотворительности. Также в странах Западной Европы фактически ликвидируется открытая система призрения, в России же длительное время сосуществуют обе системы: закрытая и открытая (легализуется институт нищенства). В XVIII в. различия в развитии нивелируются благодаря реформам Петра I. С нач. XX в. наблюдается специфика России, в которой вновь наблюдается промежуточный период – период социального планирования, охарактеризованный введением единой государственной системы социального обеспечения и лишь с 90-х гг. переход к периоду социальной работы, в то время как на Западе он наступил на рубеже XIXXX вв. Это было связано с образованием СССР и свойственной данному этапу развития российского общества коммунистической идеологии, которая в основе деятельности социальной работы ставила государство как единственного субъекта помощи.

Основные этапы изучения истории социальной работы в России:

1 этап – нач. XIX в. – начало специального и целенаправленного изучения социальной работы в России.  Процесс помощи и поддержки не был терминологически определен, его описание происходило в двух культурно-исторических парадигмах: общественном призрении и христианской благотворительности (позднее, в конце XIX в., осмысленным как благотворительность). Разнополярность подходов к интерпретации процесса помощи и взаимопомощи. Выделяются два светских подхода к изучению истории российского опыта социальной помощи в России. Один из них дан в работе А. Стога «О общественном призрении» (СПб., 1818). Подчеркивая важность государственного подхода в деле общественной помощи, общественного призрения, А. Стог впервые в российской историографии попытался показать эволюцию государственного подхода к проблемам помощи и поддержки нуждающихся, начиная с ранних страниц российской истории — X-XI вв. Параллельно с данным подходом развивается и другой – с точки зрения христианской благотворительности. В связи с тем, что практика христианского милосердия имеет более раннюю общественную традицию, чем государственная, историография христианской благотворительности развивается в этот период по нескольким направлениям: осмысляется практика милосердия в христианской истории цивилизации, отдельно рассматриваются этапы благотворительности в России, обозначаются исторические тенденции частной христианской благотворительности.

2 этап – рубеж XIX-XX вв. – складываются определенные области исторического познания общественной и частной помощи — история отдельных этапов социальной помощи в России, история направлений социальной помощи (приходской, земской, городской и т. д.), история благотворительных учреждений и обществ, зарубежный опыт общественного призрения в контексте российской практики, исторические подходы к явлениям социальной патологии. Исследователи связывают развитие практики социальной помощи не с объективными противоречиями общественной жизни и необходимостью их разрешения, а с личностными мотивами тех или иных исторических деятелей.

В изучении отдельных направлений социальной помощи можно выделить работы конца XIX – начала XX в., посвященные церковно-приходскому, земскому и городскому призрению, общественной помощи, частной благотворительности. Исследование церковно-приходского призрения содержат крупные труды В. Бензина, А. Папкова, С. Рункевича, С. Юшкова. Характерно, что ими изучается как само направление в контексте истории России, так и история приходского призрения отдельных местностей и городов. В церковно-приходском призрении ученые видят первооснову современных форм общественной благотворительности, отмечают преемственность идеологии помощи, ее влияние на становление гуманистических общественных отношений.

В 80-90-х гг. начинают проводиться исследования, посвященные истории земского, волостного и крестьянского призрения. В них находят отражение традиционные народные формы помощи и поддержки, история общественной помощи, оказываемой земствами и их различными учреждениями.

Особое направление в изучении исторического опыта помощи и поддержки связано с осмыслением исторической практики благотворительной деятельности отдельных обществ, учреждений и частных благотворителей. В 70-х гг. начинает изучаться опыт Императорского Человеколюбивого Общества, Ведомства учреждений Императрицы Марии (основаны царской семьей). Появилась целая серия работ историков, раскрывающих сущность данных организаций. В поле зрения исследователей находятся также общества Красного Креста, иные благотворительные организации, которые осуществляли свою деятельность по разным направлениям в городах России на протяжении нескольких десятилетий.

3 этап – нач. XX в. – 80-е гг. XX в. – появляются фундаментальные работы, посвященные вопросам частной и общественной благотворительности, а также возникает новый научный жанр — исторический очерк. Издано большое количество работ, рассказывающих о филантропической деятельности представителей различных сословий в XVII-XIX вв. Оформляется предмет исторического познания, в котором находят отражение конкретные социальные явления: история обществ, благотворительных заведений, деятельность отдельных людей. Можно наблюдать историческую реконструкцию прошлого через осмысление тех или иных направлений деятельности общественного призрения и одновременно осмысление социальных процессов через исторический опыт зарубежных стран и намечается еще одна историческая сфера познания социальной помощи.

Особое направление в изучении социальной помощи рассматриваемого периода – исследование определенных социальных групп, которые отражали происходящие в стране различные социально-исторические процессы, исторические трансформации (миграция, урбанизация, разрушение геополитического пространства и т. п.). История нравов, поведения, ценностных ориентации мотивов девиантных групп становится особым социальным полем и предметом научной рефлексии в контексте проблем социальной помощи.

Дальнейшее изучение исторического опыта социальной помощи и защиты происходит уже в первые годы советской власти в основном с марксистских позиций. Историческое прошлое интерпретируется в контексте идей классовой борьбы. В то же время формируются новые традиции в освещении не исторического прошлого, а исторического настоящего, когда «история повседневности» является основным модусом осмысления существующей практики социальной помощи. Исторический опыт общественной помощи и поддержки на данном этапе не выделяется в историческом познании, однако отдельные вопросы в контексте самостоятельных проблем истории России находят свое отражение в работах М. Тихомирова, Б. Рыбакова, Б. Грекова, Л. Черепнина, В. Пашуто, Я. Щапова, С. Шмидта, А. Рогова, Н. Синицыной и других историков.

4 этап – с кон. 80-х – нач. 90-х гг. XX в по настоящее время – появление системных исследований российского опыта помощи и поддержки. Первые шаги в осмыслении исторического прошлого социальной помощи были сделаны в работах, посвященных феномену российского меценатства и благотворительности, П. Власова, Н. Думовой, Л. Бади, П. Неще-ретнего и др. В конце XX в. в российской историографии создана периодизация истории социальной работы в связи с появлением новой профессии – социального работника. Современные подходы к истории социальной работы при всем многообразии видения ее проблематики сводятся к единой позиции: история социальной работы – целостный культурно-исторический процесс, имеющий определенные этапы своего самостоятельного развития.

Терминология курса:

В русском языке в отношении социальной помощи возник специальный термин призрение, глагольная форма которого «призреть» означает «опекать», «заботиться о ком-то», «приглядывать за кем-то». Ныне этот термин, долгое время считавшийся устаревшим, вновь возвращается, приобретая новое, современное звучание.

Следует различать объект и субъект социальной помощи. Объектом помощи выступает ее получатель, нуждающийся в поддержке, под субъектом же понимается источник помощи. В зависимости от характера субъекта социальной помощи выделяется ряд основных типов призрения: частный (индивидуальный); групповой; общественный (в том числе общинный и церковный); государственный.

Исторически сложились две основные системы призрения: «открытая» и «закрытая». Открытая система призрения это нерегламентированная, хаотическая помощь нуждающимся, в основе которой лежит личное участие и желание (например, подаяние). Закрытая система призренияэто специализированные благотворительные заведения, деятельность и содержание работы которых регламентированы законом, оказывающие помощь целенаправленно и постоянно (приюты, богадельни, больницы, инвалидные дома, работные дома и т. п.).

К основным видам социальной помощи относятся:

1. Постоянное попечение (по отношению к полностью нетрудоспособным или неизлечимо больным людям).

2.  Срочное попечение (преимущественно по отношению к детям-сиротам, которые, не будучи неизлечимо больными либо калеками, впоследствии обретут трудоспособность).

3. Временное попечение (по отношению к тем категориям нуждающихся, которые в силу стечения обстоятельств оказались у «края жизни», на ее «обочине»: беженцы, вынужденные переселенцы, безработные и др.).

4.  Трудовая помощь (содействие в получении профессии, повышении квалификации, трудоустройстве и т. п.).

5.  Социально-психологическая реабилитация и адаптация (помощь в преодолении жизненных проблем и трудностей, стрессов и депрессивных состояний и т. п.).

6.  Социокультурная анимация (организация досуга).

Общие принципы благотворительности, на которых и основывается современная система социальной помощи за рубежом и в России:

а) обязанность организации призрения для государственного и местного управления;

б) разделение призреваемых по разрядам;

в) учет индивидуальных особенностей;

г) приоритет трудовой помощи;

д) учет местных условий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74341. Моделирование протяженных линий эл.передачи напряжением 330-750 кВ 38 KB
  Линии электропередачи с номинальным напряжением 330 500 750 кВ разделяют посредством переключательных пунктов на участки в 250 350 км что локализует и уменьшает влияние поврежденных участков на изменение параметров режима и устойчивость работы сети рис. Такое построение линии а также включение промежуточных подстанций разбивает электропередачу на участки и ее удобно моделировать цепочной схемой замещения. Протяженные линии в режиме минимальных нагрузок имеют избыток реактивной мощности генерируемой линией. Для компенсации этой...
74342. Режим передачи активной мощности для идеализированной электропередачи. Условия передачи активной мощности 319.5 KB
  Отложим вектор фазного напряжения U1ф в начале линии по вещественной оси. Под углом φ к нему построим вектор тока I в линии. В результате получим падение напряжения ΔU и вектор фазного напряжения U2ф в конце линии. Линия без потерь: а схема замещения; б векторная диаграмма; в угловая характеристика мощности Тогда активная мощность в начале линии 10.
74343. Режимные и технические мероприятия повышения пропускной способности электропередачи 31 KB
  Причем с увеличением длины линий второй фактор устойчивость определяет предел передаваемой мощности. Известно что передаваемая по линии без потерь активная мощность АМ и потребляемая по ее концам реактивная мощность РМ в зависимости от угла передачи d определяются как: Ограничения передаваемой мощности Р0 вызваны необходимостью обеспечить статическую устойчивость в нормальном режиме с коэффициентом запаса по передаваемой мощности: где предельная мощность Также нужно обеспечить динамическую устойчивость в аварийном режиме и передачу...
74344. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАЧИ РАСЧЕТА И АНАЛИЗА УСТАНОВИВШИХСЯ РЕЖИМОВ. ЦЕЛЬ РАСЧЕТОВ. ОСНОВНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ ПРИ РАСЧЕТЕ РЕЖИМОВ 95.5 KB
  Естественно такая электрическая цепь обязательно включает в себя ИП и ЭП как составные части и в едином смысле понятие электрической сети формально совпадает с понятием ЭЭС как электрической цепи. При решении ряда задач эксплуатации развития и проектирования электрических сетей необходимо оценить условия в которых будут работать потребители и оборудование электрической сети. Также эти оценки дают возможность установить допустимость анализируемого режима при передаче по сети данных мощностей при подключении новых и отключении...
74345. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ УСТАНОВИВШЕГОСЯ РЕЖИМА УЧАСТКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СЕТИ 1.09 MB
  В качестве участка может рассматриваться любой элемент трехфазной электрической сети (линия электропередачи, трансформатор и т.д.), в дальнейшем именуемый также общим термином — электропередача. Предварительно рассмотрим участок — электропередачу, схема замещения которого состоит из одной продольной ветви с сопротивлением
74346. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМПЕНСИРУЮЩИХ УСТРОЙСТВ 158 KB
  Создаются возможности регулирования напряжения в узлах сети и на зажимах электропотребителей: Реактивная мощность передаваемая от электростанции и других центральных источников загружает все элементы электрической сети уменьшая возможность передачи активной мощности. Поэтому по экономическим соображениям потребность в реактивной мощности в большей ее части необходимо удовлетворять за счет установки местных источников реактивной мощности. В этом случае уменьшается передача реактивной мощности по участкам сетей: снижаются потери...
74347. Составление схем замещения сетей одного или нескольких напряжений. Учет трансформации 64 KB
  Схема имеет 5 линий различного класса напряжения и 5 подстанций ступеней трансформации. Например если подстанция ПС1 соединяет выводы генератора с ЛЭП 500кВ то возможными напряжениями линий последующих ступеней будут 220 110 и т. Чем ниже напряжение сети тем большее количество линий она имеет и тем меньшая мощность передается по каждой из них.
74348. Электрические параметры режима и параметры схемы замещения. Виды режимов и их характеристика 51 KB
  Электрические параметры режима и параметры схемы замещения. Исходными данными для расчета установившихся режимов служат: схема электрического соединения и параметры сети электроэнергетической системы данные о потребителях и источниках электроэнергии. Нагрузки реальных электрических сетей при их проэктировании и эксплуатации обычно задают значениями потребляемых ими мощностей или токов ЭЭС представляется схемой замещения параметры которой обычно разделяют на продольные входящие в последовательную цепь передачи и распределения...
74349. Виды записи и составляющие полной мощности при сопряженном векторе тока. Векторные диаграммы комплексов мощности и тока 1.21 MB
  Виды записи и составляющие полной мощности при сопряженном векторе тока. Векторные диаграммы комплексов мощности и тока запись мощности при сопряженном токе Рассмотри общий случай при активноиндуктивной нагрузки источник синусоидального тока. Смещение тока относительно напряжения и определяет соотнощение между активной и реактивной составляющими мощности. Это соотношение известно как коэффициент мощности.